за что сжигали левшей
Хуже, чем рыжий: как миф о левшах погубил миллионы жизней
Что общего между всеми преступниками, негодяями и жуликами в мире? Рабочая левая рука. Во всяком случае, так считали жители средневековой Европы. Несмотря на то, что даже в те годы эта теория не подтверждалась статистически, вера была слишком сильна.
Левша – это новый рыжий. Данную человеку при рождении особенность долгое время приходилось скрывать, а на «цивилизованном» этапе истории с леворукими поступали еще проще – переучивали в правшей, чтобы никого не смущать. В Международный день левшей, который отмечается 13 августа, «МИР 24» вспомнил историю притеснения людей, чью особенность не могло принять общество.
По заверениям историков, еще пару тысяч лет назад каждый третий ребенок рождался левшой. И уже это не было природным соотношением. Подавляющее большинство животных, одним из которых является человек, распределяются на праворуких и леворуких ровно пополам. Что уж говорить о современной статистике, когда лишь около 15% населения земли считаются левшами. Все дело в том, что соответствующий ген на протяжении долгого времени истреблялся – вместе с носителями. Так откуда проистекает такая ненависть к людям, которые просто пользуются не той рукой?
К сожалению, у нас нет достаточного количества данных о каменном и большей части бронзового века. Известно лишь, что в древних Греции и Индии левшей любили и считали посланниками богов. А вот жители Римской империи показывали совершенно иное отношение. На латыни слова «левый», «неверный» и «злой» звучат одинаково – sinister. А вот слово «правый» – dexter – также означает и «добрый».
В Средневековье левши и вовсе стали объектом религиозной ненависти. На иконах и миниатюрах отрицательных персонажей то и дело изображали пользующимися левой рукой. Вот Иуда ей принимает тридцать серебреников, Пилат выносит свой вердикт, и даже Каин убивает Авеля левой.
Исследователь Пьер-Мишель Бертран, изучавший картины позднего Средневековья, обнаружил, что пусть отрицательные персонажи и не всегда леворуки, но левши – всегда отрицательные персонажи. Это могут быть изображения демонов, преступников или даже просто последователей нехристианской веры.
Особенно стоит отметить германскую традицию отношения к левшам. Все племена этой группы считали, что люди с такой врожденной особенностью – неумехи, неспособные выполнить даже простую работу, не говоря уже о ремесленных занятиях. Девушек-левшей никто не брал в жены. Считалось, что хозяйкой она будет «криворукой», и ничего путного из этого брака не выйдет. Кстати, немецкое слово «левша» звучит так же, как слово «неумелый».
А вот в Японии даже существовал закон, согласно которому мужчина мог развестись с женой, если обнаружит, что она левша. Мнение о неспособности леворуких людей вести хозяйство или заниматься какой-либо сложной деятельностью, пошло от того, что большинство инструментов создавались под правую руку. И левшам банально неудобно было с ними управляться. Впрочем, подобная ситуация сохраняется и сейчас. Да, практически в каждой стране можно найти специализированные магазины для левшей, но там продают, в основном, мелкие бытовые предметы. А вот со всевозможными рабочими инструментами и станками приходится работать исключительно правой – вариантов нет.
Русь тоже не обошли стороной европейские тенденции. Еще у древних славян леворукие считались порождением темных богов, колдунами и ведьмами. Их боялись и старались избегать. Левую руку называли «шуйцей», а правую – «десницей». Как и в других языках, именно это слово приобрело положительный окрас. Бог орудует, конечно же, десницей, десница у князя – самый верный соратник, и так далее. Все поверья перешли в религиозные обряды. Крестятся у нас исключительно правой рукой, ее же кладут поверх левой при благословении и причастии – чтобы нивелировать нечистую силу «неправильной» руки.
Не обошлось и без законодательной дискриминации. Например, Петр I издал указ, согласно которому левши не могли считаться свидетелями в суде. Леворуких называли «ненадежными личностями» и «шулепами». Вспомните рассказ Николая Лескова «Левша». Прежде чем увидеть потрясающую работу мастера, император и вся его свита думает, что леворукий работник испортил заводную блоху. А когда главный герой возвращается из Англии, с ним обращаются как с преступником и насильно кидают в самую плохую больницу. Таковы реалии российской эпохи Просвещения.
«Я жила в небольшом городе на Урале в конце девяностых. В три с половиной года я попала в детский сад, в младшую группу. Меня сразу начали активно переучивать, потому что директриса считала, что если я не переучусь в раннем возрасте, то потом у меня будет уродливый почерк. Сначала меня одергивали, когда я ела левой рукой, воспитатели сразу перекладывали ложку в правую руку», – рассказала девушка.
В результате она стала амбидекстром, но и этого преподавателям оказалось мало. В школе на доске ее заставляли писать исключительно правой рукой. Результатов это, кстати, не принесло. По словам Елены, сейчас она действительно пишет как правша, но при этом все повседневные дела продолжает выполнять левой рукой.
Среди левшей существует поверье, что в страшное Средневековье выживали только самые хитрые и умелые леворукие люди, которые могли скрыться от инквизиции или доказать свою полезность обществу. Якобы поэтому сейчас большинство левшей – одаренные и способные. Впрочем, независимых исследований, которые могли бы подтвердить эту теорию, нет. При этом список известных левшей поражает: Жанна Д’Арк, Наполеон, Эйнштейн, Тесла, Леонардо да Винчи, Чаплин, Пушкин и многие-многие другие. Надеемся, что в современном мире нет места предрассудкам, и что к леворуким относятся так же, как и ко всем остальным людям.
А вы левша или правша? Пишите в комментариях.
Крах праворукократии: история (принятия) левшей
Мы воспринимаем леворукость как естественный вариант нормы, но так было далеко не всегда. Отношение к левшам в разные эпохи варьировалось от презрения и терпимости до восхищения и страха.
Современные исследователи предлагают рассматривать праворукость как феномен, возникший в обществе, а не в природе, и утверждают, что его истоки следует искать не столько в физиологии, сколько в социальных привычках людей.
В основе одной из таких теорий, объясняющих, почему в мире больше правшей, чем левшей, лежит «закон полярных противоположностей». Ее развивал французский антрополог конца XIX — начала XX века Роберт Герц. В древности люди наблюдали, что весь мир состоит из бинарных оппозиций: день противопоставляется ночи, лето — зиме, мужчина — женщине и прочее. В мифологическом мышлении человек неразрывно связан с природой и тем, что его окружает, — космогонические фольклорные сюжеты причудливым образом объединяли в одну систему звезды, особенности среды обитания людей и их характеры. Подобное представление о контрастных парах распространилось и на человеческое тело, поделив его на левую и правую части. «Если бы асимметрии в органическом мире не существовало, ее следовало бы выдумать», — говорит Роберт Герц.
Другая теория, предложенная французским физиологом XVIII века Ксавье Биша, связывает праворукость с обычаями воинов.
Вероятно, в глубокой древности люди заметили, что повреждения левой части брюшины чаще приводят к смертельному исходу, потому и брали щит в левую руку, а копье — в правую.
Эмансипация левшей была долгим и, как это часто происходит с социокультурными явлениями, нелинейным процессом. Почти в любой исторический период леворукость, как и любая аномалия, вызывала в обществе смешанные эмоции. Пьер-Мишель Бертран выделил три основных.
В-третьих — восхищение : левши делали всё зеркально, так, как не умели правши — основная часть населения, владели искусством, недоступным другим.
Гениальность известных личностей вроде Леонардо да Винчи, их непохожесть на остальных часто связывалась с леворукостью — еще одним признаком исключительности.
В христианстве и иудаизме правая рука и вообще правая сторона тела была средоточием всего хорошего и правильного, что есть в человеке: «Сердце мудреца — на правую сторону, а сердце глупого — на левую», «Сказал Господь Господу моему: седи одесную меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Левая же объявлялась воплощением всех пороков и нечестного поведения. Считалось, что ею человек совершает всякие подлости, а уж если орудует постоянно — то насквозь «нечестив» и «неправеден».
Тем не менее левшей терпели: да, аномалия — но это данность природы, и ничего тут не попишешь. Праворукость постепенно становится нормой в эпоху Просвещения — свою роль сыграли модные тогда идеи господства людей над природой, а разума — над телом. Поскольку, в противовес Средневековью, человек теперь имел статус субъекта, способного изменять мир вокруг и самого себя в соответствии с представлениями о хорошем и плохом, — леворукость, как аномалию, стали исправлять с детства. Появлявшиеся правила этикета предписывали пользоваться правой рукой при приеме пищи, постепенно такая рекомендация распространяется и на все остальные сферы жизни. Одни при этом приводят в качестве аргументов цитаты из религиозных текстов; другие пытаются всё обосновать «соображениями здравого смысла»; третьи ссылаются на понятие нормы, которое начало конструироваться в ту эпоху.
Такая точка зрения господствовала вплоть до конца XIX века, но только в высших слоях. Крестьяне, составлявшие значительную часть населения, во-первых, были неграмотны и не читали книг о правильном поведении за столом, во-вторых, не испытывали особого интереса к этикету. Левшей в деревнях не переучивали, не ругали и относились к их особенности «по-средневековому» — как к аномалии в рамках нормы. Для них делали особые косы и другие рабочие инструменты.
А вот детей аристократов отчаянно переучивали. Наставники пристально следили за тем, чтобы отпрыски голубых кровей пользовались (прежде всего при письме) «хорошей», «правильной» рукой, вразумляя непослушных воспитанников цитатами из Библии.
В случае неповиновения ребенку полагались удары по левой руке с нравоучениями и сентенциями о взаимосвязи «правильной» руки и «правильного» характера.
Также в качестве воспитательной практики «плохую конечность» могли привязывать к телу. Подобные методы, по признанию людей, в отношении которых они применялись, оставляли свой след в характере и психике: пользование «неправильной» рукой вызывало чувство вины за что-то, что было естественным, и формировало представление о себе как о «неправильном», плохом человеке. В особо тяжелых случаях это могло приводить к неврозам, заиканию и другим психосоматическим проблемам.
Пик нетерпимости к левшам пришелся на конец XIX века, когда до них добралась наука: на различных конгрессах и конференциях звучали доклады о леворукости как о патологии. Исследования показали, что процент левшей высок среди преступников и людей с девиантным поведением, а также среди детей с отставанием в развитии. Таким образом, заключили ученые, леворукость — опасное отклонение, которое может свидетельствовать о будущих проблемах.
В своей работе «Зеркальные люди. История левшей» Бертран говорит, что, даже если статистические данные верны, исследователи просто путали причину и следствие: девиантность и преступность частично были связаны с негативным отношением общества, которое левши в то время испытывали на себе с детства. Леворукость, «распространенная» среди людей с отставанием в развитии, соответствует «естественному» проценту левшей — 15–20 %, что свидетельствует лишь о том, что они хуже остальных усваивали нормы — в том числе норму праворукости.
Переломным моментом стала Первая мировая война.
Многие солдаты потеряли на фронте правую руку и были вынуждены по возвращении домой учиться работать левой, что на удивление далось им не так тяжело, как всем представлялось.
Ветераны, к которым общество относилось с колоссальным пиететом, невольно начали долгий процесс легитимации левшевства: они — герои, по умолчанию «хорошие» люди, и третировать инвалидов войны из-за того, что эти люди вынуждены пользоваться единственной уцелевшей рукой, было бы глупо и неприлично. Кроме того, с ними не случалось ничего страшного, никто не превратился в злодея и мерзавца. Стали выходить целые книги о том, как научиться пользоваться левой рукой, писать ею. Так началась медленная, но последовательная и необратимая эмансипация левшей, хотя, например, в СССР довольно долго сохранялась практика переучивания.
Этот процесс можно рассмотреть как одно из проявлений общей тенденции — эмансипации отклонений как таковых. Понятие «нормы», сконструированное еще в эпоху Просвещения, не исчезает, но начинает расширяться и «подстраиваться» под понятие «естественного». Так, если раньше РАС (расстройства аутического спектра) считались болезнью и существовали разные способы ее лечения, то сейчас всё больше говорят о том, что это вариант нормы, а не отклонение от нее. При общении с человеком с легкой формой аутизма чувствуется, что его эмоции несколько смешанные и спутанные, но при этом нельзя сказать, что такие люди больны. Они здоровы, счастливы, успешны, способны реализовать себя — просто другие. Также, например, физические отклонения, не влияющие на самочувствие: родинки, доброкачественные опухоли, цвет волос (вспомним о рыжих «ведьмах», которых в Средневековье сжигали на костре), — общество больше не порицает и не считает чем-то противоестественным.
Понятия «естественное» и «нормальное» — категории искусственно сконструированные, не отражающие объективную реальность.
Их содержание зависит лишь от принятых людьми конвенций, регламентирующих восприятие того или иного опыта, и — шире — способа интерпретации мира. В настоящее время «нормой» постепенно становится всё, что мы считаем «естественным», — от гомосексуальности до психических отклонений. Вероятно, это свидетельство давно осмысленного провала, который потерпел проект Просвещения с его тотальным господством разума. Растягивание «нормы» и ее сближение с «естественным» возвращает нас к более мирным отношениям с природой (в широком смысле слова) — мы уже не боремся с природным началом, а пытаемся гармонично сосуществовать с ним.
Автор_ка статьи, которую вы читаете, — левша и сталкивалась с разными реакциями на эту свою особенность. Для старшего поколения, выросшего в СССР, леворукость всё еще остается нежелательным, но корректируемым отклонением — как неправильная осанка или походка. Это накладывает свой отпечаток: кажется, что тебя презирают за то, в чем ты не виноват. Но есть и плюсы — например, редкий кратковременный интерес новых знакомых, которых удивляет зеркальный механизм выполнения привычных повседневных действий. Во время обучения в самой обычной региональной школе проблем с леворукостью не возникало, что и удивляет, и восхищает одновременно.
Можно констатировать, что эмансипация левшей завершилась: сейчас их и не презирают, и не боготворят. Леворукость стала полноправным вариантом нормы, и реликтовые следы прежнего отношения к левшам не меняют общей картины. Но стоит помнить, что наше восприятие этого феномена — продукт совсем недавних трансформаций, произошедших в науке и общественной мысли. И рассматривать его следует в более широком историческом контексте — как следствие переориентации в отношениях человека с природой, телом и социумом.
За что не любили левшей?
Если за границей или в нашей стране вам доведётся побывать в древней крепости или замке, обратите внимание, что ворота там – не простой проём в стене. Они расположены под углом, и для того, чтобы войти в них, вам придётся идти правым плечом к стене. Это потому, что фортификации возводились в ожидании не туриста, а врага, который держал в правой руке копьё или меч, а в левой – щит. Тем самым неприкрытой во время штурма у него оказывалась именно правая сторона, и как раз на неё удобнее было лить сверху кипящую смолу или метать стрелы.
Винтовые лестницы в замках обычно закручены так, что подниматься по ним приходится по часовой стрелке – это для того, чтобы нападающему правше, фехтующему снизу вверх, было несподручно – замах всё время приходился в стену. Один из учёных обратил внимание на то, что в замке графов Валленштейнов (Германия) лестницы закручены в противоположную сторону. При изучении истории этого рода обнаружилось, что на протяжении нескольких поколений большинство мужчин в нём были левшами.
Любопытную гипотезу выдвинул в конце прошлого века английский учёный Майкл Корбаллис, назвавший её теорией «Щита и меча». Суть идеи сводится к тому, что в древности соотношение правшей и левшей было одинаковым. Однако в процессе непрекращающихся войн чаще гибли люди с доминантной левой рукой, что, в свою очередь, привело к тому, что ген праворукости укоренился более прочно.
В средневековье было распространено представление, что левшами руководит дьявол, который был главным левшой, извращавшим и переворачивавшим все установки «правого», то есть правильного Божественного мира. Считалось, что левая сторона – дьявольская, а правая – божественная. Это нашло отражение в иконописи. На изображениях Страшного суда праведники стоят справа от Спасителя, а грешники – слева. На протяжении нескольких столетий леворукость находилась под пристальным вниманием инквизиции, становясь нередко причиной и главным доказательством судебных разбирательств по обвинению в колдовстве. Не последнюю роль сыграло это обстоятельство и в судьбе левши Жанны д’Арк, сожжённой на костре по приговору инквизиции.
Женщин-левшей почему-то особенно не любили в Англии викторианской эпохи. У них практически не было шанса выйти замуж – женихи боялись, что дети, которых родит такая женщина, тоже будут леворукими. А в Японии ещё в XX веке «левшизм» женщины считался достаточным основанием для развода.
Неприязнь к левшам отразилась даже в некоторых европейских языках. По-английски «левый» означает ещё и «зловещий», «скверный», по-французски – «неуклюжий» и «нечестный», по-итальянски и того хуже – «дефектный».
О традиционном отношении к левшам на Руси говорят народные приметы и поговорки: «Оберегаясь от сглаза, нужно было плевать только через левое плечо», «Встал с левой ноги, весь день пойдёт наперекосяк», «Родинка на левом плече – останешься старой девой», в русских сказках героев часто предупреждали: «Налево пойдёшь – пропадёшь».
Права левшей в России дискриминировались и на официальном уровне. При Петре I, например, свидетельские показания левшей в суде не принимались во внимание, как, к слову, и показания рыжих и кривых. Считалось, что «Бог шельму метит», и кривизна, рыжина, а также леворукость ставят человека вне закона, доверия и уважения общества.
Оказывается, левши могут дать нам ключ к пониманию того, откуда прилетают к нам НПО. Именно это доказывал ещё в 90-е годы XX века уфолог Пётр Череда. «Когда-то на нашей планете побывала экспедиция из параллельной Вселенной, – утверждает П. Череда, – внешне пришельцы очень походили на людей, обладали не только могущественной техникой, но и развитыми паранормальными способностями. Не удивительно, что наши пращуры увидели с них богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины рожали от этих «богов» детей. Что это было: генетический эксперимент, вынужденная ассимиляция не сумевших вернуться в родной мир путешественников?
«Если верить гипотезе Череды, – пишет известный исследователь аномальных явлений Игорь Царёв, – практически все гениальные люди Земли, сами того не подозревая, имеют в своей родне пришельцев из «зеркального пространства». И одним из самых известных таких гениев является великий Леонардо да Винчи – скульптор и живописец эпохи Возрождения, а также замечательный инженер, конструктор, математик, анатом. Леонардо оставил после себя около 7000 страниц записных книжек и рукописей, содержание которых приводит в замешательство историков: многие устройства и аппараты, изображённые там, появились лишь несколько веков спустя, а некоторые не построены до сих пор. Разносторонний гений Леонардо настолько не вписывался в общую картину Средневековья, что некоторые исследователи совершенно серьёзно выдвигали предположение, будто автор знаменитой Джоконды – путешественник во времени, потерпевший аварию в эпоху Возрождения и не сумевший вернуться в своё будущее».
Наука объясняет разделение людей на правшей и левшей особенностью устройства нашего головного мозга. Правое полушарие отвечает за левую половину нашего тела. И наоборот. За умение считать, говорить и логически мыслить отвечает левое полушарие. Правая же половина мозга формирует образное мышление, музыкальность, чувство ориентации в пространстве и времени. От того, какое полушарие сильнее развито, зависят и особенности личности человека. В общем, можно сказать, что это два разных типа людей с разным сознанием и мироощущением. И хотя внешне они ничем не отличаются, между ними идёт скрытая эволюционная борьба. И в итоге победят леворукие. Они уже побеждают, ведь не случайно же парапсихологи обеспокоены тем, что всё больше рождается детей, наделённых аномальными способностями.
Левшей на Земле около 15%. Каждый пятый с одинаковым успехом владеет и правой и левой рукой. 20% – скрытые левши: могут пользоваться и правой и левой, но предпочитают правую.
В среде левшей много людей творческих профессий – актёров, музыкантов, художников. Достаточно назвать имена: Микеланджело, Роден, Пикассо, Рубенс, Дюрер, Андерсен, Марк Твен, Паганини, Моцарт, Кафка, Ницше, Рахманинов, Чарли Чаплин, Пол Маккартни, Дэвид Духовны, Ринго Старр, Джулия Робертс, Роберт де Ниро, Николь Кидман. Однако немало среди них и выдающихся личностей другого плана: английская королева Елизавета, Наполеон, Юлий Цезарь, Жанна д’Арк и т. д. Из наших современников самый, известный левша – основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс Но вся эта гипотеза была бы шаткой конструкцией, замком на песке, если бы под неё нельзя было подвести базу, основанную на открытии современной физики. Оно имеет самое непосредственное отношение к проблемам левизны-правизны. Установлено, что наша Вселенная асимметрична. В ней всё (от спиралей ДНК и морских раковин до галактик) закручено в одну сторону. Согласно теории Эйнштейна это связано со свойствами пространства – времени нашего мира. Но, по мнению учёных, существует и «зеркальная (относительно нас) Вселенная», закрученная в другую сторону. Этот «параллельный мир» может периодически соприкасаться с нашим. По-видимому, хотя это ещё и не доказано, влияние «Зазеркалья» и приводит к появлению леворуких людей, способных к ясновидению. Это понятно, если их время движется в ином направлении, чем наше, то им должно быть открыто наше будущее. А если это так, то левши обладают серьёзными преимуществами перед нами, правшами.
Если Пётр Череда прав, то на Земле уже многие тысячи лет идёт скрытая экспансия левшей, которые, сами того не подозревая, являются эмиссарами чуждой нам Вселенной, потомками леворуких пришельцев, посетивших когда-то Землю…
За что сжигали левшей
Левшам во все времена жилось довольно сложно. И все потому, что они были и до сих пор остаются в меньшинстве. По данным статистики, сейчас в мире насчитывается около 10-15% левшей. До конца XX века с таким «отклонением», как леворукость, общество пыталось бороться. Детей нещадно притесняли в школах, а нередко и били, чтобы заставить писать правой рукой.
Все это плохо сказывалось на психике, провоцируя возникновение целого букета психосоматических и неврозоподобных заболеваний, включая энурез, депрессию, заикание и даже эпилепсию. Спустя века гонений общество наконец смилостивилось над несчастными левшами и признало их право на индивидуальность. А с конца прошлого века даже был учрежден день левшей, который теперь празднуют ежегодно 13 августа.
Отношение к левшам в прошлом
Если в XX веке леворукость считалась отклонением, которую можно и нужно подвергнуть коррекции, то в более ранние эпохи ее попросту демонизировали. Древние римляне верили, что левши являются средоточием зла и даже называли таких людей sinister, что в переводе означает «злой», «зловещий». Это мнение сохранялось долгие века и постепенно трансформировалось в средневековое представление о том, что все левши знаются с Нечистым.
Особенно трудно пришлось им во времена Инквизиции. Нетерпимые к любым отклонениям от нормы «борцы за праведность» видели в каждом мужчине и особенно женщине-левше ведьму. Если последним не удавалось скрыть свою «аномалию», на милость суда рассчитывать не приходилось. Приговор для левши всегда был однозначным: костер. Когда в ходе расследования оказалось, что прославленная героиня Жанна д’Арк тоже являлась левшой, этот факт был объявлен еще одним подтверждением ее союза с дьяволом. Рассчитывать после такого аргумента на помилование бедная женщина просто не могла.
Древние германцы считали, что левши — самые неловкие работники из всех существующих. Их неохотно брали в мастерские, не доверяли важные поручения и вообще относились с подозрением. Женщину, выполнявшую домашние дела левой рукой, считали плохой хозяйкой, неумехой. Это было причиной непопулярности невест-левшей: мало кто изъявлял желание жениться на таких «криворуких» девицах. Не лучше дела обстояли и на Востоке. В Японии мужчина имел полное право развестись с супругой на том основании, что она — левша. В этой стране малышей до сих пор усердно переучивают писать только правой.
Левши на Руси
На Руси левшам тоже не особо доверяли. В древности левая рука, которую славяне именовали «шуйцей», считалась порождением Чернобога. Это древнейшее славянское божество изображалось в виде черного змея и было символом зла, обмана, разрушения и всего худого, что только есть на земле. Чернобог являлся главным антагонистом всех добрых божеств славянского пантеона. Естественно, орудовавших шуйцей людей считали связанными с этим нечистым богом. Левши, по понятиям славян, были колдунами и ведьмами.
В противовес им правшам оказывалось уважение и доверие. Правую руку древние славяне называли «десницей». Это слово из языческих верований перешло в церковнославянский канон и до сих пор употребляется в книгах религиозного содержания («Десница Божья», «Десница карающая»). Человека, который был исключительно надежен, пользовался безграничным доверием, называли десницей. Ему можно было смело вручить даже свою жизнь.
Левши же казались русичам крайне подозрительными. Петр I даже издал указ, запрещающий этим «ненадежным личностям» свидетельствовать в суде. На Руси их называли «шулепами», то есть леворукими. Это слово имело негативный оттенок. Также у славян существовала особая мифологическая триада «явь-навь-правь». Явь в ней была обозначением реального, земного мира; правь — мира светлых и добрых богов, а навь символизировала черный загробный мир. Шуйцу считали порождением нави, а всех левшей — нечистыми на руку.
Это древнее представление также перекочевало в церковную обрядовую систему. Крестятся православные только правой, «честной» рукой. Если в Божьем храме касаться свечей, образов и других предметов левой рукой, они будут считаться оскверненными. Аналогичные представления есть и у других народов, а также в других религиях.
И все же со временем левши сумели изменить мнение о себе. О многом говорит даже возникновение известного сказа Николая Лескова о умельце Левше, который умудрился подковать блоху. Благодаря этому писателю в XIX веке таких людей перестали воспринимать как неумех и неловких увальней.
Но левши и раньше доказывали, что несмотря на свою особенность могут быть по-настоящему талантливыми людьми. Их расцвет пришелся на эпоху Возрождения. Самые известные левши: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Наполеон, Марк Твен, Чарли Чаплин, Курт Кобейн и многие другие выдающиеся личности, без которых невозможно представить историю и искусство.