за что собирался погибнуть сусанин
Жертва Смуты: разбираемся, был ли подвиг Ивана Сусанина
Случилось это в марте 1613 года, когда Россия была погружена во мрак Смутного времени. Польские интервенты узнали, что русский народ избрал своим новым царём 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова, что не входило в планы поляков, желавших видеть на русском престоле своего человека. Интервентам стало известно, что Михаил проживает где-то в лесах под Коломной. Туда и направился польский отряд, имея целью либо захватить нового царя, либо прикончить его…
Поляки добрались до коломенского села Домнино, где им в руки попался местный крестьянин Иван Сусанин, который якобы знал точно, где находится царь. Сусанин под пытками согласился провести интервентов к Михаилу, прятавшемуся в одном из монастырей. На деле крестьянин-патриот завёл врагов в ловушку – поляки попали в непроходимые болота, где все бесследно сгинули. С ними погиб и мужественный Сусанин, который ценой жизни спас своего царя.
Свежо предание…
Но был ли такой подвиг в действительности? Любопытно, что о нём громко заговорили лишь спустя почти два столетия, в начале XIX века, а до этого времени о Сусанине практически ничего и знать не знали, и ведать не ведали. Мало того, историки обратили внимание на то, что в летописных документах периода Смуты на сусанинский подвиг нет даже намёка. А ведь такое яркое событие никак не должно было пройти мимо русских летописцев, оставивших богатые и очень подробные описания русской Смуты!
Ничего не говорили о Сусанине и русские послы, которые в 1614 году прибыли в Польшу для заключения мирного договора. В своих претензиях они тщательно перечислили все разорения и убытки, которые принесли России интервенты. Но вот ни о покушении на царя Михаила, ни о злодейском убийстве человека, его спасшего, не было сказано ни слова.
А ещё историки установили, что никаких регулярных польских войск в 1613 году в России уже не было – эти войска были окончательно изгнаны из нашей страны осенью 1612 года, когда ополчение Минина и Пожарского освободило Москву. Да, бродили ещё по лесам банды всевозможных разбойников и прочих лихих людей самых разных национальностей, включая и поляков. Но их высокая политика, связанная с российским престолонаследием, точно не интересовала – «гулящих людей» более всего заботили карманы и кошельки обывателей.
Но даже если бы какой разбойничий отряд и захотел «потрясти» самого царя, то из этой авантюры вряд ли что-либо вышло бы. Дело в том, что в 1613 году Михаил, ни от кого не прячась, жил в хорошо укреплённой Коломне, где было полно русских войск. Так что для поимки царя требовалась настоящая войсковая операция, на что ни одна разбойничья банда, даже по специальному заказу поляков, ни за что не отважилась бы…
Так откуда же взялась легенда о Сусанине?
Пришли и просто зарезали
Есть основание полагать, что в её основе лежит грамота за 1619 год, в которой от имени царя Михаила Фёдоровича родственникам мужика Ивана Сусанина была пожалована на вечные времена деревенька Коробово Костромской земли. Эта милость была оказана за подвиг означенного мужика Сусанина:
«Ивана Сусанина литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, где в той поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович были… Про нас тем польским и литовским людям Сусанин не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».
Значит, подвиг всё-таки был? Но здесь стоит обратить внимание на следующее. Грамота сусанинским родственникам была дана по просьбе царицы Марфы Ивановны, матери царя. А женщина она была, как отмечают историки, чрезвычайно набожная, верящая во всевозможные предания и легенды. Особенно когда это касалось вопросов преданности русского народа её сыну. Так что нельзя исключать примерно следующей версии.
Крестьянин Иван Сусанин был убит бандой литовских разбойников во время бандитского налёта на деревню Домнино. Возможно даже, что при ограблении он высказал бандитам свою неприязнь как чужеземцам, а ещё подчеркнул свою верность новому русскому царю. В запале гнева за такие слова разбойники его и зарезали. После чего снова скрылись в лесах – поисками царя Михаила, сидевшего в хорошо укреплённой крепости, бандиты, конечно, заниматься не собирались.
Предприимчивые родственники Сусанина решили воспользоваться этой смертью. Они добрались до царицы и рассказали ей о том, что убиенный в порыве верности царю якобы завёл лихих людей в болото и там их утопил, за что и подвергся лютой смерти. Верящая в чудеса царица прониклась рассказом и потребовала от сына награды за подобную верность. Сын уступил, пожаловав сусанинской родне небольшое село.
Но вот что примечательно. Более о подвиге Сусанина власти не распространялись – ни в летописях, ни в иных документах. Скорее всего, и сам царь, и его окружение имели сильное сомнение в самом факте героического поступка. Эти настроения хорошо отразил в своих исследованиях известный историк Николай Костомаров:
«В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по Руси в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится Михаил Фёдорович, – остаётся под сомнением».
Вот почему очень долгое время подвиг Сусанина рассматривался лишь как одно из преданий Великой Смуты и не более того. Пока в XIX веке легенду не превратили в исторический факт – тогда вышел гимназический учебник по истории, в котором впервые и была ярко описана известная нам эпопея Ивана Сусанина.
Куда повёл поляков Иван Сусанин осенью 1612 года?
/День памяти Сусанина 27 ноября./
Впервые в Русской истории имя Ивана Сусанина появилось в указе царя Михаила Фёдоровича от 30 ноября 1619 года. Но и в ХVII и даже до конца ХVIII века мало, кто слышал и знал о нём. Костромской дворянин Николай Сумароков был первым, кто написал об Иване Сусанине.
А широкую известность Сусанин получил при Николае I, в связи с направлением его идеологии: православие, самодержавие, народность. В 1834 году Николай I совершил поездку по историческим местам России, в частности он посетил Куликово поле, Смоленск, Тарутино, Малоярославец, а также Кострому.
Во время пребывания царя в Костроме костромские дворяне предложили Николаю I поставить памятник первому царю из династии Романовых, Михаилу Фёдоровичу в Ипатьевском монастыре, откуда тот, 23 февраля 1613 года, был призван на Московское царство.
Николай поддержал начинание и распорядился, чтобы на памятнике царю Михаилу была установлена и скульптура Ивана Сусанина. Кроме того этот памятник царь приказал установить в самом центре города Костромы на Екатеринославской площади, а саму площадь переименовать в Сусанинскую.
С этого времени имя Сусанина в России становится широко известно. В 1851 году на Сусанинской площади в Костроме был открыт памятник царю Михаилу с коленопреклонённой скульптурой Ивана Сусанина, а на трёх сторонах кубического пьедестала были помещены сцены подвига Сусанина.
Я решил опубликовать своё расследование по главным вопросам: Куда повёл Сусанин поляков из села Домнино, вотчины Романовых, и где в это время находились сын Фёдора Никитича Романова, Михаил и его мать, инокиня Марфа Ивановна?
В начале необходимо коротко напомнить о тех исторических событиях, которые предшествовали тому, как стал Русским царём Михаил Романов.
После смерти в январе 1598 года царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, династия Великого князя Московского Ивана Калиты пресеклась. Патриарх Иов, чтобы избрать нового Московского государя, собрал Земский Собор. Из всех Московских князей и бояр самыми вероятными претендентами были двое: правитель государства, шурин покойного царя Федора, Борис Годунов и родной племянник первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны Юрьевой, старший сын её брата Никиты Романовича, Федор Никитич Романов. Патриарх Иов был на стороне Годунова и Земский Собор единогласно избрал на Московское царство Бориса Годунова.
В 1601 году Борис Годунов, воспользовавшись фиктивным доносом о якобы злоумышлениях против него Романовых, отдал всех их под суд: пять братьев были сосланы на дальний север, а старший, Федор Никитич, с женой Ксенией Ивановной были пострижены в монашество и сосланы в монастыри. После страшного голода 1601 – 1603 годов, в Московской Руси началась самозванческая смута.
Во время войны с первым самозванцем, Лжедмитрием I, Борис Годунов неожиданно умирает, его жена и сын Федор были убиты. В июне 1605 года Москва торжественно встретила «истинного» царя Дмитрия Ивановича. Лжедмитрий I вернул из ссылки Филарета Никитича Романова, он поставил его митрополитом в Ростове и подарил ему Костромской Ипатьевский монастырь.
Но Лжедмитрий I царствовал недолго: 17 мая 1606 года он был убит заговорщиками и воцарился главный руководитель заговора, Василий Шуйский. 1 июня 1606 года Василий Шуйский поспешно короновался, а 3 июня из Углича было также спешно принесено нетленное тело убиенного царевича Дмитрия (как доказательство факта его смерти), за которым ездил митрополит Ростовский Филарет. Но народ всё равно не верил Шуйскому и за царя его не хотел признавать. Потем пошли слухи, что Дмитрий спасся, и он скоро появился на Южной Украине.
Половина государства перестала повиноваться Шуйскому, а к осени 1606 года в государстве поднялась кровавая смута, в которой принимали участие все слои населения России. Летом 1608 года Лжедмитрий II осадил Москву, установив свой стан в селе Тушино, в 10 километрах от Москвы. Лжедмитрий II взял к себе в Тушино Ростовского митрополита Филарета, где Филарет был наречён патриархом всея Руси.
В начале 1610 года Первое народное ополчение отогнало Лжедмитрия II от Тушино к Калуге, а в декабре 1610 года Джедммитрий был убит. Часть русских под руководством патриарха Филарета и бояр Салтыковых осталась в Тушино, где они возглавляли свой «Тушинский лагерь», не примкнув ни к Лжедмитрию II, ни к Шуйскому.
4 февраля 1610 года Тушинский патриарх Филарет Никитич Романов и бояре Салтыковы обратились к польскому королю Сигизмунду, который в это время осаждал Смоленск, с просьбой отдать его сына, королевича Владислава, на Московский престол. Сигизмунд согласился, но этот договор пока ещё силы не имел, так как Василий Шуйский ещё был царём. 17 июля 1610 года Шуйского насильно постригли в монахи и власть перешла к семи боярам.
В августе 1610 года москвичи по инициативе боярина Фёдора Никитича Романова избрали на Московское царство польского королевича Владислава и целовали ему крест. Чтобы утвердить московский престол за королевичем, из Москвы к Смоленску направилось посольство знатных людей во главе с патриархом Филаретом и князем Василием Голицыным.
Когда посольство прибыло под Смоленск, Сигизмунд вдруг потребовал, чтобы Москва присягнула ему, а не Владиславу. Но эти требования польского короля посольство категорически отвергло и тогда поляки арестовали послов и отправили их в качестве пленников в Польшу.
Главнокомандующий польскими войсками гетман Станислав Жолкевский подошел к Москве и объявил москвичам о том, что польский королевич Владислав призван боярами на Московское царство. Гетмана Жолкевского с войском москвичи пустили в Москву и он занял Кремль. Москва присягнула королевичу Владиславу, были начеканены серебряные копейки с его именем. Но не все желали, чтобы русским царём был Владислав, а называли своих князей и бояр кто Василия Голицына, а кто Михаила Романова.
В Московском государстве вновь разгорелась междоусобная смута и к осени 1611 года положение в государстве стало отчаянным. Только Второе народное ополчение, которое возглавили земский староста Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, прекратило эту смуту.
22 октября 1612 года народное ополчение взяло приступом у поляков первые укрепления Кремля – Китай город. Находящиеся в Кремлёвской осаде, поляки были уже истощены голодом и доходили до людоедства и 25 октября 1612 года польский полковник Струсь сдал Кремль князю Дмитрию Пожарскому.
Спешивший на помощь «московским сидельцам», Польский король Сигизмунд опоздал: «московские сидельцы» вместе с полковником Струсем сдались князю Пожарскому. Сигизмунд, встретив под Москвой дружный отпор ополчения, был вынужден отступить.
Но Московское царство по-прежнему было разделено на два лагеря: одни поддерживали ранее выбранного на царство польского королевича Владислава, другие сделали вывод, что надо выбирать царя из своих великих родов и большинство из этих сторонников склонялось к избранию на царство Михаила Федоровича Романова, имя которого уже называлось в 1610 году.
После взятия Кремля вместе с пленными поляками 25 октября 1612 года из «кремлёвской осады» вышли инокиня Марфа Ивановна (жена Фёдора Никитича Романова) с сыном Михаилом. Из Москвы они сразу же направились в отчину Марфы Ивановны, село Домнино дорогой через Троице Сергиев монастырь, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль и Кострому. Целью их поездки был Макарьевский Унженский монастырь. Посетив Домнино, инокиня Марфа Ивановна с сыном Михаилом тут же отправилась на Унжу.
Почему инокиня Марфа Ивановна с сыном Михаилом решила совершить паломничество именно в этот отдалённый монастырь, который находился за 200 вёрст от села Домнино? Всё дело в том, что преподобный Макарий Унжннский у русских считался защитником людей, находящихся в плену. Макарий Унженский сам побывал в плену у Казанского хана Улу Мухаммеда, а когда Улу Мухаммед отпустил из плена Макария с его братией, то Макарий основал на реке Унже свой новый монастырь. Поэтому инокиня Марфа Ивановна с сыном Михаилом и отправилась помолиться у гроба преподобного Макария об освобождении из польского плена Филарета Никитича Романова, отца Михаила.
7 февраля 1613 года земский собор остановил свой выбор на Михаиле Романове и разослал по всем городам узнать, будет ли люб им царь Михаил. Получив одобрение городов, 23 февраля 1613 года Михаил Федорович был провозглашен царём и ему принесли присягу члены собора и Москва.
В начале царствования Михаилу Фёдоровичу пришлось вести активную борьбу с внутренними и внешними врагами. В стране всё ещё орудовали многочисленные шайки из казаков и поляков, продолжалась и война с польским королём. Король Сигизмунд не признавал Михаила Фёдоровича Московским государём, а считал себя и сына обладателями Московского государства.
Прибывшие в Кострому 10 сентября, Марфа Ивановна и Михаил, посетили Богоявленский и Ипатьевский монастыри и спустя несколько дней отправились в своё дворцовое село Домнино, вотчину Марфы Ивановны, куда прибыли 17 сентября. На Унжу из Домнино Романовы выехали 20 сентября и 30 сентября прибыли в Унженский монастырь, где они, по данному ими в 1612 году обещанию, совершили благодарственные молебны у «цельбоносного гроба» преподобного Макария. Проведя в монастыре несколько дней, в начале октября они уехали с Унжи и 2 ноября вернулись в Москву.
А 30 ноября 1619 года царём Михаилом Федоровичем была выдана следующая жалованная грамота:
Дана сия грамота в Москве лета 7128 (1619) ноября в 30 день.
Какие выводы можно сделать из этой жалованной грамоты? То, что во время пребывания в сентябре 1619 года в селе Домнине с великой старицей инокиней Марфой Ивановной встречался крестьянин Богдан Собинин, который рассказал ей что произошло в Домнино 7 лет тому назад: в село Домнино в конце 1612 года приходили поляки и искали Михаила Романова.
Поляки заставили тестя Богдана Собянина, старосту села Домнино, Ивана Сусанина, «вести их в то место, где Романовы в ту пору на Костроме были». Выражение «на Костроме» имеет в виду не сам город Кострома, а Костромскую землю, то есть Костромские пределы. (В повторной грамоте императрицы Анны Иоанновыны то же написано, что Михаил с матерью из Московских осад прибыли на Кострому) Иначе получается нелепость: в грамоте записано, что Михаил с матерью «были на Костроме», а Иван Сусанин не сказал полякам где они в ту пору «на Костроме» были?
С 19 века ведутся споры, кого спас Сусанин: боярского сына Михаила Романова или царя Михаила?
Исходя из жалованной грамоты видно, что поздней осенью или в начале зимы 1612 года староста села Домнина (вотчина Марфы Ивановеы), Иван Сусанин привёл поляков в село Исупово, котрое расположено у огромного болота, где поляки Сусанина пытали и убили.
Возникает основнй вопрос: где в это время находились Михаил Романов и его мать инокиня Марфа Ивановна, когда Ивана Сусанина убили поляки?
На этот вопрос имеются три варианта ответа:
— Романовы были в Костроме (в Ипатьевском монастыре).
— Романовы были в селе Домнино.
— Романовы были в Макарьево – Унженском монастыре.
Исходя из этого расчёта в то время, когда в Домнино пришли поляки, Романовых в Домнино конечно уже не было. В противном случае поляки и Михаила и его мать или нашли, или если бы они были там и Иван Сусанин Михаила и его мать предупредил, то они знали об этом уже в 1612 году. Но Михаил и его мать о том, что их «спас» Сусанин до осени 1619 года ничего не знали!
Когда польский король Сигизмунд со своей армией осенью 1612 года подходил к Москве, но потом был вынужден отступить, то вероятно один из польских отрядов им был послан в погоню за претендентом на Московский престол. Поляки пришли к Домнино по Вологодской дороге от Ярославля через Кострому. Будучи у Костромы они конечно же узнали, что Михаила и его матери в Костроме нет (тайком уехать они никак не могли). Надо иметь ввиду и то, что ранее (1609 году) часть костромичей активно поддерживала Лжедмитрия I и была на стороне поляков. От Костромы отряд поляков направился к селу Домнино, вотчине инокини Марфы Ивановны.
Следует однозначный вывод: Михаила Романова и его матери ни в Костроме, ни соответственно в Ипатьевском монастыре в это время не было.
Где мог находиться Михаил Романов с его матерью инокиней Марфой Ивановной, в то время, когда поляки пришли в Домнино? Получается только один вариант ответа: в это время они были на богомолье на Унже, в монастыре преподобного Макария.
В различых исторических источниках была зафиксирована точная дата гибели Ивана Сусанина это 27 ноября 1612 года. Потомки Сусанина в этот день всегда творили его поминовение.
В грамоте 1619 года не говорится о конкретном месте гибели Ивана Сусанина, но об этом говорится в повторной грамоте, выданной потомкам Ивана Сусанина императрицей Анной Иоанновной в 1731 году. Грамота Анны Иоанновны от 1731 года ссылается на прошение праправнука Сусанина и в ней написано:
В своём прошении на имя императрицы Анны праправнук Ивана Сусанина написал такую фантастическую картину, что якобы находящийся в Домнино Михаил Романов был предупреждён Иваном Сусаниным и Сусанин даже посоветовал Михаилу скрыться в Ипатьевском монастыре?! Конечно, слишком густо праправнук перемешал истину с фантастическими легендами об Иване Сусанине ходившими в народе в то время!
Но я в то же время не согласен с несерьёзным отношением к памяти Ивана Сусанина историка Николая Костомарова, который насмехаясь, пытался развенчать у Сусанина ореол мученика принявшего «смерть за царя». Он писал, что Сусанин погиб якобы от рук шайки воришек бродивших в те годы по России. Это очень несерьёзная причина для убийства Сусанина, можно было его просто ограбить, да и грабить то в те годы у бедных крестьян было нечего.
О том, что отряд поляков приходил в село Домнино, знали все жители этого села и о том, с какой целью они приходили: им был нужен Михаил Романов. Поляки заставили крестьянина, старосту села Домнино Ивана Сусанина их вести к Макарьевскому Унженскому монастырю, где в это время находились Михаил Романов со своей матерью. И Ивану Сусанину пришлось их вести и он повёл поляков в сторону Унжи, но этим его подвиг не умаляется.
На мифе о «спасении» царя Михаила Фёдоровича Иваном Сусаниным нужно поставить жирный крест, Сусанин «спасал» сына Филарета, Михаила Фёдоровича Романова.
Но тем не менее даже солидная «Парламентская газета пишет, что «Сусанин, костромской крестьянин, совершил свой патриотический подвиг 30 марта 1613 года»?! Ей вторит и Сергей Петухов, вроде бы грамотный обозреватель из РИА Новости, утверждая, что Сусанин погиб в конце марта 1613 года!?
Всем известно, что Михаил Фёдорович Романов в начале марта 1613 года был уже в Москве, а 14 марта принял Московское царство! Газетчики и разные там обозреватели должны быть подкованными, грамотными людьми, но получается, что они или плохо знают нашу Русскую историю или стараются запустить «дурочку».
На заставке изображена сцена, когда Иван Сусанин 27 ноября 1612 года у села Исупово говорит полякам: «А теперь, панове, мы пойдём 200 вёрст через это непроходимое болото».
Иван Сусанин. Подвиг и легенда
Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.
Подвиг Ивана Сусанина
С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.
«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.
М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851
Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.
Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».
Официальная версия
Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.
В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.
Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.
Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.
Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…
Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.
Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
История символическая, притчевая, таинственная.
Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?
Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.
Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.
Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…
Михаил Федорович Романов
В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.
Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже
Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:
И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.
Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.
Иван Сусанин: мученический венец
С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.
«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.
Строки эти незабываемы:
«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит». —
С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».
«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.
Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.
Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.