заседание гэк что это

Государственная итоговая аттестация

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) регламентируется приказом Минобрнауки России от 18.03.2016 N 227.

Порядком проведения ГИА по аспирантуре установлены формы государственной аттестации:

Срок проведения государственной итоговой аттестации устанавливается в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком соответствующей программы аспирантуры.

Успешное прохождение государственной итоговой аттестации является основанием для выдачи обучающемуся документа об образовании и о квалификации образца, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Требования к допуску до Государственной итоговой аттестации для аспирантов:
Формирование государственных экзаменационных комиссии (ГЭК):

Председатель государственной экзаменационной комиссии (не работающих в данной организации и имеющих ученую степень доктора наук по научной специальности, соответствующей направлению подготовки аспирантуры) утверждается не позднее 31 декабря, предшествующего году проведения государственной итоговой аттестации.

Государственные экзаменационные комиссии создаются в организации по каждой специальности и направлению подготовки, или по каждой образовательной программе, или по ряду специальностей и направлений подготовки, или по ряду образовательных программ. Представительство работодателей — не менее 50% от состава ГЭК (включая председателя ГЭК).

Регламент проведения Государственной итоговой аттестации по аспирантуре:

Источник

Приложение. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования

Порядок
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. N 968)

С изменениями и дополнениями от:

31 января 2014 г., 17 ноября 2017 г., 10 ноября 2020 г.

ГАРАНТ:

Настоящий Порядок не применяется в 2019/20 учебном году в части форм проведения государственной итоговой аттестации, зачета результатов государственной итоговой аттестации, невозможности замены государственной итоговой аттестации выпускников оценкой уровня их подготовки на основе результатов промежуточной аттестации, порядка подачи апелляционного заявления о нарушении, по мнению выпускника, установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации и (или) несогласии с ее результатами, а также проведения заседания апелляционной комиссии

См. особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в 2019/20 учебном году, утвержденные приказом Министерства просвещения РФ от 21 мая 2020 г. N 257

2. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется образовательными организациями.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена, направленные письмом Минобрнауки России от 20 июля 2015 г. N 06-846

3. Образовательные организации используют необходимые для организации образовательной деятельности средства при проведении государственной итоговой аттестации студентов.

4. Студентам и лицам, привлекаемым к государственной итоговой аттестации, во время ее проведения запрещается иметь при себе и использовать средства связи.

5. Лица, осваивающие образовательную программу среднего профессионального образования в форме самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего профессионального образования, вправе пройти экстерном государственную итоговую аттестацию в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования, в соответствии с настоящим Порядком.

II. Государственная экзаменационная комиссия

Информация об изменениях:

6. В целях определения соответствия результатов освоения студентами образовательных программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, которые создаются образовательной организацией по каждой образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой образовательной организацией.

Государственная экзаменационная комиссия формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.

Состав государственной экзаменационной комиссии утверждается распорядительным актом образовательной организации.

Информация об изменениях:

7. Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность государственной экзаменационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.

Председателем государственной экзаменационной комиссии образовательной организации утверждается лицо, не работающее в образовательной организации, из числа:

руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, соответствующую области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники;

Информация об изменениях:

представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.

Информация об изменениях:

8. Руководитель образовательной организации является заместителем председателя государственной экзаменационной комиссии. В случае создания в образовательной организации нескольких государственных экзаменационных комиссий назначается несколько заместителей председателя государственной экзаменационной комиссии из числа заместителей руководителя образовательной организации или педагогических работников.

9. Государственная экзаменационная комиссия действует в течение одного календарного года.

III. Формы государственной итоговой аттестации

Информация об изменениях:

10. Формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена.

11. Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.

Информация об изменениях:

12. В зависимости от осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования выпускная квалификационная работа выполняется в следующих видах:

13. Темы выпускных квалификационных работ определяются образовательной организацией. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.

Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

Закрепление за студентами тем выпускных квалификационных работ, назначение руководителей и консультантов осуществляется распорядительным актом образовательной организации.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 31 января 2014 г. N 74 пункт 14 изложен в новой редакции

14. Государственный экзамен по отдельному профессиональному модулю (междисциплинарному курсу, дисциплине) определяет уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебным планом, и охватывает минимальное содержание данного профессионального модуля (междисциплинарного курса, дисциплины), установленное соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Информация об изменениях:

14.1. Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности.

Информация об изменениях:

15. Программа государственной итоговой аттестации, методика оценивания результатов, требования к выпускным квалификационным работам, задания и продолжительность государственных экзаменов определяются с учетом примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования и утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий.

Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом.

16. Государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.

Информация об изменениях:

16.1. Результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом либо международной организацией «WorldSkills International», осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, засчитываются в качестве оценки «отлично» по демонстрационному экзамену.

IV. Порядок проведения государственной итоговой аттестации

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по проведению государственной итоговой и промежуточной аттестации в виде демонстрационного экзамена по профессиям и специальностям среднего профессионального образования в условиях введения режима повышенной готовности, согласованные с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, направленные письмом Минпросвещения России от 16 апреля 2020 г. N ГД-238/05

17. К государственной итоговой аттестации допускается студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе среднего профессионального образования*.

18. Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний, утвержденные образовательной организацией, доводятся до сведения студентов, не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Информация об изменениях:

18.1. Образовательная организация обеспечивает проведение предварительного инструктажа выпускников непосредственно в месте проведения демонстрационного экзамена.

19. Сдача государственного экзамена и защита выпускных квалификационных работ (за исключением работ по закрытой тематике) проводятся на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

20. Результаты любой из форм государственной итоговой аттестации, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний государственных экзаменационных комиссий.

21. Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании государственной экзаменационной комиссии является решающим.

22. Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине, предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию без отчисления из образовательной организации.

Дополнительные заседания государственных экзаменационных комиссий организуются в установленные образовательной организацией сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине.

23. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, проходят государственную итоговую аттестацию не ранее чем через шесть месяцев после прохождения государственной итоговой аттестации впервые.

Для прохождения государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившее на государственной итоговой аттестации неудовлетворительную оценку, восстанавливается в образовательной организации на период времени, установленный образовательной организацией самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения государственной итоговой аттестации соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

Повторное прохождение государственной итоговой аттестации для одного лица назначается образовательной организацией не более двух раз.

V. Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья

26. При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;

присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);

пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;

обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).

27. Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:

задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;

ГАРАНТ:

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме.

28. Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации, подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.

ГАРАНТ:

Нумерация разделов приводится в соответствии с источником

IV. Порядок подачи и рассмотрения апелляций

30. Апелляция подается лично выпускником или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего выпускника в апелляционную комиссию образовательной организации.

Апелляция о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации подается непосредственно в день проведения государственной итоговой аттестации.

Апелляция о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации подается не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственной итоговой аттестации.

31. Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее трех рабочих дней с момента ее поступления.

32. Состав апелляционной комиссии утверждается образовательной организацией одновременно с утверждением состава государственной экзаменационной комиссии.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 31 января 2014 г. N 74 пункт 33 изложен в новой редакции

33. Апелляционная комиссия состоит из председателя, не менее пяти членов из числа педагогических работников образовательной организации, не входящих в данном учебном году в состав государственных экзаменационных комиссий и секретаря. Председателем апелляционной комиссии является руководитель образовательной организации либо лицо, исполняющее в установленном порядке обязанности руководителя образовательной организации. Секретарь избирается из числа членов апелляционной комиссии.

34. Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей государственной экзаменационной комиссии.

Выпускник, подавший апелляцию, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.

С несовершеннолетним выпускником имеет право присутствовать один из родителей (законных представителей).

Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность.

35. Рассмотрение апелляции не является пересдачей государственной итоговой аттестации.

36. При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации апелляционная комиссия устанавливает достоверность изложенных в ней сведений и выносит одно из решений:

об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускника не подтвердились и/или не повлияли на результат государственной итоговой аттестации;

об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускника подтвердились и повлияли на результат государственной итоговой аттестации.

В последнем случае результат проведения государственной итоговой аттестации подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию для реализации решения комиссии. Выпускнику предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию в дополнительные сроки, установленные образовательной организацией.

37. Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации, полученными при защите выпускной квалификационной работы, секретарь государственной экзаменационной комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию выпускную квалификационную работу, протокол заседания государственной экзаменационной комиссии и заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при защите подавшего апелляцию выпускника.

Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации, полученными при сдаче государственного экзамена, секретарь государственной экзаменационной комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию протокол заседания государственной экзаменационной комиссии, письменные ответы выпускника (при их наличии) и заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного экзамена.

38. В результате рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации апелляционная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении результата государственной итоговой аттестации либо об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата государственной итоговой аттестации. Решение апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию. Решение апелляционной комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленных результатов государственной итоговой аттестации выпускника и выставления новых.

39. Решение апелляционной комиссии принимается простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании апелляционной комиссии является решающим.

Решение апелляционной комиссии доводится до сведения подавшего апелляцию выпускника (под роспись) в течение трех рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии.

40. Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.

41. Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем апелляционной комиссии и хранится в архиве образовательной организации.

* Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Источник

Заседание гэк что это

заседание гэк что это. Смотреть фото заседание гэк что это. Смотреть картинку заседание гэк что это. Картинка про заседание гэк что это. Фото заседание гэк что это

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

заседание гэк что это. Смотреть фото заседание гэк что это. Смотреть картинку заседание гэк что это. Картинка про заседание гэк что это. Фото заседание гэк что это

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

заседание гэк что это. Смотреть фото заседание гэк что это. Смотреть картинку заседание гэк что это. Картинка про заседание гэк что это. Фото заседание гэк что этоОбзор документа

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 марта 2014 г. N 02-97 О Методических рекомендациях по разработке положения о государственной экзаменационной комиссии субъекта РФ по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и Методических рекомендациях по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта РФ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по разработке положения о государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации.

Приложение на: 36 л.

Методические рекомендации
по разработке положения о государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

1. Общие положения

ГЭК создается в целях:

организации и координации работы по подготовке и проведению ГИА;

обеспечения соблюдения прав участников ГИА при проведении ГИА.

ГЭК в своей работе руководствуется:

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

нормативными правовыми актами и инструктивными документами субъекта Российской Федерации по вопросам организации и проведения ГИА в субъекте Российской Федерации;

индивидуальными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА;

иными нормативными правовыми актами по вопросам организации и проведения ГИА.

2. Состав и структура ГЭК

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, ежегодно направляет в Рособрнадзор предложение о кандидатуре председателя ГЭК для утверждения, а также предложения по утверждению состава ГЭК для согласования.

Состав ГЭК формируется из числа представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в сфере образования, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, общественных и иных организаций и объединений, представителей Рособрнадзора. При формировании составов ГЭК необходимо исключить возможность возникновения конфликта интересов.*

При формировании персонального состава ГЭК рекомендуется определять заместителя председателя ГЭК и ответственного секретаря. Также рекомендуется формировать президиум ГЭК в составе не более 20 человек. Лица, входящие в состав президиума ГЭК, наделяются полномочием коллегиального принятия решения в соответствии с Порядком.

Положение о ГЭК субъекта Российской Федерации доводится до сведения участников ГИА, поступающих, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных организаций не позднее, чем за 1 месяц до начала проведения ГИА.

3. Полномочия и функции ГЭК

3.1. ГЭК осуществляет деятельность в период подготовки, проведения, и подведения итогов проведения ГИА в субъекте Российской Федерации.

Срок полномочий ГЭК составляет один год. ГЭК прекращает свою деятельность с момента утверждения Рособрнадзором председателя ГЭК и согласования состава ГЭК для проведения ГИА в субъекте Российской Федерации в следующем году.

3.2. ГЭК при организации и координации работы по подготовке и проведению ГИА выполняет следующие задачи:

организует и координирует работу по подготовке и проведению ГИА на территории субъекта Российской Федерации;

обеспечивает соблюдение установленного порядка проведения ГИА на территории субъекта Российской Федерации;

обеспечивает соблюдение прав обучающихся и выпускников прошлых лет при проведении ГИА;

3.3. В рамках подготовки и проведения ГИА ГЭК проводит следующую работу:

определяет и организует работу лиц, направляемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, для работы в качестве руководителей и организаторов ППЭ, членов ГЭК, технических специалистов и ассистентов для лиц, указанных в пункте 37 Порядка;

организует контроль за работой организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в части информирования обучающихся и их родителей (законных представителей), выпускников прошлых лет о сроках, местах и порядке подачи заявлений на прохождение ГИА, в том числе в форме ЕГЭ, о месте и сроках проведения ГИА, о порядке проведения ГИА, в том числе об основаниях для удаления с экзамена, изменения или аннулирования результатов ГИА, о ведении во время экзамена в ППЭ и аудиториях видеозаписи, о порядке подачи и рассмотрения апелляций, о времени и месте ознакомления с результатами ГИА, а также о результатах ГИА, полученных обучающимся, выпускником прошлых лет;

принимает решение об оборудовании ППЭ системами подавления сигналов подвижной связи;

принимает решение об осуществлении РЦОИ автоматизированного распределения обучающихся, выпускников прошлых лет и организаторов по аудиториям;

принимает решение о проведении тиражирования КИМ в аудиториях в присутствии обучающихся, выпускников прошлых лет;

принимает решение о проведении сканирования экзаменационных работ в аудиториях ППЭ;

осуществляет сбор форм, замечаний о нарушениях процедуры проведения ГИА, направленных участниками ГИА, и проводит соответствующую работу;

принимает и рассматривает протоколы предметных комиссий о распределении экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ;

рассматривает предложения по составу предметной комиссии, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;

рассматривает информацию от конфликтной комиссии о принятых решениях по обучающимся, выпускникам прошлых лет и (или) их родителям (законным представителям), подавшим апелляции;

для принятия председателем ГЭК решения об аннулировании результата ГИА в связи с нарушением установленного порядка ее проведения запрашивает у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе экзаменационные работы, сведения о лицах, присутствовавших в ППЭ, и другие сведения о соблюдении порядка проведения ГИА, проводит проверку по фактам нарушения установленного порядка проведения ГИА, в том числе по нарушениям, выявленным с помощью материалов видеонаблюдения;

принимает решение об ознакомлении обучающихся, выпускников прошлых лет с полученными ими результатами ГИА по учебному предмету с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных;

принимает решение о подаче и (или) рассмотрении апелляций с использованием информационно-коммуникационных технологий, при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации;

осуществляет иные функции в соответствии с Положением о ГЭК.

3.3.1. В рамках подготовки и проведения ГИА председатель ГЭК проводит следующую работу:

организует формирование состава ГЭК и представляет его на согласование в Рособрнадзор;

согласует предложения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования:

по персональному составу руководителей и организаторов ППЭ;

по техническим специалистам и ассистентам для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, лиц, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия, для нуждающихся в длительном лечении;

по местам регистрации на сдачу ЕГЭ;

по местам расположения ППЭ и распределению между ними обучающихся и выпускников прошлых лет;

организует формирование составов предметных комиссий, представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей предметных комиссий, по представлению председателей предметных комиссий определяет кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;

принимает решение о направлении членов ГЭК в ППЭ, РЦОИ, предметные комиссии и конфликтную комиссию для осуществления контроля за проведением ГИА;

рассматривает вопросы о возникновении конфликта интересов в отношении лиц, привлекаемых к проведению ГИА, принимает меры по недопущению возникновения конфликта интересов, в том числе принимает решение об отстранении указанных лиц от работ, связанных с проведением ГИА;

принимает решение о проведении ГИА по обязательным учебным предметам досрочно для категорий обучающихся, выпускников прошлых лет в соответствии с Порядком;

согласует решение членов ГЭК об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ;

рассматривает и принимает решения по актам, переданным членами ГЭК, по факту неисправного состояния, отключения средств видеонаблюдения или отсутствия видеозаписи экзамена;

3.3.2. В рамках подготовки и проведения ГИА члены ГЭК проводят следующую работу:

обеспечивают соблюдение установленного порядка проведения ГИА;

по решению председателя ГЭК до 31 марта проводят проверку готовности ППЭ;

обеспечивают доставку экзаменационных материалов в ППЭ;

в случае использования КИМ на электронных носителях в зашифрованном виде присутствуют и контролируют процесс получения от РЦОИ кода расшифровки КИМ руководителем ППЭ, организации расшифровки, тиражирования на бумажных носителях КИМ и упаковки экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ;

осуществляют контроль за проведением ГИА в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях и конфликтной комиссии;

составляют акты об удалении с экзамена и удаляют лиц, нарушивших установленный порядок проведения ГИА, из ППЭ, акты о досрочном завершении экзамена участником ГИА по объективным причинам, указанные акты в тот же день направляются в ГЭК и РЦОИ для учета при обработке экзаменационных работ;

составляют акты по факту неисправного состояния, отключения средств видеонаблюдения или отсутствия видеозаписи экзамена, указанные акты в тот же день передаются председателю ГЭК;

по завершении экзамена составляют отчет о проведении ЕГЭ в ППЭ и в тот же день направляют его в ГЭК.

при проведении сканирования экзаменационных работ непосредственно в аудиториях, в случае принятия такого решения ГЭК, члены ГЭК осуществляют контроль за произведением сканирования экзаменационных работ в аудиториях в присутствии обучающихся, выпускников прошлых лет и передают отсканированные изображения экзаменационных работ в РЦОИ, уполномоченную организацию для последующей обработки;

осуществляют взаимодействие с руководителем и организаторами ППЭ, общественными наблюдателями, должностными лицами Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, присутствующими в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях и конфликтной комиссии по вопросам соблюдения установленного порядка проведения ГИА;

в случае выявления нарушений установленного порядка проведения ГИА принимают решения об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц, находящихся в ППЭ;

по согласованию с председателем ГЭК принимают решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ.

3.4. В рамках рассмотрения результатов ГИА председатель ГЭК проводит следующую работу:

рассматривает результаты проведения ГИА и принимает решения об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов ГИА

принимает решения о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА в случаях, установленных Порядком.

3.5. ГЭК осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственного управления образованием различных уровней, советом ректоров вузов, образовательными организациями, РЦОИ, с ФГБУ «Федеральный центр тестирования».

ГЭК взаимодействует с общественными наблюдателями, федеральными общественными наблюдателями и федеральными инспекторами в целях обеспечения контроля за соблюдением установленной процедуры проведения ГИА.

4. Полномочия председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и членов ГЭК

Председатель ГЭК, утвержденный Рособрнадзором, осуществляет общее руководство работой ГЭК, определяет план работы ГЭК, распределяет обязанности между членами ГЭК, ведет заседания ГЭК, утверждает рабочую документацию, контролирует исполнение решений ГЭК. Председатель ГЭК несет персональную ответственность за принятые решения.

Заместитель председателя ГЭК обеспечивает координацию работы членов ГЭК, подкомиссий, готовит проекты документов, выносимых на рассмотрение ГЭК, осуществляет контроль за выполнением плана работы ГЭК.

Ответственный секретарь ГЭК ведет протоколы заседаний ГЭК, организует делопроизводство ГЭК, осуществляет контроль за своевременным представлением материалов для рассмотрения на заседаниях ГЭК, несет ответственность за сохранность документов и иных материалов, рассматриваемых на заседаниях ГЭК.

Председатель, его заместитель, члены ГЭК несут ответственность за соответствие деятельности ГЭК требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов.

5. Организация работы ГЭК

ГЭК проводит свои заседания в соответствии с утвержденным председателем ГЭК графиком работы. В случае необходимости председателем ГЭК может быть назначено внеочередное заседание ГЭК.

Решения ГЭК принимаются простым большинством голосов президиума ГЭК. В случае равенства голосов решающим является голос председателя ГЭК. Решения ГЭК, в том числе единоличное решение председателя ГЭК, оформляются протоколами, которые подписываются председателем ГЭК, заместителем председателя ГЭК и ответственным секретарем ГЭК.

Решения ГЭК в рамках полномочий являются обязательными для всех организаций, образовательных организаций и лиц, участвующих в подготовке и проведении ГИА. Организация исполнения решений ГЭК обеспечивается распорядительными актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования.

По результатам работы ГЭК в текущем году готовится справка о проведении ГИА в субъекте Российской Федерации, включающая сведения о составе участников, результатах ГИА, имевших место проблемах. Справка подписывается председателем ГЭК, заместителем председателя ГЭК и направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, и Рособрнадзор.

* под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, привлекаемого к проведению ГИА, или его близких родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на него обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью указанного лица и законными интересами обучающихся, их родителей (законных представителей), иных заинтересованных лиц, способное привести к причинению вреда этим законным интересам обучающихся, их родителей (законных представителей), иных заинтересованных лиц

Методические материалы
по формированию и организации работы предметных комиссий

Перечень условных обозначений, сокращений и терминов

* Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

Введение

Настоящий документ разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами по подготовке и проведению ЕГЭ:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 N 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

I. Общие положения о деятельности предметных комиссий

1.2. ПК субъекта РФ по каждому учебному предмету создает ОИВ в соответствии с п. 14 Порядка проведения ГИА.

1.3. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минобрнауки России, Рособрнадзора и ОИВ, в том числе «Положениями о предметных комиссиях субъекта РФ».

1.5. Председатель ГЭК в отношении деятельности ПК:

а) представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей ПК не позднее, чем за месяц до начала проведения ГИА;

б) организует формирование составов ПК;

в) определяет, по представлению председателей ПК, кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором.

1.6. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:

— наличие высшего образования;

— соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;

— наличие опыта работы в образовательных организациях (не менее трех лет);

— наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;

— наличие результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном ОИВ.

Специалист, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав ПК, а также не может принимать участие в проверке развернутых ответов участников ЕГЭ в текущем году.

1.7. ОИВ и ГЭК субъекта РФ обеспечивают ПК помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к РЦОИ с соблюдением всех требований информационной безопасности.

1.8. Информационное и технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.

1.9. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящими Методическими материалами, решение принимает председатель ПК и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК.

1.10. В период организации и проведения ЕГЭ ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников ЕГЭ, выполненных на бланках ответов N 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов N 2).

1.11. В период организации и проведения ЕГЭ распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

1.12. Сроки обработки экзаменационных материалов.

Обработка ЭМ, включая проверку развернутых ответов ПК, должна быть завершена в сроки, определенные Порядком проведения ГИА:

II. Порядок формирования ПК

1. Проекты изменений в региональные нормативные акты

1.1. Процедура подготовки экспертов ПК, а также формирования ПК (включая порядок присвоения статуса экспертам) требует формирования на региональном уровне пакета нормативных документов, регламентирующих организацию работы предметных и конфликтных комиссий.

1.2. Пакет региональных нормативных документов включает:

— Положение о государственной экзаменационной комиссии в субъекте РФ;

— Положение о предметной комиссии субъекта РФ;

— Положение о конфликтной комиссии субъекта РФ;

— Порядок формирования предметной комиссии субъекта РФ (включая порядок подготовки экспертов, присвоения статусов экспертам, а также анализа работы ПК в субъекте РФ).

Возможные формулировки пунктов Положения о государственной экзаменационной комиссии в субъекте РФ, Положения о предметной комиссии субъекта РФ, Положения о конфликтной комиссии субъекта РФ, учитывающие изменения в организации работы ПК, приведены в Приложении 2 к настоящим методическим материалам.

1.3. В Порядке формирования предметной комиссии в субъекте РФ должны быть отражены в том числе:

— требования к опыту экспертов по проверке развернутых ответов участников ЕГЭ (для присвоения статусов);

— показатели согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения (для присвоения статусов);

— порядок проведения процедуры присвоения экспертам статусов;

— порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания;

— описание формата проведения квалификационного испытания для экспертов;

— порядок формирования и проведения анализа работы ПК.

1.4. Сроки проведения каждого из мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК устанавливаются на региональном уровне в рамках требований к срокам, определенным на федеральном уровне.

Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию предметных комиссий приведен в Приложении 3 к настоящим методическим материалам.

2. Статусы экспертов ПК

2.1. Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

2.2. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:

— требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА;

— требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ЕГЭ;

— требованиям к результатам квалификационного испытания;

— требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.

2.3. В списки экспертов, представляемых в Рособрнадзор председателем ГЭК для включения в предметные комиссии, создаваемые Рособрнадзором, могут быть включены только эксперты, имеющие статус ведущих или старших экспертов.

3. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ЕГЭ на федеральном и региональном уровнях

3.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляются на федеральном и региональном уровнях.

а) Согласование на федеральном уровне включает ряд мероприятий по формированию единых подходов к оцениванию у экспертов, претендующих на статус ведущих экспертов. Мероприятия включают: обсуждение подходов к оцениванию и типичных затруднений экспертов при оценивании, оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания, проведение квалификационных испытаний.

б) Согласование на региональном уровне обеспечивается применением согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов выпускников.

в) Оперативное согласование подходов к оцениванию между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимое в день начала проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ.

3.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на федеральном уровне организуются ФГБНУ «ФИПИ» и осуществляются в два этапа: заочный и очный.

а) Заочный этап (проводится в период с ноября по декабрь). На этом этапе специалисты, претендующие на позиции председателей и заместителей председателей ПК (на присвоение статуса ведущий эксперт), оценивают работы из межрегионального банка работ. Для этого используется специальный Модуль Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов «Эксперт ЕГЭ» (формирование межрегионального банка работ проводится ФИПИ из отобранных руководителями ПК субъектов РФ изображений экзаменационных работ, вызвавших затруднения и/или разногласия при оценивании в ходе проверки развернутых ответов участников ЕГЭ 2013 года). Результаты данного этапа используются для проведения следующего (очного) этапа согласования.

б) Очный этап (проводится в форме семинаров в период с января по март). На этом этапе специалисты, прошедшие заочный этап, участвуют в семинарах по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ.

В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов на отдельные задания и целых работ, которые далее будут использоваться для проведения квалификационных испытаний для экспертов в Интернет-системе «Эксперт ЕГЭ».

3.3. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ ЕГЭ на региональном уровне организуются ОИВ. Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ» (www.fipi.ru).

3.4. При подготовке экспертов на региональном уровне может быть использована Интернет-система дистанционной подготовки экспертов «Эксперт ЕГЭ» и размещенные в ней материалы.

4. Квалификационные требования для присвоения статусов экспертам

Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта.

Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются следующие квалификационные требования.

4.1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются Порядком проведения ГИА:

— наличие высшего образования;

— соответствие квалификационных требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;

— наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее 3 лет);

— наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.

4.2. Для присвоения статуса ведущий эксперт необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек.

4.3. Статусы ведущий эксперт и старший эксперт могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ. Для присвоения статуса ведущий эксперт опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Требования к опыту оценивания развернутых ответов участников экзамена устанавливаются ОИВ. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по иностранным языкам (в случаях, когда ранее в субъекте РФ не создавалась региональная ПК по соответствующему учебному предмету).

4.4. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным ОИВ для присвоения экспертам каждого из статусов. Рекомендуемые показатели согласованности и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения каждого из статусов экспертам приведены в Приложении 1.

Методика анализа согласованности работы экспертов и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленным баллом разрабатывается ОИВ. Результаты анализа согласованности оценивания используются при подготовке экспертов.

Показатели согласованности и их значения по результатам анализа работы ПК при проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ в предшествующем году и статистики удовлетворенных апелляций устанавливаются ОИВ.

5. Организация квалификационного испытания

5.1. Формат проведения квалификационных испытаний для экспертов определяет ОИВ.

5.2. Порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания устанавливается ОИВ.

5.3. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.

5.4. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статусе вносится в региональный/федеральный реестр (региональную федеральную/информационную систему).

5.5. Квалификационное испытание может проводиться непосредственно в Интернет-системе дистанционной подготовки экспертов «Эксперт ЕГЭ». Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету рекомендуется проводить с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов «Эксперт ЕГЭ» (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФГБНУ «ФИПИ») или аналогичных ресурсов, разработанных субъектом РФ.

6. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК

6.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

в) Председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта.

г) Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.

д) Привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ЕГЭ могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.

е) Привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ЕГЭ могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.

ж) Привлекаться к участию в межрегиональной перекрестной проверке могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт и старший эксперт.

III. Организация проверки развернутых ответов

7. Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы

7.1. Развернутые ответы участников ЕГЭ оцениваются двумя независимыми экспертами.

7.2. Оба эксперта независимо по результатам проверки выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, разработанным ФИПИ и предоставленным ФЦТ.

7.3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается дополнительная третья проверка.

7.4. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

7.5. Третий эксперт назначается председателем ПК из числа экспертов ПК, являющихся членами ФПК, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.

7.6. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены знаком «X». Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ЕГЭ.

7.7. Распределение работ между экспертами ПК, определение окончательных баллов за развернутые ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизированно, с использованием специализированного программного обеспечения РЦОИ.

7.8. Результирующие баллы за развернутые ответы определяются автоматизированно, исходя из следующих положений:

— если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;

— если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;

— если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная третья проверка.

7.9. Баллы третьего эксперта являются окончательными.

8. Порядок проведения проверки развернутых ответов

8.1. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на бланках ответов N 2 и дополнительных бланках ответов N 2, установленной Рособрнадзором формы, и заполненные в соответствии с «Инструкцией по заполнению бланков ЕГЭ».

8.2. Проверку развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов.

8.3. Развернутые ответы участников ЕГЭ оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющих одну работу, независимо выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.

8.4. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена.

8.5. Эксперту предоставляется рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:

— бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее бланк-протокол).

8.5.1. Бланк-копия является изображением бланка ответов N 2 участника ЕГЭ и дополнительных бланков ответов N 2, если они заполнялись участником, в регистрационной части которого указаны:

— информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);

— наименование учебного предмета;

— дата проведения экзамена;

— номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;

— номер варианта КИМ;

— номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов N 2, включая дополнительный бланк ответов N 2,

8.5.2. Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:

— информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);

— наименование учебного предмета;

— дата проведения экзамена;

8.6. Бланк-протокол является машиночитаемой формой, и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.

8.7. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы ПК.

8.8. Председатель ПК получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.

8.9. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.

8.10. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта, заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.

8.11. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ, программное обеспечение РЦОИ в автоматическом режиме без участия оператора проводит анализ полученных результатов проверки работ экспертами. В результате этого анализа могут появиться работы, требующие дополнительной третьей проверки. На третью проверку направляются работы в случае, существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника экзамена двумя разными экспертами.

8.11.1. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки.

8.11.2. Проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, являющийся членом ФПК по соответствующему учебному предмету.

8.11.3. На бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет в протоколе заполнены символами «X».

8.12. Проверка развернутых ответов участников ЕГЭ считается завершенной, когда все работы были проверены экспертами необходимое количество раз, а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ.

8.13. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номер работ, вызвавшие наибольшие разногласия при оценивании. Эти работы будут использованы далее для проведения обучения экспертов ПК в следующем году.

8.14. На протяжении периода работы ПК председатель ПК запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю ПК предоставляется информация как о количестве проверенных работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, так и количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.

8.15. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения бланков ответов N 2, полученные из другого субъекта РФ, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников ЕГЭ.

8.16. На протяжении периода работы ПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ЕГЭ все помещения, в которых работает ПК, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.

8.17. Организация видеонаблюдения в помещениях ПК обеспечивается ОИВ.

9. Организация работы ПК при перепроверках результатов ЕГЭ

9.1. При принятии решения ГЭК или Рособрнадзором о перепроверке ряда работ участников ЕГЭ перепроверку проводят эксперты ПК, являющиеся членами ФПК.

9.2. РЦОИ вносит сведения об участниках ЕГЭ, чьи работ отправлены по решению ГЭК на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.

9.3. Комплект документов для перепроверки содержит:

— копии бланков ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;

— копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;

— бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;

— вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена.

9.4. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.

9.5. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.

9.6. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения.

9.7. Обеспечение пересчета баллов по результатам перепроверки на основании протоколов перепроверки осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.

IV. Правила для председателя и членов предметной комиссии

10. Правила для председателя ПК

10.1. Подготовительные мероприятия

10.1.1. Подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов ПК проводятся в соответствии с установленным порядком проведения ГИА, методическими материалами ФИПИ, и нормативными и методическими материалами ОИВ.

10.1.2. Не позднее, чем за 14 дней до начала обработки материалов ЕГЭ, председатель ПК по соответствующему учебному предмету согласует с руководителем РЦОИ расписание работы ПК во время проведения обработки ЭМ по данному учебному предмету.

10.1.3. Не позднее, чем за 14 дней до начала обработки материалов ЕГЭ по соответствующему учебному предмету, председатель ПК передает руководителю РЦОИ расписание работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов на проверку работ; в этом же документе председатель ПК указывает для каждого эксперта ПК, является ли он членом ФПК.

10.1.4. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих проверку пустых бланков;

10.2. На этапе проверки бланков ответов N 2 председатель ПК должен:

10.2.1. получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и необходимое количество комплектов критериев для экспертов;

10.2.2. получать необходимое для проверки экспертами количество рабочих комплектов по мере проведения обработки и проверки развернутых ответов в РЦОИ;

10.2.3. перед началом работы экспертов провести инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий;

10.2.4. распределить экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях;

— руководитель РЦОИ (или его заместитель);

— должностные лица Рособрнадзора или ОИВ, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку порядка проведения ГИА;

— общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке;

10.2.6. выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;

10.2.7. обеспечить рабочую атмосферу и дисциплину в работе ПК: во время работы экспертам запрещается:

— самостоятельно изменять рабочие места;

— пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими);

— без уважительной причины покидать аудиторию;

— переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК, консультантом;

— выносить после завершения работы рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания выполнения заданий, тексты заданий КИМ и т.п.;

10.2.8. в рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывать свои решения с руководителем РЦОИ;

10.2.9. контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передавать бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ;

10.2.10. оперативно устранять возникающие у экспертов затруднения;

10.2.11. если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, то необходимо сообщить об этом руководителю РЦОИ и передать ему данный комплект с протоколом проверки;

10.2.12. бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, передать руководителю РЦОИ для переназначения другим экспертам;

10.2.13. по завершении работы ПК сдать руководителю РЦОИ все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;

10.2.14. по завершении проверки получить от руководителя РЦОИ пакет документов о результатах работы ПК:

— количество работ, проверенных каждым экспертом;

— количество работ, отправленных на третью проверку;

— информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;

10.3.1. получить от ответственного секретаря КК апелляционный комплект участника ЕГЭ;

10.3.2. получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ, подавший апелляцию;

10.3.3. назначить на рассмотрение апелляции экспертов, являющихся членами ФПК, ранее не проверявшего данную работу, и передать им вышеуказанные материалы;

10.3.4. узнать у ответственного секретаря КК субъекта РФ время рассмотрения апелляции;

10.3.5. направить экспертов в КК на рассмотрение апелляции в указанное время;

10.3.6. оперативно передавать в РЦОИ для Рособрнадзора, ФЦТ информацию о возможной некорректности заданий с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания;

Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ЕГЭ в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным, всем участникам ЕГЭ, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы.

11. Правила для экспертов ПК

11.1. на подготовительном этапе пройти обучение и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями установленного порядка проведения ГИА, методических материалов ФИПИ, а также нормативных и методических материалов ОИВ.

11.2. заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов, в сроки, определяемые председателем ПК.

11.3. Эксперты, не подтвердившие квалификацию и/или не прошедшие инструктаж, к проверке развернутых ответов не допускаются;

11.4. во время проверки развернутых ответов

11.4.1. по указанию председателя ПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях;

11.4.2. получить рабочие комплекты для проверки;

11.4.3. соблюдать дисциплину во время работы;

11.4.4. во время работы экспертам запрещается:

— самостоятельно изменять рабочие места;

— пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими);

— без уважительной причины покидать аудиторию;

— переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК, консультантом;

— по завершении работы выносить рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания развернутых ответов;

— если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или руководителю РЦОИ (его заместителю), которые решают их в рамках своей компетенции;

11.4.5. начать проверку развернутых ответов, следуя следующим правилам:

— заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;

— использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и замазки для исправления написанного недопустимо (наличие грифеля или замазки на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);

— внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие записи делаются внизу в бланке-протоколе);

— если участник ЕГЭ не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, следует поставить метку «X»;

— если участник ЕГЭ приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;

— если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания;

11.4.6. после завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку;

11.5. при проверке пустых бланков ответов N 2:

11.5.1. получить инструктаж от руководителя РЦОИ;

11.5.2. просматривать с экрана изображения пустых бланков ответов N 2;

11.5.3. при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено;

11.5.4. при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение не заполнено;

11.5.5. изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов, как заполненные, отправляются на проверку в ПК.

Изображения, определенные всеми проверяющими экспертами как незаполненные, относятся к ответам на задания, к которым участник ЕГЭ не приступал. В этом случае автоматизированно посредством РИС ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом;

11.6. при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ:

11.6.1. получить от председателя ПК копии бланков ответов N 2, бланков-протоколов проверки работ экспертами, критерии оценивания выполнения задания с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ, подавший апелляцию;

11.6.2. рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;

11.6.3. узнать у председателя ПК время рассмотрения апелляции и прибыть в указанное время в КК;

11.6.4. в случае возникновения у апеллянта или у КК претензий к оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения;

11.6.5. составить заключение о правильности оценивания развернутых ответов, по которым была подана апелляция;

11.6.6. в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания.

Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ЕГЭ в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным, всем участникам ЕГЭ, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.

Рекомендуемые показатели
согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам

Ниже приведены ориентировочные показатели, вычисляемые по результатам квалификационных испытаний.

Данные показатели могут быть скорректированы с учетом особенностей учебных предметов.

Показатель: Процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.

Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам.

Максимальное значение показателя
Ведущий экспертСтарший экспертОсновной эксперт
10%15%25%

Показатель: Процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания

Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам.

Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт0
Старший эксперт0

Рекомендуемые изменения в Положение о государственной экзаменационной комиссии в субъекте РФ и в Положение о предметной комиссии субъекта РФ

Рекомендуемые изменения в Положение о конфликтной комиссии субъекта РФ

Раздел Положения, в который вносятся измененияФормулировки
Раздел «Порядок рассмотрения апелляций»При возникновении спорных вопросов по оцениванию заданий с развернутым ответом конфликтная комиссия устанавливает правильность оценивания экзаменационной работы участника ЕГЭ. В этом случае к рассмотрению апелляции привлекаются эксперты по соответствующему учебному предмету, имеющие статус ведущий эксперт или старший эксперт, ранее не проверявшие работу апеллянта.

Примерный план-график
проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию предметных комиссий

N
п/п
МероприятиеСрок
1.Внесение изменений в нормативные документы регионального уровняДо 17 февраля
2.Оценивание работ из межрегионального банка специалистами, претендующими на статус ведущих экспертовНоябрь-декабрь
3.Сбор информации об участниках, претендующих на позиции руководителей ПК, в очных семинарах по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭДекабрь
4.Проведение очных семинаров по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭЯнварь-февраль
5.Предоставление в ФГБНУ «ФИПИ» списков кандидатур председателей ПК, формируемых в субъектах Российской ФедерацииДо 1 марта
6.Согласование Рособрнадзором кандидатур председателей ПК субъектов Российской ФедерацииДо 10 марта
7.Подготовка экспертов ПК субъектов Российской Федерации к проверке экзаменационных работ ЕГЭ 2014 годаФевраль-март
8.Присвоение статусов экспертам ПК ЕГЭМарт
9.Формирование ПК субъектов Российской Федерациидо 01 апреля
10.Формирование ПК, создаваемых РособрнадзоромДо 01 апреля
11.Проведение оперативного согласования оценивания развернутых ответовПервый день проверки работ по предмету
12.Отбор экзаменационных работ участников ЕГЭ, вызвавших сложности в оценивании, для включения в межрегиональный банк работВ процессе проверки работ

Обзор документа

Приведен рекомендуемый порядок разработки положения о государственной экзаменационной комиссии региона (ГЭК) по проведению государственной итоговой аттестации (ГИА) по программам среднего общего образования.

Рассмотрен порядок формирования структуры ГЭК. Перечислены основные полномочия. Комиссия организует работу по подготовке и проведению ГИА, принимает решения о допуске к аттестации, формирует необходимую отчетность, рассматривает предложения по составу предметной комиссии и др. Срок полномочий составляет 1 год.

Как правило, ГЭК проводит свои заседания по графику. По результатам работы комиссии в текущем году готовится справка о проведении ГИА в регионе, включающая сведения о составе участников, о результатах аттестации, об имевших место проблемах.

Подготовлены рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий. Они проверяют развернутые ответы участников ЕГЭ по той или иной дисциплине.

Состав комиссии формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям. Наличие высшего образования. Соответствие квалификационным требованиям, указанным в справочниках и (или) в профстандартах. Опыт работы в образовательных организациях не менее 3 лет. Наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профобразования, включающего практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ. Лицо прошло специальное квалификационное испытание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *