замок белого слона в александровской что это
Хранитель Толстовского дома (Искусствовед и культуролог Марина Колотило)
Марина Николаевна Колотило | ||||||||||||||||||||||
Имя при рождении: |
---|
Объект исследований искусствоведа и культуролога Марины Николаевны Колотило | |||
Толстовский дом | |||
| |||
Страна | Россия | ||
Санкт-Петербург | Улица Рубинштейна, дом № 15-17; набережная Фонтанки, дом № 54 | ||
Архитектурный стиль | северный модерн | ||
Автор проекта | Ф. И. Лидваль | ||
Строительство | 1910—1912 годы | ||
Статус |
. | ||
Провела архивную и документальную работу по выявлению замечательных жителей Толстовского дома, опубликовав их первоначальный свод в трёх работах [9] [10] [11].
В настоящее время работает над монографией «Хозяева, жители и гости Толстовского дома».
4.4 Толстовский дом как историко-культурный организм
Разработала концепцию, согласно которой Толстовский дом является историко-культурным организмом [12].
«Культурологические воззрения Н. П. Анциферова[13] позволяют рассматривать город как цельный историко-культурный организм, выделяя «анатомию, физиологию и психологию (душу) городского организма». Санкт-Петербургский жилой комплекс Толстовский дом имеет множество признаков некоего самостоятельного организма, и в этом смысле представляет из себя «город в городе», то есть опираясь на теорию Н. П. Анциферова можно выделить его «анатомию», «физиологию» и «психологию (душу)», рассматривая генезис Толстовского дома как рождение историко-культурного организма». [12]
Согласно концепции М. Н. Колотило жилой комплекс Толстовский дом как любой эволюционирующий организм является открытой динамической системой и находится в сложном взаимодействии с другими урбанистическими системами, входя на правах компонента в их иерархию. Толстовский дом занимает вполне определённый иерархический уровень в ряду пространственных и временных систем. У Толстовского дома существуют как вышестоящие в пространственной иерархии структуры: квартал, микрорайон, район, город, область и т. д., так и нижестоящие в пространственной иерархии структуры: двор (или корпус) жилого комплекса, подъезд (парадная), этаж, квартира…
М. Н. Колотило в своей работе заметила, что определённой заслугой Ф. И. Лидваля является перевод многоквартирного «доходного» дома на более высокий иерархический уровень и создание ранее неизвестного типа жилья — жилого комплекса. Биологи сказали бы, что он создал более высокий таксономический уровень жилья.
Кроме пространственной иерархии, как отметила М. Н. Колотило, Толстовский дом уже сто лет существует и во временно‘й иерархии, состоящей из более-менее чётко выделенных периодов: долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных, годовых, сезонных и т. п.
Таким образом, как показала М. Н. Колотило, Толстовский дом представляет из себя некий организм, «город в городе», и может рассматриваться как урбанистическая структура, открытая саморазвивающаяся система.
«Дальнейшие перспективы использования Толстовского дома как историко-культурного объекта определяются исходя не столько из его утилитарного назначения (как просто жилого комплекса), а скорее с точки зрения концепции «центров общества», созданной Ш.Айзенштадтом. Согласно этой концепции Толстовский дом является не только и не столько феноменом пространственной или временно‘й локализации, а в значительной мере «феноменом мира ценностей и верований»». [12]
4.5 Толстовский дом в сакральной географии Санкт-Петербурга
Разработала концепцию о роли и месте Толстовского дома в сакральной географии Санкт-Петербурга.
В своей работе [11] показала, что кроме основных архитектурных осей Санкт-Петербурга, образующих «Невский трезубец», существуют архитектурно-планировочные оси, связанные с Толстовским домом. От здания Адмиралтейства отходят три магистрали: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Там где «трезубец» пронзает реку Фонтанку, между Невским и Гороховой расположен Толстовский дом.
В своей работе [11] М. Н. Колотило пишет:
«Через Толстовский дом проходят некоторые архитектурно-планировочные оси, не столь известные и явные как «Невский трезубец», но несущие определённую городскую архитектурную нагрузку и имеющие в некотором смысле сакральное содержание».
А.Е.Гаричев.»Толстовский дом», тушь, перо.
Рисунок из коллекции искусствоведа и культуролога
М.Н.Колотило
М. Н. Колотило выделяет основную, поперечную и две диагональные архитектурно-планировочные оси, проходящие через Толстовский дом [11].
Основная ось: Адмиралтейский собор (находился в левом крыле здания Адмиралтейства) — Казанский собор — башенка со шпилем управления Октябрьской железной дороги — Толстовский дом — Владимирский собор — Единоверческая церковь (ныне не действующая, в ней расположен Музей арктики и антарктики) — Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Поперечная ось: Преображенский собор — разрушенная церковь подворья Троицко-Сергиевского монастыря — Толстовский дом — церковь в Подъездном переулке (ныне не действующая, без креста и сильно перестроенная). Эта ось также проходит через башенку на угловом доме Загородного проспекта и Звенигородской улицы.
Диагональные оси.
Первая диагональная ось: к сожалению полностью разрушена, так как «опиралась» на два красивейших и важнейших собора: Спас-на-Сенной и Знаменский, которые были взорваны коммунистическими властями. Продолжение этой оси опиралось на Вознесенский собор, также взорванный и разрушенный до основания.
Вторая диагональная ось: шпиль церкви в Михайловском замке — Толстовский дом — шпиль колокольни Крестовоздвиженского собора на Лиговке.
Относительно основной планировочной оси, проходящей через Толстовский дом, М. Н. Колотило указала, что эта ось,
«. опираясь на серьёзные архитектурные доминанты, «уравновешивает» и «смягчает» излом Невского проспекта в районе площади Восстания, «удерживая» концы Невского, как тетива удерживает в напряжении лук. Хотя это абсолютно субъективное и даже иррациональное впечатление».
Определённую сакральную ауру Толстовского дома, как указано в работе[11], создают и культовые сооружения не попадающие на архитектурно-планировочные оси, но буквально «хороводом» стоящие на некотором расстоянии от Толстовского дома. Вместе с разрушенными и перестроенными в советское время церквями их несколько десятков.
В работе [11] указана огромная роль, которую играет топонимика в сакральной географии, связанной с Толстовским домом.
«Наверное, немаловажную роль в начальном периоде жизни дома играл тот факт, что дом официальный расположен был на Троицкой улице. Наверное, всеми уважаемый музыкант и педагог Антон Григорьевич Рубинштейн, живший на Троицкой улице, отнюдь не обрадовался бы, узнав, как современные экскурсоводы рассказывают, что он жил на улице Рубинштейна. (Впрочем, совсем не лучше: в городе Пушкине учился Пушкин или в городе Ломоносове неоднократно бывал Ломоносов). Топонимика — это элемент сакральной географии и истории культуры. Она не должна быть служанкой политической конъюнктуры. Представляется целесообразным возвращение исторического названия Троицкой улицы. Тогда будут соответствовать действительности фразы: А. Г. Рубинштейн жил на Троицкой; М. П. Толстой купил участок на Троицкой и по его заказу Ф. И. Лидваль построил жилой комплекс на Троицкой. При этом из обихода жителей исчезнут фразы, более уместные на концертах юмористов: въехал на Рубинштейна; встал на Рубинштейна; прорвало канализацию на Рубинштейна или дом в конце Рубинштейна».
5 Изучение творчества Л.К.Богомольца
Л.К.Богомолец. «Маки» (1972 год).
Картина из коллекции искусствоведа и
культуролога М.Н.Колотило
Занималась изучением творчества выдающегося художника Льва Константиновича Богомольца.
Самые известные его работы — «Океан», «Волна», «Татарник», «Реквием», а цикл «Маки» фактически стал его «визитной карточкой» [14].
Наиболее значительным произведением Л. К. Богомольца является огромный холст «Маки», написанный в 1972 году. Картина хранится в собрании М. Н. Колотило.
6. Изучение творчества А. Е. Гаричева
Автопортрет А.Е.Гаричева.
Из Коллекции искусствоведа и культуролога М.Н.Колотило
А.Е.Гаричев. «Зинаида Шарко».
Из Коллекции искусствоведа и культуролога М.Н.Колотило
А.Е.Гаричев. «Храм Спаса-на-Крови», тушь, перо.
Рисунок из коллекции искусствоведа и культуролога М.Н.Колотило
Изучала графические работы А. Е. Гаричева.
С 1985 по 1989 годы, покупала у художника его произведения, и таким образом поддерживала его в довольно сложный экономический период.
Со слов А. Е. Гаричева записала многочисленные комментарии к его работам и его представления о живописных образах.
Анато́лий Евла́мпиевич Га́ричев — актёр и художник, играл в БДТ им. А. М. Горького в Ленинграде, под управлением знаменитого режиссёра Товстоногова Георгия Александровича.
Самая известная театральная работа — в спектакле БДТ «Ханума».
Талантливейший художник-самоучка, создавший целую галерею портретов и шаржей театральных деятелей и знаменитых людей. Свои художественные произведения писал карандашом, тушью, фломастером, углём, акварельными и масляными красками. «Толя рисовал и писал красками яркие портреты, точные шаржи и абстрактные композиции». [15]
Во время работы в БДТ А. Е. Гаричев гримировался вместе с Сергеем Юрским и Олегом Басилашвили в известной гримёрке, где по его предложению знаменитости оставляли автографы на стенах и потолке. Много позже Олег Басилашвили снимал в этой гримёрке свою программу «С потолка».[15]
М. Н. Колотило собрала самую большую и интересную коллекцию графических работ А. Е. Гаричева — более трёхсот листов.
7. Изучение творчества В. Б. Салищева
Сева Салищев «Дриада тропиков и лесной дух».
Картина из коллекции искусствоведа и культуролога М.Н.Колотило
Занималась изучением творчества художника Всеволода Борисовича Салищева, будучи первым искусствоведом и культурологом высоко оценившим его творчество.
Способствовала выставкам его работ и предоставляла для выставок его работы, хранящиеся в её собрании — шесть полотен и одна графическая работа.
Люстра в «Замке Белого Слона. Дизайн М.Н.Колотило
8. Русское географическое общество и научные путешествия
А.Е.Гаричев. «Кирилл Лавров».
Из Коллекции искусствоведа и
культуролога М.Н.Колотило
В 2009 году на заседании комиссии научного туризма избрана действительным членом Русского географического общества (основанного в 1845 году).
В 2009 году в Русском географическом обществе на конференции по сакральной географии сделала доклад: «Толстовский дом в сакральной географии Санкт-Петербурга». Доклад опубликован в «Трудах Русского географического общества», в серии «Научный туризм» [11].
В 2009 году, 8 декабря в Русском географическом обществе на конференции «Природное и культурное наследие Северо-запада России. Аспекты внутреннего туризма» сделала доклад «Толстовский дом — как объект исторического наследия СПб». [17]
8.1 Научные путешествия [16]
А.Е.Гаричев. «Владислав Стржельчик».
Из Коллекции искусствоведа и культуролога М.Н.Колотило
А.Е.Гаричев. «Татьяна Доронина».
Из Коллекции искусствоведа и культуролога М.Н.Колотило
А.Е.Гаричев. «Георгий Товстоногов».
Из Коллекции искусствоведа и культуролога М.Н.Колотило
8.2 Подводные путешествия (дайвинг) [16]
А.Е.Гаричев. «Михаил Волков».
Из Коллекции искусствоведа
и культуролога М.Н.Колотило
8.3 Горнолыжные путешествия [16]
9. Печатные работы
А.Е.Гаричев. «Евгений Лебедев».
Из Коллекции искусствоведа и
культуролога М.Н.Колотило
Колотило М. Н. Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф. И. Лидваля как многокомпонентный историко-культурный феномен сакральной географии Санкт-Петербурга.// Научные труды РГО. Серия: научный туризм. Т. 1, вып. 1. 2009. С. 11-43. (Работа посвящена памяти Е. Ю. Паньженской).
10. Статьи в Интернете
* Колотило М.Н. [http://www.stateyki.org.ua/articles/tolstovskii-dom-1910-1912-arhitektora-filidvalya-v-sankt-peterburge-i-ego-pervyi-vladelets-graf-mihail-pavlovich-tolstoi/ Толстовский дом и его первый владелец граф Михаил Павлович Толстой].
* Колотило М.Н. [obschestvo/people/pervyy-hozain-tolstovskogo-doma-v-sankt-peterburge.html/ Первый владелец Толстовского дома в Санкт-Петербурге].
* Колотило М.Н. [obschestvo/people/vtoraa-vladelica-tolstovskogo-doma-v-sankt-peterburge.html/ Вторая владелица Толстовского дома в Санкт-Петербурге].
* Колотило М.Н. [http://www.stateyki.org.ua/articles/tolstovskii-dom-i-ego-znamenitye-zhiteli/ Толстовский дом и его знаменитые жители].
* Колотило М.Н. [http://www.stateyki.org.ua/articles/peterburgskie-postroiki-fedora-lidvalya/ Петербургские постройки Фёдора Лидваля].
* Колотило М.Н. [http://www.stateyki.org.ua/articles/tolstovskii-dom-1910-1912-arhitektora-fi-lidvalya-kak-istoriko-kulturnyi-organizm/ Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф. И. Лидваля как историко-культурный организм].
* Колотило М.Н. [obschestvo/history/legenda-tolstovskogo-doma.html/ Легенда Толстовского дома].
* Колотило М.Н. [arts/arhitektor-fedor-lidval-i-ego-peterburgskie-postroyki.html/ Архитектор Фёдор Лидваль и его петербургские постройки].
* Колотило М.Н. [obschestvo/people/zamechatelnye-zhiteli-tolstovskogo-doma.html/ Замечательные жители Толстовского дома].
Замок Белого Слона, крыльцо. Дизайн М.Н.Колотило
11. Членство в научных обществах
12. Спорт
Камин в Толстовском доме. Дизайн М.Н.Колотило
13. В ТСЖ «Толстовский дом»
Один из инициаторов создания и член правления ТСЖ «Толстовский дом» с 2007 года.
Председатель правления ТСЖ «Толстовский дом» с 2009 года.
В одной из работ М. Н. Колотило писала
«Объективно существующая иерархия урбанистических структур требует и соответствующей иерархии структур управления и обслуживания, что в настоящее время соблюдается далеко не всегда. Подстройка внутригородских структур управления и обслуживания к реалиям иерархии урбанистических структур идёт, как правило, «методом тыка», без учёта какого либо научного анализа. Например, созданному в 2008 году ТСЖ «Толстовский дом» городские власти передали коммуникации, прилегающие территории и строения без учёта их единой «анатомии» и «физиологии»». [12]
Инициатор создания общественного музея «Толстовский дом», находящегося пока что в стадии становления.
Инициатор и руководитель программы по подготовке празднования 100-летнего юбилея Толстовского дома.
14. Примечания
Замок Белого Слона. Дизайн-проект М.Н.Колотило
15 Источники в Интернете.
Камин в Толстовском доме. Дизайн М.Н.Колотило. Скульптор А.Савинков.
16 Источники в Википедии
- замок багажника таврия чем заменить
- замок в йоге что это