закончил обгон на сплошной линии начав с прерывистой что грозит
Можно ли пересекать сплошную при завершении обгона?
Случаи, когда обгон начат в безопасной ситуации без нарушения ПДД, но закончить его Вы были вынуждены, пересекая сплошную линию разметки со встречной на свою полосу, достаточно распространённая. Казалось бы, очевидно отсутствие в этом нарушения Правил, ведь статья 12.15 КоАП, по которой привлекаются водители к лишению прав или крупному штрафу, говорит о запрещённом выезде на встречку. Значит ли это, что завершать обгон и пересекать при этом сплошную линию разметки можно?
Сплошная и обгон по ПДД
Для начала давайте узнаем врага в лицо – определимся, с чем мы имеем дело и что об этом говорят ПДД!
Завершение обгона через сплошную при начале на прерывистой
Ситуация, на самом деле типичная:
Казалось бы, ничего криминального здесь нет – ведь выезд на встречку осуществлён через прерывистую. Но и сплошная не начинается просто так внезапно – её по ГОСТу должна предварять разметка 1.6 длиной не менее 50 метров – с длинными штрихами и короткими расстояниями между ними, как на схеме ниже:
Можно ли так завершать обгон – что говорит судебная практика?
Итак, начнём мы с самого главного – завершать обгон через сплошную линию разметку по состоянию на 2021 год запрещено даже при возвращении в свою полосу и если манёвр был начат на прерывистой.
На практике с давних времён водителей привлекали по части 3.1 статьи 12.15 КоАП, предусматривающей наказание в виде штрафа 5 000 рублей или лишения прав на 4-6 месяцев за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.
Но что насчёт того, что выезд то фактически был через прерывистую?! И здесь «на старуху оказалась проруха» – сам Верховный суд вынес решение, в котором главным доводом послужило то, что любое расположение транспортного средства слева от сплошной или двойной сплошной разметки образует состав по указанной выше статье.
Но даже это решение уже устарело не актуально на 2021 год, потому что с июня 2017 года введён важный пункт в ПДД, аналогично запрещающий любое нахождение слева от сплошной:
9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
Таким образом, Правила 2021 года чётко отвечают на наш вопрос – завершать обгон через сплошную, равно как и любое нахождение на встречке слева от сплошной запрещается и карается наказанием вплоть до лишения прав.
Если выехали на обгон через прерывистую и вернулись тоже через прерывистую
По существу вышеописанного Правилами дорожного движения запрещено именно движение по встречке если она отделена 1.1 или 1.3. Это значит, что суть пункта 9.1(1) в принципе предусматривает обязанность не пересекать эти линии разметки, а находиться на встречке при их присутствии.
Это значит, что даже если Вы выехали на обгон через прерывистую линию и вернулись тоже через неё, полностью проехав сплошную, то нарушение в этом случае всё равно есть.
Важное замечание!
Как быть?
Что же делать, если Вы уже начали обгонять, но попали в эту рискованную ситуацию?
Если же разметки 1.6 нет, то налицо нарушение ГОСТа. Это не отменяет Вашей вины автоматически. Но если Вы докажете суду, что именно из-за этого не были в состоянии обнаружить сплошную, не было никаких знаков, описанных выше, то состава правонарушения в этом случае и не будет, поэтому наказание водителя в таких случаях незаконно.
Ну и главное – обзаведитесь видеорегистратором, если ещё не сделали этого – зачастую инспекторы, остановившие Вас на дороге, будут клонить в свою сторону обстоятельства, даже если у Вас есть свидетели, и нарушения Вы и правда не допускали.
Завершение обгона через сплошную разметку
Добрый день, уважаемый читатель.
Многих водителей интересует, какое наказание грозит за завершение обгона через сплошную линию разметки. Связано это в первую очередь с тем, что на многих загородных автодорогах участки прерывистой разметки слишком короткие и далеко не каждый обгон удается завершить своевременно.
Пересечение сплошной разметки при завершении обгона
Пересечение сплошной линии разметки 1.1 в любом случае является нарушением правил:
Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.
Кроме того, пункт 9.1 1 ПДД, который введен 12 июля 2017 года, запрещает водителю находится на встречной полосе, которая отделена сплошной линией разметки:
Таким образом, завершение обгона через сплошную разметку является нарушением требований ПДД.
Разъяснение Верховного Суда по завершению обгона
Позиция Верховного Суда, которая приводится в пункте 15 Постановления от 25 июня 2019 года, полностью соответствует приведенному выше пункту 9.1 1 ПДД:
15. Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях:
а) на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева (пункт 9.11 ПДД РФ);
При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
То есть пересечение сплошной при завершении обгона попадает под часть 4 статьи 12.15 КоАП.
Штраф за пересечение сплошной при завершении обгона
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Что делать, если прерывистая разметка заканчивается?
Если водитель начал обгон через прерывистую разметку, однако при нахождении на встречной полосе заметил впереди сплошную разметку, то самым правильным решением будет притормозить, прекратить обгон и вернуться на попутную полосу за обгоняемым автомобилем.
Давайте разберемся, в какой момент нужно прекратить обгон и вернуться на попутную полосу.
При нанесении дорожной разметки используется следующая последовательность:
То есть после обычной прерывистой разметки сначала появляется прерывистая разметка с длинными штрихами, а лишь затем сплошная.
Так вот, если Вы видите, что впереди начинается длинная прерывистая разметка, а Ваш автомобиль еще не полностью оказался впереди обгоняемого, то нужно тормозить.
Естественно, на практике у водителя всегда остается выбор:
И в зависимости от дорожной ситуации может быть выбран любой из этих вариантов.
Например, Вы видите, что прерывистая заканчивается, и Вы не успеваете завершить обгон. Однако одновременно с Вами обгон начал еще один автомобиль, который находится прямо за Вами. В этом случае торможение может привести к столкновению, т.к. водитель второго обгоняющего автомобиля подобного маневра не ожидает.
При таком раскладе рационально завершить обгон с нарушением. Пусть это и приведет к штрафу или лишению, однако последствия ДТП на встречной полосе могут быть куда более серьезными.
В заключение хочу напомнить, что если Вы едете по узкой дороге и в течение длительного времени не можете выбрать подходящее место для обгона, то имеет смысл выбрать место и остановиться на несколько минут. Небольшой перерыв позволит Вам перевести дух. В то же время машина, которую не удавалось обогнать, уедет достаточно далеко и Вы с ней вряд ли пересечетесь в дальнейшем.
Начали обгон через прерывистую, а закончили на сплошной – грозит ли наказание и какое?
Есть две важные проблемы в спорах по теме данной статьи. Первая заключается в том, что езда слева от сплошной линии разметки запрещена в любой ситуации (когда она отделяет встречный поток). Но вторая тонкость заключается в том, что конкретно норма наказания предусматривает ответственность именно за выезд на встречку через сплошную. А как всё это работает на практике? В этом материале мы и выясним, что грозит водителю, если начало обгона было на прерывистой, но завершение произошло на сплошной разметке. Приведём официальные ссылки на законодательство 2021 года и актуальную судебную практику, в том числе мнение Верховного суда РФ.
Самое главное в 2021 году: можно ли закончить обгон через сплошную?
Нет, нельзя. Хотя, далеко не все автолюбители найдут подтверждение этого утверждения сразу же в Правилах дорожного движения. А дело всё в том, что «копать» мы начнём не совсем там, где нужно. В статье главным элементом, запрещающим обгон, предстаёт сплошная линия разметки. И в ПДД 2021 года есть две важных трактовки относительно этого.
И здесь получаем, что когда мы начинаем манёвр обгона в соответствии со всеми требованиями ПДД, в том числе через прерывистую разметку, но возврат происходит с пересечением сплошной линии, то мы нарушаем требование дорожной разметки, и всего то. И за это нам должно грозить наказание по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ со штрафом всего 500 рублей.
Да и вообще, получается, что мы можем выехать через прерывистую, затем ехать (даже долгое время) слева от сплошной, и когда она закончиться, вернуться в свою полосу снова на прерывистой. И тогда всё будет в рамках закона – ведь мы выполнили требование ПДД не пересекать разметку!
Однако, на практике 2021 года водителей нередко лишают прав, либо назначают штраф в 10 раз больше – 5 000 рублей. Но пока выясним, почему вышеописанные ситуации многими автолюбителями до сих пор трактуются как разрешённые (а потом они же удивляются, если сами на практике попадутся инспекторам ГИБДД с таким нарушением, когда их лишат водительских прав).
Почему некоторые водители считают, что завершать обгон на сплошной можно?
Если вам кто-то скажет, что знает ПДД целиком и полностью, то это значит, что этот человек вообще не понимает ничего в этом нормативно-правовом акте. Дело в том, что мы читаем лишь свод правил (дорожного движения). Но в различных ситуациях на практике играют сразу несколько пунктов этих Правил, которые могут дополнять, заменять друг друга более приоритетными и нередко даже противоречить. И приходится манипулировать всем этим, доказывая должностному лицу или судье свою точку зрения.
Вот и здесь похожая ситуация. Выше мы писали, что начинаем копать немного не в ту сторону. Так и есть. Описание и требования к сплошной разметке 1.1 – это не единственное, чем следует руководствоваться при обгоне. В ПДД есть ещё целые отдельные разделы со своими сводами пунктов про маневрирование (а обгон – это серия манёвров), расположение транспортных средств и других.
Пункт 9.1.1 – это новые правила
Так вот, самый главный для нас пункт в нашем случае, когда начало обгона было на прерывистой, а завершение через сплошную – это 9.1.1 ПДД. Здесь даётся практически исчерпывающий ответ на вопрос – в случае, если встречная полоса отделена от попутной сплошной линией, то находиться слева от этой линии запрещено.
А ответ, почему некоторые автолюбители до сих пор считают, будто бы можно заканчивать обгон на сплошной, если он начат на прерывистой, потому что могут не знать о существовании пункта 9.1.1, так как давно не заглядывали в обновлённые ПДД.
Дело в том, что данная норма появилась относительно недавно – соответствующим Постановлением Правительства №761 в 2017 году было введено это правило на фоне того, что даже в судебной практике начинались споры о том, что пересечения сплошной могло не быть, значит, водитель ничего не нарушил.
А наказание предусматривает штраф или лишение прав за выезд на встречку
Но есть ещё одно препятствие для чёткого понимания, что завершать манёвр обгона через сплошную запрещается. Дело в самой трактовке наказания за неправильный обгон. Часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ предписывает штраф или лишение водительских прав за выезд в нарушение ПДД на встречную полосу.
И здесь снова начинаются споры, где «лагерь неверующих» пытается доказать, что выезд как раз был совершён по всем правилам – через прерывистую. А про продолжение и завершение обгона в Административном кодексе ничего не говорится.
Однако, и эта позиция совсем не верна. И вот почему!
Обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной – есть ли наказание?
Итак, теперь настало время расставить все точки в данном вопросе. Как итог вышеописанного, приведём, что имеем с точки зрения законодательства по нашему вопросу.
Тем не менее, в практике 2021 года – как судебной, так и при разборе таких дел в ГИБДД – водителя привлекут по части 4 статьи 12.15, предусматривающей в том числе лишение водительских прав, если был хоть малейший момент, когда он находился слева от сплошной линии.
Такая практика, на самом деле, устоялась уже давно и имеет логику. Суды чаще всего мотивировали правильность применения нормы с лишением за это тем, что выезд якобы включает в себя любое движение слева от сплошной линии разметки. Вот наиболее яркий пример такого решения суда в из Ставропольского края. Даже если вы просто не успели закончить манёвр по тем или иным причинам. И вот почему!
Важное мнение Верховного суда про завершение манёвра через сплошную
Сейчас, в 2021 году действует одно из наиболее актуальных последних Постановлений Пленума Верховного суда РФ именно по данному вопросу. Все нижестоящие суды просто обязаны руководствоваться мнением Коллегии верховных судей (хотя, именно руководствоваться, а не «штамповать» бездумно такие же решения, так как обстоятельства, действительно, могут различаться).
Так вот, в Постановлении Пленума №20 от 25.06.2019 года в пункте 15 Верховный суд прямо указал, что в случае, если обгон начат без нарушения Правил, однако, завершён с пересечением сплошной линии разметки, то такие администратиные правонарушения нужно квалифицировать именно по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный манёвр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Таким образом, в настоящее время действует устоявшаяся судебная практика – если вы закончили обгон на сплошной, то не имеет никакого значения, как вы его начали. Вас всё равно привлекут по норме, предусматривающей лишение прав в том числе. Но есть всё же исключения из этой практики. Потому как пересечение сплошной должно быть виновным деянием водителя. А без вины, как известно, наказывать нельзя. Сейчас и рассмотрим такие ситуации.
Если не успели обогнать до начала сплошной разметки?
Шансы быть привлечённым к крупному штрафу или остаться без прав зависят от того, по какой конкретно причине вы не смогли вовремя завершить обгон.
Если ваша ситуация идентична всему описанному выше, то здесь вариантов, как вы понимаете, мало. Однако, важно выяснить дополнительные обстоятельства, почему вы не успели – если речь только в вашей невнимательности, то это одно. А если есть объективные причины тому, что вы, например, своевременно не увидел разметку или дорожные знаки, то совсем другое. Поэтому читаем ниже.
Если не было запрещающего знака?
Самый «опасный» для любого водителя и пугающий большинство дорожный знак на трассе – это 3.20 «Обгон запрещён». Именно в его отношении установлены дополнительные требования по ГОСТу. И вы его могли не увидеть по разным причинам. Например:
Так вот, только последняя ситуация по закону должна повлечь наказание для водителя. Но очень важная тонкость – во всех случаях знак сопровождает сплошная разметка. И вот если её было видно, то не имеет значения, видели или нет вы знак – линии вы обязаны были разглядеть. Опять же, если они были не в снегу, грязи или не были стёрты.
Если знак закрыла для вас фура, то обратите внимание, что актуальный в 2021 году ГОСТ Р52289-2019 в своём пункте 5.1.6 требует, чтобы «Обгон запрещён» обязательно дублировался слева. В отличие от многих других запрещающих знаков, именно для 3.20 (и 3.22 – запрет обгона для грузовых авто) это правило установлено даже если в вашем направлении только одна полоса движения.
А, если в нарушение указанного ГОСТа слева не было ничего, то вы вправе были рассчитывать на его присутствие там. Но снова напомним о том, что руководствоваться разметкой вы также обязаны. Поэтому крайне желательно предоставить при обжаловании или на разборе данного дела в ГИБДД видеозапись с вашего регистратора, где видно, что знака слева от дороги нет, равно как нет объективной возможности увидеть разметку.
Если не было разметки 1.6?
А этот момент уже более спорный – но только при наличии знака 3.20, который начинается вместе со сплошной. То есть речь идёт о ситуации в следующей последовательности:
Дело в том, что законодатели для возможности избежать таких ситуаций придумали разметку под номером 1.6 – это прерывистая линия, но длина штриха у неё гораздо длиннее расстояния между этими штрихами. И она придумана как раз для предупреждения о приближении к зоне запрета обгона.
Согласно ПДД, она обязательно должна быть нанесена перед сплошной. А, согласно тому же ГОСТу (пункт 6.2.8), её длина должны быть минимум 50 метров в населённых пунктах и 100 – вне населённого пункта.
Виноваты ли вы, если вопреки ГОСТу и ПДД не было линии 1.6, и вы не успели завершить обгон и вернулись в свою полосу уже через сплошную?
С одной стороны, отсутствие объективной возможности налицо. Однако, шансы успешно обжаловать вынесенное постановление повысятся, если вы предоставите доказательства того, что вы обгоняли длинномерное транспортное средство, к примеру. Это нужно, потому как судья или инспектор ГИБДД, рассматривающие дело, могут указать на то, что вы могли смотреть далеко вперёд и увидеть издалека начало сплошной линии, и завершили бы обгон без нарушения.
Однако, и здесь судебная практика в 2021 году неоднозначная – бывает, что водителей лишают прав даже в этом случае. И опять же, напомним, что при начале сплошной не должно быть знака запрета обгона – иначе любые попытки доказать свою невиновность упрутся в определённо правильную мотивировку: «Вы обязаны были видеть знаки впереди вас«!
Выезд через прерывистую, движение слева от сплошной, но возврат тоже через прерывистую– что грозит?
Обратите внимание, что Верховный суд в своём разъяснении указывал на случай, когда конкретно произошла ситуация с завершением обгона на сплошной линии разметки. Но что будет, если вы выехали на встречную полосу через прерывистую, а вернулись тоже с её пересечением? При этом, на вашем пути по «встречке» всё же была сплошная линия.
Увы и ах, но и в данном случае велика вероятность того, что вас привлекут по статье 12.15 КоАП РФ, так как конкретно нарушен пункт 9.1.1 ПДД, предписывающий полный запрет езды слева от сплошной линии, а не только пересечения разметки 1.1.
Завершение обгона через сплошную линию разметки
Ситуация, когда манёвр обгона начинается на прерывистой линии, а заканчивается на сплошной, знакома многим водителям. Может показаться, что действие не нарушает законодательства, однако, пересечение сплошной разметки всегда считается противоправным действием. Ситуация с завершением обгона по сплошной линии представляется спорной и противоречивой, но правовые нормы не содержат исключения, когда допускается указанное действие. Однако, встаёт вопрос о тяжести нарушения и о санкции, предусмотренной за совершённое завершение обгона по сплошной линии.
Можно ли завершать обгон по сплошной линии?
Завершение обгона через сплошную линию, на первый взгляд, ситуация спорная. Фактически, водитель начинает движение на прерывистой, что прямо разрешено, однако, завершает его уже через сплошную линию, что является нарушением законодательства. Учитывая, что заканчивать манёвр придётся всё равно через сплошную, действие можно расценить именно как нарушение действующего законодательства.
Разметка 1.1. (сплошная линия) не может пересекаться транспортом ни при каких обстоятельствах, за исключением экстренных случаев, когда манёвр необходим для того, чтобы избежать ДТП. Даже если манёвр начинается на прерывистой (1.5-1.7, 1.10), завершать его на разметке 1.1. нельзя. Водитель должен рассчитывать свои действия так, чтобы не допустить нарушения.
Каждый тип разметки имеет своё обозначение в ПДД. В зависимости от нанесённого на дорогу обозначения, допускаются определённые манёвры.
Прерывистая разметка также отличается. В первую очередь, нужно обратить внимание на длину полос. Так, на 1.5 они самые короткие, на 1.6 уже длиннее. Длина нужна, чтобы сориентироваться, как скоро начнётся сплошная линия.
Жёлтая разметка (например, 1.10) используется, как временное обозначение. Если на дороге имеется именно она, то ориентироваться нужно по жёлтому цвету, а не белому.
Закон о завершении обгона через сплошную полосу разметки
Все передвижения по проезжей части регулируются посредством Правил Дорожного Движения. Так, правила обгона и опережения определены в параграфе 11. Данный раздел указывает, что перед началом маневрирования водитель должен убедиться в безопасности своего действия.
Параграф 9 ПДД определяет расположение транспорта на проезжей части. В пункте 9.1 установлено, что запрещается выезд на встречную полосу, если они разделены разметкой 1.1, 1.3 или 1.11. Соответственно, при наличии таких обозначений, обгон и вовсе не может быть начат.
Санкция за подобные нарушения определяется на основании статьи 12.15 КоАП РФ, которая предполагает наказание за нарушение правил расположения машины на проезжей части.
Ответственность за завершение обгона по сплошной линии
Статья 12.15 КоАП определяет санкции за нарушение расположения машины на проезжей части. Однако, конкретное наказание будет зависеть от обстоятельств дела. Ситуации могут быть следующими:
Повторное нарушение части 4 грозит ещё более серьёзной санкцией. Используется часть 5 статьи, на основании которой применяется лишение прав на срок до года. Если же фиксация нарушения производилась при помощи специальной камеры автофиксации, то применяется штраф на сумму до пяти тысяч рублей.
На практике возникает множество трудностей, связанных с идентификацией завершения обгона через сплошную линию сотрудниками ГИБДД. Чаще всего они даже не пытаются разобраться, имеется ли вина нарушителя в невозможности вернуться на свою полосу, поэтому сразу применяют пункт 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Несомненно, это неправильно, поэтому такие действия могут быть оспорены в судебном порядке.
Лишение прав
Самое строгое наказание за завершение манёвра обгона через сплошную линию – это лишение права управления транспортными средствами. Применяется санкция в двух случаях:
В первом случае срок лишения составит от четырёх месяцев до полугода, а во втором уже – до одного календарного года.
При первичном нарушении есть шанс получить не лишение прав, а штраф в размере пяти тысяч. Суды часто идут навстречу, если права нужны лицу для заработка или он совершает проступок впервые, имеет хорошую характеристику и у него отсутствуют непогашенные наказания за нарушение ПДД.
Назначение штрафа за завершение обгона через сплошную линию
Штрафная санкция применяется к нарушителю ПДД в следующем порядке:
Внимание! Окончательное решение выносит только суд! Сотрудник ГИБДД не вправе применять санкцию, так как одно из возможных наказаний – лишение права управления транспортными средствами.
Если водитель согласен с нарушением, он может выразить данный факт в заседании. При этом он вправе просить о применении более мягкого наказания, то есть денежного штрафа, а не лишения прав. Если иных проступков со стороны водителя нет, а он свою вину признаёт, то суд, с большей долей вероятности, пойдёт навстречу и применит именно финансовое наказание.
Если водитель не согласен с предъявляемым нарушением, то может попытаться доказать свою позицию. Свидетельские показания, а лучше – записи с камер помогут защитить свои права. Если запись отсутствует и у водителя, и у ГИБДД, суд примет решение в пользу водителя, так как неустранимые нарушения, в административном праве, трактуются в пользу обвиняемого (по аналогии с правом уголовным).
Если штраф за завершение обгона по сплошной линии фиксируется в помощью камеры видеофиксации, судебное заседание не назначается. Лицо получит постановление по почте, но может попытаться обжаловать его в судебном порядке. Для отмены протокола потребуются существенные доказательства.
Что делать водителю в случае назначения штрафа?
В момент вынесения протокола, водитель, который не согласен с данный фактором, может выразить своё несогласие при подписании документа. Для этого на бумаге есть свободное место, на котором, перед подписью, нужно указать «с протоколом не согласен».
Игнорировать подписание не стоит, это не приведёт к положительным последствиям, скорее наоборот. В случае отказа, протокол будет подписан при понятых, которые подтвердят факт уведомления нарушителя. После этого документ будет направлен водителю почтой.
При несогласии с нарушением, следует подготовить доказательства своей позиции. Стоит помнить, что сотрудник ГИБДД обязан показать запись нарушителю (ст.25.1 ч.1 и 28.1 ч.4) и в суде она должна быть просмотрена сторонами. В качестве собственных доказательств можно представить запись видеорегистратора, а также с иных камер, например, рядом располагающихся магазинов. Не возбраняется вызов свидетелей, но видеозаписи будут более весомыми.
Водитель также может попытаться смягчить наказание, переведя его из части 4 в часть 3 статьи 12.15 КоАП РФ. Сделать это можно, доказав, что манёвр начинался на прерывистой линии и не был закончен вовремя, так как водителю помешало препятствие, которое не могло быть замечено ранее. Сделать это можно также с помощью записей и свидетелей.
При остановке водителя сотрудником ГИБДД и вынесении протокола о завершении обгона через сплошную линию, водитель пользуется стандартными правами, указанными в Приказе МВД России от 23.08.2017 года №664, а также в некоторых иных актах:
Чаще всего водители обращают внимание на право выражать свои разногласия при подписании протокола о назначении штрафа за завершение обгона по сплошной линии. Данный момент может быть полезен, так как пойдёт на пользу при рассмотрении дела в суде. Если сразу выразить согласие, придётся доказывать в суде, что это было произведено под влиянием обмана или в стрессовой ситуации.
Есть ли скидка на штраф за завершение обгона по сплошной линии?
Некоторые административные штрафы могут быть оплачены с пятидесятипроцентной скидкой. Об этом говорит часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ. Эта же норма устанавливает перечень нарушений, которые не могут быть оплачены меньше установленного протоколом размера.
Среди исключений числится пункт 5 статьи 12.5 КоАП РФ, предусматривающий санкцию за повторное нарушение. Пункты 3 и 4 в норме не указываются, соответственно, штраф за завершение обгона через сплошную линию разметки, совершенное первично, может быть оплачен с пятидесятипроцентной скидкой.
Логично предположить, что уменьшение стоимости применяется только в том случае, если суд использует именно штраф. Срок лишения прав за завершение обгона через сплошную не может быть изменён иначе, чем на основании отдельного судебного акта.
Обжалование
Если выносится штраф на основании пункта 3 статьи 12.5 КоАП РФ, обжаловать его можно двумя способами:
Два варианта действий допускаются, так как штраф выносится непосредственно сотрудником ГИБДД. На практике же, чаще всего, применяется пункт 4 этой же статьи, в таком случае дело рассматривается только судом.
Обжаловать штраф, вынесенный судом, можно только в апелляционном порядке, то есть в вышестоящий суд. Первичное решение принимается Мировым судьёй, соответственно, обжалование будет реализовываться через районный или городской суд.
Порядок обжалования штрафа за завершение обгона через сплошную линию разметки будет следующим:
Вышестоящий суд не будет принимать новых доказательств. Он лишь оценит, правильно ли суд первой инстанции выполнил свою работу, все ли обстоятельства и должным ли образом оценил, верно ли применил правовые нормы.
Скачать образец заявления на обжалование штрафа за завершение обгона по сплошной линии можно здесь.
Как избежать назначение штрафа за завершение обгона по сплошной линии?
Избежать штрафа за пресечение сплошной при завершении обгона можно, доказав собственную невиновность. Если сотрудник ГИБДД указывает на нарушение, нужно поинтересоваться, имеется ли видеозапись нарушения. Он обязан её предоставлять (ст.25.1 ч.1 и 28.1 ч.4) и при её отсутствии велика вероятность того, что водитель будет отпущен из-за отсутствия доказательств.
Есть возможность не избежать наказания, но снизить его, доказав, что возврат на свою полосу не был осуществлён ранее из-за действий третьих лиц или непредвиденных препятствий. Доказать это можно в суде, ходатайствовав о переквалификации деяния на пункт 3 статьи 12.15 КоАП РФ.
Судебная практика
Чаще всего, практика по подобным делам – не на стороне водителя. Доказать, что манёвр не был завершён вовремя по вине третьих лиц, достаточно трудно. ПДД чётко предписывают необходимость держать дистанцию и рассчитывать расстояние и время для каждого конкретного манёвра.
Так, Постановление по делу № 4А-11/2019 от 27 февраля 2019 мирового судьи судебного участка №142 Кошкинского судебного района Самарской области подтверждает данный факт. Гражданин В. был признан виновным в совершении правонарушения на основании части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Гражданин В. попытался обжаловать решение вплоть до Надзорной инстанции, но ему было отказано.
Есть и иные ситуации. Так, Постановление Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 декабря 2013 г. по делу № 4А-255/2013 отменило решение судов предыдущих инстанций и освободило лицо от ответственности по статье 12.15, части 4. Суд сослался на отсутствие на дороге разметки в начале манёвра, а суды предыдущих инстанций данный факт проигнорировали.
Нюансы
Завершение обгона по сплошной – спорная ситуация, которая требует дополнительного анализа и внимания. Подобные случаи возникают на практике достаточно часто, и почти всегда суды не на стороне граждан.
Полагается, что водитель должен заранее предусмотреть, когда закончится прерывистая и учесть действие знаков, собственную скорость, скорость прочих транспортных средств и иные факторы.
На практике возникает множество нюансов, на которые необходимо обратить внимание:
Практика по подобным делам достаточно разнообразна. Однако, чаще всего суды встают на сторону ГИБДД. Поэтому строго не рекомендуется начинать манёвр, если есть вероятность не вернуться на свою полосу движения до окончания прерывистой линии. Пресечение сплошной – это всегда нарушение, отличаться может лишь часть статьи, по которой производится квалификация.