зкр что это такое
Консультация логопеда «Развитие звуковой культуры речи»
Наталья Николаевна Ягупова
Консультация логопеда «Развитие звуковой культуры речи»
Логопед: Прежде чем приступить к обсуждению темы, проведем разминку. Назовите свое имя и подберите прилагательное, которое характеризует вас положительной стороны, но прилагательное должно начинаться с первого звука вашего имени.
Логопед: Сегодня наш семинар посвящен звуковой культуре речи.
Считаем данную тему достаточно актуальной.
Если недостаточно уделять внимание ЗКР, то в подготовительной к школе группе возникают проблемы по обучению грамоте.
Проблемы: Деление слов на слоги, придумывание слов на заданный звук, определение позиции звука в слове, составление предложение, составление слов из звуков и слогов, выделение последовательности звуков в простых словах.
Но прежде, чем приступить я хотела бы вам рассказать, что такое Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, возникающее в результате поражения ЦНС. Порез, мышцы слабые или наоборот. ОВЗ –это ограниченные возможности здоровья: нарушен слух, зрение, ДЦП, УО, ТНР.
Наши дети с ограниченными возможностями здоровья. Но одного учителя-логопеда не достаточно, нужен дефектолог, невролог, сенсорный педагог, нейропсихолог, педагог ЛФК, психолог, массажист. И вот тогда будет результат.
Логопед: Что такое звуковая культура речи?
— Произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т. д.);
— Элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.);
— Двигательные средства выразительности (мимика, жесты);
— Элементы культуры речевого общения (общая тональность, двигательные навыки в процессе разговора);
— Речевой слух и речевое дыхание;
Логопед: Если очень кратко то, ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух. ЗКР включает – развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и фонематический слух.
Логопед: Ознакомление со звуком происходит поэтапно от простого к сложному. Проводится не от случая к случаю, а систематически. Воспитание ЗКР осуществляется во время всех режимных моментах (речевой гимнастики, повседневном общении и т. д.)
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата.
Проводим артикуляционную гимнастику (зеркала). Одинаковая арт. гимнастика у всех. Сейчас мы с вами делали традиционную арт. гимнастику, а можно делать ее с элементами сенсорной интеграции.Это взаимодействие всех органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система). У всех наших детей нарушена работа сенсорных систем. И ее надо развивать. Раньше… Это не только полезно, но и интересно, детям очень нравится.
Логопед:Вывод: Артикуляционная гимнастика нужна не только детям, она полезна и взрослым. Совершенствуются подвижность органов речи, тем самым улучшается дикция. Педагоги должны говорить утрированно. А также арт. гим. помогает при восстановлении после инсульта.
1.Викторина: Знание органов артикуляции и основных понятий. За каждый правильный ответ, участник получает фишку. (смайлик).
1. Какой главный артикуляционный орган у человека? (язык)
2. Какие части языка вы можете назвать? (кончик, спинка, корень, боковые края)
3. Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость).
4. Как образуется голос? (воздух проходит через голосовые связки, которые, то смыкаются, то размыкаются).
5. Что такое способность выражать мысль словами, умение говорить. Один из признаков, отличающих человека от животных? (речь).
6. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность принимать звуки? (слух).
ИГРА: Подобрать соответствующие карточки, что относится к звуку, что к букве (звук – ухо, губы, язык; буква – глаз, книга, ручка).ПРАВИЛО: звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и читаем. Делают памятку.
Фонематический слух (игры).
Теперь о фонематическом слухе или ещё его называют речевым слухом. Что это такое?
2.А мы продолжаем Викторину: на развитие фонематического слуха и восприятия.
2. Сколько гласных в русском языке? Назовите.
3. Сколько согласных? 36
4. Какие бывают согласные звуки?
5. Чем отличаются гласные звуки от согласных?
6. Синички. У каждого картинка, воспитатели определяют, где находится звук (у каждого свой) и отмечают на схеме.
7. Прочитай слова по первым звукам (картинки).
8. Подберите слово к схеме.
9. Сделайте схему слова. У каждого свое слово.
Итог: подсчет фишек.Подарок: игра цепочка слов.
Знакомство с буквами.
1. Сколько гласных букв в русском языке? (10)
2. Сколько согласных букв? (21)
В завершение ко всему хотим сказать, что работа по воспитанию ЗКР должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы вы увидите. Основная наша цель состоит в том, чтобы научить ребенка правильно произносить все звуки (т. е вы должны уметь рассказать и показать артикуляцию любого звука, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем лучше.
Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд» Цель: 1. Закреплять умение определять указанный звук в словах. 2. Развивать умение определять количество звуков в словах. 3. Развивать.
Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.
Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.
Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет»ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.
НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.
План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.
Формирование звуковой культуры речи дошкольников
Елена Геннадьевна Вакуленко
Формирование звуковой культуры речи дошкольников
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию, т. е. все, что обеспечивает правильное звучание речи.
Воспитание звуковой культуры речи
воспитание орфоэпически выработка дикции формирование правильного правильной речи звукопроизношения
формирование выразительности речи
Работа по звуковой культуре речидолжна вестись в следующих направлениях:
1. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
2. Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический. звуковысотный, ритмический слух).
Характеристика звуковой культуры речи у дошкольников.
На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата.
Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных; становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3-4 и более).
Со стороны произношения отмечается появление многих звуков.
Большинство детей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими звуками:
Звук ш – звуками с, ф;
Звук ж – звуками з, в;
Звук ч – звуками ц, ть;
Звук щ – звуками сь, ть.
Сонорные звуки р, рь, дети заменяют звуком й или ль.
Удлиняется выдох. Малыши овладевают умением произносить гласные звуки а, у, и на одном выдохе в течение 3-4 секунд и более.
Совершенствуется речевой слух ребенка.
Ребенок различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова.
У детей этого возраста резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.
В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение.
Ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Достаточно развит речевой слух: дети различают силу голоса окружающих, замечают ускорение и замедление темпа речи, улавливают различные средства выразительности. Дети могут сами довольно точно воспроизводить различные интонации.
У ребенка 5 года жизни удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить на одном выдохе в течение 3-7 секунд.
К концу года ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка.
На 6 году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.
Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности.
Более продолжительным становится выдох: на одном выдохе дети могут произносить гласные звуки а. у. и в течение 4-8 секунд.
У детей этого возраста достаточно развит фонематический слух.
Подготовительная к школе группа
Произносительная сторона речи детей достигает довольно высокого уровня.
У детей достаточно развит фонематический слух
Содержание и задачи работы по ЗКР в разных возрастных группах определяются особенностями возраста.
Младший дошкольный возраст:
— преодоление общей смягченности произношения;
— воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков: а, у, и, о, э;
— уточнение и закрепление произношения согласных звуков: п, б, м, т, д. н, к, г, ф, в;
— свистящих звуков – с. з, ц;
— развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата;
—подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.
Средний дошкольный возраст
В этом возрасте у ребенка формируется осознание своих произносительных умений.
Содержанием обучения является
— закрепление произношения гласных и согласных звуков;
— отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных (л, р);
— продолжается работа над дикцией;
— продолжается развитие фонематического слуха и интонационной выразительности речи.
Старший дошкольный возраст
Воспитание ЗКР в старшем дошкольном возрасте направлено на
— совершенствование произношения звуков,
— выработку отчетливого произношения слов,
Подготовительная к школе группа
Основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов.
Продолжается работа по выработке внятности произношения, умение правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи, силой голоса, темпом речи.
Работа по звуковой культуре речистроится во всех группах в двух направлениях:
-работа над формированием правильного звукопроизношения
— работа над общими речевыми навыками.
Средства воспитания звуковой культуры речи:
Методы и приемы звуковой культуры речи
практические упражнения с включением
— игры; речевого материала
дыхательные упражнения; рассказы
— образная физкультурная пауза.
— образец правильного произношения.
Таким образом, в работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами, родителями.
«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» (из опыта работы воспитателя) «Как бы хотелось, чтобы Ребенок почувствовал красоту и звучность родного слова, полюбил его, проник в его внутренний мир, научился говорить.
Дидактическая игра для развития звуковой культуры речи дошкольников Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время.
Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.
Консультация для родителей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность» Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,.
Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников» Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в формировании звуковой культуры речи у дошкольников» В последние годы наблюдается.
Консультация «Формирование звуковой культуры речи у детей первой младшей группы» Консультация «Формирование звуковой культуры речи у детей первой младшей группы» К трем годам произносительная сторона речи у детей не.
Семинар-практикум «Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста» Задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении.
Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной жизни.
Выступление на педсовете «Формирование звуковой культуры речи с использованием разнообразных форм видов детской деятельности» Форма проведения: Педагогический марафон. Педагоги делятся на 2 команды. 1. Первое задание «Зарядка» 1-й команде- комплекс артикуляционной.
Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Что такое ЗКР её значение, особенности культуры речи, что она воспитывает, какие педагоги занимаются данной проблемой.
Рита Филиппова
Что такое ЗКР её значение, особенности культуры речи, что она воспитывает, какие педагоги занимаются данной проблемой.
Звуковая культура речи.
Чтобы правильно говорить, мы должны много читать художественную литературу, тогда наша речь будет красивой, правильной и точной. Сейчас узнаем, что же такое ЗКР?
Что воспитывает ЗКР?
1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения.
2. воспитание правильной орфоэпической речи, умение говорить согласно нормам литературного произношения.
3. формирование выразительной речи- владение умением пользоваться высокой силой голоса, темпом и ритмом, интонацией.
4. выработка дискуссии- отчетливого внятного произношения каждого звука в отдельности и фразы в целом.
5. воспитание культуры- речевого общения, т. е. этикета общения.
Вопросами ЗКР занимаются выдающие педагоги как Соловьева, Бородич, Фамичева.
Они же и выделяют 2 раздела в ЗКР:
1. культура речи произношения.
Работа по ЗКР должна быть направлена на
— и на этой основе происходит формирование произношения.
В развитии восприятия речи выделяют звуковые единицы языка, они различаются по их роли в речи:
2. надлинейные – это просодемы (мелодика, сила голоса, темп речи)
Первые слова ребенок произносит к концу года. У ребенка появляются первые слова и начинается период формирования развития речи. К началу 2-го года дети начинают различать звуки, гласные и согласные и т. д.
Также имеются некоторые причины нарушений в речи:
1. органические – нарушения, прирожденные и приобретенные в результате травмы и заболеваний, изменений нервной системы.
2. функциональные нарушения – это нарушения несвязанные с изменением анатомических структур, т. е. речевых органов, нет нарушений в ЦНС, но наблюдаются функциональные нарушения из- за неправильного педагогического воздействия врослых.
Имеются 2 формы обучения ЗКР: внезанятия и на занятиях – проводится в течении 4 недель, на одной неделе- знакомство со звуком, во второй- изолированно в слогах, на третьей- в словах, а на четвертой – связанно с речью в произношении.
Обучение проходит по следующим этапам:
Используют методы и приемы: игровые упражнения, объяснения, проговаривание, артикуляция.
Что воспитывает детский сад? «В детском саду мой ребенок ничем толковым не занимается. Он целыми днями только играет». Так думают многие родители, не понимая, что именно.
Конспект «Ознакомление детей с новой подвижной игрой «мыши и кот» и карточкой-схемой к данной игре II младшая группа Цель: Познакомить детей с новой подвижной игрой «мыши и кот», представить карточку-схему к игре. Задачи: Образовательные:.
Консультация для родителей: «Значение культуры общения в дошкольном возрасте» Дорогие взрослые! Всем нам хочется чтобы наши дети говорили правильно и красиво, всегда здоровались и прощались, но чтобы этого добиться.
Музыкально-дидактические игры и их значение и особенности в старшем дошкольном возрасте Доклад «Музыкально – дидактические игры: их значение и особенности для развития способностей в старшем дошкольном возрасте» Содержание.
Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в речевое развитие владение речью как средством общения.
Педагоги и родители — партнеры Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОУ. Задача педагогов.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (вторая младшая.
Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника. Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника. Красовская Елена Анатольевна Воспитатель.
Звуковая культура речи: понятие, сущность и её значение.
А.И. Максаков считает, что звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический:
1) акустический (физический) аспект, при котором звук рассматривается как колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи;
2) артикуляционный (физиологический) аспект, при котором звук выступает как продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата);
3) функциональный (лингвистический) аспект, где звук рассматривается как один из возможных вариантов реализации фонемы (звукового типа) в процессе функционирования, выполняющий смыслоразличительную и строительную функцию.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.
Формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.
Воспитание звуковой культуры предполагает решение следующих частных задач:
Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи.
Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения.
Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.
Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звука и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.
Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Воспитание культуры речевого общения как части этикета. В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
— развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
— развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.