закипел бачок антифриза что делать
Причины закипания антифриза в расширительном бачке
Нормальная работа двигателя внутреннего сгорания возможна лишь при условии его непрерывного охлаждения. Оно происходит за счёт принудительной циркуляции антифриза по каналам в корпусе двигателя. Однако нередки случаи повышения температуры охлаждающей жидкости до уровня кипения. Игнорирование такой ситуации может привести к печальным последствиям и дорогостоящему ремонту. Поэтому каждый автовладелец должен чётко знать порядок действий при закипании антифриза.
Почему закипает антифриз
Существует множество причин закипания охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке, основные из которых:
Во всех этих случаях охлаждающая жидкость не успевает остывать. Её температура постепенно растёт и при достижении 120 о С начинается кипение.
Кипение антифриза в расширительном бачке сопровождается белым паром
Основу антифриза составляет этиленгликоль — химическое соединение из группы спиртов. Он не позволяет ОЖ замерзать на морозе. При закипании же этиленгликоль начинает испаряться. Его пары токсичны и опасны для нервной системы человека.
Низкий уровень антифриза в бачке
При закипании прежде всего следует проверить уровень антифриза в бачке. Делать это следует только после полного остывания ОЖ. При обнаружении недостатка жидкости в зависимости от ситуации следует выполнить следующие действия.
Если антифриза в расширительном бачке мало, его следует долить
Неисправность термостата
Термостат — это регулятор температуры антифриза в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев двигателя и поддерживает нужный ему тепловой режим работы.
ОЖ в системе охлаждения циркулирует по большому или малому контуру. Когда термостат ломается, его клапан заклинивает в одном положении (обычно в верхнем). При этом большой контур не работает. Весь антифриз идёт только по малому кругу и не успевает полностью остывать.
При поломке термостата задействуется только один круг охлаждения
Определить, что неисправен именно термостат, можно следующим образом.
Если термостат сломался в черте города, нужно доехать до ближайшего автосервиса и заменить его. В противном случае следует аккуратно продолжать движение, периодически (каждые 5–6 км) доливая воду в расширительный бачок. Заливать воду в бачок можно только при остывшем двигателе. Таким способом можно добраться до ближайшего автосервиса и заменить термостат.
Видео: неисправности термостата
Проблемы с радиатором
Радиатор перестаёт нормально работать в трёх случаях.
Радиатор покрыт грязью и нуждается в срочной промывке
Во всех этих случаях можно продолжать движение с регулярными остановками через каждые 7–8 километров.
Некачественный антифриз
При использовании ОЖ низкого качества в первую очередь пострадает помпа. Она начнёт ржаветь, появятся смолистые отложения. По причине сильной кавитации она может даже разрушиться.
Кавитация при использовании некачественного антифриза разрушает помпу
В результате крыльчатка помпы будет вращаться медленнее или совсем остановится. Антифриз перестанет циркулировать по охлаждающим каналам двигателя и начнёт быстро нагреваться и закипать. Закипание будет наблюдаться и в расширительном бачке.
Более того, крыльчатка помпы может просто раствориться в некачественном антифризе. Известны случаи, когда ОЖ оказывалась настолько агрессивной, что вызывала мощную химическую коррозию внутренних частей помпы и разрушала их за несколько дней. В этих обстоятельствах вал помпы продолжает вращаться фактически без крыльчатки нет. Давление в системе охлаждения падает, антифриз перестаёт циркулировать и закипает.
Эксплуатация автомобиля с неисправной помпой почти всегда приводит к необратимым повреждениям двигателя. Поэтому при поломке помпы следует взять машину на буксир или вызвать эвакуатор.
Вспенивание антифриза
ОЖ в расширительном бачке может не только закипать, но и вспениваться без повышения температуры. Антифриз остаётся холодным, но на его поверхности появляется белая шапка из пены.
Антифриз в расширительном бачке вспенивается при попадании в систему воздуха
Основные причины вспенивания следующие.
В первых трёх случаях достаточно слить старый антифриз из системы, промыть её и залить новую ОЖ в соответствии с рекомендациями производителей.
В последнем случае повреждённую прокладку придётся менять. Для того чтобы определить, что повреждена именно прокладка, нужно внимательно осмотреть головку блока цилиндров. Если на ней видны следы масла, то прокладка изношена.
Последствия закипания антифриза
При закипании антифриза двигатель перегревается. Специалисты различают три уровня перегрева: слабый, средний и сильный.
Слабый перегрев наблюдается, когда двигатель работает с закипевшим антифризом не более пяти минут. Существенных повреждений за это время, скорее всего, не произойдёт.
Для среднего перегрева двигатель должен проработать с кипящим антифризом 10–15 минут. При этом:
При сильном перегреве двигатель может просто взорваться. Даже если этого не произошло, последствия будут катастрофическими:
Таким образом, вероятность закипания антифриза в расширительном бачке зависит от множества факторов. Некоторые факторы легко устранимы, другие требуют вмешательства специалистов. В любом случае следует избегать перегрева двигателя. Чем раньше водитель заметит кипение антифриза, тем легче будет разобраться с его последствиями.
Почему кипит антифриз в расширительном бачке: обзор распространенных поломок
Кипение тосола в расширительном бачке в 90% случаев указывает на перегрев двигателя. Если ничего не предпринять, то есть вероятность получить заклинивший мотор, ремонт которого не всегда целесообразен, а стоимость нового изрядно ударит по карману. Так почему кипит антифриз в расширительном бачке и что делать, если датчик температуры при этом не указывает на перегрев двигателя?
Нехватка тосола в системе охлаждения
Антифриз хоть и медленно, но все же выкипает, его периодически (2 – 3 раза в год) приходится доливать. Соответственно, первым делом достаточно дождаться, пока кипение прекратится, снять крышку расширительного бачка и долить антифриз (желательной той же марки, что и ранее использовался).
В некоторых автомобилях предусмотрено 2 горловины для заливки антифриза: через расширительный бачок и радиатор. Если конструкция такая, то тосол добавляют в каждую из них до указанных меток (если их нет, то в инструкции к авто имеются рекомендации от производителя касательно требуемого объема жидкости в системе охлаждения).
Утечка антифриза
Нехватка тосола в системе может указывать на наличие утечки охлаждающей жидкости. В этом случае после доливки антифриза двигатель может нормально работать 1 – 10 дней, но далее проблема снова возвращается. Поэтому не лишним будет провести детальный осмотр патрубков, соединений с расширительным бачком.
Часто утечки обнаруживаются и на самом радиаторе из-за появления в нем трещин (устраняется только его заменой, рекомендуется устанавливать медный, хоть и стоят такие в разы дороже, а не алюминиевые).
Неисправен термостат
Система охлаждения автомобиля разделена на 2 части: малый и большой контур. Антифриз не поступает в большой контур до тех пор, пока не разогреется до 70 – 80 градусов. Далее – открывается специальный клапан (термостат, реагирующий именно на нагрев) и охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор.
Если же термостат неисправен, то антифриз циркулирует только по малому контуру (который не соединен с радиатором). И охлаждение тосола попросту не происходит (радиатор при этом либо вовсе холодный, либо слегка теплый). Из-за этого система охлаждения работает неправильно, двигатель мгновенно после запуска двигателя перегревается.
Как проверить работоспособность термостата? Если технически предусмотрена его возможность извлечения, то снять и протестировать, поместив клапан в горячую воду, нагретую примерно до 90 градусов (термостат при этом должен «раскрыться»). Если этого не происходит, то клапан однозначно вышел из строя.
В автомобилях, где термостат не извлекается, его попросту выбивают (так как изначально он «запрессован»). Вероятней всего, что при этом он будет поврежден, поэтому подобную процедуру следует выполнять уже купив заблаговременно новый термостат.
Повышенное давление в системе охлаждения
Система охлаждения является закрытой. Но жидкость при нагреве расширяется, внутреннее давление растет. Во многих автомобилях для его нормализации устанавливают обратный клапан, который сбрасывает «излишек» тосола в расширительный бачок. В момент, когда происходит тот самый «сброс», антифриз в бачке буквально «булькает», что неопытные водители и расценивают как кипение.
Но если подобное происходит слишком часто, то это может указывать на неисправность клапана обратного хода (засор, его заклинивает). Временная мера – вообще удалить этот клапан (подсоединив патрубок к бачку напрямую). Но при первой же возможности его все же следует установить.
Прожог прокладки блока цилиндров
Одна из самых сложных поломок, из-за которых закипает антифриз. Прожог прокладки приводит к тому, что из системы охлаждения тосол начинает затекать в блок цилиндров, там же он сгорает, попадая в выхлопную систему. Часто это сопровождается густыми белыми выхлопными газами. И при этом уровень тосола в системе охлаждения регулярно опускается до минимального, хоть видимых утечек обнаружить и не удается.
При такой поломке в расширительном бачке также могут появляться следы от моторного масла – его «подсасывает» из блока цилиндров. После устранения неисправности чистка системы охлаждения – обязательна.
Ремонт подразумевает проведение разборки двигателя с заменой поврежденной прокладки. Естественно, выполнять это следует только специалисту, так как потребуется повторно настраивать расположение клапанов, устанавливать в верное расположение распределительный вал и так далее.
По какой причине чаще всего прогорают прокладки? Можно выделить ключевые:
Без детальной диагностики работы моторы не обойтись при таком раскладе.
Неисправен насос
Циркуляция охлаждающей жидкости обеспечивается циркулирующим насосом (помпой), которая в действие приводится либо ременной передачей, либо от электродвигателя. Если же насос перестанет качать тосол, то он попросту не будет успевать охлаждаться, протекая через радиатор. Как правило, при такой поломке на приборной панели загорается сигнал «Check». Ремонт – замена насоса на новый.
В двигателях, где насос приводится в действие ременной передачей (встречается преимущественно в старых авто) также следует проверить не проскальзывает ремень. Это может возникать из-за попадания масла, антифриза, воды (в дождливую погоду).
Не работает вентилятор
Вентилятор устанавливается позади радиатора и создает мощный воздушный поток, который и охлаждает протекающую через него охлаждающую жидкость. Если он неисправен или не включается (так как вышел из строя температурный датчик), то радиатор будет продуваться недостаточно, соответственно, температура двигателя хоть и медленно, но будет подниматься до критической отметки свыше 110 градусов. Такое происходит преимущественно в теплую пору года, так как зимой и без вентилятора радиатор будет нормально охлаждаться при средних нагрузках двигателя.
Ремонт – либо замена вентилятора, либо термодатчика. В качестве временной меры можно рассматривать удаление термодатчика и подключение крыльчатки напрямую к 12В (к аккумулятору). В этом случае он будет работать постоянно без отключения (только когда включено зажигание).
Воздушный засор
Если в систему охлаждения попадает воздух, то образовывается пневматическая пробка, из-за которой тосол попросту не циркулирует через радиатор. Преимущественно подобное возникает при появлении небольших пробоин в патрубках или в самом радиаторе (через них воздух и «подсасывает»). Антифриз при этом практически сразу закипает в расширительном бачке после запуска двигателя.
Ремонт подразумевает устранение пробоины, найти её проще всего через тщательный осмотр системы охлаждения при запущенном двигателе. Необходимо найти, где именно жидкость просачивается.
Тосол пора менять
Тосол с течением времени теряет свои охлаждающие свойства. Это самая «безопасная» причина его кипения расширительном бачке. Ремонт очевиден: сливать старый антифриз, проводить чистку системы охлаждения и заливать новый. Опытные автомобилисты рекомендуют производить замену охлаждающей жидкости через каждые 40 – 50 тысяч километров (или 1 раз в 3 года, даже если автомобиль редко эксплуатируется).
Низкое давление окружающей среды
С подобным можно столкнуться во время путешествий. Дело в том, что чем выше автомобиль находится над уровнем моря, тем ниже температура кипения охлаждающей жидкости. Это – простейшие законы физики, известные ещё со школьного курса.
Если на высоте 0 метров над уровень моря температура кипения будет в диапазоне 100 – 110 градусов, то на высоте в 2,5 – 3 км кипеть антифриз начнет при 85 – 90 градусах. Но перегрева двигателя при этом возникать не должно. Это не поломка, а естественное поведение охлаждающей жидкости.
Меры предосторожности
Водитель обязан знать, что:
Итого, вышеуказанные причины являются самыми распространенными, из-за чего в расширительном бачке начинает закипать или просто «бурлить» тосол. Если установить характер поломки самостоятельно не удается, то лучше обратиться к опытным специалистам из СТО. Но допускать регулярный перегрев мотора не стоит, так как ремонт заклинившего блока цилиндров совсем недешевое «удовольствие».
Причины закипания охлаждающей жидкости двигателя авто и чем это опасно
Перед тем как приобретать свой первый автомобиль, обязательно изучите особенности его строения и работы комплектующих запчастей. Без внимания нельзя оставить движок, который скрывает в себе массу нюансов, способных свернуть ваши планы не только на длительные поездки, но и на перемещение из дома на работу и обратно. Дело в том, что автомобиль включает в себя расходные детали и жидкости, которые можно поменять самостоятельно. К таким предметам можно отнести всевозможные ремни, масла, лампочки и охлаждающие жидкости.
Часто бывает такое, когда из-под крышки расширительного бачка вытекает тосол. Эксплуатировать машину в таком состоянии нельзя – это может привести к оплавлению составляющих двигателя.
Сегодня мы рассмотрим причины закипания охлаждающей жидкости в бензиновом двигателе, поговорим о последствиях и сделаем некоторые выводы, которые касаются данной ситуации.
Почему закипает машина, причины
Причин, по которым кипит антифриз, много. Так как устройство двигателя от ВАЗ и других автомобилей – это сложноустроенная конструкция, включающая в себя разные комплектующие, необходимые для ее функционирования, она требует к себе внимания со стороны владельца.
Причины, по которым в бачке закипел антифриз, делим на несколько групп:
Обратимся к частным случаям, из-за которых из-под крышки расширительного бачка вытекает антифриз. Они характерны как для отечественных автомобилей, так и для иномарок.
Низкий уровень антифриза
Наиболее частая причина, из-за которой бурлит антифриз в расширительном бачке – это его недостаток. Даже самые внимательные водители порой забывают о такой простой вещи, как своевременная доливка ресурса в бачок. Это приводит к тому, что, то количество жидкости, которое есть в наличии, не справляется со своими задачами, нагревается и начинает кипеть.
Чтобы убедиться в недостаточном количестве тосола, смотрим на резервуар, в который он залит. На нем вы найдете две отметки: «Min» и «Max». По ним и ориентируемся.
Теперь перед вам встает вопрос о том, что делать, если двигатель закипел именно из-за недостатка ОЖ. В таком случае, действия ответственного человека выглядят так:
Вы можете не проводить операции со сливой старого антифриза, и сэкономить на этом десять минут времени. Но жидкость, которая уже подвергалась кипению, потихоньку теряет свои свойства. Так что лучше сделать все по той технологии, о которой было сказано.
Сложности после замены жидкости
Если тосол бурлит в расширительном бачке из-за того, что вы давно его не заливали, то достаточно будет пополнить уровень ОЖ, и можно будет приступать к эксплуатации автомобиля.
Но может случиться чуть более неприятная ситуация: тосол не испарился в течение времени – он вытекает из бачка, так как его герметизация нарушена. В такой ситуации, проводим детальную проверку, при ярком свете, следующих комплектующих:
При наличии даже небольшого отверстия в любой из этих деталей, проводим замену. Если у вас не получится найти дефектов, то отправляемся в СТО, так как вашей машине нужна детальная проверка системы охлаждения. Если не обратить на это внимание, закипания охлаждающей жидкости будут преследовать вас регулярно.
Другие причины
Есть также другие факторы, из-за которых из-под крышки расширительного резервуара может начать бежать ОЖ. Сторонние причины закипания выглядят так:
Если вы столкнулись с вопросом о том, что делать, если закипел движок, то сначала нужно выяснить, какие последствия принесла эта ситуация.
Возможные последствия перегрева
Мы условно разделим последствия того, что в расширительном бачке кипит тосол, на три группы: легкие, средние и тяжелые. Рассмотрим каждый пункт:
Сталкиваться с ремонтом не хочет никто. Так что своевременно узнаем причины закипания двигателя и исправляем их.
Насколько опасно закипание антифриза
Выше мы описали причины закипания охлаждающей жидкости бензинового двигателя в автомобилях ВАЗ и других марках. Все они могут диагностироваться самостоятельно водителями, которые имеют минимальные навыки обращения с деталями своей машины.
Так что не забывайте и не ленитесь регулярно проводить технической осмотр расходных комплектующих. Кроме того, следите за уровнем масла и давлением в шинах. Безопасная езда приносит куда больше удовольствия, чем постоянный риск.
Бурлит антифриз в расширительном бачке: в чем причина
Кипит или бурлит: симптомы вскипания антифриза
Будучи неосведомленными о данной разнице, владельцы лихорадочно начинают менять прокладки ГБЦ и искать трещины в блоке цилиндров. На деле же все гораздо проще: именно воздушная пробка заставляет антифриз бурлить на холодном двигателе. Причиной тому могут стать течи ОЖ или неграмотная замена тосола. Чаще всего воздух скапливается в печке и одним из способов его удаления оттуда является пожмакивание патрубков вручную.
Почему тосол вскипает
Итак, температура близка к 100 градусов Цельсия и антифриз начинает закипать. Это верный симптом отсутствия давления в системе охлаждения. Под давлением паров жидкость вскипает позже, нежели при атмосферном давлении. Граница вскипания исправной системы находится примерно за пределами красной зоны, забегать в которую настоятельно не рекомендуется.
Неисправная крышка расширительного бачка (радиатора)
Давление в системе охлаждения мотора может сравняться с атмосферным по двум причинам:
Изучив конструкцию крышки расширительного бачка, становится понятным, что клапан может заклинить как в открытом, так и в закрытом положении. В открытом положении антифриз будет вскипать раньше положенного (при рабочей температуре мотора). В закрытом положении наблюдается несколько иная реакция: антифриз в бачке быстро поднимается и проливается наружу.
Встречаются ситуации и такого плана: тосол кипит и выливается после остановки мотора. При этом дополнительно может наблюдаться следующий факт: при оборотах свыше 3 000 об/мин стрелка датчика температуры на приборной панели плавно падает, а при снижении оборотов стрелка возвращается на место. В этом случае замена крышки на заведомо исправную разрешает проблему.
Заклинил термостат или неисправен вентилятор радиатора
Вполне возможно, что давление в системе в норме и антифриз кипит, потому что действительно достиг температуры кипения. Причина №1 – нарушение циркуляции жидкости по большому кругу (через радиатор). Это случается из-за неполного открытия термостата ввиду неисправности. Причина №2 – перегрев мотора. Виной тому вентилятор охлаждения, который не включился вблизи красной зоны, и привел к вскипанию тосола.
Проблемы в механической части
В числе серьезных причин – пробитая прокладка ГБЦ. Выхлопные газы из цилиндров попадают в систему охлаждения, в результате чего антифриз бурлит в бачке даже на холодную. Отличительной особенностью этого случая является попадание тосола в маслосистему, отчего, во-первых, повышается уровень ОЖ, во-вторых – в картере не масло, а масляная эмульсия. Белый дым из выхлопной трубы и запах отработанных газов в бачке – еще два признака пробитой прокладки ГБЦ.
Если имеется ГБО, стоит осмотреть мембрану редуктора. Особняком стоят следующие факторы:
Случай из мастерской
Не все знают, что тосол бурлит на холодную в 90% случаев по одной причине – воздушная пробка. Остальные 10% – за пробитой прокладкой ГБЦ, когда жидкость бурлит ввиду попадания газов в систему охлаждения. Наш пациент приехал на ВАЗ 2170 с проблемой следующего характера: антифриз бурлит + печка не греет.
Из мероприятий самостоятельного характера предприняты следующие:
В итоге причиной стала воздушная пробка, которая образовалась в радиаторе салонного отопителя. Вариант лечения выбран дедовский – пожмакать патрубки вручную, выгнав пробку в патрубки.
Почему антифриз может кипеть в расширительном бачке и как правильно действовать в такой ситуации
Автомобилисты, которые заботятся о целости и сохранности своей машины, обязаны знать об особенностях работы системы охлаждения. Одной их характерных неприятностей выступает закипание жидкости охлаждения.
В качестве ОЖ, в зависимости от машины, выступает антифриз или тосол. Жидкости фактически одинаковые, только разные производители используют собственные рецептуры, добавки и присадки, что несколько меняет свойства разных смесей.
Жидкость, обеспечивающая охлаждение двигателя и работу отопительной системы для обогрева салона, может кипеть по нескольким причинам. И это крайне нежелательное явление, поскольку приводит к серьёзным негативным последствиям.
Чтобы предотвратить подобные ситуации, следует знать, почему ОЖ кипит, из-за чего температура повышается до предельных отметок, и как правильно поступить в случае закипания тосола или антифриза.
Причины закипания
Первым делом необходимо разобраться в вопросе о том, почему может кипеть антифриз в расширительном бачке и какие узлы в этом виноваты.
Уровень антифриза в бачке
Понимая суть происходящего, автовладельцу будет проще своевременно принять меры, заменить проблемные компоненты и предотвратить опасные последствия.
Существующие актуальные причины, из-за которых в расширительном бачке кипит охлаждающая жидкость, будь то антифриз или тосол, связаны с 3 элементами:
Чуть позднее вы узнаете, что нужно делать, если вдруг заметили, как на автомобиле кипит тосол. Очевидно, что продолжать движение на машине не стоит, как и делать ряд иных манипуляций.
Помимо перечисленных устройств, тосол может также кипеть из-за вышедшего из строя вентилятора и крайне банальной, но распространённой причины. Заключается она в дефиците жидкости охлаждения, что можно проверить с помощью расширительного бачка. На ёмкости есть специальные метки, позволяющие понять, насколько уровень ОЖ меньше требуемого.
Потому для начала попробуйте просто долить недостающее количество антифриза. Если дело не в уровне, тогда ищите другие причины, исключая возможные неисправности и устраняя выявленные проблемы.
Основной задачей автовладельца является устранение возможных провокаторов закипания охлаждающей жидкости. Каждый из узлов следует изучить отдельно.
Насос
Для перекачки жидкости по системе охлаждения двигателя предусмотрено использование специального насоса или водяной помпы.
Ослабление натяжения ременной передачи помпы
Устройство может терять свою эффективность, начинать хуже перегонять ОЖ по системе, в результате чего перегревается антифриз и начинает кипеть.
Подобная неисправность встречается в основном на автомобилях, где шкив водяного насоса осуществляет своё вращение за счёт отдельного ремня в системе газораспределительного механизма. Или просто ГРМ.
Чтобы в дальнейшем не допускать перегревания антифриза, исключая его возможное закипание, задачей автомобилиста становится периодическая проверка степени натяжения ременной передачи. Если она ослабнет, потребуется выполнить соответствующую настройку и подтяжку. При полном износе ремень подлежит замене.
Именно когда натяжение ослабевает, скорость перемещения антифриза по системе падает. От этого антифриз хуже отводит тепло от двигателя. Таким вот образом водяная помпа провоцирует закипание жидкости охлаждения.
Радиатор
Ещё одним устройством, из-за которого может кипеть ОЖ, выступает радиатор системы охлаждения.
Внешний вид автомобильного радиатора
При этом сам радиатор выходит из строя по нескольким разным причинам, для устранения которых требуется принимать соответствующие меры.
Наружные загрязнения также способствуют снижению эффективности работы радиатора, потому его следует периодически чистить и следить за состоянием.
Термостат
К возможным причинам закипания ОЖ обязательно следует отнести термостат, который предназначен для контроля температуры жидкости охлаждения. В зависимости от показателей, термостат пускает ОЖ по малому или большому кругу циркуляции.
Неисправность указателя температуры ОЖ
Когда термостат выходит из строя, специальные клапаны, входящие в его конструкцию, заклинивают в одном неизменном положении. Из-за этого охлаждающая жидкость проходит только по малому кругу, минуя радиатор системы охлаждения двигателя.
Такая ограниченная циркуляция достаточно быстро приводит к тому, что ОЖ перегревается и достигает своих пиковых температур кипения. Если антифриз кипит, лучше сразу аккуратно открутить крышку на расширительном бачке, тем самым высвободив посторонний пар.
В подкапотном пространстве к термостату ведут 2 патрубка. Именно по ним ОЖ протекает через устройство, идёт на радиатор и в обратную сторону. У термостата есть термоклапаны, которые срабатывают при определённой температуре. Прикоснитесь к шлангу подвода антифриза, по которому ОЖ следует к радиатору, и сравните его температуру с трубкой отвода. Если температура первого выше, чем у второго, термостат заклинил и нуждается в замене.
Возможные последствия
Высокий уровень нагрева антифриза или тосола является нормальным явлением для работающего ДВС. Вопрос лишь в том, насколько сильно прогревается ОЖ, и не переходит ли температура установленные границы кипения.
Течь масла через сальник
Нельзя точно сказать, при какой температуре будет кипеть тосол или антифриз. Всё зависит от конкретного производителя, который добавляет в состав те или иные присадки.
Фактически антифриз является очищенной водой со специальными добавочными компонентами. Именно они во многом определяют качество и температурную устойчивость жидкости. При этом ОЖ может окрашиваться в разный цвет. Сам краситель на свойства не влияет, но позволяет разделить антифризы и тосолы на несколько категорий. Некоторые из них можно смешивать, а другие категорически нельзя добавлять в один расширительный бачок одновременно.
Если говорить о том, при скольки градусах тосол начнёт бурлить, то тут нужно исходить из физико-химических свойств жидкости и используемых добавок. Раньше кипение происходило, как и в случае с обычной водой, то есть при 100 градусах Цельсия. Но в современных антифризах температурная граница кипения больше, в результате чего ОЖ закипает примерно при 101-108 градусах Цельсиях.
Определить с точностью до градуса точную температуру кипения сложно. Это зависит от конкретного производителя и его особенностей изготовления жидкости охлаждения. Рекомендуется отталкиваться от собственной ОЖ, используемой в вашем авто. Так вы узнаете, закипает ли тосол в бачке при температуре 100 или более градусов Цельсия.
О кипении говорят очевидные признаки, когда тосол буквально выбивает из-под крышки. Это сообщает автомобилисту о том, что ОЖ кипит. А потому нужно предпринять соответствующие меры, дабы избежать нежелательных последствий.
Часть автолюбителей недооценивают степень угрозы, которую несёт с собой кипящий и бурлящий антифриз. В результате они не обращают на это внимания, продолжают движение и думают, что решат проблему, когда доберутся до дома, гаража или ближайшего автосервиса своим ходом.
Но если так поступить, можно спровоцировать серьёзные неприятности и вызвать опасные поломки мотора и связанных с ним систем. Последствия кипения зависят от того, насколько сильным окажется перегрев двигателя из-за кипящей ОЖ. Выделяют 3 стадии:
Начнём с наиболее безопасного слабого перегрева ДВС. Если с момента начала кипения ОЖ прошло буквально 10 минут, но не более, проблемы практически исключаются, то есть никакой серьёзной угрозы для целостности мотора нет.
Такое происходит не редко, поскольку не все водители сразу замечают признаки кипения. Зачастую о превышении температурной границы двигателя говорит соответствующий датчик на приборной панели. Если датчик подал сигнал, рекомендуется сразу же отключить мотор. Не сделав это, могут начать плавиться моторные поршни.
В слабом перегреве нет ничего страшного и опасного для современных автотранспортных средств. Важно лишь вовремя остановиться, чтобы перегрев не начал переходить в средние и сильные формы.
Следующим идёт средний уровень перегрева двигателя, обусловленного закипанием антифриза или тосола в системе. Это уже более серьёзная ситуация, которая может привести к таким последствиям:
Подобное происходит, когда ОЖ продолжает кипеть более 20 минут.
Со средним и слабым уровнем перегрева в основном сталкиваются те автомобилисты, кто халатно относятся к вопросу обслуживания системы охлаждения, забывают вовремя долить антифриз и не меняют ОЖ согласно рекомендациям.
Наиболее нежелательным справедливо считается сильный перегрев. При его возникновении автовладелец рискует лишиться двигателя, которому потребуется капитальный ремонт или заслуженная отправка на свалку.
Если температура двигателя уже долгое время находится за красной линией, будут страдать буквально все компоненты ДВС. Но и это не наиболее страшный сценарий. На практике были случаи, когда длительный сильный перегрев становился причиной взрыва мотора.
Но до сильного перегрева ситуация доходит крайне редко. Ещё на начальных стадиях большинство водителей успевают заглушить мотор, и принять ряд других мер, направленных на сохранность двигателя и обеспечение собственной безопасности.
Фактически за сильным перегревом следует волна из разрушительных явлений. Первыми сгорают поршни, затем оплавленный металл оказывается на поршневых стенках, выходят из строя сами поршни, деформируется блок цилиндров. Не стоит забывать о разрушениях смазочной системы, коленчатого вала и пр. В конечном итоге поршень может пробить стенку блока, и двигатель вряд ли удастся вернуть к его прежнему состоянию.
Действия водителя
Заметив, что в расширительном бачке начинает закипать тосол, нужно принять ряд обязательных мер. Не ждите, чтобы ОЖ начала выплёскиваться на горячий мотор. Раз жидкость закипает, на то есть соответствующие причины.
Заливаем антифриз в автомобиль
Вы знаете уже, при какой температуре обычно в машинах кипит антифриз, что провоцирует перегрев и к каким последствиям это может привести. Потому никто не захочет столкнуться с подобным на собственном авто. Необходимо начать охлаждать двигатель доступными способами, не забывая, что ОЖ сейчас находится под высоким давлением.
Есть несколько полезных советов и определённый алгоритм действий, позволяющий разобраться даже новичку в том, что ему делать, если вдруг закипел тосол.
Сидеть и ничего не делать также нельзя. Если ОЖ продолжит процесс кипения, он двигатель перегреется сначала до среднего, а затем и до сильного уровня. О последствиях подобного нагрева вы уже знаете.
Исходя из всех рассмотренного выше, можно с уверенностью говорить о серьёзности проблемы закипания ОЖ. Чтобы не допустить подобных ситуаций, внимательно следите за состоянием системы охлаждения, проверяйте работоспособность основных узлов и старайтесь своевременно проводить техническое обслуживание.