зойкина квартира булгаков о чем
Зойкина квартира
Майский вечер. Зоя Денисовна Пельц, тридцатипятилетняя вдова, одевается перед зеркалом. К ней по делу приходит председатель домкома Аллилуя. Он предупреждает Зою о том, что её постановили уплотнить — у неё шесть комнат. После долгих разговоров Зоя показывает Аллилуе разрешение на открытие пошивочной мастерской и школы. Дополнительная площадь — шестнадцать саженей. Зоя даёт Аллилуе взятку, и тот говорит, что, быть может, отстоит и остальные комнаты, после чего уходит. Входит Павел Федорович Обольянинов, любовник Зои. Он плохо себя чувствует, и Зоя посылает горничную Манюшку за морфием к китайцу, который часто его продаёт Обольянинову. Китаец Газолин и его помощник Херувим торгуют наркотиками. Манюшка велит Газолину, известному жулику, идти с ней и при Зое развести морфий в нужной пропорции — сам у себя он делает жидко. Газолин посылает с ней своего помощника, китайца-красавчика Херувима. Зоя делает Обольянинову укол, и тот оживает. Херувим объявляет цену большую, чем цена Газолина, но Павел даёт ему ещё и на чай и договаривается с «честным» китайцем, что он будет ежедневно приносить морфий. Зоя же, в свою очередь, нанимает его гладить в мастерской. Обрадованный Херувим уходит. Зоя рассказывает Павлу о своих планах, Манюшка, уже посвящённая во все дела Зои, уходит за пивом и забывает закрыть дверь, в которую незамедлительно проникает Аметистов, кузен Зои, шулер и жулик. Он подслушивает разговор Зои и Павла о «мастерской», которой нужен администратор, и моментально догадывается, в чем дело. Прибегает Манюшка, зовёт Зою. Та каменеет при виде кузена. Павел оставляет их вдвоём, и Зоя удивляется, что она сама читала, как его расстреляли в Баку, на что Аметистов уверяет её, что это ошибка. Зоя явно не хочет его принимать у себя, но кузен, которому негде жить, шантажирует её услышанным разговором. Зоя, решив, что это судьба, даёт ему место администратора в своём деле, прописывает у себя и знакомит с Павлом. Тот сразу понимает, какой перед ним выдающийся человек и как он поставит дело.
Осень. Квартира Зои превращена в мастерскую, портрет Маркса на стене. Швея шьёт на машинке, три дамы примеряют сшитую одежду, хлопочет закройщица. Когда все расходятся, остаются лишь Аметистов и Зоя. Они говорят о некоей красотке Алле Вадимовне, которая нужна для ночного предприятия. Алла должна Зое около 500 рублей, ей нужны деньги, и Аметистов убеждён, что она согласится.
Ночь. Все гости бурно веселятся, а в соседней комнате в одиночестве тоскует и говорит сам с собой Гусь. Появляется Зоя. Гусь рассказывает ей, что понимает, какая дрянь его любовница. Зоя успокаивает его. Гусь же находит утешение в том, что всех сзывает и раздаёт деньги. Начинается показ моделей. Выходит Алла. Гусь в ужасе, увидев. свою любовницу! Начинается скандал. Гусь объявляет всем, что его невеста, с которой он живёт, ради которой он оставляет семью, работает в публичном доме. Зоя увлекает всех гостей в зал, оставляя их одних. Алла объясняет Гусю, что не любит его и хочет за границу. Гусь обзывает её лгуньей и проституткой. Алла убегает. Гусь в отчаянии — он любит Аллу. Появляется Херувим, который успокаивает Гуся и вдруг ударяет его под лопатку ножом. Гусь умирает. Китаец усаживает Гуся в кресло, даёт трубку, зовёт Манюшку и забирает деньги. Манюшка в ужасе, но Херувим грозит ей, и они вместе убегают. Аметистов приходит, обнаруживает труп, все понимает и скрывается, взломав Зоину шкатулку с деньгами. Входит Зоя, видит труп, зовёт Павла и идёт за деньгами, чтобы скорее убежать, но шкатулка взломана. Она хватает за руку Павла и бежит к двери, но им преграждают путь комиссия из Наркомпроса и Газолин. Зоя объясняет, что Гуся убили китаец с Аметистовым. Пьяные гости вываливаются из зала. Входит Аллилуя; увидев комиссию, в ужасе говорит, что давно знал все об этой тёмной квартире, а Зоя кричит, что у него в кармане десятка, которую она дала ему взяткой, она знает номер. Всех забирают. Зоя грустно говорит: «Прощай, прощай, моя квартира!»
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Зойкина квартира» — краткое содержание пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова
«Зойкина квартира» – краткое содержание пьесы можно характеризовать, как комедию с трагическим финалом. Примечательно, что произведение Михаил Булгаков написал «под заказ».
Пьеса пользовалась успехом и рассказывает о временах НЭПа.
История создания пьесы Михаила Булгакова
В 1925 году автору поступило предложение от театра имени Вахтанга написать произведение для театра, сцены. Определенных рамок писателю не было поставлено.
Михаил Булгаков решил создать комедию о временах НЭПа. Пьеса была представлена публике в 1926 г., автор охарактеризовал ее как трагикомедию.
Премьера пьесы состоялась на сцене театра Вахтанга, прошла под бурные овации зрителей и имела успех.
Главные герои и их характеристика
В произведении задействованы следующие герои:
Зоя Пельц – хозяйка шестикомнатной квартиры, организатор швейной мастерской и дома свиданий, 35-летняя вдова.
Павел Обольянинов – жених Зои, любитель морфия, в вечернее время играет на рояле, что-то тяготит его.
Александр Аметистов — кузен хозяйки квартиры, отъявленный жулик, администратор салона.
Херувим – тот самый китаец, который снабжал алкоголем гостей дома свиданий и убивший ножом Гуся.
Борис Гусь-Ремонтный — миллионер, организатор дома свиданий, любовник Аллы, убитый китайцем в квартире Зои.
Алла-красотка – любовница миллионера Гуся, мечтающая уехать в Париж и выйти там замуж.
Краткое содержание пьесы «Зойкина квартира»
Сюжет произведения, как и спектакль, рассказывает о жизни обитателей шестикомнатной квартиры и ее хозяйке по имени Зоя. Она решает открыть на лишних метрах жилой площади пошивочную мастерскую, а вечером превратить квартиру в дом свиданий.
Идея оплачивается миллионером, начальником треста, которого все называют Гусем. Вечером Гусь приходит смотреть на манекенщиц, которые демонстрируют роскошные наряды.
Администратором «салона» становится кузен Зои, Аметистов, который порядочностью не отличается. Он отъявленный жулик, но хорошо руководит делом.
Днем в квартире шьют платья, хлопочет швея и закройщица, а вечером она «превращается» в притон, где китаец разносит наркотики и алкоголь, предлагая их гостям.
Нетрезвые мужчины смотрят на женщин в откровенных нарядах, которые не отличаются высокой нравственностью.
Одной из таких женщин становится Алла-красотка. Она должна Зое денег и готова на нее работать. Во время прогулки перед гостями в откровенном наряде, Аллу замечает ее любовник, Гусь. Между ними возникают серьезные разногласия, пара ругается.
Алла уходит, и Гусь остается в комнате один, китаец приходит к нему, успокаивает спонсора и убивает его ножом. Потом усаживает труп в кресло, дает ему трубку и показывает горничной Зое, которую зовут Манюшкой.
Она пугается и соглашается покинуть злополучную квартиру вместе с китайцем, который обещает увезти ее в Шанхай. Они убегают. Случайно труп находит Аметистов, он понимает суть содеянного, грабит Зою, опустошив ее шкатулку, потом убегает.
Когда труп находит Зоя вместе со своим женихом Павлом, они пытаются забрать деньги и сбежать, но шкатулка пуста, а в дверь уже стучатся члены комиссии.
Пьяные гости вываливаются из квартиры, а Зою и Павла арестовывают, последние слова главной героини: «Прощай, прощай моя квартира!».
Анализ произведения
Читать книгу, значит извлекать из нее определенный урок: произведение учит человека. Михаил Афанасьевич Булгаков смог полностью раскрыть характеры персонажей и показать их сущность.
Поговорим о том, какой смысл несет в себе пьеса:
обличает двуличность человека, его натуры;
помогает понять, что люди, совершившие ошибку в жизни, будут наказаны;
желая извлечь выгоду, есть риск пожертвовать свободой.
Жанр произведения можно определить, как комедийный, с трагическим завершением. Молодежный театр определяет жанр произведения, как трагикомедию.
Несмотря на относительную порядочность Зои, она все же получает наказание, хотя не является убийцей. Ее основная вина — решение совершить противозаконное деяние, открыть дом свиданий под видом швейной мастерской. Идею воплощает не она, но Зоя считается инициатором.
Восторженные отзывы зрителей, актеры, воплотившие на сцене неоднозначных по своей природе персонажей. Провокационность пьесы, свойственная Булгакову, помогла воплотить на сцене историю о жизни людей, которые вели «двойную жизнь». При этом пьеса не лишена колоритных персонажей, юмора и иронии.
Пьесу ставит Театр «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге, она идет 3 часа, в качестве инновации добавлены элементы кабаре. Кирилл Серебреников также был постановщиком пьесы, она шла в столице на сцене МХАТ им. Чехова.
«Вокруг Булгакова»: Зойка и её квартира
В «Днях Турбиных» таких персонажей действительно нет, но ведь и роман о театре, а не о постановке конкретной пьесы. Большая часть собственно театральных моментов в романе действительно касается «Дней Турбиных». Но вот именно эта сцена (кстати, происходящая не в театре, а дома у Максудова) касается совсем другой пьесы, которая, правда, шла параллельно, но в другом театре.
Работу над пьесой «Зойкина квартира» Булгаков начал в сентябре 1925 года (в это время работа над «Днями Турбиных» ещё продолжалась) по заказу 3-й студии МХАТ, которая в 1926 году стала Театром им. Евгения Вахтангова.
Сочинить для них комедию предложили сами вахтанговцы. У 3-й студии была та же проблема, что у всего МХАТа в целом — катастрофический дефицит современных пьес, которые не стыдно было бы поставить на сцене. При этом вахатнговцы, очевидно, ориентировались на творческое чутьё Константина Станиславского, который принял в работу пьесу Булгакова, несмотря на её проблематичное название.
Собственно, Булгаков не так чтобы очень рвался что-то сделать для 3-й студии. Позже он писал: «Это не я написал «Зойкину квартиру», это Куза (один из ведущих актёров театра Вахтангова Василий Куза, скорее всего, знакомый Булгакову ещё по Киеву, где он играл в театре Соловцова. — Авт.) обмакнул меня в чернильницу и мною написал «Зойкину квартиру»».
Вероятно, драматурга попросили не создавать молодому коллективу политических проблем, и пьеса действительно получилась «облегчённой» — детективно-бытовой в духе социальных реалий НЭПа, почти без политической составляющей. Действительно очень смешная, особенно принимая во внимание актёрские таланты исполнявших главные роли Рубена Симонова и Цецилии Мансуровой.
Сюжет пьесы в общем-то незатейлив — квартировладелица Зоя Пельц создаёт под видом пошивочной мастерской публичный дом. Ну а доблестная советская милиция (у Булгакова всюду подчёркнуто положительное отношение к правоохранительным органам) её разоблачает.
Оно, конечно, всё выглядит просто, но Булгаков ухитрился поместить в небольшое по объёму произведение огромное количество важных социальных тем, близких ему самому. Именно по широте тематики «Зойкина квартира» оставила далеко позади другие пьесы Булгакова, включая даже «Дни Турбиных» и «Кабалу святош».
Весьма поверхностно укажем некоторые из этих тем.
Во-первых, это сам статус Зои Пельц как владелицы квартиры, которая избежала уплотнения (в первоначальной версии она арендовала квартиру и испытывала трудности с её оплатой). Да-да — тот самый «квартирный вопрос», который затронут почти во всех произведениях Булгакова московского периода.
Чтобы сохранить жильё, Пельц совершает самые разные манёвры — от банальных взяток управдому Аллилуйе (фамилия у него такая) и прописывания в качестве отдельных жильцов прислуги Манюшки и совсем какой-то «мифической личности» из провинции, заканчивая созданием той самой пошивочной мастерской.
Во-вторых, это на личном опыте знакомая Булгакову тема наркомании — любовник Пельц Павел Обольянинов — наркоман, которого Зоя Денисовна пытается спасти, но, в конце концов, не спасает.
В-третьих, это проблема китайской диаспоры, актуальной для тогдашней Москвы чуть в меньшей степени, чем для современной Москвы актуальна проблема диаспоры среднеазиатской.
Вежливые, улыбчивые китайцы выполняли массу полезной работы — обстирывают и обглаживают всё хозяйство Пельц, а заодно снабжают наркотиками Обольянинова, и, в конце концов, китаец Херувим убивает нэпмана Гуся прямо в Зойкиной квартире. Чем подставляет, понятно, и саму хозяйку, и домработницу Манюшку, с которой бежит после преступления.
В-четвёртых, это проблема выезда за рубеж, куда так долго и безуспешно рвался Булгаков.
Зоя Пельц хочет уехать, чтобы не жить в СССР и чтобы организовать правильное лечение Обольянинова. Но у неё нет денег. И заработать нужную сумму честным путём — хотя бы за счёт пошивочной мастерской — практически нереально.
Правда, куда более сложный вопрос с разрешением на выезд за рубеж Зое как-то решить удалось. В отличие от Булгакова.
В-пятых, тема проституции, которой вообще как бы в СССР не было, но она всё же была. Во всяком случае во времена НЭПа.
Пельц удаётся укомплектовать свой дом женщинами с низким уровнем социальной ответственности, включая упомянутую Манюшку, и даже соблазнить любовницу Гуся Аллу Вадимовну (она тоже хочет в Париж!).
В-шестых, это проблема коррупции, которая проявляется не только в специфических отношениях Пельц и Аллилуи, но и в шикарной жизни Гуся.
Несмотря на политическую безобидность, широта поднимаемых социальных проблем несколько подвела театр. Цензура неоднократно вмешивалась, превращая, например, нэпмана Гуся-Хрустального в директора треста тугоплавких металлов Гуся-Ремонтного (кстати, социальная критика в результате усилилась даже).
Самые сильные изменения, впрочем, касались концовки пьесы. В первоначальном варианте милиция приходила в пустую квартиру, где обреталась только «мифическая личность», случайно на день заехавшая в Москву, что, понятно, создавало дополнительный комический оттенок. В конечном варианте большую часть участников оргии (без масок и QR-кодов!) берут на месте, а Херувима и Манюшку — в подъезде или при посадке на поезд.
Премьера спектакля состоялась 10 апреля 1926 года (премьера «Дней Турбиных» — 5 октября), и он с большим успехом шёл до самого начала 1928 года, когда его снял новый глава Главреперткома (Репертуарная комиссия — главный орган цензуры в театре) Фёдор Раскольников. Однако уже 23 февраля 1928 года Политбюро ЦК ВКП(б) за подписями Сталина, Бухарина и Косиора постановило спектакль с интересной формулировкой: «ввиду того, что «Зойкина квартира» является основным источником существования для театра Вахтангова, разрешить временно снять запрет на ее постановку» (можно, кстати, оценить популярность пьесы). В августе она была опять запрещена, а в марте 1929 года запрет был распространён и на другие театры (а «квартира» шла не только в Москве). Официальная формулировка — «за искажение советской действительности», но в реальности изменилась сама эта действительность — НЭП кончился, и критика вороватых руководителей трестов стала неактуальной.
P.S. Зою Пельц Булгаков не забыл. В «Мастере и Маргарите» Коровьев упоминает «московскую портниху», которую окружение Сатаны любит «за неистощимую фантазию, держала ателье и придумала страшно смешную штуку: провертела две круглые дырочки в стене…».
Краткое содержание «Зойкиной квартиры» необходимо знать каждому, кто интересуется творчеством известного советского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. Это одно из его программных произведений.
Пьеса Булгакова
Краткое содержание «Зойкиной квартиры» поможет лучше понять особенности творчества писателя. Действие этой пьесы разворачивается во времена НЭПа. Главная героиня под влиянием новых веяний открывает в своей квартире швейную мастерскую. В действительности это только прикрытие. Здесь начинает работать дом свиданий.
Оказывается, что между ними была давняя и крепкая связь, которая в конечном счете приводит к трагедии. Таково краткое содержание пьесы Булгакова «Зойкина квартира».
Место действия
Второй и третий акты намечены на осень. Между ними проходит три дня.
Завязка сюжета
У Зои Денисовны шесть комнат. Чтобы сохранить их, она предоставляет председателю домкома разрешение на открытие пошивочной мастерской на дому. В этом случае вопрос об уплотнении можно будет отложить, потому что она теперь не только живет, но и работает в своей квартире.
В конце Аллилуя получает взятку и обещает постараться отстоять и остальные комнаты главной героини.
Визит любовника
В кратком содержании пьесы М. Булгакова «Зойкина квартира» особое внимание уделяется визиту новых гостей. Следующим посетителем оказывается любовник главной героини Обольянинов. Он бывший дворянин, который сейчас оказался в тяжелом положении.
Обольянинов плохо себя чувствует, поэтому Зоя отправляет свою прислугу за морфием. После укола Обольянинов оживает. Помощники горничной Зои щедро платят китайцу и обещают не обижать его, если он будет каждый день поставлять качественный морфий. А Зоя нанимает одного из людей наркоторговца Херувима гладить вещи в ее новой мастерской. Тот уходит обрадованный.
Планы на будущее
Полное представление о произведении позволяет получить краткое содержание. В «Зойкиной квартире» Булгаков Михаил описывает разговор главной героини с Обольяниновым о планах на будущее. При этом она отправляет Манюшку в лавку за пивом. Та, убегая, забывает запереть дверь, и в квартиру попадает кузен Зои, жулик и шулер Аметистов.
Он подслушивает весь разговор, быстро догадываясь, что под мастерской, которой нужен администратор, они имеют в виду дом свиданий.
Зоя удивлена и поражена визиту своего родственника, потому что она была уверена, что его несколько лет назад расстреляли в Баку. Ему негде жить, поэтому он шантажирует ее подслушанным разговором, вынуждая позволить ему остановиться. Зоя в результате соглашается, назначает его администратором и прописывает у себя в квартире.
Второе действие
Второе действие пьесы «Зойкина квартира», краткое содержание которой приведено в этой статье, разворачивается уже осенью. В квартире Зои внешне настоящая швейная мастерская. На стене для благонадежности висит портрет Маркса. Работает швея, дамы примеряют одежду, тут же и закройщица. Когда посетительницы и работницы расходятся, в мастерской остаются только Аметистов и Зоя. Они обсуждают красотку Аллу Вадимовну, которая необходима для некоего ночного мероприятия. К тому же Алла должна Зое денег, поэтому Аметистов убежден, что она согласится.
Вскоре появляется и сама Алла. Она признается, что ей нечем отдавать долг. Зоя предлагает ей начать работу в ее доме свиданий. За это обещает простить долг, платить жалованье, да еще достать визу за четыре месяца. Алла решается, так как остро нуждается в деньгах для отъезда в Париж, где ее ждет жених.
Визит Гуся
Третье действие
Михаил Булгаков в «Зойкиной квартире» третье действие начинает с того, что Аллилуя вновь заявляется к главной героине с жалобами от других жильцов на то, что к ним по ночам постоянно ходят гости и играет громкая музыка. Получив взятку, довольный удаляется. О своем скором визите всех оповещает Гусь. Довольные тем, что обрели постоянного клиента, Аметистов и Павел отправляются в пивную.
Развязка пьесы происходит ночью в разгар бурного веселья. Один Гусь печалится, чтобы хоть как-то утолить тоску, он швыряется деньгами направо и налево. В это время он встречается с Аллой, которую считал своей невестой, а теперь выясняется, что она работает в публичном доме. Гусь и Алла ругаются, последняя убегает, а герой в недоумении, что ему делать дальше. Ведь он ее любит.
Его успокаивает только Херувим, однако, оказывается, что им движут темные мысли. Внезапно он закалывает Гуся и забирает его деньги. После этого зовет Манюшку и они вместе скрываются. Труп богатого гостя обнаруживает Аметистов. Он быстро оценивает масштаб катастрофы, взламывает шкатулку со сбережениями Зои и тоже сбегает.
Зоя, найдя убитого Гуся, тоже пытается скрыться, но оказывается, что все ее деньги пропали, а на выходе из квартиры она сталкивается с комиссией из Наркомпроса. Помимо трупа, обнаруживается уйма пьяных гостей и девушки развратного поведения. Появившийся тут как тут Аллилуя заявляет, что давно подозревал, что в этой квартире творятся темные дела. Тогда Зоя рассказывает, что в кармане у домкома еще лежит взятка, которую он утром получил от нее. В результате задерживают абсолютно всех.
Финальную фразу пьесы произносит Зоя. Она говорит: «Прощай, прощай моя квартира!».
Пьеса «Зойкина квартира»: краткое содержание. «Зойкина квартира» М. Булгакова: сюжет, отзывы
Зоя Пельц наряжается в своей квартире. К ней приходит Аллилуя из домкома. Он грозится, что ей нужно будет отказаться от части комнат. Получив от вдовы взятку, Аллилуя уходит.
Следующий гость – Павел Обольянинов, с кем Зоя состоит в любовных отношениях. Узнав про плохое самочувствие Обольянинова, женщина посылает за морфием. После наркотического укола, мужчина становится заметно бодрее. Китаец Херувим, принёсший неразбавленный морфий, получает на чай, и Зоя устраивает его на работу к себе в «мастерскую». Под видом мастерской Зоя держала дом свиданий.
Оставшись наедине с Павлом, женщина рассказывает любовнику про свои дела, и их разговор подслушал её племянник – жулик Аметистов. Он тут же догадался в чём дело, и начал угрожать тётушке. Зоя предлагает ему работать в «мастерской» и делает прописку в своей квартире.
Красавица Алла должна вдове крупную сумму и сейчас в отчаянии, так как не может вернуть долг. Зоя готова простить задолженность и платить сверху, если красотка поработает у неё. Хозяйка мастерской гарантирует безопасность и анонимность. Алла даёт свое согласие, но предупреждает, что сначала съездит в Париж к своему жениху.
Вечером горничная и Аметистов меняют декорации, и «ателье» превращается в настоящий дом свиданий. Херувим принёс наркотики и облачился в китайский наряд. Китаец ссорится и дерётся с Газолиным, так как оба сделали предложение горничной Манюшке.
Ночью приходит почётный гость – богатый Гусь. На сцену выходят женщины, и в одной из них он узнаёт Аллу – она была его невестой. После скандала, Алла убегает, а Херувим убивает несчастного Гуся, после чего крадёт все его деньги, и они с Манюшкой убегают. Нашедший труп Аметистов крадёт деньги Зои и тоже скрывается. Зоя, обнаружив мёртвого Гуся, хватает за руку Павла и хочет сбежать, но обнаруживает, что осталась совсем без денег. Тут входит комиссия и всех забирает.
Сатирическая комедия-фарс М.А. Булгакова «Зойкина квартира» – отражение той самой «булгаковской Москвы», к которой сам писатель относился то с любовью, то с презрением.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Пьеса «Зойкина квартира»: краткое содержание
Время действия – вечер. На дворе стоит май. Главная героиня, вдова Пельц Зоя Денисовна, стоит перед зеркалом и одевается. В этот момент заходит председатель домкома по фамилии Аллилуйя. У него важное дело – поставить Зою в известность о том, что ее будут «уплотнять» – постановили, что 6 комнат для нее много. Зоя и Аллилуйя долго разговаривают, затем женщина показывает домкому разрешение на открытие в квартире школы и пошивочной мастерской. А для этого нужна площадь в 16 саженей. Тем не менее, Зоя подкрепляет документ взяткой. Аллилуйя обещает, что постарается отстоять ее комнаты и уходит.
Очень злободневна для своего времени пьеса «Зойкина квартира». Сюжет ее основан на личных наблюдениях Булгакова, что не дает усомниться в подлинности изображаемых пороков общества.
Появляется любовник Зои – Абольянинов Павел Федорович. Ему плохо, поэтому Зоя зовет горничную Манюшку и отправляет ее к китайцу за морфием. Китайца зовут Газолин. Он с помощником Херувимом торгует наркотиками. Газолин известен как жулик, поэтому Манюшка велит ему идти с ней, чтобы на месте развести морфий, иначе без контроля он сделает слишком жидко. Но Газолин вместо себя посылает с девушкой своего помощника. Зоя сама делает укол любовнику, после которого тот оживает.
За свои услуги Херувим просит больше, чем нужно. Однако Абольянинов платит и даже дает ему на чай, а затем договаривается о том, что тот будет ежедневно носить ему морфий. А Зоя нанимает его гладильщиком. Радостный Херувим уходит.
[править] История создания
[править] НЭП
История создания этой пьесы теснейшим образом связана с первой половиной 1920-х годов в Москве, а именно — со временем НЭПа. НЭП — Новая экономическая политика — это изменение хозяйственной политики молодого советского государства, целью которой было использование рынка и частной собственности — после всеобщей национализации, проводимой пришедшей к власти ленинской партии.
Страна после падения империи, Октябрьской революции и Гражданской войны оказалась в полной разрухе, при абсолютном падении экономики. Каким-то образом нужно было восстановить и нормализовать жизнь и даже сделать советский рубль конвертируемой валютой. Большие надежды возлагались на НЭП. В страну был привлечен иностранный (то есть буржуазный, из «плохих» стран) капитал, разрешены частная собственность и создание частных фирм.
Страну заполонили мелкие торговцы и частные предприниматели: торговые ларьки и магазинчики, рестораны и мастерские, пекарни и редакции газет и журналов. На продажу выставлялось всё: пирожки, платья, талант, честь, совесть и т. д.: то есть, у кого что оказалось — то и было признано товаром (желающие могут сравнить с 1990-ыми годами в том же месте действия).
Забегая вперед, напомним, что юридически НЭП (Новая экономическая политика) был(а) прекращен(а) только 11 октября 1931 года, с принятием «Постановления о ликвидации спекуляции со стороны частных торговцев»[1], но на самом деле свертывание реформ происходило значительно раньше — со второй половины 1920-х годов.
Первая половина 1920-х годов вошла в истории страны как годы разгульной свободы и появления нового социального слоя — разбогатевших нэпманов — частные торговцы, лавочники и ремесленники, не озабоченные ни романтическим революционным духом всеобщего счастья, ни конъюнктурными соображениями об удачном служении новой власти, оказались в этот период на первых ролях и устанавливали свою моду: не классические искусства и развитие науки интересовало их — для этого им не хватало образования; основным спросом стали пользоваться кабаре и рестораны, веселые простые песенки, юмористические журналы с поверхностыми пошлыми шуточками и другие подобные развлечения. Однако и в этих легких жанрах оказалось немало талантливого, вошедшего в культуру следующих поколений и не растерявшегося в вихре времени.
Соответствующую продукцию должен был поставлять и театр.
[править] Вахтанговцы
В 1925 году бывшая театральная студия Вахтангова, в то время составлявшая Третью студию при Московском Художественном театре и мечтавшая воплотиться в отдельную труппу, обратилась к М. А. Булгакову с идеей написания легкого водевиля на современную НЭПовскую тему. К 1926 году Третья студия полностью определилась и организовалась в театр им. Евг. Вахтангова (кратко: когда Евгений Багратионович Вахтангов умер, его ученики — дабы спасти дело Вахтангова от развала — были включены в систему МХТ, а когда наконец удалось обрести самостоятельность и стать отдельным театром, его возглавил избранный студийцами совет).
Для постановок был специально приглашен режиссер Алексей Дмитриевич Попов[2]; он работал с вахтанговцами в период, когда они составляли Третью студию МХТ, но он не был учеником Вахтангова, а потому многих не устраивал — считался чужаком. Однако на тот момент, когда вахтанцовцы только отделились от Художественного театра Станиславского, А. Д. Попов их вполне устраивал в качестве режиссера. Вот ему и предлагалось стать постановщиком новой пьесы.
[править] Работа над пьесой
Автор не сразу взялся за написание. Позже он признавался: «Это не я написал „Зойкину квартиру“. Это Куза обмакнул меня в чернильницу и мною написал „Зойкину квартиру“»
В конце концов драматург был побежден театром и, получив в сентябре 1925 г. аванс от Студии Е. Б. Вахтангова, принялся за написание пьесы[4]. Тем для сюжета вокруг было полным полно, оставалось лишь на какой-то из них остановить свой выбор. Булгаков выбрал.
По воспоминаниям второй жены драматурга Л. Е. Белозерской, сюжет был почерпнут из заметки в ленинградской вечерней «Красной газете» о раскрытии милицией карточного притона некоей Зои Буяльской, действовавшего под вывеской пошивочной мастерской. Но дело в том, что текст этой заметки до сих пор не найден, и вполне допустимо, что в своих мемуарах Любовь Евгеньевна что-то спутала. Не исключено, что на самом деле внимание Булгакова привлек освещавшийся в октябре 1924 г. «Красной газетой» процесс Адели Адольфовны Тростянской, организовавшей притон и дом свиданий под видом пошивочной мастерской и массажно-маникюрного кабинета. А кроме того, было немало и других похожих историй. Прообразов у главных персонажей и сюжетов оказалось весьма немало, и впоследствии, после триумфального шествия пьесы, журнал «Ононёк» № 10 в конце марта 1929 г.) опубликовал статью следователя Самсонова «Роман без вранья» — «Зойкина квартира», в которой рассказывалось про притон в квартире Зои Петровны Шатовой у Никитских ворот. А вот по воспоминаниям соседа Булгакова писателя Владимира Артуровича Лёвшина (Манасевича) (1904—1984), одним из прототипов Зойки послужила Наталия Юльевна Шиф, жена художника Георгия Богдановича Якулова (1884—1928), студия которого располагалась в квартире 38 дома № 10 по Б. Садовой, где в 1922—1924 гг. жил Булгаков[4]. С кого была списана главная героиня пьесы, точно установить не удалось — слишком популярна и животрепещуща и в полном соответствии с окружающим бытом оказалась тема. Свои прототипы оказались и у других персонажей: кузен главной героины Аметистов напоминал диккенсовского Джингля из «Посмертных записок председателя Пиквикского клуба» (1837); Мертвое тело, спившийся ветеран белого движения, явно тяготил к «Сказке о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем» (1833) В. Ф. Одоевского[4].
Так появилась первая редакция этой ставшей через много лет классической пьесы. Ныне она утрачена[5]. Сохранены лишь воспоминания со слов вспоминающих — артистов-вахтанговцев, которые были заняты в спектакле. Как вспоминали режиссер театра Иосиф Раппопорт и исполнитель роли Аметистова Рубен Симонов, это была очень остроумная пьеса, высмеивающая всех, положительных персонажей там не было; особенно блистательно сатирическим был финал — все успевали улизнуть из квартиры, кроме случайно заехавшего туда настоящего прописанного квартиранта — он проживал фактически в другом месте (по-советски — тоже преступление), но вдруг приехал посмотреть, что творится в его жилье. Вот его-то и арестовывала доблестная советская милиция[5].
В конце 1925 года пьеса «Зойкина квартира» была закончена, а 11 января 1926 года Булгаков прочитал ее труппе театра[4].
Пьеса понравилась и была принята к постановке. Правда, известно, что режиссер А. Д. Попов попросил автора о незначительной переработке некоторых эпизодов[5]. По всей видимости, речь шла о слишком явных антисоветизмах. Но какие именно эпизоды имелись в виду и как были переработаны — теперь уже узнать невозможно.
Кузен
Продолжаем описывать краткое содержание («Зойкина квартира»). Женщина рассказывает о своих планах Павлу. Манюшка, знающая обо всем, уходит в магазин за пивом, но забывает закрыть за собой дверь. Этим пользуется Аметистов – кузен Зои, слывущий жуликом и шулером. Он подслушивает разговор Павла с Зоей о какой-то мастерской и тут же догадывается об истинном предназначении помещения.
Возвращается Манюшка и зовет Зою. Увидев кузена, она замирает. Павел уходит. Зоя заводит разговор с Аметистовым, который напрашивается на то, чтобы остаться у нее, начинает шантажировать женщину услышанным. Она решает назначить его администратором в своем заведении. Павлу нравится Аметистов, он уверен, что кузен Зои сможет наладить их дело.
Пьеса Булгакова
Краткое содержание «Зойкиной квартиры» поможет лучше понять особенности творчества писателя. Действие этой пьесы разворачивается во времена НЭПа. Главная героиня под влиянием новых веяний открывает в своей квартире швейную мастерскую. В действительности это только прикрытие. Здесь начинает работать дом свиданий.
Зоя берет в помощники мошенника Аметистова, а также экс-дворянина Абольянинова, который влюблен в хозяйку квартиры. Мечта главной героини — скопить денег, чтобы уехать из России. Она грезит Францией. Первое время бизнес развивается весьма успешно. У Зои появляются постоянные клиенты — один из них коммерческий директор треста тугоплавких металлов по имени Гусь-Ремонтный.
Оказывается, что между ними была давняя и крепкая связь, которая в конечном счете приводит к трагедии. Таково краткое содержание пьесы Булгакова «Зойкина квартира».
Осень
Иронически подходит к описанию происходящего в своей пьесе Булгаков («Зойкина квартира»). Краткое содержание переносит нас в осень. Зоина квартира теперь стала мастерской, на стене которой висит портрет Маркса. В комнате сидит швея, которая шьет на машинке, а три женщины примеряют готовую одежду. Тут же занята своим делом и закройщица. Постепенно все расходятся. В комнате остаются только Зоя и Аметистов. Родственники заводят разговор о какой-то Алле, слывущей своей красотой. Она нужна им для их ночного предприятия. Алла задолжала Зое 500 рублей и сейчас сильно нуждается в деньгах, поэтому Аметистов не сомневается в том, что женщина согласится на их предложение.
Решение Аллы
Близится к своей кульминации пьеса «Зойкина квартира». Содержание описывает сомнения Зои относительно участия Аллы. Аметистов вступает с ней в спор. Их перепалку прерывает появление Манюшки, которая сообщает, что пришла Алла. Входит девушка, Аметистов рассыпается в комплиментах и уходит.
Зоя и Алла остаются наедине. Последняя говорит, что ей стыдно за то, что она не может вернуть долг, что у нее совсем плохо финансами. Зоя выражает ей сочувствие и тут же предлагает работу. Она обещает платить 60 червонцев ежемесячно, забыть про долги и оформить визу – в Париже Аллу ждет жених. В обмен девушка должна 4 месяца по вечерам работать манекенщицей у Зои, которая обещает, что все останется в тайне.
Женщины договариваются, что Алла приступит к работе через три дня. Зоя, желая показать дружеское расположение, дарит девушке парижское платье. Алла благодарит хозяйку и уходит.
Ночное «ателье»
Зоя идет переодеваться. Манюшка и Аметистов начинают готовиться к приходу Гуся, который является богатым человеком и директором треста тугоплавких материалов. Именно ему обязано своим существованием «ателье» Зои. Аметистов снимает портрет Маркса, а на его место вешает картину с обнаженной женщиной. Постепенно преображается и вся комната.
Херувим и Манюшка
Херувим зовет Манюшку с собой в Шанхай, обещает богатую жизнь. В ответ девушка дразнит его и говорит, что выйдет за другого, хотя китаец ей и нравится. Херувим пытается зарезать Манюшку, потом отпускает и объявляет, что делает девушке предложение, а затем уходит.
Похожие материалы:
Развязка
Заканчивается пьеса «Зойкина квартира» (краткое изложение мы представили выше). За окном ночь, а в «ателье» царит веселье. Начинается показ моделей. Появляется Алла. Внезапно Гусь начинает скандал, ведь это его любовница и невеста. Алла говорит, что не хочет за него замуж, а хочет в Париж. Гуся успокаивает Херувим. Китаец сажает его в кресло и убивает, забирая деньги. Херувим и Манюшка сбегают.
Труп находит Аметистов и все понимает. Он взламывает Зоину шкатулку с деньгами и тоже сбегает. Гуся находит Зоя. Она бежит к Павлу, а затем к шкатулке, но та взломана. Они вдвоем идут к двери, но им преграждает путь сотрудники из Наркомпроса. Всех присутствующих забирают в милицию.
Отзывы о пьесе «Зойкина квартира»
Краткое содержание, отзывы и мнение читателей о произведении – это все, что нужно, чтобы определиться с тем, стоит ли пойти на эту пьесы в театр. Итак, первое мы уже рассмотрели, но что же говорят те, кто прочитал оригинал или увидел его на сцене?
Большинство читателей и любителей театра просто в восторге от этой пьесы Булгакова. Главным образом, отмечают невероятный психологизм и точность в описании характеров персонажей. Выделяют мастерство автора в изображении различных типов людей, начиная с интеллигенции и заканчивая бандитами и жуликами. Интересен и сам сюжет, который позволяет увидеть жизнь дна в 20-е годы 20 века. Читатели считают, что автору удалось с большой точностью и очень реалистично изобразить тот мир.
[править] Вторая редакция
А вот за рубежом пьеса шла. В 1929 году пьеса была переведена на немецкий язык.
В 1935 году М. А. Булгаков создал сокращённую редакцию[8] для перевода на французский язык, сделанный актрисой Марией Рейнгардт, — Булгаков удалил некоторые имена высоких госпартработников (Ленин, Сталин) и определенные намеки на быт 1920-х годов, которые были бы непонятны иностранцам[4]. Заодно изменил фамилию Обольянинов на Абольянинов[11]. Эта французская редакция послужила основой для перевода пьесы и на английский язык — его сделали в мае 1935 г. советский литератор Эммануил Львович Жуховицкий и секретарь посольства США в Москве Чарльз Боолен (в 50-е годы он стал американским послом в СССР)[4].
Премьера этого варианта «Зойкиной квартиры» прошла 9 февраля 1937 года во Франции, в парижском театре «Старая голубятня»[4].
Именно в этой редакции пьеса существует и поныне[8]. А вот первая редакция — та, что была поставлена в театре Вахтангова и которой было посвящено столько хвалебных, а затем разгромных статей, — оказалась утрачена. И уже — тем более — не сохранился самый первый, изначальный вариант, который автор закончил в конце 1925 года и в январе 1926-го принес в театр на читку[5].