знаменитые люди приморского края и чем они прославились
Биографии известных людей Приморья к презентации «Лица Приморья»
Родился 27 августа 1905 года в уездном городе Ардатов Симбирской губернии (ныне районный центр Республики Мордовия) в семье рабочего.
В 1925 году окончил Ульяновскую профтехшколу. В Красной Армии с 1928 года. Воинскую службу проходил в городе Новосибирске. Прошёл подготовку на курсах политработников. Стал секретарём партбюро кавалерийской части, затем комиссаром эскадрона. Позднее служил политработником в пограничных войсках Дальнего Востока. За мужество, проявленное при защите рубежей страны, был награждён орденом Красной Звезды.
Служил на Дальнем Востоке. Летом 1938 года принимал участие в боях у озера Хасан. Во время наступления на укреплённые позиции японцев вместе с командиром разведывательного батальона 40-й стрелковой дивизии ст. лейтенантом А. Ф. Ласкиным осуществлял командование батальоном. В начале наступления батальон разбил передовое охранение противника, но затем сильный заградительный огонь заставил личный состав залечь. И. А. Пожарский поднял бойцов в атаку. В критический момент боя поднял бойцов в атаку во второй раз, несмотря на ранение, шёл в первых рядах атакующих. Японцы упорно сопротивлялись. Борьба шла за каждый метр земли. Старший политрук был ранен, но продолжал вести вперед бойцов батальона. 7 августа 1938 года, когда уже до вершины сопки Заозерной оставалось несколько метров, вражеская пуля сразила комиссара. Бойцы и командиры рванулись к вершине и водрузили на ней Красное знамя.
Вот как о Пожарском отзывается бывший его однополчанин – Герой Советского Союза генерал И. Н. Мошляк:
Именем Ивана Алексеевича Пожарского были названы Пожарский район Приморского края, село Пожарское, совхоз Пожарский, разъезд Пожарский, улицы во Владивостоке, в Ардатове, улица в Дзержинском районе Перми, улица в Засвияжском районе Ульяновска. В городе Ардатов в его честь был также воздвигнут обелиск.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество и отвагу 26 советских воинов были удостоены звания Героя Советского Союза. В их числе был и комиссар батальона Иван Алексеевич Пожарский.
Похоронен Герой в поселке городского типа Краскино Хасанского района Приморского края.
Гольденштедт Карл Георгиевич
18 января 1861-10 января 1910 года
После пяти лет службы тридцатитрехлетний агроном занялся собственным хозяйством. «Его стремлением было увеличить сельскохозяйственное производство, поставить его на возможную высоту и личным примером ввести улучшение в нем, для чего из его питомников широкой рекой разливались по краю бесплатно лучшие полезные образцы растений».
Германский подданный Карл Гольденштедт с 1876 года числился владивостокским купцом. Известно, что его первая молочная ферма находилась на Миссионерской (ныне улица Лазо). Город рос, расширялось хозяйство, вскоре потребовался новый земельный участок. Им стал полуостров Де-Фриза, где и было основано Новогеоргиевское многоотраслевое хозяйство.
Карл Георгиевич Гольденштедт был главным владельцем земельных наделов полуострова Де-Фриз, создателем знаменитого на весь Дальний Восток Новогеоргиевского имения, слывшего в течение почти трех десятков лет многоотраслевым, прибыльным хозяйством.
На первую Амурско-Приморскую сельскохозяйственную и промышленную выставку (Хабаровск, 1899) Карл Георгиевич Гольденштедт представил разнообразную продукцию своего многоотраслевого хозяйства. И даже получил награды (большие серебряные медали министерства земледелия и малую серебряную медаль Императорского русского общества аклиматизации животных и растений, похвальный лист министерства земледелия).
В архиве Дальнего Востока хранится прошение германского подданного, купца 2-й гильдии К. Г. Гольденштедта, проживающего во Владивостоке по Миссионерской улице в собственном доме, от 28 июля 1884 года, в котором он просит у Российского государя Александра Александровича разрешения на усыновление принятых ранее «на воспитание детей, незаконнорожденных от жены губернского секретаря Агафьи Васильевны Ливиной, ее сыновей: Георгия, Павла и Владимира, а также дочери Евгении». Как свидетельствуют архивные документы, разрешение было получено. Но с условием обязательного сохранения детьми российского гражданства, православной веры и воспитания в духе российских традиций. Все дети получили прекрасное образование, носили фамилию Гольденштедта и были его законными наследниками.
К сожалению, не сохранилась могила К. Г. Гольденштедта. Он скончался 10 января 1910 года и, по свидетельству газеты «Дальний Восток», был похоронен в своем поместье. Старожилы припоминают, что в 40-е годы на одном из захоронений старого кладбища Де-Фриза, в районе мыса Утопленных, была могильная плита с «нерусской» надписью. Может быть, это была могила К. Г. Гольденштедта.
Чуркин Павел Филиппович
род. 1828, дата смерти не установлена
Родился в 1828 году в семье отставного младшего офицера. В 10 лет поступил в Кронштадтское мореходное училище. Окончил штурманское училище. После 3-х курсов обучения был назначен на пассажирский борт «Струя», совершавший плавания между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. Учился в 1-м Штурманском полуэкипаже и после этого, плавал на кораблях Балтийского флота, выполняя гидрографические и лоцманские работы в Финском и Рижском заливах.
В 1846—1847 гг. на Балтийском флоте. Дважды в 1844 и 1847 гг. участвовал в походах с Балтики в Северное море. В 1848-51гг. плавал на кораблях Балтийского флота, выполняя гидрографические и лоцманские работы в Финском и Рижском заливах.
В 1854 г. он участвовал в обороне Ревеля от англо-французской эскадры. В 1859 г. на корвете «Гридень», где он был штурманом, Чуркин пришел во Владивосток.
В 1860—1861 гг. участвовал в исследовании и зимнем промере бухты Золотой Рог. В 1860 году в бухте Золотой Рог был основан новый пост, будущий город Владивосток. Павел Филиппович был направлен в помощь прапорщику Н. В. Комарову (который был высажен с первым отрядом на берег бухты Золотой Рог) для охраны поста на зимовке.
В 1862 г. на том же «Гридне» Чуркин возвратился в Кронштадт, был произведен в поручики Корпуса флотских штурманов и в течение двух лет плавал на Балтике штурманом корвета «Витязь». Именем Чуркина в 1863 г. назван мыс на полуострове Муравьева-Амурского.
Благодаря его работе была составлена первая рукописная карта залива Золотой Рог с обозначением глубин и грунтов, произведены неоднократные измерения широты и долготы Владивостока астрономическим способом.
Возвратясь на Балтику, он получил назначение штурманом на корвет “Витязь”. Дальнейшая судьба его, к сожалению, не выяснена.
Соллогуб Николай Варламович
умер в 13 мая 1893 г.
Основатель первой владивостокской газеты Николай Варламович Соллогуб.
Николай Варламович Соллогуб 37-летний редактор не был журналистом по профессии. Он окончил Саратовскую гимназию и курсы телеграфистов. Летом 1880 г. Николай Соллогуб приехал на Дальний Восток переводом с Московского центрального телеграфа в штаб главного командира портов Восточного океана. Именно в ту пору Соллогуб смог приступить к осуществлению самой большой своей мечты — стать не только профессиональным журналистом, но и редактором собственной газеты. Сделать это было совсем непросто, но помог крепкий характер, а также то, что идею Соллогуба поддержало местное начальство.
В 1882 г. Н.В. Соллогуб на пароходе Добровольного флота «Москва» отправился из Владивостока в Одессу, чтобы закупить необходимое типографское оборудование. Казалось, главные трудности были уже позади, но судьба распорядилась иначе: у берегов Африки «Москва» потерпела кораблекрушение. Благодаря выдержке и находчивости Соллогуба удалось спасти весь экипаж и пассажиров. Наградой ему за это стала Золотая медаль на Владимирской ленте «За спасение погибающих», которой он гордился всю свою жизнь. Тогда же, в Одессе, на балу Николай Соллогуб познакомился с юной гимназисткой Соней Андрущенко, ставшей его спутницей жизни. У супругов родилось пятеро детей: Георгий, Вера, Ольга, Анатолий, Александра.
17 апреля 1883 г. разносчики газет наперебой предлагали прохожим первый номер газеты «Владивосток», а вскоре она стала неотъемлемой частью городской жизни.
Едва встав на ноги, Н.В. Соллогуб купил приличный участок земли на склоне Машкина оврага и занялся строительством собственного дома, который получился необыкновенно привлекательным и своеобразным Эта стройка, которая продлилась более пяти лет, забрала не только все силы, но и средства. Когда настал срок платить по закладным, выяснилось, что первый редактор первой местной газеты неплатежеспособен. В конце июня 1892 г. владивостокский нотариус заверил контракт на продажу «Владивостока», и за 5500 рублей газета перешла в руки нового владельца.
Последний раз фамилия Соллогуба появилась в газете «Владивосток» 16 мая 1893 г. Это был некролог. «В 4 1/2 часа дня 13 мая скоропостижно скончался Николай Варламович Соллогуб, основатель газеты «Владивосток»». Без сомнения, одной из причин неожиданной смерти было затянувшееся строительство собственного дома, которое велось поэтапно, по мере поступления денег. Сначала это была пристройка, затем сам дом, потом — башня. После смерти главы семьи вдова стала сдавать помещение в аренду. Потомки Соллогуба продолжают жить в этом доме и поныне.
Корф Андрей Николаевич
(10 июля (22 июля) 1831 — 24 января (5 февраля) 1893)
Русский военный и государственный деятель, генерал-адъютант (1879), генерал от инфантерии (30.08.1892), первый генерал-губернатор Приамурья (1884-93). Его имя носит ряд географических объектов на Дальнем Востоке. Представитель остзейского рода Корфов. Воспитывался в Пажеском корпусе, службу начал 26.05.1849 в чине прапорщика. С 06.12.1852 — подпоручик, с 11.04.1854 — поручик, с 30.08.1855 — штабс-капитан. С 09.11.1856 — командир Гвардейской учебной строевой роты. С 30.08.1857 — капитан. Участвовал в Кавказской войне и под Ведено был ранен в ногу, 29.06.1859 года был награждён орденом св. Георгия 4-й степени.
14.07.1884 Корф был назначен приамурским генерал-губернатором и командующим войсками Приамурского военного округа, а 22.04.1887, помимо этого, наказным атаманом Приамурских казачьих войск. Заботился о поднятии экономического и образовательного уровня края: при нём увеличилась численность населения, стал быстро колонизоваться Южно-Уссурийский край, началась разработка залежей каменного угля на Сахалине, а также местных лесных и рыбных богатств; были приняты меры к прекращению хищнической эксплуатации котикового промысла на Командорских островах и к развитию морских отношений с Китаем, Японией и Кореей. По инициативе Корфа в 1885 году в Хабаровске состоялся съезд сведущих людей (высших чиновников, промышленников, купцов 1-й гильдии) для выяснения нужд края; через год — второй съезд. При нём же было открыто много школ и получила развитие миссионерская деятельность среди народов Дальнего Востока.
Андрей Николаевич скоропостижно скончался в 1893 году.
По официальной версии, барон умер на 62-м году жизни на балу во время танцев.
По неофициальной — он умер от паралича сердца в ночь с 23 на 24 января по старому стилю (в ночь на 5 февраля по новому стилю) в своей постели. Это произошло на третий день после апоплексического удара, который случился на званом балу. По официальной версии, могила барона Корфа (он был похоронен в одном из пилонов в Градо-Успенском соборе, ныне это Соборная-Комсомольская площадь в центре Хабаровска) была уничтожена ещё в советское время.
Гвоздзиовский Александр Андреевич
18 января 1861- дата смерти неизвестна.
Многие гости Владивостока, не говоря уж о его жителях, хвалят старые городские постройки, доставшиеся нам в наследство от дореволюционных времен. В них органично соединились традиции как Запада, так и Востока, дав нашему городу неповторимый архитектурный колорит. К сожалению, до сих пор мало что известно об архитекторах старого Владивостока. Одним из архитекторов был Александр Андреевич Гвоздзиовский. Творец «застывшей музыки», как иногда величают архитектуру. Окончив Императорскую академию художеств со званием художника 2-го разряда, он был направлен на работу в Министерство внутренних дел, а впоследствии получил назначение на должность архитектора Приморской области.
Город у моря поразил воображение архитектора, а слияние двух культур — азиатской и европейской — заставило заработать его воображение. В то время во Владивостоке деревянная архитектура менялась на каменную. До нашего времени почти не дошли сведения о первых шагах молодого специалиста. Александр Андреевич получил бриллиантовое кольцо с рубином и вензелем цесаревича Николая, которое он собственноручно вручил архитектору в подарок в мае 1891г., находясь во Владивостоке. Будущего императора поразило творчество Гвоздзиовского, воплощенное в городские постройки.
В истории Владивостока сохранились сведения, что по его проекту в 1896—1899 гг. было построено здание Восточного института по ул. Пушкинской, № 10. Несмотря на то что здесь располагался один из центров российского востоковедения, от этого огромного и строгого здания веет средневековым аскетизмом. Совсем в другом стиле построено здание по ул. Светланской, № 41, в котором с первого дня после окончания строительства в 1899 г. и до сих пор располагаются владивостокские почтовики. Владивостокский главпочтамт является классическим примером славянского стиля.
По своему служебному положению Гвоздзиовский обязан был следить не только за строительством во Владивостоке, но и принимать все здания, выстроенные по заказу государства. Так, в октябре 1899 г. он принял только что построенное здание владивостокского казначейства.
Александр Андреевич часто болел, и это стало одной из причин, заставившей его просить об увольнении в отставку. В феврале 1904 г. его прошение было удовлетворено, и А.А. Гвоздзиовский уехал в Люблин. В одном солидном справочнике утверждается, что здание католического костела Пресвятой Богородицы по ул. Володарского, построенное в 1909—1920 гг., тоже проектировал Гвоздзиовский, но так это или нет, трудно сказать, как и то, какие еще владивостокские здания построены по его проектам.
Дальнейшая судьба Александра Андреевича Гвоздзиовского неизвестна.
Юл, Анна, Илья, Марк: знаменитости, прославившие Владивосток
Владивосток, город-порт, славен не только своим уникальным географическим положением, но и множеством талантливых людей, родившимися здесь. Это исторические личности и поэты, актеры и спортсмены. Каждый из них, став известным и знаменитым, прославил родной город. О несколких наиболее выдающихся личностях, с которыми прямо аасоциируется столица Приморья — в материале ИА PrimaMedia.
Юл Бриннер, американский актёр театра и кино, родился 11 июля 1920 года во Владивостоке
Памятник Юлу Бриннеру во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
В 1891 году Юл Бриннер вместе с купцом А.Н. Кузнецовым основал компанию «Бринер, Кузнецов и Ко», которая занималась земельными операциями во Владивостоке: под её началом было построено несколько домов, ставших украшением города, а также хранением грузов на складах и их отправкой в порту.
Бриннер ярко проявил себя как общественный деятель. Он был членом совета Владивостокской женской прогимназии, членом Приморского областного статистического комитета, гласным Владивостокской городской думы, действительным членом Владивостокского общества поощрения изящных искусств, старшиной Биржевого Комитета Владивостокской Биржи, членом Техническо-строительной комиссии Владивостокской городской управы,
Юл также был одним из основателей первой научно-просветительской организации на Дальнем Востоке — «Общества изучения Амурского края», при его финансовом участии было организовано строительство здания музея, в который он жертвовал и экспонаты, в частности коллекцию минералов и руд. Бриннер являлся членом-соревнователем Приморского филиала Русского Географического общества. На его деньги организовывались археологические раскопки, заказывались литографии для публикации результатов исследований.
Дом по адресу ул. Алеутская, 15б — одна из достопримечательностей Владивостока. Он известен как фамильный особняк Бринеров. Это светлое трёхэтажное здание украшает исторический центр города и является памятником архитектуры начала прошлого века.
Анна Щетинина, первая в мире женщина — капитан дальнего плавания, родилась 13 февраля 1908 года на станции Океанской под Владивостоком.
Анна Щетинина. Фото: Предоставлено МГУ им. Невельского
В 1919 году Анна окончила 8 классов единой трудовой школы на станции Седанка. После далекого путешествия на пароходе в устье Амура у девушки возникла мечта стать моряком. Тогда она казалась несбыточной.
Сама Щетинина вспоминала: «Во Владивостоке было мореходное училище. Но как туда поступить? Я продолжала учиться в школе, работать и думать. И, наконец, написала письмо начальнику училища. Это была и скромная просьба, и уверение в своей готовности ко всем трудностям. Не письмо, а целая поэма. Я бы дорого дала, чтобы сейчас увидеть это письмо».
После долгих речей начальника техникума о том, что девушке будет тяжело преодолевать трудности морского быта, осенью 1925 года Анна Щетинина все же успешно сдала экзамены и начала овладевать штурманской профессией на судоводительском отделении.
За время обучения Анна побывала палубным учеником на пароходе «Севастополь» и охранном судне «Брюханов», матросом — на «Первом краболове». Позже она описала все в своих книгах: «На морях и за морями» и «По разным морским дорогам».
После окончания техникума в 1929 году девушка работала на Камчатке, где прошла путь от матроса 1 класса до капитана. В возрасте 24 лет Анна получила штурманский диплом, а позже — диплом капитана дальнего плавания. Своим первым рейсом в 1935 году она прославилась на весь мир, проведя грузовой пароход «Чавыча» из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский. В 1938 году Анна Ивановна была назначена первым начальником рыбного порта города Владивостока.
Навсегда свою жизнь с Владивостоком она связала в сентябре 1960-го, когда была назначена доцентом кафедры «Управление судном и его техническая эксплуатация» в ДВВИМУ (Дальневосточное высшее инженерно-морское училище) имени адмирала Г. И. Невельского.
В своих книгах она предстает, прежде всего, сильной личностью и волевым капитаном.
Именем Анны Щетининой названы средняя общеобразовательная школа № 16 и улица в микрорайоне Снеговая Падь, сквер и мыс на полуострове Шкота, а с недавнего времени еще и один из островов Курильской гряды.
Знаменитая Анна Чулкова родилась 22 февраля 1934 года в селе Теродей Рязанской области.
Анна Чулкова. Фото: Пресс-служба мэрии Владивостока
Она — Герой Социалистического Труда и лауреат Государственной премии СССР, мастер высшего класса кондитерского производства РСФСР и почётный гражданин Владивостока.
Все началось с переезда семьи Анны в город у моря в 1940 году.
Окончив 7 классов и получив неполное среднее образование, девушка начала Трудовую деятельность, став учеником на Владивостокской кондитерской фабрике (с 1993 года — АО «Приморский кондитер»). Со следующего года начала работать фасовщицей-упаковщицей, а спустя несколько лет ее отправили в Москву, повышать свое мастерство на знаменитой фабрике «Рот Фронт».
В 1967 году специалисты фабрики во главе с теперь уже мастером розничного цеха Анной Чулковой разработали самую удачную в СССР рецептуру конфет «Птичье молоко» и первыми в стране внедрили механизированную технологию их производства.
Кроме того, Анна Чулкова создала конфеты «Золотой Рог», за которые получила бронзовую медаль ВДНХ, конфеты «Метеорит», «Комета», шоколадно-вафельный торт «Мечта». Всего насчитывается около ста наименований кондитерских изделий, в создании которых Анна принимала участие.
За освоение и внедрение новых сортов конфет Анна Фёдоровна Чулкова награждена многими правительственными наградами, самые почетные из которых — Орден Октябрьской революции и два Ордена Ленина. Она стала лауреатом Государственной премии, а в 1986 ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ее имя внесено в книгу Трудовой славы СССР и в Золотую книгу Почета Министерства пищевой промышленности РСФСР.
Звание Почётный гражданин города Владивостока присвоено 28 июня 2000 года
Илья Лагутенко, российский рок-музыкант, которого сегодня называют голосом поколения.
Илья Лагутенко. Фото: ИА PrimaMedia
Лагутенко родился 16 октября 1968 года в Москве в семье архитектора Игоря Витальевича Лагутенко и его супруги Елены Борисовны, которая была художником-модельером.
В раннем возрасте, потеряв отца, Илья с мамой отправились во Владивосток, где и прошли его сознательное детство и юность.
Больше половины жизни Ильи прошло в этом городе. Лагутенко учился в школе с углубленным изучением китайского языка. Уже в то время мальчика интересовала музыка. Первую группу Илья основал в младших классах, назвав коллектив «Бони Пи». Кроме того, мальчик выступал в детском хоре, с которым гастролировал с концертами по многим городам Советского Союза.
Свой знаменитый коллектив молодой человек основал в 1983 году. Первоначально ансамбль назывался «Муми Тролль» в честь персонажей детской сказки финской писательницы Туве Янссон. Но так как группа долгое время не могла добиться серьезных успехов, однажды Илья в сердцах воскликнул: «Мы не Муми, мы настоящие мумии». Так родилось ставшее позднее всемирно известным название «Мумий Тролль».
Главное хобби Ильи — писательский труд. Первое произведение «Книга странствий. Мой Восток» можно считать мемуарами группы «Мумий Тролль». Вторая работа Ильи — книга «Владивосток-3000» является фантастической повестью о Тихоокеанской республике.
Последняя работа «ТигрИные истории» написана в виде трилогии о похождениях и жизни амурского тигра. Кстати, Илья Лагутенко состоит в Международной коалиции по защите тигров.
Как говорит сам музыкант, Владивосток для него, это самоидентификация и жизненная установка.
Илья является куратором международного музыкального фестиваля V-ROX. Это открытый международный фестиваль культуры и креативная лаборатория идей: от стрит-арта, музыки, гастрономии и спорта, до блокчейна, краудфандинговых платформ и новых музыкальных стримингов.
Он проходит во Владивостоке с 2013 года и уже давно стал одной из «визитных карточек» города.
Участниками фестиваля становятся сотни артистов, художников и музыкантов, не только из России, но и со всего мира — от Австралии и Монголии до Японии и США.
Марк Шульжицкий, российский автогонщик, родившийся 11 июля 1989 года во Владивостоке. Участник гонок на выносливость, ставший профессиональным спортсменом, выиграв киберспортивные соревнования по Gran Turismo 5.
Марк Шульжицкий. Фото: ИА PrimaMedia
Марк начинал свою гоночную карьеру в картинге, однако в 16 лет ему пришлось ее прекратить из-за отсутствия больших гоночных трасс в окрестностях родного города.
Выиграв соревнования в Сильверстоуне в 2012 году, он стал победителем Nissan PlayStation GT Academy.
В 2013 году компания Nissan дала старт глобальной программе обмена гонщиками NISMO, позволяющей спортсменам выступать в разных уголках мира. В его карьере были 12-часовые гонки MMER на международном автодроме «Сепанг» в Куала-Лумпуре, дебют в классе LMP2 на шанхайском этапе Чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA, участие в Blancpain Endurance Series и FIA GT Series в составе команды Nissan GT Academy Team. Он завоевал свой первый подиум в гонке Blancpain Endurance Series на трассе «Поль Рикар».
Для получения международной гоночной лицензии, Шульжицкий прошёл трёхмесячную программу подготовки, включающую участие в британских гонках. Участвуя в заезде «24 часа Дубая» в январе 2013 года, он вместе с Лукасом Ордоньесом, Романом Русиновым, Стивом Доэрти и Вольфгангом Райпом занял 21-е место. Именно тогда все убедились, что тяготы обучения превратили его в достойного гонщика-профессионала. На первом международном соревновании в своей карьере Марк вместе с соотечественником Романом Русиновым и товарищами по GT Academy Лукасом Ордоньесом и Вольфгангом Репом занял второе место в классе.
Марк очень приятный, открытый молодой человек. Настоящая находка для журналистов: он всегда готов рассказать о том, как готовится к предстоящим соревнованиям, о прошедших гонках, приоткрыть завесу тайны над работой команды.
Он даже не представлял, что однажды проедет легендарную гонку «24 часа Ле-Мана». И, тем не менее, такое произошло: в июне 2013 года Шульжицкий в составе команды OAK Racing дебютировал в одном из престижнейших марафонов планеты.
Экипаж, в состав которого входил Шульжицкий, долгое время лидировал в гонке в своём классе, однако из-за технических проблем финишировал только на 5-м месте.
Как заявляет Марк, у него не бывает чувства страха перед гонками. Есть чувство ответственности и немного нервов. Он учится справляться с этим и расслабляться. Главное — не «перегореть» до этого момента, сдержать наплыв эмоций, адреналина.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia «Культурные горизонты Приморья». Цель проекта — популяризация социально значимых культурных мероприятий Приморского края.