знс земли что такое
Характеристика земель населенных пунктов: состав, виды разрешенного использования
Любой город или иное поселение предусматривает несколько зон, в которых располагаются земли разного целевого назначения.
На них ведётся застройка территории, предусматривающая различные характеристики зданий и сооружений.
Они распределяются на территории согласно видам разрешённого использования.
В сатье рассмотрим состав ЗНП, классификатор ВРИ, а также узнаем какая деятельность не допустима на данной земле.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Состав ЗНП
Земельные участки поселений
Основные территории, входящие в состав ЗНП, относятся к землям поселений. Это более узкое понятие в сравнении с категорией земель и включается в указанную категорию. Также оно выступает видом разрешённого использования (ВРИ) и распространяется:
В соответствии с Градостроительным кодексом, земли поселений делятся на соответствующие территориальные зоны, допускающие возведение домов разной этажности. Малоэтажные здания, менее трёх этажей, предусмотренные для проживания одной семьи и не допускающие разделения на квартиры, возводятся в пределах территорий, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство.
Что входит в понятие ЗНП?
Это место заселения застроенного земельного массива, имеющее разновидность сельского или городского типов поселений. Является административной единицей. Управляется органами местного самоуправления и входит в состав государственной системы. Ими могут являться:
Отделяется от прочей территории муниципальных земель границами, которые установлены соответствующими законодательными актами и внесены в Государственный кадастр недвижимости согласно нормам Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.15 г. Территория поселений, в том числе городская, считается действительной только внутри установленных границ, что дано в положении п.1 статьи 83 ЗК РФ, а установление состава земель этой категории рассматривается в статье 85 ЗК РФ.
Статья 83 ЗК РФ. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
Здесь располагаются различные фрагменты инфраструктуры поселения, требующиеся для организации, функционирования и жизнеобеспечения этой системы. Разное функциональное назначение зон города соответствует различным способам их размещения на всей его площади.
Зонирование территории — что это такое?
Это разбивка площади расположения населённого пункта на зоны по признаку их функциональности. Порядок территориального зонирования определяется на основании соответствующего правового режима, регулирующего использование:
Зонирование предусматривает совокупное использование участка вместе с наземными и подземными коммуникациями по типовым правилам, предусмотренным для всех видов поселений. На основании зонирования территории города выделяются кварталы и зоны:
Их перечень дан в п.1 статьи 85 ЗК РФ. Кварталы располагаются в центе городского поселения, по окраинам зонирование ограничивается без квартальным разделением, ориентируясь на целевое назначение зон. Сельское поселение тоже разделяется на зоны без определения кварталов.
Целевое назначение
Независимо от разнообразия зон, включённых в административную единицу, они все ориентированы исключительно на сохранение и развитие поселения, и могут служить только целям, связанным с организацией проживания и получения необходимых услуг гражданами населённого пункта.
Классификатор ВРИ
Все виды целевого назначения ЗНП отражены в классификаторе. Классификатор – документ № 709 от 30.09.2015 г., утверждённый Приказом Минэкономразвития РФ. Но так как состав данных земель многофункциональный, в совокупности включает в себя целевое назначение, соответствующее и другим категориям ЗУ, согласно п.1 статьи 85 ЗК РФ.
Категория земель по целевому назначению | код | Вид разрешённого использования |
Земли населённых пунктов | 2.0 | Жилая застройка |
2.1 | Малоэтажная жилая застройка | |
2.2 | Приусадебный участок ЛПХ | |
2.3 | Блокированная жилая застройка | |
2.4 | Передвижное жильё | |
2.5 | Среднеэтажная жилая застройка | |
2.6 | Многоэтажная (высотная) жилая застройка | |
2.7 | Обслуживание жилой застройки | |
3.0 | Общественное использование объектов кап. строительства | |
3.1 | Коммунальное хозяйство | |
3.2 | Социальное обслуживание | |
3.3 | Бытовое обслуживание | |
3.4 | Здравоохранение | |
3.5 | Образование, просвещение | |
3.6 | Культурное развитие | |
3.7 | Религиозное развитие | |
3.8 | Общественное управление | |
3.9 | Обеспечение научного развития, научной деятельности | |
3.10 | Ветеринарное обслуживание | |
4.0 | Предпринимательство | |
4.1 | Деловое управление | |
4.2 | Торговые центры | |
4.3 | Рынки | |
4.4 | Магазины | |
4.5 | Банки и страховые организации | |
4.6 | Общепит | |
4.7 | Гостиничный сервис | |
4.8 | Досуг и развлечения | |
4.9 | Транспортный сервис | |
5.0 | Отдых и рекреация | |
5.1 | Спорт | |
5.2 | Природно-познавательный туризм | |
5.3 | Охота, рыбалка | |
5.4 | Причалы, предназначенные для маломерных судов | |
5.5 | Поля для гольфа и конных прогулок |
Виды разрешенного использования
Каждый ВРИ предназначен для соответствующей деятельности, предусмотренной характеристиками зоны застройки. Шифр 2.0 предусматривает строительство жилых зданий следующих типов:
Зона, предусматривающая расположение земель с ВРИ под шифром 3.0, относится к общественному пользованию. Она может служить следующим целям:
В бизнес зону с шифром 4.0 входят все организации, регулирующие предпринимательскую деятельность, в том числе – офисы компаний, их управленческие и административные центры. Также здесь размещаются объекты, участвующие в бизнесе и использующиеся для извлечения прибыли. В их числе:
В зону рекреационного назначения под шифром 5.0 входят все виды отдыха, занятия спортом и туризмом, которые допускаются в определённых местах:
Такие земли могут использоваться как государством или муниципалитетом, так и арендаторами, предоставляющими соответствующие услуги.
Деятельность, недопустимая на таких земельных участках
Здесь не допускается делать ничего из того, что не служит целям развития города или посёлка. В особенности, если такое действие может повлечь для граждан населённого пункта ухудшение качества жизни.
В силу этого недопустимо нижеследующее:
При обнаружении перечисленных и аналогичных нарушений, следует подать жалобу в Роспотребнадзор.
Перевод в другие категории
Эти земли не ограничены в обороте, поэтому их можно переводить в другие категории. Регулируется данная процедура нормами статьи 8 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.04 г. Наиболее часто такие процедуры касаются перевода ЗНП в категории:
Также советуем ознакомиться с полезной информацией о кадастровой оценке ЗНП.
В целом процедура разрешена, но вопрос зависит от нюансов. Главное в порядке перевода – изменение границ населённого пункта, так как данные земли располагаются за его пределами. В этом случае требуется соблюдать следующий порядок:
ЗНП – это категория земель, на которых расположены города и другие поселения. Они делятся на зоны, каждая из них соответствует определённому ВРИ, опираясь на нормативы классификатора. Согласно зонированию, располагаются жилые кварталы, деловые и торговые зоны, установлены места расположения административных зданий. Допустим перевод в другие категории при условии изменения границ.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Вопрос 47. Правовой режим земель населённых пунктов
1. Общая характеристика земель населенных пунктов
Земли населенных пунктов – одна из 7 категорий земель. Несмотря на небольшую площадь она очень важна. Статистика – земли населенных пунктов – 19, 2 млн га – 1,1 от общей площади земель. Эти территории важны как основа для комфортного проживания населения, создания транспортной, инженерной и других инфраструктур, на этих землях наиболее активны инвестиционные процессы, на этих землях проживает в основном население
ЗНС – земли, используемые и предназначенные для застройки развития населенных пунктов. Ранее назывались земли поселения Градостроительный К 98г). В новом законодательстве (ФЗ’03 об общих принципах организации местного самоуправления) понятийный аппарат изменился (ч.1 ст.2 фз) в состав одного поселения могут входить несколько населенных пунктов.
Границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы н/п не могут пересекать границы муниципальных образований или выходит за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставлены гражданам и юл.
Способы установления границ н/п, установленные законом
1. Утверждение и изменение генерального плана городского округа или поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района.
2. Утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, расположенного за пределами границ поселения.
Вопросам установления и изменения границ посвящен институт территориального планирования. Это институт градостроительного права. Территориальное планирование – планирование развития территорий в тч для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования. Вопросы градостроительного планирования урегулированы гл.3 Градостроительного Кодекса.
2. Градостроительное планирование
20.03.11 №41-ФЗ в градостроительный К были внесены изменения по вопросам территориального планирования. Данный закон упростил институты территориального планирования.
Документы территориального планирования:
1. Документы территориального планирования РФ
2. Документы территориального планирования субъектов РФ
3. Документы территориального планирования муниципальных образований – именно в них устанавливаются границы населенных пунктов.
В соответствии со ст.18 ГрадК документами территориального планировнаия муниципальных образований являются
1. Генеральный план поселений
2. Генеральный план городских округов (содержание – ст.23 ГрадК)
a. Положения о территориальном планировании (сведения о планируемых для размещения объектов, параметры функциональных зон)
b. Карта планируемого размещения объекта местного значения (дороги, объекты образования и здравоохранения)
c. Карта функциональных зон
d. Карта границ населенных пунктов
3. Схемы территориального планирования муниципальных районов (ст. 19 ГрадК)
a. Положения о территориальном планировании (сведения о планируемых для размещения объектов, параметры функциональных зон)
b. Карта планируемого размещения объекта местного значения
c. Карта функциональных зон
d. Карта границ населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях
Порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований
4. Ранее ГрадК предусматривал обязательное согласование всех документов территориального планирования. В настоящее время предметом согласования являются:
a. Возможность случая оказания негативного воздействия на окружающую среду
b. Пересечение границ зон, предполагаемого расположения объектов капитального строительства различных уровней
5. При согласовании следует учитывать НПА:
b. Приказ Минрегионразвития 26.05.11 №244
Реализация документов территориального планирования (ст.26 ГрадК)
Реализуются в соответствии с программами, утвержденными муниципальными органами
Информирование общественности и публичные слушания. Проекты документов территориального планирования должны размещаться на официальном сайте не менее, чем за три месяца до их утверждения (ст.9 ГрадК). Град К предусматривает отказ от госэкспертизы проекта, кроме случаев, указанных в п.5.1 ст.6 ГрадК Публичные слушания регулируется уставами муниципальных образований. Срок проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования (от 1 до 3 месяцев). По результатам, глава местной администрации принимает решение о согласии с проектом генплана, либо о его отклонении и отправлении на доработку. Проблемы к семинару
Схемы территориального планирования муниципальных районов утверждаются не менее, чем на 10 лет
Генпланы поседений и городских округов – не менее, чем на 20 лет.
3. Состав населенных пунктов и градостроительное зонирование территорий
Выделяют следующие территориальные зоны:
4. Инженерных и транспортных инфраструктур
5. С/х использования
6. Специального назначении
7. Военных объектов
8. Иные территориальные зоны.
Соотношение зон в составе земель н/п с соответствующими категориями земель – самостоятельно. Определение установления территориальных зон регулирует институт градостроительного зонирования
Градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных он и установления градостроительных регламентов
Территориальные зоны – зоны, для которых правила землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Основным документов градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки. Этот документ утверждается НПА ОМС и в нем устанавливаются:
1. Территориальные зоны
2. Градостроительные регламенты для каждой зоны (решение ВГД №72, карта градостроительного зонирования, которая показывает территориальные зоны и их границы)
3. Порядок применения такого документа и внесения в него изменений
Важнейшим документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки. Они разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий мун образований; для обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создание условий для привлечения инвестиций, в тч путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования з/у и объектов капитального строительства.
Состав правил землепользования и застройки
1. Порядок их применения и внесение изменений в указанные правила
a. Урегулирована подготовка документации планировки территории
b. О проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки
c. Об изменении видов разрешенного использования з/у
2. Карта градостроительного зонирования – графическая часть правил, на которой устанавливаются границы территориальных зон.
a. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого з/у к одной территориальной зоне.
3. Градостроительный регламент
a. Указываются виды разрешенного использования з/у
b. Предельные (max и min) размеры з/у и предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов.
c. Нормы об ограничении использования з/у и объектов капитального строительства.
d. Градостроительный регламент устанавливается для з/у в пределах одной территориальной зоны. Требования градостроительных регламентов обязательны для соблюдения. Несоответствие з/у и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в 2-х случаях
i. Если виды использования градостроительным регламентам……
ii. Предельные размеры участка, размерам или требованиям, указанным в регламентах
Последствия использования не соответствующих регламентам участка
1. Участок продолжает использоваться без установления срока приведения в соответствие регламенту…….
3. В случае необходимости изменения параметров объектов капитального строительства, либо строительства новых объектов, соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно. Для з/у, расположенных в пределах одной территориальной зоны, устанавливается только один градостроительный регламент.
ГрадК подробно регламентирует процедуру принятия правил землепользования и застройки (ст.31-33ГрадК).
4. Территориальные зоны
ЗК, Град К выделяют различные зоны (ст.85ЗК п5.11 и ст.35 ГрадК). Град К более полно регулирует территориальные зоны
1. Жилые зоны – для застройки жилыми зданиями и объектами культурно-бытового назначения
a. Зоны застройки индивидуальными жилыми домами
b. Зоны застройки малоэтажными, среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами.
В жилых зонах допускается размещение объектов социально-бытового назначения, стоянок автомобильного транспорта, объектов здравоохранения, образования
a. Зоны делового и коммерческого назначения
b. Общественно-деловые зоны
c. Зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения
d. Производственные зоны
e. Зоны инженерной транспортной инфраструктуры
f. Зоны рекреационного назначения
i. Земли, занятые парками, скверами, пляжами, иными территориями, предназначенные дл отдыха, туризма и спорта.
3. Зоны с/х использовании
a. Зоны c/х угодий (пашни, сенокосы, пастбища
b. Зоны, занятые объектами с/х назначения
4. З/у общего пользования (бульвары, проезды, площади). Эти земельные участки не выделяются в отдельную территориальную зону. Эти з/у не подлежат приватизации.
5. Иные территориальные зоны – не названы в ЗК
a. Зоны специального назначения (кладбища, объекты размещения отходов производства и потребления)
ОМСУ могут устанавливать иные виды территориальных зон в правилах землепользования и застройки конкретных мен образований.
5. Правовой режим земель пригородных зон
Идея их правового регулирования предопределена следующими причинам:
1. Эти зоны представляют собой резерв для увеличения территории города
2. Место отдыха населения
3. Выполняют важные функции в интересах города (расположение баз, складов, обеспечивающих нужды города).
Пригородные зоны – это земли, находящиеся за границами населенных пунктов, но составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию.
Особенности правового режима
В пригородных зонах выделяют следующие территории:
1. Территории с/x производства
2. Зоны отдыха населения
3. Резервные земли для развития города
Таки образом, пригородные зоны тоже подлежат зонированию. Однако существуют некоторые проблемы правового режима пригородных зон
1. В федеральном законодательстве вопросы управления и использования пригородных зон не урегулированы
a. необходимо ввести в законодательство норму. Предусматривающую совместное планирование использования территорий города и прилегающих пригородных зон соответствующими органами власти (города и поселения)
b. Предлагается распространить на пригородные зоны все положения населенных пунктов
Вопрос 48. Правовой режим земель промышленности, информатики, транспорта, связи, радиовешания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны,
безопасности и земель иного специального назначения
Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки:
– для размещения железнодорожных путей;
– размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
– установления полос отвода и охранных зон. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгру-зочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горючесмазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения.
Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режима их использования.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки:
– для размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
– размещения морских и речных портов, причалов, других объектов, необходимых для эксплуатации, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
– выделения береговой полосы.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
– эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
– кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
– подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
– наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
– наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.
Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, экспериментальные базы для отработки техники, центры подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.
Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки:
– для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ и др.;
– разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов;
– создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах.