знахарь что это значит
ЗНАХАРЬ
Смотреть что такое «ЗНАХАРЬ» в других словарях:
Знахарь — Знахарь «народный» врачеватель, ведун; Знахарство незаконное занятие врачеванием как профессией лицами без признанного высшего медицинского образования. фильм Знахарь (фильм, 1937) польский фильм 1937 года; Знахарь (фильм,… … Википедия
знахарь — См … Словарь синонимов
знахарь — ЗНАХАРЬ, целитель, шаман, устар. шептун ЗНАХАРКА, целительница, шаманка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
знахарь — (неправильно знахарь) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ЗНАХАРЬ — в узком значении лекарь, применяющий травы, заговоры, массирование, водолечение и др. в сочетании с различными ритуалами. Существовали также знахари заклинатели змей и других животных, знахари предсказатели (другое название волхвы). Знахарство… … Большой Энциклопедический словарь
ЗНАХАРЬ — ЗНАХАРЬ, знахаря, муж. (обл.). Лекарь колдун. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЗНАХАРЬ — ЗНАХАРЬ, я, муж. Лекарь самоучка, действующий собственными примитивными способами, часто с колдовскими приёмами. | жен. знахарка, и и знахарка, и. | прил. знахарский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Знахарь — ЗНАХАРЬ, в узком понимании лекарь, применяющий травы, заговоры, массирование, водолечение и другие в сочетании с различными ритуалами. Существовали также знахари заклинатели змей и других животных, знахари предсказатели (другое название волхвы).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
знахарь — я; м. Лекарь самоучка, лечащий народными средствами, наговорами и т. п. Известный в округе з. З. умел заговаривать кровь. З. лечил и рвал зубы. Кто л. считается знахарем. ◁ Знахарка; знахарка, и; мн. род. рок, дат. ркам; ж. Знахарский (см.). * *… … Энциклопедический словарь
КТО ТАКИЕ ЗНАХАРИ
Это человек, обладающий магическим знанием и использующий его для лечения людей и скота, охраны от колдовства, отвращения градовых туч, прорицания судьбы и в других важных случаях. течение многих веков знахарь заменял крестьянам врача, а знахарка-повитуха – акушерку.
В средневековой Руси проповедники без особого, впрочем, успеха – пытались отучить своих прихожан пользоваться услугами знахарей.
Следует отметить, что в народе знахари пользовались неизменным уважением, но при этом они нередко находились на подозрении у соседей. Так, например, некоторые знахари не могли даже зажечь ночью огонь в избе или продержать его вечером дольше соседей без того, чтобы они не подумали, что знахарь готовит какое-то зелье, а нечистый дух ему помогает. Такое положение подозреваемых нередко делало знахарей суровыми, самолюбивыми и самоуверенными. С соседями у них обычно не выходило ни близкой дружбы, ни откровенных бесед, держались они особняком, хотя при этом нередко появлялись на деревенских сборищах и в харчевнях. Хотя знахарей иногда сближали с колдунами и ведьмами, но в большинстве поверий между всеми этими людьми имелись различия. Главное отличие между колдунами и знахарями состоит в том, что первые скрываются от людей и стараются окутать свое ремесло непроницаемой тайной, вторые же работают в открытую и без крестного знамения и молитвы не приступают к делу.
Согласно поверьям, знахарское знание, как и знание колдуна, греховно, оно не дает знахарю умереть, поэтому его необходимо передать перед смертью другому. Знахарь лечит заговором, основанным на обращении к Богу, святым и добрым силам природы. Заговор для знахаря имеет огромное значение. Это, прежде всего, магическая формула, призванная исполнить желание заговаривающего.
Сами знахари часто были людьми смышлеными и порядочными, о них говорили, что они стоят выше других на целую голову. Несмотря на запреты, существовавшие с давних времен, знахарство продолжает жить и в наши дни. До сих пор кое-где знахари играют огромную роль. В отдаленных селах, деревнях они могут заменять врачей. В сельской местности и в городах существует негласное «перераспределение» лечебных функций между медициной официальной (врачами) и традиционной (знахарями). В наше время некоторые врачи стали направлять людей к знахарям и знахаркам. С другой стороны, в отдельных случаях знахари отправляют обратившихся к ним людей к врачам, особенно тогда, когда болезнь тяжелая или запущена.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Кто такие знахари и как ними становятся
Знахари — это легенды. Когда речь заходит о жизни и существовании знахарей, магов и ведьм, всегда нужно начинать со времен славянских поселений. Именно оттуда люди узнали о таких уважаемых людях, которые могли изменить жизнь кому-либо. Каждый утверждал о связи таких людей с нечистой силой, и в какой-то мере они были правы. Люди, работающие с магией – лишь проводники силы в этот мир. Но каждый выбирает сам, от кого именно брать эту силу.
Кто же такие знахари и чем они отличаются от остальных мастеров магии? В каждой славянской деревне был лекарь-самоучка, у которого всегда была святая вода и множество лечебных трав. Знахари умели использовать силу слов, читая свои заговоры на выздоровление, наговаривали на материальные вещи, которые отдавали больному. Например, чеснок или хлеб, после которого больному становилось легче. У древних славян, знахарь – незаменимый человек, который мог убрать головную, зубную боль, лихорадку у детей и прочее.
Какими знаниями нужно владеть
Бесспорно, многие хотят владеть знаниями знахаря, чтобы в момент болезни или невыносимой боли справляться своими силами и помогать другим. В первую очередь, нужно изменить свой взгляд на окружающий мир и свою жизнь. Одних знаний прабабушек недостаточно, чтобы стать знахарем.
Нельзя говорить, что знахарство передаётся лишь с поколения в поколение и с этим даром можно лишь родиться. Можно развивать в себе эти умения, но путь каждого человека будет строго индивидуален.
В первую очередь, в себе нужно открыть любовь. Нельзя стать опытным знахарем, стараясь быть лучше кого-то, ради соперничество или лидерства. Это дело добровольное и требует открытости, честности и любви к людям и, в первую очередь, к себе.
Вы должны понимать, что знахарство – это дело бескорыстное и требовать за свой труд вознаграждения вы не должны. Всё идёт от чистого сердца. Только в таком случае, вы сможете добиться успеха. Если вы правда решили стать знахарем, вам придётся не только изучить множество литературы, а научиться её понимать, анализировать и делать индивидуальные выводы.
Что должна уметь и знать настоящая знахарка
Сейчас мы рассмотрим самые главные правила, благодаря которым вы станете ближе к цели и ремеслу знахарства. Чтобы раскрыть глубокие тайны медицины и влияния на самочувствие человека, необходимо выполнить следующие условия:
Помимо всего вышеперечисленного, будущий знахарь должен всегда развивать свои познания во всех сферах медицины и уметь сочетать многие способы лечения. Быстро обучиться данного искусству – невозможно. Вы должны почувствовать, что готовы принять на себя такую ответственность и разобраться со своими мыслями.
Знания, необходимые знахарю, собираются по зернышку всю жизнь. Поэтому как не пытался бы человек, освоить это ремесло самому – нереально. Лучший выход – это найти опытного учителя, который поделиться всеми необходимыми знаниями, умениями и практикой.
Только в руках мастера можно добиться быстрых и эффективных результатов. Таким способом вы не рискуете навредить людям и себе, а все время набираетесь новых полезных знаний и сможете правильно применять силы во благо человечества.
Знахарь что это значит
Статус знахаря
Обладание магическим знанием ставит фигуру знахаря и знахарки в один ряд с другими «знающими» людьми, прежде всего колдуном и ведьмой. Но в отличие от них знахарь, как правило, не имеет контакта с нечистой силой, а использует силу заговоров, растений, воды и других предметов, наделенных в народной традиции высокой сакральностью. В народном сознании знахарство часто сближается с ремеслом, что объединяет знахаря с повитухой, кузнецом, пастухом, пасечником, музыкантом, мельником и др. обладателями профессионального знания.
Отношение к знахарству
Отношение к знахарству двойственное: в одних случаях считается, что знахарь действует от имени Бога, в других — что знахарь, как и колдун, действует с помощью нечистой силы, но, в отличие от колдуна, не отрекается от Бога. Знахарское знание, как и знание колдуна, греховно (рус., болг.), оно не дает знахарю умереть, поэтому это знание необходимо перед смертью передать другому (о,слав.).
Наименования
В основе наименований знахаря лежат номинации по его главным функциям — обладать магическим знанием: знахарь (рус.), знахір (укр.), знахар (бел.), знахарка (рус., бел.); ворожить: ворожейка (с.рус.), ворожильник (з.укр.), ворожілая (з.укр.), вражалица (болг.); лечить людей: ладильщица (рус.), лекарка, лечейка (рус.), врачка (болг.), а также по основному способу воздействия на пациента с помощью чтения заговоров: шоптун (с.рус.), шептун, шептуха (бел.), примiвник (з.укр.), баїльник (з.укр.), баjач, бахорник (серб.), баячка, (болг.) и др. Часто знахаря называют: бабка (в.слав.), баба (пол.), дед (рус.). Сакральный статус знахаря отражен в названиях с корнем bog-: бог (укр.), boh (морав.). Знахарка, лечащая с помощью трав, называется травница (рус.), билярка (болг.), тот, кто лечит от укуса змей — гадер, гадерка (з.укр.). Принадлежность человека к знахарству часто определяется глаголами: знает, бабит, ладит, шопчет (рус.), шэпчэ (полес.) или формулами типа «со знатьем» (с.рус.).
Двойственность образа знахаря отразилась в его названиях, которые могут обозначать также и колдуна, ср. однокоренные лексемы типа: знахарь — рус. «знахарь», полес. «колдун», с.рус. знаток «знахарь», «колдун», укр. варажбіт «знахарь», «колдун», пол. саrоvnік «знахарь», рус. чаровник «колдун» и др. а также в обозначениях магических действий: морав. bohovat «помогать людям, предсказывать», укр. боговати «колдовать».
Функции
Знахарь лечил все болезни людей и скота, но основой его практики были болезни, полученные в результате колдовства — порчи, сглаза, оговора и пр. (о.слав.); испуга; соприкосновения с потусторонним миром (например, после прохождения по месту, где танцевали вилы (ю.слав.) или вселения в человека нечистой сильг (см. Кликушество), например, эпилепсия. Часто знахарь специализировался на лечении какой-либо одной болезни: зубной боли, детской бессонницы, змеиного укуса и пр.
Знахарь находил пропавшие или украденные вещи, заблудившийся и уворованный скот, а также указывал на вора (в.слав.); предохранял скот от порчи на весь пастбищный сезон (в.слав., а.слав.), останавливал падеж скота (рус.), обезвреживал заломы (в.слав.); предсказывал будущее, гадая на картах, на бобах, воде (о.слав.), по звездам (пол.); привораживал девушкам женихов (рус.), охранял молодых на свадьбе от порчи (в.слав.), уничтожал вредных насекомых и мышей в доме (рус.), защищал посевы от вредителей (укр.), отгонял градовые тучи (словац.), обеспечивал удачную рыбную ловлю и охоту (с.рус.). Знахарь мог разговаривать с мертвыми, видеть «тот свет» (болг.).
Отличие от ведьм и колдунов
В отличие от знания ведьм и колдунов, которое может быть как врожденным, так и приобретенным, знахарское мастерство всегда при обретается (о.слав.). Обычно опытный знахарь обучает начинающего, и в этом знахарство сближается с ремеслом (о.слав,). Знахарству может обучиться любой человек (о.слав.), но часто оно передается «по крови», т. е. по наследству — от матери к дочери, внучке, правнучке (з.укр., серб., болг.), а если у женщины нет дочерей, знание можно передать снохе (с.рус., серб., болг.). Знахарь передает знание перед смертью или когда перестает лечить, т. к. с передачей знания другому лицу сам знахарь теряет его (о.слав.). Знание передается от старшего к младшему, иначе оно потеряет силу (в.слав., болг.); при этом старая знахарка плюет в рот молодой (болг.) или пристально смотрит ей в глаза (с.рус., бел.). Знахарство передается девочке, у которой еще нет месячных (серб.), мальчику лет десяти (пол.), девушке до замужества, чтобы во время венчания она «обвенчалась» со своим знахарством: во время венчания молодая должна произнести про себя все известные ей заговоры или держать в кармане бумагу с написанным заговором (серб.). Если знахарка не «обвенчалась» со своим знахарством, она должна в Юрьев день перед восходом солнца взять в руку девять веточек на кусте вербы и сказать: «Пусть примется заговор, как красная верба» и провести рукой по веткам вербы (серб.). Иногда считают, что знахарское знание нужно «украсть», подслушав тайком от знахаря его заговоры, вместе с тем существует мнение, что «краденый» заговор может и не подействовать (болг.).
Обучение заговорному искусству
При обучении заговорному искусству у юж. славян соблюдаются определенные ритуалы: знахарь ставит обучаемого ребенка босым в круглый противень, наполненный водой. Ребенок повторяет за знахарем заговор, держа в руке ветки вербы и кизила. Старая знахарка учит молодую около реки или другого водоема, держа ее за косы (макед.); около вербы, плодоносящего дерева или источника (серб.). Заговор будет действенным в устах обучаемого, если он произнесет его перед алтарями в трех церквах (серб.) или три раза на трех мостах и три раза во время церковной службы (макед.). Во время обучения знахарка не должна кого-либо лечить заговорами, т. к. они не помогут (серб.). Тот, кому передали знание, может начать им пользоваться только после смерти знахаря-учителя, а если еще при его жизни требуется применить заговор к своему заболевшему ребенку, нужно заткнуть ложку за пояс с правой стороны и сказать: «Я не мать этого ребенка, а мать этой ложки» (болг.).
Хотя знахарство считается преимущественно женским занятием, знахарем может быть и мужчина (о. слав.), преимущественно холостой (рус.). Лучшими знахарями считаются «чистые» женщины: старуха (серб., болг.), одинокая женщина или вдова (см. Вдовство) (рус., болг.); иногда напротив — замужняя и рожавшая женщина (болг,), Замужняя знахарка после совершения знахарских действий должна обмываться, прежде чем вступить в интимные отношения с мужем (болг.). Знахарем становится человек, рожденный в понедельник (пол.), т. н. субботник — рожденный в Задушную субботу (болг.), родившийся после смерти своего отца (хорв.), тот, на чьем теле при рождении были какие-нибудь знаки (серб.). Знахарскую мощь имеет тот, у кого целы все зубы (с.рус.) или, напротив, женщина с дырявыми зубами (Воеводина). 3нахарь должен быть уверен в действенности заговора, иначе болезнь перейдет на него (болг.). Иногда знахарство приписывается инородцам: украинцы считают знахарями русских; банатские сербы — румын, македонцы для лечения глазных болезней обращались к турчанкам.
Реже подчеркивается сакральный и потусторонний источник знахарского мастерства. Способность лечить передают Богородица или христианские святые, чаще всего св. Параскева Пятница, являясь людям во сне (серб., болг.), некий старец с белой бородой (серб.). 3нахарями становятся люди, соприкоснувшиеся с потусторонним миром: украденные лешим (рус.), лесной женщиной (полес.), дикой бабой (з.укр.), перезимовавшие под землей со змеями (см. Ирей) (укр.), покумившиеся с вилами (серб.), получившие в детстве от вил или вештиц выздоровление от болезни (ю.серб., макед., болг.), пережившие состояние летаргического сна (см. Обмирание) (болг.), получившие знание заговоров от странников, нищих, юродивих (с.рус., бел., пол.), съевшие мясо змеи (рус., укр.).
Внешний вид
По своему внешнему виду знахарь ничем не отличаются от обычных людей, хотя, по некоторым макед. поверьям, они имеют тщательно скрываемые рожки.
Время действия
Время, когда действуют знахари, ограничено рядом запретов и предписаний: часто болезни лечат в субботу, как суббота завершает неделю, так завершится и болезнь (болг.); по этой же причине заговаривают болезнь при заходе солнца (болг.), «на сход», или «на рассып» месяца [при старом месяце], чтобы «сошла», «рассыпалась» болезнь (болг.). В серб. традиции болезнь часто заговаривали в понедельник или при молодом месяце, чтобы здоровье больного возрастало, как растет месяц и длится неделя. Время лечения определяется характером болезни: ночью лечили ревматическую болезнь «угин» (бел.), до восхода солнца — «ночницы» (полес.), детский плач (болг.); после захода — т. н. «самодивские» болезни (болг.); змеиный укус — в тот же день, когда человек был укушен, до захода солнца (бел.). Нельзя знахарствовать в воскресенье, в церковные праздники и в Великий пост (болг.).
Место действия
Место лечения зависит от характера болезни: порчу лечат дома, около очага (болг.), болезни, происходящие от испуга — около текучей воды, например, у реки (бел., болг.), перекрестка (в.слав., серб., болг.), около деревьев, не дающих плодов — вербы, липы, тополя и пр., а также около деревьев, до которых не достает тень от других деревьев (болг.); детские болезни — на пороге дома (в.слав., болг.), в бане (рус., бел.), на меже (полес.) или обратившись к самому высокому дереву в округе (гуцул.). Бородавки заговаривают на могиле, на овощной грядке, около куриного корыта (болг.), эпилепсию — на том месте, куда больной упал головой (болг.). Места для лечения выбираются по принципу «этимологической магии» — больного «летучим огнем» [струпьями на лице] знахарь выводит на улицу и дожидается первого зажженного в деревне огня (рус.), страх [испуг] лечат под стрехой дома (болг.), болезнь къртчина лечится около кротовой кучи (болг.), трясцу [лихорадку] лечат около осины, т. к. она вечно трясется (бел.).
Знахарские способы лечения и атрибуты
Знахар, знахарь — тот, кто много знает; лекарь-колдун.
Знахарица, знахарка, знаха — лекарка-колдунья.
Как и у колдунов, у знахарей и знахарок есть на службе черти (шишки), «которые исполняют все их приказания» (Новг.). По мнению забайкальцев, и знахари, и колдуны могут делать и добро, и зло.
Знахарь
Знахарь — это человек, обладающий магическим знанием и использующий его для лечения людей и скота, охраны от колдовства, отвращения градовых туч, прорицания судьбы и в других важных для человека случаях [179].
В отличие от колдунов и ведьм, знахари не прибегают к помощи нечистой силы, а используют силу заговоров, растений, воды и других предметов, обладающих, по народным поверьям, сверхъестественной силой. Отношение к знахарству двойственное: одни считают, что знахарь действует от имени Бога, другие — что знахарю, как и колдуну, помогает нечистая сила, но знахарь не отрекается от Бога. Знахарское знание, как и знание колдуна, греховно, оно не дает знахарю умереть, поэтому это знание необходимо перед смертью передать другому. В народе знахарство, как и колдовство, часто приписывается тем, кто владеет ремеслом: повитухе, кузнецу, пастуху, пасечнику, музыканту, мельнику.
В течение многих веков знахарь заменял крестьянам врача, а знахарка-повитуха — акушерку. В средневековой Руси проповедники — без особого, впрочем, успеха — пытались отучить своих прихожан пользоваться услугами знахарей. В слове Св. Кирилла «О злых духах» читаем: «А мы ныне, когда хоть немного заболеем, или жена, или дети, то, оставив Бога, ищем проклятых баб чародейниц, наузов и слов прелестных слушаем». Св. Кирилл осуждает и приемы лечения знахарей: баба «начнет на детей наузы (узлы, завязанные с приговором) класть, измерять ребенка, плюя на землю, беса проклинать, врачуя детей». Кстати, кое-где и до сих пор ничего не изменилось. Из записок земских врачей XIX века нам известно настороженное, а часто враждебное отношение крестьян к дипломированным врачам. Народ предпочитал обращаться к знахарям, полагая, что врачи умеют лечить только «господские» болезни, а в болезнях простых людей ничего не смыслят. Известны случаи, когда во время эпидемий крестьяне убивали врачей, обвиняя их в распространении заразы, но полностью доверяли советам знахарей.
Знахарь знает, какое время суток подходит для лечения той или иной болезни: ночью лечили ревматическую болезнь «утин», до восхода солнца — «ночницы», змеиный укус — в тот же день, когда человек был укушен, до захода солнца. Место лечения также зависит от характера заболевания: болезни, случившиеся от испуга, — около текущей воды, например, у реки; на перекрестке; возле деревьев, не дающих плодов, — вербы, липы, тополя и пр.; детские болезни — на пороге дома, в бане, на меже или в курятнике. Места для лечения выбирают по принципу подобия — больного «летучим огнем» (струпьями на лице) знахарь выводит на улицу и дожидается первого зажженного в деревне огня. Белорусы лечат трясцу (лихорадку) возле осины, так как она вечно трясется.
Знахарь лечит и людей, и скот, но главное в его практике — это болезни, полученные в результате колдовства: порчи, сглаза, оговора, испуга, соприкосновения с потусторонним миром или вселения в человека нечистой силы:
Дочке было четыре года, ее соседка сглазила. Только она на улицу вышла, как заревела нечеловеческим голосом, вся похудела, извивается. Знахарка пришла, водичкой умыла лицо, руки и говорит: «Раба Божия (знахарка называет свое имя) мою-смываю нехорошие слова с рабы Божьей Анны». Потом в воду соли бросила, дверные ручки этой водой вымыла до самой входной двери, воду с порога выплеснула и сказала: «Откуда все пришло, туда пусть и уйдет».
Падучую болезнь у нас называли припадошной. Детей-то лечили тоже бабки. Вот один случай я знаю такой. Один ребенок упал на пол, и его вот как трясет. Бабка пришла, рубашку разорвала с него, в подпол сходила, деревянным клином забила в землю. Надо забивать в такое место, чтобы больше не шевелить. И все. Больше ни разу не было. Вот уже сейчас за семьдесят ему, а больше ни разу не было.
Часто знахарь специализируется на лечении какой-либо одной болезни: зубной боли, детской бессонницы, змеиного укуса. Вот как рассказывают о знахарях в Полесье и на Русском Севере.
Дети маленькие, так не перестанут спать — ревут и ревут, плохо спят. Надо идти старушку искать. Старушка придет, что-то пошепчет на растительное масло. У печки стоит, что-то шепчет и сплевывает, а потом этим маслом мазали ребенка. Или на свеклу шепчут, на свекольный сок. А если слова не подойдут, так ребенок еще больше ревет. Тут скорее вымыть его надо, и пойдут другую старушку искать. А слова могут не подойти. Кровь не такая. Если к светлому ребенку — нужно чтобы шептала светлая женщина, а если темный ребенок, то темноволосая женщина.
Я была небольшая, во второй класс, наверное, ходила. У меня так заболел зуб, я залезла на печку. И вот пришел один старичок, попросился ночевать. Родители говорят: «Ночуй, мало места что ли». Он остался, а они говорят: «Давай, садись с нами ужинать». Посадили его ужинать, а я всхлипываю на печке. А он говорит: «Где-то у вас кто-то плачет». — «Да у дочки, — говорят, — зубы болят, лежит на печке, ужинать не идет». Ну, он вышел из-за стола, говорит: «Слезай давай с печки». Я слезла, пошли мы с ним в сени. «Вставай, — говорит, — ногой на порог». Я встала. Он тихо говорил, я не слышала. Потом сказал: «Плюй на порог». Я раза три плюнула — все, мой зуб перестал. Я потом несколько лет и не чувствовала ничего. Сейчас нету таких знахарей, зуб не заговорить никому.
Знахарь умеет находить пропавшие или украденные вещи, заблудившийся и уворованный скот, а также указывать на вора; охранять скот от порчи на весь пастбищный сезон, останавливать падеж скота.
Есть такие старухи, что ладят. А как они ладят, кто их знает, слова они не скажут. Вот у нас две коровы пропало, овцы гибли, коровы — кто-то портил. А потом мы разговорились с племянницей, она говорит: «Есть старушка, она хорошо ладит». Ну, мы с ней пошли к этой старушке. Она мне и говорит: «Знаешь, Яковлевна, я тебе ничего не скажу, ты только хозяйке скажи, пусть она положит по двадцать копеек в хлеву в каждый угол. А слов я тебе не скажу. Я спущу их по ветру, и слова эти придут к вам». Я пришла и сказала дочери, она так и сделала. Коровы перестали гибнуть.
У отца корова заболела да овца околела. Так каждый год и умирали. Отец и пошел к старичку, который много знал. «Копай, — говорит, — в хлеву, как войдешь, так в правом углу от руки, копай до земли и найдешь. Весь навоз вынеси и сожги». И нашли бутылку запечатану с водой, в кульке собачьи, человечьи и овечьи испражнения и птичьи перья заложены. Старичок приказал сжечь и сказать: «Откуда пришло, туда и ступай». И все нормально стало на дворе. Раз порча была сделана, так и помирали. Были злые люди.
Теперь-то вывелись, а раньше-то были знахари, по-худому знали и по-хорошему. По-худому — если человеку надо вред сделать, чтобы скотина не велась, тоже сделают что-нибудь. Тут старик мне рассказывал один: то кони у нас велись, играли, а тут не успеем лошадь завести, немного пройдет времени — конь падает. А там, на побережье Архангельской области были особые знахари. Тот знахарь пришел, поглядел, говорит — у вас тут что-то неладно. Пришли — а там, во дворе кость была закопана. Ну вот, кость выкопали со словами, наверное, и стали вестись кони.
Вот тут у нас жила старушка, она знала… Вот бывает, что корова не ходит на пастбище, так эта старушка ладила. Я к ней сама ходила. Телушка у меня не ходила на пастбище. Так я три утрени ходила к старушке. Она выходила на быстрину, где самое быстрое течение реки, на середину почти. Она выйдет, на быстрину встанет, чтобы течение было ей навстречу. Так встанет на коленки и сама говорит, говорит. И долго она стоит, а я на берегу стою. На третий день я пришла, она говорит: «Пойдешь домой, дойдешь до первого кустика, выломай ветку и вставь в тот же кустик. Но не оборачивайся обратно, беги домой и не оборачивайся». Я так сделала, и стала ходить телушка на пастбище.
Знахари обезвреживают заломы, сделанные колдунами в поле, на что есть особые приемы.
Дед Шваркун был. Он такой дед, что его вся деревня знает. Ему Паша, жена кузнеца, холстину дала да водку ставила, чтобы он ей залом заговорил. А то Васиха, вдова солдатская, Паше залом заломила.
Знахари, как и колдуны, предсказывают будущее, гадая на картах, на бобах, воде. Могли показать на воде, кто сглазил человека.
Мама рассказывала быль. Раньше овсяная была мука. В воду наболтают, получалась такая болтушка. Вот одна сделала такую болтушку на воде, которой обмывали покойника, и напоила женщину после родов, и та заболела. Говорит: я лежала, ничего не понимала. Муж повез ее к знатку, к знахарю. Он-то и говорит: «Истопи баню». В первый день он намыл с приговорами. Говорит ей: «Ложись на печку». А мужу: «Не будите. Сколько может, столько пусть и спит». И три раза он мыл в бане. Знахарь сказал: «Если не будете мстить, я вам покажу, кто сделал такое». Наливает воду в блюдце большое. Они наклонились над блюдцем, он их накрыл, свечку поставил сбоку. И в этой воде они увидели эту тетку, как она воду, которой покойника мыли, льет в бутылки и кладет муку в чашку. Они приехали домой. А женщина, которая роженицу испортила, каждый день к их дому приходила, у дома падет и катается, и плачет, и ревет, и просит прощенья. Пока роженица ей не сказала: «Бог простит», не могла уйти.
Знахари, наравне с колдунами, привораживают девушкам женихов, охраняют молодых на свадьбе от порчи. Вот рассказ белорусской знахарки, записанный в XIX веке.
На свадьбу лиходеи всегда зарятся, и они всякую свадьбу разведут. Ну, меня и просят: «Поди, бабонька, на помогу!» А чем помочь, у меня всегда есть. Когда гроза бывает и в дерево бьет, то в том дереве стрелка бывает от грозы, и через три года эта стрелка выходит. Она такая маленькая, а надо примечать — какое дерево небесной грозой побито, около того дерева через три года стрелка упадет. Одна у меня есть. Вот если какую свадьбу закрепить надо, я пойду в ту избу, а стрелку за пазухой держу. Как жених с невестой отвернутся, я в руке стрелку держу да их и обведу, они и не чуют, а теперь их и не разведешь. Да потом воду нашепчу, стрелку в нее положу, она полежит, я ее выну, они воду выпьют, а я заговор скажу, и крепко будет. А заговор такой: «Иван великий воин! Не боишься ты ни лиходея, ни супостата, помоги рабу Василию и рабе Матрене, чтобы они повенчались не на муку, не на горе, не в лихой час, а в добрый час, на радость, на веселье, и чтобы не боялись они ни колдунов, ни колдуниц, ни еретиков, ни еретиц, сожги колдунов, сожги колдуниц каменной стрелой, огнем небесным, чтобы они не бросались, не кидались, на свадебку не зарились».
Знахарь умеет уничтожать вредных насекомых и мышей в доме, защищать посевы от вредителей, обеспечивать удачу рыбакам и охотникам. Вот, например, как выводили клопов.
Были старушки, клопов выводили, у кого клопы были. Вот мы в одной деревне жили, у нас клопы были. К нам пришла знахарка, так она велела найти кол, обломанный кол из загородки и чеку от телеги. Так надо эту чеку не вынуть из колеса, а найти на дороге. И кол. Так старуха велела. Она приходила и делала. А что она говорила, я не знаю. Она на этот кол и чеку наговаривала. Потом их клали в подпечье, под печку клали.
В отличие от ведьм и колдунов, чье знание может быть как врожденным, так и приобретенным, знахарское мастерство всегда приобретается. Обычно опытный знахарь обучает начинающего, и в этом знахарство близко к ремеслу [180]. Знахарству может обучиться любой, но чаще оно передается «по крови» — от матери к дочери, внучке, правнучке, а если у женщины нет дочерей, — то к снохе. Знахарь передает знание перед смертью или когда решит перестать лечить, потому что с передачей знания другому лицу сам знахарь теряет его. Знание передается от старшего к младшему, иначе оно потеряет силу, при передаче старая знахарка пристально смотрит молодой в глаза [181].
Знахарство считается женским занятием, но знахарем может быть и мужчина, преимущественно холостой. Лучшими знахарками считаются «чистые» женщины — одинокие, либо вдовы. По северорусским представлениям, знахарскую мощь имеет тот, у кого целы все зубы. Иногда знахарство приписывается людям другой национальности, так украинцы считают знахарями русских, а русские — угро-финнов.
Впрочем, кое-где считают, что знахарями становятся люди, соприкоснувшиеся с потусторонним миром: украденные лешим, перезимовавшие под землей со змеями, получившие знание от странников, нищих, юродивых, съевшие мясо змеи. Внешне знахари ничем не отличаются от обычных людей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.