змз что это такое
Двигатели ЗМЗ: описание, характеристики
Двигатели ЗМЗ — это силовые агрегаты, которые производит и выпускает Заволжский моторный завод. Они стали довольно популярные за весь период производства. Завод ЗМЗ выпускает моторы, как для грузовых транспортных средств, так и для легковых автомобилей. Основная направленность деятельности завода — выпуск движков для автомобилей, выпускаемых Горьковским автомобильным заводом.
Краткое описание завода ЗМЗ
Заволжский моторный завод был основан в 1958 году. Располагаются основные производственные мощности в городе Заволжье, Нижегородской области, Российская Федерация. Завод производит двигатели ЗМЗ, которые на сегодня покупают ГАЗ, УАЗ и ПАЗ.
Заволжский завод производит на свет дизельные и бензиновые силовые агрегаты, которые славятся своей надёжностью и простотой на всей территории СНГ.
Выпускаемые двигатели
ОАО Заволжский моторный завод выпуская достаточно большой ассортимент бензиновых и дизельных моторов, которые получили широкое распространение на многих марках автомобилей отечественных автопроизводителей.
Так, за всю историю производства двигатель ЗМЗ устанавливался на такие легендарные автомобили, как — ГАЗ 24, ГАЗ 53, УАЗ 469, Газель, ГАЗ 66, УАЗ Патриот и другие.
Бензиновые моторы
По сравнению с дизельными вариантами силовых агрегатов, бензиновые модели получили большой модельный ряд и применение. Первым ярким представителем стал легендарный движок с маркировкой ЗМЗ 402, который был разработан для 24-й Волги, но позже получил широкое распространение на автомобили ГАЗ 3110 и семейство транспортных средств Газель.
Технические характеристики ЗМЗ 402:
Наименование | Характеристика |
Изготовитель | ЗМЗ |
Модель | ЗМЗ 24, ЗМЗ 24Д |
Модификации | ЗМЗ 4021, ЗМЗ 4022, ЗМЗ 4025, ЗМЗ 24С |
Тип мотора | Бензиновый |
Тип впрыска | Карбюратор |
Конфигурация | 4-цилидровый рядный продольный ДВС |
Мощность двигателя | 95 л.с. |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Диаметр поршня | 92 мм |
Ход поршня | 92 мм |
Охлаждение | Жидкостное |
Материал блока и головки | Алюминий |
Ресурс | 300 000 км |
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 |
Система зажигания | Контактная или бесконтактная |
Мотор ЗМЗ 402 достаточно ремонтопригодный, чем полюбился многим автомобилистам. За счёт простой конструкции, его довольно легко обслужить и провести мелкий ремонт своими руками. Что касается конструкции, то мотор имеет нижнее расположение распределительного вала, что типично для силовых агрегатов 50-60-х годов. Вместо заднего сальника коленчатого вала установлена сальниковая набивка, что служило частой потерей масла.
Ещё один яркий представитель и схожий по конструкции с 402-м мотором — двигатель ЗМЗ 511/513. Эти силовые агрегаты устанавливались на легендарные грузовые автомобили ГАЗ 53.
Технические характеристики ЗМЗ 511/513:
Наименование | Характеристика |
Завод производитель | ГАЗ |
Марка двигателя | ЗМЗ |
Модель | 53, 511 |
Объем | 4,3 литра (4250 см куб.) |
Количество цилиндров | 8 |
Конфигурация | V |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкостное |
Мощность | 115 л.с. |
Блок и головка, исполнение | алюминий |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Топливо | А-76, А-80, Газ |
Диаметр стандартного поршня | 92 мм |
Ход поршня | 80 мм |
Питание | Карбюратор К-126, К-126Б, К-126М |
Кроме 53-й модели движок получил широкое распространение на такие не менее известные модели, как 66-й Газон, ГАЗ 3307, а также при самостоятельной установке и ЗИЛ-130. Это V-образный силовой агрегат, который имеет некоторые характерные отличия — специфический поддон, большой воздушный и масляный фильтр. Его аналог 513 отличается только увеличенным весом на 275 кг.
Многие автолюбители помнят легендарный ЗМЗ-21, который производился и устанавливался на 21-е Волги. Этот движок является предшественником известного 402-го, но имеет ряд конструктивных отличий.
Фаски и ножки клапанов имеют меньший диаметр, помпа устанавливалась не на блоке цилиндров, а на головке, наличие двух масляных фильтров — тонкой и грубой очистки. Небольшой ресурс мотора создаёт некоторый дискомфорт. Кроме этого существует несколько модификаций данного мотора.
Технические характеристики ЗМЗ 21/21А:
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Карбюратор |
Объем | 2,5 литра (2445 см. куб) |
Мощность | 69-76 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Расход | 13 литров на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное |
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 |
Технические характеристики двигателя ЗМЗ 21Е/ 21Д
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Карбюратор |
Объем | 2,5 литра (2445 см. куб) |
Мощность | 80-85 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | 95 мм |
Расход | 13 литров на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное |
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 |
Последователем двигателя ЗМЗ 402 стал мотор с маркировкой 406, который был предназначен для автомобилей Газель. Первое поколение силовых агрегатов выпускалось с карбюраторной системой впрыска топлива, а позже, когда конкурентные автопроизводители стали переходить на инжектор, данный вид ДВС также сделали с инжектором. Основное предназначение силового агрегата стала установка на автомобили производства Волга, Газель и Соболь.
Также, часть моторов закупил Ульяновский автомобильный завод для установки на свои транспортные средства. Большим конструктивным отличием от 402-го стало наличие 16 клапанов вместо 8-клапанного механизма. Это позволило повысить мощность и технические характеристики.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ 406:
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Карбюратор, пожзе инжектор |
Объем | 2,3 литра (2280 см. куб) |
Мощность | 145 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Расход | 11 литров на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное, принудительное |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Преемником 406-го мотора стал ЗМЗ 405 и его модификации. Это чистый инжекторный двигатель с повышенными техническими характеристиками. По сравнению с предшественником, у 406-го была меньшая мощность и больший объем двигателя. Мотор получил экологическую норму — Евро-3, что позволило продавать автомобили за границу.
При этом конструкторы смогли устранить ряд недоработок, которые были обнаружены у ЗМЗ 405. В процессе разработки нового движка была модернизированная клапанная крышка, газораспределительный механизм, установленная двухслойная металлическая прокладка ГБЦ.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ 405:
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Инжектор |
Объем | 2,5 литра (2464 см. куб) |
Мощность | 140,5 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Диаметр цилиндра | 95,5 мм |
Расход | 9,6 литров на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное, принудительное |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Двигатель ЗМЗ 410, который разрабатывался на базе 402-го мотора, был предназначен для установки на автомобили Волга и УАЗ. Данный силовой агрегат имеет существенные конструктивные отличия от своего отца, поскольку блок цилиндров имеет оригинальную структуру, а диаметр цилиндра составляет 100 мм, что повышает мощностные характеристики.
Этот двигатель многие автомеханики называют «УАЗ сотка», именно из-за диаметра цилиндра. Также, конструктивной переделке пришлось модернизировать коленчатый вал. Данный двигатель взаимозаменяется с УАЗ-421, и не требует дополнительных переделок или доработок.
Технические характеристики ЗМЗ 405:
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Карбюратор |
Объем | 2,9 литра (2890 см. куб) |
Мощность | 96 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | 100,0 мм |
Расход | 11,2 литра на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное, принудительное |
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 |
16-клапанный двигатель ЗМЗ 409 был разработан специально для установки на автомобили Ульяновского автомобильного завода. Этот силовой агрегат, что то среднее между 405 и 410 моторами, а точнее слияние их лучших компонентов и характеристик.
В случае, как и с 405, на 409-м установлены следующие доработки: модернизированная клапанная крышка, газораспределительный механизм, установленная двухслойная металлическая прокладка ГБЦ. Правда, отличием стало то, что объем силового агрегата увеличен до 2,7 литров, что потянуло за собой увеличенный расход.
Технические характеристики 409-го движка:
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Инжектор |
Объем | 2,7 литра (2693 см. куб) |
Мощность | 128 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Диаметр цилиндра | 95,5 мм |
Расход | 13,2 литра на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное, принудительное |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Последний представитель бензиновых силовых агрегатов производства ЗМЗ становится двигатель с маркировкой 523, который предназначен для установки на грузовые автомобили ГАЗ-3307 и автобусы ПАЗ. Это 8-цилиндровый V-образный мотор с повышенными техническими характеристиками. Правая и левая головки блока цилиндров идентичные, которые имеют высокотурбулентные камеры сгорания и впускные клапана винтового типа.
Двигатель сам по себе дешёвый, а за счёт простой конструкции, неприхотливый в обслуживании. Но, в связи с большим расходом горючего, считается, что данный движок морально устарел, поскольку в связи с высокой стоимостью ГСМ, его эксплуатация экономически нецелесообразна.
Технические характеристики 523-го:
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Карбюратор |
Объем | 4,67 литра |
Мощность | 130 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Диаметр цилиндра | 92,0 мм |
Расход | 20,4 литра на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное, принудительное |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Дизельные моторы
Единственным представителем дизельного двигателя выпускаемого Заволжским заводом был силовой агрегат с маркировкой 514. Производился он для транспортных средств Ульяновского автомобильного завода — УАЗ Патриот (Дизель), Хантер, Пикап и Карго.
На двигатель устанавливалась модернизированная система подачи топлива Common Rail фирмы «BOSCH». Привод генератора, топливного насоса высокого давления, водяного насоса, осуществляется при помощи поликлинового ремня с автонатяжителем.
Технические характеристики 514-го:
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Дизель |
Система впрыска | ТНВД Common Rail |
Объем | 2,2 (2235 см. куб.) литра |
Мощность | 130 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндра | 87,0 мм |
Расход | 8,4 литра на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное, принудительное |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Вывод
Силовые агрегаты Заволжского моторного завода имеют достаточно большой модельный ряд за всю историю производства. За счёт простой, но надёжной конструкции ремонт двигателя ЗМЗ можно проводить самостоятельно. Обладая высокими техническими характеристиками, силовые агрегаты покорили сердца многих автолюбителей.
История
Заволжский моторный завод расположен на правом берегу р. Волги в 450 км от Москвы и в 60 км от крупнейшего промышленного центра России – Нижнего Новгорода.
ЗМЗ соединен железнодорожными путями со всеми регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья.
Будущий гигант моторостроения, в 1956 году сначала, как филиал ГАЗа, выпускал автозапчасти и алюминиевое литье для Горьковского и Московского автозаводов. Однако уже через два года Постановлением Совета Министров СССР № 442 он был преобразован в завод по производству двигателей для комплектации автомобилей, выпускаемых Горьковским, Ульяновским и частично Московским автозаводами с присвоением ему наименования «Заволжский моторный завод».
С самого начала своей деятельности ЗМЗ неизменно уделял пристальное внимание освоению прогрессивных технологий. История завода сопровождалась разработкой принципиально новых конструкций, внедрением передовых методик и собственных новаций.
В ноябре 1958 года на ЗМЗ была проведена первая плавка алюминиевого литья.
В 1966 году завод впервые в мировой практике освоил массовое производство крупногабаритных блоков цилиндров из алюминиевых сплавов методом литья под давлением, что позволило ему встать в один ряд с известными мировыми фирмами
В ноябре 1959 года на ЗМЗ был собран первый 4-цилиндровый двигатель для комплектации «Волги» ГАЗ-21.
В 1960 году с целью освоения новых моделей двигателей на заводе организован отдел главного конструктора, в состав которого вошел экспериментальный цех с исследовательскими лабораториями, оснащенными испытательными стендами, контрольным и иным оборудованием.
В 1961 году начато серийное производство 4-цилиндровых двигателей.
В 1963 году – на ЗМЗ приступили к серийному производству еще и 8-цилиндровых двигателей для грузовых автомобилей Горьковского автозавода.
Предприятие расширялось и наращивало мощности как за счет строительства новых цехов, (таких как литейный, моторный, прессовый, производства по изготовлению лент и вкладышей, производства стальных и чугунных деталей, термического цеха, производства сборки и испытания двигателей), так и модернизации действующих производств.
В 1967 году 8-цилиндровые двигатели стали поставляться и на комплектацию автобусов «ПАЗ» Павловского автобусного завода.
В декабре 1968 года был выпущен 1 000 000 –й 4-цилиндровый двигатель.
В 1971 году была начата глобальная реконструкция производства. К 1978 году мощности по выпуску двигателей выросли до 450 тысяч штук в год.
В декабре 1972 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР заводу присвоено наименование «Заволжский моторный завод имени 50-летия СССР».
В апреле 1975 года был выпущен 1 000 000 –й 8-цилиндровый двигатель.
В феврале 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ЗМЗ награжден орденом Трудового Красного Знамени.
80-е годы были периодом роста объемов производства, реструктуризации предприятия.
В 90-е годы конструкторами ЗМЗ впервые в России была разработана конструкция быстроходного дизельного двигателя ЗМЗ-514.10 (2,24 л) стандарта «Евро-2» для автомобилей повышенной проходимости, микроавтобусов.
В 2000 году стало первым в России двигателестроительным предприятием, сертифицировавшим систему менеджмента качества всего производства на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9001.
Новый этап развития Заволжского моторного завода связан с именем нового собственника предприятия
В 2002 г. в цехе малых серий начат выпуск первых опытно-промышленных партий дизельных двигателей ЗМЗ-514 для проведения эксплуатационных испытаний на вторичном рынке.
В 2002 году на ЗМЗ внедрена не имеющая аналогов на предприятиях массового производства машиностроения России автоматизированная система планирования и учета затрат.
В сентябре 2003 года ЗМЗ сертифицировал систему менеджмента качества всего производства на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9001 версии 2000 года.
В ноябре 2003 года на ЗМЗ разработана конструкция и изготовлены опытные образцы первой серии 4-цилиндрового бензинового двигателя ЗМЗ-215.10 (2,5л) стандарта «Евро-3».
В 2003 году на ЗМЗ начали внедрять производственную систему, базирующуюся на элементах Toyota Production System.
28 апреля 2004 года с главного сборочного конвейера ЗМЗ сошел 13 000 000 двигатель.
В ноябре 2005 года в цехе малых серий внедрен конвейер и начат промышленный выпуск малолитражного дизельного двигателя ЗМЗ-5143 (2,24л), отвечающего требованиям «Евро-2» для автомобилей UAZ-HANTER.
8 ноября 2005 года собран 1 000 000 двигатель семейства ЗМЗ-406.
В 2005 году на ЗМЗ завершена реструктуризация.
На базе инструментального, прессового, литейного производств, производства подшипников скольжения, службы по ремонту и обслуживанию оборудования, автотранспортного управления создано шесть дочерних предприятий: ООО «Специнструмент», ООО «Завод «Металлоформ», ООО «Литейный завод «РосАЛит», ООО «ЗМЗ-Подшипники скольжения», ООО «ЗМЗ-Транссервис», ООО «Ремсервис».
В ОАО «ЗМЗ» сконцентрирована основная функция – производство двигателей.
29 ноября 2006 года госкомиссия на итоговом заседании в ОАО «ЗМЗ» по рассмотрению всего цикла приемочных испытаний опытных образцов дизельного двигателя ЗМЗ-5148 с системой «Common Rail» стандарта «Евро-3» подтвердила готовность конструкции данного двигателя, разработанной на ЗМЗ, к постановке на производство.
21 декабря 2006 года на ЗМЗ в присутствии губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева состоялось подписание меморандума между ОАО «Северсталь-авто» и Fiat Powertrain Technologies о намерениях создать в России совместное предприятие по производству дизельных двигателей серии F1A. Проект будет реализован на производственной площадке Заволжского моторного завода.
В мае 2007 г. ОАО «ЗМЗ» по результатам экологического рейтинга 137 ведущих компаний России, проведенного Международным социально-экономическим союзом (МСоЭс) и Независимым экологическим рейтинговым агентством (АНО «НЭРА»), вошло в 10 лидеров по четырем из шести вариантов ранжирования экологической эффективности бизнеса.
В сентябре 2007 г. на ЗМЗ в рамках СП «Северсталь-авто» с Fiat Powertrain Technologies проведены масштабные работы по подготовке производства на заводской промплощадке двигателей F1A.
Под размещение нового производства высвобожден действующий заводской корпус №6 общей площадью 30 тысяч кв. м. В сжатые сроки без остановки главного сборочного конвейера и сохранении темпов по изготовлению продукции из шестого корпуса было перемещено и перемонтировано в другие корпуса завода 678 единиц оборудования. После чего там сразу же начались строительные работы.
В ОАО «ЗМЗ» с целью расширения применяемости выпускаемой продукции создан макетный образец бензинового двигателя ЗМЗ-4054.10 (2,5л) экологического класса «Евро-3» для легкового коммерческого автомобиля «Ducato».
29 ноября на главном сборочном конвейере ЗМЗ в рамках вступления в действие на территории России с 1 января 2008 года экологических требований «Евро-3» собрана первая опытно-промышленная партия бензиновых 4-цилиндровых двигателей экологического класса «Евро-3» для автомобилей Горьковского и Ульяновского автозаводов.
С января 2008 г. на ЗМЗ в рамках вступления в действие на территории России экологических требований «Евро-3» начат массовый выпуск и поставки основным потребителям бензиновых 4-цилиндровых двигателей экологического класса «Евро-3» для автомобилей Горьковского и Ульяновского автозаводов.
В феврале 2008 г. ЗМЗ вручен Сертификат соответствия системы экологического менеджмента предприятия требованиям международного стандарта ИСО 14 001-2007.
В марте 2008 г. ОАО «ЗМЗ» получило одобрение Fiat по установке двигателя ЗМЗ-405 (2,5 л), как соответствующего европейским требованиям по техническим характеристикам, в автомобиль Fiat-Ducato.
В марте 2008 г. в 3 корпусе ОАО «ЗМЗ» на полную мощность запущен новый конвейер по промышленной сборке дизельных двигателей ЗМЗ-5143, перемещенный из корпуса №6.
16 апреля 2008 года с главного сборочного конвейера ЗМЗ сошел 14-миллионный двигатель. Юбилейным мотором «14-миллинником» стал бензиновый двигатель 406-го семейства ЗМЗ-409.04 (2,7л) экологического класса «Евро-3».
13 августа 2008 года официально зарегистрирован товарный знак «Двойной ресурс».
В сентябре 2008 г. на ЗМЗ подготовлены 3 опытных образца дизельных двигателей ЗМЗ-51432, оборудованных топливной системой Common Rail производства «BOSCH» по выполнению двигателем экологических норм «Евро-4» в составе автомобиля UAZ-Hunter.
С 1 октября 2008 года на ЗМЗ внедрена система менеджмента организации (СМО), соответствующая требованиям международного автомобильного стандарта ISO/TS 16 949 версии 2002 года.
Для Заволжского моторного завода контракт с FMC – первый в истории предприятии проект в таком направлении деятельности, как производство автокомпонентов по заказам иностранных автокомпаний, работающих на территории России.
В мае 2009 г. в экспериментальном цехе ЗМЗ прошел оценочные испытания и успешно подтвердил заявленные технические характеристики по мощности и крутящему моменту новый V-образный 8-цилиндровый двигатель с увеличенным до 5,05 л рабочим объемом.
Вариант V-8 (5,05 л) с повышенными энергетическими характеристиками разработан конструкторами ЗМЗ по заказу Павловского автобусного завода Особенность новой «восьмерки» заключается в том, что в ней заложен потенциал работы на сжатом природном газе.
В августе 2009 г. ОАО «ЗМЗ» выдан новый Аттестат аккредитации испытательного Центра «Мотор» на техническую компетентность в системе сертификации ГОСТ Р и международного стандарта ИСО сроком действия до 2014 года, дающий право проводить сертификационные испытания продукции автомобилестроения как отечественных, так и зарубежных автопроизводителей.
2 ноября 2009 г. ОАО «ЗМЗ» в соответствии с утвержденным графиком полностью завершило передачу своего автоматного производства (изготовление деталей из проката) на аутсорсинг немецкой компании ООО «Флайг и Хоммель».
25 ноября 2009 г. ОАО «ЗМЗ» с положительным результатом прошло основной сертификационный аудит системы менеджмента организации (СМО) на соответствие требованиям международного автомобильного стандарта ISO/TS 16 949 версии 2009 года.
С 1 декабря 2009 г. ОАО «ЗМЗ» полностью прекратило сброс сточных вод со своей промплощадки через систему ливневой канализации в р. Волгу. В рамках реализованного экологического проекта, объем инвестиций, в который составил 14,0 млн. руб., на ЗМЗ закрыты 2 оставшихся выпуска ливневых стоков в р. Волгу.
Февраль 2010 г. ОАО «ЗМЗ» выдана новая Лицензия на проведение образовательной деятельности сроком действия до 2015 года, дающая право проводить предприятию на своей учебной базе повышение квалификации, подготовку, переподготовку рабочих по 47 профессиям машиностроительной отрасли.
Март 2010 г. ОАО «ЗМЗ» вручен Сертификат соответствия системы менеджмента организации (ОАО «ЗМЗ») требованиям международного автомобильного стандарта ISO/TS 16 949 версии 2009 года сроком действия до февраля 2013 года. ЗМЗ стал первым российским двигателестроительным предприятием, сертифицировавшим свою систему менеджмента организации по ISO/TS 16 949.
16 апреля 2010 г. ОАО «ЗМЗ» награждено Дипломом первой степени им. И.П.Кулибина в номинации «Лучший промышленный образец в сфере наземного транспорта» за дизельный двигатель ЗМЗ-5143.10 и пятью Дипломами 2 и 3 степеней в номинациях «Наземный транспорт», «Транспорт» и «Машиностроение» за патенты на автокомпоненты – ведомый диск, поршень, крышка клапанов, тарелка пружины клапана и моечно-сушильную установку для очистки корпусных деталей по итогам IV областного конкурса объектов интеллектуальной собственности «Патент года».
Решением совета директоров ОАО «ЗМЗ» от 4 мая 2010 года генеральным директором ОАО «ЗМЗ» с 6 мая 2010 г. назначен Юрасов Сергей Павлович.
Принято решение о создании единой управленческой структуры для ОАО «ЗМЗ» и ОАО «УАЗ» в целях оптимизации ключевых управленческих процессов, повышения эффективности коммуникаций и операционной эффективности бизнеса.
По шкале градации поставщиков «Ford», «Q1-поставщик» означает поставщика очень высокого уровня, динамично развивающегося, отвечающего международным и специфическим требованиям «Ford».
В июне 2010 г. ОАО «ЗМЗ» и его дочерние общества «РосАЛит» и «Металлоформ» с положительным результатом прошли промышленный аудит к. «RENAULT—NISSAN» на получение статуса потенциального поставщика в рамках совместного проекта этой компании с «АвтоВАЗом».
Июль 2010 г. Испытательный центр «Мотор» ОАО «ЗМЗ» подтвердил действие выданного в 2009 г. Аттестата аккредитации на техническую компетентность в системе сертификации ГОСТ Р и международного стандарта ИСО, дающего право проводить сертификационные испытания продукции автомобилестроения как отечественных, так и зарубежных автопроизводителей.
В ОАО «ЗМЗ» изготовлены опытные образцы двигателей, работающих на газовом топливе в составе комбинированных энергетических установок (КЭУ) по договору с НАМИ в рамках госконтракта.
Август 2010 г. ОАО «ЗМЗ» по договору с ООО «Павловский автобус» сертифицировало бензиновый V-образный 8-цилиндровый двигатель ЗМЗ-52342.10 для автобусов «ПАЗ» на соответствие требованиям экологического класса 4.
Сентябрь 2010г. В ОАО «ЗМЗ» проведена подготовка производства рулевых тяг для автомобилей УАЗ.
16 сентября на УАЗ отправлена первая серийная промышленная партия рулевых тяг.
30 сентября в ОАО «ЗМЗ» была подготовлена и отправлена первая промышленная партия кронштейнов CD для автомобилей Ford, выпускаемых компанией на заводах в Европе (Германия, Испания).
Октябрь 2010 г. в ОАО «ЗМЗ» приступили к реализации проектов НИОКР и подготовки производства по дизельному двигателю экологического класса «Евро-4» для перспективных моделей автомобилей УАЗ. Изготовлены опытные образцы, проводятся их испытания на экспериментальной базе ЗМЗ, на УАЗ и в отделениях ф. «BOSCH».
21 октября ОАО «ЗМЗ» успешно прошло инспекционный аудит системы менеджмента организации в национальной системе ГОСТ Р на подтверждение действия выданного российского Сертификата еще на год.
29 октября ОАО «ЗМЗ» успешно прошло инспекционный аудит системы менеджмента организации на подтверждение действия выданного Сертификата соответствия требованиям международного автомобильного стандарта ISO/TS 16 949 версии 2009года еще на год.
9 ноября 2010 г. ОАО «ЗМЗ» вручен Диплом, подтверждающий статус Q1-поставщика компании Ford.
Ноябрь. В рамках XII областного конкурса профессионального мастерства работающей молодежи «Золотые руки» ОАО «ЗМЗ» награждено Дипломом и переходящим Кубком за 1 место по итогам смотра на лучшую организацию работы с молодежью среди предприятий муниципального образования Нижегородской области.
Декабрь 2010 г. в ОАО «ЗМЗ» выпущена опытно-промышленная партия модернизированного сцепления собственной разработки для бензиновых двигателей перспективного модельного ряда автомобилей УАЗ.
Декабрь. Завершена подготовка производства под серийный выпуск газобензиновых (битопливных) двигателей семейства ЗМЗ-409 (2,7л) для автомобилей УАЗ вагонной компоновки и перспективного модельного ряда, оснащенных газобаллонным оборудованием.
На УАЗ отправлена первая промышленная партия битопливных двигателей.
Декабрь. ОАО «ЗМЗ» успешно завершило II этап работы по договору с НАМИ в рамках госконтракта на изготовление спецдвигателей в составе КЭУ.
Изготовлены три 4-цилиндровых двигателя: один, работающий на природном газе, и два – дизельных с системой Common Rail.
Двигатели в составе КЭУ были установлены на автобусы ЛиАЗ и ПАЗ и успешно прошли испытания.
Госкомиссия приняла проведенные испытания с положительным результатом.
Январь 2011г. ОАО «ЗМЗ» награждено Благодарственным письмом Администрации и Земского собрания Городецкого района «За большой вклад в укрепление социально-экономического партнерства и добросовестное выполнение обязательств договора «Содружество» 2010 года».
Март 2011г. ОАО «ЗМЗ» награждено Дипломом победителя Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия. Динамика, эффективность, ответственность – 2010» в номинации «За освоение энергосберегающих технологий и энергоэффективность производства».
13 июля 2011г.состоялось посещение промплощадки ЗМЗ в рамках выездного мероприятия Рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии РФ по экономическому развитию и интеграции в гг.Заволжье и Павлово Нижегородской области.
Сроки действия Сертификатов подтверждены еще на один год.
30 ноября 2011г. на главном сборочном конвейере ЗМЗ с целью отработки техпроцесса в режиме серийного производства были собраны первые 4-цилиндровые бензиновые двигатели ЗМЗ-40905 и ЗМЗ-40911 (рабочим объемом 2,7 л), отвечающие требованиям экологического стандарта «Евро-4».
Данные двигатели предназначены для применения в легковых автомобилях «UAZ-Patriot» «UAZ-Hunter» и автомобилях вагонной компоновки ОАО «УАЗ
14 декабря 2011г состоялась сборка первого дизельного двигателя «Евро-4».
Дизельный малолитражный двигатель нового поколения ЗМЗ-51432 (2,2л) с системой топливоподачи «Common Rail» является совершенно новым продуктом, требующим новой технологии изготовления и сборки.
Новый дизельный двигатель будет выпускаться в различных исполнениях для комплектации всего семейства пассажирских и грузопассажирских автомобилей ОАО «УАЗ».
В конце декабря 2011г. после проведения квалификационных испытаний в экспериментальном цехе ОАО «ЗМЗ» и бензиновые, и дизельные двигатели «Евро-4» были переданы на УАЗ для отработки технологии сборки автомобиля на конвейере.
В декабре 2011г. в рамках стратегии по диверсификации на ЗМЗ по договору с ф. «Knorr-Bremse» освоены техпроцессы обработки 2 новых видов коленчатых валов: для компрессора к дизельным двигателям ОАО «Автодизель» и для компрессора к двигателю проекта «КАММИНС- КАМА», а также проведена отладка техпроцесса картера компрессора «КАМАЗ».
Январь 2012 г. ОАО «ЗМЗ» награждено Благодарственным письмом Администрации и Земского собрания Городецкого района «За большой вклад в укрепление социально-экономического партнерства и добросовестное выполнение обязательств договора «Содружество» 2011 года».
ОАО «ЗМЗ» по итогам сертификационного аудита деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда вручен Сертификат соответствия организации работ по охране труда на предприятии требованиям нормативных правовых актов РФ в области охраны труда.
Данный Сертификат означает, что условия труда и система управления охраной труда на ЗМЗ отвечает не только требованиям Трудового кодекса РФ, но и стандартам по охране труда Международной организации труда (МОТ) и открывает таким образом возможность поставлять выпускаемую продукцию на мировой рынок.
23 марта 2012 г. ОАО «ЗМЗ» и немецкая к. «LEONI» подписали договор о купле-продаже корпуса №6 ОАО «ЗМЗ» площадью 32 тыс. кв. м.
LEONI стала новым резидентом индустриального парка по производству автокомпонентов, создаваемого на промплощадке ЗМЗ.
В мае 2012 г. на web-сайте ОАО «ЗМЗ» открыт новый раздел «Услуги предприятия».
5 июня 2012 г. состоялось годовое общее собрание акционеров ОАО «ЗМЗ».
6, 7 июня на ЗМЗ состоялось выездное совещание с участием генерального директора ОАО «СОЛЛЕРС» В.А.Швецова: рассмотрены перспективы развития основных компетенций ЗМЗ – производства двигателей и автокомпонентов, а также стратегии развития «РосАЛит».
9 августа 2012 г. в рамках развития автокомпонентного производства открыт новый проект на базе РосАЛит-ЗМЗ: подписан договор с к. «ZF- Kama» (Германия) на серийную поставку 6 наименований алюминиевых отливок картеров для коробки передач, которые устанавливаются на автомобили «КАМАЗ», плюс мехобработка 2 наименований картеров.
9 августа завершен I этап реализации проекта «СОЛЛЕРС – Специальные Автомобили» на площадях экспериментального цеха ЗМЗ. Подготовлены производственные площади. Собрана первая опытная партия автомобилей на базе Ford-Transit: «скорая помощь» и «микроавтобус».
22 августа подписан договор с к. «Flaig+Hommel Grouppe», имеющей производство автонормалей, расположенное в г. Заволжье, и испытывающей потребности в дополнительных площадях под размещение своего производства, о продаже площадки тарного цеха ЗМЗ.
В октябре 2012 г. Стратегическим комитетом компании «СОЛЛЕРС» принята стратегия развития промплощадки ЗМЗ.
ОАО «ЗМЗ» выделено в отдельную управленческую структуру для создания на базе площадки индустриального парка поставщиков автокомпонентов с назначением нового генерального директора – А.А.Матюшина.
1 ноября 2012 г. на заводской промплощадке начала функционировать 100% «дочка» ОАО «ЗМЗ» – ООО «ЗМЗ-Автокомпонент» (руководителем назначен А.В.Наволоцкий), которой передана функция по производству компонентов с сохранением технических и кадровых ресурсов предприятия.
С 13 по 23 ноября ОАО «ЗМЗ» с положительным результатом прошло 2 ресертификационных аудита системы менеджмента организации (СМО) на получение новых Сертификатов соответствия требованиям стандартов ГОСТ Р и международного автомобильного стандарта ISO/TS 16 949:2009 сроком действия на последующие 3 года.
В декабре 2012 г. в рамках стратегии развития промплощадки ЗМЗ расширил спектр нового направления деятельности – оказание платных инфраструктурных услуг резидентам промплощадки: компаниям «LEONI», «Дайдо Металл Русь», «Trelleborg Automotive», «СОЛЛЕРС-Спецавтомобили».
Январь 2013 г. ОАО «ЗМЗ» награждено Благодарственным письмом Администрации и Земского собрания Городецкого района «За большой вклад в укрепление социально-экономического партнерства и добросовестное выполнение обязательств договора «Содружество» 2012 года».
С января 2013 г. – начало промышленного производства и серийных поставок двигателей всех модификаций экологического класса «Евро-4» по заказам потребителей.
30 апреля 2013 г. – состоялось годовое общее собрание акционеров ОАО «ЗМЗ».
9 сентября 2013 г. между Правительством Нижегородской области и ОАО «ЗМЗ» подписано Соглашение по созданию на территории Нижегородской области индустриального парка на базе ОАО «ЗМЗ» ( подписали: губератор В.П.Шанцев и генеральный директор ОАО «ЗМЗ» А.А.Матюшин ).
Октябрь 2013 г. В соответствии со стратегией по диверсификации производства и развития темы локализации выпуска автокомпонентов по заказам иностранных концернов по проекту с компанией «ZF—KAMA» (Германия) начато серийное производство и поставка 6 наименований алюминиевых отливок картеров для коробки передач с мехобработкой 2 наименований заявленных изделий.
Декабрь 2013 г. В рамках комплексного реинжиниринга промплощадки проведены работы по перемонтажу конвейера по сборке 8-цилиндровых двигателей из корпуса №3 в корпус №5.
По итогам 2013 г. индустриальный парк на базе ОАО «ЗМЗ» насчитывает 7 резидентов.
Январь 2014 г. ОАО «ЗМЗ» награждено Благодарственным письмом Администрации и Земского собрания Городецкого района «За большой вклад в укрепление социально-экономического партнерства и добросовестное выполнение обязательств договора «Содружество» 2013 года».
01.01.2014 года функция по производству двигателей передана в дочернюю компанию ООО «Мотор» с сохранением кадрового и технического ресурса.
17 апреля 2014 г. – 56 лет со дня образования Заволжского моторного завода.
С 21-22 апреля 2014 г. ОАО «ЗМЗ» с положительным результатом прошло второй плановый инспекционный аудит системы менеджмента организации (СМО) в системе ГОСТ с расширением области сертификации на дочерние компании ООО «ЗМЗ-Автокомпонент» и ООО «Мотор».
29 апреля 2014 г. – состоялось годовое общее собрание акционеров ОАО «ЗМЗ».
С 1 сентября 2014 г. решением совета директоров ОАО «ЗМЗ» генеральным директором ОАО «ЗМЗ» назначен Алексей Рустамович Курбанаев.
Октябрь 2014 г. ОАО «ЗМЗ» приступило к выполнению основного этапа проекта по разработке двигателей экологического класса 5 под запросы основных клиентов: ОАО «УАЗ», ООО «Павловский автобусный завод» и нового клиента – компании ООО «БАУ-РУС».
Декабрь 2014 г. В рамках развития на своей промплощадке индустриального парка ОАО «ЗМЗ» подписало договор с очередным резидентом – компанией «Мобил ГазСервис» о продаже здания электроцеха под размещение производства выхлопных систем.
В ПАО «ЗМЗ» и трех дочерних организациях: «Мотор», ЗФ «УАЗ-Автокомпонент», «РосАЛит» с положительным результатом прошел второй плановый инспекционный аудит СМК на подтверждение действия Сертификата, соответствующего требованиям стандарта ГОСТ ISO9001 версии 2011 г.
В рамках комплексного реинжиниринга реализован проект по созданию и открытию в корп. №5 на промплощадке ЗМЗ нового логистического центра комплектующих изделий и готовой продукции с объемом инвестиций 35 млн. руб.
17 апреля – 57 лет со дня образования ЗМЗ.
ПАО «ЗМЗ» по итогам 2014 г. награждено Дипломом победителя регионального этапа федерального конкурса «Надежный партнер» в номинации «Предприятия, оказывающие услуги по передаче электроэнергии».
На промплощадке ПАО «ЗМЗ» в корп. №3 состоялось открытие нового медицинского пункта.
4 июня состоялось годовое общее собрание акционеров ПАО «ЗМЗ».
ПАО «ЗМЗ» вручен Сертификат социальной ответственности Отделения Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области как ответственному страхователю, обеспечивающему соблюдение социальных гарантий застрахованных лиц по итогам 2014 г.
С 12 сентября 2015 г. решением совета директоров ПАО «ЗМЗ» генеральным директором ПАО «ЗМЗ» назначен Соловьев М.С.
ПАО «ЗМЗ» награждено Дипломом победителя регионального этапа Всероссийского конкурса проектов в области энергосбережения, повышения энергоэффективности и развития энергетики «ENES-2015».
ПАО «ЗМЗ» отправило первую опытно-промышленную партию новых битопливных 8-цилиндровых двигателей экологического класса 5 по заявке Павловского автобусного завода.
ПАО «ЗМЗ» реализовало проект по улучшению потребительских характеристик выпускаемых двигателей для автомобилей «УАЗ-Патриот»: начата серийная сборка двигателей в комплектации с гидронатяжителем «INA».
В ПАО «ЗМЗ», ООО «Мотор», ЗФ «УАЗ-Автокомпонент» с положительной оценкой прошел ресертификационный аудит систем менеджмента качества этих компаний на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 версии 2011 года.
ПАО «ЗМЗ» награждено Дипломом за 2 место по итогам федерального этапа Всероссийского конкурса проектов в области энергосбережения «ENES-2015»в номинации «Эффективная система управления в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на промышленном предприятии».
ПАО «ЗМЗ» реализовало проект по освоению и подготовке промышленного производства 4-, и 8-цилиндровых двигателей экологического класса 5 для всего модельного ряда автомобилей УАЗ, автобусов ПАЗ и новых потенциальных клиентов.
К 1 января 2016 г. освоено производства двигателей экологического класса 5 для основных потребителей – ООО «УАЗ» и ООО «ПАЗ» ( бензиновых 4-цилиндровых ЗМЗ-40906.10 для а/м «УАЗ», двухтопливных (газ-бензин) 8-цилиндровых ЗМЗ-5245.10 для автобусов «ПАЗ», газовых 4-цилиндровых ЗМЗ-409061.10 под запросы потенциальных потребителей.
С февраля 2016 г. ведутся промышленные поставки двухтопливных 8-цилиндр. двигателей экологического класса 5 по заявкам Павловского автобусного завода.
Серийные поставки данных двигателей ведутся на ПАЗ с ноября 2016 г.
На УАЗ отправлены опытно-промышленные партии данных компонентов.
Реализован проект по подготовке и освоению производства (предварительная мехобработка) 2-х видов автокомпонентов : 4-цилиндрового и 6-цилиндрового чугунных блоков для семейства дизельных двигателей Ярославского моторного завода ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536.
Серийные поставки данных компонентов начаты в феврале 2017 г.
17 апреля – 59 лет со дня образования Заволжского моторного завода.
Реализован проект по разработке и подготовке производства бензиновых и газобензиновых 4-цилиндровых двигателей на базе ЗМЗ-409 повышенной мощности для автомобилей нового семейства УАЗ.
Начаты промышленные серийные поставки деталей трансмиссии для нового семейства автомобилей УАЗ.
Завершен выпуск бензиновых 4-цилиндровых двигателей семейства ЗМЗ-402, производство которых длилось более 30 лет. 10 октября – собран последний двигатель ЗМЗ-402, он прошел под порядковым номером 6 125 136, символизирующим общее количество двигателей семейства ЗМЗ-402, выпущенных за все годы их производства.
Лабораторно-исследовательский отдел департамента управления качеством ЗФ ООО «УАЗ» прошел аккредитацию на соответствие требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025 в системе Федеральной службы Росаккредитации.
28 февраля 2018 г. решением совета директоров ПАО «ЗМЗ» генеральным директором ПАО «ЗМЗ» назначен Е.Г.Ротман.
РосАЛит успешно прошел аудит системы менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов IATF 16949:2016 и ISO 9001:2015.
17 апреля – 60 лет со дня образования Заволжского моторного завода.
За 60 лет выпущено около 14,8 млн. двигателей.
Глава Нижегородской области Глеб Никитин принял участие в торжественном собрании, посвященном 60-летию ЗМЗ, с вручением наград лучшим сотрудникам, и ознакомился с действующим производством. Также Глеб НИКИТИН обсудил с генеральным директором ПАО «СОЛЛЕРС» и ООО «УАЗ» Вадимом ШВЕЦОВЫМ перспективы развития промплощадки ЗМЗ.
28 июня решением совета директоров ПАО «ЗМЗ» генеральным директором ПАО «ЗМЗ» назначен М.С.Соловьев.
На главном сборочном конвейере внедрена роботизированная ячейка для нанесения герметика на масляный картер двигателя с объемом инвестиций около 7 млн рублей.
В ЗФ ООО «УАЗ» в цехе по производству двигателей реализовано мероприятие с объемом инвестиций около 7 млн. руб., направленное на улучшение качества двигателей 409-го семейства, поставляемых на комплектацию автомобилей УАЗ и вторичный рынок.
В рамках программы улучшения качества выпускаемой продукции в ЗФ ООО «УАЗ» введен в эксплуатацию новый маркировочный комплекс автоматического нанесения идентифицированных номеров на 8-цилиндровые двигатели с объемом инвестиций порядка 1,0 млн. рублей.
ЗФ ООО «УАЗ» успешно прошел сертификационный аудит системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Внедрено в эксплуатацию новое контрольно-измерительное оборудование с объемом инвестиций 33 млн рублей.
Увеличены производственные мощности с 10 тыс. до 35 тыс. шт. в год по выпуску деталей трансмиссии для обновленного УАЗ-Патриот с объемом инвестиций более 36 млн рублей.
Volvo Group сертифицировала детали РосАЛит для своих грузовиков.
В РосАЛит внедрена в производство новая газовая плавильная печь.
К 60-летию запуска литейного производства на площадке ЗМЗ РосАЛит внедрил передовую технологию автоматизации процессов литейного производства деталей сложной формы, закупив современное газовое плавильно-литейное оборудование.
Производство шкива вентилятора двигателя перенесено из Ульяновска на промплощадку ЗМЗ.
В РосАЛит запущено серийное производство крышек коробки передач для завода Volvo Group в Калуге.
РосАЛит инвестировал более 50 млн руб. в создание новой технологии производства алюминиевых деталей и контроля качества для своих международных партнеров.
РосАЛит успешно прошел наблюдательный аудит системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам ISO 9001:2015 и IATF16949:2016.
На площадке ЗМЗ дан старт серийным промышленным поставкам шкива вентилятора в составе двигателя на УАЗ.
ЗМЗ отметил 61-й день рождения, наградив лучших сотрудников и пригласив ветеранов.
В учебном центре прикладных квалификаций ЗФ ООО «УАЗ» впервые подведены итоги первого года адаптации молодых специалистов.
Опытно-промышленная партия двигателей с новой системой охлаждения под установку АКП сошла с заводского сборочного конвейера.
ЗФ ООО «УАЗ» успешно прошел инспекционный аудит системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Газета «Мотор» торжественно отметила 60-летие со дня выхода первого номера.
В ЗФ ООО «УАЗ» запущен в эксплуатацию новый обрабатывающий центр ф. DMG Mori.
В ЗФ ООО «УАЗ» стартовало серийное производство модернизированных двигателей под установку в «УАЗ-Патриот» с автоматической коробкой передач.
Р.Г. Горевой назначен генеральным директором ПАО «ЗМЗ», директором ЗФ ООО «УАЗ».
Глава МСУ Городецкого района Н.Ф. Поляков посетил промплощадку ЗМЗ с рабочим визитом.
Создано новое предприятие «Соллерс Инжиниринг», объединившее научно-технические ресурсы компании «Соллерс».