змо что это такое
Змо что это такое
Новый механизм проведения закупок товаров у единственного поставщика до 3 млн.рублей
во – вторых, «порог» осуществления малых закупок с каждым годом растет, чем и становиться более привлекательным для Заказчиков:
Стоит отметить, что закупок малого объема, как и всех закупок, проводимых по Закону №44-ФЗ, коснулся тренд «электронизации», так, с «01» марта 2019 года для Заказчиков федерального уровня появилась обязанность использовать Единый агрегатор торговли «Березка». На уровне субъектов Российской Федерации порядок осуществления малых закупок в электронной форме установлен региональными нормативными правовыми актами, ЗМО осуществляются с использованием «электронных магазинов».
В каких случаях и кто может применять новый механизм ЗМО до 3 млн. рублей?
Норма Закона №44-ФЗ | Ограничения по годовому объему закупок |
---|---|
п.4 ч.1 ст.93 | 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р. |
п.5 ч.1 ст.93 (учреждения культуры, архивы) | 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р. |
Теперь (с «01» октября 2020 г.) для закупок товаров по п.4, п.5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ появится возможность увеличить лимит с 600 тыс. до 3 млн. руб., но с обязательным условием, что такие закупки будут проводиться с использованием электронной площадки (ст. 93 Закона №44-ФЗ дополняется ч. 12).
Здесь важно обратить внимание на два момента:
— 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р. (п.4 ч.1 ст.93),
— 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р. (п.5 ч.1 ст.93).
Механизм осуществления ЗМО до 3 млн. рублей:
Для наглядности механизм осуществления закупки рассмотрим на схеме.
1. Процедура начинается с размещения предварительных предложений участниками на любой электронной площадке (далее-ЭП), включенной в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.
! Выбор электронной площадки осуществляется на усмотрение заказчика. Не зависимо от выбранной Заказчиком площадки, при осуществлении закупки будет обеспечиваться доступность информации обо всех предварительных предложениях, размещенных участниками закупок на всех электронных площадках, посредством информационного взаимодействия с ЕИС (ч. 13 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ, данная норма вступит в силу немного позднее с 01.07.2021г., до этого момента информация о предварительных предложениях будет поступать только с той площадки, на котором размещено извещение).
Предварительное предложение участника содержит:
а) наименование товара и его характеристики с использованием КТРУ;
б) товарный знак (при наличии);
в) наименование страны происхождения товара;
г) документ, подтверждающий страну происхождения товара, если установлены ограничения по нацрежиму;
д) единица измерения товара;
е) цена (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей (цена участника для различных регионов поставки может различаться);
ж) минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником к поставкам (количество товара в зависимости от региона поставки может различаться);
з) регион поставки в пределах которого участник закупки предлагает товар к поставкам;
и) срок действия предварительного предложения (не может составлять более одного месяца с даты его размещения на ЭП);
к) информацию об участнике и документы (решение об одобрении крупной сделки, документы подтверждающее соответствие участника п.1.ч.1. ст.31 Закона № 44 – ФЗ, декларация о соответствии п.3-9,11 ч.1. ст.31 Закона № 44 – ФЗ);
л) минимальный срок и (или) максимальный срок поставки товара в календарных днях (сроки поставки для различных регионов поставки могут быть различными);
2. Размещение Заказчиком в ЕИС: извещения, проект контракта, обоснование цены контракта.
Состав извещения, мало чем отличается от извещения по обычным конкурентным процедурам, подробные требования к его составу прописаны в п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ, отметим лишь на некоторых из них:
! Обратите внимание: требование к обеспечению заявок не устанавливается.
! Внесение изменений в извещение не допускается.
3. Оператор ЭП в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки:
! в случае наличия менее двух заявок на участие в закупке: Оператор ЭП направляет заказчику уведомление об отсутствии двух заявок, размещает такое уведомление в ЕИС. Направление информации и документов, содержащихся в единственной заявке не осуществляется.
4. Заказчик не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения от оператора ЭП информации и документов:
5. Оператор ЭП в течение одного часа с момента получения протокола подведения итогов определения поставщика:
Порядок заключения контракта
Заключение контракта осуществляется в электронной форме с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьей 83.2 Закона № 44 – ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных при заключении контракта по результатам запроса котировок в электронной форме.
! Обратите внимание: Информация о контрактах, заключенных в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ (в отличие от контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ) включается в реестр контрактов, заключенных Заказчиками (ч.1 ст.103 Закона № 44).
Порядок обжалования
В соответствии с ч.4 ст.105 Закона № 44 действия (бездействия) заказчика, комиссии, оператора ЭП при проведении закупки товаров у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ (в отличие от контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ) могут быть обжалованы.
Процедура обжалования в данном случае ничем не отличается от процедур обжалования других электронных процедур, предусмотренных Законом №44-ФЗ.
В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении заявок или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.
Выводы:
Механизм осуществления закупки товаров у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ больше схож с механизмом проведения запроса котировок и электронным аукционом, чем с привычным механизмом заключения контракта с единственным поставщиком, при этом главными преимуществами нового механизма являются:
Есть, и недостаток у данной процедуры – привязка к КТРУ:
Главный менеджер
ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»
Кособокова Екатерина
Как участвовать в малых электронных закупках с 1 апреля 2021
С 1 апреля 2021 года заказчикам разрешили закупать у единственного поставщика на сумму до 3 млн рублей. На практике этот механизм пока не отработан, разберемся в спорных вопросах.
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Что такое малая электронная закупка
Малые закупки по п.4 и п. 5 ст. 93 44-ФЗ— один из частных случаев закупки у единственного поставщика. Когда закон только принимали, заказчикам разрешали закупать без конкурса на сумму всего до 100 тыс. руб. Постепенно лимит подняли до 600 тыс. руб. С апреля 2021 года лимит малой закупки — 3 млн, но только если закупка проходит на электронной торговой площадке. Так появился термин «малая электронная закупка».
Малые закупки в электронной форме еще называют «закупкой с полки», так как заказчик выбирает, что ему нужно, из готовых предложений как в обычном магазине.
Технически малая электронная закупка перестает быть закупкой у единственного поставщика, так как в ней могут принять участие несколько поставщиков. При этом все стороны получают определенные преимущества:
Кто может участвовать
Все компании и физлица, которые зарегистрированы в ЕИС и на торговой площадке, где проходит закупка. До окончания регистрации должно оставаться не меньше трех месяцев. Это правило действует и в обычных конкурентных закупках.
Как проходят
На момент написания статьи практики пока нет, но принципы закупок Минфин разъяснил в письме от 12.02.2021 № 24-06-08/9591.
Объявление закупки
Заказчик публикует в ЕИС извещение, проект контракта, НМЦ и требование об обеспечении контракта при необходимости. Документы автоматически дублируются на торговой площадке, где будет проходить закупка.
В одном извещении можно указать конкретное количество одного товара, срок и место поставки. Товары и характеристики можно брать только из КТРУ. То есть нельзя купить товар, которого нет в КТРУ.
Подача предварительных предложений
Поставщики заранее размещают на ЭТП одно предварительное предложение со всеми товарами, которые способны поставить. Можно прописать несколько мест поставки, разное количество товара, цену и сроки в зависимости поставки. Нельзя указывать разные цены в отношении одного и того же места поставки.
Предложение подписывают электронной подписью, его можно изменить, продлить срок действия или отозвать, до тех пор пока оператор не направил заявку заказчику. Каждое действует не больше месяца — его нужно постоянно продлевать.
Площадки смогут брать деньги за участие в малой закупке. В этом вопросе Минфин ссылается на ч.4 ст.24.1, но с другой стороны, есть постановление правительства № 564, где сказано только про плату за победу.
Отбор заявок
Пока отбор заявок действует в рамках одной ЭТП, на которой заказчик разместил извещение. С 1 октября 2021 года заявки будут выбирать среди предварительных предложений, размещенных на всех ЭТП.
После публикации извещения в течение одного часа оператор ЭТП:
При этом товар не должен быть заблокирован по ранее направленным заявкам. То есть выберут заявки с достаточным количеством товара. При этом заблокируют часть товара, только если участник в предварительном предложении указал максимальное количество, которое может поставить.
Рассмотрение заявок
Все заявки рассматривает одно уполномоченное лицо со стороны заказчика, не обязательно создавать комиссию. Заказчикам нужно прописать конкретное ответственное лицо, которое отбирает заявок и заключает контракт на ЭТП.
Заказчик в течение одного рабочего дня после дня получения заявок от оператора:
Заказчик выбирает победителя по минимальной цене и соответствию другим параметрам — как в запросе котировок.
Заключение контракта
Контракт заключат не раньше, чем через два рабочих дня после публикации протокола с итогами закупки. Если поступила одна заявка или только одна соответствует требованиям, заказчик обязан заключить контракт с поставщиком, который ее подал.
Если победитель отказывается, заказчик может заключить контракт с участником, занявшим второе место. Он в свою очередь может отказаться от контаркта без санкций.
После заключения контракта оператор торговой площадки не позднее 1 часа с момента заключения контракта автоматически уменьшает количество товара, указанное в предварительном предложении победителя, объем закупаемого по текущему контракту.
Ответим на вопросы
Электронные магазины малых закупок: что это такое, для чего они нужны и как с ними работать?
Электронные магазины – это упрощенная схема проведения торгов, они работают на базе мощностей внешних электронных торговых площадок. Этот инструмент введен в госзаказ для повышения эффективности и прозрачности процедур.
Какие преимущества дают такие сервисы всем сторонам госзаказа и обязательно ли заказчики должны проводить в них малые закупки? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.
Содержание:
1. Что такое магазин закупок малого объема?
Автоматизированная система «электронные магазины малых закупок» — это бесплатный сервис для повышения эффективности и прозрачности проведения небольших заказов.
Данная высокотехнологичная система доступна для внедрения вне зависимости от уровня заказчика, будь то региональный уровень, муниципальный или просто конкретная организация.
Зaкaзчики впрaве выбрaть неконкурентный способ определения исполнителя и провести закупку у единственного постaвщика по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Зaкупка будет считаться мaлой, если НМЦ контрaктa – до 600 тыс. руб. (а для закупок по п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ до млн. руб.). Согласно ч.15 ст.4 223-ФЗ к мaлым зaкупкaм относятся те, чья сумма не выходит за пределы 500 тыс. руб. (при условии, что годовaя прибыль зaкaзчика – более 5 млрд. руб.).
Aвтомaтизация таких мероприятий обеспечивается с помощью функционaлa специализировaнных плaтформ, которые являются частью механизма упрaвления госзaкупками.
Сервисы рaботают по принципу электронного мaгaзинa, где отобрaнные постaвщики публикуют прaйс-листы и получaют контрaкты по упрощенному aлгоритму.
Внешние электронные торговые площадки также открывают на своей базе электронные магазины. Например, Региональный портал закупок малого объема Ростовской облaсти функционирует на плaтформе ЭТП «РТС-Тендер». На этой же базе работает, например, «Электронный магазин города Омска» и другие.
Областная автоматизированная информационная система государственного заказа Самарской области запустила в работу платформу с одноименным названием. Официальная страница мелких закупок Самарской области — webtorgi.samregion.ru/smallpurchases.
В Москве существует электронный магазин ЕАИСТ – Единая автоматизированная система торгов, куда направляют свои заявки организации, подведомственные московским властям. Данная подсистема является частью «Портала поставщиков». Компании, желающие поставлять свои товары или оказывать услуги должны зарегистрироваться на портале.
2. Нужны ли магазины по проведению малых закупок?
Специализированные сервисы по закупкам малого объема (ЗМО) — это удобный инструмент на базе сoвременных IT-технoлoгий, который упрощает взаимоотношения между заказчиками и поставщиками. Благодаря их рабoте прoцесс тoргoв бoлее oптимизирован, а трудoзатраты значительно сoкращены. Такие цифрoвые платфoрмы oткрывают ширoкий спектр вoзможнoстей:
Цифрoвые плoщадки разрабатываются и запускаются в рабoту не только в целях пoвышения прoзрачности и эффективности мелких заказoв, нo и для максимальнoй вoстребованности тoварoв региoнальных пoставщикoв.
3. Основной функционал
Рассмотрим функционал автоматизированной информационной системы для таких заказов на примере малых закупок на РТС для заказчиков из Ростовской области. В сервисе можно работать как с электронной подписью, так и без нее. Мероприятия проводятся по двум схемам: при помощи заявок заказчиков или опубликованных участниками прайс-листов. Контроль за всеми этапами и соблюдением параметров лежит на заказчиках, также они готовят соответствующую отчетность по осуществлению процедур.
Для поставщика плюсами электронных магазинов является то, что за работу на них не нужно платить и весь процесс достаточно прост. Также к преимуществам платформ для поставщиков можно отнести:
Контракт заключается с помощью функционала цифровой площадки или письменно вне сервиса, а затем информация размещается в открытом доступе.
4. Результаты деятельности
Чтобы оценить объемы проведения мелких госзаказов обратимся к опыту Мурманской области. С 2015 года государственные заказчики и бюджетные организации Мурманской области проводят закупки на региональном торговом агрегаторе, для чего создан специальный модуль малых закупок. Схема осуществления мероприятий доказала свою эффективность:
5. Единый агрегатор торговли
С 1 марта 2019 г. Начал свою работу единый агрегатор торговли «Березка». Он был создан специально для небольших закупок. Цель ЕАТ — заключение прямых контрактов по п.4, п.5 и 28 ч.1 ст.93 44-ФЗ федеральными заказчиками, но местные и региональные заказчики также могут проводить в нем торги.
6. Письмо ФАС № МЕ/4930/20 от 27.01.2020 г.
Должны ли заказчики проводить малые закупки с использованием электронных магазинов?
Позиция ФАС по этому вопросу сформулирована в письме № МЕ/4930/20 от 27.01.2020 г.: Закон о контрактной системе не обязывает заказчиков и участников закупок проводить торги на электронных сервисах, отобранных региональными властями.
В качестве доказательства ФАС сообщает: власти региона не могут принять нормативно-правовой акт и обязать заказчиков проводить закупки малого объема в определенном электронном магазине, так как это будет нарушением требования антимонопольного законодательства в части предоставления электронной платформе преимущественного положения. Пока закон не дает инструкций по отбору таких ресурсов.
Главный антимонопольный орган ранее уже оглашал аналогичную точку зрения в ответе на обращение от Пензенского УФАС № 1009-5э от 08.10.2019 г.
7. Как работает автоматизированная система на базе ЭТП «РТС-Тендер»?
На ЭТП «РТС-Тендер» размещен перечень магазинов по закупкам малого объема, функционирующие в различных округах нашей страны:
Сегодня по всей России запущены и успешно действуют более 50 магазинов ЗМО, работающих на базе мощностей РТС-Тендер. География присутствия включает в себя все федеральные округа РФ. По итогам 2018 г. количество организаций, работающих в сервисе, превысило 12 тысяч, это каждый 10-й заказчик России, использующий электронные формы закупок. Суммарный объем сэкономленных бюджетных средств превысил 600 млн. руб. (средняя экономия в процентном выражении превысила 7%). Преимущества работы в автоматизированной системе РТС-Тендер для заказчика:
Сегодня роль и возможность проведения небольших заказов увеличилась. С 1 июля 2019 г. вступили в силу изменения в 44-ФЗ, включающие увеличение ценового порога малых закупок по прямым договорам.
В соответствии с действующим законодательством по данным процедурам у заказчиков нет обязанности проводить такие торги, следовательно, не развита статистика и механизмы контроля. В этой связи использование автоматизированного портала малых закупок становится еще более актуальным.
Закупки малого объема: изменения с 01.04.2021
Закупать товары, работы или услуги в пределах определенной суммы (т.н малые закупки) можно у единственного поставщика без конкурентных процедур (п.п. 4,5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ). С 01.04.2021 года Закон 44-ФЗ дополнен частью 12, в которой регламентирован порядок проведения малых закупок через электронную площадку.
Изменения требований к объёму закупок по 44-ФЗ
Еще в 2020 году в п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ были внесены изменения – увеличен максимальный объем малой закупки с 300 000 руб. до 600 000 руб. (см. Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020 г.).
А начиная с 01.04.2021 года можно будет делать электронные закупки товаров на электронной площадке на сумму не более 3 млн. рублей. Работы и услуги на основании ч. 12 ст. 93 закупать нельзя.
Так как статья 12 содержит отсылочную норму именно на пункты 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, все остальные ограничения для годового объёма закупок должны быть также соблюдены.
Порядок осуществления малых закупок через электронную площадку
Возможность малых закупок с единственным поставщиком через единого агрегатора торговли предусмотрена еще Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. ЕАТ формирует свой реестр закупок.
Площадку для проведения малых торов заказчик может выбрать по своему усмотрению, но она должна быть включена в перечень, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 г. №1447-р.
Все взаимодействие между участниками закупки и заказчиком осуществляется через ЭП, документы подписываются ЭЦП.
Участники закупки формируют и размещают предварительные предложения на поставку товаров, где указывают в том числе:
наименование товара и характеристики со ссылкой на КТРУ и при необходимости товарный знак;
страну происхождения (при наличии соответствующих прикладывается подтверждающий документ, иначе товар будет считаться иностранным);
указываются единица измерения (по ОК), цена, минимальное или максимальное количество товара;
срок поставки (минимальный и максимальный);
срок действия предварительного предложения.
Заказчик (при помощи ЕИС) формирует извещение, где помимо обычных сведений (адресов, кода, размера обеспечения и пр.) указывает информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Извещение должно содержать проект контракта и обоснование цены.
В течение часа с момента размещения извещения оператор ЭТ определяет не более 5 заявок, соответствующих требованиям извещения, нумеруя заявки по возрастанию цены за единицу товара, направляет выбранным участникам необходимую документацию, а также блокирует то количество товара, от указанного участниками в предварительном предложении, какое необходимо заказчику.
А в течение одного рабочего дня с момента направления участникам информации и документов заказчик должен рассмотреть заявки на предмет соответствия требованиям и присвоить тем заявкам, которые не были им отклонены номера по возрастанию цены, сформировать при помощи средств ЭП протокол подведения итогов определения поставщика и направить его оператору ЭП.
Протокол должен быть размещен ЭП в течение часа в ЕИС и на площадке.
Контракт заключается с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер. Блокировка товара остальных участников после размещения протокола прекращается, а у участника, с которым заключается контракт количество товаров в предварительном предложении уменьшается.
Контракт (в силу отсылки на нормы ст. 83.2 ч. 13. ст. 82.1 Закона 44-ФЗ) должен быть размещен Заказчиком на ЭП и ЕИС в течение трех часов с момента размещения протокола. Далее у победителя есть 1 рабочий день на его подписание, размещение на ИП и предоставление обеспечения исполнения.
Подписать контракт и разместить его на ЭП и ЕИС в свою очередь заказчик должен в течение рабочего дня с даты размещения, но не ранее двух рабочих дней с даты размещения итогового протокола.
Если заявок меньше двух, то в течение часа оператор ЭП информирует об этом заказчика и размещает уведомление в ЕИС, если все же есть один участник, то документы ему не направляются.
Процедура предполагает активное взаимодействие и обмен информацией между ЭП и ЕИС, информация о контрактах, заключенных в соответствии с ч. 12. ст. 93 включается в реестр контрактов (соответствующие изменения внесены Законом 449-ФЗ от 27.12.2019 в ч. 1 ст. 103 Закона 44-ФЗ).
При этом в план-график закупок малые закупки, которые заключаются посредством электронной площадки включать, наоборот, не нужно.
В полной мере нормы, касающиеся ЕИС должны заработать с июля, когда заработает часть 13 ст. 93 Закона 44-ФЗ, устанавливающая обязанность предоставления информации через ЕИС и когда будут разработаны соответствующие подзаконные акты.
Закупки Малого Объема
Благодаря регулярному мониторингу цен конкурентов, мы всегда можем сделать самое выгодное предложение
Все услуги оплачиваются только в соответствии с договором, и только по положительному результату
Целый штат из более чем 30 экспертов и многолетний опыт работы, гарантируют вам высочайшее качество услуг
Закупки Малого Объема
Электронные закупки малого объема (ЗМО)
Результат в цифрах:
2 млн. руб.
максимальный размер прямого контракта который можно заключить без участия в тендере
С1 марта 2019 года, закупки у единственного поставщика проводимые в соответствии с пунктами 4,5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, осуществляются с помощью функционала ЕАТ (единого агрегатора торговли) и других электронных магазинов. При проведении малой закупки до 400 000 руб. обоснования невозможности (нецелесообразности) иных способов определения поставщика, а также цены контракта и иных существенные условия не требуется. Размещение информации в ЕИС о такой госзакупке не является обязательным. С 2020 года лимиты таких закупок увеличили до 600 000 руб.
Для участия в прямых закупках на ЕАТ «Березка» вам необходимо зарегистрировать компанию в качестве поставщика и занести товары/ работы/ услуги в каталог ЕАТ и участвовать в закупочных сессиях.
И мы поможем Вам подобрать нужные витрины закупок малого объема для работы по прямым договорам!
Электронный Магазин Закупок Малого Объема или Корпоративный Интернет Магазин (КИМ)
Помимо гос компаний, которые стали проводить малые закупки напрямую, частные корпорации так же осознали удобство и выгоду такого способа взаимодействия с поставщиками и исполнителями! На сегодняшний день многие крупнейшие частные заказчики создали на базе своих торговых площадок собственные Корпоративные Интернет Магазины, через которые можно заключать прямые договора до 2 млн. руб. без участия в тендерных процедурах!
Результат в цифрах:
28 корпоративных интернет магазинов
мы нашли собрали в Многофункциональном кабинете для вашего удобства
Ниже пример официального сайта закупок малого объема компании ВТБ, на котором предлагается стать прямым поставщиком и поставлять товары/работы/услуги банку напрямую и без посредников!
И мы поможем Вам разобраться в условиях работы ЗМО и стать прямым поставщиком крупнейших заказчиков!
Региональные порталы Закупок Малого Объема
Результат в цифрах:
55 региональных порталов закупок малого объема
можно использовать в личном кабинете
Мы собрали информацию обо всех существующих витринах, корпоративных магазинах и официальных сайтах малых закупок, а так же разобрались в правилах и тонкостях работы каждой такой площадки!