золотой телец что означает
Золотой телец
Золотой телец
Из Библии. В Ветхом Завете, во Второй книге Моисея (Исход, гл. 32) рассказывается о том, как евреи, возвращаясь на родину из египетского плена, долгое время блуждали по пустыне и совершенно\’ утратили веру в скорое прекращение своих скитаний. Тогда священнослужитель Аарон велел собрать все золотые украшения, которые были у евреев, переплавить их и сделать золотую статую тельца (быка). Евреи стали поклонять-. ся этому тельцу и приносить ему жертвы в надежде на возвращение домой: «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (гл. 32, ст. 4). Но пророк Моисей пресек это идолопоклонство.
Иносказательно: символ богатства, власти золота, власти денег. Отсюда же выражения «поклонение золотому тельцу», «пляска вокруг золотого тельца» и т. п. Пример использования выражения в иносказательном смысле — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» (1931).
Смотреть что такое «Золотой телец» в других словарях:
золотой телец — сущ., кол во синонимов: 8 • власть денег (3) • власть золота (1) • деньги (129) … Словарь синонимов
ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ — в ветхозаветных преданиях золотой (или позолоченный) идол быка, которому поклонялись как воплощению самого Бога. В переносном смысле олицетворение богатства, денег … Большой Энциклопедический словарь
Золотой телец — в Ветхом Завете золотой (либо позолоченный) идол быка, поставленный Аароном по требованию народа, обеспокоенного долгим отсутствием Моисея, говорившего с Яхве на Синайской горе. Золотому тельцу поклонялись либо как воплощению самого Бога, либо… … Исторический словарь
ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ — в ветхозаветной традиции золотой (либо позолоченный) идол быка, поставленный Аароном по требованию народа, обеспокоенного долгим отсутствием Моисея, говорившего с Яхве на Синайской горе (народ «сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел … Энциклопедия мифологии
Золотой телец — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его … Википедия
Золотой телец — в ветхозаветных преданиях золотой (или позолоченный) идол быка; был сооружён Аароном по требованию народа, который стал поклоняться Золотому тельцу как воплощению самого Бога. В переносном смысле олицетворение богатства, денег. * * * ЗОЛОТОЙ… … Энциклопедический словарь
Золотой телец — Золотой телецъ (иноск.) золото, богатство. Поклоняться золотому тельцу. Ср. На землѣ весь родъ людской Чтитъ одинъ кумиръ священный, Что̀ царитъ надъ всей вселенной: Тотъ кумиръ телецъ златой. Гете. Фаустъ. Арія Мефистоф. Ср. Но въ роскошный… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
золотой телец — Золотой (златой) теле/ц, книжн. Символ власти золота, денег. Из библейского рассказа о том, как израильтяне, забыв о Боге, сделали себе идола золотого тельца, пока Моисей пребывал на горе Синай … Словарь многих выражений
Золотой телец
Золотой телец – истукан, поклонением которому опозорил себя израильский народ при горе Синая ( Исх.32 гл.). Долгое пребывание в такой идолопоклоннической стране, как Египет, имело своим неизбежным следствием то, что израильтяне отчасти поддались влиянию идолопоклоннического культа. Да и не только в самом Египте, но и на его окраинах, где жили разные семитические инородцы, израильтяне постоянно видели самое грубое идолопоклонство, где божество постоянно представлялось и боготворилось под видимыми символами, животными и истуканами, и есть немало указаний на то, что израильтяне сами иногда принимали участие в таком идолослужении. Когда освободитель народа возвестил ему возвышенную идею единобожия и призывал его отселе признавать только Иегову, единого живого личного Бога, то, несмотря на коренившееся в его сознании древнее верование отцов, ему трудно было сразу подняться на высоту такого отвлеченного веровоззрения. Последующая история должна была постепенно развивать его религиозное сознание, и те великие события, которых он был доселе свидетелем, как чудесное освобождение от могущественного фараона, чудесное водительство и питание в пустыне и, наконец, величественное дарование закона, должны были приучить народ к вере в невидимая Бога, Который не нуждался ни в каких видимых символах для проявления Своих отношений к людям. Чтобы резче положить грань между идолопоклонством и истинной религией, вторая заповедь с особенного выразительностью запрещает прибегать к каким бы то ни было изображениям и кумирам для воплощения в них предмета поклонения и боготворения. Но в народе, который в течение целых веков был окружен самыми грубыми формами идолопоклонства, и после всех воспитательно-исторических событий, подготовлявших его к высшей ступени религиозной жизни, оставалось естественное желание иметь какой-нибудь видимый символ даже в поклонении Иегове. И это желание он не замедлил осуществить, лишь только представился благоприятный случай для того. Личное присутствие Моисея сдерживало народ от удовлетворения этого незаконного желания; но когда он удалился на священную гору и оставался там более месяца, то, при отсутствии вождя, народ оказался в беспомощном и отчаянном положении. При этом случае естественно сильнее всего сказалось потребность в каком-нибудь видимом символе божества, и народ стал требовать, чтобы Аарон сделал для него бога наподобие тех, что им известны были в Египте. Народ не имел в виду идолопоклонства в собственном смысле и хотел боготворить Иегову, но только под какою-нибудь более доступною народному сознанию и знакомою ему формою. Та готовность, с которою народ принес золотея вещи для этой цели, показывает, как тяжело было для него долго оставаться без чувственной религиозности, с какою силою заявляла о себе потребность в ней. Аарон в соответствие религиозным воззрениям народа «сделал литого тельца», который, встречен был всеобщим ликованием. Если бы Аарон обладал такою же силою воли, как его младший брать, то, конечно, и он легко мог бы убедить народ не делать этого преступного шага. Но он малодушно уступил народному требованию, и вот чрез несколько времени готов был телец, и в честь его назначено было всенародное празднество со всесожжением. «И сел народ есть и пить, а после встал играть». Это религиозное празднество напоминает отчасти то, которое совершали обыкновенно в Египте по случаю нахождения нового Аписа. После глубокая траура, вызывавшаяся смертью прежнего Аписа, начиналось дикое ликование. Женщины играли на кастаньетах, мужчины на флейтах, народ пел и под такт музыки хлопал в ладоши. Начинались сладострастные пляски, вино пилось без меры, и все празднество превращалось в дикую вакханалию животных страстей и чувственности. Стан израильского народа огласился восторженными ликованиями, отголоски которых раздавались по ущельям и утесам священной горы законодательства, на которой в священном уединении находился великий вождь и законодатель народа. Получив божественное внушение об опасности и заслышав необычайный шум в стане, Моисей поспешил сойти с горы. Тропа вела с нее закрытым ходом, так что он ничего не мог видеть до самого спуска в равнину. По мере схождения шум становился все явственнее, и бывший с ним Иисус Навин высказал опасение, не сделано ли на народ какого-нибудь враждебного нападения; но Моисей явственно различал, что это был «не крик побеждающих и не вопль поражаемых», а «голос поющих». Когда он совсем сошел с горы и увидел в чем дело, то весь закипел благородным негодованием. Для того ли освобожден этот народ, чтобы он предавался дикому разгулу идолопоклонства? И это было после всех чудесь, которые были совершены для убеждения этого народа в вере в невидимая Иегову, как единого истинного Бога, после величественного законодательства, которое запрещало всякие кумиры и подобия Какое же значение могли иметь после этого и те скрижали, которые он принес с собою со священной горы и на которых были выбиты только что возвещенные заповеди, так скоро и преступно нарушенные народом? Моисей порывисто бросил их от себя, и они разбились. Появление его в стане было так неожиданно для народа, что все как бы замерли от страха и изумления. Гневный вид законодателя и вождя мгновенно пробудил в совести израильтян чувство своей преступности, и они трепетно ждали, что будет. Момент был критический, и Моисей воспользовался им, чтобы возвратить народ на путь истинной религиозности. Необходимо было осязательно показать народу, что сделанный им идол не имеет в себе никакой божественной силы. Поэтому Моисей сжег идола на огне, велел истереть его в порошок и рассыпал по воде, которую приходилось пить народу. Он поступил с идолом так, как только возможно было поступить с ним с целью его унижения и вместе наказания народа. Но этого было недостаточно. Нужно было истребить в зародыше самих вожаков идолопоклонства и выдвинуть наиболее преданных новому законодательству людей, чтобы поставить их на страже истинной религии. Ставь при входе в стан, Моисей поэтому кликнул к себе всех, кто ревнует о Иегове. «Кто Господень, иди ко мне!» – закричал он. На призыв его отозвалось только колено Левиино, самое малочисленное в народе. Но оно было сильно духом, и этим сынам Иеговы Моисей повелел истребить идолопоклонников. Весь стань объят был ужасом, сыны Левия прошли по нему и «пало в тот день из народа до трех тысяч человек». Только такою великою жертвою и пламенным заступничеством Моисея народ избавился от грозившего ему полного истребления и оставления со стороны Иеговы. История поклонения золотому тельцу излагается в 32 гл. кн. Исход.
Золотой телец
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Золотой телец — золотой идол в форме тельца и грех идолопоклонства, совершенный евреями в период странствий по пустыне. Увидев, что Моисей (Моше), поднявшийся на гору Синай для получения Торы, не вернулся в назначенный час, народ собрал золотые украшения и заставил первосвященника Аарона, брата Моше, переплавить их в золотого идола. Когда Моше вернулся и увидел, что евреи поклоняются золотому тельцу, он разбил полученные от Вс-вышнего Скрижали Завета с написанными на них Десятью заповедями. В дальнейшем, благодаря молитвам Моше, наказанию виновных и полному раскаянию всего народа, Вс-вышний простил евреев и вернул Свое Присутствие (Шхину) в их стан. Согласно традиции, поклонение золотому тельцу произошло 17 Тамуза — день, ставший впоследствии одной из траурных дат еврейской истории.
Оглавление
Грех Золотого тельца в цепи событий Исхода [↑]
Первое восхождение Моше на гору Синай и Дарование Торы [↑]
Через 50 дней, 6 Сивана, еврейский народ получил Тору на горе Синай.
7-го Сивана, уже после Дарования Торы, Моше вернулся на гору Синай (доступ к горе был запрещен всему народу, о чем еще до Дарования Торы народ был предупрежден). Моше поднялся на гору, чтобы изучить Тору во всех подробностях непосредственно под руководством Всевышнего и получить Скрижали Завета.
Одна из причин, почему евреи ошиблись [↑]
Перед тем, как подняться на гору, Моше сказал Израилю: «По истечении сорока дней, в шестом (солнечном) часу я вернусь и принесу вам Тору».
Евреи полагали, что день 7-го Сивана, в который Моше поднялся на гору, является одним из указанных сорока. Однако, этот день был неполным, Моше должен был вернуться 17 Тамуза, но евреи ждали его на день раньше.
Идол золотого тельца [↑]
16 Тамуза, когда казалось, что Моше уже не вернется, «эрев рав» (представители других народов, присоединившиеся к евреям) пришли к Хуру, сыну пророчицы Мирьям, и потребовали сделать идола, который поведет народ вместо Моше. Когда же Хур отказался, его убили. После этого обратились с тем же требованием к Аарону.
Аарон, боясь, что после еще одного убийства евреи не смогут получить прощения, а также желая протянуть время до прихода Моше, попросил принести золотые украшения их жен. Хотя женщины отказались, это не замедлило дела, т.к. мужчины дали свои украшения.
Идол в виде тельца получился независимо от воли Аарона, путем использования «эрев равом» колдовских техник. Наутро «эрев рав» и некоторые евреи поклонились тельцу и принесли ему жертвы.
Когда Моше, спустившись с горы Синай 17 Тамуза, увидел это, он разбил Первые Скрижали, чтобы не отягчать вину евреев, т.к. одним из написанных на Скрижалях Речений было: «да не будет у тебя других богов».
18 Тамуза Моше сжег тельца и наказал виновных, а 19 Тамуза вновь поднялся на гору, чтобы вымолить у Вс-вышнего прощение для евреев.
Второе восхождение Моше на гору Синай [↑]
Моше пробыл на горе Синай 40 дней — с 19 Тамуза по 29 Ава, в результате чего Вс-вышний не стал уничтожать евреев, но сказал Моше, что отныне Он не пойдет в среде народа, а пошлет ангела, который поведет евреев в Обетованную (обещанную еще праотцам) землю.
Тора говорит: «И услышал народ это суровое слово, и воскорбели, и не возложил никто украшений своих на себя» (Шмот, 33:4). Раши объясняет: не возложил двух венцов, которые получили на горе Хорев (Синай) в награду за выражающие полное доверие Б-гу слова «сделаем и послушаем» — «наасе вэ-нишма» (эти слова сказал еврейский народ Вс-вышнему в ответ на предложение дать Тору: сначала «сделаем», а потом «послушаем»).
Вторые Скрижали и прощение еврейского народа [↑]
На следующий день, 1 Элуля, Вс-вышний вновь призвал Моше.
В этот раз Моше также провел на горе 40 дней, до 10 Тишрея 2449 года, и поднялся на небывалый духовный уровень. Он просил Вс-вышнего отменить приговор и пойти Самому в среде народа.
10 Тишрея, в Йом Кипур — День Искупления, Б-г полностью простил евреев и приказал Моше вытесать другие каменные Скрижали с написанными на них Десятью речениями. Эти, Вторые Скрижали, Моше передал евреям, спустившись с горы Синай.
Моше также передал повеление Вс-вышнего о строительстве Переносного Храма — Мишкана, где будет производиться служба Б-гу и на котором будет пребывать Шхина.
Строительство Переносного Храма — Мишкана
На следующий день после Йом Кипура, 11 Тишрея, Моше было приказано перечислить евреев посредством пересчета монет по полшекеля, которые каждый должен был пожертвовать на строительство Мишкана.
Мидраш объясняет, что, пожертвовав по монете в сокровищницу Мишкана (посредством чего они будут сосчитаны), евреи выкупят свои жизни, право на которые они потеряли во время происшествия с тельцом.
С Йом Кипура до того момента, как был сооружен Мишкан (1 Нисана 2449 года), «Моше брал шатер и разбивал его вне стана, далеко от стана, и называл его шатром Собрания. И было, всякий ищущий Господа выходил к шатру Собрания, который вне стана. И было, когда выходил Моше к шатру, поднимался весь народ, и стояли они, каждый у входа в свой шатер, и смотрели вслед Моше, пока он не войдет в шатер. И было, когда входил Моше в шатер, спускался облачный столп и стоял у входа в шатер, и Он говорил с Моше … и возвращался он в стан» (Шмот, 33:7-11).
Раши объясняет, что после того, как Вс-вышний говорил с ним, Моше возвращался в стан и обучал старейшин народа тому, чему сам обучился.
После возведения Мишкана, Шхина пребывала только там, и Моше не мог говорить с Вс-вышним ни в каком другом месте.
Во время последнего пребывания на горе Синай Моше было указано, что строительство Мишкана должно быть поручено Бецалелю, внуку Хура, убитого во время происшествия с золотым тельцом. Это должно было искупить вину, приведшую к смерти Хура.
25 Кислева — меньше, чем через три месяца, было закончено строительство всех деталей Мишкана, а собран финально и освящен он был 1 нисана 2449 года.
В чем состоял грех золотого тельца? [↑]
Как объясняют комментаторы, евреи, сделав золотого тельца, не утратили веру в Б-га. Они искали замену не Б-гу, а Моше.
По мнению Рамбана (Нахманида), изваяние тельца, которое евреи вылили, было лишь обозначением одной из сил, посредством которых Б-г управляет миром. Хотя евреи искали замену именно Моше, они хотели, чтобы их вел не другой человек, а одна из таких небесных сил, которая будет служить посредником между ними и Вс-вышним. Но это и есть идолопоклонство, которое является тяжким грехом. Вместо того, чтобы обратиться напрямую к Отцу, царский сын обратился к «чиновнику» — чем глубоко задел и разгневал Отца, продемонстрировав отчуждение и нежелание поддерживать близкую, непосредственную связь.
Утратив тот уровень почти идеальной близости к Б-гу, евреи также оказались в состоянии совершить убийство (Хура).
Как были наказаны виновные? [↑]
Спустившись с горы, Моше стал в воротах лагеря и сказал: «Кто за Г-спода — ко мне!» Вокруг Моше собралось колено Леви. Согласно мидрашу, ни один из левитов не поклонился золотому тельцу.
Левиты судили всех, кто сознательно предался идолопоклонству. Те, кто были заблаговременно предупреждены о том, что идолопоклонство наказывается смертной казнью — при условии, что предупреждавшие их свидетели дали исчерпывающие показания — были убиты мечом.
Те, чье идолопоклонство было засвидетельствовано, но кто не был предупрежден, умерли от эпидемии, посланной Всевышним (согласно закону Торы, смертной казнью по постановлению земного суда может быть наказан лишь тот, кто был своевременно предупрежден).
Те, чье идолопоклонство не было засвидетельствовано (и кто не был предупрежден), были подвергнуты испытанию особой водой, в которой был растворен пепел тельца. Животы всех виновных распухли, как только они выпили эту воду, а невиновные остались невредимы.
Следует помнить, что число евреев, казненных за поклонение золотому тельцу, было незначительным. Тора свидетельствует, что при выходе из Египта в Нисане число взрослых евреев-мужчин составляло шестьсот тысяч, а когда в Тишрее, через три месяца после истории с тельцом, был пересчет народа с помощью пожертвованных людьми половин шекеля, число взрослых мужчин (в возрасте старше 20-ти лет) выросло до шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти. Таким образом, число казненных было меньшим, чем прирост населения старше 20-ти лет в течение шести месяцев — между Нисаном и Тишреем.
Женщины, как известно, вообще не участвовали в грехе золотого тельца.
Высочайший уровень поколения пустыни и его раскаяние [↑]
Нельзя недооценивать величия того поколения — поколения пустыни. После произнесения у горы Синай «наасэ ве-нишма» евреи напоминали скорее ангелов, чем людей. Вс-вышний избрал это поколение для получения Его Торы, зная, что все они — праведники, настолько они были сильным духом и держали под контролем свой «ецер а-ра» (дурное начало).
Но если так, то почему они совершили грех золотого тельца? Почему Б-г не защитил их, как Он обычно защищает Своих праведников?
Вс-вышний не расстроил их замысел и позволил тельцу стать реальностью, чтобы подать знак надежды всем будущим поколениям. Случай с золотым тельцом должен был показать: как бы далеко ни уклонилась еврейская община от путей Торы, для нее всегда остается возможным раскаяние и возвращение.
Если после такого страшного греха, как грех тельца, Вс-вышний вновь принял сынов Израиля, то теперь ни одна община не сможет заявить, будто пала слишком низко, чтобы вернуться.
Следует также иметь в виду, что испытание определяется на Небесах пропорционально величию человека (или поколения). Чем выше духовный уровень, тем суровее испытание. Евреи должны были отказаться от всех умозаключений и подчиниться словам Вс-вышнего. Моше обещал вернуться к ним, и требовалось, чтобы они верили этому — несмотря на то, что логические рассуждения приводили их к выводу, что Моше не вернется, и следует искать ему замену.
Вс-вышний оценивал проступок Поколения Пустыни, учитывая его огромные возможности. Он осудил всю общину за то, что она не протестовала против зла и пожертвовала золото на изготовление изваяния, хотя в действительности лишь эрев рав по-настоящему служил золотому тельцу.
Что означает золотой телец?
Под этим понятием подразумевают не только идола, золотой телец в современном понимании – это власть денег, символ богатства, поклонение и господство материальных ценностей
Поможет понять, что из себя представляет идол золотой телец легенда. Моисей вывел израильтян из Египта и повел их через пустыню в новую землю. Пока он разговаривал с Господом и получал от него наставления, люди испугались, что с ним произошло несчастье. Они обратились с просьбой к Аарону, чтобы тот создал для них бога, который выведет их из пустыни. Аарон из украшений и золота выплавил золотого тельца. Вокруг этого быка израильтяне устроили пляски и веселье. На что очень разгневался Господь и хотел даже истребить весь народ, но Моисей выпросил прощения и пошел на землю с Иисусом Навином.
Здесь он, рассердившись, на человеческую глупость и дерзость разбил в сердцах скрижали, написанные Богом. Тельца истер в порошок, добавил в воду и заставил выпить израильтян эту воду. Затем встал на воротах и предложил идти с ним дальше тем, кто чтит Господа и верит ему. После того, как осталось несколько человек, решивших поклоняться тельцу, сыны божьи убили отрекшихся от Бога. После Моисей сказал Богу: «они искупили свою вину кровью».
Золотой телец в Библии
Золотой телец и Моисей
Золотой телец значение
Поклонение золотому тельцу. Никола Пуссен.
Превращать деньги в главную цель своей жизни и означает – поклоняться золотому тельцу.
И выражению этому уже несколько тысяч лет.
В Ветхом завете, в книге Исход рассказывается о том, как Моисей вел свой народ из Египетского рабства в обещанную Богом Землю. Однажды израильтяне остановились на отдых и разбили лагерь у горы Синай. По велению Бога Моисей поднялся на гору, чтобы получить знаменитые десять заповедей, а также другие установления, по которым предстояло жить народу Израиля. Сорок дней и ночей провел Моисей на вершине горы, общаясь с Богом. Долгое отсутствие своего вождя взволновало израильтян. Они стали думать, что Моисей может и не вернуться к ним, а потому обратились к его брату и сподвижнику — Аарону. «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». Аарон велел народу собрать все золотые украшения, и принести ему. Из этого золота он отлил статую тельца и предложил ее народу в качестве идола, которому теперь могли бы поклоняться израильтяне. Народ принес золотому тельцу жертвы и устроил праздник в честь нового божества. Так евреи предали истинного Бога.
Когда Моисей спустился с горы и увидел пирующий народ, он в гневе уничтожил идола, а виновные в этом преступлении были наказаны.
С тех пор и возник этот образ: поклоняться золотому тельцу означает отказаться от истинного Бога в пользу другой жизненной цели — накопления земных сиюминутных богатств. Ведь для алчного человека деньги очень быстро становятся подобием божества, которому он готов приносить любые возможные жертвы.
Вот только смогут ли деньги и даже все золото мира разом, заменить человеку любовь, мудрость и вечную жизнь, возможную только тем, кто познал настоящего Бога?
Так что как бы ни были важны прибыли для любого бизнесмена, не стоит так поспешно называть их самым главным своим жизненным приоритетом.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.