завтрак покойнику на следующий день после похорон что нести
Что делать после похорон
Содержание:
Важные обряды после похорон
В православной религии существует много обычаев, которые требуют беспрекословного выполнения верующими. К наиболее распространенным традициям относят поминки на 9, 40 дней, годовщину и поминальный завтрак на второй день на кладбище.
Посещение могилы на второй день после погребения
На второй день после погребения принято приходить на кладбище, чтобы проведать усопшего на новом месте. По возможности рекомендуется организовать завтрак после похорон, который символизирует «пробуждение» покойного в ином мире. Для этого на могилу приносят еду (вареные яйца, постное мясо, бутерброды), которые складывают в месте захоронения. Самим есть эти блюда нельзя. Их раздают нуждающимся с просьбами помянуть усопшего.
Традиция поминального завтрака уходит корнями к древним славянам. Существует мнение, что после смерти душа оставляет тело и перемещается в загробный мир. На второй день она еще пребывает на земле – в том месте, где покоится тело. Чтобы пробудить ее и помочь отправиться на небо, на могилу и приносят еду, которая помогает душе очиститься и перейти к жизни вечной. Благодаря завтраку можно не только помочь душе, но и обрести моральное успокоение. Как считается, если не посетить могилу на второй день, покойный может обидеться, что о нем забыли.
Поминки на 9 и 40 день
Согласно религиозным традициям, покойного принято поминать на 9 и 40 день после упокоения. На поминки никого не следует приглашать. Все, кто помнит умершего и хочет почтить его память, приходят самостоятельно. Для поминального обеда готовятся обычные и ритуальные блюда. Поминки можно устраивать в ресторане, кафе или дома, но предварительно нужно посетить храм и помолиться об умершем. В дальнейшем поминальные обеды проводят в годовщину смерти, на именины или день рождения.
Известные приметы
Существует много суеверных людей, которые стараются придерживаться определенных правил после проведения похорон:
Что делать с едой, оставшейся после поминок
Часто после поминок в доме остается много еды, которую запрещается съедать родственникам. Что же делать с такими блюдами? Остатки после поминального обеда нельзя выбрасывать, ведь этим можно осквернить память усопшего. Оптимальное решение – отнести их на кладбище и положить на могилу, где еду разберут нуждающиеся. Также можно самостоятельно раздавать пищу прохожим, которые в этот день встретились на погосте. Выпечку лучше отнести в храм или отдать людям, которые просят милостыню под стенами церкви.
Что делать с иконой из гроба
Насущный вопрос для многих людей – как быть с иконой, которая размещалась в гробу. Православие допускает хоронить ее вместе с усопшим, но если она сохранилась после погребения, существует несколько вариантов решения этого вопроса:
Что делать с вещами усопшего
Носить или отдавать кому-либо одежду, в которой человек умер, опасно. На ней могли остаться следы разложения, представляющие вред для здоровья. Сразу после погребения от нее лучше избавиться. Все остальные вещи покойного можно раздать родным, друзьям или нуждающимся. Существует несколько мнений, когда нужно раздавать одежду. Одни считают, что вещи лучше отдать в течение 40 дней после смерти, чтобы люди могли помянуть усопшего. Другие полагают, что первые 40 дней на одежде сохраняется энергетика умершего, поэтому ее лучше раздать по истечении этого срока.
При желании родственники могут оставить несколько предметов себе. Их рекомендуется хранить не на открытом месте, а в каком-то шкафу. Считается, что они не должны лежать в комнате, где спят люди, иначе покойник будет являться во сне. Кроме того, в православной религии не рекомендуется носить одежду усопшего тем родным, которые жили с ним в одном доме.
Решение мирских дел
Уже на второй день после похорон родственников ожидает много вопросов, которые касаются мирских дел. В частности:
Если вы не знаете, что делать после похорон на следующий день, обращайтесь за помощью в ритуальное бюро «Честный Агент». Наши сотрудники в совершенстве знакомы с приметами, обычаями, особенностями погребения в разных религиях и готовы предоставить подробные консультации относительно соблюдения принятых традиций. Также мы можем взять на себя все заботы по организации похорон. Наша компания обладает многолетним опытом в подготовке к захоронению и может гарантировать проведение достойного погребального ритуала согласно пожеланиям родственников.
Жизнь после смерти. Как помочь себе после ухода близкого человека?
Основные правила по организации и проведении ритуала похорон
Христиане ответственно относятся к порядку захоронения умерших. Одними из главных ритуалов являются молитвы за души усопших, поминки и панихиды. К главным правилам похорон относятся:
В момент, когда случилось горе в семье, многие родственники не в состоянии понять, что в первую очередь нужно делать, и какие действия выполнять, чтобы достойно проводить новопреставленного. И в этом случае лучше обратиться в похоронное бюро «Эдем», где работают опытные сотрудники, призванные оказывать максимальную помощь при выборе ритуальных товаров и проведения всей процедуры захоронения. Зачем нужны ритуальные услуги, Вы можете узнать здесь.
Жизнь после смерти. Как помочь себе после ухода близкого человека?
Посещение кладбища после похорон
На следующий день после похорон на кладбище отправляются самые близкие и родные усопшего. Согласно христианским поверьям, душа еще привязана к месту захоронения, и родственники отправляются к могиле, чтобы пробудить близкого человека и примирить душу покойного. На кладбище необходимо отправляться утром, чтобы к 12 часам вернуться домой. С собой несут легкий завтрак, без излишеств:
На кладбище можно немного прибрать у могилы, поправить венки, зажечь свечи или лампады, разложить продукты. Конфеты и печенье нужно отдать нищим за помин души. В стакан можно налить воды и поставить на могилку. Главный смысл посещения кладбища после похорон на следующий день – это помочь душе покойного свыкнуться с новыми реалиями и попросить для нее защиты и Божьего милосердия.
Еда, которая осталась после утреннего завтрака, должна раздаться нищим или посторонним людям. Выпечку можно отдать в церковь или тем, кто просит милостыню. Остатки еды не стоит оставлять на могиле, и не рекомендуется брать ее обратно домой, лучше отдать бездомным животным.
Мнение священников
Священники не приветствуют соблюдение данной традиции, считая ее языческими пережитками. Раньше пищу приносили богам в качестве откупа за покойника. На захоронениях устраивались танцы, веселье. Так праздновали переход мертвого в лучший мир. Особенно отрицательно священнослужители относятся к распитию у могил алкогольных напитков. Они считают, что алкоголь ничем не помогает умершему, а только увеличивает прегрешение родственников.
Душа новопреставленного, отправившаяся на поклон к Всевышнему, переживает мытарства. Помочь ей можно единственным способом – молитвой. Важно, чтобы помолилось за нее большое количество людей. Для этого на кладбище раздается милостыня. Подношения можно отнести в храм.
Завтрак для покойного – устоявшаяся традиция, соблюдаемая в разных регионах. Некоторые детали ее проведения отличаются, в зависимости от местных обычаев. По христианским канонам она бесполезна.
Значение утреннего визита к могиле
Все обычаи, связанные с погребением стоит соблюдать, так как в них заложен глубокий смысл. Многие люди интересуются, что делать на следующий день после похорон, и зачем идти ранним утром к могиле? Все дело в том, что душа умершего еще привязана к телу, и первое время ей тяжело свыкнуться с новой реальностью, она горюет, так как потеряна связь с семьей и дорогими людьми.
Тяжелые и горестные эмоции наполняют и родственников, и посещение могилы на второй день после похорон помогают успокоиться, почувствовать себя ближе к покойному. Такие простые действия приносят немалое облегчение. Родственники успокаиваются, вспоминают об ушедшем, читают молитвы, зажигают свечи.
Поминальный завтрак в доме
Если отправиться утром на кладбище не получилось по причине плохого самочувствия или испортившейся погоды, поминки после похорон можно провести дома. Церковь не категорична в это вопросе, и позволяет посетить могилу в любой другой день. Поминальный обед накрывается в доме покойного, перед его портретом зажигается церковная свеча.
За столом собираются родственники, и все, кто желает вспомнить усопшего добрым словом. Поминальная трапеза должна быть скромной, так как ее смысл именно в помине, а не в чревоугодии. При проведении данного ритуала душа усопшего понимает, что она не забыта, а близкие родственники, с поддержкой родных, легче переносят горе.
Первый завтрак
Как мы безжалостны бываем, когда забываем о покойниках. Покойники нуждаются единственно в нашей молитве, в благотворении за их души. Мы же, изъявляя разные знаки нашей памяти к ним, самое главное забываем – молиться о них. Протоиерей Д.Г. Булгаковский
После работы Катерина поехала на вокзал, села в поезд и отправилась в город С-к на похороны двоюродного дяди.
Ночь предстояло провести в дороге. Устроившись возле окна, Катя прочла вечернее правило и попыталась заснуть, но осознав, что это бесполезно, принялась молиться о упокоении души новопреставленного раба Божиего Николая.
Последний год он сильно болел. Учитывая тяжесть недуга, все понимали: кончина Николая Ивановича не за горами – и внутренне готовились к этому. Но когда брат Володя сообщил, что его папа умер, Катя так разрыдалась, что успокоиться смогла с трудом…
Семьдесят восемь лет прожил Николай Иванович в провинциальном С-ке, работал слесарем в местной котельной, а после выхода на пенсию возделывал шесть соток огорода и занимался разведением кроликов. Был дважды женат, в первом браке детей не нажил, от второго имел сына Володю. Характером покойный обладал сложным, да и выпить очень любил, что омрачало жизнь окружающим. Дядя Коля портил нервы соседям, задирался к прохожим во дворе, устраивал жене скандалы, а овдовев, топил печаль на дне стакана, пока не захворал.
За время болезни Николай превратился в нового человека: уверовав во Христа, избавился от пагубного пристрастия к алкоголю, попросил прощения у близких и перед своей кончиной пригласил в дом священника для соборования и причащения Святых Христовых Таин…
Поезд прибыл в С-к на рассвете. Брат встретил Катю на станции, посадил в старенький «жигуленок» и повез на погост.
Проводить покойного в последний путь пришло человек тридцать. Всем раздали поминальные свечи, началось отпевание.
Внимая молитвам священника, Катерина мысленно повторяла сквозь слезы: «Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего и прости ему вся согрешения вольныя и невольныя, и даруй ему Царствие Небесное!»
«Страшно умирать, когда молиться о тебе некому»
Лишь немногие из собравшихся осеняли себя крестом. Остальные, переминаясь с ноги на ногу, безучастно наблюдали за происходящим, но как только тело придали земле, оживились.
На траве под березой мигом раскинули скатерть, нарезали соленые огурцы. Женщина в черном платке, надвинутом на глаза, откупорила бутыль с мутной жидкостью и торжественно произнесла:
– Помянем Колю, уважим покойника! Выпьем, а то он обидится.
Опрокидывая горячительное в рот, люди морщились и со словами «Пусть земля будет пухом!» выплескивали остатки содержимого стаканов на могильный холм. У надгробия оставили стопку «первача», накрытую хлебом.
Не притронувшись к угощению, Катерина стояла в стороне и с грустью думала: «Страшно умирать, когда молиться о тебе некому». От нахлынувшей тоски защемило сердце…
– Прошу всех к нам, помянем папу!
Поминки справляли в доме, где прежде жил Николай Иванович. Разместить огромную толпу в пространстве единственной и узкой комнаты оказалось непросто. Наконец гости распределись за столом, всем уже не терпелось выпить и закусить. Трижды произнесли речь о покойном, вспомнили, каким добрым человеком он был, и плавно перешли к другим темам. Лица собравшихся повеселели, разгладились.
Катерина молча сидела в углу, украдкой поглядывая на часы. Заметив это, женщина в черном платке гаркнула:
Катя смутилась и, словно оправдываясь, произнесла:
– Простите, но через час мой поезд отходит. Еле отпросилась у начальства на один день, завтра нужно быть на работе…
– Вот те и раз! А как же первый завтрак?
– Стыдно обычаев русских не знать, – ораторша театрально воздела руки к потолку. – Первый завтрак на кладбище – светлая традиция христианская! Утром после похорон нужно покормить покойника, вместе с ним позавтракать на могиле.
– Покормить покойника? Что вы такое говорите?! – возмутилась Катерина.
– Клавдия дело говорит! – пожилой мужчина одобрительно закивал головой.
– Да, да! Так положено, – хором подхватили другие.
– Мертвым не нужна еда! Родственникам покойного следует в храм ходить, требы заказывать, молиться. И хорошо бы по усопшему сорок дней Псалтирь читать, хоть по одной кафизме, – не сдержалась Катя, о чем через секунду пожалела.
Собеседница гневно сверкнула глазами:
– Вот только учить нас не надо! – и, залпом осушив стакан, грохнула его об пол. Осколки стекла звонко разлетелись по сторонам, в комнате воцарилась зловещая тишина.
Разрядил обстановку Володя:
– Тетя Клава, не ругайся! Катя не хотела никого обижать, – и шепнул сестре на ухо:
– Зря ты так! Клавдия Степановна сутки у плиты стояла, чтобы стол поминальный собрать, да еще десять литров самогона по дешевке мне продала. Страшно подумать, что бы я без этой помощи делал, чем бы народ кормил, поил? А впереди еще девять дней и сороковины… Ну да ладно! Одевайся скорее, отвезу тебя на вокзал.
До станции ехали молча. Сокрушаясь, Катя укоряла себя: «И зачем я ввязалась в этот спор? Нужно было смолчать, ведь не зря сказано: не бросайте жемчуга вашего…».
Перед отправлением поезда Володя взял сестру за руку и дрожащим голосом произнес:
– Не суди строго. Наверное, ты всё правильно говоришь, только далеки мы от этого, – и, отведя в сторону глаза, добавил шепотом:
– А ты молись за нас, коли вера у тебя есть! Может, мы молитвою чужой и живем до времени…
– Что ты, Володя! – Катерина обняла брата. – Судить никого не смею. Сама виновата, не стоило «умничать»… А молиться обязательно буду, не сомневайся.
Ощутив невероятную усталость, Катя забралась на верхнюю полку плацкарта и, свернувшись калачиком, мгновенно провалилась в сон.
…Во сне она шла по железнодорожной платформе и в многолюдной толпе вдруг разглядела знакомое лицо: на перроне стоял Николай Иванович, помолодевший и удивительно радостный. Катя бросилась к нему:
– Дядя Коля! Почему вы здесь?
– Еду домой, – с улыбкой произнес Николай.
Прибыл сверкающий белый поезд. Вагоны стали наполняться пассажирами, и Катерина отметила, что ни у кого из них нет поклажи. Словно прочитав Катины мысли, дядя Коля сказал:
– Все, что нам нужно отныне, – молитва. Знаю, милая, ты и раньше обо мне молилась, но теперь я особенно в этом нуждаюсь. Спасибо за всё!
Николай Иванович шагнул в вагон, двери которого захлопнулись, и прильнув к окну, помахал Кате рукой. Состав скрипнул и тронулся, набирая ход. Сквозь стук колес донеслись прощальные слова:
«Правда, многие по смерти близких им – друзей ли то, родных своих или знакомых, желая сохранить о них память, хранят некоторые вещи их, особенно любимые ими, сохраняют их изображения (портреты, фотографические карточки), устрояют дорогие памятники, обсаживая могилы их цветами или деревьями. Но это ли им нужно? Эта ли дорога им память? Ведь это вполне похоже на то, как если бы умирающему от голода вместо хлеба кто-либо поднес цветок с приятным запахом». (Протоиерей Д.Г. Булгаковский)
В заголовке — картина Фирса Сергеевича Журавлёва «Купеческие поминки»
Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)3
Что нельзя делать сразу после похорон
В православии существуют определенные правила, которые следует соблюдать после похорон. Стоит отметить, что пока душа усопшего находится в доме, не стоит нарушать спокойную атмосферу, и проводить какие-либо кардинальные меры по ремонту, смене обстановки, перестановке мебели. Также не рекомендуется раздавать одежду покойного, отдавать его любимые вещи и менять их место положение. До сорока дней все должно оставаться на своих местах, так как сохранение привычной обстановки благотворно сказывается на состояние родственников и души усопшего.
Поминки: нужна ли покойнику еда?
Примитивное язычество верит, что поминальные продукты необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший родственник может их кушать. Более развитые религии (например, индуизм) рассматривают поминание как жертву, которая служит своеобразной платой богам за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.
Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?
Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.
О том, как действует молитва на другого человека, говорить очень трудно, поскольку все в мире находится во власти Бога, и все тайны бытия ведает только Он. Но опыт Церкви говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за которого помолились в храме и ради которого дали милостыню, получает через это помощь. Церковь знает множество случаев, когда молитвы полностью освобождали грешника от адских мук.
Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.
Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих, увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба, крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые ей были дороги. Вот родственники и приглашают ее разделить с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта практика языческая и с христианством не связана. Спасибо за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва – искренняя, чистая, живая. А лучшим местом молитвы является храм Божий.
Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Вы можете принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам за это. И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня ( еда – в том числе) – это один из элементов такого труда.
Ну, а если все-таки вы захотите пожертвовать, то важно помнить – жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека, которому вы даете милостыню, была от вашего приношения настоящая радость. Чтоб он захотел помолиться о покойнике, и делал это с благодарностью, а не воспринял вашу жертву как подачку. Это весьма распространенное заблуждение – мы порою хотим тремя конфетами купить себе рай. Но такой подход – прямое лукавство. Бог ждет от нас покаяния, перемены в лучшую сторону, избавления от скупости, жадности, черствости душевной. И если мы сможем через милостыню изменить себя подобным образом, если сумеем поправить собственное духовное здоровье, тогда сможем поделиться им и с нашими умершими близкими.
Нужно ли на следующиее утро после похорон нести на кладбище завтрак?
По традиции утром после похорон несут на могилу завтрак. Правильно ли это и что надо делать на следующий день после погребения?
Похожие вопросы
4 Ответа
Каких только диких суеверий не придумают. Фотиния, держитесь от них подальше.
Это языческое жертвоприношение, то есть прямое нарушение Первой Заповеди Божией. Воздерживайтесь от таких проявлений, иначе не сможете называться христианкой и рассчитывать на спасение.
Это суеверие. Усопшему никакие завтраки не нужны, ровно как и обеды с ужинами. Усопшему требуется только наша молитва.
Еда усопшему больше не пригодится. Больше всего ему требуются сейчас молитвы и добрые дела живых, совершенные в память о нем. См. о поминках.
Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших
Смерть близкого человека – большое горе для его родственников и друзей. Поминки после похорон проводятся прежде всего для души усопшего. Немаловажную роль ритуал прощания играет и в облегчении состояния людей из его окружения. Правильное поведение в дни скорби, соблюдение обычаев и церковных канонов – залог постепенного прихода к близким покойного душевного спокойствия и внутреннего равновесия.
Поминки в день похорон по христианской традиции
Каноны православия запрещают проводить погребение и устраивать поминовение в дни Рождества Христова и Святой Пасхи. Перед принятием пищи каждый православный человек читает молитву “Отче наш”. Это относится и к прощальному обеду. Если провести поминки пригласили священнослужителя, то он сначала совершает заупокойную литию, пропивает “Отче наш” и благословляет принятие еды. В отсутствие иерея чтение молитв и освещение трапезы доверяют старшему из мирян.
На поминках покойному отводится за столом отдельное место с рюмкой, покрытой хлебом, тарелкой и столовыми приборами. Пустой стул никто не занимает. Первым блюдом, которое подается согласно обычаю, является кутья. Кушанье освящают во время службы в церкви, панихиды по умершему, или окропляют святой водой перед началом обеда. Зерна пшена или риса в каше выступают символом жизни, а мед – сладостью от попадания праведников в Царство Божие. Также присутствующих угощают другой едой. Во время Великого и других постов блюда на столе у православных мирян должны быть постными.
Православные поминки имеют глубокий смысл – присутствующие молятся и просят Господа простить грехи, уменьшить страдания души усопшего в загробной жизни. За столом ведутся неспешные беседы об умершем, которого вспоминают добрыми словами – всепрощение и примирение являются целью траурной церемонии. Согласно православным канонам родственники должны усердно молиться за новопреставленного, что и делают в течение 40 дней после его смерти. Таким образом родные люди улучшают загробную участь умершего и облегчают его пребывание в ином мире.
К православным молитвословиям за упокой души, которые церковь рекомендует читать на первых поминках, относятся
Перед приемом последнего сладкого блюда все присутствующие встают и поют стихиру на глас 6. Трапеза заканчивается питием заупокойной чаши, принятием последнего блюда и обычным благодарением.
Как правильно проводить поминки
Этикетом и негласными правилами регулируется организация прощального обеда. Провести трапезу доверяют близкому другу усопшего или членов его семьи. В начале обеда покойника чествуют минутой молчания. Далее распорядитель поочередно дает слово родственникам умершего человека в зависимости от степени родства. После них помянуть добрым словом предлагается друзьям. Правильно все тосты произносить стоя, допустимо заканчивать их риторическими выражениями “Пусть земля ему будет пухом! Вечная память!” и другими. Если выступление прерывается слезами, ведущий вставляет несколько фраз для того, чтобы разрядить обстановку и снять напряжение.
Речь при поминании согласно заведенному порядку не должна быть длинной. Ее желательно заранее отрепетировать. Значение выступления состоит в том, чтобы напомнить присутствующим о том, каким хорошим человеком был покойный. Во время похорон все добрые слова являются поддержкой для семьи усопшего, это притупляет горе и умиротворяет душу покойного. Слова скорби на поминках должны быть лаконично изложенными, это касается речи на кладбище или в крематории у гроба.
В конце поминок каждый присутствующий встает из-за стола и кланяется портрету усопшего и его символическому месту за столом. Уходя принято выразить сочувствие родственникам, прощаться словами “До свидания” или “До встречи” неправильно.
Поминальное угощение и оставшуюся еду по традиции раздают не только присутствующим на торжественном обеде, но и другим людям, в т.ч. нуждающимся в виде милостыни. Это делается для того, чтобы как можно больше человек почтили память покойного.
Последний завтрак
Родственники приходят к усопшему на кладбище на следующее утро после погребения. Поминки на кладбище в день похорон не включают в себя поедание еды и распитие спиртных напитков. Последний же завтрак покойного, который ему приносят близкие на утро, помогает душе усопшего почувствовать заботу родственников. Этот акт является концом похорон и началом проведения поминов. Еда должна содержать продукты растительного и животного происхождения. Близкие также завтракают у могилы, по правилам приглашая разделить трапезу нищих и нуждающихся. Еду для покойного оставляют на погосте, посуду и другую утварь с него не забирают и домой не приносят.
Проведение подобных процедур, особенно с распитием на кладбище алкогольных напитков, православная церковь не одобряет, относя их к языческим традициям. Однако обычай имеет глубокие корни. Тризна у восточных славян состояла из множества ритуалов – омовения покойного, сожжения, танцев, боев и спортивных состязаний. Частью обряда было и поминальное пиршество, на котором вкушали яства и пили хмельной медовый напиток. Тризну служили рядом с местом похорон, там же и поедали ритуальную пищу, страву. Еда, которая ставилась в кутном углу дома, стакан с водой и хлеб, была скромной. Это делалось для того, чтобы покойный поскорее уходил в мир мертвых, понимая, что теперь ему “не едать вволю хлеба живых”.
Проведение поминок и оккультная безопасность
Смысл древнеславянской традиции прощания с умершим, тризны, состоят в противостоянии силам Нави – миру мертвых. Злые духи не должны были повлиять на живущих людей, поэтому их изгоняли с помощью природных стихий – огня в поминальном костре. Процедура обязательного омовения тела, очищения водой, имеет глубокий сакральный смысл и появилась задолго до прихода христианства. И сегодня по возвращению с кладбища после обряда погребения принято ополоснуть лицо и вымыть руки по локоть перед началом трапезы.
На поминках правилами поведения, которых следует придерживаться, являются следующие.
Эзотерики объясняют запрет на использование острых столовых приборов тем, что с их концов “стекает” негативная энергия, которая может привести к поражению тонких тел человека. Поминки и другие похоронные ритуалы, связанные со смертью, не несут положительного заряда для любого биологического объекта. Физикам также известен эффект стекания поверхностного заряда в сторону острия предмета. Запрет на применение по ходу проведения поминок определенных столовых приборов, как и сиденье на углу стола, на поверку оказываются не дремучими суевериями, а простым соблюдением правил безопасности.
Как и когда делают поминки на 9 день после смерти
По христианским правилам вспоминать человека принято в дни рождения или именин и по торжественным церковным датам – на Вселенскую мясопустную субботу, Радоницу, в родительские дни, на Троицкую и Дмитриевскую субботу. Временем для особого поминовения считаются 3, 9 и 40 день. Это объясняется периодами, которые связаны с постепенным покидаем души земной обители. Отчет времени ведется со дня смерти.
Молитвы и воспоминания об умершем на 9 день после похорон дают успокоение и оказывают помощь его душе. За столом ведется неспешная скорбная беседа. Всю еду, оставшуюся после поминального обеда, раздают нищим или нуждающимся. Девятину, которая выпала на дни поста, переносят на ближайшие выходные.
Как проходят поминки на 40 день после похорон
Первое время после смерти проходит в скорби и молитвах за душу усопшего. Древние славяне прощались с покойными в разные периоды, совершая в т.ч. “полусороковины” на 20 день со дня смерти. Сегодня поминание усопших проводится на 40 день – в это время душа последний раз спускается на землю для посещения любимых мест.
Родственники проводят утро на службе в храме, читают молитву “Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставльшагося…”, заказывают панихиду и Сорокоуст. Правильным будет провести весь день в траурных одеждах. Верующие христиане приносят в церковь на поминальный столик продукты, а на могилы – свечи, живые или мертвые цветы. Поминают усопшего раздачей угощений – выпечки и конфет. Дома устраивают торжественный обед. Во время трапезы вспоминают добрыми словами ушедшего в иной мир. После сорокового дня допустимо раздать личные вещи покойного родственникам или нуждающимся, отнеся в храм.
После того, как человек умирает, хоронят его физическое тело, для прощания с душой необходимо провести определенные ритуалы. Существующие обычаи связаны со старославянскими и христианскими традициями. Поминки и правила их проведения помогают душе покойного покинуть мир живых, а родственникам правильно попрощаться с усопшим без излишней суеты, истерик и чрезмерной скорби.