зной все увеличивался так что становилось тяжело дышать придаточное
50 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным
Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным разных видов из произведений художественной литературы.
Виды сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным
Сложноподчиненные предложения с придаточным обстоятельственным в зависимости от смысловых отношений между главной частью и придаточной делятся на несколько видов:
Укажем примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных обстоятельственных из произведений художественной литературы.
Предложения с обстоятельственным придаточным места
Обстоятельственные придаточные места указывают на место или направления действия, о котором сообщается в главном предложении. Они часто поясняют указательные слова «туда», «там», «оттуда» или обстоятельства места в главной части и отвечают на вопросы:
Придаточные со значением места присоединяются к главной части с помощью союзных слов-наречий:
Примеры
И через силу скачет конь туда, где светится огонь (М. Лермонтов).
А час спустя там, где вода сливается с небом, показался белый дымок (В. Осеева).
Я оттуда, где струится Тихий Дон, краса степей, и оттуда, где клубится беспредельный Енисей (А. Хомяков).
А дальше, где тростинки зелены уже просто до черноты, державным строем стоят вокруг какого-то окна или особо опасной топи камыши в коричневых меховых опушках (Ю. Домбровский).
Где силой взять нельзя, там надобна ухватка (И. Крылов).
Примеры предложений с придаточным образа действия
Егорушка стал засыпать так, как об этом долгие годы мечтала его мать (В. Лидин).
Двор так замело, что можно было шагать через прясло (М. Бубеннов).
Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился (И. Крылов).
Никогда Павка не старался так, как в свой первый рабочий день (Н. Островский).
Примеры предложений с придаточным цели
Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать (М. Светлов).
Мы работать в эти степи выходили до зари, чтоб росли на нашем хлебе силачи-богатыри (М. Исаковский).
Мне нужен мир, чтобы вырасти скорей и облететь вокруг земного шара ( А. Безыменский).
Я клянусь так жить и так трудиться, чтобы Родине цвести (Ольга Берггольц).
Покидаем мы землю родную для того, чтобы до звёзд и планет донести нашу правду земную и земной наш поклон и привет (Е. Долматовский).
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (И. Крылов).
Примеры предложений с придаточным времени
Едва кончился снегопад, население Новинска вышло расчищать заваленные пути (В. Ажаев).
Тогда лишь становится город героем, когда стал героем солдат (М. Лисянский).
Лишь только мы въехали на самую высокую точку горы, лошади вдруг совсем остановились (И. Гончаров).
Пока солнце не обогреет землю, на зеленой листве деревьев, на поникшей от холода траве лежит нежный, лёгкий иней (Г. Марков).
С тех пор как ушёл Григорий из дома, установились между ними отношения не то что враждебные, а холодно-натянутые (М. А. Шолохов).
См. еще 15 примеров предложений с придаточным времени.
Примеры предложений с придаточным причины
Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью (В. Арсеньев).
Древесина сосны используется даже в самолетостроении, так как она прочна и легка (В. Осеева).
Эскадра Юрьева погибла оттого, что лопнули все железные якорные цепи (К. Паустовский).
Так как отряд выступил от посёлка довольно поздно, то пришлось идти почти до сумерек (В. Арсеньев).
Примеры предложений с придаточным сравнения
Как невозвратная струя бежит, блестит и исчезает, так жизнь и юность убегает (А. Пушкин).
Песня, тихая и тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел (А. Чехов).
Трое других раненых медленно и спокойно, не прячась, словно уже полученные раны предохраняли их от пуль, шли по поверхности земли (Э. Казакевич).
В лесу что-то страшно и сухо треснуло, будто сломалась большая сосна (К. Паустовский).
См. ещё 11 примеров предложений с придаточным сравнения.
Примеры предложений с придаточным условия
Если начнутся дожди, то палатки придётся переносить выше, на холм (В. Арсеньев).
Кабы я плавать умел, купаться бы стал (М. Горький).
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт (И. Крылов).
Всякое дело надо делать хорошо, коли взялся за дело (М. Горький).
Раз никому нет дела до меня, останусь и буду жить, как жила (А. Фадеев).
Примеры предложений с придаточным уступки
Матросы работали в две смены, хотя и нуждались в полном отдыхе послеи жестокого боя (С. Сергеев-Ценский).
Пусть тот бой не упомянут в списке славы золотой, день придёт — ещё повстанут люди в памяти живой (А. Твардовский).
Молодой партизан был крепок, ловок, силен, даром что невелик ростом (А. Серафимович).
Отлетев немного, утка сейчас же спустилась в осоку, и после, сколько я ни искал её, не мог уже найти вторично (В. Арсеньев).
Примеры предложений с придаточным следствия
До глубокой осени лилась с неба вода, так что нельзя было на поля ни войти, ни въехать (В. Солоухин).
Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать (Д. Мамин-Сибиряк).
Снег становился белее, ярче, так что ломило глаза (М. Лермонтов).
Кругом было тихо, тихо, так что слышался малейший шорох (К. Паустовский).
Пониже Аксакова была мельница и огромный пруд, так что подпруда воды доходила почти до сада (С. Аксаков).
Урок по русскому языку и литературе на тему» СПП с придаточными следствия»
Содержание урока : деятельность учителя и ученика
Добрый день! У нас сегодня на уроке присутствуют гости. И я надеюсь, что наш урок принесет нам всем радость. Тема интересная и совсем нетрудная. На улице чудесная погода, воздух свежий. Пусть это ощущение пребывает с вами, придаст вам уверенности, сил, поможет нам плодотворно потрудиться сегодня.
Хочу сказать, что к этим словам мы еще вернемся в течение урока.
Проверка индивидуального дом. задания. — Что было задано на дом? Подготовить небольшую экскурсию по родным местам. (небольшие проекты учащихся)
Называет тему, цели урока. На этом уроке вы узнаете, что такое придаточное следствия в сложноподчинённом предложении, узнаете, на какие вопросы отвечает придаточное следствия, где стоит в предложении, научитесь находить в предложениях придаточные следствия и отличать их от похожих конструкций.
Запишите тему урока.
Попробуем сами определить признаки новых придаточных, не обращаясь к учебнику. Для этого проведём исследование. Рассмотрим предложение : (на доске )
Зной всё увеличивался , так что становилось тяжело дышать.
1)Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.
2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного. Сравните: Зной так всё увеличивался , что становилось тяжело дышать — придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном. Относится к сказуемому увеличивался.
Чтение правила в учебнике на стр.88.
1.чтобы она тоже знала эту новость.
2. В лесу было красиво (что из этого следует?)
2.будто кто-то просил о помощи.
3.Позвони Анне (зачем? С какой целью?)
3.потому что свет мешал
4.Впереди слышались странные звуки (как?)
4. так что хотелось сделать снимки.
5.Ночь была тиха и светла(несм.на что?)
5. если человек не будет ее бояться.
6.Пурга не страшна (при как.усл.?)
6.хотя луны не было.
Вывод : какие придаточные мы с вами вспомнили?
Стр.89, упр.138. преобразуйте ССП в СПП с придаточными следствия и степени. Подчеркните в предложениях грамматические основы.
Снег шел долго, и дорога в город была занесена.
Путники устали, и идти дальше им не хотелось.
Похолодало, и нам не хотелось выходить из дому.
1ученик у доски. Синтаксический разбор предложения. Снег шел долго, так что дорога в город была занесена.
[. ], ( так что – союз) придат. следствия.
Вывод: так что союз придаточного следствия, относится ко всему главному предложению.
Практическая работа. По рядам. а) Перепишите, заменяя придаточные следствия придаточными степени. Образец . Вишневые деревья были низкорослые, так что для сбора ягод не требовалось лестницы.— Вишневые деревья были такие низкорослые, что для сбора ягод не требовалось лестницы. 1) В марте стояли теплые дни, так что поля быстро освободились от снега.— В марте стояли такие теплые дни, что поля быстро освободились от снега. 2) Было темно, так что мы с трудом различали дорогу. – Было так темно, что мы с трудом различали дорогу.
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия тесно связанны между собой, так как в одной части выражается причина, в другой – следствие ( в сложноподчиненных с придаточными причины в главной части – следствие, в придаточной – причина, в сложноподчиненных с придаточным следствия наоборот: главная часть – причина, придаточная – следствие).
Вывод : Мы убедились, что придаточные со значением образа действия можно изменить в придаточные со значением следствия и наоборот.
Из 2-х простых предложений составьте сначала СПП с придаточным причины, а затем СПП с придаточным следствия.
Мы создали в школе краеведческий уголок.
Мы хотим сохранить историю села для будущих поколений.
Урок русского языка в 9 классе на тему «Повторение § 20. «СПП с придаточными сравнительными».»
Русский язык. 9 класс. Урок № 35.
Повторение темы «СПП» (с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными времени, места, причины, цели, следствия, условия, уступки, образа действия, меры и степени).
Новая тема. § 20. «СПП с придаточными сравнительными».
Повторение темы «СПП» (с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными времени, места, причины, цели, следствия, условия, уступки, образа действия, меры и степени).
Задание № 1 (презентация): в данных предложениях назовите (на слух) вид придаточных.
Задание № 2: выпишите грамматические основы из придаточных обстоятельственных предложений образа действия, меры и степени (знаки препинания не расставлены):
(1) Он крикнул так что все вздрогнули. (2) Народу высыпало по улицам столько что в глазах рябило. (3) Сильвио был так умен и опытен что не мог этого не заметить. (4) Он изменился до того что его трудно было узнать. (5) Он смеялся так как не смеялся давным-давно. (6) Граф расположился у камина так спокойно что нельзя было надеяться выжить его из комнаты. (7) Ветер выл с такой свирепой выразительностью что казался одушевленным. (8) Мы разговорились по-видимому так дружески что Иван Игнатьич от радости проболтался. (9) Снег уже местами настолько уплотнился что можно было проехать по насту. (10) Трудился так крестьянин мой что градом пот с него катился.
Задание № 3: выпишите только грамматические основы из придаточных обстоятельственных предложений следствия (знаки препинания не расставлены):
(1) Он сразу уснул так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание. (2) Зной всё увеличивался так что становилось тяжело дышать. (3) Снег всё становился белее и ярче так что ломило глаза. (4) Веревка была длиною почти во всю комнату так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. (5) Голос у матери оказался негромок так что Поля не разобрала вступления. (6) Сын пришел так что можно ужинать. (7) Дорогу размыло дождем так что проехать было невозможно. (8) Снег всё становился белее и ярче так что ломило глаза. (9) В них было много молодого задору так что любое дело им казалось по плечу. (10) Я опоздал на поезд так что встреча отменяется.
Зной всё увеличивался, так что становилось тяжело дышать .
становилось тяжело дышать
проехать было невозможно
дело казалось по плечу
Задание № 4 (презентация): заполните (на слух) таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными следствия ; в другие ячейки поставьте «-».
Я опоздал, так что стыдно было уже и появляться на пороге кабинета.
Если у вас отсутствует доброжелательство к людям, выработайте у себя это качество.
Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать.
Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен.
Память у него была баснословная, так что он передавал малейшие детали происшествия.
Мы вышли в дорогу, когда рассеялся туман.
Голос у лектора оказался негромок и глуховат, так что студенты плохо его слышали.
Новая тема. § 20. «СПП с придаточными сравнительными»
Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждет чего-то.
(1) Серое зимнее утро занялось с трудом точно солнцу было больно светить . (2) Старик притворился будто бы не слыхал моего вопроса и продолжал шепотом читать мою подорожную. (3) От каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким словно знакомая степь раскрывалась перед вами уходя в бесконечную даль. (4) Он ходил по комнате как мечется дикий зверь в тесной клетке. (5) Воздух только изредка дрожал как дрожит вода возмущенная падением ветки. (6) Аким всё поглядывал на жену свою как будто собирался ей что-то сказать. (7) Ветер скупо кропил дождевыми каплями будто милостыню сыпал на черные ладони земли. (8) Кони беспокоились будто овод жалил. (9) Станицы хуторá на Дону обезлюдели будто на покос вышла вся Донщина. (10) Пантелей Прокофьевич сидел не поднимая опущенной головы будто и не слышал разговора.
От каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль .
Аким всё поглядывал на жену свою, как будто собирался ей что-то сказать .
Ветер скупо кропил дождевыми каплями, будто милостыню сыпал на черные ладони земли.
Упражнение № 144: (а) прочитайте текст и определите его стиль (укажите языковые приметы стиля); (б) выпишите СПП с придаточным сравнения , осуществите его синтаксический разбор.
(а) Текст научного стиля. Приметы стиля:
— термины химии и физики: «пример», «аморфное тело», «текучесть», «жидкость», «температура»;
— точный, однозначный смысл фраз;
— использование сравнения для иллюстрации факта.
Упражнение № 142 (предложения №№ 1, 2, 3, 5):
— переписать, раскрывая скобки, вставляя и подчеркивая пропущенные буквы и расставляя знаки препинания;
— подчеркнуть грамматические основы предложений;
— от главного предложения к придаточному провести стрелку с вопросом;
— союзы обвести в овал.
Повторение темы «СПП» (с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными времени, места, причины, цели, следствия, условия, уступки, образа действия, меры и степени).
Задание № 1: в данных предложениях назовите (на слух) вид придаточных.
Задание № 2: выпишите грамматические основы из придаточных обстоятельственных предложений образа действия, меры и степени (знаки препинания не расставлены):
(1) Он крикнул так что все вздрогнули. (2) Народу высыпало по улицам столько что в глазах рябило. (3) Сильвио был так умен и опытен что не мог этого не заметить. (4) Он изменился до того что его трудно было узнать. (5) Он смеялся так как не смеялся давным-давно. (6) Граф расположился у камина так спокойно что нельзя было надеяться выжить его из комнаты. (7) Ветер выл с такой свирепой выразительностью что казался одушевленным. (8) Мы разговорились по-видимому так дружески что Иван Игнатьич от радости проболтался. (9) Снег уже местами настолько уплотнился что можно было проехать по насту. (10) Трудился так крестьянин мой что градом пот с него катился.
Задание № 3: выпишите только грамматические основы из придаточных обстоятельственных предложений следствия (знаки препинания не расставлены):
(1) Он сразу уснул так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание. (2) Зной всё увеличивался так что становилось тяжело дышать. (3) Снег всё становился белее и ярче так что ломило глаза. (4) Веревка была длиною почти во всю комнату так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. (5) Голос у матери оказался негромок так что Поля не разобрала вступления. (6) Сын пришел так что можно ужинать. (7) Дорогу размыло дождем так что проехать было невозможно. (8) Снег всё становился белее и ярче так что ломило глаза. (9) В них было много молодого задору так что любое дело им казалось по плечу. (10) Я опоздал на поезд так что встреча отменяется.
Задание № 4: заполните (на слух) таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными следствия ; в другие ячейки поставьте «-».
Новая тема. § 20. «СПП с придаточными сравнительными»
(1) Серое зимнее утро занялось с трудом точно солнцу было больно светить . (2) Старик притворился будто бы не слыхал моего вопроса и продолжал шепотом читать мою подорожную. (3) От каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким словно знакомая степь раскрывалась перед вами уходя в бесконечную даль. (4) Он ходил по комнате как мечется дикий зверь в тесной клетке. (5) Воздух только изредка дрожал как дрожит вода возмущенная падением ветки. (6) Аким всё поглядывал на жену свою как будто собирался ей что-то сказать. (7) Ветер скупо кропил дождевыми каплями будто милостыню сыпал на черные ладони земли. (8) Кони беспокоились будто овод жалил. (9) Станицы хуторá на Дону обезлюдели будто на покос вышла вся Донщина. (10) Пантелей Прокофьевич сидел не поднимая опущенной головы будто и не слышал разговора.
Упражнение № 144: (а) прочитайте текст и определите его стиль (укажите языковые приметы стиля); (б) выпишите СПП с придаточным сравнения , осуществите его синтаксический разбор.
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Главный Попко
Выделить ГО в предложениях, определить тип сказуемого,обозначить части СП,расставить знаки препинания,выделить союзы.Определить тип СПП,сделать схему.
1.Зной всё увеличивался так что становилось тяжело дышать
2.Чем выше человек по умственному и нравственному развитию тем он свободнее
3.Несмотря на то что доктора лечили его пускали кровь а давали пить лекарства он всё-таки выздоровел
4.Ох,лето красное!Любил бы я тебя когда б не зной не пыль да комары да мухи.
5.Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах
6.Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла рыбак тихонько поднял его
7.Я не мог не признаться в душе что поведение мое в Симбирском трактире было глупо и чувствовал себя виноватым перед Савельичем
8.Где тонко там и рвётся
9.Кто смел тот съел
10.В течение нескольких дней было так холодно что занятия отменили
11.Есть люди без которых трудно представить себе существование общества и литературы
12.Сердце моё заныло когда очутились мы в давно знакомой комнате
Лучший ответ:
Васян Коваль
1.[Зной всё увеличивался], (ТАК ЧТО становилось тяжело дышать).
[ ], (так что) СПП с придаточным следствия
ГО – зной увеличивался(ПГС), становилось трудно дышать (СИС)
2.( ЧЕМ выше человек по умственному и нравственному развитию), [ТЕМ он свободнее]. ГО – выше человек (СИС), он свободнее (СИС)
(чем ), [тем ] СПП с придаточным сравнения
3.(НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства), [он всё-таки выздоровел]. ГО – доктора лечили, пускали, давали (ПГС), он выздолровел (ПГС)
(несмотря на то что ), [ ] СПП с придаточным уступки
4.[Ох, лето красное! Любил бы я тебя], ( КОГДА б не зной, не пыль, да комары, да мухи.)
ГО – любил бы я (ПГС), зной, пыль, комары, мухи
[ ], (когда ) СПП с придаточным условия
5[.Цветы,( ОТТОГО ЧТО их только что полили), издавали влажный раздражающий запах]. ГО – цветы издавали (ПГС), полили – ПГС
[ …, (оттого что ), ] СПП с придаточным причины
6.(ЧТОБЫ не выдать себя неосторожным стуком весла), [рыбак тихонько поднял его]. ГО – не выдать себя (СИС), рыбак поднял (ПГС)
( чтобы ),[ ] СПП с придаточным цели
7.[Я не мог не признаться в душе, (ЧТО поведение мое в Симбирском трактире было глупо), и чувствовал себя виноватым перед Савельичем.] ГО – я не мог не признаться (СГС) и чувствовал (ПГС)
[ …, (что ), ] СПП с придаточным изъяснительным
8.(ГДЕ тонко), [там и рвётся.] ГО – тонко (СИС), рвётся (ПГС)
(где ), [ ] СПП с придаточным места
9 (.КТО смел), [тот съел.] ГО – кто смел (ПГС), тот съел (ПГС)
(кто..), [ ] СПП с придаточным подлежащным
10[.В течение нескольких дней было так холодно], (ЧТО занятия отменили). ГО – было холодно (СИС), отменили (ПГС)
[ ], ( что) СПП с придаточным образа действия и степени
11.[Есть люди], (без КОТОРЫХ трудно представить себе существование общества и литературы.) ГО – есть люди (ПГС), трудно представить (СИС)
[ ], ( которых) СПП с придаточным определительным
12.[Сердце моё заныло],( КОГДА очутились мы в давно знакомой комнате). ГО – сердце заныло (ПГС). Очутились мы (ПГС)