запрашивая услуга не может быть предоставлена что это
Регистрация симкарт в 2021 году: что нужно делать и кто рискует потерять номер телефона
Это не требование отдельных операторов, а федеральный закон. Все серьезно.
Курс о больших делах
Что это за требование
Это требование федерального закона, который был принят еще год назад и вступил в силу 1 июня 2021 года. Теперь все корпоративные симкарты должны быть зарегистрированы в специальном реестре через госуслуги. Это касается и тех номеров, что используются сотрудниками, и карт, которые оформлены для устройств — терминалов, шлагбаумов, модемов и онлайн-касс.
Такими симкартами многие пользовались годами, регистрировали на них онлайн-банки, использовали в бизнесе, а иногда — для мошенничества и других преступлений. Государство решило с этим бороться. Сначала ввели обязательную идентификацию абонентов по паспорту, теперь пытаются навести порядок в корпоративных номерах.
Из-за этого прибавилось хлопот у бизнеса. А простые абоненты могут вообще потерять номер, хотя честно использовали его в течение многих лет и ничего незаконного не задумывали.
Что нужно делать фирмам и ИП
С 1 июня по 30 ноября 2021 года всем абонентам с корпоративными симкартами нужно зарегистрировать используемые номера на госуслугах. То есть владелец номеров передает оператору связи сведения о том, кто и какими симкартами пользуется, — с данными конкретных сотрудников. Оператор запрашивает у этих сотрудников подтверждение через госуслуги — и после этого активирует карту.
Если симкарта установлена в устройстве, она активируется сразу после передачи данных, дополнительное подтверждение не требуется. Все это происходит дистанционно.
Вот что нужно сделать организации или ИП:
Заявление отправляется электронно — на портале.
Что делать работникам
Получается, что пользователям симкарт нужно либо ждать инициативы от компании, которая заключила договор, либо знать ее данные и самостоятельно активировать карту. В любом случае сведения о конечном пользователе будут проверяться. Оператор активирует карту, только если данные от корпоративного абонента и физлица совпадут.
Это не будет проблемой для тех, кто на самом деле пользуется корпоративной связью действующих компаний. Добавит немного хлопот, но не более. А вот тем, кто потерял контакт с организацией или когда-то давно купил непонятно какую симкарту, придется столкнуться с проблемами — вплоть до потери номера.
Как оператор проверяет данные пользователя
Рассмотрим вариант, когда абонент передает данные на госуслугах сам за себя. Например, если организации уже нет, он уволился, покупал симку в переходе или не дождался запроса на активацию. Вот пользователь заполнил данные на госуслугах, оператор их получил.
А дальше оператор проверяет:
И если хотя бы что-то не совпадает, карта не будет активирована. А после 1 декабря есть риск остаться без номера.
Что за реестры передают организации
Если юрлицо или ИП ликвидируется, абонентские номера могут быть переоформлены на конечных пользователей.
То есть уже три года корпоративные абоненты и так сообщают данные конечных пользователей. Или, по крайней мере, должны это делать.
Но кто-то из них мог не передать информацию или сообщить недостоверные сведения. Или директор просто везде указывал пользователем себя, а карты раздавал менеджерам. Кто-то уже и не помнит, кому передали симкарту. Некоторые пользователи получили корпоративный номер не от работодателя, а от какой-то посторонней компании, с которой давно нет связи. Раньше об этом никто не задумывался.
Теперь это будет серьезной проблемой. Даже если вы честно сообщаете, что пользуетесь номером такого-то юрлица, нужно, чтобы это юрлицо передало о вас сведения. Только тогда карта будет активирована. В противном случае после 1 декабря вас ждет неприятный сюрприз в виде блокировки, даже если вы самый честный на свете абонент.
Что можно сделать, чтобы сохранить номер
Если точно знаете, что сведения о вас не передадут или они будут недостоверными, можно попробовать переоформить корпоративный номер на себя без участия второй стороны — организации, которая заключала договор.
Для этого у операторов связи есть услуга — обычно платная, но недорогая. Проблема не в стоимости, а в самом процессе: он не дает гарантии, что заявку на переоформление точно одобрят.
Алгоритм переоформления обычно такой:
При положительном решении нужно заключить договор на свое имя. Тогда вся эта история с активацией уже не будет вас касаться, так как абонентом станет физлицо. Правда, до декабря переоформить карту можно и не успеть.
А еще бывает, что организация реальная и до сих пор работает, но передавать симкарту не хочет. Хотя человек пользуется ею много лет в личных целях и сам платит за связь. Тут ничего не поделать.
Что делать, если переоформить номер не получится
Нужно подготовиться к возможной блокировке. Приостановка услуг связи по неподтвержденным корпоративным номерам может произойти 1 декабря или позднее. Может, переходный период и продлят, но пока об этом ничего не известно — надеяться не стоит.
Вспомните все, что зарегистрировано на этот номер: личные кабинеты, доступы, подтверждения, платежи, интернет-банки, маркетплейсы, мессенджеры, доставки, скидочные карты, государственные сервисы. Измените номер, где возможно, на новый — зарегистрированный на вас.
Сообщите новый номер своим контактам. Перенесите историю в мессенджерах. Заново настройте приложения, если потребуется.
Это будет большая работа, но деваться некуда.
Как узнать, на кого оформлен номер
Эта информация есть в личном кабинете вашего оператора. Туда можно попасть через приложение или войти с компьютера — но симкарта должна быть доступна. На нее придет смс для подтверждения. Или нужно знать пароль.
Проверьте на всякий случай эту информацию, если не помните, на кого оформляли карту, или меняли данные при увольнении.
Данная Услуга не Может Быть Предоставлена Что Это Значит Теле2
При возникновении подобной проблемы рекомендуется попытаться решить ее самостоятельно. Если это оказывается невозможным, необходимо обратиться к специалистам. Для этого рекомендуется воспользоваться телефоном контактного центра или направиться непосредственно в центр продаж и обслуживания.
Запрашиваемая Услуга не Может Быть Предоставлена Теле2 Что Делать
Очередная проблема — слабый сигнал сети. Он порождает некачественную работу связи у всех сотовых операторов. В том числе и у МТС. Если вы решили кому-то позвонить и услышали, что вид связи недоступен, но при этом вы уверены, что все вышеперечисленные расклады не подходят вашему случаю, — самое время сетовать на уровень сигнала.
Данное направление временно недоступно» Теле2 – причины и что делать
Абоненты Билайн могут внести в черный список до 40 номеров, такая услуга предоставляется бесплатно. Абонплата для всех абонентов на предоплатной системе составляет 2 рубля за сутки, для тех, кто использует постоплатную систему платежей – 160 рублей за месяц. Немного информации о принципе мобильной связи
Дело в том, что большинство клиентов оператора используют симки, которые изначально ориентированы на совершение голосовых звонков и по совместительству – на беспроводной доступ к сети интернет.
Отключен телефон
Причина четвертая – идентификатор Самое интересное, что телефон вызываемого собеседника в этот момент может быть включеннымУзнать о проблеме в сети или технических работах можно в любое время по телефону контактного центра 611 или (495) 9797-611.
Запрашиваемая Услуга не Может Быть Предоставлена Теле2 Что Делать
Оператор обеспечивает надежную связь в любых ситуациях и для этого осуществляет круглосуточный мониторинг и обслуживание сети. Но в некоторых случаях он вынужден приостанавливать обслуживание по следующим причинам:
Обслуживание номера временно приостановлено» Теле2
Иногда при звонке на номер Теле2 или другого оператора абонент вместо ответа может услышать фразу автоинформатора «Обслуживание номера временно приостановлено». В этой ситуации не стоит паниковать, обычно с ней довольно легко разобраться. Возможные причины
Сбои в работе сети
Добровольная блокировка При поездках по территории РФ услуги связи Теле2 оказывает без необходимости подключения дополнительных опций. При этом действуют стандартные условия тарифного плана. Исключение только для Республики Крым, где действуют специальные условия обслуживания. Пользователи мобильной компании начинают проверять свои подписки, когда замечают быстрое списание средств с баланса. Чтобы этого не происходило, рекомендуется раз в две недели проверять используемые сервисы, поскольку не всегда абонент понимает, что подключает контент CBG Теле2 (платные предложения).
Запрашиваемая Услуга не Может Быть Предоставлена Теле2 Что Делать
Как самостоятельно отключить контент в личном кабинете
Предложения предоставляются по услуге «Теле2Тема», которая предустановлена на каждую сим-карту мобильного оператора. При активации карты абоненту приходит смс с предложением подключиться к услуге и получать актуальную информацию. Кроме этого подписаться на мобильную рассылку можно на конкретном сайте, в этом случае предложение отключается на сайте в браузере. WAP-портал
Описание платного контента
Звонок в службу поддержки Если принимается решение полностью отключить «Калейдоскоп» Теле2 и убрать услугу со своего номера, то можно воспользоваться несколькими способами.
Статья 782. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг
1. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
2. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Комментарий к ст. 782 ГК РФ
1. Особенности услуги как предмета договора предопределяют и специфику его прекращения.
Пункт 1 коммент. ст. предусматривает право заказчика отказаться от договора. Данное правило закреплено императивной нормой и не может быть изменено договором. Право заказчика на отказ следует рассматривать как безусловное. Соглашение сторон, устанавливающее особый порядок одностороннего отказа либо предусматривающее неустойку (штраф) за подобный отказ, является недействительным (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 5 мая 2004 г. N КГ-А40/2972-04).
2. Единственным последствием отказа заказчика является его обязанность возместить исполнителю фактически понесенные последним необходимые расходы, связанные с приготовлением к оказанию услуги (см. п. 2 информационного письма Президиума ВАС от 21 декабря 2005 г. N 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о некоторых основаниях прекращения обязательств» // Вестник ВАС. 2006. N 4).
3. Во всякое время отказаться от договора возмездного оказания услуг вправе и исполнитель (п. 2 коммент. ст.). Это правило не касается договоров, носящих публичный характер. «Обязательность заключения публичного договора. при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения» (см. Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 115-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав п. 2 ст. 779 и п. 2 ст. 782 ГК РФ» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 1).
4. В качестве последствия допустимого отказа исполнитель должен возместить причиненные заказчику убытки в полном объеме (реальный ущерб и упущенную выгоду).
Судебная практика по статье 782 ГК РФ
Отказывая в удовлетворении первоначального иска и удовлетворяя в части встречный иск, суды руководствовались статьями 159, 309, 310, 314, 432, 434, 450, 450.1, 453, 723, 779, 781, 782, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что обществом (исполнитель) факт оказания спорных услуг не доказан, оснований для удержания обществом аванса после расторжения договора компанией (заказчик) в одностороннем порядке и при отсутствии доказательств его отработки не имеется.
В связи с решением суда о понуждении к исполнению договора срок исполнения обязательства наступил, поэтому возможный в силу статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ от исполнения договора от исполнения присужденной обязанности не освобождает.
Материальные правоотношения сторон не могут быть прекращены избранным процессуальным способом, в связи с чем в удовлетворении заявления правомерно отказано.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 450.1, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суды пришли к выводу о неправомерности решения ответчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.09.2017 N 106.
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о прекращении исполнительного производства по делу. В обоснование заявления должник указал, что согласно уведомлению от 06.04.2017 N 141/10761 в порядке статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации отказался от договора от 30.07.2009 N 148/ДМ/100, в связи с чем исполнительное производство подлежит прекращению в связи с утратой возможности исполнения.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 720, 721, 779, 781, 782, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что оказанные ООО «ЮгЭнергоИнжиниринг» услуги не соответствовали требованиям договора, экспертиза расчетов произведена ненадлежащим образом, в связи с чем Минэнерго РФ письмом от 27.12.2016 отказало ПАО «Т Плюс» в утверждении нормативов создания запасов топлива.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 390, 310, 450.1, 717, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пришли к выводу, что контракт может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе заказчика без указания мотивов его отказа от исполнения договора. При этом причины, в силу которых заказчик принял такое решение, правового значения не имеют.
Руководствуясь статьями 310, 450.1, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе условия договора сторон и обстоятельства его исполнения, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении иска в силу недоказанности задолженности по договору.
При разрешении спора судами учтено, что сметы, акты, счета были направлены в адрес ответчика 09.12.2016, однако только письмом от 13.12.2017 заказчик реализовал предусмотренное пунктом 1 статьи 782 ГК РФ право на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг, не оплатив фактически оказанные истцом услуги.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что обязательства сторон по договору от 07.09.2017 N 07/09/2017 прекращены в силу пункта 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, услуги ответчиком не оказаны, сумма предварительной оплаты, перечисленная истцом ответчику, последним не возвращена, руководствуясь положениями статей 309, 453, 782, 779, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения, подлежащего возврату.
1. ООО «ЛексЭнергоАудит», ранее именовавшееся ООО «Юридическая фирма налоговое агентство «Лекстэкс», которому отказано во взыскании ряда расходов, понесенных в связи с исполнением договора об оказании юридических услуг, оспаривает конституционность примененного в деле с участием данного общества пункта 1 статьи 782 ГК Российской Федерации, согласно которому заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На правовую квалификацию договора технологического присоединения как договора возмездного оказания услуг и, как следствие, на право заказчика в соответствии с пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов указано в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 304-ЭС16-16246 по делу N А45-12261/2015, от 25.12.2017 N 305-ЭС17-11195 по делу N А40-205546/2016, пункте 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018.
Персональные данные: ответы на популярные вопросы
Кто и как может получить доступ к персональным данным, в каких случаях не нужно разрешение на их использование и передачу, могут ли не продать товар или не оказать услугу при отказе дать согласие на обработку данных, какие данные собирают владельцы сайтов и как отказаться от рекламной рассылки?
Что такое персональные данные?
Персональные данные (ПД) – это любая информация о человеке. ПД бывают трех видов: общие, специальные и биометрические.
Это Ф.И.О., паспортные данные, СНИЛС, ИНН, дата и место рождения, e-mail, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, место учебы и работы, образование, профессия, доходы и т.д.
С номером телефона сложнее. Сам по себе номер как набор цифр – это не ПД, поскольку он не может персонифицировать субъекта данных, он обезличен. Но ситуация меняется, когда помимо номера есть информация о человеке. В этом случае он может быть признан ПД. То есть записанный номер телефона без указания на человека, которому он принадлежит, не относится к персональным данным. Но если, например, на сайте вы нашли номер телефона и Ф.И.О. его владельца, он будет считаться ПД.
Не являются персональными данными: госномер транспортного средства, так как он относится не к человеку, а к автомобилю; лицевой счет ЖКХ, поскольку он относится к квартире.
Перечисленные выше ПД могут обрабатываться только с вашего согласия и лишь в некоторых случаях без него (об этом ниже).
Это данные о расовой и национальной принадлежности, политических, религиозных и философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни и т.д.
Обработка таких ПД не допускается, за исключением следующих случаев:
3. Биометрические ПД
Это данные о физиологических и биологических особенностях человека, которые позволяют установить его личность. К биометрическим ПД относятся: ДНК, голос, радужная оболочка глаза, отпечатки пальцев, изображение лица, рост, вес и т.д.
Такие ПД могут обрабатываться только с письменного согласия, за исключением случаев, когда обработка осуществляется госорганами в целях борьбы с коррупцией, терроризмом и для обеспечения транспортной безопасности; а также в иных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Закона о персональных данных.
Например, следуя в свой офис, вы проходите пункт охраны. Там вас просят приложить к сканеру палец, что позволяет службе охраны на компьютере видеть ваши ПД на основании взятого отпечатка. Так они могут установить вашу личность. Для использования отпечатка пальца охранная организация должна взять у вас письменное согласие на обработку биометрических ПД.
Что такое обработка персональных данных?
Обработка ПД – это любое действие с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
Из примеров видно, что ваши ПД могут храниться как на бумажных носителях, так и на электронных.
Кто такой оператор персональных данных?
Оператор ПД – любой человек, ИП, компания, органы и учреждения государственной и муниципальной власти, которые осуществляют действия с ПД.
Какие условия обязан соблюдать оператор при обработке персональных данных?
Главное условие – наличие вашего согласия. При этом в ст. 6 Закона о персональных данных предусмотрены случаи, когда оператор может обрабатывать ПД при отсутствии согласия:
Например, вы заключили с риелтором договор, согласно которому он ищет покупателя для вашей квартиры. Риелтору нужно знать ваши ПД: Ф.И.О., контактный телефон и e-mail. Так как он использует эти данные только для оказания услуг, ему не нужно ваше согласие на обработку ПД. Если же риелтор желает присылать вам рекламные материалы, которые, естественно, не связаны с оказанием услуг по заключенному договору, то он обязан будет получить ваше согласие на обработку ПД в рекламных целях;
Что такое согласие на обработку персональных данных?
Согласие на обработку ПД – это добровольно принятое вами решение о предоставлении своих данных оператору для обработки в тех целях, которые им определены.
Согласие на обработку ПД должно быть оформлено:
Пункты, которые обязательно должно содержать письменное согласие:
Можно ли не давать согласие на обработку ПД?
Можно. Предоставление согласия – дело добровольное. Исключением являются те случаи, когда оператор может обрабатывать ПД без вашего согласия (см. выше).
Могут ли отказать в предоставлении товаров, оказании услуг или выполнении работ, если я не хочу давать согласие на обработку ПД?
На практике отказывают довольно часто. Насколько это законно? Рассмотрим конкретные ситуации.
С другой стороны, если договор еще не подписан, то обязать коммерческую организацию заключить его с вами получится только в том случае, если она продает свои товары, работы или услуги по публичной оферте (это предложение продавца заключить договор купли-продажи с каждым, кто примет условия его предложения).Например: продавец реализует товар через интернет и готов продать его на условиях, изложенных в опубликованной на сайте публичной оферте. Он обязан заключить договор купли-продажи с каждым, кто пожелает купить этот товар.
Вместе с тем операторы, устанавливающие такой пропускной режим, обычно не берут согласий, поскольку:
Однако оба довода являются спорными.
Почему организация может требовать оформления согласия на обработку ПД?
Причин может быть несколько:
Может ли оператор передать кому-нибудь персональные данные?
Оператор может передавать ПД третьим лицам только с вашего согласия, если иное не предусмотрено законом.
Примеры, когда согласие нужно: работодатель передает ваши ПД сторонней организации для бронирования отелей, покупки авиабилетов или оформления пропуска.
Примеры, когда согласие не нужно:
Предоставление такого согласия является добровольным. Оператор не может принуждать вас это сделать.
(Банк передал вашу личную информацию посторонним лицам, и теперь вы вынуждены отвечать на ежедневные звонки с неизвестных номеров и опасаетесь, что ваши данные попадут в руки мошенников? О том, как действовать в такой ситуации, читайте в статье «Битва за персональные данные».)
Какие персональные данные оператор собирает через сайт и зачем?
ПД, которые могут быть собраны оператором через сайт, условно можно разделить на две группы.
1. ПД, которые вы передаете сами, заполняя формы обратной связи на сайте: Ф.И.О., адрес, номер телефона, e-mail.
В этом случае объем переданных ПД вы можете определить сами. Согласие на обработку таких данных обычно можно предоставить путем:
2. ПД, которые оператор собирает без предоставления вами информации.
В основном это файлы куки (cookie) – небольшие текстовые файлы со служебной информацией с сайта (сведения о программном обеспечении, которым вы пользуетесь, IP вашего компьютера, информация о вашем браузере).
Ваше согласие на обработку этих ПД оператор получает, если вы остаетесь на сайте после того, как появилось всплывающее окно с информацией примерно следующего содержания: «Продолжая использовать настоящий сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в целях функционирования сайта. Если вы против обработки ваших данных, незамедлительно покиньте сайт».
Владелец сайта вправе обрабатывать ваши ПД только в тех целях, которые были указаны при получении вашего согласия, чаще это направление вам рекламных материалов. Файлы куки обычно используются для сбора статистики и информации о ваших предпочтениях.
Законно ли направление мне рекламы без моего согласия?
Прежде чем направить вам рекламные материалы, оператор обязан взять у вас согласие:
Обычно мы не замечаем, как даем эти согласия. Например, в магазине вы заполняете анкету для получения бонусной карты, что влечет согласие на рекламную рассылку; на сайте при заполнении формы обратной связи или при оформлении заказа вы ставите галочку напротив текста, который выражает ваше согласие (☑).
Если вы не хотите сталкиваться со спамом, рекомендую внимательно следить за тем, что вы подписываете или оформляете на сайте.
Как отказаться от назойливой рекламной рассылки?
Обычно в конце рекламного сообщения есть активная ссылка, которая позволяет отказаться от рассылки. Если это не помогло, вы должны обратиться к оператору, от которого получаете рекламу, с требованием прекратить обработку ПД в целях продвижения товаров, работ или услуг. Вы можете обратиться к нему лично, придя в офис, направить по почте письменное требование или через e-mail отправить электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной подписью.
При оформлении отказа рекомендую указать свои контактные данные и четко сформулировать свое требование (отказ от получения рекламных материалов и от обработки ПД в целях продвижения товаров, работ, услуг). Тут же следует сослаться на ч. 2 ст. 15 Закона о персональных данных, в которой сказано, что по требования субъекта ПД оператор обязан немедленно прекратить обработку его данных.
Лучше направить письменное требование обычной почтой (ценным письмом с описью вложения). Почтовая квитанция и опись будут являться подтверждением факта обращения к оператору. Получив такое требование, он обязан будет прекратить обработку ПД.
Если вам направляют рекламу, несмотря на отказ от нее, вы можете обратиться:
Какие права у меня есть при обработке моих персональных данных?
1. Право на получение у оператора информации, касающейся обработки ваших ПД.
Вы можете обратиться к оператору с требованием о предоставлении следующей информации:
Право на получение такой информации не распространяется на случаи обработки ПД в целях обороны страны, безопасности государства, охраны правопорядка, в рамках законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и т.д.
Как получить от оператора необходимую информацию?
Вы вправе обратиться к оператору лично, придя в офис. Можно направить запрос по почте в виде письменного документа или на e-mail в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Самый надежный способ обращения – направление по обычной почте ценного письма с описью вложения. Оставьте у себя почтовые квитанции и опись – так вы сможете подтвердить факт направления запроса оператору.
В запросе обязательно нужно указать:
При личном обращении информация об обработке ПД должна быть предоставлена вам незамедлительно. Если запрос был направлен по почте, то ответ должен поступить в течение 30 дней с даты получения оператором запроса.
Повторно обратиться к оператору вы можете не ранее чем через 30 дней после первоначального обращения. Отправить второй запрос, не дожидаясь истечения 30-дневного срока, вы можете, только если оператор предоставил не всю информация, которую вы требовали. Но вы должны будете обосновать свое обращение. В случае несоблюдения этих условий оператор вправе отказать в выполнении повторного запроса.
2. Право на предъявление иных требований к оператору, обрабатывающему ваши ПД.
Вы можете требовать от оператора:
Такие требования можно предъявить, если ПД, которые обрабатывает оператор:
Как обратиться к оператору с одним из требований?
Порядок обращения может быть таким же, как и при запросе информации об обработке ПД (см. выше пункт 1). При оформлении обращения рекомендую указать свои контактные данные и четко сформулировать свое требование (об уточнении, блокировании или уничтожении ПД). Тут же нужно сослаться на ч. 1 ст. 14 и ч. 3 ст. 20 Закона о персональных данных.
Отказать в выполнении требования оператор не может. Он обязан сделать это в течение 7 дней и уведомить об этом вас и тех, кому были переданы ваши ПД. Если оператор не выполнил ваши требования, имеет смысл обратиться в контролирующий орган – Роскомнадзор.
3. Право на отзыв согласия на обработку ПД.
После отзыва согласия оператор не может обрабатывать ваши ПД, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена по закону. Например: вы заключили с оператором договор оказания услуг и подписали согласие. После его отзыва оператор вправе продолжить обработку ваших ПД только в том объеме, который необходим для оказания вам услуг по договору.
Как отозвать согласие на обработку персональных данных?
Порядок обращения может быть таким же, как и при запросе информации об обработке ПД (см. выше пункт 1). При оформлении отзыва рекомендую указать свои контактные данные и четко сформулировать свое требование (отзыв ранее выданного согласия на обработку ПД). Сослаться нужно будет на ч. 2 ст. 9 и ч. 5 ст. 21 Закона о персональных данных.
Оператор не может вам отказать и должен будет прекратить обработку ПД в течение 30 дней с даты поступления отзыва.
4. Право принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
Если вы считаете, что оператор:
В таких случаях вы можете обратиться:
Вы можете обратиться за защитой своих прав в любой из этих органов. Однако наиболее быстрый и надежный способ – направление жалобы в территориальный орган Роскомнадзора. Это позволит сэкономить время и силы. При обращении в суд дело может рассматриваться очень долго, нужно будет посетить не одно судебное заседание, представить доказательства и т.д.
1 Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. № 5-КА19-56.