зеленые лехи что это в русском народном стиле
Что означает «приволь зеленых лех»? Как понять?
В стихотворении Есенина «Гой ты, Русь, моя родная. «:
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
по простору зеленых лугов или простору зеленых полевых полос
писал К.Г. Паустовский.
Эти картины навевают легкую грусть, покой и далекую, словно в тумане, надежду.
В стихотворении Н. Рубцова «В осеннем лесу» герой и мир, его окружающий, предстают перед нами как единое целое:
Особенно значимыми представляются заключительные строчки, которые выражают особую близость человека к природе. Слияние с ней символизирует возрождение и очищение.
Рисуя картины природы, поэты используют все изобразительно-выраз ительные возможности художественного слова. Например, в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали. » в описании чувств героя, который едет по ночной степи, использованы эпитеты, метафоры, олицетворения.
Эпитеты «разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая навек» придают произведению особенную музыкальность. Метафора «юность русских деревень» подчеркивает веселье, задор, которые окружают лирического героя, когда тот возвращается на свою малую родину.
Изображая рыдание бубенцов, звон осины на морозе, поэт вызывает у нас восхищение русской зимой, ее особым, неповторимым образом.
Расул Гамзатович Гамзатов Народный поэт Дагестанской АССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий, герой Социалистического труда, советский известный поэт, прозаик и переводчик, участник Великой Отечественной войны, где и вступил в партию коммунистов. Родился в 1923 году, умер в 2003-м. Мне пришлось его один раз видеть и слышать, когда он приезжал в станицу Вёшенскую к М. А. Шолохову. Расул Гамзатов был и известным общественным деятелем-депутатом Верховных Советов Дагестана, РСФСР и СССР, членом других высоких властных органов и общественных организаций, в том числе международных. Стихи писать начал очень рано в 1932 году, а в 1937 году уже начал печататься в областной газете «Большевик». Первая книга его стихов вышла на аварском языке в 1943 году. Благодаря его переводам на аварский язык произведений Великих русских поэтов: Пушкина, Маяковского, Есенина, Лермонтова и других, народы Дагестана глубже познакомились с их творчеством. Гамзатов награжден и высшим орденом России Андрея Первозванного, на его стихи написано много известных песен. В коротком ответе на вопрос невозможно все рассказать об этом замечательном поэте, писателе, общественном деятеле и просто очень хорошем человеку, я-потомок донских казаков горжусь, что был его современником.
В отличие от Сальери Моцарт показан талантливым, добродушным, весёлым, с чувством юмора, создающим «глубокие и стройные» произведения, исходящие от души.
холодного рационализма и органического свободного творчества.
Связывая музыку и поэтическое слово, он создавал зрительные образы. Кроме Моцарта с благоговением слушал Чайковского, Баха, Шуберта Генделя.
Благодаря ему в литературе и поэзии возродилась стихия моцартианства в 50-х годах.
Многие современные поэты обращаются к образу Моцарта.
Цвета в славянской культуре
Проблема влияния цвета в современной науке до сих пор не исчерпана. Известно, человек узнает цвет не только глазами, но и кожей. Поэтому цвет вашей одежды оказывает на вас влияние постоянно, даже если вы на себе ее не рассматриваете.
Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Для повседневной жизни славяне выбирали одни цвета, для религиозно — обрядовой другие. Так же костюм был выполнен в соответствии со своим полом, социальным статусом и даже настроением.
В Славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением. Но всё это разнообразие цветовых значений достаточно просто выстроить в логическую цепочку, и сразу начинает прорисовываться вся многозначность и занимательность трактовок того или иного цвета.
Белый цвет – это пространство, которое расположено между небом и землей. Считается, что он символизирует свободу, целомудрие и чистоту. С белым цветом сочетается вся цветовая гамма, а это обозначает, что этот невинный и чистый цвет способен примерить и объединить все, что происходит на Земле. Это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел. Белый цвет — абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый — также разрешение проблем, новое начало. В пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил. Символом Святовита, является белый цвет. Это связано с тем что, Белбог и Святовит в традиции одна и та же сила, только в разных воплощениях, соответственно и значение у них одинаковое. Так же эпитет «белый» связан с «живой водой». «Белая уточка» — всегда в сказке положительный герой, восходящий к уточке прародительницы из мифа о сотворение мифа. «Белая берёза» — постоянный эпитет в мифологии называет одно из славянских священных деревьев.
В декоративно-прикладном искусстве в символике узора черный цвет символизирует землю, а значит материнство и плодородие, которое означает женское начало. Когда мы видим на узоре черный зигзаг, то это символизирует мужское начало или женское неоплодотворенное. А черная волна в узоре, считается, символом вспаханного поля, готового к прорастанию зерна.
В обережной культуре в сочетании с красным усиливал защитное действие орнамента. Черный – плодородная Мать-земля, этому цвету отводилась роль защиты женщины от бесплодия
Красный цвет символизирует огонь, жизнь, безукоризненность. Изображение огня можно увидеть в виде креста. Огонь символизирует солнце, и его наделяют теми же свойствами. Он символизирует идеальность и здоровье. А так же это прекрасная защита от всего плохого.
Солнышко красное – дает жизнь;
Весна-красна – дает новую жизнь растениям и животным;
Красное лето – празднование жизни;
Большая часть вышивки была красного цвета, как символ жизни, любви. Этот цвет оберегает живое. Красный – это еще и знак энергии, огня, то есть солнца. Он дарует здоровое тело, тепло, отводит всякий сглаз.
В оберегах цвет играет не последнюю роль, его применяет для жизненной защиты. Девушки вплетали красные ленты в волосы, носили красные рябиновые бусы, сапоги и сарафаны – этого жизнь дающего цвета, а еще, чтобы прибавить жизненных сил и здоровья. С помощью такой одежды люди еще прославляли жизнь Бога Ра.
В сказках и легендах красный цвет является женским началом, так например, символом девочки считают аленький цветочек, цвет мака – девичий, а женский – красная ягода.
Цвет Ярилы, солнца красный в первую очередь связан с весной, плодородием, жизнью и конечно, возрождающим природу к жизни весенним солнцем.
Синий цвет является цветом мужского начала, а также символизирует небо. Считается, что вода отражает небесное в земном. Мужское начало призвано оберегать женщину и прославлять жизнь. Голубой цвет символизирует мальчика или неженатого юношу, а синий – могущество и силу мужчины.
Цвет цветка несет в себе скрытый смысл: колокольчик – символизирует приглашение на свидание и симпатию, незабудка – расставание с дорогим человеком, а лен – мужское начало.
Символом покровительства мужчины над женщиной является платок. Как небо окутывает землю, так и мужское начало (платок) покрывает и оберегает женское. Получение девушкой в подарок от юноши платок, символизирует его благосклонность и стремление защищать и оберегать ее, а муж подтверждал таким подарком свое мужское начало. Нужно было обязательно мужу надеть платок жене на голову, и если женщина позволяла это ему сделать – это символизировало, что в сердце у нее именно этот мужчина.
От непогоды и природных стихий оберегал синий цвет. Его использовали преимущественно на мужской одежде, ведь именно мужчина часто находился вдали от дома, добывая пищу или находясь на войне. Голубая вода – это небо на земле, ее отражение. Синий вышитый орнамент на платье человека рассказывает нам о том, что он встал на духовную стезю самосовершенствования.
Зеленый — Символ Леса, молодости и возрождения. Это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир. Зелёным обозначалось Древо мира.
Так же символ засеянного поля, молодых всходов всегда наносился зелёным цветом. Зеленый цвет соотносится с вечнозелёной природой.
«Зелёный сад» — в мифологии обычно употребляется в метафорическом значении «цветущая жизнь».
Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить
В детстве мне казалось, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.
На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них — вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.
В этом материале — популярные и известные примеры русской народной культуры: расскажу, когда они появились, где их купить и как увидеть процесс создания.
Гжель
Когда появилось: в 1944 году
Где делают: в Раменском районе Московской области
Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода
Гжель — голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.
Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.
Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.
Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.
Посмотреть на производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут, как создают посуду необычной формы, а на мастер-классе предложат расписать заготовку характерным гжельским рисунком.
Например:
✨ Тарелка «Синички» — 1290 Р
✨ Кашпо — 1790 Р
✨ Чайник — 3280 Р
Хохлома
Когда появилось: в 17 веке
Где делают: в городе Семенове Нижегородской области
Где купить: на сайте фабрики «Хохломская роспись»
Хохлома — яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы — красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.
Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома. Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика. Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап — от изготовления основы до финального покрытия лаком.
Для туристов фабрика «Хохломская роспись» проводит экскурсии на предприятия и в музеи. Там можно увидеть образцы-эталоны, коллекцию росписи конца 19 — начала 20 века, а в Музее народного быта покажут, как жили и работали мастера, стоявшие у истоков хохломской росписи. Попробовать свои силы в создании хохломы тоже можно: художники фабрики проводят для посетителей экспресс-уроки и мастер-классы.
Например:
✨ Ложка — 150 Р
✨ Детский стул как в садике — 1725 Р
✨ Ковш-утка — 5070 Р
Городецкая роспись
Когда появилось: в середине 19 века
Где делают: в Городце Нижегородской области
Где купить: на «Вайлдберриз»
Городецкая роспись — еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла — яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.
Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.
Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью — от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.
Например:
✨ Шкатулка — 604 Р
✨ Сахарница — 1100 Р
✨ Фигурки купца и купчихи — 1260 Р
Как победить выгорание
Федоскинская миниатюра
Когда появилось: в конце 18 века
Где делают: в селе Федоскино Московской области
Где купить: в магазине Федоскинской фабрики миниатюрной живописи
Федоскинская миниатюра — техника лаковой живописи, которую наносят поверх заготовок из папье-маше, в основном небольших шкатулок и табакерок. Мастера пишут миниатюры масляными красками в несколько слоев, чтобы картины выглядели объемно, а для эффекта свечения заранее наносят на заготовку светоотражающие материалы — металлический порошок и сусальное золото — или делают перламутровые вставки.
Такие изделия появились в конце 18 — начале 19 века и переняли стилевые особенности живописи того времени. В основном федоскинская миниатюра изображает пейзажи или бытовые сюжеты в реалистическом стиле: например, скачущую тройку с пассажирами, беседу соседок у колодца или игры молодых крестьян друг с другом. На современных изделиях кроме традиционных деревенских мотивов появляются и приметы 20—21 веков: танки или Красная площадь с мавзолеем.
На фабрику можно попасть с экскурсией: посмотреть на производственные цеха и экспозицию образцов, а еще попробовать самостоятельно расписать шкатулку на мастер-классе.
Например:
✨ Шкатулка «Цапли» — 13 400 Р
✨ Шкатулка «Пляски» — 25 000 Р
✨ Шкатулка «Садко» — 27 000 Р
Жостовская роспись
Когда появилось: в начале 19 века
Где делают: в деревне Жостово Московской области
Где купить: на сайте Жостовской фабрики
Сквозь время. Русские народные украшения
Однажды мне на глаза попалась замечательная статься об истории русского национального костюма. Как человек очень любящий такие истории, я с упоением прочла статью и насладилась прекрасными картинками к ней. На одной из картинок взгляд зацепился за красивые, массивные серьги, которые завершали образ модницы своего века. И вдруг я подумала: «А как давно на Руси появились украшения? Значили ли они что-нибудь? Как менялись со временем?». Любопытсво так захватило, что пришлось сдаться на его милость. Давайте же пройдем вместе по потоку времени и полюбуемся на работы мастеров давно минувших, но не забытых лет.
Самые первые ювелирные украшения появились за несколько десятков тысячелетий до нашей эры, когда древние предки современного человека, еще практически не умея обрабатывать материалы, использовали подаренные природой камешки и ракушки, перья и семена. Археологи считают, что сначала ювелирные изделия не несли в себе функции украшения, их целью было — защитить своего хозяина от опасностей на охоте и в бою, привлечь удачу и заслужить расположение богов. Помимо этого ювелирные украшения определенного типа указывали на особый статус своего владельца. Самым популярным видов первых украшений были подвески, бусы и браслеты — то есть все, что можно было собрать из подручных материалов, нанизав отдельные элементы на гибкую лозу или жилы животных.
На Руси первым ювелирным украшением ребенка были нитки бус-оберегов или же подвески-талисманы, которые защищали малышей от злых духов. Примерно к 7 годам дети получали свое второе ювелирное изделие – серьги. Девочки носили серьги в каждом ухе, мальчикам же полагалась одна серьга. Кольца из золота или серебра носили только именитые граждане, простолюдины же довольствовались простенькими колечками из меди и латуни.
Височные подвески (славян) X — начало XII в.
Самым популярным по всей стране украшением являлись серьги. Серьги были чрезвычайно разнообразны. Это и цельнолитые массивные „голубцы» с жемчугом, сканью и эмалью, появившиеся впервые еще в XVII веке, и ажурные металлические со вставками стекла и шумящими круглыми подвесками, и всевозможные „двойчатки» и „тройчатки» с металлическими гравированными бусинами, кусочками сердолика, стекла, мелким жемчугом. Очень интересны самодельные серьги южных губерний из гусиного пуха, перьев, бусин, разноцветных шерстяных нитей, бисера. На севере же самыми популярными были серьги из низаного перламутра и жемчуга, „бабочки», плоские, в виде розетки, грушевидные и другие.
Серьги 17 век Серебро, литье. Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Россия
Серьги тройчатки и одинцы
Пясы – примерно с XIV в., представляют собой массивные подвески на кольце-швензе с колокольчиками по нижнему краю. Кольцо-швенза либо крепилась к лентам головного убора, либо крепилась к уху. Позже их делали из бисера.
Колты (колтуши, колтки) — литые подвески из золота или серебра на лентах у височной части головного убора, заменяющие серьги, служили и оберегами. Состоит из двух выпуклых щитков, спаянных друг с другом, имеющие наверху дужку для подвешивания. Бывают округлой или звёздчатой формы. Округлые украшались изображениями птиц-сиринов, древа жизни, цветами, позже христианскими мотивами.
Другим часто встречающимся видом украшений являлись шейные и нагрудные: „языки», „грудки», ожерелья, жерелки, мониста, гайтаны, цепочки.
Однодворки носили крупные „янтари» или стеклянные бусы, охватывающие шею в несколько рядов. Для северных районов России характерны либо ожерелья типа ошейника или воротника, плотно облегавшие шею и представлявшие собой широкие, снизанные из перламутра, жемчуга и белого бисера сетки, либо полосы холста, расшитые этими же материалами, дополненными вставками цветного стекла, лентами.
Большой популярностью пользовались бусы из янтаря и всевозможные виды металлических цепей как объемных, кольчатых, так и плоских, со звеньями из гладкой рубчатой или филигранной проволоки.Наиболее распространёнными были стеклянные бусы. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. Знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).
А теперь несколько картин «модниц» лет давно минувших. Лично у меня просто дух захватывает, глядя на это великолепие. А у Вас?
Я надеюсь, Вам понравилось наше маленькое и красивое путешествие во времени. Спасибо за внимание!
Разнообразие и значение традиционного русского орнамента
Русская культура зародилась много веков назад.
Издревле русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.
Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.
Традиционный русский орнамент
Экскурс в историю
Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.
Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.
Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.
Даже в экстерьере домов прослеживалась символика
Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.
В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.
Смысл и значение
Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.
Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.
Каждый символ имеет определенное значение:
Один из вариантов изображения Дерева Царствования
Варианты изображения символа солнца у славян
Славянская символика очень разнообразна
Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.
Красота и защита
Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).
Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.
Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги
Промыслы и ремесла
Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.
Наиболее популярными можно назвать:
Роспись гжелью — старинный промысел
Роскошная жостовская роспись
Хохлома популярна и в наши дни
Старооскольские глиняные игрушки
Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар
Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.
Рисуем в народном стиле
Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.
Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:
И вот уже готов уникальный узор.
Подобный узор под силу нарисовать каждому
О русской вышивке
Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.
Цвет важная составляющая рукоделия.
Люди наделяли его сакральными свойствами:
Традиционная русская вышивка
Нить тоже наделялась определенными качествами:
В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.
Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.
Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани
Народный костюм
Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.
Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.
Русский народный костюм отличается разнообразием
Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:
Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.
Сохраняя традиции
Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.
Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.
Русская коллекция Ив Сен Лорана
Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.
Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов