закон стоимости устанавливает что

Закон стоимости

Сто́имость — основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью. На сегодня наиболее полной является трудовая теория стоимости, согласно которой в основе стоимости лежит общественно необходимое рабочее время (затраты труда) на производство товара. При этом труд подразумевается не конкретный (сапожника, инженера), а абстрактный — упрощённый и усреднённый для текущих типичных условий производства.

Содержание

Трудовая теория стоимости

В отличие от вполне очевидной полезности товара, его стоимость нельзя определить, исследуя предмет изолированно. Стоимость проявляется в форме цены исключительно в процессе обмена на другие товары. Рикардо различал естественную цену (денежное выражение стоимости) и рыночную (отклоняется от естественной под влиянием спроса и предложения).

Из-за изменений экономических условий в обществе стоимость товаров может меняться, даже если на конкретном отдельном производстве ничего не менялось. Маркс отмечал, что стоимость товаров зависит не столько от затрат рабочего времени при их непосредственном производстве, сколько от затрат рабочего времени для производства аналогичных товаров в нынешних условиях.

Стоимость всякого товара, — а следовательно, и товаров, из которых состоит капитал, — определяется не тем необходимым рабочим временем, которое заключается в нём самом, а рабочим временем, общественно необходимым для его воспроизводства. [2] …стоимость рабочей силы, как и всякого другого товара, определяется рабочим временем, необходимым для её воспроизводства. [3]

Обычно, стоимость производства единицы изделия со временем понижается. При этом не следует путать стоимость, выраженную в количестве часов рабочего времени, с ценой товара, выраженную в количестве денег. Стоимость в основном зависит от производительности труда. Цена зависит от многих факторов, в том числе от изменения стоимости самих денег, падение которой может приводить к инфляции.

Другие теории стоимости

Являясь фундаментальной экономической категорией, стоимость крайне трудно поддаётся пониманию и анализу. Многие экономисты и сегодня отрицают трудовой характер стоимости. Они делают упор на полезности (потребительной стоимости) товара, как на главном мотиве к обмену. Они считают, что пропорцию обмена диктует полезность и редкость, например:

Закон Госсена: «По мере удовлетворения потребностей степень насыщенности растёт, а полезность каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей.»

Основная проблема, которую не могут преодолеть такие теории, это субъективность оценки полезности и редкости, которые зависят от каждого конкретного покупателя и продавца. Согласно таким взглядам, цены на аналогичные товары должны быть очень индивидуальны, в то время как на практике они редко существенно отличаются. Привлечение закона спроса и предложения также не даёт ответ на вопрос, а чем именно диктуется пропорция, когда баланс объёма спроса и предложения установлен.

Наиболее популярны теории, которые выводят стоимость из издержек производства. Но все они вынуждены оперировать ценами, выраженными в количестве денег. Чем же определяется ценность денег? Такие теории предпочитают не отвечать на этот вопрос, либо сводят его к издержкам производства золота или государственному назначению ценности денег.

Можно встретить точку зрения, что стоимость — это общественно необходимый объём потраченной энергии для производства продукта труда (товара). Правда, возникает вопрос о природе стоимости самих энергоносителей. В любом случае, если бы это было действительно так, то все богатства Земли уже давно принадлежали бы Солнцу.

Основной проблемой теорий, отрицающих труд как источник стоимости, является природа прибыли. Наиболее часто указывается на способность капитала порождать прибыль. Примером может служить теория Вменения. Но чем именно обусловлена эта способность, подобные теории предпочитают не исследовать.

Источник

Закон стоимости: определение, суть, функции и значение в экономике

Отношения современных товаропроизводителей, которые создают прибыль, обменивая товары, регулируются определенными нормами. Важнейшей из них является закон стоимости. Он призван регламентировать связи производителей товаров на уровне товарной стоимости, которая измеряется общественно необходимыми затратами труда.

Действие закона начинается в сфере производства, но механизм его действия таков, что обнаруживается он на рынке при обмене товаров. Это говорит о том, что производство и обращение составляют хотя и шаткое, с некоторыми противоречиями, но все же единство.

Суть закона

Базовые понятия этого закона следующие:

Закон стоимости и его функции

Заключается функциональное значение закона стоимости в экономическом стимулировании развития и роста производительных сил. Следовательно, в товарном производстве этот закон выполняет несколько функций.

закон стоимости устанавливает что. Смотреть фото закон стоимости устанавливает что. Смотреть картинку закон стоимости устанавливает что. Картинка про закон стоимости устанавливает что. Фото закон стоимости устанавливает что

Функция первая

Учет общественного труда. Происходит он путем формирования общественно необходимых затрат рабочего процесса.

Эта функция постепенно реализуется во всем механизме рыночного хозяйствования. Цель этой функции – принять стоимость за мерило богатства, которое представляет собой всю совокупность товаров, имеющихся в обществе. Но используются для измерения богатства именно цены, так как через них проявляется стоимость.

Функция вторая

Закон стоимости является признанным двигателем стихийных процессов в механизме производительных сил в сфере производства товаров. Эта функция называется стимулирующей.

Происходит так потому, что производителям более выгодна продажа товарной продукции, индивидуальная стоимость которой меньше общественной. Эта ситуация позволяет не только возместить затраченный труд, но и получить сверху добавочный доход.

закон стоимости устанавливает что. Смотреть фото закон стоимости устанавливает что. Смотреть картинку закон стоимости устанавливает что. Картинка про закон стоимости устанавливает что. Фото закон стоимости устанавливает что

Желание производителей товаров получать добавочную прибыль стимулирует их путем изменения технологического процесса и введения новой техники уменьшать индивидуальную стоимость. Конкурентная борьба, свойственная рыночной экономике, стимулирует других производителей подобных товаров таким же путем снижать стоимость своих товаров. Как следствие, новая техника занимает свою нишу и становится очень распространенной. Вот так стихийно законы экономики, и главный из них – закон стоимости, развивают производительные силы общества.

Функция третья

Также стихийно закон стоимости регулирует производство товаров. И главным условием здесь является ценовая динамика. Через колебание рыночных цен происходят процессы перемещения и перелива факторов производства (а именно труда и капитала) из одной отрасли национальной экономики в другую. Так регулируется соотношение выпуска товарной продукции.

Общественный труд должен быть распределен в специально рассчитанных пропорциях между отраслями для полного удовлетворения потребностей общества. Например, объем добычи угля необходимо соотносить с количеством выплавки черных металлов, а сталелитейное производство должно ориентироваться на число автомобилей, выпускаемых из этой стали и т. п. Но стихийность этого механизма постоянно нарушает необходимую пропорциональность. Поэтому некоторые товары находятся то в избытке, то в недостатке.

Функция четвертая

Закон стоимости считается базовым правилом дифференциации товаропроизводителей. Но он ни в коем случае не обуславливает экономического равенства между производителями товаров потребления. Именно закон стоимости порождает неравенство в их сфере. Причина проста: несовпадение индивидуальной стоимости и общественной.

Объединение одних производителей товаров, сверхобогащение других и разорение третьих – тоже результат стихийности закона стоимости. Приводит к нему дифференциация товаропроизводителей, ведущая к безотчётному переходу простого товарного производства в капиталистическое.

закон стоимости устанавливает что. Смотреть фото закон стоимости устанавливает что. Смотреть картинку закон стоимости устанавливает что. Картинка про закон стоимости устанавливает что. Фото закон стоимости устанавливает что

Функция пятая

Сознательное регулирование высокоассоциированной экономики. Современное общество сознательно применяет принципы закона стоимости для регулирования процессов ценообразования, товарного и денежного обращения, а также во внешней торговле.

Роль закона стоимости в экономике

Принципы действия его не являются абсолютными. Закон стоимости, определение это подчеркивает, имеет ограниченный характер. Он дает возможность разобраться в поведении товаропроизводителя и/или продавца, в том, как появляется стоимость и цена. Закон стоимости не может объяснить причины экономического поведения другого субъекта рыночных отношений – покупателя. Это и делает его ограниченным.

закон стоимости устанавливает что. Смотреть фото закон стоимости устанавливает что. Смотреть картинку закон стоимости устанавливает что. Картинка про закон стоимости устанавливает что. Фото закон стоимости устанавливает что

Секрет состоит в следующем. Производители товаров планируют продавать продукцию по цене, которая бы полностью возмещала затраты и приносила прибыль. То есть поведение товаропроизводителя всецело подчиняется закону стоимости. Покупатель же совершенно не интересуется затратами, вложенными в товар производителем. Цель потребителя – низкая стоимость покупки, ее полезность и важность или неважность ее приобретения. Здесь работает уже не закон стоимости, а закон спроса и предложения.

Мировые экономические процессы

Закон стоимости распространяется и на мировые хозяйственно-экономические связи. Только в этом случае национальная стоимость играет роль индивидуальной. Из нее происходит образование интернациональной стоимости. Страна, обладающая высокой производительностью труда, имеет сравнительно небольшие затраты труда и продавая товары по образованной интернациональной стоимости получает прибыль. В то время как государство с высокой индивидуальной стоимостью оказывается в проигрыше.

закон стоимости устанавливает что. Смотреть фото закон стоимости устанавливает что. Смотреть картинку закон стоимости устанавливает что. Картинка про закон стоимости устанавливает что. Фото закон стоимости устанавливает что

Но это не говорит о том, что внешнеторговые связи вовсе не выгодны государству с производительностью труда ниже, чем у остальных. Если сама страна получает товары дешевле, чем могла бы их производить, то низкая производительность труда будет целесообразной. Здесь на первый план выходит соотношение национальной стоимости экспортируемой и импортируемой продукции и интернациональной, в то время как величина стоимости значения не имеет.

Источник

Рынок

Что такое рынок

Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Признаки рынка

Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:

Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.

Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.

Функции рынка

Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:

Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.

Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.

Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.

Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.

Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.

Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.

Формы организации

Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.

Популярные формы организации рынка:

Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.

Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.

Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.

Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.

Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).

Виды рынков

Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:

по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;

по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;

по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;

по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;

с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;

по легальности — легальный, нелегальный;

по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;

по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.

Преимущества и недостатки рынка

Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.

Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:

все зависит от случая;

невозможно сделать долгосрочный прогноз;

проблемы с экологией;

Законы рынка

закон стоимости устанавливает что. Смотреть фото закон стоимости устанавливает что. Смотреть картинку закон стоимости устанавливает что. Картинка про закон стоимости устанавливает что. Фото закон стоимости устанавливает что

Закон стоимости

Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.

Закон спроса и предложения

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.

Закон конкуренции

Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.

Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.

Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.

Способы регулирования рынка государством

Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:

фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;

акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;

дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;

Условия развития рыночного хозяйства

Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:

свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;

наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.

Заключение

Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.

Источник

Закон стоимости

Добавлено в закладки: 0

Что такое закон стоимости? Описание и определение понятия.
Закон стоимости – это экономический закон, который показывает, что ротация и производство товаров происходит на основании их рыночной стоимости. Эта стоимость закон стоимости устанавливает что. Смотреть фото закон стоимости устанавливает что. Смотреть картинку закон стоимости устанавливает что. Картинка про закон стоимости устанавливает что. Фото закон стоимости устанавливает чтоопределяется количеством затрат труда, необходимым для общества.

Если затраты труда больше, чем необходимый общественно порог, они отрицаются. Данное условие дает возможность контролировать объём товарного производства.

В таком случае товарообмен перестаёт быть случайным, и производство работает на обеспечение платёжеспособных общественных потребностей. Закон стоимости дает предложению и спросу возможность открыто взаимодействовать, заставляя производителей конкурировать.

Рассмотрим, более детально, что значит закон стоимости.

Суть закона стоимости

Стоит особо отметить, что само развитие товарного производства, а также его превращение в современное рыночное хозяйство осуществлялись только на основе функционирования закона стоимости.

Сущность закона стоимости состоит в том, что все товары обмениваются по стоимости на основе затрат общественно необходимого труда.

Это не только закон товарного обращения, но также и закон производства. Механизм действия закона стоимости основывается на разнице между стоимостями товара (индивидуальной и общественной).

Цены товаров соотносят к их стоимостям и могут колебаться вокруг них таким образом, что чем обширнее развивается товарное производство, тем больше усредненные цены за достаточно продолжительные промежутки времени совпадают со стоимостями товаров.

Функции закона стоимости

В условиях развитой рыночной экономики и даже в простом товарном производстве закон стоимости выполняет такие основные функции:закон стоимости устанавливает что. Смотреть фото закон стоимости устанавливает что. Смотреть картинку закон стоимости устанавливает что. Картинка про закон стоимости устанавливает что. Фото закон стоимости устанавливает что

Регулирует пропорции общественного производства

Ни для кого не секрет, что цены на рынке зависят от спроса и предложения, И если предложение не может удовлетворить спроси в то же время цены на данный товар растут, это означает только одно – производители данного товара, продавая его по завышенным ценам, получают значительную прибыль. Другие производители это замечают и в погоне за высокими доходами также стараются направить свои капиталы в данное производство, что уже неизбежно ведет к изменению пропорций между отдельными отраслями и производствами. Когда рынок будет насыщается определенными товарами и цены начинают падать, происходит отток основных капиталов уже в другую отрасль, которая становится более доходной в данный период времени. И такой циклический процесс идет постоянно в условиях рыночной экономики.

Увеличивает дифференциацию товаропроизводителей

. Так как товары продаются по общественно необходимым затратам (или по стоимости), то производители, у которых индивидуальная стоимость выше общественной, не могут выдержать жесткой конкуренции и неизбежно разоряются. Те же, кто старается производить товары с затратами которые ниже общественных, наоборот, процветают и обогащаются.

Стимулирует развитие производительных сил

Если производитель является в чем-то новатором и он старается внедрить какое-то новшество, которое позволяет повысить на производстве производительность труда, если он производит товары с индивидуальной стоимостью, гораздо меньшей, чем общественная, а продает их по общественной стоимости. Это означает, что он получает дополнительную прибыль. Происходит это до тех пор, пока новшество не получит общественного распространения и признания и не приведет к снижению общественно необходимых затрат труда. Для того чтобы опять получить дополнительную прибыль, нужно опять совершенствовать оборудование на производстве, саму организацию производства и так далее, то есть необходимо постоянно развивать и совершенствовать производительные силы предприятия.

Подводя итог, можно сказать, что закон стоимости создает необходимые условия для перерастания простого товарного производства в более развитое капиталистическое, а также для дальнейшего развития рыночного хозяйства и товарно-денежных отношений. Осуществляется это посредством эффективного регулирования пропорций производства, дифференциации товаропроизводителей, а также стимулирование развития производительных сил.

Взаимосвясь стоимости товара и ценызакон стоимости устанавливает что. Смотреть фото закон стоимости устанавливает что. Смотреть картинку закон стоимости устанавливает что. Картинка про закон стоимости устанавливает что. Фото закон стоимости устанавливает что

Цена — это стоимость товара, которая выражена в денежной единице. Цена на товар или услугу определяется прежде всего общественно необходимыми затратами труда на его производство и реализацию. В основе цен и их движения лежит также закон стоимости. Цена товара формируется на рынке, и она зависит от стоимости товара и стоимости денег (при условии равенства спроса и предложения на эти товары ). Когда функционируют действительные деньги, то существуют определенные закономерности: цены на товары прямо пропорциональны стоимости этих товаров и обратно пропорциональны стоимости денег. Но в реальной жизни чаще всего наблюдается несоответствие спроса и предложения на рынке, в связи с этим цена товара неизбежно отличается от его стоимости.

Мы коротко рассмотрели закон стоимости и его функции, а также взаимосвязь стоимости товара и цены.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник

Основные экономические законы

При разработке важных стратегических решений рекомендуется анализировать механизм действия следующих экономических законов функционирования рыночных отношений:

Закон возвышения потребностей — это объективный закон, в соответствии с которым в мире происходит процесс увеличения видов (наименований), разновидностей, изменение структуры (в пользу качества) потребительских товаров и услуг и их качества. Количество видов товаров и услуг удваивается примерно через 10 лет, их объемы в натуральном выражении и структура изменяются дифференцированно по каждой ассортиментной группе.

Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса) характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменном уровне качества). Со снижением цены товара спрос на него повышается, а с повышением цены — наоборот, снижается, т. е. покупатель либо не имеет средств купить этот товар, либо он покупает то-вар-заменитель.

Закон спроса описывает поведение покупателей при изменении цены товара. Поведение продавцов (изготовителей) товара на рынке описывает закон предложения. Предложение — это тот аспект рыночных отношений, который отражает непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, предлагаемым продавцом, изготовителем или посредником. Закон предложения характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке. Если цены повышаются, то на рынок будет поступать больше товаров данного наименования, рынок стимулирует увеличение объема предложения, продавцам (изготовителям) выгодно повышать объем продаж (объем производства). И наоборот, если цена на данный товар на рынке будет снижаться (под воздействием рыночных механизмов, а не продавцов), то продавцам становится невыгодно предлагать данный товар на таком рынке и его предложение будет сокращаться.

Механизм действия закона зависимости между предложением и спросом объясняется взаимодействием кривой предложения и кривой спроса. Кривая предложения показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность выпускать и продавать товар. Более высокая цена позволяет существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или использования других факторов, а в длительный промежуток времени — за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще велики издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

Кривая спроса показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Покупатель обычно предпочитает приобретать больше, если цена ниже (при одинаковом уровне качества). Две кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения, т. е. при равновесных по обеим кривым цене и количестве товара. В этой точке нет ни дефицита, ни избыточного предложения, а значит, нет давления на изменение цены в дальнейшем. Этот закон действует в условиях совершенной, или чистой, конкуренции.

Закон возрастания дополнительных затрат характеризует структуру богатства страны, соотношение между накоплением и потреблением. Укрупненно к накоплениям относятся приобретенные или созданные материальные и нематериальные активы, к потреблению — совокупность товаров и услуг, созданных для личного потребления физическими лицами. Уровень богатства страны в целом определяется уровнем ее комплексного развития и природно-климатическими условиями. При неполном использовании ресурсов возрастают дополнительные затраты, при том же уровне потребления уменьшаются доля накопления, доля внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения. Эффективность использования ресурсов в России в 2-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах, а ВВП на душу населения — в 4-6 раз меньше.

Закон убывающей доходности проявляется на микроуровне: он показывает, что на получение каждой последующей единицы эффективности требуется больше единиц затрат, чем на получение предыдущей единицы эффективности, когда закон масштаба уже исчерпал себя. Например, при повышении силы конкуренции приращение каждой последующей доли рынка требует больше затрат, чем приращение рынка на такую же долю в предыдущий период. Или достижение каждого дополнительного приращения безотказности машины требует средств во много раз больше, чем затрачено на достижение предыдущей такой же доли безотказности.

Закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления отражает соотношение затрат в сферах производства (разработка, изготовление, хранение) и потребления (доставка, использование, восстановление, утилизация) объекта. При подготовке любых стратегических решений должны учитываться эти виды затрат. Существенное повышение, например, качества объекта влечет за собой рост производственных затрат при снижении доли эксплуатационных затрат в совокупных затратах. В этом случае оптимальный уровень качества будет достигнут при минимальных совокупных затратах.

Закон эффекта масштаба проявляется в том, что с увеличением программы выпуска продукции или выполнения какой-либо работы (до оптимальной величины) условно-постоянные (или косвенные) расходы, к которым относятся общезаводские и общецеховые, на единицу продукции уменьшаются, снижая соответственно ее себестоимость. При этом качество продукции повышается. Исследования показывают, что программу выпуска можно увеличивать путем увеличения доли рынка за счет повышения конкурентоспособности продукции, выполнения комплекса работ по унификации и агрегатированию однородной продукции. За счет фактора масштаба себестоимость однородной продукции можно снизить до двух раз, а качество ее изготовления повысить до 40%.

Схема действия закона эффекта опыта выполнения работ или освоения новой продукции аналогична схеме действия закона масштаба. Очевидно, что если человек выполняет работу впервые, то он затратит времени в несколько раз больше, чем после полного освоения методов, приемов и навыков выполнения данной работы.

Закон экономии времени в авторской интерпретации гласит, что инновационная деятельность должна обеспечивать неуклонный рост эффективности аналогичных объектов, т. е. снижение суммы затрат прошлого (овеществленного), живого и будущего труда за жизненный цикл данного объекта на единицу его полезного эффекта (отдачи) по сравнению с предыдущей моделью объекта или лучшим мировым образцом.

Категории «будущий труд» в экономической теории не было и нет, вследствие чего закон экономии времени в научной и учебной литературе рассматривался (в советские времена) и рассматривается сейчас как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции. Такой узкий статичный подход к главному закону эффективности общественного производства — закону экономии времени — исключает из сферы исследования эксплуатационные затраты и полезный эффект объекта, приводит в перспективе к неэффективному использованию ресурсов в народнохозяйственном масштабе.

Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены (цены, деленной на полезный эффект объекта). Сформулированный нами закон конкуренции — объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной дорогой продукции. Закон конкуренции длительное время может работать только при действии качественного антимонопольного законодательства.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *