засядем в букашечку что это
Засядем в букашечку что это
Не торопитесь уходить!
Помните, что лучшим стимулом для развития сайта, является ваша активность на нем.
Проведите на ресурсе больше времени, попробуйте найти для себя еще что-то интересное в разных каталогах, дайте ссылку на сайт знакомым, напишите на форуме в разделе замечания и предложения что бы вы хотели увидеть нового и необходимые Вам материалы будут добавлены быстрее.
Сайты партнеры:
Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)
ВОПРОСЫ ВВОДНОГО ТУРА 8-9
ВОПРОСЫ ВВОДНОГО ТУРА
Возрастная категория: 8-9 класс
В песне «Маршруты московские» столичный рок-музыкант
Александр Ф. Скляр поёт:
«Маршруты московские, маршруты знакомые —
Засядем в букашечку, махнем наугад. »
Что за «букашечка» упоминается в песне?
Это ласковое название знаменитой модели автомобиля Volkswagen Käfer
Так москвичи прозвали общественный транспорт маршрута «Б» (сначала
трамвай, потом в течение долгих лет — троллейбус, а с 2016 года —
автобус), чей маршрут пролегает по Садовому кольцу;
Букашечка — это на самом деле БКшечка, ресторан популярной фастфудсети
Речь идёт о снятых с эксплуатации в 1995 году вагонах метро типа «Д»,
характерный дизайн фар которых придавал им сходство с насекомыми.
На какой улице венчались поэт Александр
Пушкин и Наталья Гончарова (в честь этого
события там теперь стоит памятник)?
Большая Никитская улица;
С конца 1950-х годов в Москве, как и по всей стране, в целях
решения жилищной проблемы стали массово строить дешёвые и
быстрые в возведении типовые дома — как правило, 5-этажные. Их
называли хрущёвками — по фамилии тогдашнего главы СССР
Никиты Хрущёва. Что из перечисленного является характерной
особенностью этих домов?
В них для экономии места отсутствуют ванна и душ — предполагалось, что
жители будут мыться в общественных банях;
В них нет лифтов — по строительным нормативам лифты требовались в домах от 6 этажей;
В них нет центрального отопления — каждая квартира отапливается
собственной дровяной печью;
Они полностью построены из дерева как самого дешевого материала.
Какой московский храм можно увидеть на заднем плане кадра из
фильма «Иван Васильевич меняет профессию»?
Церковь священномученика Климента, Папы Римского;
Успенский собор Московского кремля;
Храм Христа Спасителя;
Храм Воскресения Христова в Кадашах.
С каким событием связан текст популярной в советское время Песни
старого извозчика, которую исполнял Леонид Утёсов?
Открытие Московского ипподрома;
Всеобщая забастовка извозчиков в 1938 году, на две недели
парализовавшая транспортное движение в столице;
Проведение в Москве Олимпийских игр;
Открытие Московского метрополитена и упразднение извозчиков.
Чего в Москве ровно два?
Речных вокзала;
Моста через Москву-реку;
В каком из этих зданий шансы попасть на концерт классической
музыки, прямо скажем, невелики?
Самый высокий монумент в России — это Монумент Победы, который находится в парке Победы на Поклонной горе в Москве. Его высота составляет 141,8 метра. Чем обусловлено это число?
Бомбёжки 22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной
войны, унесли жизни 1418 жителей западных границ СССР, этот монумент
призван увековечить их память;
В первом параде Победы в 1945 году приняли участие 1 418 000 советских
солдат — весь личный состав советской армии на момент окончания войны;
Высота монумента соответствует продолжительности Великой
Отечественной войны — по одному дециметру на каждый день войны;
Советское знамя, водружённое над Рейхстагом в ходе взятия Берлина
весной 1945 года, находилось ровно на такой же высоте над поверхностью
По стене какой московской гостиницы в фантастическом фильме
2005 года «Дневной дозор» проехалась красная «Мазда»?
Гостиница «Севастопольская» на метро Севастопольская;
Гостиница «Космос» на метро ВДНХ;
Гостиница «Метрополь» на метро Охотный ряд;
Гостиница «Hilton Ленинградская» на метро Комсомольская.
Каково историческое (оно же современное) название улицы,
которая в 1925 была переименована в улицу Фрунзе?
olgasukhova
Вкусные и позитивные путешествия
Блог о путешествиях и еде: заметки с фотографиями о городах и кухне народов. Фестивали, выставки. Отдых с ребёнком
Интересные маршруты наземного транспорта в Москве
Городской портал собрал интересную подборку маршрутов, для таких же ценителей, как и я. Делюсь с вами, друзья.
Самый короткий маршрут автобуса – А
Длина этого маршрута, протянувшегося от улицы Академика Зелинского до станции метро «Университет», всего чуть больше 3 километров. Пешеход со средней скоростью может преодолеть это расстояние за 30-40 минут. Но когда спешишь, не до прогулок, поэтому автобус здесь очень нужен, особенно если учесть, что основная его функция – соединить две линии метро. Делает он это шустро, так как едет по дороге, свободной от пробок. Своё движение он прекращает в 10 вечера.
Уникальный маршрут – монорельс
От метро «Тимирязевская» до улицы Сергея Эйзенштейна или обратно вы можете проехать на единственном в России монорельсе, начавшем свою работу в ноябре 2004 года как экскурсионный маршрут, ведь вдоль него расположены и вход на ВВЦ, и телецентр, и усадьба Шереметевых, и другие московские достопримечательности. Сейчас ежедневно им пользуются около 20 тысяч человек. Здесь действуют билеты метро, пересесть со станций «Тимирязевская» и ВВЦ можно бесплатно.
Маршрут трамвая «Аннушка» – А
Этот маршрут действует уже более 100 лет, и, несомненно, за это время стал самым известным не только для москвичей, но и для гостей города. Сначала он шёл по Бульварному кольцу, имеющему название «Кольцо А», которое ласково превратили москвичи в «Аннушку». Затем он несколько раз менял свой путь и сейчас начинается от Калужской площади, идёт через центр столицы до Чистых прудов. Несмотря на смену направления, название народ прочно закрепил за этим маршрутом. Некоторые читатели «Мастера и Маргариты» связывают название «Аннушка» со смертью Берлиоза, но на самом деле ничего общего у них нет. Особенность «Аннушки» в том, что в её составе работает одноименный и единственный в Москве вагон-ресторан.
Маршрут трамвая №9 с оборотом в тупике
Недалеко от станции метро «Менделеевская» находится необычный для Москвы трамвайный маршрут, поезда которого состоят из двух сцепленных вагонов, имеющих по 5 дверей с каждой стороны. Он идёт по Лесной улице к Белорусскому вокзалу. Именно большое количество людей и машин в центре, а также застройка офисами трамвайного кольца обусловили использование челночной системы «тяни-толкай», по которой вагоны, как в метро, не разворачиваются, а едут взад-вперед, и двери в них открываются на две стороны.
Самый туристический маршрут трамвая – №39
Путь трамвая №39, как и «Аннушки», начинается на Чистых прудах, затем проходит по Бульварному кольцу и заканчивается у метро «Университет». И так было всегда, с момента его открытия в 1963 году. Туристическим он является потому, что, расположившись в вагоне трамвая у окошка, любой турист увидит, проезжая, а где нужно, и выходя, старинные усадьбы и домики, Донской и Свято-Данилов монастыри, Ломоносовский и Ленинский проспекты с их сталинскими постройками. А приехав до конечной, каждый пешком может дойти до главного здания легендарного Московского государственного университета.
Самый туристический маршрут троллейбуса – №7
Некоторые москвичи предпочитают ездить троллейбусами, и если их туристы попросят назвать удобный для них маршрут, то они, конечно же, посоветуют №7. Едет он от Калужской площади (у парка Горького) до парка Победы. Уже сами эти остановки заинтересуют гостей столицы, а расположившись в троллейбусе, проезжаем по Ленинскому проспекту, далее по улице Косыгина, затем через смотровую площадку Воробьевых гор, потом у здания МГУ и по набережной Москвы-реки до Киевского вокзала, у которого сворачиваем на Кутузовский проспект и движемся до конечной. Любая остановка – возможность увидеть старинную и новую Москву.
Самый инновационный маршрут трамвая – №17
Какие инновации могут быть в трамвайном маршруте? А вот могут: во-первых, изоляция полотна от автомобильного транспорта, во-вторых, новая технология скрепления рельс и шпал, в-третьих, платформы для посадки и ступенька трамвая на одном уровне, в-четвёртых, посадка пассажиров производится на все двери. А в-пятых, ещё запланировано обеспечение трамваем светофорной «зелёной волны» для себя. Не верите, что это всё может быть? Проедьте на трамвае №17, который идёт по маршруту «Останкино-Медведково».
Маршрут троллейбуса «Букашка» – Б
Когда-то давно, в 1912 году, на Садовом кольце, которое называлось «Кольцо Б», место конок занял трамвай, заменённый через 25 лет троллейбусом. Его маршрут, естественно, назывался «Б», однако название «Букашка», данное москвичами ещё трамваю, стало родным и новому виду транспорта. Сейчас по внешней и внутренней сторонам Садового кольца пассажиры движутся в троллейбусах с трафаретами «Б-красная» и «Б-черная». На внешнем маршруте по субботам, заплатив за проезд ничуть не больше, чем прежде, вы станете слушателем бардовских песен.
От горбатой ведьмы до лимузина Берии: «Пандемическая» экскурсия по Москве. Всего 57 рублей!
Путешествовать по городу рекомендуем, когда ограничения снимут и риск заразиться в общественном транспорте станет минимальным. Этот лайфхак пригодится всем жителям и гостям столицы.
Из окошка трамвая
Ваша остановка. У Павелецкого вокзала на вечном приколе стоит «красный паровоз» У-127. Построили его 1910 году. В 1917-м в Гражданскую он получил повреждение в Казахстане и отправился на ремонт в Москву. Но по дороге машинист и кочегары умерли от испанки, и машину прозвали «черной вдовой». Все боялись залезать в кабину. Чтобы пресечь предрассудки, в 1923-м паровоз покрасили в красный, а самого Ленина назначили почетным машинистом. Восемь месяцев спустя «красный паровоз» вез тело умершего вождя пролетариата из Горок в Москву. Но машинист Лучин, арестованный в 1937-м, бесследно сгинул. Был расстрелян и нарком путей и сообщений Ян Рудзутак, занимавшийся реставрацией паровоза.
Ростокинский акведук использовался по назначению до 2002 года. Фото: Depositphotos.com
А теперь — рогатый!
Засядем в «букашечку», махнем наугад
Проплывая над городом
Монорельсовую дорогу на северо-востоке столицы намечали построить к открытию выставки «ЭКСПО-2010». К счастью, выставку перенесли в Китай, иначе многие исторические павильоны ВДНХ, которые тогда находились в плачевном состоянии, просто снесли бы. Но монорельс построили. Теперь говорят, что он страшно убыточный, и придумывают, чем его заменить. А нам жалко, если разберут. Поэтому есть смысл поторопиться на борт. Футуристические вагоны проплывают мимо памятника «Рабочий и колхозница», ВДНХ и Останкинской телебашни.
Ваша остановка. На месте Останкинской усадьбы, которая прекрасно просматривается с монорельса, когда-то было языческое кладбище (название «Останкино» говорит само за себя). В середине XVIII века здесь разбили кладбище, где хоронили самоубийц и неопознанных покойников. Есть история о горбатой ведьме, которую похоронили живьем. С тех пор ее призрак тревожит местных. И в длинных коридорах телецентра часто мечутся странные сущности.
Засядем в букашечку что это
Выбор города
Войти через социальную сеть
Ва-Банкъ
«Ва-Банкъ» — московская рок-группа. Образована в 1986 году. За время своего существования группа экспериментировала в различных музыкальных направлениях. Начав с ритм-энд-блюза с элементами панка, позже стали играть жесткий хардкор, параллельно делая и акустические программы. В конце 90-х в альбоме «Нижняя тундра» группа попыталась ввести в свою музыку электронные аранжировки. Позже, в альбоме «Босиком на луне» (2001), стали играть soft rock. С 1987 группа постоянно входит в десятку лучших альтернативных команд России. Её отличают агрессивный, тяжёлый (иногда с элементами панка) стиль, оригинальная гитарная аранжировка, жёсткий характерный вокал. Бессменный лидер «Ва-Банка» — Александр Ф. Скляр. Со второй половины 90-х годов параллельно занимается сольными проектами. В 2008 году Скляр принял решение работать дальше под своим именем, прекратив использование названия «Ва-Банкъ». В 2016 году группа воссоединилась.
Dm A
Маршруты московские,
Dm A
Маршруты знакомые.
C G
Засядем в букашечку,
A# A
Махнем наугад.
По кругу широкому,
Колечку Садовому,
По улочкам узеньким
Свернем на Арбат
Бульвары зеленые
Да дворики старые,
Легенды столичные,
Сиреневый взгляд.
Плющиха – три тополя,
Глаза твои карие
На площадь вокзальную
Проводят меня
Cm G
Электричкой из Москвы
Cm G# A# A
Я поеду, я поеду в никуда, тай-ла-лай.
Там, где слышен крик совы,
Там, где стынет в лужах талая вода, тай-ла-лай
Маршруты московские,
Маршруты известные,
Девчонки смешливые,
Глаза – светлячки.
Обрезки колбасные,
Бараночки пресные,
Косынки, береточки,
Стучат каблучки
Маршруты московские,
Маршруты центральные,
Но манит все чаще
Лесная трава.
Семья бесшабашная,
Семья коммунальная.
Оставшийся в детстве
Мой город Москва
Припев (2 раза).
Dm A
Маршруты московские,
Dm A
Маршруты знакомые.
C G
Засядем в букашечку,
A# A
Махнем наугад.
По кругу широкому,
Колечку Садовому,
По улочкам узеньким
Свернем на Арбат
Бульвары зеленые
Да дворики старые,
Легенды столичные,
Сиреневый взгляд.
Плющиха – три тополя,
Глаза твои карие
На площадь вокзальную
Проводят меня
Cm G
Электричкой из Москвы
Cm G# A# A
Я поеду, я поеду в никуда, тай-ла-лай.
Там, где слышен крик совы,
Там, где стынет в лужах талая вода, тай-ла-лай
Маршруты московские,
Маршруты известные,
Девчонки смешливые,
Глаза – светлячки.
Обрезки колбасные,
Бараночки пресные,
Косынки, береточки,
Стучат каблучки
Маршруты московские,
Маршруты центральные,
Но манит все чаще
Лесная трава.
Семья бесшабашная,
Семья коммунальная.
Оставшийся в детстве
Мой город Москва
Припев (2 раза).
Dm A
Маршруты московские,
Dm A
Маршруты знакомые.
C G
Засядем в букашечку,
A# A
Махнем наугад.
По кругу широкому,
Колечку Садовому,
По улочкам узеньким
Свернем на Арбат
Бульвары зеленые
Да дворики старые,
Легенды столичные,
Сиреневый взгляд.
Плющиха – три тополя,
Глаза твои карие
На площадь вокзальную
Проводят меня
Cm G
Электричкой из Москвы
Cm G# A# A
Я поеду, я поеду в никуда, тай-ла-лай.
Там, где слышен крик совы,
Там, где стынет в лужах талая вода, тай-ла-лай
Маршруты московские,
Маршруты известные,
Девчонки смешливые,
Глаза – светлячки.
Обрезки колбасные,
Бараночки пресные,
Косынки, береточки,
Стучат каблучки
Маршруты московские,
Маршруты центральные,
Но манит все чаще
Лесная трава.
Семья бесшабашная,
Семья коммунальная.
Оставшийся в детстве
Мой город Москва
Лучшие исполнения
наши группы
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.
Рок-поэзия как социокультурный феномен
Засядем в «букашечку»
По улицам узеньким
Вне всякого сомнения, речь идет о сегодняшней Москве, образ которой обрисован в довольно радужных тонах. Далее ностальгические настроения усиливаются за счет аллюзии на известный советский кинофильм:
На площадь Вокзальную
Наконец имитация ритмической и синтаксической структуры «Москвы златоглавой» окончательно развеивает все сомнения насчет «хроноса» песни:
Поразительно, но выходит, что о нынешней Москве в песне не сказано ни слова. Возникает очень любопытная антитеза: Москва наших дней (ноль информации) / Москва 50-60-х (эмоциональная насыщенность, интертекст, нагнетание инверсий, наконец, ретро-антураж видеоклипа).
А что остается в актуальном плане? Голое, несоизмеримо менее тонкое, чем в «Пьяной песне», противопоставление центра и периферии и бегство из Москвы:
Электричкой из Москвы
Я поеду, я поеду в никуда
Там, где слышен крик совы
Там, где стынет в лужах талая вода.
На этом этапе «московский текст» «Ва-банка» в чем-то становится родственным столичной мифологии В. Пелевина. И совсем не случайно устремления обоих культурных героев, в конце концов, объединились. Но для начала остановимся на особенностях «московского текста» Пелевина.
Вместо этого он ловит голубя, вымазывает ему хвост глиной, привязывает птицу к пальцу, затем ловит такси и, приставив скальпель к горлу шофера, требует ехать вслед за голубем. Шофер привозит императора в лес за пределы Москвы, где его уже ожидает спустившийся с
небес шелковый шнур, по которому император благополучно возвращается в Поднебесную.
Кстати, эту связь очень тонко подметил бас-гитарист «Ва-банка» Альберт Исмагилов, автор текста песни «Небесные грибы»:
Ты меня видишь, я тебя нет
Тире между обоими понятиями еще раз указывает на их взаимозависимость. Вообще, в ряде песен «Нижней Тундры» дуальная схема впервые ставится под сомнение:
Снежные боги, духи огня
Реки из крови и красного льда
Я вне законов ночи и дня
Ты меня помнишь, но это не я.
Борьба холодного и теплого духов (отсылка к одному из эпизодов рассказа) оборачивается их полным взаимопроникновением. По аналогии с этим не только снимается антитеза «ночи и дня», но и происходит аннигиляция человеческого эго. Показательно, что Исмагилов идет еще дальше Пелевина, делая амбивалентным образ «рек из замерзшей кро-
ви», которому в рассказе (по крайней мере, мифологическим мышлением шамана) присвоены сугубо негативные коннотации.
Однако бинарная модель в альбоме «Нижняя Тундра» в целом не исчезает. Особенно ярко она проявляется в песне «Вася-Совесть» (автор текста А.Ф. Скляр). Прежде всего, глубоко символично, что пелевинский языковой курьез превращается под пером Скляра во вполне самостоятельного персонажа:
У него один глаз и сухая рука
Говорят, его дед был расстрелян ЧК
А еще, говорят, он живет в Долгопрудном
Далее в рамках чисто биографических реалий задается символика трансцендентного «низа» (подводная и поземная стихия):
Он когда-то служил водолазом на флоте
А потом работал на подземном заводе
А потом его посадили
Соприкосновение с периферийными силами, как и в «Пьяной песне», превращает Васю-Совесть в глазах обывателей в юродивого, восстанавливающего утраченную справедливость. Но методы, посредством которых действует персонаж, явно не были предусмотрены богатейшей литературой о юродивых, поэтому, факт движения Васи к символическому верху вызывает большие сомнения:
Первым делом замолк Полтора-Ивана-Грек
Он обирал инвалидов
Его под утро нашли в городском туалете
Рядом с ним костыли и медали в газете «За боевые заслуги»
Вторым был циник и гнус, он развращал малолеток
Он сдавал их внаём богатым клиентам
Его заставил съесть свой собственный член Вася-Совесть.
Говорят, что потом он появился в Москве
И стал разделывать всех под орех
Бинарная модель окончательно рушится в песне «За гагарой с черным пером», как бы продолжающей сюжетную линию рассказа Пелевина:
Я спрошу тебя, где, ты ответишь, не мучай
Может, нет ее здесь, может сказки все, брат
Но какой-то седой перепившийся чукча
Мне о ней говорил, пряча руки в халат
Он твердил о Великом Шамане с варганом
Где-то между Кремлем и Курским вокзалом
За гагарой с черным пером.
Оппозиция я / ты ни в коем случае не намекает на какие-то неразрешимые противоречия или замкнутые системы. Это просто фиксация разговора двух обыкновенных людей, одному из которых однажды посчастливилось прикоснуться к Вечности. Причем, он сам до конца так и не осознал значимости увиденного. Он даже не разобрался, что чукча прятал руки в халат не от холода, а чтобы скрыть от посторонних глаз украденный из больницы скальпель. Также неверно он истолковывает слова чукчи о доме, считая, что достаточно обнаружить некий конкретный локус между Кремлем и Курским вокзалом. Таким образом, если в ранних текстах «Ва-банка» герой постоянно убегал из дома, то здесь он пытается его найти, но никакого прогресса в этом нет, так как поменялось само значение слова «дом».
Даже облик чукчи множится в сознании героя, который в одном месте называет его туркменом:
Этот старый туркмен все болтал о гагаре
Без неё, мол, не выбраться нам из Москвы
И не случайно в интерпретации героя рассказ чукчи об увиденном в «Нижней Тундре» превращается в краткий сухой реестр:
Он твердил о великом Шамане с варганом
Этот старый туркмен все болтал о гагаре.
В этом отношении интересна судьба рефрена
Где-то между Кремлем и Курским вокзалом
За гагарой с черным пером
Обе строки целиком принадлежат Пелевину, который поместил их в конце компьютерной распечатки рассказа в качестве двух потенциальных тем для будущих песен «Ва-банка». Скляр же, ничего не изменив, объединил их в двустишие, составные части которого не совсем гладко стыкуются между собой. Полученный эффект великолепно подчеркивает разобщенность, каталогичность восприятия.
Нагнетая атмосферу всеобщей неопределенности, размытости, Скляр идет значительно дальше нарочито скрупулезного цитирования. В последней строфе подменяется лирический субъект:
Я спрошу тебя, где, ты ответишь, не знаю
Я б давно убежал, мне обрыдло здесь всё
Я ищу старика, я все время мотаюсь
Между шумным вокзалом и скучным Кремлем
Этот чукча все знал, и в бреду нашем пьяном
Я почти что нашел свой потерянный дом.
Местоимения я/ты из начального восьмистишия замещают друг друга, теперь уже видевший чукчу в сердцах вопрошает собеседника, знающего о необычной встрече лишь понаслышке. Таким образом, в песне как бы представлены три вполне суверенные реальности:
1. Реальность предельно приземленная, профанная, олицетворяемая «я» первой строфы.
2. Реальность героя, жаждущего трансцендентных истин, но не имеющего для их постижения достаточных способностей («я» последней строфы).
3. Реальность трансцендентная, абсолютно недоступная для земного человека (чукча-туркмен).
Однако, в спасительности микрокосмоса чукчи, Скляр испытывает большие сомнения. Например, он считает императора из рассказа Пелевина фальшивым, потому что истинный государь, воспитанный на древних даосских традициях, никогда не оставил бы свой народ без попечения, даже руководствуясь благими целями спасения страны, ср. также со строками из песни «Джон Донн 2000»:
Если ты великий властитель,
Никогда не бросай свой трон
1 Современная питерская рок-генерация продолжает ту же линию. См., например, у Е. Федорова (группа «Текиладжаззз»):
Не наблюдают часов
Люди из племени сов,
Где для одних новичков
График развода мостов
Или в песне «Химия» Ильи Кнабенгофа, лидера группы «Пилот»:
Подальше от дня, который я не вижу, потому что сплю,
Поближе к ночи, где так часто попадаются в петлю.
2 Значительная часть текстов «Ва-банка» цитируется по рукописям, любезно предоставленным автору Александром Ф. Скляром. Исключения оговорены особо. Данный текст цитируется по фонограмме альбома «Выпей за меня!!».
3 В последних примерах очевидны еще и наслоения из «Милицейского протокола» В. Высоцкого.
4 Цит. по фонограмме альбома «TAK NADO!!» с устными уточнениями А.Ф. Скляра.
5 Цит. по фонограмме.
6 Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М., 1994, С. 384.
7 Цит. по фонограмме.
9 Цит. по фонограмме.
10 См. статью Льва Данилкина «Роман с клофелином» («Известия», 28.01.2000).
Нугманова Г.
Функции кольцевой композиции в поэзии а. Башлачева
Композиция любого художественного произведения определяется мировоззрением автора, его пониманием связей и отношений, существующих в реальной жизни. В поэзии А. Башлачева представлены различные композиционные приемы. Однако автор данной статьи считает необходимым обратить внимание именно на кольцевую композицию,
так как этот прием используется поэтом более чем в половине песен и реализуется на разных уровнях.
Яркие примеры кольцевой композиции в творчестве А. Башлачева раннего периода можно увидеть в песне «Трагикомический роман». Она построена на снятии оппозиции между двумя реальностями: бытовой и литературной. Первые шесть строк представляют мир быта:
Часы остановились в час.
Как скучно нам лежать в постели.
Как жаль, что наше «Ркацители»
Нас не спасает в этот раз.
Скрипит пружинами диван,
В углу опять скребутся мыши.
Затем возникает мир романа:
. Давай очнемся и вдвоем напишем
В следующих строках эти два мира проникают друг в друга, что отчетливо видно на уровне композиции строфы, когда поэт использует кольцевой способ рифмовки:
Я буду к зависти толпы
Тебя любить любовью страстной,
Когда исчезнет мой проклятый насморк,
А также скука и клопы.
Последняя строфа возвращает героя в мир обычной жизни:
Итак, мы пишем наш роман,
Творим немыслимое чудо.
А на немытую посуду
Ползет усатый таракан.
Снятие данной оппозиции прослеживается и на других уровнях. Именно этому способствует кольцевая композиция, представленная на ритмическом уровне (традиционная схема четырехстопного ямба сохраняется только в первой и последней строфах), на уровне строфики, на семантическом и звуковом уровнях. Так, система рифмовки стихотворения ставит «роман» в один ряд с тараканом и диваном. Получается, что не только обычная жизнь героев лишена ценностей, но и жизнь «романная», литературная.
Кольцевая композиция в «зрелом» творчестве А. Башлачева приобретает новые функции. Это связано с изменением мировосприятия по-
В этих песнях кольцевая композиция представлена главным образом на знаковом уровне, то есть повторяется какой-либо символ, символический образ. Иногда этот повтор поддерживается на фонетическом, синтаксическом, лексическом, грамматическом уровнях. Например, в песне «Сядем рядом. »:
Сядем рядом. Ляжем ближе,
Да прижмемся белыми заплатами к дырявому мешку.
Строгим ладом. Тише, тише.
Мы переберем все струны да по зернышку.
Ту, что рядом. Ту, что выше,
Чем на колокольне звонкий звон.
Да где он? Все темно. Ясным взглядом Ближе, ближе.
Следует отметить особую значимость символики зерна, колоса в поэзии А. Башлачева, она связана с образом поэта, творца, который, «созрев», то есть, создав свои творения, должен погибнуть так же, как колос на мельнице, но его творчество, подобно тесту, должно «кормить» людей, пробуждать в них добрые чувства.
Этот своеобразный «круговорот» заставляет обратить внимание на особую семантику образов, связанных с кругом, кольцом.
Можно выделить следующие основные группы образов, основанных на этой семантике.
Не жалко распять для того, чтоб вернуться к Пилату.
Поэта не взять все одно ни тюрьмой, ни сумой.
Короткую жизнь. Семь кругов беспокойного лада.
Поэты идут. И уходят от нас на восьмой.
сель, дыры (дырявый висок, ледяные черные дыры, дырка во лбу, калибр ствола). Например, в песне «Черные дыры»:
Хочется пить. Но в колодцах замерзла вода.
Черные, черные дыры. Из них не напиться.
Пока пою, пока дышу,
любви меняю кольца.
Я на груди своей ношу
три звонких колокольца
С этой группой значений связана основная функция кольцевой композиции в данный период творчества А. Башлачева, соотносимая с семантикой символа круга в мифопоэтической традиции: круг означает гармонию, космос. То есть А. Башлачев, используя прием кольцевой композиции, тем самым гармонизирует действительность в своих песнях.
Итак, можно выделить следующие функции кольцевой композиции в поэзии А. Башлачева:
2. Символическая, знаковая. В первый период кольцевая композиция используется для выражения безысходности, неизбывности, замкнутости. В дальнейшем А. Башлачев обращается к данному приему, чтобы создать в своих песнях гармоничную реальность.
То есть мы можем заключить, что кольцевая композиция, принцип кольца, является у А. Башлачева философски значимым. Именно через кольцевую композицию и обнаруживается то соотношение гармонического и трагического начал, которое было отмечено критикой как характерная особенность мировосприятия поэта.
Черные дыры. Холодный свет.
Есть только черные дыры.