зеленый слоник что это такое
Зелёный слоник
Содержание
Сюжет
Двух младших офицеров сажают на гауптвахту, стены которой окрашены ядовито-зелёной краской. Старший лейтенант (Сергей Пахомов) пытается начать разговор со вторым офицером, но в весьма странной манере, сводя беседу к рассуждениям о том, как «поебался в первый раз», как у него лилась «малафья», как и где он срал, как его на срочной службе чуть не «сделали пидором». Предлагает поиграть в карты, в шашки, cделав их из грязи и бумаги. Пытается как-то развлечь своего собеседника.
Его собеседник (Владимир Епифанцев) сперва смеётся от таких историй, но лейтенант продолжает говорить, несмотря на просьбы «просто замолчать». У второго офицера от таких бесед потихоньку иссякает запас терпения. В конце концов он начинает кричать на лейтенанта и отрывает у него погоны. Лейтенант начинает выпрашивать их обратно: «Хочешь, я на одной ноге постою, а ты мне погону отдашь? Как цапля, хочешь?». Этим поступком он выводит второго офицера из себя и тот избивает его. Но лейтенант, невзирая на боль, не успокаивается и предлагает ещё более бредовую идею: «Вот у нас здесь мух много, понимаешь. Смотри, мухи. Они тебе спать мешают, мухи. Я вот, давай я здесь насру, и они все прилетят сюда, и мы их убьем, слышишь? И тебе тогда спать будет хорошо. Давай?» За эту идею второй офицер избивает его ещё раз. На шум приходит зловещего вида охранник (Александр Маслаев) и отправляет второго офицера «на работу», то есть чистить вилкой грязный унитаз. После «работы» второй офицер возвращается в подавленном настроении и без штанов. Лейтенант поёт ему песню про зелёного слоника и затихает. Пока второй офицер спит, лейтенант испражняется на пол, обмазывается своими фекалиями, а также испражняется в единственную в камере тарелку. Затем он будит товарища, предлагая ему отведать «сладкий хлеб» из нее. Второй офицер шокирован происходящим и пытается заставить лейтенанта умыться и отмыть тарелку. На крик снова приходит охранник и волочит второго офицера «на работу».
В камеру к лейтенанту приходит начальник гауптвахты (Анатолий Осмоловский). Он читает лейтенанту лекцию про тихоокеанский театр военных действий во время Второй мировой войны. Разозлившись на лейтенанта за глупость, начальник приказывает охраннику избить лейтенанта, что тот и делает.
Офицеров приводят в темный подвал, где начальник гауптвахты начинает всячески издеваться над остальными персонажами, включая охранника (заставляет их петь, плясать «Яблочко» и принуждает лейтенанта к оральному сексу). Второй офицер прячет под шинель металлический прут и, не выдержав издевательств начальника, убивает его, анально насилует труп, и потрошит его после чего вскрывает себе вены. Охранник оттаскивает лейтенанта от тел, называя его свидетелем, а после начинает объяснять, что теперь он станет полковником и «будет командовать парадом». С этими словами охранник надевает на шею петлю, а лейтенант выбивает стул из-под его ног вырванной у начальника гауптвахты трахеей. После этого лейтенант засыпает среди окровавленных тел напевая песню о зелёном слонике.
Смысл фильма Зеленый слоник 1999
«Зеленый слоник» — это фильм 1999 года, срежисированный Светланой Басковой и спродюсированный Олегом Мавротти. Фильм сразу после выхода вызвал неоднозначные отзывы, даже сами актеры по-разному смотрят на данную картину. Если Сергей Пахомов (играет Поехавшего) высоко оценивает работу в таком проекте, считая, что подобных работ очень мало, и каждый актер получает шанс поучаствовать лишь один раз. Пахомов считает, что это его единственный и лучший раз. А вот Владимир Епифанцев (играет Братишку), напротив, признается в интервью, что снялся в фильме лишь по просьбе Светланы Басковой, так сказать по-дружески, и сейчас смотреть это кино ему стыдно и неловко.
Создатели фильма в основном положительно относятся к своей работе, хотя и признаются, что были некоторые трудности. Например, в том, чтобы убедить актеров сыграть те или иные сцены. В картину почти не было вложено денег, но именно такие дешевые декорации подошли идеально для сюжета и посыла фильма.
Светлана Баскова говорит, что это антимилитаристская притча, направленная против событий, происходивших в Чечне, ей чужды такие отношения людей, и этим фильмом хотелось привлечь внимание общественности. Несомненно привлечь внимание получилось, однако не сразу критики и зрители смогли оценить картину, смотреть многие кадры непросто, а после просмотра остаются некоторые вопросы к сюжету. Разберемся, в чем смысл фильма «Зеленый слоник».
Фильм, конечно, неоднозначен, а потому часто говорится о том, что это просто кино жанра арт-хаус, причем трэш-арт-хаус, а потому искать смысл не стоит, так как его просто нет. Стоит принять и эту точку зрения, так как название фильма, согласно толкованию режиссера, произошло от другого арт-хаусного кино под названием «Розовый фламинго. Эта картина также имеет много вызывающих сцен, она яркая, кричащая и мало понятная своим зрителям.
Смысл фильма Зеленый слоник
Однако мы не остановимся на том, что смысл нет, а рассмотрим и другие версии. Баскова говорит, что ее некий протест против насилия, войн и милитаризма в целом. Человек должен быть свободен в мире, в выборе своих действий и мыслей. Так может, фильм и является апогеем этой свободы? Герои наконец избавляются от влияние на них силовых структур, просто убивают капитана, и оказываются в свободном плавании. Правда, это свобода мысли и поведения у одного из героев, у Поехавшего, проявляется еще раньше избавления. В таком интерпретации Поехавший едва ли не пророк, призывающий следовать за ним и вести себя так же свободно и оторвано от жестокого, морального мира.
Возможно, также, что герои, напротив, символизирует общество, которое под влиянием военного насилия, попадает в стадию морального разложения, то есть это антиутопическая картина будущего, которое может ожидать нас, если устройство мира не поменяется. Конечно, это не реальная картина, а абсурд, возведенный в высшую степень, но именно такая утрированная картину жуткого будущего способна заставить, действительно, задуматься.
Также Светлана Баскова отмечала в описании к фильму, что герои олицетворяют самые лучшие человеческие качества. Конечно, речь о главных героях, Поехавший — это образец мужской дружбы, понимания, немного наивности и доверчивости, открытости людям и миру. Такая интерпретация кажется слегка не совпадающей с общим впечатлением о фильме, однако картина все же отнесена к высшему искусству, а ее автор лучше знает, какой посыл вкладывался изначально. Другой вопрос — был ли достигнут этот посыл? Стоит обратить внимание, что хотя у фильма был сценарий, актеры заранее не репетировали, и многие диалоги, вошедшие в финальный вариант фильма, были импровизацией актеров. Получается, что каждый участник картины внес что-то от себя, свое, индивидуальное, а потому смысл фильма может быть передан слегка искаженно, нежели было задумано.
Есть мнение о том, что фильм стоит воспринимать как большую метафору на современный мир. Каждый герой — это отдельная категория, социальный слой. Братишка — человек простой, слегка грубый и не способный взять на веру что-то новое, Поехавший в таком ключе имеет слегка иронично имя, так вот, этот герой представляет некого революционера, человека новых взглядов, готового бороться и с властью и силовыми структурами. Значит, «сладкий хлебушек» на самом деле сладок, только Братишка не видит этого, боится, и потому для него блюдо, предложенное Поехавшим, — это фекалии.
В любом случае, фильм смог однозначно привлечь к себе внимание и вызвал много обсуждений в обществе, которые не утихают до сих пор. Назвать фильм классикой жанра не получится, потому что в истории русского кинематографа он пока единственный, однако по непонятным причинам, спустя 20 лет «Зеленый слоник» продолжают смотреть новые поколения, а потом обсуждать и спорить. Значит, что-то в этой истории есть. Говоря же в общем, смысл фильма в выставлении наружу пороков общества, в котором сила и власть решают слишком многое.
Напишите в комментариях свой смысл фильма Зеленый слоник. Мы с нетерпением будем ждать!
Отзывы о фильме «Зеленый слоник». Актеры «Зеленого слоника»
«Зеленый слоник» – пример андеграундного кинематографа. Фильм получил множество отрицательных отзывов критиков. От зрителей – преимущественно положительные. Актеры «Зеленого слоника» стали популярны среди молодежи. Ведь чаще всего именно студенты являются поклонниками фильмов в жанре трэш. Кто снимался в «Зеленом слонике»? Актеры и роли культового фильма начала двухтысячных – тема статьи.
В камере
В основе фильма «Зеленый слоник» лежит острая социальная проблема взаимоотношений людей, находящихся в замкнутой системе. Актеры Пахомов и Епифанцев воссоздали на экране диалог двух эксцентричных личностей.
В центре картины – история двух офицеров, совершивших нарушение военного порядка и оказавшихся на гауптвахте. Попав в тесную камеру, они испытывают весь спектр чувств, присущих человеку, лишенному свободы. Угнетающе зеленые стены, плохое освещение, затхлый запах – все это способно превратить осознание лишения свободы в психоз. Актеры «Зеленого слоника» перенесли на экран эмоции людей, оказавшихся в сложной, с психологической точки зрения, обстановке. И это вызывает некоторое уважение. Ведь один из них не имел никакого отношения к кинематографу до съемок в фильме «Зеленый слоник».
Актеры
Режиссер скандально известного фильма – Светлана Баскова. Актеры «Зеленого слоника»:
Фильм шокирует запредельным натурализмом и изображением бессмысленной жестокости. Сюжет его вызвал в кинематографических кругах бурю гнева. О чем картина? Какой философский смысл несет история двух офицеров, оказавшихся на гауптвахте и постепенно лишающихся рассудка? И наконец, что думают о сюжете актеры фильма «Зеленый слоник»? Отзывы о картине представлены ниже. Но прежде стоит рассказать, чем закончилась история в камере.
Разговор на гауптвахте
Офицеры не теряют силы духа и проявляют попытки взаимодействия. Вскоре у них завязывается разговор. «Поехавший», выходец из деревни (Сергей Пахомов), начинает рассказывать «братишке» (Владимир Епифанцев) занимательные истории. Он повествует о своей жизни, акцентируя внимание на самых ярких ее моментах. «Братишку» сперва рассказы сокамерника веселят. Но вскоре истории абсурдного поведения начинают раздражать, и он в ярости срывает с «поехавшего» погоны. Все следующие действия деревенского офицера только разжигают пламя злости, и «братишка» несколько раз сильно избивает его. На крики о помощи приходит охранник и жестоко наказывает молодого офицера за избиение сокамерника.
Фантазии «поехавшего»
Но сюрпризы в этот вечер не заканчиваются. Герой Пахомова будит своего сокамерника и предлагает ему отведать собственные испражнения. На удивление «поехавшего», предложение отвергается. Более того, этот поступок повергает офицера в шок, и он начинает звать на помощь. Именно этот поступок и становится предпосылкой для роковой развязки фильма.
Кульминация
Этот культовый фильм стал символом «трэша» в России. Картина относится к категории «Любительское кино» и в 2000 году была удостоена премии «Любить кино». «Зеленый слоник» был снят на одну видеокамеру за два дня и в двух местах. Название фильма навеяно песней, которую неоднократно исполнял герой Сергея Пахомова. Этот мотив стал финальным аккордом жизни нескольких героев и самого фильма.
Отзывы
Один их кинокритиков сказал, что фильм этот запрещать не имеет смысла, потому как досмотреть его невозможно в силу отвращения, вызываемого поступками героев. Реноме «Зеленого слоника» – самая омерзительная кинолента в истории. Создатели же фильма утверждают, что он «о человеческой чести и офицерском достоинстве». Светлана Баскова также отметила, что ее картина стала реакцией на события, происходящие в девяностые годы в российской армии.
Актеры «Зеленого слоника» расходятся во мнениях относительно художественной ценности киноленты. Епифанцев в одном из интервью признался, что просмотр фильма вызывает у него чувство стыда и отвращения. Позже актер добавил, что и съемки в этой картине для него стали случайными: он всего лишь хотел помочь своей подруге Светлане Басковой, у которой не было подходящей кандидатуры на роль «братишки».
Сергей Пахомов – личность эксцентричная. В разные периоды своей жизни он чем только не занимался. От живописи до участия в «Битве экстрасенсов». В 1999 стал еще и актером. Съемки фильма «Зеленый слоник» он назвал «чудом, которое случается один раз в жизни».
Зелёный слоник
Зелёный слоник — культовый высокохудожественный фильм, шедевр российского кинематографа, российский ответ Голливуду, образчик творчества российской смуты 90-х (выпущен в 1999 году, как раз под завязку 90-х). Дал хорошую пищу для размышлений, родил много крылатых фраз и выражений. Отражает суровую реальность 90-х, изображая общую царившую в те годы атмосферу безысходности, беспросветности, мрачности. В целом получил низкие оценки критиков, при этом выделена неплохая актерская игра.
Содержание
Сюжет [ править ]
В фильме рассказывается про поедание говна, про двух арестованных младших офицеров, которые рассказывают другу другу официальные истории. В конце концов, один из персонажей обмазался говном. Начался трэш, убийства и ужасы.
Сам фильм получился в жанре комедия и сатира.
Также там исполняется песня про Зелёного слоника:
Зелёный слоник наш в оркестр пришёл, Зелёный слоник наш трубу принёс. Когда ребята уходили, Зелёный слоник на трубе играл. Играл про то, как плохо в клетке жить, Как плохо есть проклятую еду, Как плохо всем, А хуже всех ему, Ему — Зелёному слонику.
Преобладает фекальная и сексуальная тематика, персонажи общаются с огромным количеством мата. Камера работает откровенно плохо, как в любительском кино. При этом когда надо режиссеру, внезапно появляются профессиональные крупные планы.
Фильм получил большой успех в интернете, о нём написали многие википроекты, есть множество пародий, отдельные фразы из фильма стали мемами.
Съемочная группа [ править ]
Режиссёр — Светлана Баскова.
Продюсер — Олег Мавроматти.
Автор сценария — Светлана Баскова, снимает всякую ерунду обычно, в жанре любительского кино.
В главных ролях: Сергей Пахомов («Поехавший»), Владимир Епифанцев («Братишка»), Анатолий Осмоловский («Капитан») и Александр Маслаев («Полковник»).
Оператор — Светлана Баскова и Олег Мавроматти.
Критика [ править ]
На КиноПоиске фильм получил рекордно низкие оценки критиков:
Откровенно шокирующий, ни то любительский психо-трэш, ни то больное искаженное видение кино невменяемого человека, запечатлевшего своих тараканов на пленку.
Критики называют фильм откровенным трешом, «дьявольским отродьем» российского кинематографа. Отмечают, что присутствует динамика, в начале фильма есть какие-то осмысленные события, то в конце там лишь одно чистое безумие, концовка фильма вышла не очень удачной.
Актерскую игру многие хвалят, в частности игравших роли Пахома, Епифанцева, Маслаева, Осмоловского — хорошо вжились в свои роли, играют так, как будто так всю жизнь и жили.
Лурк [ править ]
В Лурке статью про Зеленого слоника неожиданно пропустили. И статья довольно подробная, изобилует большим числом цитат, картинок, также собрана куча интересных фактов (по мнению автора статьи). Очевидно, что писали фанаты этого самого слоника, так как статья полна любви и обожания. Страница обсуждения еще больше статьи — тем там уже почти сотка и начинают прибывать больше. Видно, что обсуждение напрочь оккупировали любители слоника, которые обвиняют школьников в том, что они гадят в статье.
«Я играю дурачков, которые нравятся женщинам»: Епифанцев о мелодрамах, «Окаянных днях» и сиквеле «Зелёного слоника»
— Несколько вопросов о сериале «Окаянные дни». Расскажите, как строилась работа. Как вы готовились, репетировали с актёрами? Что оказалось наиболее сложным для вас в таких условиях?
— Сложнее всего было понять принцип подачи материала, поскольку мне этот формат незнаком (сериал снят в формате screenlife. — RT). Соответственно, пришлось найти приёмы, которые позволили бы этот материал сделать воспринимаемым. Я выпустил, наверное, четыре варианта серии, которую снимал. И только на четвёртом нашёл стиль и подачу, которая, мне кажется, должна попасть в зрителя.
— А с актёрами как вы всё обсуждали, репетировали?
— Сначала по Zoom общались, разговаривали. Потом уже на площадке. Я постарался собрать всех артистов в одном месте. Мне кажется, что в случае с кино эта технология (съёмки в формате screenlife. — RT) ещё не освоена, нет механизмов, инструментов, которые позволили бы сделать продукт удалённо качественным на 100%. Поэтому я здесь схитрил.
— На ваш взгляд, ситуации, которые показаны в сериале «Окаянные дни», утрированы или более-менее отражают реальную жизнь во время пандемии?
— Мне кажется, что реальную жизнь отразить вообще невозможно. Как сказал Эзоп, для того чтобы выпить море, нужно перекрыть все реки и ручьи, впадающие в него. Так и в кино — для того чтобы угодить зрителю, нужно учесть ракурсы восприятия каждого зрителя.
Поэтому в кино (и в искусстве) создаётся некий нейтральный экспириенс, который позволит зрителю воспринять и почувствовать через кино, через искусство, через вырванный из контекста жизни фрагмент что-то своё, что ему понятно и близко. То есть однозначный месседж — всегда провал.
Я считаю, что серия, которую снимал, настоящая и затрагивает многие состояния людей. Через этот сюжет, тему самоизоляции обнажаются фобии, комплексы… Хотя таким слегка театром абсурда я всё-таки добился подлинного реализма.
— Вы хотели бы повторить опыт работы в screenlife?
— Мне всё равно, в каком формате работать. Как говорят некоторые бойцы MMA, всё равно, с кем биться. Мне интересно всегда осваивать что-то новое. Я готов работать в любом жанре, и мне всегда интересно привнести в него что-то своё — чтобы нарушить жанровую ограниченность, рамки, добавить что-то совершенно иное, не поддающееся определению жанра.
У меня в этой жизни вообще нет желаний. Вот сижу на диване — потому что хочу. А сидеть и мечтать о чём-то… Иногда только, может быть, относительно каких-то детских фобий у меня возникают мечты. Но я стараюсь их гнать, так как они мешают мне жить.
Сидеть и мечтать о том, чтобы что-то снять, я уже давно перестал, поскольку понял, что жизнь — провокация, некая хитрость. Когда ты мечтаешь о чём-то одном, то упускаешь то, что реально, и то, что гораздо интереснее в контексте данного времени. Поэтому я к жизни и к искусству, к творчеству отношусь как наблюдатель и охотник. Я охочусь за тем, что может пролететь мимо меня в тот момент, когда я сконцентрирован на своих желаниях. Вот это маневрирование между своими желаниями и тем, что есть, — очень увлекательный процесс в жизни.
— Тем не менее, к примеру, несколько лет назад вы говорили о планах снять фильм «Операция ZS» (сиквел «Зелёного слоника». — RT). Они действительно имели место?
— Это была, мне кажется, очень интересная идея. Просто во мне нет таких пробивных сил, которые позволили бы осуществить такой проект. Я сижу и жду у моря погоды. Когда пазл этой реальности сложится, всё само собой случится.
Мне кажется, этот фильм снимается в моей голове. И когда он полностью созреет, произойдут естественные открывания клапанов, которые позволят проекту осуществиться. Сейчас я вижу неготовность людей к тому, чтобы он осуществился. Чего-то не хватает. Людей, которые будут заражены этой идеей и дадут мне полный карт-бланш, финансирование.
Мы кинули удочку, но заинтересованности нет… Я не продюсер и деньги искать не умею. Идею краудфандинга я отбросил. По ощущениям она мне показалась бессмысленной. Там таких денег не собирается, которые нужны.
— Для вас в этом фильме найдётся роль?
— Конечно. У нас написан сценарий. Это ремейк. Он насыщен теми же фразами, там раскрывается много тем, которые не были раскрыты в первом фильме. Например, историю про зиму начинаем рассказывать. Это инсайдерская история, где герои пробуждаются после спячки и безумия. Там есть политические аллюзии, но он скорее про некий универсальный эликсир радости и счастья. Это фильм о счастье.
— Вы неоднократно выступали в проектах и как режиссёр, и как актёр одновременно. Сложно ли снимать самого себя?
— Я этим занимаюсь ещё с Щукинского училища. Я сам режиссировал свои работы, сам в них играл. И в основном занимался постановками больше, чем освоением актёрской профессии. Я был увлечён идеями сюрреализма, абсурда, театра жестокости и различными современными актёрскими техниками, которые зачастую непонятны молодым артистам. И так я привык, что мне проще всё снять самому, сыграть там, чем объяснять и тратить свои силы и нервы на людей, которые от этого впадают в какое-то, скажем, оцепенение, непонимание.
Это трудная работа, но интересная, и чем она сложнее — тем интереснее. Это такой виртуозный стиль. Им надо владеть, осваивать его не один год, чтобы всё было органично. Я этим занимаюсь практически с детства.
— Но всё равно, когда снимаете сам себя, особенно в традиционном формате, вы же не видите сразу себя со стороны.
— По вашим ощущениям, вам приходится делать больше дублей по сравнению с теми случаями, когда вы только в кадре?
— По-разному. Я думаю, что количество дублей — оно от неуверенности, от неопытности. Всё-таки в том, что делает актёр, важна не его визуальная подача, а внутренняя. Это зависит от задачи, от мотивации персонажей. Если она определена, понятна и мне не мешают какие-то придурки-продюсеры, которые зачастую присутствуют на площадках и создают хаос, то я чувствую себя очень комфортно, мне не нужно видеть себя со стороны. Достаточно просто понимать задачу персонажа, мотивацию и его вот этот импульс, который позволяет мне добиваться результата, играть роль.
Свобода — это самое высшее состояние для артиста. Проблема современного кино — это то, что продюсеры зачастую на площадках создают бардак и мешают и режиссёру, и артистам. Это самая мерзкая ситуация, и я очень часто с этим сталкиваюсь. К сожалению, от этого кино становится только хуже.
— Вы считаете, это не меняется со временем? Сейчас не стало возможным больше импровизировать и менять персонажей под себя?
— Нет, продюсеры — они зачастую настолько амбициозные и тупые люди, что им это не объяснить. Должно пройти несколько поколений у нас в кино, чтобы появились какие-то грамотные люди, понимающие технологию съёмок. Здесь пока мало кто в ней разбирается. То кино, которое у нас снимают, очень примитивное. Такое, знаете, третьего мира. За исключением очень редких фильмов.
— По-вашему, это касается только, так скажем, большого кино и телевидения или в том числе проектов для онлайн-сервисов? В «Окаянных днях» у вас же была возможность импровизировать?
Я не люблю ржач. Я люблю, когда смех, радость и несдерживаемый восторг происходят внутри, а не на морде лица. Не с громким хохотом, перекрывающим весь смысл, содержащийся в этом фильме.
— Говоря о продюсерских проектах, которые снимаются в строгих рамках, можете назвать любимые картины с вашим участием, те, которыми вы полностью довольны?
Я люблю такие острые роли. К сожалению, мне редко достаются подобные работы, поскольку меня в основном эксплуатируют в качестве идиотов, дурачков, придурков мужского пола, которые очень-очень нравятся женщинам.
Почему-то они любят смотреть, как мужчина распускает сопли, признаваясь в любви, бегая за ней. Считаю, хренью какой-то занимаются. Потерянные люди, которые не знают, как взаимодействовать с женщинами.
Это преступное кино, за такое надо запрещать людям брать в руки камеру, закрывать каналы… Я не сторонник радикальных методов, но это просто ведёт к деградации.