затерянный город z что случилось с главными героями
Затерянный город Z: 4 версии того, куда пропал Перси Фосетт
С тех пор, как европейцы впервые прибыли в Новый Свет, не переставали ходить истории о легендарном золотом городе в джунглях, который иногда называли Эльдорадо. Испанский конкистадор Франсиско де Орельяна первым отправился в путешествие по Рио-Негро в поисках этого легендарного города. А в 1925 году, в возрасте 58 лет, исследователь Перси Фосетт, его сын Джек и их друг, отправились в джунгли Бразилии, чтобы найти таинственный затерянный город, который Перси Форсетт назвал «городом Z». Он и его команда исчезнут без следа, и история их путешествия окажется одной из самых больших загадок до сего дня.
Более десятка экспедиций впоследствии отправилось выяснять судьбу потерянной экспедиции. Для некоторых «поиск Фосетта» стал навязчивой идеей, даже своего рода профессией.
Экспедицию Фосетта ожидали обратно вплоть до 1927 года, но когда она не смогла вернуться, слухи начали распространяться. Полковник сошел с ума? Был ли он в плену у каннибалов? Или, возможно, он решил остаться среди племени индейцев, которые теперь считали его своим вождем?
Итак, 4 версии случившегося от спасательных экспедиций.
Полковник Фосетт был убит индейцами
Кто-то утверждает, что его сын Джек нарушил какое-то племенное табу, из-за чего потом его и всю экспедицию убили. Или же они могли быть убиты за свои винтовки солдатами-отступниками, бродящими по лесу в результате недавней революции в этом районе. Индейцы давали очень противоречивую информацию. Но никаких свидетельств найдено не было.
Был пленен индейцами
Путешественник по имени Стефан Раттин отправился в Мату-Гросу вдоль реки Аринос, где, по его утверждению, он встретил пожилого белого человека с длинной бородой. Тот был пленен индейцами. Этот человек якобы объявил себя полковником Фосеттом и показал ему перстень с печатью. Он попросил Раттина сообщить об этом по его возвращении в Сан-Паулу. Жена Фосетта Нина, хотя и сомневалась в рассказе, сказала, что сразу узнала описание кольца. Это вызвало всплеск интереса и спасательные экспедиции продолжились. Надо сказать, что многие из них закончились не менее трагично.
Критика младшего сына Форсетта, Брайана
Брайан Фосетт предпринял две экспедиции в Мату-Гросу, пытаясь разгадать тайну. Он имел поразительное физическое сходство с отцом и сам по себе был хорошим путешественником. Хотя опять-таки не было дано ответа на вопрос о судьбе его отца, но Брайану удалось пролить свет на историю затерянного города «Z». Используя сообщение об обнаружении потерянного города полковником Франсиско Барросом Фурнье, он пролетел над районом в шести километрах к западу от Педра-да-Балиса в бразильском штате Гояс. И пришел к выводу, что стены и башни Фурнье были не чем иным, как естественным разрушением ряда хребтов.
Может быть, поэтому «Z» — это всего лишь геологическое образование, мельком увиденное полковником в одной из его экспедиций?
В своей книге Брайан вообще довольно резко оценивает экспедицию отца. Он критикует его за исторический непрофессионализм: утверждает, что понятия не имеет, «сколько было основано на исследованиях, сколько на личном знании и сколько на болтовне ясновидящих».
Самая сенсационная версия
2002 году чешский театральный режиссер по имени Миша Уильямс сообщил прессе, что семья Фосетт предоставила ему эксклюзивный доступ к своим архивам. То, что он открыл, было откровением. Похоже, что Брайан Фосетт, будучи в сговоре с остальными членами семьи Фосетта, намеренно скрыл следы своего отца в книге «Разведка Фосетта», включив ложные координаты последней известной позиции Фосетта. Причиной этого, как утверждал Уильямс, было то, что семья всегда знала, что Фосетт никогда не собирался возвращаться, а вместо этого он надеялся создать утопическую коммуну в глубоких в джунглях, часть того, что он назвал своей «Великой схемой». Это новое общество, согласно семейным документам Фосетта, будет основано на теософских принципах Блаватской, которые полковник изучал. Уильямс утверждал, что причиной нежелания семьи Фосетт разглашать правду было то, что мир просто не был готов к таким сенсационным новостям.
Как бы то ни было, но тайна экспедиции Форсетта до сих не раскрыта.
Затерянный город Z
Фото из открытых источников
Затерянный в джунглях Амазонки брошенный людьми и разрушенный временем город, хранящий баснословные богатства и тайны – сюжет не одного приключенческого фильма. Однако это не просто легенды. В диких лесах Южной Америки до сих пор находят странные артефакты, которые дают основания полагать, что некогда на месте диких джунглей существовали могущественные государства. Не один десяток экспедиций, не одна сотня путешественников ушли в джунгли Амазонии, чтобы найти остатки давно исчезнувшей цивилизации.
Загадочный идол
Они оба были известны и знамениты. Генри Хаггард – писатель, чьими историческими и приключенческими романами о Древнем Египте, Африке и Америке зачитывалась Англия, полковник Перси Фосетт – путешественник, за плечами которого несколько экспедиций в джунглях Южной Америки. Им было о чём поговорить.
В заключении встречи писатель поставил на стол чёрную базальтовую статуэтку высотой 10 дюймов. Это была фигура человека, держащего пластину, испещрённую иероглифами.
Путешественник взял в руки статуэтку и словно ток пошёл вверх по его руке.
Фосетт показывал подарок экспертам из Британского музея, членам Королевского географического общества, но никто не смог даже сказать, на каком языке сделана надпись, осколком какой цивилизации является этот странный подарок. В конце концов Фосетт показал статуэтку экстрасенсу.
Медиум взял в руку фигурку, закрыл глаза и начал медленно говорить:
— Я вижу огромный континент, простирающийся от Африки до Южной Америки. Горы, поля, деревни, города. Я вижу храм. Старик-жрец берёт статуэтку и передаёт её молодому жрецу с наказом бережно хранить её и в своё время передать своему преемнику. Я вижу извержение вулкана. С неба падают камни и пепел. Огненная лава течёт на город. Город горит, рушатся величественные дворцы. Из храма выбегает жрец, неся в руке священного идола. Он спешит к пристани, где садится в лодку. Он плывёт на запад, где он и другие спасшиеся будут строить новый город.
Экстрасенс откинулся на спинку кресла, по его лицу тёк пот.
Рукопись № 512
Полковник взял в руки первый листок и прочёл: «Историческая реляция о неведомом и большом поселении, древнейшем, без жителей, кое было открыто в год 1753». В правом верхнем углу стоял штамп библиотеки «инв.№ 512».
Больше 10 лет бродил в бразильской сельве отряд португальцев. Отряд искал легендарные серебряные рудники Мурибеки. Кто найдёт их – станет богачом. Однако год проходил за годом, а цель оставалась всё такой же далёкой, как и 10 лет назад.
Однажды отряд вышел к подножию горной цепи. Горы были столь высоки, что казалось они достигали самих звёзд. Долго искали путешественники проход. Вечером начали разбивать лагерь, один из португальцев пошёл за хворостом и увидел оленя. Мясо! Еда! Однако олень прыгнул между скал и пропал. Так путешественникам открылся проход. Быстро собрав вещи, португальцы отправились к проходу и через три часа, оказавшись по другую сторону гор, увидели раскинувшийся внизу город. Не желая рисковать, начальник отряда приказал остановиться. Утром он послал разведчиков и те вернулись с известием, что город брошен.
Фото из открытых источников
Сохраняя осторожность, португальцы спустились вниз и вошли в город через огромные арочные ворота. Город был пуст уже много лет. Двухэтажные дома разрушены. В немногих сохранившихся зданиях не было ни мебели, ни каких-либо предметов, только гулкое эхо и стаи летучих мышей. В одном из домов нашли золотую монету. На одной стороне монеты был стоящий на коленях юноша, на другой лук, корона и стрела.
Путешественники вышли на центральную площадь. В её центре стояла чёрная колонна, увенчанная статуей. Вытянутой правой рукой каменный человек указывал на север. По окружности площади стояли обелиски, большая часть из которых были повержены и разбиты. На площадь фасадом выходило величественное здание, на портике которого была выбита фигура человека, обнажённого до пояса, увенчанного лавровым венком.
За площадью текла река, а по другую сторону реки – озёра, где плавали непуганые утки, которых путешественники ловили руками. Португальцы отправились вниз по реке и вышли к водопаду. Здесь они нашли десятки шахт, а при входе в шахты – куски серебряной руды. Один из входов был завален огромным камнем, на котором были выбиты непонятные письмена.
Разговор в Национальной библиотеке
Фосетт перевернул последнюю страницу.
Сотрудник библиотеки отрицательно покачал головой:
— Исключено. Рукопись 1754 года – это точно.
— А это не может быть выдумкой?
— Маловероятно. Командир отряда был достаточно грамотным, чтобы написать отчёт, но не настолько, чтобы выдумать историю, изобилующую таким огромным количеством деталей.
— Но это же не индейское письмо! – не сумел сдержать своего удивления Фосетт.
— Ничего. Документ ушёл в архив придворной библиотеки, где и был обнаружен спустя почти 100 лет, в 1839 году, и передан Бразильскому историческому и географическому институту, и уже потом попал к нам.
— И никто не пытался найти город? – удивился полковник.
— Спасибо, Вы мне очень помогли. Я найду этот город.
— Тогда желаю Вам удачи.
На пути в город Z
Фосетт начал кампанию по изысканию средств для поисков таинственного города Z, как назвал его путешественник. На стороне полковника были рукопись из библиотеки Рио-де-Жанейро, его вера в успех экспедиции и слава исследователя джунглей Амазонки. Он сумел привлечь на свою сторону Королевское географическое общество, Американское географическое общество и музей американских индейцев, заручился поддержкой от нескольких крупных лондонских финансистов.
Фосетт не планировал масштабную экспедицию, планируя взять с собой только своего 20-летнего сына Джека и его лучшего друга Рэли Раймела. Своё решение Фосетт объяснял так: «Маленькому отряду проще прокормиться в джунглях, а при встрече с индейцами те в группе из трёх человек не увидят угрозы и легче пойдут на контакт».
В январе 1925 года от пристани в Хобоконе (штат Нью-Джерси) отчалил пароход «Вобан». Лайнер шёл в Рио-де-Жанейро. Стоящие на пристани репортёры делали снимки, восторженные провожающие махали руками. Стоящие на палубе «Вобана» Фосетт, Джек и Рэли махали в ответ. Фосетт снял шляпу и закричал: «Мы вернёмся! И мы найдём, что ищем!»
Исчезнувшие в джунглях
Фосетта долго искали. Были организованы три официальные и несколько самодеятельных экспедиций. Каждая возвращалась со своей версией судьбы Фосетта и его спутников, однако ни одна не нашла никаких следов ни затерянного в джунглях города Z, ни пропавших путешественников.
Отчасти в этом был виноват сам Фосетт. Полковник более чем кто-либо понимал опасность своего путешествия, поэтому держал маршрут экспедиции в тайне и в прощальном письме настаивал, чтобы никто не пытался его найти. «Если нам не удастся вернуться, – писал он, – я не хочу, чтобы кто-либо из-за нас рисковал своей жизнью».
Последнее слово полковника Фосетта
«Пробьемся ли мы, возвратимся ли назад или ляжем там костьми, несомненно одно: ключ к древней тайне Южной Америки и, возможно, доисторического мира будет найден тогда, когда эти старые города будут разысканы и открыты для научного исследования. Что эти города существуют – я знаю». (П. Фосетт).
Клим Подкова, журнал «Все загадки мира»
Затерянный город z что случилось с главными героями
Оговорюсь еще раз для тех, кто впервые слышит об этой картине – несмотря на то, что Брэд Питт выступает продюсером, а изначально вообще хотел играть главную роль (в результате Брэда Питта, играющего подполковника Фоссета, убедительно играет крайне похожий на него Чарли Ханнэм), и «Z» в названии, фильм не имеет никакого отношения ни к «Мировой войне Z», ни к зомби вообще.
Это экранизация биографического романа, посвященного реальной исторической личности – британскому полковнику Фоссету, исследовавшему джунгли Боливии и Бразилии в начале двадцатого века. Изначально он отправился туда для того, чтобы составить карту, способную помочь Боливии и Бразилии определиться с тем, где все же проходит граница между ними.
Дойдя до устья реки, являвшегося целью экспедиции, Фоссет случайно натыкается в джунглях на глиняные черепки, которых там быть не может.
С этого момента он становится одержим поисками доказательств существования древней цивилизации на этой территории, а конкретнее – города, упоминание которого он встречает в записках португальца, побывавшего в Бразилии полутора веками ранее. Высокомерные британские лорды, естественно, поднимают Фоссета на смех – индейцы по их мнению не люди, а примитивные животные, они не могли создать цивилизацию, не уступавшую европейской. Полковник решает доказать всем, что прав, и отправляется обратно, чтобы найти затерянное поселение, который называет городом Z.
К слову, в числе друзей Фоссета был и некий Артур Конан Дойл, который вдохновился рассказами исследователя о таинственном городе и написал «Затерянный мир».
Мне сложно определиться с жанром этого фильма. Он слишком скучен для приключения, не обладает зрелищностью и простотой экшена, лишен жутких сцен и саспенса, необходимых для триллера, и содержит многовато вольностей и домыслов для исторической биографии. По трейлеру вообще достаточно сложно понять, что мы увидим, и я боюсь, что многие пойдут на эту картину, ожидая чего-то другого.
Для начала, развеем некоторые ложные ожидания, которые могут у кого-то возникнуть. Никакого города мы так и не увидим – ни во сне, в ни в реальности. Фильм – не одна большая экспедиция, а серия более коротких путешествий. Фоссет мечется между Англией, Боливией/Бразилией и фронтом Первой мировой войны, и во всем фильме нет никакой одной продолжительной экспедиции, раскрытой подробнее других, поэтому кому-то он покажется одним дико затянутым предисловием. Мы все ждем, когда же начнется некая центральная часть, но последняя экспедиция показана так же кратко, как и остальные. Признаться, это несколько обескураживает.
Это не дает нащупать фокус картины – что именно он пытается передать. О чем он?
Однозначно, на первый план выводится история одержимости – Фоссет грезит своим городом и мечтает туда попасть, он готов раз за разом отправляться в опасные джунгли, лишь бы обнаружить древнюю цивилизацию, готов оставлять семью на несколько лет, смириться с тем, что дети не узнают его, когда он возвращается. Но даже эта одержимость не проявлена достаточно отчетливо: ее причины, ее цена, ее результат – все остается крайне размытым, не тянет на основную тему.
В фильме также затронуты темы феминизма и расизма, равноправия и равноценности мужчин и женщин, индейцев и белых – и неясно, насколько насильно они были вписаны в историю, чтобы порадовать современную аудиторию.
Ханнэм действительно хорош в этой роли, но его герой выходит довольно упрощенным. Фоссет здесь показан идеалом мужества, прогрессивного мышления, силы и стойкости. Нам демонстрируют, какой он великолепный наездник, стрелок, дипломат. Он единственный, как заговоренный, ничем не болеет и не заражается в джунглях, выглядит всегда уверенным в себе и в истинности своей теории. Думаю, если бы мы видели его страдания и кризис веры, он казался бы более человечным.
Мы видим змею, которая никого не кусает, нападение пираний, снятое крайне бестолково и не имеющее последствий, непонятная язва, которая не имеет последствий (герой жив, рана не упоминается вообще), заражение крови, которое не имеет последствий, и главный герой, которого не кусает, не сжирает и не отравляет вообще ничего – джунгли словно расступаются перед ним. Даже стрелы магическим образом проносятся мимо, словно по нему стреляют не воинственные индейцы, а кучка консольных Хандзо с бронзовым ранком.
Особенно бессилие режиссера выжать из джунглей красоту и опасность, которыми они обладают, выявляется в коротком эпизоде, показывающем Первую мировую.
Там мы сразу видим яркие кадры, мощные в своей стремительности и беспощадности сцены смерти, чувствуем грязь и холод окопов, греющий пальцы чинарик в закоченевших руках солдата, огромные бессмысленные потери в отчаянной атаке укрепленных немецких позиций, удушающий газ. Это достойная сцена, жаль фильм совсем не о войне, а об экспедициях в джунгли, которые не ощущаются ни как выматывающие, ни как захватывающие, ни как результативные.
Мистического путешествия и поиска себя тут тоже не видно, фильм не располагает к созерцанию и не имеет сцен задумчивых размышлений, любования природой и так далее.
«Затерянный город Z» поначалу можно принять за медитативный трип из-за неспешности сюжета и отсутствия ярких динамичных сцен, но потом это ощущение вырождается в скуку и растерянность, а не в созерцательность.
Я не могу сказать, что заметил какое-либо желание режиссера показать нам загадочный мир джунглей или быт индейцев, на них не делается акцента, мы по-прежнему сосредоточены на мечте Фоссета и всем, что ему приходится сделать для ее достижения.
Если честно, я не совсем уверен, что вижу здесь достаточную основу для фильма, потому что не могу понять одну вещь. Это история чего? Это точно не история открытия – Фоссет так ничего и не открыл, он лишь предположил существование цивилизации, но доказать этого так и не смог, он пропал.
Да, затем города, аж 20 штук – с дорогами, рвами, мостами и плантациями, построенные по единому плану, все же нашли в этом районе, но не сказать, что это было некое открытие, перевернувшее мир. Это цивилизация, но не уровня греков или даже Майя, существовала она со II века нашей эры по XVII, затем вымерла – предположительно от болезней, принесенных европейцами.
Но каков вклад Фоссета в это открытие? Да, в той же физике явления очень часто не обнаруживаются, а предполагаются, и именно предположившим и отходит честь «первооткрывателей». Хиггс ввел в стандартную модель свой бозон в 1964, в 2012 его впервые обнаружили, в 2013 подтвердили.
Нейтрино тоже было изобретено как затычка, теоретическое объяснение «пропадающей» непонятно куда энергии ядерной реакции – какая-то невидимая сволочь утаскивала часть энергии, физики решили считать, что ее забирает некая частица с бесконечно малой массой, которая практически не взаимодействует с прочей материей, поэтому засечь ее не получается. Объяснение похоже на малоубедительную отмазу из разряда «ваши деньги украло привидение, которое могут видеть только дальтоники-альбиносы», да и название то еще («нейтрино» значит «нейтрончик»), но в результате оказалось, что все так и есть. Нейтрино обнаружили.
Открыл археологический комплекс Куикуро в результате все же Майкл Хекенбергер. Значимость этой находки прежде всего в том, что она доказывает, что индейцы были способны создавать цивилизации не менее развитые, чем европейцы, что не раз подчеркивается в фильме.
Возможно, теория Фоссета все же что-то сдвинула в общественном сознании и идея индейцев как примитивных недочеловеков пошатнулась, он вдохновил других исследователей на поиски города, поэтому его, собственно, и нашли. И все же фильм оставляет ощущение «пшика» – истории, окончившейся ничем.
Я постоянно вспоминал другие фильмы, которые справились с раскрытием вышеперечисленных тем куда лучше. «Молчание» показало путешествие «чужаков в чужом краю», кризис веры, великолепную природу, превращенную в сюжетные, «говорящие» пейзажи. «Апокалипсис сегодня» куда лучше реализовал идею путешествия через ад джунглей, переворачивающий представление героя о себе и о мире.
Но чаще всего мне вспоминался недавний черно-белый шедевр «Объятья змея», который я и рекомендую посмотреть вместо «Города Z» всем желающим мистического трипа по джунглям в поисках себя.
Этот фильм великолепно раскрывает и обычаи аборигенов, и отличия их мировосприятия, и опасности этого прекрасного, но безжалостного места. Он похож по атмосфере на «Мертвеца» Джармуша и точно даст вам больше, чем «Затерянный город».
Спойлеры
В одной из экспедиций у группы кончаются припасы – на этом бы иной фильм только начался, мы бы увидели, как герои сталкиваются со все большими трудностями, но решают идти вперед. Здесь же они обнаруживают, что у них осталось припасов на неделю и… поворачивают назад. Следующая сцена – уже в Англии.
И так каждый раз – мы не успеваем испугаться за героев, так как каждые десять минут оказываемся обратно в Англии, словно у кого-то заедает Reset. Я понимаю, что Фоссет совершил 7 экспедиций, в фильме их сократили до трех, но не лучше ли было сосредоточиться хотя бы на последней вместо того, чтобы показывать целый ряд коротких торопливых эпизодов?
Да, судьба Фоссета осталась неизвестной. Он либо умер от болезней (его спутников видели тяжело больными), либо их убили индейцы. Есть версия, что он потерял память и стал вождем племени, но это больше похоже на чью-то фантазию.
Исследователь, проживший в этих племенах очень долго, сумел выпытать из них некоторые детали и вышло, что члены группы Фоссета несколько раз оскорбили их обычаи. Сын полковника помочился в реку вверх по течению, то есть в питьевую воду, затем они оттолкнули индейца от добытой ими дичи (тоже против обычаев, еда тут общая), а затем осмелились ударить ребенка, решившего поиграть с их вещами (детей индейцы не бьют). После этого их отпустили с миром, а потом перебили из засады.
К слову, в последнюю экспедицию Фоссет отправился не только с сыном, но и с его другом, Компас не вернулся таинственным образом в Лондон, знаменуя, что Фоссет жив и решил остаться – это уже чистый художественный вымысел. Компас был найден индейцами в джунглях в 1933 году, полковник расстался с ним еще до того, как уйти и не вернуться.
Концовку фильма для меня омрачает один факт – если Фоссет и впрямь нашел город и решил остаться там жить (хотя неясно как – это развалины, заросшие джунглями, а не некий портал в Валхаллу), то он сознательно бросил свою жену с двумя детьми на произвол судьбы. Принять такой поступок и продолжать восхищаться Фоссетом у меня не вышло.
Конец спойлеров
А вот и Спайди Том Холланд
«Затерянный город» нельзя назвать откровенно плохим фильмом. Здесь все же есть красивые кадры, прекрасная игра актеров, реалистично (хоть и скучно) показаны сами экспедиции, но картина лишена фокуса и страдает от странно расставленных акцентов, так что становится крайне сложно понять, зачем это было снято и о чем.
Если же вас не испугало все вышесказанное, вы можете довериться большинству критиков, похваливших фильм, и все же его посмотреть.
Но даже в этом случае, я советую смотреть его дома. Он недостаточно красив, чтобы его было обязательно смотреть в кино, плюс, если он все же вам не понравится, дома его можно будет просто выключить, а не мучиться два часа, которые воспринимаются как все три.
Затерянный город Z: шесть фактов о новом фильме Джеймса Грея
В прокат вышел «Затерянный город Z» — исторический роман о британском офицере, который отправился в джунгли Латинской Америки, чтобы вернуть доброе имя своей семье. Биографию Перси Фоссета экранизировал Джеймс Грей — режиссер, четырежды остававшийся без призов в Каннах, больше известный по криминальным драмам о русских иммигрантах в Нью-Йорке. Вот несколько важных фактов об этом фильме.
Что случилось с реальным Перси Фоссетом, до сих пор неизвестно.
Как и джунгли Амазонии, в которые отправится герой, его биография — недорисованная карта. Первая половина фильма — чистая, нелакированная правда. Перси Фоссет (Чарли Ханнэм) — офицер Британской империи, которого не продвигают по службе из-за позора отца. Чтобы восстановить честь, он соглашается на экспедицию в Латинскую Америку. Королевское географическое общество, которое его туда отправляет, думает лишь о добыче каучука. Но Фоссет с помощником Генри Костином (Роберт Паттинсон) видят в отношениях между аборигенами и империей проявление той же системы, которая отравляла жизнь на родине: надменные снова унижают надломленных. И, чтобы доказать, что белая раса ничуть не лучше других, Фоссет решается найти затерянный город Z — столицу другой, древней и мудрой цивилизации. Поиски растянутся на всю жизнь, герои успеют вернуться домой и поучаствовать в Первой мировой, а затем снова отправятся в джунгли.
Это скорее «Новый свет», чем «Индиана Джонс».
И хотя реального Фоссета считают прототипом Индианы Джонса (и дюжины других вымышленных авантюристов, в том числе из произведений Артура Конана Дойла), фильм невозможно назвать приключенческим. Действие ленты растягивается почти на треть века, а хронометраж — на 141 минуту, но несмотря на одну крупную батальную сцену и пару стычек с аборигенами, особой динамики здесь нет. Даже поразительно, как мало в фильме о географических открытиях, собственно, движения. Все события происходят на лицах героев. Фоссет то ли сходит с ума, то ли, напротив, обретает просветление. Его сын (Том Холланд) обнаруживает в себе качества, которые ненавидит в отце. А мать семейства (Сиенна Миллер) невероятно красиво стареет.
«Затерянный город Z» очень похож на «Новый свет» Терренса Малика: каждый шаг по неизведанной земле — повод для болезненных мыслей о земле оставленной. Но есть важное отличие. Работа оператора у Малика вызывает головокружение, потому что он снимает Америку как космос — и кажется, что герои, как только решатся оттолкнуться от земли, воспарят. Джеймс Грей, как настоящий художник-монументалист, предпочитает классический подход к съемкам, очень педантичный и аккуратный.
Фильм задумывался под Брэда Питта.
Продюсерская компания Питта Plan B купила права на одноименную книгу Дэвида Грэнна (журналиста New Yorker, отправившегося вслед за Фоссетом в джунгли и разузнавшего о его судьбе у местных племен) еще до того, как та вышла в 2009 году. Питт хотел играть главную роль сам, а в режиссерском кресле не желал видеть никого, кроме Джеймса Грея, трижды номинированного на тот момент на главный приз Канн — за «Ярды», «Хозяев ночи» и «Любовников». Пока готовились съемки, Грей еще раз вошел в шорт-лист Канн с «Роковой страстью», но Питт был занят «Яростью». Ненадолго его заменил Бенедикт Камбербэтч, однако в итоге выбор пал на Чарли Ханнэма — старшего из «Сынов Анархии» и защитника «Тихоокеанского рубежа». Поэтому нет ничего удивительного в том, что Ханнэм тут играет Брэда Питта, упрямо доказывая, что его драматический талант превосходит внешние данные. С такими внешними данными это непросто, но Ханнэм справляется.
Для фильма об одном человеке-легенде здесь очень сильный актерский состав.
Сиенне Миллер в «Затерянном городе Z» досталась сложнейшая роль. С одной стороны, она идеальная жена-сподвижница образца начала XX века: терпеливо ждущая; готовая работать ради мужа в библиотеке, нянчясь при этом с двумя сыновьями; безразличная к невысокому положению в обществе; верящая в его талант. С другой стороны, ее святость дискредитирует героизм самого Фоссета, превращая того в авантюриста и даже предателя. Обычно кинобиографии стараются оттенять таких жен — как, например, было с героиней Одри Тоту в «Одиссее». Но «Затерянный город Z» к финалу наоборот делает персонажа Миллер центральным, а саму искусственно состаренную актрису — неотразимой.
«Человек-паук» Том Холланд оказался сильным драматическим актером, а едва узнаваемый за очками и бородой Роберт Паттинсон в очередной раз доказал, что время «Сумерек» давно прошло. Хорошо, кстати, что Ханнэм не согласился на роль в «50 оттенках серого» — представляем, что бы тогда писали про их с Паттинсоном дуэт.
А еще в какой-то момент в кадре появляется Елена Соловей — каннская победительница и своеобразный талисман Грея. В его фильме «Хозяева ночи» она, например, кормила голубцами и без того уже не субтильного Хоакина Феникса (До нее Грей успел поработать с Натальей Андрейченко в «Маленькой Одессе»).
Для Джеймса Грея это собственный «Апокалипсис сегодня».
Как и Коппола, Грей во своих фильмах одержим идеей семьи. Как и Коппола, комфортнее всего он чувствует себя в Нью-Йорке — городе маленьких жилых площадей и больших житейских трагедий. Поэтому продолжительные съемки костюмной драмы о рассвете XX века, да еще и об экспедиции в джунгли, для него явно были сопряжены с каким-то безумием. Как и для главного героя: до сих пор популярна версия о том, что Фоссет основал в Амазонии собственный город-государство, лишь бы не возвращаться домой. «Апокалипсис сегодня» ценен еще и документальной лентой Hearts of Darkness: A Filmmaker’s Apocalypse. Ее назвали так в честь антиколониального романа Джозефа Конрада «Сердце тьмы», который еще в 1902 году описал безумного и жестокого Куртца — будущего персонажа Марлона Брандо. Но Фоссет — противоположность этого героя: путешествуя по тропической реке, он, наоборот, становится человечнее. Тем страшнее наблюдать за его судьбой.
В фильме есть цитата из «Розенкранца и Гильденстерна».
Заблудившись в джунглях и до конца не веря, что они все еще живы и в своем уме, герои Ханнэма и Паттинсона натыкаются на настоящий спектакль. Бродячий театр как посредник между жизнью и смертью — изобретение не новое, но со времен «Седьмой печати» и пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» сложно вспомнить более выразительное использование этого приема.