замена офд что это
Замена офд что это
Большинство перешедших на новые ККТ организаций и индивидуальных предпринимателей уже оценило все преимущества подключения к оператору фискальных данных. Но есть и те, кто хотел бы сменить обслуживающую компанию. Каким образом можно перейти к другому оператору – вы узнаете в данной статье.
Как сменить ОФД?
Любая компания может выбрать другого оператора, в большей степени соответствующего предпочтениям ЮЛ или ИП. Причиной могут стать более выгодные условия у другой обслуживающей фирмы или нестабильная работа текущей компании. Никаких проблем при перерегистрации не бывает. Нужно просто расторгнуть договор с организацией и заключить его снова с другим оператором.
Чтобы подключиться к подходящему ОФД, нужно перерегистрировать онлайн-устройство в личном кабинете на официальном сайте Федеральной налоговой службы nalog.ru. Следует указать причину повторного добавления оборудования в реестр. Ее вы выберете при внесении данных непосредственно при проведении процедуры. На самом устройстве нужно перерегистрировать фискальный накопитель, указав новую информацию о текущей обслуживающей компании. Менять ФН не требуется, кроме тех случаев, когда к моменту перехода к другой организации он уже исчерпал разрешенное число перерегистраций.
Этапы смены ОФД
Порядок подключения к новому оператору фискальных данных включает в себя несколько шагов. Для этого необходимо войти в личный кабинет на сайте налоговой службы и произвести несколько несложных действий:
Откройте раздел «Учет контрольно-кассовой техники».
Выберите столбец «РН ККТ» и нажмите на номер вашего устройства.
После открытия страницы детализации данных онлайн-оборудования нажмите «Перерегистрировать».
Далее необходимо выбрать вид заявления о перерегистрации кассы. Нажмите «Перерегистрация ККТ в связи со сменой оператора фискальных данных».
Выберите обслуживающую фирму из предложенного перечня. В нем представлены только ОФД, включенные в реестр и соответствующие требованиям закона.
Подпишите заявление с помощью электронной цифровой подписи и отправьте его на проверку в ФНС. В личном кабинете вы сможете просмотреть информацию по заявлению и проверить его.
Важно знать: Если у вас нет ЭЦП, ее можно получить в любом аккредитованном центре, а также у оператора ОФД. Полный перечень АЦ можно увидеть на сайте МинКомСвязи.
После подписания договора на вашем экране появится уведомление: «Запрос добавлен». Вы можете узнать ответ ФНС, перейдя по ссылке в сообщении «Информация о документах, направленных в налоговый орган».
После завершения повторного добавления контрольно-кассового аппарата в реестр в разделе «Состояние» высветится надпись «ККТ перерегистрирована».
Далее необходимо внести в онлайн-устройство информацию о другом операторе фискальных данных.
Менять фискальный накопитель при этом не требуется.
После подключения к новой компании обязательно сохраните отчет об изменении параметров регистрации и опубликуйте информацию о кассовой технике в личном кабинете на сайте ОФД.
О чем следует помнить, выбирая нового оператора?
Кроме того, стоит обратить внимание на стоимость оказываемых компанией услуг. Она не должна намного отличаться от конкурентных. Так, стандартный пакет имеет цену 3000 рублей за одно устройство. Превышение этих цифр, так и большая скидка должны вызвать подозрения в мошенничестве и недобросовестной работе оператора.
Чтобы обезопасить себя от мошенников, а также сэкономить время и средства на переходе к другой обслуживающей организации, обращайтесь только к проверенным профессиональным компаниям. Выбирая «Первый ОФД», вы доверяете деятельность вашей организации команде профессионалов, обеспечивающей качественную бесперебойную передачу информации о финансовых операциях в ФНС.
Как сменить ОФД без замены ФН
В каждой онлайн-кассе стоит фискальный накопитель, через который оператор фискальных данных передает данные в налоговую. ОФД — оператор фискальных данных, который собирает информацию о продажах с онлайн-кассы и передает данные налоговой и покупателям. Иногда нужно сменить оператора фискальных данных без замены ФН (фискального накопителя). Разбираемся, как это сделать.
Можно ли сменить ОФД без замены ФН
Можно, замена фискального накопителя не требуется. Чтобы сменить ОФД без замены ФН, нужно выбрать другого оператора данных. При выборе нужно смотреть на условия обслуживания и дополнительные услуги. Когда выбрали оператора, нужно расторгнуть договор со старым ОФД и заключить с новым.
Работать можно только с операторами данных из реестра, которые:
Чтобы работать с новым ОФД, нужно зайти в личный кабинет предпринимателя на сайте налоговой и перерегистрировать кассу. Для этого в данные старого ОФД добавляют сведения о новом. Затем нужно внести данные о кассовом аппарате на сайте нового ОФД:
Оплачиваете услуги — и смена оператора фискальных данных без замены ФН закончена.
Купить кассу для работы с ОФД
МодульКасса подходит для малого и среднего бизнеса: парикмахерской, доставки, стоматологии, интернет-магазина, кафе, ресторана, розничной торговой точки. Купить МодульКассу можно на официальном сайте.
Настроим все за вас с услугой «Касса под ключ»:
Останется только включить кассовый аппарат, и можно обслуживать клиентов.
Все это можно купить в рассрочку на полгода — без процентов, взноса, и штрафов за досрочное погашение.
Перерегистрация ККТ в связи со сменой ОФД
При смене ОФД необходимо произвести перерегистрацию онлайн-кассы на сайте ФНС, составив и направив заявление в налоговый орган. Замена фискального накопителя при этом не требуется.
В процессе ведения деятельности может потребоваться смена оператора фискальных данных. Причин для этого много: более выгодные условия у другого оператора, нестабильная работа у текущего ОФД и т. д.
Затруднений переход к новому ОФД не вызовет. Необходимо расторгнуть договор со старым ОФД и заключить его с новым. Но на этом процесс перехода не заканчивается: при смене ОФД необходимо произвести перерегистрацию кассовой техники.
Примечание: замена фискального накопителя (ФН) при смене ОФД не требуется.
Порядок перехода на нового ОФД
Быстрее всего перерегистрировать кассу можно через «Личный кабинет налогоплательщика» (ЛКН) на сайте ФНС РФ.
Для этого нужно перейти на сайт ФНС и войти в ЛКН:
Рисунок № 2. Сайт ФНС. Источник: nalog.ru
Затем необходимо перейти в раздел «Учет контрольно-кассовой техники»:
Рисунок № 3. Раздел «Учет ККТ». Источник: nalog.ru
После открытия раздела нужно выбрать столбец «РН ККТ» и нажать на номер кассы:
Рисунок № 4. «РН ККТ». Источник: nalog.ru
После того как откроется страница детализации сведений об онлайн-кассе, нужно выбрать «Перерегистрировать»:
Рисунок № 5. «Детализация сведений». Источник: nalog.ru
Система попросит выбрать вид заявления о перерегистрации контрольно-кассовой техники. Необходимо нажать на «Перерегистрация ККТ в связи со сменой оператора фискальных данных»:
Рисунок № 6. «Перерегистрация ККТ в связи со сменой оператора фискальных данных». Источник: nalog.ru
После чего необходимо выбрать оператора фискальных данных из предложенного списка.
Примечание: в выпадающем списке содержится перечень ОФД, включенных в реестр и соответствующих требованиям законодательства.
Рисунок № 7. «Операторы фискальных данных». Источник: nalog.ru
После этого нужно подписать заявление усиленной квалифицированной электронной подписью и отправить на проверку. Также можно просмотреть и проверить уже составленное заявление:
Рисунок № 8. «Отправка заявления». Источник: nalog.ru
После того как заявление подписано, появится сообщение: «Запрос добавлен».
Наблюдать за ходом рассмотрения заявления, а также узнать ответ налогового органа можно, нажав на ссылку в самом сообщении: «Информация о документах, направленных в налоговый орган»:
Рисунок № 9. «Запрос добавлен». Источник: nalog.ru
После того как заявление рассмотрено и ККМ перерегистрирована, в поле «Состояние» появится надпись: «ККТ перерегистрирована»:
Рисунок № 10. «ККТ перерегистрирована». Источник: nalog.ru
После того как ККТ перерегистрирована, необходимо внести сведения о новом операторе фискальных данных в настройки кассы. Делать это нужно в соответствии с инструкцией по пользованию онлайн-кассой, так как порча аппарата из-за неправильных действий приведет к лишению гарантии на ККТ.
После внесения сведений в ФН необходимо распечатать отчет об изменении параметров регистрации и разместить сведения о ККМ в личном кабинете ОФД.
Что такое ОФД и как оператор фискальных данных связан с онлайн-кассами
При подключении онлайн-кассы нужно выбрать ОФД. Как выбирать: перебором, наугад, остановиться на первом попавшемся?
Виктор Подгорский
Когда предпринимателю предстоит подключать онлайн-кассу, он узнает о том, что ему еще нужно заключить договор с оператором фискальных данных. Коротко их еще называют ОФД. В этой статье отвечаем на самые частые вопросы об операторах фискальных данных.
Что такое ОФД и для чего он нужен
Прежде чем говорить об ОФД, немного введем в курс по онлайн-кассам. По закону продавец должен использовать онлайн-кассы при продаже товаров и услуг физлицам, представителям компаний или ИП.
Пробивать чеки нужно, когда покупатель оплачивает товар наличными, картой или смартфоном. А если покупатель — физлицо без статуса ИП, то при любых безналичных расчетах с ним.
С июля 2019 года на онлайн-кассы перешли почти все предприниматели. Но некоторые получили отсрочку до 1 июля 2021 года. Это ИП, которые работают в сфере услуг или продают товары собственного производства, работают без наемных работников по трудовым договорам.
ИП на патенте, торговцы мороженым в киосках, аптеки в селах могут работать без онлайн-касс бессрочно.
Онлайн-кассы нужно использовать при продаже в офлайн-магазинах и через интернет. У касс две функции:
Как раз для отправки данных нужен оператор фискальных данных.
Как работает оператор фискальных данных
Онлайн-касса выглядит как кассовый аппарат со встроенным фискальным накопителем. Она печатает платежные документы, которые называют фискальными: чеки продажи, возврата, отчеты об открытии и закрытии смены.
Во время каждой продажи фискальный накопитель шифрует и отправляет информацию в налоговую. Упрощенно процесс выглядит так:
Налоговая видит каждую покупку в магазине: что купили, стоимость, время покупки, имя кассира, который выдал чек, — и контролирует доходы предпринимателей.
Кто может работать без ОФД
Фискальный накопитель онлайн-кассы передает информацию через ОФД в налоговую, если есть интернет. Но есть компании, которые не могут подключить онлайн-кассу к интернету: их бизнес находится в труднодоступной местности.
«Труднодоступный район» — это термин из закона. Интернет там работает нестабильно или его вообще нет. В таких населенных пунктах кассы должны использовать только те компании и ИП, которые торгуют подакцизными товарами. Все остальные — нет. Например, магазину в селе Ключи Алтайского края касса не нужна. Но продавец все равно обязан выдавать покупателю документ с обязательными реквизитами, который подтвердит расчет.
В законе есть еще термин «отдаленные районы». Интернет там может работать прекрасно, но все дело в численности населения. Если в таких населенных пунктах проживает не больше 10 тысяч человек, то по закону можно работать без ОФД. Например, к отдаленным районам относится деревня Алешино Новгородской области.
Местные магазины используют онлайн-кассы, но они могут работать в автономном режиме, без подключения к интернету. Им не нужно заключать договор с ОФД и оплачивать услуги оператора. Такие магазины все равно обязаны выдавать документы об оплате с обязательными реквизитами, причем чеки могут быть даже рукописные, на бланках.
Автономный режим нужно настроить во время регистрации кассы. Все данные о продажах хранит фискальный накопитель. Налоговая запрашивает эти данные, когда владелец онлайн-кассы меняет фискальный накопитель или снимает кассу с учета.
Условия и требования к ОФД
Главные обязанности ОФД — обрабатывать и передавать данные в налоговую в режиме реального времени. Но это еще не все, вот что еще делает ОФД:
Компания может получить статус ОФД, если получила разрешение от ФНС на обработку фискальных данных и включена в реестр ОФД.
Предпринимателю не нужно знать все требования закона 54-ФЗ к оператору. Достаточно убедиться, что он числится в реестре ОФД. Если оператора нет в списке, с ним нельзя заключать договор. Допустим, вы хотите подключить Платформу ОФД. Открываете реестр на сайте ФНС, находите в нем компанию. Все в порядке, Платформа ОФД есть в списке, можно подключаться:
Некоторые компании не могут работать операторами фискальных данных, даже если соответствуют законодательным и техническим требованиям. Так бывает, если руководителя и бухгалтера компании уволили с предыдущего места работы того, что они раскрыли коммерческую тайну.
Все эти требования предпринимателям тоже помнить не надо, их проверяет налоговая. Если оператор не соответствует требованиям закона, она не выдаст разрешение на обработку данных. Если ОФД перестал соответствовать закону, налоговая аннулирует действующее разрешение.
Как выбрать ОФД
Компании и ИП самостоятельно выбирают ОФД. Это непросто, операторов фискальных данных много, вот лишь малая часть реестра:
Вот что нужно проверить в первую очередь:
Операторов на рынке так много, они соревнуются в дополнительных сервисах и услугах для бизнеса. Например, большинство дает скидку при покупке у них онлайн-кассы и фискального накопителя.
Аналитика продаж. Некоторые ОФД предоставляют аналитику показателей продаж, контроль выручки в режиме реального времени, выгрузку отчетов в формате xls.
Личный кабинет. Проверьте, что у ОФД есть личный кабинет. В нем удобно контролировать работу: отслеживать, кто оформлял возврат, когда и на какую сумму. Бухгалтеру удобно сверять сумму фактических приходов с деньгами в кассе, делать отчеты по нужным параметрам.
У некоторых ОФД в личном кабинете можно контролировать состояние онлайн-касс по подразделениям, например по филиалам в разных городах, торговым точкам и даже по каждой кассе отдельно.
Мобильное приложение. С помощью него удобно отслеживать показатели продаж можно прямо с телефона. А если чеки, перестанут уходить всегда можно написать в чат и решить свою проблему.
Все опции могут входить в тариф или оплачиваться дополнительно — проверьте это при подключении к ОФД.
Сколько стоит подключиться к ОФД
Стоимость услуг у всех ОФД примерно одинаковая: подключить одну онлайн-кассу к оператору можно за 3000 ₽ в год.
Есть разные тарифные планы: на год, три года, месяц или даже на несколько дней.
На сайте оператора можно выбрать удобный тариф под потребности компании: добавить дополнительные услуги, доплатить за КЭП, фискальный накопитель или онлайн-кассу.
У многих ОФД есть бесплатный пробный период на один или три месяца. Можно поработать с оператором и, если он не подходит, расторгнуть договор и подключиться к другому ОФД.
Как подключиться к ОФД
Подключение к ОФД — один из шагов на пути регистрации онлайн-кассы.
Шаг 1. Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись. Она понадобится, чтобы подписать договор и удаленно поставить онлайн-кассу на учет в налоговой инспекции. Без КЭП придется идти в ИФНС и заполнять заявление. Купить электронную подпись можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре, цена — от 2000 ₽.
Список удостоверяющих центров есть на сайте Минкомсвязи.
Шаг 2. Заключите договор с ОФД. Без договора не получится зарегистрировать онлайн-кассу на сайте ФНС. Выберите ОФД, зарегистрируйтесь в личном кабинете, оплатите счет. С момента оплаты считается, что договор между вами и ОФД заключен.
Шаг 3. Зарегистрируйте онлайн-кассу на сайте ФНС. В личном кабинете используйте вкладку «Учет контрольно-кассовой техники».
Нажмите «Зарегистрировать ККТ» и выберите пункт «Заполнить параметры заявления вручную».
Откроется форма «Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники», в ней укажите следующее:
Подпишите и отправьте электронное заявление. Если проверка пройдет успешно, в столбце «Состояние» появится индивидуальный регистрационный номер ККТ.
Шаг 4. Введите индивидуальный регистрационный номер в свою онлайн-кассу. Как только вы получите регистрационный номер, введите его в онлайн-кассу — на это есть сутки с момента отправки заявления. Если не успеть, придется повторно подавать заявление на сайте налоговой. Если вы все сделали верно, онлайн-касса выдаст чек — он понадобится для отчета.
Шаг 5. Сделайте отчет о регистрации онлайн-кассы. Вернитесь в личный кабинет налоговой, на вкладку «Учет контрольно-кассовой техники». Напротив вашей кассы — «Отчет о регистрации ККТ». Укажите в нем время получения чека, его порядковый номер и фискальный признак — это 10 цифр на чеке с аббревиатурой «ФП» или «ФПД». Проверьте еще раз данные и нажмите «Подписать и отправить».
Шаг 6. Получите карточку регистрации онлайн-кассы. Если фискализация прошла успешно, вы получите карточку регистрации, подписанную усиленной квалифицированной подписью ФНС.
Шаг 7. Подключите онлайн-кассу к ОФД. Добавьте кассу в личном кабинете на сайте ОФД: откройте вкладку «Подключение ККТ», введите параметры для настройки — у каждого оператора они свои, после нажмите «Регистрация ККТ». Ваша касса синхронизируется с оператором. Все, теперь можно продавать.
Проблема: касса не отправляет чеки в ОФД
Первая причина. Касса не может подключиться к интернету: проблемы на линии у провайдера, неправильные настройки соединения, не оплачен счет за интернет, поврежден роутер или перебит сетевой кабель.
Что делать. Перезагрузите кассу. Если это не помогло, обратитесь к системному администратору или оператору связи, чтобы устранить проблему. Кассир может работать с кассой, даже если нет интернета. Касса сохранит данные на фискальном накопителе и отправит их ОФД, когда соединение с сервером восстановится.
Вторая причина. Касса сломалась или она неверно настроена. Из строя может выйти модуль связи или фискальный накопитель — он действует от 13 до 36 месяцев со дня регистрации ККТ в налоговой инспекции.
Что делать. Обратитесь к техническому специалисту или в сервисный центр. Возможно, придется купить новую кассу или фискальный накопитель. Работать на неисправной кассе нельзя.
Проблема: сервер ОФД временно недоступен по техническим причинам
Причина. Проблемы с сервером ОФД. На чеке появится надпись: «ОФД не отвечает».
Что делать. Проверьте связь с оператором: в меню кассового аппарата выберите «Сервис», затем «Диагностика ОФД». Касса выдаст бумажный отчет с параметрами подключения онлайн-кассы к провайдеру. С этим отчетом, информацией о регистрации устройства в ФНС и скриншотом первого неотправленного фискального документа обратитесь к ОФД. Если проблемы со стороны оператора, он должен сам их устранить.
Штрафы за нарушение закона 54-ФЗ
Если предприниматель нарушает закон 54-ФЗ, он может получить штраф.
По каким причинам касса не отправляет чеки в ОФД?
Как правило, касса не отправляет чеки в ОФД в связи с тем, что:
1. Нет связи с интернетом.
2. Произошла поломка аппарата.
Варианты здесь самые разные. Например, сломался коммуникационный модуль связи с интернетом (Wi-Fi, 3G, Ethernet).
3. Утратил функциональность фискальный накопитель.
На практике это может выражаться:
4. Выставлены некорректные настройки в ПО онлайн-кассы, некорректно установлена прошивка.
Яркий пример такой ситуации — масштабный сбой кассовой инфраструктуры 21.12.2017 по всей России из-за ошибок в прошивке оборудования от компании «Штрих-М».
5. Есть проблемы на стороне сервера ОФД.
Они могут быть самыми разными. Например, когда сервер «падает» при обновлении ПО.
Как пользователь онлайн-кассы может проконтролировать отправку чеков ОФД, рассказано в системе КонсультантПлюс. Вы можете получить пробный бесплатный доступ к К+ и увидеть авторитетные рекомендации.
Рассмотрим подробнее, что делать, если касса перестала передавать чеки в ОФД вследствие указанных неполадок.
Касса перестала передавать чеки в ОФД: что делать?
Кассиру, обнаружившему неполадки в работе онлайн-кассы, необходимо:
1. Продолжить работу, если нет связи кассы с интернетом либо сервер ОФД отказывается принимать данные. Затем, когда появится связь и возможность передачи данных возобновится, в течение смены сообщить об обнаруженной проблеме коллегам (например, в ИТ-отдел).
Даже при отсутствии связи с интернетом и ОФД онлайн-касса будет выдавать бумажные чеки, которые вручаются покупателям. Реквизиты чеков хранятся в ФН в некорректируемом виде в течение 30 дней (п. 4 ст. 4.1 закона «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@). Этого времени должно хватить на устранение проблемы. Соответственно, они попадут к ОФД при возобновлении связи.
2. Прекратить торговлю и сразу обратиться к ИТ-специалистам, если есть подозрения, что аппарат сломан, утратил функциональность накопитель, выставлены некорректные настройки ПО и т. д.
Если продолжить применять устройство, не отправляющее чеки в ОФД в силу указанных причин, либо отпускать товары без чека (что более вероятно, поскольку ККТ при указанных неполадках, как правило, отказывается работать), то это будет считаться нарушением закона об использовании ККТ и может привести к штрафам (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ), наложенным на:
Подробнее о штрафе при работе с ККТ см. здесь.
Отметим, что при масштабных сбоях, как в случае с аппаратами от «Штрих-М» в декабре 2017 года, магазин вправе рассчитывать на то, что ФНС отнесется лояльно к продолжению торговли со сломанным ККТ даже без пробития чеков. В указанной ситуации налоговики посчитали, что вины торговых точек нет, и разрешили им отпускать товары «мимо кассы» (письмо ФНС России от 20.12.2017 № ЕД-4-20/25867).
Итоги
Онлайн-касса может перестать отправлять чеки в ОФД по разным причинам. Основные — отсутствие связи с интернетом и неполадки внутри ККТ. В первом случае на решение проблемы у торгового предприятия есть 30 дней. Во втором отреагировать нужно незамедлительно с привлечением компетентных специалистов.