запорожец с чего содрали

так с чего же был скопирован заз 966?

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Disclaimer:
в виду того что мне даже спустя год прилетают предъявы за этот псто. я хочу сделать предупреждение.
Текст написано в несколько ироническом и грубом стиле. и изобилует словами «скопировали» и «спиздили». их не стоит воспринимать прямо. я ни сколько не хочу обвинить гениальный советских инженеров в том что они вместо того чтобы придумать что-то уникальное или просто честно выполнить свою работу, занимались воровством и копированием чужих идей.
по-этому слова «скопировали» и «спиздили» следует читать как «возможно черпали вдохновение в» и «возможно перенимали передовые западные решения из».

общепринято считать что дизайнеры заз 966 — вдохновлялись NSU Prinz IV и Chevrolet Corvair.
при том что NSU Prinz IV сам был наследником дизайна Chevrolet Corvair.
на самом деле как мне кажется все несколько сложнее и хвосты решений заз-966 можно найти много где еще.
ладно давайте по порядку!

для начала фотки ЗАЗ-966
чтобы напомнить как он выглядит:
ЗАЗ-966 67-72 года

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

ну и пара прототипов

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

А вот Chevrolet Corvair первого поколения(которое нас и интересует, ибо второе похоже на запорожец чуть менее чем никак) выпускался с 1960 по 1964 годы:

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

нууу. что тут сказать, конечно сходство есть. я специально не говорю о технических решениях вроде расположения двигателя и прочего, речь именно о дизайне.
но говорить о том что дизайн был спижжен с Корвеира нельзя, и если бы не было других претендентов, то в лучшем случае можно было бы сказать что им вдохновлялись.
какие-то общие черты есть у переда и боков
зад ваще не похож, салон тоже, за исключением спидометра.
но конечно никто ничем не вдохновлялся, а просто пиздили, но пиздили у других.

итак наш второй претендент:
NSU Prinz IV 1961–1973

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

спиженны были декоративные крылья переда, блестящая окантовка задних боковых стекол и даже форма и место поворотников.

итак, сам металлический кузов заз-966, его форма напоминает NSU Prinz IV настолько сильно что отрицать копирование смысла нет.
при этом салон и зад не похожи вообще.
перед похож частично.

ладно осталось выяснить откуда спижжен перед и зад заз-966
и я представляю вам Ford Falcom 1962 года

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

нууу… скажете вы две фары. решетка. повротники, В ТЕХ ЖЕ МАТЬ ЕГО МЕСТАХ подумаешь… но поверьте мне, может решетка у заз 966 немного другая, но сама идея была спижжена именно отсюда, просто посмарите на тот же Ford Falcom но 1960 года
и сравните форму переда с прототипом ушастого выше.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

ладно все еще не убедил?

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Карл, это они, Карл
задние фонари запорожца, причем если опять же посмотреть на фото прототипа выше, то сходство еще более явное.

Салон кстати опять же имеет с заз-966 мало что общего. кроме точно такой же как у карвейра формы спидометра.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

В общем мое резюме такое:
кузов NSU Prinz IV + перед и зад Ford Falcom = ЗАЗ-966

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

остался конечно вопрос по приборке.
учитывая что все остальное было скопировано я сомневаюсь что ее дизайн был изобретен самостоятельно.

ЗАЗ 966 1972, двигатель бензиновый 0.9 л., 30 л. с., задний привод, механическая коробка передач — другое

Машины в продаже

Комментарии 10

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Посмотрите фильм, «Невыносимая легкость бытия», там врач ездит на авто, морда, салон, форма дверей — копия заз 968. Крыша другая — швы заботливо спрятаны во внутрь. Четырехдверка. Что за агрегат, очень интересно. Заз — это первая и вторая любовь. При инженерном подходе, это космический челленжэжер. Вместо глушителя у меня стояла дужка от кровати, с калиброванными отверстиями. Звук — UFO. Динамика. — жиги плачут в пыли, но до сотни(

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

В советском союзе дизайнеров не было, всем занимались конструктора. Говорить что кто-то у кого-то копировал это слишком громко, раньше было гораздо сложнее это сделать чем сейчас. Сейчас сказал окей гугл и копируй что хочешь. Ближе всего по внешнему виду НСУ, но все равно как никрути конструктивно они разные. И Запорожец приятней глазу, более сдержанный, сбалансированный. Я бы сказал, что в те года мы шли практически в ногу с мировым автомобилестроением, может быть не так массово но всеже техника была достаточно конкурентно способна на экспорте и опятьже в большей части она была слелана с учетом специфики эксплуатации по нашим дорогам, в нашем климате и с нашим «сервисом». Если почитать отчеты старых испытаний иностранных автомобилей в ссср то выясниться что там отвалилось, тут износилось, здесь треснуло…

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Дизайн это не велосипед, его не изобретешь, по-этому называть дизайн какого либо автомобиля «копированием» с другого авто по меньшей мере просто некорректно. Никто ведь не говорит к примеру, что подвеска на «Восьмерке» скопирована с ФИАТа «Типо», поскольку выбор той или иной подвески заводом-изготовителем обусловлен как габаритами проектируемого кузова, так и более «бытовыми» параметрами, такими как надежность, простота и низкая стоимость в производственных масштабах.

Вот и с дизайном автомобилей ситуация можно сказать аналогична, только с тем нюансом что внешность авто изначаль зависела больше от моды, нежели от конструктивных особенностей, а в последствии к моде прибавилась эргономика и «погоня» за аэродинамикой. Нынешние машины тоже можно сказать «на одно лицо», но почему-то никто не говорит что Камри скопировали с BMW, а того в свою очередь скопировали с Мерседеса.

Конкретно в случае с Запорожцами, «Коммунар» через подставных лиц закупал за границей самые свежие иномарки, которые потом тайно перегонялись на завод, и там тщательно изучались для заимствования конструктивных решений, сравнения характеристик перспективных моделей Запорожцев с зарубежными аналогами. Также «Коммунар», как и другие автопроизводители старался соответствовать мировой автомобильной моде. Однако учитывая тот факт что от момента начала проектирования новой модели, до запуска ее на конвейер могло пройти лет десять, а иногда и больше, преспективные ходовые образцы и предсерийные модели часто меняли внешность, и зачастую первоначальный вариант вообще не похож на тот который пошел на конвейер. так что сходство с тем же NSU или Falkon обусловлено лишь модой тех лет, а при желании можно найти еще минимум десяток похожих на 966 автомобилей.

Для понимания того что тупого копирования небыло, могу посоветовать посмотреть фото тех же предсерийных 966, благо в интернете подобного материала достаточно, и там ясно видно что сходства с другими машинами почти нет.

Источник

Ушастый, раллийный и скопированный с иномарки: мифы и факты про ЗАЗ-966

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

В Советском Союзе Запорожец был самым доступным по цене и самым необычным по конструкции автомобилем, над которым подшучивали и который. любили! Мы уже рассказывали про мифы и факты, связанные с первым автомобилем запорожского завода «Коммунар» – ЗАЗ-965А, а также совсем недавно катались на отреставрированном «горбатом». Сегодня мы будем вспоминать вторую модель Запорожца – не менее легендарный «ушастый», ставший для сотен тысяч советских автомобилистов своеобразной «путёвкой в автомобильную жизнь». Итак, разбираем правдоподобные мифы и отделяем реальные факты, связанные с особенностями ЗАЗ-966.

К ак это ни странно звучит, но создателей Запорожцев постоянно обвиняли в плагиате и копировании иностранных автомобилей. Если в «горбатом» прототип-оригинал в виде итальянского Fiat-600 просматривался, что называется, невооруженным взглядом, то зарубежные «корни» ЗАЗ-966 в СССР могли увидеть только настоящие знатоки. И такие находились! Ведь по экстерьеру «ушастый» действительно сильно напоминал малоизвестный западнонемецкий NSU Prinz IV.

В первую очередь, сходство обнаруживалось не только в форме кузова, но и в конкретном решении – опоясывающем периметр верхнем молдинге, который зрительно разделял боковину по горизонтали. Вдобавок для обеих машин характерна некоторая «выпуклость» вертикальной поверхности крыльев и дверей, причём у советской машины она была более выражена.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Заднемоторная компоновка была характерна для многих малолитражек 50-60-х годов

Однако один из поисковых вариантов внешнего вида ЗАЗ-966, созданный еще в 1961 году, заметно отличался оригинальным решением передней части, которая не имела ничего общего с дизайном немецкого автомобиля.

Но к середине шестидесятых годов смелые линии всё же несколько «сгладили», отчего серийные ЗАЗ-966 действительно стали напоминать малолитражку NSU.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Журнал «За Рулём» впервые рассказал про новую модель ЗАЗ еще в 1965 году

Зато «уши», которым этот автомобиль обязан своим метким прозвищем, появились на опытных образцах в самом начале работ над новой моделью, причем подобных воздухозаборников не было ни у немецкого автомобиля, ни у заднемоторного Chevrolet.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

«Ушастый» получил свои знаменитые уши еще на стадии ранних прототипов

Впрочем, как и в случае с ЗАЗ-965 и Москвичом-2141, иностранный «прообраз» от NSU объединяет с Запорожцем разве что внешнее сходство, да и то отдалённое. К тому же вышеупомянутый «поясной молдинг» не является изобретением немецких дизайнеров — ведь еще в 1959 году подобное решение появилось на американском Chevrolet Corvair.

Скорее всего, и в Европе, и в СССР просто наблюдали за тенденциями современной автомобильной моды и пытались следовать ей по мере собственных возможностей.

Несмотря на заднемоторную компоновку, характерную и для «горбатого», с точки зрения техники между первым и вторым Запорожцами было немало отличий. Во-первых, автомобиль получил совершенно новый трехобъемный кузов типа седан, в котором двери уже открывались «по-нормальному» — то есть, не против хода движения, как на ЗАЗ-965.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Кузов – вот та деталь, которая радикально отличала ЗАЗ-966 от «горбатого». Но и других новшеств хватало.

Во-вторых, для более крупного и тяжелого Запорожца разрабатывался и соответствующий двигатель ЗАЗ-966А мощностью 30 л.с., которым стали оснащать модернизированного предшественника с индексом ЗАЗ-965А.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

МеМЗ-966А – та самая «тридцатка», которой оснащались поздние «горбатые» и некоторые «ушастики»

В-третьих, «ушастый» получил более совершенную заднюю подвеску с изменённой кинематикой. Наконец, именно для ЗАЗ-966 в Запорожье была разработана новая коробка передач, которая в перспективе могла агрегатироваться с еще более мощным сорокасильным двигателем. Правда, и такая трансмиссия, и 1,2-литровый двигатель МеМЗ-968 попали на конвейер лишь год спустя. Однако даже в модификации ЗАЗ-966В новый Запорожец заметно отличался от старого – хотя бы кузовом и конструкцией задней подвески с А-образными рычагами и полуосями с двумя шарнирами, в то время как у ЗАЗ-965 были диагональные рычаги и качающиеся одношарнирные полуоси.

ЗАЗ-966 выпускался с 1966 по 1972 год, получив за семь лет серийного производства несколько модификаций. Автомобили разных лет выпуска немного отличались и техническими решениями, и мелкими деталями экстерьера – например, на ранних Запорожцах этой модели в боковых воздухозаборниках были характерные горизонтальные рассекатели, а бамперы были то двух-, то трёх-, то четырёхсоставными! Также на более поздних выпусках в дополнение к «подфарникам» на передней решётке появились и отдельные передние поворотники под фарами.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Боковые подфарники и хромированная решетка «а-ля Волга» – так выглядел поздний ЗАЗ-966

В 1971 году в Запорожье началось производство обновленной модели, получившей индекс ЗАЗ-968. Около года оба варианта «ушастых» выпускались параллельно, после чего «шестьдесят шестой» перестали выпускать, оставив в производственной гамме только более современную модель. Однако из-за внешнего сходства моделей 966 и 968 многие советские автомобилисты ошибочно считали, что первый «ушастый» выпускается и дальше!

При этом ЗАЗ-968А производился вплоть до конца 1979 года, когда началось серийное производство ЗАЗ-968М. Новая «мыльница» наконец-то лишилась характерных «ушей», поскольку вместо них на задних крыльях появились вертикальные прорези. Именно поэтому некоторые автолюбители заблуждались относительно длительности выпуска ЗАЗ-966, принимая более современную модель 968А за всё тот же «ушастый» первого поколения.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Фонарь заднего хода появился на ЗАЗ-966 после 1971 года

Во время старта производства «ушастого» в 1966 году в Мелитополе еще не освоили перспективный 40-сильный двигатель МеМЗ-968, который обеспечил бы потяжелевшему Запорожцу приемлемую динамику. Именно поэтому некоторое время в новом кузове ЗАЗ-966 трудился «старый новый» двигатель мощностью 30 «лошадок», известный по модернизированному «горбатому» ЗАЗ-965А. МеМЗ-966А сочетался со старой коробкой передач, а «переходная» версия даже получила собственный индекс ЗАЗ-966В.

Но и после того как производство более мощной «сороковки» было налажено, переходная модификация продолжала выпускаться, поскольку новых моторов на МеМЗе выпускали заметно меньше, чем в Запорожье изготавливали кузовов ЗАЗ-966! Поэтому вплоть до запуска ЗАЗ-968 переходная «тридцатка» ЗАЗ-966В выпускалась одновременно и наравне с «чистой» моделью ЗАЗ-966, которая оснащалась 1,2-литровым мотором.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Новый двигатель был не только мощнее, но и заметно долговечнее старого

Впрочем, слабосильную версию продолжали делать еще и по той причине, что именно на ЗАЗ-966В устанавливали ручное управление для инвалидов. Отличить «тридцатку» от «сороковки» визуально можно было с 1971 года – ЗАЗ-966 получил фонари заднего хода, в то время как на 30-сильной модификации выштамповки оставались «глухими».

«Один мотор с воздушным охлаждением, две фары и четыре колеса», как пелось в популярной песенке Олега Анофриева про ЗАЗ-965, сначала оценивался советским государством всего в 1 800 рублей. С одной стороны, сумма немаленькая, но с другой, всё равно несравнимая со стоимостью «большого» автомобиля вроде Москвича или Волги. Однако столько стоил лишь самый первый ЗАЗ-965, в то время как модернизированный «горбатый» подорожал уже до 2 200 рублей. Тем не менее, именно эта модель была самым доступным советским автомобилем, стоившим лишь вдвое дороже тяжелого мотоцикла с коляской. Но при этом, в отличие от любого мотоцикла, Запорожец уже был хоть и маленьким, но настоящим автомобилем с номинально четырёхместным салоном, каким-никаким багажником и (главное!) металлической крышей над головой.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Запорожец был своеобразным, но всё же автомобилем, а не мотоциклом

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Обратите внимание: на обложке майского номера «За Рулём» за 1969 год «ушастые» еще сходят с конвейера одновременно с «горбатыми»!

Таким образом, цена «входного билета» для желающих стать владельцем легкового автомобиля в СССР к началу семидесятых годов увеличилась до тех самых 3 000 рублей, которые в автомагазине просили за новый Запорожец. При этом «ушастый» всё равно стоил почти на 2 000 рублей дешевле Москвича и практически вдвое меньше, чем нужно было отдать за самые дешевые Жигули первой модели.

Поэтому и в новом поколении Запорожец оставался наиболее доступным советским автомобилем, но… одномоментно подорожавшим для потребителя практически на 30%.

ЗАЗ-966 стал заметно комфортабельнее предшественника. При этом увеличение массы и размеров кузова производитель компенсировал более мощным двигателем (хоть и не сразу), поэтому динамические качества нового Запорожца в сравнении со старым также улучшились. Однако даже по сравнению с «исконно советскими» Москвичами двухдверный ЗАЗ выглядел не совсем «полноценным» автомобилем – на заднее сиденье было не слишком удобно забираться, а размер багажника был символическим.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Москвич был настолько же лучше Запорожца, насколько и дороже

Кроме того, двигатель с воздушным охлаждением был шумным и по-прежнему отличался склонностью к перегреву. Наконец, Запорожец с его капризной автономной «печкой», работавшей на бензине, не слишком хорошо подходил для круглогодичной эксплуатации в суровом климате (а в огромной стране был и такой!). И хотя у автомобилей московского и ижевского производства в те времена «печка» была ненамного «теплее», но она хотя бы работала от системы охлаждения двигателя.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Зимой Запорожец меньше грелся… точнее, почти совсем не грелся – ведь редкий владелец «ушастого» использовал его круглогодично

Не радовали владельцев «ушастых» и постоянно нарушающиеся углы установки колёс, которые требовали постоянного контроля и регулировки. Если же хозяин ЗАЗа пренебрегал регулярной проверкой «схода-развала», весьма дефицитные шины могли износиться всего за несколько тысяч километров.

Не будем забывать и чисто психологический фактор – то, что можно было спокойно простить стоившему около двух тысяч рублей «горбатому», в начале семидесятых годов (и «за три штуки деревянных») для многих уже считалось большим недостатком. Особенно если учесть, что «первая волна» автомобилизации уже прошла, а в стране появился новый «стандарт комфорта» – автомобиль Жигули.

Уже на ранних прототипах ЗАЗ-966 на задних крыльях появились характерные воздухозаборники-«уши», которые сопровождали эту модель вплоть до начала выпуска «эмки» — ЗАЗ-968М. Таким образом в Запорожье пытались решить проблему перегрева расположенного сзади двигателя с воздушным охлаждением, тепловой режим у которого получился крайне напряженным.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Воздухозаборники-уши – необычное техническое решение и символ этой модели

Запорожцы изрядно грелись не только в жаркий летний день – стрелка указателя температуры могла «уйти в закат» и вследствие загрязнения наружных поверхностей мотора либо из-за нарушенных настроек систем питания и зажигания. Интересно, что ни у Chevrolet Corvair, ни у NSU Prinz IV с аналогичным расположением мотора подобных проблем не наблюдалось, в то время как владельцы «ушастых» постоянно сталкивались с недостаточным охлаждением мотора. Из-за того, что температура в моторном отсеке поднималась до критических 100 и более градусов, нередко «закипал» бензонасос, после чего топливо переставало поступать в карбюратор, и двигатель просто глох. Чтобы поехать дальше, владельцы наматывали на корпус бензонасоса тряпку, смоченную холодной водой…

Во время испытаний 40-сильного двигателя два ЗАЗ-966 проехали 100 000 км со скоростью не менее 100 км/ч, а два других Запорожца прошли на скоростной дороге автополигона 10 000 километров с «полным газом». По утверждениям заводских испытателей, средняя скорость во время этих испытаний составляла около 120 (!) километров в час!

Впрочем, нельзя утверждать, что крупные наружные воздухозаборники ЗАЗ-966 были совсем неэффективны (при условии, что автомобиль был полностью исправен!), но на следующей модели ЗАЗ-968М от «ушей» отказались в пользу щелевидных решеток-жабр. Такое решение позволило конструкторам организовать более эффективную циркуляцию воздушных потоков, поскольку левая решетка работала на забор воздуха, а правая – на вывод. Впрочем, в той или иной степени проблемы с охлаждением двигателя были свойственны любому подержанному Запорожцу, независимо от того, были у него на кузове «уши чебурашки» или нет.

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Грелся, говорите? Советские спортсмены выступали на «ушастом» даже за рубежом! Например, на Ралли Польши (Rajd Polski)

Несмотря на то, что ЗАЗ-966 подорожал и лишился «мимишности», свойственной первому Запорожцу, «ушастый» всё равно смог продолжить выполнение весьма важной миссии, связанной с массовой автомобилизацией советских граждан. Оставаясь самым доступным автомобилем СССР, этот Запорожец стал заметно удобнее и долговечнее «горбатого». Неудивительно, что вплоть до 1994 года все последующие модификации, по сути, базировались всё на том же кузове ЗАЗ-966, пусть и модернизированном.

Источник

Путь от FIAT 600 через Москвич-444 к “Запорожцу”: как создавали ЗАЗ-965

запорожец с чего содрали. Смотреть фото запорожец с чего содрали. Смотреть картинку запорожец с чего содрали. Картинка про запорожец с чего содрали. Фото запорожец с чего содрали

Можно смеяться над ним сколько угодно, но “горбатый” ЗАЗ-965 был настоящим европейским автомобилем, он был близок ко многим малолитражным иномаркам 50-60-х годов и ни в чём не уступал им. При этом его необычная конструкция — это плод множества экспериментов и поиска компромиссов. Листая архивные документы, сегодня узнаем, зачем военные заказчики настояли на воздушном охлаждении, почему у ЗАЗа двери открываются против хода, что в нём осталось от FIAT 600, что позаимствовано от Volkswagen Kafer, и причём тут “Москвич”.

Времена не выбирают?

Удивительно, что в худшие времена для частного автомобилизма в СССР появился автомобиль, ориентированный на продажу частникам. Как выясняется, И.В. Сталин, не имел ничего против частных машин. Благодаря сталинскому приказу, специально для частных владельцев сконструировали КИМ. В его судьбу вмешалась война, но едва она кончилась, как в мае 1947-го Нарком автомобильной промышленности СССР С.А. Акопов издал указ, разрешающий продажу новых «Москвичей» и «Побед» частникам.

А при Хрущёве подняли голову предрассудки, будто частный автомобиль — «чуждое явление». Главный конструктор МЗМА А.Ф.Андронов вынужденно прикрывался заявлениями, что «завод делает автомобили для экспорта». В 1962-м на итальянской выставке в Москве FIAT показал макет автозавода, предлагаемого для строительства в СССР и похожего на будущий ВАЗ. Но только когда к власти пришёл Леонид Ильич Брежнев, такой проект стал реальностью, как и два других – реконструкция МЗМА и дублирование производства «Москвичей» в Ижевске.

Со стороны института НАМИ, которому поручили проект, пришло встречное предложение – выполнить на одинаковых агрегатах несколько машин:

Действующие лица и исполнители

Борис Михайлович Фиттерман, в 50-60-е возглавлявший Лабораторию легковых автомобилей НАМИ, в конце 80-х «приписал» разработку первого Запорожца себе, и сейчас многие сайты бездумно называют его «главным конструктором ЗАЗ-965». Но всё было иначе. Фиттерман действительно возглавлял научно-исследовательские работы по изучению европейских микролитражек и мотоколясок, руководил испытаниями закупленных иномарок, среди которых были едва пригодные для дорог общего пользования изделия с 1-2-цилиндровыми мотоциклетными моторами, простейшими кузовами на 2 человек. Но встречались и полноценные автомобили, пусть самые дешёвые: FIAT-600, DAF, Citroen 2CV и, конечно же, знаменитый «Жук» Volkswagen. Фиттерман разрабатывал транспортёр переднего края НАМИ-032 и унифицированный с ним двухместный инвалидный НАМИ-031. А гражданским автомобилем занимался не НАМИ, а ОГК МЗМА.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *