зачисление на вклад по л с другого фсп что это
Бухгалтерские проводки по депозитам и процентам
Размещение денег на депозите — что это такое
Если у организации образуются свободные денежные средства, то чтобы они не лежали мертвым грузом на расчетном счете, организация может заставить их работать. Таким образом, деньги, не задействованные в обороте, способны приносить дополнительный доход. Одним из способов получения такого дохода является размещение средств на депозите.
Депозитный счет — это счет в банковском учреждении, на котором лицо размещает свободные денежные средства, а банк согласно условиям подписанного договора начисляет на них проценты в установленном размере. Обычно депозитные договоры заключаются на определенный срок. По его истечении денежные средства возвращаются их владельцу. На данный счет могут зачисляться денежные средства только в качестве вклада.
ВАЖНО! Депозитный счет не предусмотрен для осуществления расчетов по нему с третьими лицами.
Какие счета задействуются в бухгалтерских проводках по учету депозитных операций
Депозитный счет относится к так называемым специальным счетам в банке, для учета которых в бухгалтерии предназначен счет 55. К указанному счету Планом счетов (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, в ред. от 08.11.2010) предусмотрено несколько субсчетов. Депозиты учитываются на субсчете 55.3 «Депозитные счета».
Поскольку депозитные вклады признают финансовыми вложениями согласно п. 3 ПБУ 19/02, то учитывать их можно и на счете 58 «Финансовые вложения» путем открытия соответствующего субсчета.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Способ учета движения денег на депозите организация закрепляет в учетной политике.
Счета 55 и 58 являются активными, поэтому увеличение средств на депозите будет проходить по дебету, а их уменьшение на депозитном счете или возврат владельцу на расчетный счет — по кредиту.
Что касается проводок по поступлению процентов на расчетный счет и, соответственно, их начислению, то в них будет задействован счет 91 «Прочие доходы и расходы». Субсчет 1 к этому счету «Прочие доходы» предназначен для отражения различных поступлений, в том числе и полученных процентов, от деятельности, не связанной с основной.
Условия договора банковского вклада (депозита) могут влиять на налоги и бухучет у вкладчика. Как проверить формулировки договора узнайте из Путеводителя по сделкам от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно изучите материал.
Итак, организация приняла решение разместить свободные денежные средства на депозитном счете в банке. Для этого заключается договор банковского вклада (ст. 834, 835 ГК РФ), где прописываются:
После того как все формальности будут улажены, банк открывает депозитный счет, куда обычно с расчетного счета перечисляются денежные средства организации. При этом на основании первичных документов, в том числе и выписки банка, в учете должна быть сделана запись:
Дт 55.3, 58 «Депозиты» Кт 51.
Если перевод был осуществлен с валютного счета, то запись примет вид:
Дт 55.3 Кт 51, 58 «Депозиты».
По окончании срока хранения денежных средств на депозитном счете банк обязан вернуть их владельцу на расчетный счет. Проводки по возврату депозита будут следующими:
Дт 51, 52 Кт 55.3, 58 «Депозиты».
Как мы уже отметили, периодичность начисления процентов, так же как и их ставка, — одно из обязательных условий договора. При начислении процентов у организации — владельца средств на основании банковских документов должна быть сформирована следующая проводка:
Проценты по депозитам должны быть обязательно учтены в качестве внереализационных доходов при расчете налога на прибыль, если организация применяет основной режим, или единого налога при УСН по мере их начисления (либо поступления) — п. 6 ст. 250 НК РФ.
Проценты могут перечисляться на расчетный счет лица по мере их начисления, а могут накапливаться на депозитном счете и выплачиваться единовременно лишь по истечении срока договора. Перечисление процентов на расчетный счет отразится корреспонденцией:
Вы можете подтвердить сделанные нами выводы, в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Итоги
На депозите компания может разместить денежные средства, чтобы получить дополнительный доход. В учете появятся записи с использованием счета 55 или 58, где будут отражаться операции по перечислению денег на депозит и их возврату, и счета 91.1, где будут зафиксированы начисленные банком проценты в пользу владельца средств в составе прочих доходов.
В статье были приведены основные бухгалтерские проводки, которые должны появиться в учете при отражении операций по депозитным счетам.
Клиенты банков жалуются на пропажу средств со своих вкладов
Представьте, что деньги с вашего депозита снял кто-то другой.
С чем это может быть связано и как доказать банку, что ты не забирал деньги раньше времени?
В июне клиент Совкомбанка Сергей обнаружил, что вклад, открытый им полгода назад, забрал кто-то другой. Неизвестный снял с депозита досрочно почти 1,5 млн рублей.
«15.12.2018 я открыл вклад с последующей пролонгацией и пополнением. В тот же день мною была выдана доверенность в банке на имя моей матери. 13.06.2019 мать пришла в указанное отделение банка с целью пролонгировать договор и снять проценты по данному вкладу. Сотрудник банка сообщила ей, что данный вклад был закрыт мною лично 24.05.2019 и все денежные средства в размере 1 441 380 рублей выданы мне в кассе банка на руки. Лично я в банк с целью закрытия вклада не обращался и денежные средства с вклада не снимал», — писал Сергей на форуме Банки.ру под ником long.bank.
В Совкомбанке сообщили, что провели внутреннее расследование. Выяснилось, что клиент действительно не забирал свой депозит. «Денежные средства со счета вклада были сняты неустановленным лицом. Служба безопасности готовит документы для подачи заявления в правоохранительные органы», — пояснили в пресс-службе кредитной организации. Совкомбанк пообещал возместить клиенту потери и извинился за инцидент. Вкладчик подтвердил корреспонденту Банки.ру, что деньги вернулись на его счет.
Еще до разрешения ситуации участники дискуссии на форуме напомнили о похожем случае в Росбанке. В июне клиент этой кредитной организации узнал, что его депозит сняли по доверенности. «Год назад открыл депозит в Росбанке в Москве на три года, вчера обнаружил, что депозит по доверенности, которую я не давал, закрыли и деньги получили. На просьбу показать доверенность ответ руководителя отделения весьма не обнадеживающий, что доверенность, вероятно, заперта в личном столе сотрудницы, а сотрудница в отпуске, ну и прочая белиберда, что не волнуйтесь, у нас зато есть данные того, кто ваши деньги забрал, вас же не на вокзале обокрали. Похоже, банку не интересно, почему человек с другой фамилией закрывает чужие депозиты с потерей процентов», — писал пользователь с ником DSP50.
Позднее выяснилось, что пропажа средств вкладчика была технической ошибкой. «На текущий момент ситуация решена, клиенту принесены извинения, он отозвал все свои жалобы», — сообщили в пресс-службе Росбанка. Сам клиент подтверждал это на форуме.
Магия утекающих депозитов
Корреспондент Банки.ру пытался узнать у банкиров, как часто деньги с депозитов снимают не клиенты, а злоумышленники. Участники рынка отказываются публично обсуждать эту тему. Несколько топ-менеджеров разных организаций пояснили, что комментировать подобные случаи неэтично, тем более что пропажа средств с депозита клиента может быть связана с разными факторами: технической ошибкой в базе данных или некорректными действиями сотрудников кредитной организации.
Выдача средств с депозита регламентируется положением Банка России № 630-П. Физлица могут получить наличные при закрытии вклада только по расходному кассовому ордеру. Данные о клиенте в этом документе должны совпадать с информацией в паспорте или других документах, удостоверяющих личность.
«При получении суммы вклада в кассе банка также сверяется подпись в расходно-кассовом ордере и паспорте. Дополнительно, с целью информирования клиента о совершенной операции, банк направляет СМС о расторжении договора или отмене автоматического продления вклада», — пояснили в банке «Русский Стандарт». К слову, вкладчик Совкомбанка утверждает, что подобных сообщений при закрытии своего депозита он не получал. «Мой номер почему-то не был внесен в базу при оформлении договора», — пояснил собеседник Банки.ру.
Проверка документов и подписей — не единственный способ защиты от мошеннических действий, говорит начальник управления статистического анализа банка «Ренессанс Кредит» Сергей Афанасьев. «Кроме идентификации и проверки документов, например, у нас в банке на все операции, включая закрытие вклада, настроено до пяти уровней контроля (в зависимости от степени риска операции), которые включают в себя технические и организационные типы защиты», — сказал собеседник Банки.ру, уточнив, что чаще всего такой контроль невидим для клиентов.
Методику проверок кредитные организации не раскрывают, чтобы этой информацией не могли воспользоваться потенциальные мошенники. «Но меры регулярно актуализируются», — заявили в Райффайзенбанке.
Дублер вкладчика по доверенности
Составление такого документа в банке может быть бесплатным, но лучше потратить деньги и сделать все самостоятельно, считает зампред коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев. «Для распоряжения денежными средствами третьим лицам лучше выдавать нотариальную доверенность, в которой следует четко предусмотреть объем полномочий», — говорит юрист.
Как бы ни оформлялась доверенность, в дальнейшем кредитная организация обязана проводить идентификацию и доверенного лица. «При обращении доверенного лица банк проведет его идентификацию и проверку предоставленной доверенности, в случае обращения с нотариально удостоверенной доверенностью проверка будет проведена также с использованием информационных ресурсов Федеральной нотариальной палаты», — объяснили в банке «Русский Стандарт».
Страховка от угона вклада
Пострадавший может потребовать возврата средств от банка через суд. Списание денежных средств со счета осуществляется кредитной организацией исключительно на основании распоряжения клиента, напоминает Пуляев о статье 854 Гражданского кодекса. «По данному вопросу давно сформирована судебная практика, и если банк не сможет доказать, что получил от клиента распоряжение о перечислении или выдаче денежных средств, то требования клиента подлежат удовлетворению», — подчеркивает юрист.
Распоряжение клиента, данные в расчетно-кассовом ордере и данные в паспорте человека должны совпадать. «Если подпись под расходным кассовым документом не клиента, то ничего здесь доказывать не надо — банк обязан вернуть деньги. Шансы на это стопроцентные», — говорит партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.
Если в документах все сходится, но есть сомнения в достоверности подписи, можно ходатайствовать в суде о проведении почерковедческой экспертизы. Проверка может проводиться и в досудебном порядке. По словам Шевченко, в крупных банках есть свои эксперты-почерковеды в штате, кредитная организация также может нанять такого специалиста самостоятельно, чтобы не доводить разбирательства с клиентом до суда. «По-хорошему это должна быть головная боль банка, чтобы сор из избы не выносить или хотя бы не представлять себя в негативном свете, что банк раздает деньги кому попало», — констатирует юрист.
Помимо сверки документов и подписей банки при расследовании таких инцидентов нередко проверяют записи с видеокамер, установленных в отделениях. Тут для клиента решающим фактором будет срок давности «кражи»: если он пришел в банк почти сразу после инцидента, есть шанс «поднять» последние записи. «Мне еще повезло», — признается Сергей. Его мать пришла закрывать вклад в Совкомбанке примерно через две недели после злоумышленников. «А если это вклад не двухмесячный с пролонгацией, а годовой? И человек приходит через год и узнает, что «он сам» закрыл вклад месяцев восемь назад. Тогда как? — говорит собеседник Банки.ру. — Я лично для себя сделал вывод: брать выписки минимум раз в месяц».
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»
Банки ужесточают контроль над своими клиентами и теперь блокировать счета физических лиц становится все проще. Некоторые организации уже начали требовать дополнительную информацию не только о происхождение денежных средств на счете, но и о том, на что были потрачены деньги. В некоторых случаях за отказ в предоставлении информации банковские организации вполне могут заблокировать счета. При этом эксперты отмечают то, что в последнее время случаи блокировки стали действительно массовыми. Мотивировать блокировку банковская организация может требованиями Федерального закона № 115.
Банк объясняет свои требования целями безопасности, как своей, так и клиента, но хотя по сути банк можно заблокировать счет у любого человека, и разблокировать его будет достаточно сложно. Чаще всего подозрения у банка возникают при частых зачислениях, особенно если они исходят от юридических лиц. В таких ситуациях к работе подключается служба безопасности банка, которая отслеживает пути всех проведенных денежных транзакций. Можно выделить следующие ситуации, когда при поступлении крупных сумм денег надо сообщать банкам информацию, чтобы ваш счет не заблокировали.
В частности, это:
Обычно в таких случаях человек получает сумму выше 600 тысяч рублей и это платежи сразу же могут вызвать подозрение со стороны банковских организаций. Также ставить в известность ваш банк, если длительное время лицевой счет попросту пустовал и потом он неожиданно пополнился несколькими десятками тысяч или сотнями тысяч рублей.
Банковская организация может воспользоваться несколькими видами блокировок лицевого счета. Это могут быть такие санкции, как:
Обычно банк не уведомляет клиента о блокировке и виде санкций, поэтому люди совершенно случайно сталкиваются с такой проблемой.
Причины, по которым могут заблокировать карту.
Заблокировать карту могут, если на ваш счет поступают средства от юридического лица и деньги в дальнейшем часто обналичиваются в банкомате. Пострадать могут и фрилансеры, которым деньги поступают за счет юридических лиц из других регионов. Насторожить банк могут также единовременные поступления крупных денежных суммы единовременно. Обычно это суммы, превышающие 600 тысяч рублей, но на практике приходится сталкиваться и с блокировкой суммы в 200 тысяч рублей, если они поступили на банковскую карту единовременно.
Причиной блокировки может служить неоднократное поступление на счёт мелких сумм денег от разных юридических и физических лиц (в законе указан накопительный размер 600 тысяч рублей, есть прецеденты блокировки при общей сумме 150 тысяч рублей). На негативное решение банка может повлиять факт наличия владельца банковского счета в так называемом межбанковском черном списке или черных списках Росфинмониторинга.
Поводов к блокировке может быть масса, и одним из самых распространенных также является заявка хозяина счета на получение большой суммы наличных денежных средств со счета (как правило больше 600 тысяч рублей). Причем необязательно, чтобы эти денежные средства поступили от посторонних лиц. Это могут быть и собственные средства, которые вы переводите из банка в банк.
Вызвать подозрение могут еще и счета, которые были открыты в валюте или если вам переводят деньги на валютный счет люди, с которыми вы не состоите в родственных связах, транзиты денег из банка в банк или отсутствие смысла в проводимых экономических операциях. Ну и конечно же в России счета часто арестовываются на основании судебного производства или исполнительного листа.
Обычно карты блокируются на пять дней, один месяц и бессрочно. На практике редко, когда блокировка бывает короткой. Вообще процесс уведомления о блокировке счета от банков регламентирован слабо и банки разрабатывают собственные инструкции, связанные с процедурой извещения. Обычно клиенты никак не извещаются и о том, что вы заблокированы узнать можно при попытке перевода денег или оплаты услуг, или товаров.
После получения уведомления о блокировке или приостановлении операции по счету первым делом посещайте банк сами. Требуете выдать официальный документ с основаниями блокировки счета (обычно в банковских организациях это официальное уведомление о приостановлении операций по счёту или отказе в совершении операции вместе с запросом о предоставлении документов).
Надо также обратиться на горячую линию банка и рассказать о своей ситуации.
Не помешает обращение в банк с заявлением с просьбой о расблокировке счета. Обязательно при обращении в банк узнайте вид блокировки и постарайтесь предоставить список документов, которые будут подтверждать то, что денежная операция была проведена легальным образом. По факту если счет заблокировали из-за одной приходной или расходной операции счет разблокировать все-таки можно будет.
Что такое депозитный счет
Депозитный счет: что это такое
Цель любого вида деятельности — это прибыль. Следовательно, все имущество и денежные активы экономического субъекта должны использоваться с максимальной отдачей. Если компания не использует имущественные ценности в своей деятельности, то такие активы целесообразнее сдать в аренду или реализовать, чтобы перераспределить ресурсы. А если бюджет фирмы имеет денежный профицит, денежные излишки необходимо вложить в финансовые инструменты для извлечения максимальной прибыли. Депозит — один из таких фининструментов, который заключается в размещении средств экономического субъекта или физического лица на специальных банковских вкладах на определенный период времени, по окончании которого банковская организация начислит проценты.
Таким образом, положить деньги на депозит — это внести определенную сумму на спецсчет в банке или в иной финансовой компании под проценты. Срок вклада, а также объем прибыли определяются в условиях договора.
Депозитный и текущий счета: разница есть
Текущий вклад — это спецсчет, открытый в банковской организации, который предназначен для осуществления текущих расчетов, операций по зачислению и выбытию денежных средств.
Например, для граждан такими спецсчетами являются дебетовые карты, а также иные вклады, которые предусматривают прямой доступ к деньгам. Для организации такую роль исполняет расчетный счет: не важно, в валюте или в рублях.
Характерные отличия текущего счета и депозита представим в виде таблицы:
Низкий либо полностью отсутствует
Не ограничен, автоматически пролонгируется
Закреплен условиями договора, строго ограничен
Расходные операции (списания)
Доходные операция (поступления)
Разрешено в пределах баланса счета
Запрещено (исключения закреплены в условиях договора)
Обязательно (исключения — в договоре)
Депозитный или текущий счет: как узнать
Характеристики банковского счета определяются в договоре, который заключается между банком и клиентом независимо от вида вклада. Уточнить вид спецсчета можно и по сберегательной книжке, которую выдают вкладчику.
Если договор и сберкнижка у вкладчика отсутствуют, а номер спецсчета был утерян, то можно уточнить вид вклада в ближайшем офисе банковской организации, с помощью интернет-банкинга либо по телефонам технической поддержки клиентов. Отметим, что в любом случае при обращении придется пройти процесс идентификации:
Что такое карточный счет
Карточными счетами принято считать простые моментальные счета, при которых средством платежа выступает банковская карта. Например, дебетовая или кредитная карта. Помимо условий о балансе карты, при заключении договора на открытие карточного счета необходимо уточнить у сотрудника банка следующие вопросы:
Во многом принцип работы с карточным счетом зависит от баланса карты. Дебетовый счет используется для получения доходов и использования их в текущих целях. Например, зачисление оплаты от поставщиков, получение аванса от работодателя. Дебетовая карта предоставляет возможность расплачиваться где угодно (при наличии платежных терминалов). Например, возможны оплата сотовой связи, покупка в интернете, расчеты по коммунальным платежам, выплаты поставщикам и прочее. При открытии дебетовой карты на счете нет денег. Их вносят сам клиент, его работодатель или бизнес-партнер.
Кредитная карта открывается в виде потребительского кредита с лимитом. Платежные функции кредитки аналогичны дебетовому счету. То есть кредиткой также можно расплатиться в любом месте, где есть платежный безналичный терминал. Но оплата производится не собственными средствами клиента, а деньгами банка в кредит.
Кредитка удобна в использовании, так как ей можно пользоваться не постоянно, а только по мере необходимости. За снятие наличных с кредитной карты предусмотрены высокие комиссии. Уточняйте условия до заключения договора о получении кредитной карты.
Сберегательный вклад: особенности
Сберкнижка, или сберегательный счет — это разновидность депозита. Клиент, будь то организация или частное лицо, обращается в банк для открытия вклада, желая вложить накопления под процент, чтобы заработать.
Например, в компании имеется излишек денежных средств, которые не планируется использовать в ближайшее время. Чтобы деньги приносили доход, необходимо оформить вклад в банке. Оставлять активы на расчетном счете нерационально. Банки крайне редко предлагают доходные проценты по текущим счетам.
Для открытия сберегательного счета нет необходимости являться в банк лично. Можно оформить вклад онлайн. Открывая счет через интернет, клиент получает на руки договор. Чтобы получить сберегательную книжку, необходимо обратиться в ближайший офис банковской компании.
Часто задаваемые вопросы
Зарплатная карта — это депозитный или текущий счет?
Конечно, текущий. Такие карты предназначены для моментального распоряжения средствами клиента. Например, карточка Сбербанка для зачисления заработной платы.
Счет депозитный и текущий — в чем разница?
Ключевое отличие между понятиями — это условия доступа. Иными словами, моментальный счет подразумевает прямой доступ к деньгам без каких-либо ограничений. То есть распорядиться финансами на таких счетах можно здесь и сейчас. Для депозитного счета таких условий не предусмотрено. То есть депозитными средствами можно распорядиться только по окончании срока договора. Конечно, договор депозита предусматривает форс-мажорные обстоятельства, при которых клиент может забрать деньги в любой момент. Но в таком случае доходные проценты по ставке банк не начислит. Наоборот, в некоторых случаях придется заплатить неустойку.
Депозитный или текущий — как узнать вид вклада по номеру счета?
Если у вкладчика имеется только номер счета, то узнать его вид можно по первым 3-5 цифрам. Так, например, начальные цифры 408 говорят, что вклад текущий, а вот 423 — депозит. Однако некоторые банковские компании применяют собственное шифрование номеров спецсчета.
Как выгоднее переводить деньги из банка в банк
Банки предлагают населению все больше способов безналичного перевода средств: по номеру счета, карты или телефона, так что, казалось бы, необходимости снимать наличные, чтобы переложить деньги в другой банк, сегодня уже нет. Однако в этом многообразии не так легко разобраться и выбрать наиболее экономичный и удобный путь. Это подтверждают рассказы клиентов банков на форумах и в социальных сетях.
У одного вкладчика истек срок депозита, сумма которого превышала лимит банка на перевод, поэтому, когда он захотел перекинуть деньги в другой банк, пришлось прибегнуть к старому методу: идти в банкомат и снимать наличные. Другой клиент потерял при межбанковском переводе 12 000 руб. на комиссии. Третий не заметил, что месячная сумма бесплатных переводов по номеру телефона в банке лимитирована, и уплатил за них комиссию, о чем узнал только пост-фактум.
Тем не менее сэкономить на межбанковском переводе можно, утверждают банкиры. Как именно – зависит от суммы, частоты и срочности переводов, а также от банка-получателя.
По номеру телефона
Небольшую сумму просто и дешево перевести в мобильном приложении или онлайн-банке по номеру телефона через сервис Центрального банка – Систему быстрых платежей (СБП), говорят банкиры. Она заработала в прошлом году, и сейчас к ней подключены 67 банков. В конце мая ее участником стал Сбербанк (хотя найти этот сервис внутри приложения госбанка не так легко).
Система быстрых переводов ЦБ стала доступна всем клиентам Сбербанка
Сейчас это наиболее выгодный способ перевода, а деньги зачисляются почти мгновенно, говорит руководитель управления некредитных продуктов Райффайзенбанка Максим Степочкин: ЦБ с 1 мая запретил банкам брать комиссии в СБП за переводы до 100 000 руб. в месяц между физлицами (как друг другу, так и между своими счетами). При большей сумме переводов комиссия не должна превышать 0,5% от суммы и 1500 руб. Это первый опыт законодательного регулирования комиссий за перевод, замечает представитель банка «Санкт-Петербург».
Ряд опрошенных «Ведомостями» банков – Тинькофф, МКБ, Совкомбанк, ПСБ, «Открытие», «Санкт-Петербург» – сообщили, что пока не берут комиссию и за перевод свыше 100 000 руб. в месяц. В Газпромбанке переводы через СБП пока тоже бесплатные, но вопрос о введении комиссий на крупные переводы рассматривается, сообщил представитель банка.
При переводе по номеру телефона меньше вероятность допустить ошибку при указании получателя, отмечает представитель «Юникредит банка»: номер телефона обычно можно загрузить из телефонной книги смартфона, плюс перед подтверждением перевода отображается имя получателя.
Но такой сервис годится в основном для небольших повседневных переводов. Дело в том, что сумма одного перевода в СБП не может превышать 600 000 руб. При этом банки – участники СБП также могут устанавливать дополнительные лимиты на суммы переводов: например, в месяц нельзя переводить более 300 000–1,5 млн руб. Поэтому лучше уточнить лимит у конкретного банка.
Перевод на пятерых
Собственная система переводов по номеру телефона между клиентами довольно давно есть у Сбербанка. Сейчас в ней также подключены «Тинькофф банк», Совкомбанк, СДМ-банк и «МТС банк». Через нее можно переводить деньги только напрямую между Сбербанком и банком-партнером (в случае с «МТС банком» – только в Сбербанк).
В отличие от СБП переводы в этой системе не бесплатны. Комиссия за перевод из Сбербанка составит 1%, но не более 1000 руб. Перевод в Сбербанк из Совкомбанка и «СДМ банка» стоит 1% от суммы, в «МТС банке» – 1,5%. Перевод из «Тинькофф» в Сбербанк бесплатен в пределах месячного лимита в 20 000 руб. (50 000 руб. для владельцев премиальных карт), при его превышении комиссия также составит 1,5%.
Этот сервис также подходит преимущественно для не слишком больших переводов. Так, за операцию из Сбербанка можно перевести до 50 000 руб. в «Тинькофф банк» и Совкомбанк, до 150 000 руб. в СДМ-банк. Максимальная сумма перевода в Сбербанк – 15 000 руб. из «МТС банка», 100 000 руб. из Совкомбанка и 150 000 руб. из других банков – участников сервиса.
По номеру карты
Если банк не подключен к СБП, можно перевести деньги по номеру карты. Но такой способ, как правило, дороже: обычно 1–1,5% от суммы перевода, но не менее 30–50 руб.
Некоторые банки, впрочем, освобождают клиентов от комиссии, если те переводят в месяц небольшую сумму. Например, «Открытие» и «Тинькофф» не берут плату за переводы до 20 000 руб. за месяц.
Стоимость перевода варьируется и в зависимости от того, какие средства клиент переводит – свои или кредитные. Например, владельцы кредиток МКБ платят 1% за перевод собственных средств на карту другого банка и 2,9–4,9% (в зависимости от пакета услуг) от суммы операции из кредитного лимита.
Самому себе
Совершенно бесплатно перевести средства на собственную карту с карты в другом банке зачастую можно, если проводить операцию на сайте или в мобильном приложении банка-получателя. Бесплатно это позволяют сделать «Тинькофф», Райффайзенбанк, МКБ, «Зенит», УБРиР, ВТБ, «МТС банк» и др.
Таким способом можно избежать комиссии не только банка-получателя (входящие комиссии встречается редко), но и банка-отправителя, для которого операция выглядит как оплата в интернет-магазине, отмечает директор департамента розничных продуктов «Абсолют банка» Виталий Костюкевич. Клиент может уплатить комиссию ему за исходящий перевод, но для этого банк должен уметь распознавать такие транзакции как перевод денег в другой банк, а не как оплату в интернет-магазине, рассказывает он. По словам Степочкина, большинство банков не берет комиссию за такие списания с дебетовых карт.
Лимиты на карточные переводы в большинстве крупных банков совпадают или ненамного превышают лимиты для переводов по номеру телефона.
Законодательных ограничений по сумме карточного перевода нет, говорит управляющий директор управления транзакционного бизнеса банка «Открытие» Михаил Щипков, но есть лимиты платежных систем: они устанавливаются индивидуально для каждого банка – эмитента карт и не должны превышать определенное значение, согласованное для банков-эмитентов каждой страны. По словам замдиректора департамента розничных клиентских решений и цифрового бизнеса Росбанка Лидии Кашириной, также ограничения устанавливаются самими банками с учетом требований антиотмывочного законодательства и антифрод-политики.
«Закон о борьбе с отмыванием денег (115-ФЗ) накладывает незначительные ограничения на переводы», – говорит партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. При переводе физлицом более 600 000 руб. банки должны уведомить ЦБ об операции, но это маркер, а не стоп-сигнал, подчеркивает он: «Добросовестные клиенты, согласно законодательству, т. е. не входящие в списки по различным криминальным и террористическим направлениям, не имеют никаких ограничений на проведение переводов или совершение сделок. Об их операции, если превышается лимит, извещается ЦБ, но не совершается других действий».
По номеру счета
Классический способ – перевод средств из банка в банк по номеру счета. Он менее удобен по сравнению с другими, но больше других подходит для крупных переводов, например, когда клиент хочет переместить сбережения в другой банк. Разброс комиссий за такой исходящий перевод составляет от 0,5% до 2% в зависимости от банка, суммы и способа перевода – онлайн или в отделении. Отдельные банки могут взимать не процент от перевода, а фиксированную сумму, что особенно выгодно при крупных переводах: банк «Хоум кредит» берет 10 руб. за перевод, Совкомбанк – 50 руб. (исключение – владельцы карт «Халва»).
Но риск заплатить 2% с нескольких сотен тысяч или миллионов рублей за перевод невелик: большинство банков ограничивают плату за перевод определенной суммой и не берут больше 750–4500 руб. за перевод. При крупной сумме такой способ может быть даже выгоднее, чем СБП, указывает Степочкин. Так, Райффайзенбанк за перевод по номеру счета онлайн берет не более 1000 руб., то есть фактически комиссия за перевод 400 000 руб. составит 0,25%. В СБП же за крупный перевод банки могут взять до 0,5% или 1500 руб.
Перевод по реквизитам и перевод по номеру карты совершаются по разным каналам, и у них разная себестоимость, объясняет разницу в комиссиях директор департамента расчетных и сберегательных продуктов ПСБ Наталья Волошина: перевод по реквизитам через расчетную систему ЦБ стоит дешевле, а перевод по номеру карты осуществляется через платежные системы, у которых свои условия. Расходы банков на карточные переводы значительно превышают расходы на транзакции по реквизитам, так как банки несут затраты на комиссии платежных систем, уточняет Щипков.
Перевод, как правило, выгоднее делать в интернет-банке или мобильном банке, где комиссии вдвое ниже, чем в отделении. Так, Сбербанк берет 1% за рублевые и 0,5% за валютные переводы онлайн, тогда как за аналогичный перевод в отделении комиссия составит 2% и 1% соответственно. А в банке «Санкт-Петербург» разница четырехкратная: 0,5% за перевод в интернет-банке против 2% за перевод в отделении.
Еще один плюс в том, что банки более лояльны к размерам переводов по номеру счета. К примеру, в Сбербанке, ВТБ и «Открытии» таким способом можно переводить онлайн до 1 млн руб. в сутки.
Однако стоит учитывать, что переводы по реквизитам счета не моментальны и осуществляются только в рабочие дни, напоминает представитель «Юникредита»: если важно сделать перевод мгновенно, то лучше воспользоваться переводом по номеру телефона или карты. Переводы по реквизитам проводятся дольше, поскольку зависят также от времени осуществления расчетов ЦБ, рассказывает Волошина. По ее словам, средства, как правило, зачисляются в течение 1–2 рабочих дней, но если перевод отправлен клиентом в выходные, то банком-отправителем он будет обработан только в ближайший рабочий день.
Плата за вход
При переводе денег стоит обратить внимание и на то, берет ли комиссию за входящий перевод банк-получатель – издержки за перевод могут возрасти. Такое нечасто, но встречается.
Большинство опрошенных «Ведомостями» банков сообщили, что не берут комиссии за входящие переводы. Но, например, Райффайзенбанк не берет комиссию за входящие рублевые переводы, а входящие переводы в валюте облагает комиссией в 180 руб. независимо от суммы (комиссия взимается в валюте счета по курсу ЦБ на дату зачисления средств). Комиссия не взимается, если сумма перевода меньше или равна ее размеру.
До пандемии Сбербанк взимал комиссию 1,2% за пополнение клиентами своих карт с карт других банков в мобильном приложении «Сбербанк онлайн» и на сайте, но на период до 30 июня эта комиссия отменена.
Некоторые банки берут комиссию только за крупные входящие переводы. Так, «Хоум кредит» берет 0,8% за перевод на его карту более 300 000 руб. Кроме того, банк-получатель может также ограничить максимальный размер перевода.
В тексте была уточнена стоимость перевода из «Тинькофф банка» в Сбербанк по номеру телефона.