знаете что первое сделает слепой когда вернется к нему зрение
Почему один глаз ослеп?
Представляем вашу панику, когда вы просыпаетесь утром и понимаете, что один глаз не видит. Никакой боли, дискомфорта, травмы глаза, падения, просто глаз в одно мгновение перестает видеть. Возможно, он еще не ослеп, но его судьба зависит от того, как быстро вы получите квалифицированную медицинскую помощь. Офтальмологи клиники лазерной микрохирургии глаза на Маерчака рассказывают, что делать, если не видит один глаз.
Для начала разберемся с причиной катастрофы.
Иногда зрение временно пропадает из-за спазма сосуда. Гораздо хуже, если произошел тромбоз артерии.
Главная предпосылка для такой ситуации — мерцательная аритмия, оставленная без лечения. Обычно при таком диагнозе назначают антикоагулянты, которые разжижают кровь. Если человек не принимает предписанные лекарства, образуются тромбы, которые в итоге вырываются в кровоток. «Излюбленный» сосуд для тромбов — глазная артерия. Когда тромб перекрывает артерию глаза, зрение резко пропадает. Прекращается кровоток, сетчатка остается без питания. Сетчатая оболочка очень чувствительна к дефициту кислорода. Образовавшийся тромб будет поражать глаз частями. Если образовавшийся тромб небольшой, вылетает один сегмент глаза. Участок, оставшийся без питания, перестает функционировать и в скором времени отмирает. Если вы заметили, что какой-то участок изображения «выпадает», срочно обращайтесь к офтальмологу.
Если зрение пропадает частично, пациенты еще надеются, что оно вернется само. Или попросту не обращают внимание, списывая резкое падение зрения на усталость. В результате изменения становятся необратимыми, и зрение уже невозможно восстановить без пересадки сетчатки. Поэтому первое, что нужно сделать, если один глаз не видит — срочно обратиться в специализированную клинику. Не менее важны ваши действия по пути в больницу.
Первая помощь, если ослеп один глаз
Чтобы «выдавить» тромб из глаза, нужно расширить сосуд. Для этого следует закрыть больной глаз, ритмично надавливать на него и отпускать. Другой вариант расширить сосуды — дышать в пакет. Углекислый газ, поступающий в кровь, проталкивает тромб.
В клинике вам окажут экстренную помощь. Чтобы восстановить кровоток в центральной артерии, применяют сосудосуживающие препараты, удаляют лишнюю глазную жидкость.
Пациенты, которые перенесли острую непроходимость сосудов сетчатки, должны постоянно наблюдаться у офтальмолога и терапевта. Им не следует заниматься тяжелыми физическими нагрузками, долгое время находиться в наклонном положении. Стоит позаботиться и о нервной системе: больше отдыхать, стараться не волноваться из-за пустяков. Ведь стресс тоже провоцирует спазмы сосудов и обостряет сердечно-сосудистые заболевания.
Предупредить сосудистую патологию — в ваших силах, в наших — не допустить осложнений и сохранить ваше зрение.
Поведение незрячего или слабовидящего малыша.
Наблюдения за развитием и поведением незрячих детей до трехмесячного возраста свидетельствуют о том, что по характеру реакции и системе поведения они мало чем отличаются от зрячих детей этого же возраста. Небольшие различия в поведении приводят к тому, что иногда родители не замечают дефекта зрения у ребенка до трехмесячного возраста. Это объясняется структурой и особенностями психических актов детей раннего возраста.
Одинаковое поведение и реагирование слепых и зрячих детей возможно именно потому, что в ранние периоды развития поведение ребенка определяется комплексом раздражителей, и он организует свое поведение в ответ именно на такой комплекс, так как не способен выделять отдельные раздражители. Для поведения ребенка в этот период характерно реагирование на раздражители, связанные с кормлением, перевертыванием, речью матери, запахом матери и молока, укладыванием в позу кормления. Когда ребенка берут на руки и укладывают в такую позу, он очень рано начинает совершать предвосхищающие сосательные движения.
Такое поведение называют «позным». Оно свидетельствует о том, что первичные сенсорные реакции ребенка, как отмечал И.М. Сеченов, носят генерализованый или слитный, нерасчлененный характер. В связи с этим выпадение зрительного раздражителя из комплекса раздражений, сопровождающего любой жизненно важный акт деятельности ребенка, не наносит ущерба предвосхищающему поведению незрячего ребенка, подготовке к его осуществлению.
Однако, выключение зрения с первых дней рождения оказывает значительное влияние на темпы психического развития, так как задерживает по сравнению со зрячими формирование дифференцированных восприятий, что, в свою очередь, снижает психическую активность незрячего младенца по отношению к внешнему миру, поскольку именно дифференциация, т.е. выделение восприятий, отнесение их к определенным знакомым предметам, расширяет и обогащает ориентировочную деятельность, обеспечивая ребенку активное отношение к предметам и явлениям внешнего мира.
Наблюдения за развитием незрячего ребенка в младенческом возрасте показывают значительное снижение его общей активности и значительно меньшую подвижность в ранние периоды развития.
Отмечаются отсутствие стремления или интереса к овладению внешним миром, к игре, игрушкам, предметам и удовлетворенность тем, что его оставили в покое. Для такого ребенка характерны самостимулирующие движения или стереотипные действия.
Среди незрячих младенцев выделяются две категории, характеризующиеся различной степенью подвижности. Чаще встречаются чрезвычайно спокойные дети. В некоторых случаях их можно характеризовать даже как апатичных. Они недостаточно двигательно активны, на шумы реагирует торможением, удивлением. Захватывание предметов у них больше похоже на реакцию отталкивания. У них формируются навязчивые движения, такие, как трение глаз, движения головой, возникающие именно в ранний период развития. Однако у некоторых спокойных детей при хватательных движениях отмечается правильное захватывание предметов, умени крепко их удерживать. У таких детей реже наблюдаются стереотипные движения или они проявляются слабовыраженной форме.
Ко второй категории относятся неспокойные дети. При наблюдении за ними создается впечатление, что хаотичные движения, производимые ими, никогда не прекращаются. Схватывание и отпускание предметов сменяют друг друга в быстром темпе, предметы не задерживаются в руках. У таких детей длительное время сохраняются не координированные движения, Образующиеся из навязчивых движений (трясения, верчения ручками). У некоторых детей иногда появляются остановки в движениях, колебания между удерживанием и выпусканием вещи становятся равномернее. Такие дети постепенно становятся организованнее, хотя и сохраняют свое чрезмерное двигательное беспокойство.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что апатичность и безынициативность, так же как и чрезмерное двигательное беспокойство, не создают благоприятных условий для овладения детьми предметным миром, а это, в свою очередь, ведет к отставанию в психическом развитии.
В отечественной тифлопсихологической литературе тмечается, что отставание незрячего ребенка от уровня развития зрячего происходит в достаточно раннем возрасте, хотя во внешнем поведении трудно выявить более конкретные отличия, чем снижение общей активности у незрячего. В зарубежной литературе вопрос, насколько и как можно соотносить развитие слепого и зрячего, остается дискуссионным.
Процесс психического развития происходит наиболее интенсивно в активной деятельности. Этот основной тезис отечественной психологической и тифлопсихологической науки непосредственно касается вопроса развития компенсаторных процессов у детей, поскольку формирование процессов компенсации осуществляется в деятельности.
В раннем возрасте для ребенка общение со взрослым является процессом, в котором он овладевает знаниями об окружающем мире. При значительном снижении активности общение затруднено, тем более что в первый месяц даже у нормально видящего ребенка трудно заметить отклик на постоянное общение с ним взрослого. Однако организация общения с месячным зрячим ребенком необходима, несмотря на то что он еще никак не выражает своего отношения к взрослому, а только готовит ответные реакции. Поглаживание ребенка, ласковый разговор, показ игрушек доставляют ему приятные переживания, поднимают эмоциональный тонус и являются методами комплексного воздействия и эмоционального общения в воспитании и продвижении в психическом развитии нормально видящего ребенка в первые месяцы жизни.
Как же преодолеть и предупредить слабую активность незрячего малыша? Что должны для этого сделать родители?
Существуют основные потребности для всех детей. И дети с недостатками зрения не представляют здесь исключения. Им не только нужна любовь, забота родителей и других взрослых, но они должны также знать о том, что их любят. Любовь и внимание к детям – это важное условие, обеспечивающее им нормальное развитие и рост. Малыш должен чувствовать себя в безопасности, находясь со знакомыми людьми, в знакомой обстановке. Взрослые, в первую очередь родители, помогают ему расти и дают возможность активно действовать и учиться на своих успехах или ошибках.
Однако в воспитании слепого ребенка есть свои трудности. Первое общение со зрячим младенцем чаще визуальное – глаза в глаза. На втором месяце общение со зрячим ребенком может осуществляться, когда он лежит в кроватке. Взрослый, воздействуя на его слух, зрение, поглаживает его, вызывая ответную реакцию. На третьем месяце зрячий ребенок сам начинает искать общения со взрослым, у него появляется «комплекс оживления». На четвертом месяце ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, пытается отвечать на его появление звуками, движениями, пробует произносить звуки и отдельные слоги вне ситуации общения. На пятом и шестом месяцах происходит значительный сдвиг в нервно-психическом развитии зрячего ребенка, в его взаимоотношениях со взрослыми. Движения и звуки выделяются из общего состава выразительных движений и становится средством общения ребенка. А если визуальной коммуникации нет, родители порой думают, что с ребенком нельзя общаться, играть и часто оставляют его одного.
Так, Мария К. делала все необходимое для своего пятимесячного незрячего сына: одевала, кормила, соблюдала диету, купала, меняла пеленки. Делала это быстро, тихо, без слов и укладывала его в кроватку в отдельной комнате, чтобы ему никто не мешал. Вопрос, чувствует ли ее сын, что его любят и заботятся о нем, вызвал у матери недоумение, так как она не знала, каким образом ему можно сказать об этом.
Однако развитие потребности в общении незрячего ребенка и его стимулирование в первые месяцы жизни имеют те же задачи и осуществляются теми же методами и способами, что и у зрячего. поглаживание, нежный голос, приятные тепловые ощущения являются теми стимулами, которые могут быть восприняты незрячим ребенком и вызовут активные ответные реакции. Иногда родители сами находят способы общения с ребенком, но чаще им приходится учиться этому.
Необходимо постоянно разговаривать с ребенком. Говорить ему о том, какой он хороший, обсуждать с ним, что ему будут готовить на обед и ужин, какая погода и т.д. Надо чаще называть его по имени, чтобы звук имени стал ему знаком.
Речь позволяет ребенку не только знать, что ему оказывают внимание, но и запоминать многие из слов, которые он слышит, и ассоциировать их с реальным опытом. Это такие слова, как «бутылочку пить, печенье, купаться» и т.д.
В ранний период развития тесный физические контакт с ребенком является необходимой формой коммуникации. Необходимо постоянно, когда малыш не спит, быть вместе с ним: играть, разговаривать и т.д. Постепенно он научится узнавать окружающих по голосам, шагам, по тому, как они его держат.
Если у ребенка слишком незначительное остаточное зрение, беседа с ним предупреждает иногда возникающий испуг при неожиданном прикосновении, перед тем, как его возьмут на руки.
Зрячий ребенок, фиксируя свой взор на лице матери, может отвечать на ее улыбку. Улыбка ребенка это удивительное, эмоциональное и согревающее сердце и душу событие. Родители смеются вместе с ним, разговаривают и играют, чтобы вызвать у него улыбку, а ребенок учится узнавать их лица и реагировать на них, когда он видит родителей около себя. Это начало общения между матерью и ее ребенком. Но если ребенок совсем не видит или имеет незначительное остаточное зрение, т.е. отсутствует так называемый контакт «глаза в глаза», мать чувствует себя неуверенной при общении с ним. Однако отсутствие зрительного контакта не означает, что малыш ее не чувствует и не замечает. Присматриваясь к тем незначительным действиям (гуление, ерзание, всплеск рук и т.д.), которые он производит при обращении к нему с речью, при прикосновении к нему, мать поймет, что ребенок реагирует на нее. Через некоторое время он сам начнет «говорить» с ней, издавая различные звуки. Он научится различать голоса членов семьи и реагировать на них, определять помещения, в которых они находятся.
Ребенок очень рано и в короткий срок в сензитивный период развития слуха овладевает интонацией родного языка, и это очень важно для дальнейшего развития.
Дети, которых оставляют одних, становятся нечувствительными к звукам вокруг них и игнорируют людей. И если ребенку позволить остаться в изоляции, то это может привести к замедлению или нарушению его развития.
Он может на длительное время застрять на определенном уровне психического развития. Родителям необходимо помогать малышу учиться любить тесный контакт со взрослыми (покачивание, пение, объятия и т.д.). Постепенно ребенок привыкает к прикосновениям, и контакт с людьми становится ему необходимым.
До трех-шести месяцев улыбка незрячих детей такая же, как и у зрячих. Она является «эндогенной», рефлекторной, не связанной с изменениями внешнего воздействия, но когда младенцы начинают улыбаться в ответ на внешние воздействия, то улыбка становится так называемой «социальной», являющейся ответом на общение с родителями, игрушками или другими предметами удовлетворения их потребностей.
Такая улыбка у незрячих появляется несколько позже, чем у их зрячих сверстников. Им труднее отличить родителей от других членов семьи, так как они их видят. Слепой ребенок не может ответить на молчаливую улыбку, поскольку не знает, улыбаются ли ему, но он будет с удовольствием улыбаться, когда, научится узнавать голоса родителей во время игры с ними.
По материалам Л.И. Солнцевой, С.М. Хорош
«Воспитание слепых детей раннего возраста.»
Ты не спрашивай: « Любишь ли меня?».
Как слепой всегда помнит о своей палке,
Ты тоже помни.
Когда лишний вопрос не задают,
Лживый ответ не получают.
И ты зря от этих слов не огорчайся,
А подумай,
Что для измерения тёмной глубины колодца,
Никто собственного ребёнка в колодец не бросает.
Ты не спрашивай,
А я тебе больше скажу.
И говорю я – новообращённый верующий,
А ты слушай – новоявленная Богиня.
Сегодня разыграется сцена поклонения,
И не к чему тогда будут признания.
Ты неизведанная новая земля,
А я есть опытный географ,
И плохо, очень плохо знаю
Многообещающую местность твою.
И во мне снова проснулся
Фанатизм исследователя:
Хочу тебя выучить наизусть,
В уме нарисовать карту твою. –
Вопросы и ответы тогда кому нужны?
И не более лучше?
Чтоб у человека нога поскользнулась,
Чем его язык.
Тогда давай не разговаривать.
А мысленно двинемся вперёд
Этим неизведанным путём,
Пока не дойдём до становища,
Какого то сказочного места,
Где нет хозяина кроме нас,
Где мы будем, как вода молчать,
И будем слепы как огонь:
Где в противоположность,
Известного нам старого закона,
Тела от тепла не расширяются,
А сплющиваются:
И решаются все вопросы так,
Как растворяется соль в воде.
Становясь вкусом во рту,
В наших расслабленных нервах,
На наших смущенных лицах…
Тогда может, инстинктивно спрошу тебя,
«Любишь меня?»,
Я тебе спрошу и
Не ожидая ответа,
Помогу тебя восстановить
Прежний вид богини,
Прежний вид той земли,
Что ещё не имела своей карты.
И в ответ на мой вопрос
Тогда может сама, мне скажешь:
«Говорят, что Вы помогаете только раздеваться.
А ты помогаешь одеваться.
Ты другой!
Люблю тебя!»…
«Не называйте нас слепыми»: 10 правил поведения с незрячими и слабовидящими людьми
Сталкиваясь с незрячими или слабовидящими людьми, зачастую мы теряемся и не знаем, как к ним обращаться, как взаимодействовать и правильно оказывать помощь. Специалист по реабилитации инвалидов по зрению Дмитрий Холодович рассказал 10 простых правил, которые помогут в общении.
Сам Дмитрий является инвалидом I группы: в 4 года после болезни гриппом у него начало падать зрение, а к 10 годам уже ушло полностью. Сейчас ему 32 года. И несмотря на все обстоятельства, он ведет очень активный образ жизни.
Дмитрий работает в отделе реабилитации инвалидов, увлекается фотографией, в одиночку путешествует (уже объездил 15 стран) и выступает за национальную сборную по футболу среди незрячих. Это вид спорта для по-настоящему сильных духом: игроки в нем не видят самого мяча, а ориентируются на площадке на слух и другие чувства. Так, Дмитрий на своем примере доказывает, что отсутствие зрения не является препятствием для полноценной жизни, о чем и рассказывает окружающим.
— В моей практике разные люди встречаются, и у всех своя история потери зрения, которая по-своему затрагивает: у кого-то неудачная операция, причем не связанная с глазами, но пошло осложнение, кто-то перенес диабет. Иногда удивляюсь, насколько по-разному мы можем прийти к одному и тому же.
Очень чувствуется разница в отношении к незрячим в Беларуси и в других странах. У нас все привыкли, что инвалид должен сидеть дома, поэтому теряются и абсолютно не знают, как вести себя при встрече с ним. Итак, я подскажу пару лайфхаков, которые помогут вам в общении с инвалидами по зрению.
1. Как называть? Не говорите незрячему «слепой». Конечно, мы к этому привыкли и уже не обижаемся, но это все равно неприятно.
СМИ часто употребляют фразу: «человек с ограниченными возможностями», но, если честно, то многих эта фраза обижает. Я считаю, что легче и культурнее говорить: человек с инвалидностью.
Случается, в свой адрес приходится слышать такие сравнения, как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «калека», «искалеченный» — это, безусловно, неэтично.
2. При знакомстве пожмите руку, представьтесь и назовите имена всех людей, с которыми пришли. При необходимости отойти в сторону или ответить на телефонный звонок, дайте знать об этом вслух.
3. В групповом диалоге, когда обращаетесь к незрячему, лучше прикоснуться или назвать по имени, иначе человек может не понять, что вы разговариваете именно с ним.
5. Не извиняйтесь, если случайно сказали: «Увидимся». Когда передаете предмет, не нужно говорить: «Пощупай» и делать акцент на тактильном восприятии, скажите: «Посмотри». Дело в том, что для людей, не имеющих зрения, это означает «осязать, видеть руками».
6. Когда вы с незрячим входите в комнату, то коротко расскажите, какие предметы в ней находятся. Например: «Справа от двери высокий шкаф, в трех шагах по центру — стол». Дайте знать о бьющихся предметах и препятствиях: ступени, низкие потолки, двери. Если вы находитесь на улице, то обратите внимание собеседника на ямы, лужи, трубы и т.д.
7. Как предложить присесть? Положите его руку на спинку, дайте нащупать сиденье.
8. Когда на пешеходном переходе стоит человек с белой тростью, но дорогу не переходит, хотя зеленый свет уже горит, то нужно ему помочь. Прикоснитесь к нему, поздоровайтесь и предложите взяться за вас.
9. На лестнице ведите незрячего перпендикулярно к ступенькам, без резких движений. Не стоит заводить его руки назад — это неудобно и вызывает чувство опасности. Никогда не забирайте, не сжимайте белую трость.
10. Не стоит обижаться, если вашу помощь отклонили, значит, человек уже достаточно реабилитирован и привык самостоятельно передвигаться. Но, несомненно, ваше внимание очень приятно и вызовет благодарность.
В завершение отмечу, что главное в общении с незрячими — это разговаривать на равных, ничем не выделять отсутствие зрения и быть искренним! Важно понять, что отсутствие зрения — это не порок, это незаразно. Мы активные, мы занимаемся спортом, учимся, работаем, дружим, любим — и хотим быть нужными обществу.
Как помочь близкому человеку, потерявшему зрение?
Как научиться продолжать радоваться жизни, когда глаза навсегда окутаны пеленой?
Если человек из-за проблем со зрением перестает узнавать в подъезде своих соседей, не может даже с помощью самой сильной лупы прочесть газету или уследить за перемещениями футболистов на телевизионном экране – он смиряется с этим. Но вот наступает момент: он подходит к зеркалу и… не узнает своего лица. Вместо себя слепнущий видит только странно-размытое, невнятно-туманное изображение, напоминающее картины некоторых «особо продвинутых» современных художников. И ему становится по-настоящему страшно и даже жутко.
Зеркало «исчезло»…
У человека, полностью потерявшего зрение, ситуация складывается еще более тяжелая. Тифлологи (специалисты по реабилитации слепых и слабовидящих) говорят в этом случае о психологическом эффекте «исчезновения зеркала». Невозможность взглянуть на собственное отражение – пожалуй, наиболее болезненное последствие слепоты. С этим смириться тяжелее всего.
«Когда пациент теряет зрение, для него эта ситуация является не просто стрессовой, а поистине шоковой. Избежать депрессивного состояния в первые несколько месяцев слепоты почти никому не удается», – рассказывает психолог Санкт-Петербургского центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению Юлия Ломакина.
«Не сочтите меня за сумасшедшего, но иногда я ловлю себя на мысли, что как бы отделяюсь от собственного тела, становлюсь просто незрячим и незримым духом», – написал в одном из своих очерков ослепший журналист и писатель из Ставрополя Дмитрий Гостищев.
Не только люди, потерявшие зрение, но и, например, узники, помещенные в светонепроницаемый карцер, уже через несколько дней начинают испытывать странные ощущения – как будто бы они растворяются в окружающей темноте. В первые дни, недели и даже месяцы слепота нередко ассоциируется у пациента с собственной смертью.
Дать возможность перестроиться!
«Острая, болезненная реакция на потерю зрения совершенно естественна и нормальна, – поясняет Юлия Ломакина. – Важно, чтобы и сам «потерпевший», и его родственники сохраняли спокойствие и присутствие духа. Необходимо дать организму возможность перестроиться, привыкнуть к «жизни в темноте».
Человеку нередко кажется, что его страдания будут продолжаться вечно, до конца жизни. На самом же деле даже в самых тяжелых случаях период адаптации к слепоте обычно длится не более года. За это время пациент способен не просто привыкнуть к своему новому положению, но и фактически вернуться к прежней жизни. Уже через год незрячие люди способны без посторонней помощи обслуживать себя, следить за чистотой в доме, стирать и гладить свои вещи, пришивать пуговицы, готовить простые блюда на электрической или газовой плите.
Когда человек научился хорошо ориентироваться в собственном жилище, самое время «выходить в большой мир», перемещаться по своему родному городу или селу. Выучить 10–15 маршрутов за год вполне реально.
Домашняя работа – лучшая терапия
Разумно ли показывать ослепшему близкому человеку свое сочувствие? Поможет ли это в процессе реабилитации? Или только вызовет горечь и отчаяние?
Вопрос не простой. В первые дни, недели и даже месяцы слова сопереживания уместны. Но «оплакивать» слепого всю жизнь неверно. Задача родственников, друзей и близких в том, чтобы показать попавшему в беду: он может вести гармоничную, успешную, благополучную и даже счастливую жизнь.
Не нужно путать инвалидность с беспомощностью. Инвалиды по зрению, если слепота не сопряжена с другими тяжелыми заболеваниями или преклонным возрастом, в уходе обычно не нуждаются. Более того, выполнение домашней работы для них – один из эффективных способов реабилитации.
Ослепший человек часто не может продолжать работать по специальности. Это приводит к чувству невостребованности. Проблему можно решить очень просто: необходимо пересмотреть и перераспределить семейные обязанности. При этом не стоит разделять работу на мужскую и женскую.
Часто встает вопрос: нужно ли проводить какую-то перепланировку или реконструкцию жилья, чтобы слепой член семьи чувствовал себя уютно? В этом нет необходимости. Для незрячего человека не нужно создавать какие-то «особые условия». Важно лишь не переставлять мебель и не переносить вещи с места на место, не проинформировав об этом слепого родственника.
Моя жена – самая красивая!
Ослепший человек порой теряет уверенность в собственной привлекательности, в притягательности для противоположного пола. Особенно это касается женщин. В этой ситуации очень важно, чтобы зрячий муж поддержал свою слепую жену, чаще говорил ей: «Ты у меня самая красивая! Ты у меня лучшая!»
Вполне реально без визуального контроля научиться пользоваться косметикой. Незрячий человек при желании может выглядеть не просто опрятно и аккуратно, а нарядно и элегантно. Это тоже важная часть терапии.
В отношениях между людьми очень важен зрительный контакт, возможность «посмотреть в глаза и увидеть душу». В супружестве с незрячим такая возможность отсутствует. Иногда это приводит к досадным недоразумениям. Например, во время разговора слепой может неожиданно начать качать головой или повернуть голову в другую сторону. Зрячему человеку такое поведение кажется проявлением невнимания. Но злого умысла здесь нет. Деликатно попросите своего собеседника всегда держать голову строго по направлению к говорящему – и общение станет более приятным для обеих сторон.
Происходят и другие казусы. Во время посещения общественных мест незрячие люди порой воспринимаются как «бессловесные создания». Например, зрячая жена сопровождает своего слепого мужа к врачу. А эскулап и не думает обращаться непосредственно к пациенту. Он спрашивает у поводыря: «Что случилось с вашим мужем?». Так же часто ведут себя официанты. Им не приходит в голову, что «особенный» посетитель хочет и может сам сделать заказ. В этой ситуации сопровождающему лучше не высказывать недовольства, а вместо этого вежливо, но четко попросить «официальных лиц» обращаться непосредственно к инвалиду по зрению.
Магические прикосновения
Как влияет отсутствие зрения на интимную жизнь? Во время посиделок в Обществе слепых можно услышать немало примечательных историй. Нередко рассказывают о том, что женщины, испытавшие наслаждение в объятиях «слепого рыцаря», уже никогда не смогут встречаться со зрячими мужчинами. Даже если они расстанутся с нынешним возлюбленным, то все равно будут искать нового кавалера только в «слепецкой» среде. Дело, мол, в особых магических прикосновениях, которыми владеют только незрячие.
Верить этому или нет – каждый решает сам. Но факт остается фактом: среди инвалидов по зрению немало успешных донжуанов. Да и незрячие красавицы не отстают. Секрет этой привлекательности прост. Человеческий организм щедро компенсирует недостаток одного из чувств: при отсутствии зрения усиливается осязание. С помощью кончиков пальцев слепой мужчина или незрячая женщина доставляют партнеру такое наслаждение, на которое не способен ни один «глазастый» Казанова. Разумеется, «ослепление» одного из супругов является огромным ударом для всей семьи. Но произошедшая трагедия парадоксальным образом помогает супружеской паре по-новому открыть друг друга.
А еще психологи говорят об «эффекте человека-невидимки». При общении со слепым «глазастик» может видеть своего собеседника, а противоположная сторона лишена этой возможности. В психологическом плане такая ситуация очень комфортна для зрячих людей. Она помогает им расслабиться, раскрыться, чувствовать себя увереннее, избавиться от комплексов и внутренних страхов, поэтому общение получается более доверительным и душевным.