за что сидел ступин
Константин Валентинович Ступин
Фото Все
Видео Все
Константин Ступин. Последнее интервью для истории мемов
Творческий путь Константина Ступина. (обрывки воспоминаний, часть первая)
Константин Ступин — биография
Константин Ступин – известный отечественный рок-музыкант, автор, исполнитель, фронтмен коллектива «Ночная трость».
Размышляя о русской литературе или музыке, часто замечаешь, что многие значимые фигуры так и не смогли высказать все, что хотели донести до читателя или слушателя, недоговорили чего-то очень важного. Есть в этом всем какая-то недосказанность и незаконченность. Рано ушли из жизни великие литераторы – Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин, Чехов, Маяковский. То же самое касается и русского рока. Неизвестно, что осталось неспетым Виктором Цоем, Александром Башлачевым и Майком Науменко. Это в полной мере касается и абсолютно гениального орловского рок-н-рольщика, настоящего самородка Константина Ступина, больше известного по прозвищу Ступа. Что пропел бы он еще своим поклонникам, если бы не ушел из жизни в 44 года?
Детство
Родился Константин Ступин 9 июня 1972 года в городе-герое Волгограде. Спустя год семья переехала в Орел, и там будущий рок-музыкант прожил всю свою жизнь. В его семье никто никогда не имел отношения к миру искусства. Дед – Иван Ступин, участник Великой Отечественной войны, имел звание Герой Советского Союза. Отец – Валентин Ступин, был военным летчиком, погиб, когда Косте исполнилось десять лет. О маме музыканта сведений нет.
Константин Ступин в детстве
Бунтарский характер Ступина проявился еще в детстве. Он никогда и никому не хотел подчиняться, учеба ему давалась тяжело, поэтому он не собирался корпеть над учебниками, часто пропускал занятия. Будучи старшеклассником, наводил на всех страх своими хулиганскими выходками. Зато обладал невероятным голосом, который по достоинству оценил школьный учитель музыки. Именно он привел Костю в ансамбль, работающий при школе.
Музыка, сцена и творчество окончательно завладели всеми мыслями молодого человека. Вместе со своими друзьями парень решил организовать собственную группу «Ночная трость».
Константин Ступин в юности
После школы Ступин поступил в ПТУ, но и оттуда его «выперли» из-за постоянных прогулов. В армию парня не взяли.
Ступин и группа «Ночная трость»
Название коллектива появилось с легкой руки самого Константина. Однажды он смотрел какой-то западный фильм, роли актеров озвучивал переводчик, который и назвал «ночной тростью» мужское причинное место. Вскоре коллектив получил широкую популярность в родном Орле. Музыкантов звали выступать на всех дискотеках города и школьных мероприятиях.
Во время одной из встреч с журналистами, Константин признался, что даже не рассчитывал на такой успех, особого рвения получить звездный статус ни у него, ни у его других членов группы не было. Ребята просто занимались любимым делом.
Константин Ступин в группе «Ночная трость»
Первая слава пришла к группе «Ночная трость» в 90-е годы. В 1990-м Артемий Троицкий организовал в Москве музыкальный фестиваль под названием «Фестиваль Надежд», и коллектив с помощью некоторых влиятельных людей оказался среди его участников.
Выступление музыкантов чуть было не сорвалось. Все члены группы вышли на сцену пьяными, особенно Ступин, который едва держался на ногах. Сказать, что члены жюри были удивлены, это значит, ничего не сказать. Они были в шоке, еще немного, и отправили бы провинциальных музыкантов куда подальше. Но в этот момент Константин запел, и судьи решили все же выслушать их выступление. Члены жюри поняли, что перед ними настоящий талант, хоть и немного неадекватный.
Казалось бы, успешное выступление должно было положительным образом отразиться на карьере музыкантов, кардинально изменить их биографию, но все вышло наоборот. Басист ушел из коллектива, отдав предпочтение семье и собственному бизнесу. Спустя некоторое время группу покинул и гитарист, но не по своей воле – его посадили в тюрьму. У Ступина началась депрессия. Он «подсел» на марихуану, а вскоре пристрастился к тяжелым наркотикам. Нужно было немного времени, чтобы этот подающий большие надежды музыкант превратился в изгоя, опустившегося на дно.
В середине 90-х в квартиру к Ступину заявилась милиция. После проведенного обыска они нашли у музыканта препараты, запрещенные к употреблению. Константина осудили, это был его первый срок. Освободившись, он недолго пробыл на свободе, получил второй срок за кражу автомобилей. Теперь его отправили за решетку на долгих девять лет.
В перерыве между первой и второй «отсидкой», Константин пытался вновь собрать коллектив под тем же названием «Ночная трость». Музыкантов даже приглашали на разные рок-фестивали, зрители с замиранием сердца ждали их выступление, когда парни появлялись на сцене.
Константин Ступин
Ступин прилагал много усилий, но дохода от музыкальной деятельности не получал. Нужно было как-то выживать, а кроме как петь и играть на гитаре, Ступин ничего не умел. И он снова шел воровать, хотя мог бы найти и другой источник доходов. В 2013 году музыкант вышел на волю после окончания очередного тюремного срока. И новая попытка восстановить группу и ее былую популярность, которая ни к чему не привела. Ступин решил, что пришло время заняться сольной карьерой.
Сольная карьера
Настоящая популярность пришла к Константину в 2014 году. Статус звезды он получил благодаря Ютубу. Он снял видеоклип под названием «Хвост бешеной лисицы», который и сделал его популярным. Постепенно видео набирало множество просмотров, и в настоящее время их число достигло одного миллиона.
На том видео Ступин далеко не «законопослушный россиянин». Мало того, при встрече с ним в реальной жизни нашлось бы немного человек, которые подали бы музыканту руку. На протяжении долгих лет он страдал от тяжелой болезни, употреблял наркотики и алкоголь. Все это наложило очень пагубный отпечаток на его внешний вид.
Но устрашающий внешний вид и прокуренный голос стали своеобразной «фишкой» артиста. У него сложилось амплуа такого себе пропащего поэта-бродяги, ожидающего «даму с косой». Да и тексты песен наталкивали именно на такие выводы. В песне под названием «Война» есть такая строчка: «Я уйду в лес к партизанам, чтобы пить и песни орать».
Несмотря на непрезентабельный внешний вид, Ступин обладал удивительной способностью держаться перед камерой, и по-прежнему обладал невероятно сильным голосом. А что касается внешней оболочки, то музыканту было наплевать, что он выглядит бомжом. К тому времени он уже понял, что его земная жизнь подходит к концу.
Сольные выступления Константина Ступина
Чтобы Костя в очередной раз не сорвался, друзья были вынуждены закрывать его дома. Они отбирали алкоголь наркотики, ограждали от встреч со знакомыми из «прошлой жизни», тянувшими его на дно.
Кроме сольной карьеры, принесшей певцу невероятную популярность, он принимал участие в съемках проекта «Гомункул». Эпизоды этого проекта превратились в популярные мемы в интернете. Ролик под названием «Ты втираешь мне какую-то дичь» сделал из Ступина звезду социальных сетей. В этом видео Константин перевоплотился в бомжа, который торгуется с профессором по поводу покупки удобрений.
Константин Ступин в проекте «Гомункул»
Для многих своих знакомых Ступин остался в памяти как эрудированный и яркий собеседник, с которым можно было поговорить практически на любые темы. Одно «но» — это становилось возможным, только в том случае, когда он не злоупотреблял спиртным. Через некоторое время вышло еще несколько роликов музыканта, которые он записал с помощью своих немногочисленных друзей.
А потом произошло непоправимое. Доктора диагностировали у Ступина туберкулез, причем в открытой форме. Друзья пытались помочь Константину в борьбе за жизнь, возили его во всевозможные лечебницы и монастыри. Но из этого ничего не вышло, он постоянно уходил в запой.
В 2015-м Ступин внезапно исчез. Впоследствии выяснилось, что его выгнали из очередной больницы за нарушение порядка, он отправился к старшему брату, а тот отказался его принять. Спустя некоторое время друзья разыскали «пропажу» — Ступин попал в закрытое отделение психбольницы. Музыкант записал своим фанатам видеообращение, и этот своеобразный привет появился на канале Ютуб.
Причина смерти
Константин Ступин умер 16 марта 2017 года в своем доме. Официальная версия смерти – остановка сердца, а что произошло с музыкантом на самом деле, неизвестно.
Буквально перед самой смертью – 12 марта, он выступил с концертом на сцене московского клуба «Гренадин». Все видели, что музыкант находится в нормальном состоянии, никакого намека на то, что у него проблемы с сердцем, не было.
Могила Константина Ступина
По мнению друзей, Константин только в последние годы перед смертью зажил так, как когда-то мечтал. К нему пришла всенародная слава и любовь слушателей. Единственное, что он не успел, это устроить свою личную жизнь и оставить после себя наследника.
«Последний русский панк» — так назвали Ступина критики после смерти. Тогда же удалось подсчитать, что он является автором более двухсот композиций, звучавших в исполнении коллектива «Ночная трость».
Местом упокоения Константина Ступина стало Лепёшкинское кладбище в его родном городе Орле.
Альбомы Ночная Трость
Ссылки
Константин Ступин: биография и причина смерти
Только авторизированные пользователи могут добавлять фотографии.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд
Только авторизированные пользователи могут задавать вопросы.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд
Содержание (быстрый переход)
Мода на рок-музыку в Советском Союзе не оставила в стороне Константина Валентиновича Ступина. Он начал свой творческий путь ещё в 1990 году, но настоящей славы достиг лишь в 2010-е годы.
Ранняя биография и карьера
Биография Константина Ступина полна негативных моментов. Связано это было с его поведением, схожим с поведением типичного маргинала, и его соответствующим отношением к жизни.
Детство и юность музыканта
В детстве Константин обладал бунтарским характером, учился с трудом, был отъявленным хулиганом. Зато у него был отменный голос, который не остался незамеченным учителем музыки, и он принял Костю в школьный ансамбль.
Константин Ступин в детстве
Взлёты и падения «Ночной трости»
Довольно скоро группа завоевала широкую популярность в родном городе. Ребят стали приглашать на городские дискотеки и школьные концерты.
Первый выход группы «Ночная трость» на большую сцену состоялся в 1990 году на «Фестивале Надежд», организованном Артемием Троицким, известным музыкальным критиком. На том самом фестивале, служившем трамплином для известных рок-групп «Ногу Свело!», «НАИВ» и «Монгол Шуудан».
Группа «Ночная трость»
В тот день все участники коллектива находились в нетрезвом состоянии и были на грани позора, как вдруг Константин начал петь. Судьи буквально замерли от осознания того, каким талантом обладал парень. В итоге приз зрительских симпатий был вручён группе.
Молодой Константин Ступин (слева)
На воле он предпринимал всяческие попытки возрождения группы «Ночная трость». Парней даже приглашали на различные рок-фестивали. Однако настоящая популярность к Константину Ступину пришла только с началом его сольной карьеры после выхода из тюрьмы в 2013 году.
Константин Ступин в свободном плавании
О своём внешнем виде и здоровье рокер не особо переживал, ведь он прекрасно понимал, что конец его жизни близился. Это было заметно по его текстам.
Отсрочить этот самый конец Ступину помогали его друзья, ограждавшие рокера от алкоголя и наркотиков, а также от старых знакомых, тянувших Костю в ту яму, из которой он пытался выбраться. Когда же врачи обнаружили у него туберкулёз в открытой форме, которым Константин заразился, будучи ещё арестантом, товарищи отправляли его в разные клиники, больницы, монастыри. Но усилия не оправдывали себя, потому что мужчина постоянно уходил в запой.
«Ты втираешь мне какую-то дичь!»
Константин Ступин реализовался не только в качестве подающего надежды музыканта-бунтаря, но и как актёр. В 2015 году он получил первую в жизни роль в артхаусном фильме «Гомункул».
Кадр из отрывка фильма, который стал интернет-мемом
Сцена из фильма, где Аркадий рассказывает Ступину о бизнесе на удобрениях из человеческой урины и кала и о том, как обстоит с ним дело в Китае, стала самой популярной. Особенно зрители оценили момент, где Ступин произнёс фразу «Ты втираешь мне какую-то дичь!» в ответ на предложение Аркадия поучаствовать в продаже продуктов жизнедеятельности.
Последние годы жизни
Вслед за выпуском фильма Константин Ступин пропал с радаров на некоторое время. Далее выяснилось, что его выгнали из больницы за неоднократное нарушение порядка. Старший брат домой его не пускал из боязни заразиться туберкулёзом от него. Позже «Ступа» попал в психиатрическую больницу, где и записал видеообращение к своим поклонникам.
В 2016 году на собственном концерте в Зеленограде Константин познакомился с другим музыкантом, Юрием Карпиковым из группы «Гранитный Цех». С этого момента Юрий стал работать со Ступиным над совместным музыкальным творчеством: первый писал музыку, второй записывал вокальные партии. Так было выпущено несколько синглов.
Знакомство же с творчеством «Ступы» началось у Карпикова годом раньше с песни «Гром». В его процессе Юрий понял, что у него, и у Константина есть общие точки соприкосновения; в частности, когда-то Карпиков тоже принимал наркотики.
Константин Ступин с Юрием Карпиковым
«Ступой» заинтересовались также режиссёр Кирилл Ненашев и его товарищ Никита Фещенко. Они прониклись идеей создания документального фильма о рок-музыканте: его внешность, харизма и необычная биография, включающая тёмное прошлое, привлекли ребят. Позже с ними встретился и сам Константин.
Изначально требовалось снять сцену для фильма: парни должны были поехать на вокзал, где Ступин планировал спрыгнуть с моста, а во время прыжка сделать сальто. Сам фильм вышел в свет посмертно, в 2019 году.
Постер фильма о «Ступе»
Причина смерти Константина Ступина и его похороны
За 5 дней до собственной смерти музыкант дал концерт в московском клубе «Гренадин». Тогда Ступин не жаловался на состояние здоровья и чувствовал себя нормально.
Те, кто знал «Ступу», говорили о нём как о талантливом, эрудированном человеке, с которым можно поговорить на разные темы. Правда, удавалось им это в те редкие дни, когда Константин был совершенно трезв.
Спустя 6 дней после кончины Ступина вышел в свет его альбом «STUPA 2.0», над которым он 1,5 года работал совместно с Алексеем Ракитиным, солистом группы «PLASTИКА».
Похороны музыканта прошли 19 марта 2017 года на орловском Лепёшкинском кладбище.
Могила Константина Ступина
Личная жизнь Константина Ступина: жена, дети
Рок-музыкант не имел ни жены, ни детей и не любил распространяться по поводу своей личной жизни. Тем не менее, у него было 2 романа с девушками. Одну из них звали Ольгой, её Константин знал со школьных лет, общался с ней, поздравлял её с праздниками. Ольга оставила глубокий след в душе и жизни рокера.
Мнения других людей о Константине Ступине
Известный шоумен Стас Барецкий произнёс следующую речь по поводу Ступина: «Он просто любил жизнь и то, что делал. Рок был истинной страстью для него».
Аркадий Давидович также внёс свою лепту: «Он много сделал для кино и рок-музыки. Даже те, кого ничем было невозможно удивить, были удивлены талантом Константина».
Константин Ступин и Аркадий Давидович
Журналист и ютубер Юрий Дудь посвятил Ступину пост в Instagram, где заявил, что узнал об этом певце лишь во время съёмки фильма, посвящённого ВИЧ, и решил ознакомиться с его творчеством поглубже.
История Константина Ступина — история человека, практически всю жизнь находящегося между жизнью и смертью
От Александра Чаленко Любой русский человек, который размышляет о русской культуре, не может не отметить, что многие знаковые фигуры в ней недоговорили и не высказали все, что могли бы и хотели бы, до конца. Есть какое-то ощущение оборванности на полуслове, недосказанности и незаконченности.
Рано прервалась жизнь Пушкина, Лермонтова, Чехова, Соловьева, Блока, Есенина, Маяковского… Достоевский хотя и ушел из жизни в 60 лет, но мы так и не узнаем уже, как сложится дальнейшая судьба Алеши Карамазова, который, по замыслу Федора Михайловича, должен был уйти в революцию.
Вот эти оборванность и незавершенность отразились и на русском роке. Чтобы нам пропели еще Александр Башлачев, Виктор Цой, Майк Науменко и другие не менее талантливые русские рокеры, если бы они не ушли от нас так рано?
Этот вопрос вполне относится и к совершенно гениальному орловскому рок-н-ролльщику-самородку Константину Ступину (Ступе), умершему при не совсем ясных обстоятельствах в марте 2017 года в возрасте 44 лет.
Он родился в Волгограде в 1972 году, но всю жизнь прожил в Орле. Там же ушел в мир иной.
В 1990 году его группа «Ночная трость» (эвфемизм «полового члена») была отмечена на «Фестивале Надежд», организованного Артемием Троицким. Однако, увы, талантливый музыкант и композитор вместо того, чтобы взойти на музыкальный Олимп, в середине 90-х сел в тюрьму. Причина: что-то связанное с героином. После этого в течение последующих двадцати лет своей жизни он еще неоднократно «топтал зону».
Одинокий, неприкаянный, безработный, безденежный, в общем-то, без семьи.
Чтобы прокормить себя, он воровал. Попадался – садился в тюрьму. Между отсидками вел совершенно самоубийственный образ жизни – гробил себя наркотиками и алкоголем. Заработав в итоге целый букет смертельных заболеваний, он должен был рано или поздно умереть в молодом возрасте. Его путь – это путь Франсуа Вийона. Таким в теплой постели и в окружении семьи умереть никогда не удаётся — или повесят, или погибнешь от удара ножом в пьяной драке, или то, что не смогли (либо не успели) сделать петля с холодным свинцом, сделают водка с ширкой.
Внешне Ступа был похож на Квазимодо. Маленький, худющий, весь в татуировках. Страшненькое, свирепое лицо, половины зубов нет. Он повергал своим внешним видом в ужас.
Но, черт побери, это было только до того момента, пока он не брал в руки гитару и не начинал петь свои песни. Стилистически его песни — это не «русский рок». Это самый настоящий рок. Песни Ступы великолепны не только глубокими и трагическими текстами, но и интересной музыкой.
Если бы он пел по-английски, то в отличие от Бориса Гребенщикова спокойно бы смог сделать карьеру на Западе.
Ступин – это такой постаревший викинг-экзистенциалист, который больше не ходит в походы на переполненных драккарах, а в отшельничестве занимается вопросами онтологии. Многие его песни исполняются от лица обитателя северных морей и переполнены отсылками к миру средневековых скандинавов. Главные его песни – это песни о смерти.
Этот маленький, страшненький человечек был чрезвычайно харизматичным.
Его иногда называют главным русским панком после Егора Летова. Лично я с этим не согласен, потому что Ступин на несколько порядков талантливее и глубже лидера «Гражданской обороны».
Ступе в этой жизни и повезло, и не повезло. Почему не повезло, из вышесказанного уже понятно, а вот повезло ему в том, что при его совершенно диком образе жизни, нашлись люди, которые смогли сохранить для нас его невероятно интересное творчество.
Назову их. Денис Греков, продюсер Ступина, человек, благодаря которому Русский мир знает о музыканте. Он завел канал музыканта на YouTube и записывал его выступления. Количество просмотров некоторых роликов доходит до 5 миллионов.
Юрий Карпиков, лидер рок-группы «Гранитный цех» из подмосковного Красногорска. Он помог своим личным участием сделать записи многих песен Ступы в студии, и продолжает работать с творческим наследием музыканта..
Есть в этом списке и молодой московский режиссер-документалист Кирилл Ненашев, который буквально в последние месяцы жизни Константина успел снять о нем документальный фильм «Ступа».
Его показ широкой публики начался в этом году, но, к сожалению, был прерван из-за карантина. В широком прокате его пока нет, но он доступен в онлайн кинотеатре Non-fiction.
Кириллу, интервью с которым публикует «Русская idea», 34 года. В середине нулевых он изучал юриспруденцию в одном из московских ВУЗов. Затем постигал режиссуру игрового кино сначала в киношколе «АртКино» (2010-2012 гг.), а потом в 2013-2015 гг. — на Высших курсах кино и телевидения ВГИК (мастерская Прошкина А.А.).
Снял 7 фильмов, почти все они за исключением одного – документальные. Есть в его творческой биографии одна игровая короткометражка «Инопланетянчик» (приз за лучший сценарий на Шукшинском фестивале и за лучшую главную и лучшую роль второго плана в СПБ). Его фильмы демонстрировались в рамках Варшавского, Монреальского и других международных кинофестивалей.
Александр Чаленко
— Кирилл, что вас, режиссера, который прежде снимал документальные фильмы о московских оппозиционных протестах, подвигло на то, чтобы снять фильм о, в общем-то, мало кому известном провинциальном рокере?
Кирилл Ненашев
— Начну от общего к частному. Мне всегда было интересно крайнее, пограничное состояние человека, но даже революционер не ходит каждый день на митинги. Так же и музыкант не выступает каждый день на концерте. А мне очень интересно именно крайнее состояние человеческой натуры, человеческой души, и то, как человек в нем действует и существует.
Мне кажется, это наиболее яркое проявление человека, именно такими состояниями он отличается от животного. Подобные истории меня всегда привлекали.
История Ступы — история человека, практически всю жизнь находящегося на грани — в пограничном состоянии между жизнью и смертью, легендой и реальностью.
С другой стороны, я никогда не искал темы для будущего фильма. Меня просто что-то захватывало, и я об этом снимал. Нет лучшего способа разобраться в той или иной теме, чем документальное кино. Мне с этим, наверное, даже повезло, как документалисту. Когда ты узнаешь о каком-то человеке или о каком-то событии, глубоко в это вникнуть и приблизиться очень сложно, а когда ты снимаешь документальное кино, сужаются сроки знакомства и дистанция, и появляется возможность максимально погрузиться в определенное событие или ближе узнать человека.
С Костей история была такая. Мне друг, Никита Фещенко, который потом стал одним из операторов фильма, скинул ролик, где Ступа на пригорке поет «Пушистый хвост лисицы», который был самым популярным у него на канале. Мне он сразу не понравился, не зашел, но что-то меня зацепило, и я стал периодически возвращаться к песням Ступы.
Александр Чаленко
Кирилл Ненашев
— Это был 2016. Раньше я о таком человеке, как Константин Ступин не знал. Периодически стал возвращаться к его творчеству. Прочитал статью Дениса Бояринова в журнале «Такие дела», и меня еще больше заинтересовал этот герой. Стал больше и больше его слушать, сам того не понимая.
Наверное, переломным моментом была песня «Холодный воздух», Костя играет ее в поле.
Потом я узнал, что он играет ее недалеко от лечебницы для душевно больных, где лечился от туберкулеза. Почему-то у них, в Орле, всех людей с ВИЧ кладут туда. Я посмотрел этот ролик раз 15 и меня поразила смесь отталкивающего обывателя внешнего вида и при этом невероятная харизма, невероятная глубина текста.
Я понял, что не могу спокойно спать, мне нужно узнать этого человека поближе. Тогда я и решил снять о нем документальный фильм. Начались переговоры. Я написал Денису Грекову, который занимается творчеством Ступы в качестве продюсера, о своем желании снять фильм, но тот был против съемок.
Александр Чаленко
Кирилл Ненашев
— Опасался показывать Костю, куда-то отпускать, боялся, что он предстанет в нелицеприятном виде – выпивший или в еще каком-нибудь состоянии. Мы с ним очень и очень долго вели переговоры. Денис то пропадал, то всячески меня отговаривал. Потом я сказал самому себе: Константин Ступин не принадлежит же Денису Грекову, даже если он занимается его творчеством. Поэтому я сказал Денису, что просто приеду в Орел и попробую лично поговорить с Костей насчет фильма, так как он, а не кто-то другой, должен принимать решение.
После этого Денис сдался. Он позвонил мне и сказал, что Костя сейчас находится в больнице, но скоро выписывается, и есть только один вариант его снять — забрать в Москву. Просто в Орле Костя неуловим и снимать его будет достаточно сложно. Поэтому нужно приехать и забрать его в момент выписки, когда он еще не успеет никого встретить и ни с кем затусить.
Так мы и сделали. Приехали в ноябре 2016 в Орел с оператором и одним из будущих монтажеров фильма Женей Яковлевым, а оттуда, уже со Ступой, поехали ко мне. Он жил у меня, в Москве, две недели. В это время они с Юрой Карпиковым, лидером группы подмосковной группы «Гранитный цех», записывали альбом «Электричество».
Александр Чаленко
— Сколько времени ушло на съемки?
Кирилл Ненашев
Порядка двух недель в ноябре и декабре. Костя должен был приехать на неделю, но все так хорошо пошло, что он задержался у меня. Фильм снимался, они с Юрой записывали «Электричество» и нам просто было кайфово вместе.
Юра предложил Косте выступить у него на концерте, чему Костя очень обрадовался. Было решено, что Ступа останется еще на неделю. Мы продолжили снимать, а ребята стали готовится к совместному выступлению.
Потом Костя уехал в Орел на несколько месяцев – в этот период мы не снимали, только созванивались иногда. Он вернулся в районе 23 февраля 2017 года и оставался у меня до 12 марта. Затем снова уехал в Орел на несколько дней, чтобы решить неотложные дела. У меня дома даже осталась его одежда: куртка, кожаные штаны, которые он любил… в общем, половину своих вещей он у меня оставил, потому что планировал вернуться через несколько дней.
С Юрой они собирались провести концерты по крупным городам, расположенным недалеко от Москвы, мы должны были продолжить съемки, а когда потеплеет, договорились с Костей, и в Орле его поснимать. Но, к сожалению, в Орле Костя умер…
В общем, съемки длились пару недель в ноябре-декабре 2016 года и три-четыре недели в феврале-марте 2017 года.
Александр Чаленко
— В одних кадрах вашего фильма Ступин с длинными волосами, а в других – коротко подстрижен, ежик на голове — на бандита похож. Почему он подстригся? С чем это связано?
Кирилл Ненашев
— Это была случайность. Он шел по улице в Орле и увидел себя в большом зеркале в витрине магазина. В этот момент Костя был одет в короткую куртку, джинсы, «мартинсы» и понял, что длинные волосы не соответствуют его имиджу в данный момент. В этом же здании он увидел парикмахерскую и тут же решил подстричься. Это не преследовало какой-то определенной цели. Но после стрижки он расстроился, ему нравилось с длинными волосами.
Задумывался ли он о том, какая у него прическа будет? Да, он заморачивался по этому поводу, так как был воспитан на рок-н-ролльных традициях от Элвиса до Motorhead. Он на них равнялся не только в музыкальном плане, но и в плане прически и одежды. Старался соответствовать рок-н-рольному стилю.
У Ступы практически никогда не было возможности покупать себе ту одежду, которую он хотел, вообще не было возможности ее покупать, но так или иначе он умудрялся себе что-то доставать. Костя радовался, если ему удавалось надевать на себя то, что ему нравилось носить и соответствовало имиджу рок-н-ролльщика.
Александр Чаленко
— В фильме Константин выглядит довольно бодрым, не производит впечатления больного человека. Как вы считаете, почему он так рано умер?
Кирилл Ненашев
— Понимаете, Костя — человек-загадка. Он рассказывал, что его не один раз хоронили: пока он был последний раз в тюрьме, сообщили, что Ступа там умер, а потом он появился в Орле – все, мягко говоря, удивились.
Один раз он попал в больницу с туберкулезом. Врач сказал родственникам, что Костя уже не жилец, но в итоге Костя мало того, что выжил, так еще и от туберкулеза излечился. Было ощущение, что Костя бессмертный. Он сам говорил, что, наверное, если бы не его образ жизни, то жил бы вечно.
Что касается его бодрости, то Костя никогда не показывал, что у него что-то болит, или что ему тяжело. Даже когда было видно, что он устал, и что не очень хорошо себя чувствует, он всегда старался держаться бодрым. Внутренний позитив, который из него бил как фонтан, помогал ему двигаться дальше.
Насчет причины смерти сложно сказать. Может, как думает Юра Карпиков, инсульт. У него же в принципе организм был потрепан совершенно нездоровым образом жизни. Еще была информация, что, когда он в последний раз вернулся в Орел, его избили, разбив голову. Меня там не было, но так говорят. Может избиение тоже сказалось на летальном исходе. Неизвестно ничего, вскрытие брат делать не стал.
Костя буквально за пять дней до смерти перед концертом в Питере читал кусочек стихотворения Бродского:
Рядом с ним – легионер, под грубым кварцем.
Он в сражениях империю прославил.
Даже здесь не существует, Постум, правил.
Александр Чаленко
— Именно Костя читал стихотворение Бродского?
Кирилл Ненашев
— Да. В компании молодых питерских поэтов. Их группа, по-моему, называется «Вольность». Они попросили Костю процитировать какой-либо стих для их паблика.
Вот он и прочитал им про легионера. Причем не потому, что ему нравился Бродский, а потому что ему нравилось именно это стихотворение. Видимо, он с собой этого легионера ассоциировал.
Александр Чаленко
— О чем был ваш с ним первый разговор, когда вы осенью 2016 года забирали его из орловской больницы?
Кирилл Ненашев
— Костя придумал сценарий фильма, который мы приехали про него снимать. Мы вышли покурить, вот только познакомившись, и Ступа говорит: сейчас сядем в машину, я расскажу на камеру: кто я, чем занимаюсь, коротко так, как раз к вокзалу подъедем железнодорожному, поднимемся на мост, я с него спрыгну и разобьюсь, сальто только в воздухе сделаю. И засмеялся: «Вот и весь фильм. Короткометражка». На самом деле так почти и получилось… Все что вы видите в фильме, это то самое сальто перед смертью.
Вообще первая встреча удивительная была, я очень переживал, как всё сложится с Костей. Изначально думал, что мы приедем, поснимаем его в Орле… А тут раз, и он ко мне жить едет. Немного необычно, когда ты впервые видишь человека, а он к тебе переезжает в однокомнатную квартиру на две недели. Особенно если это Ступа из роликов на Youtube, со своим угрожающим внешним видом и сомнительным прошлым.
Но мы сели в поезд и четыре часа, не переставая, разговаривали. Нашли большое количество точек соприкосновения. В первый же день, когда приехали в Москву, было ощущение, как будто сто лет друг друга знали. Даже когда уже легли спать, еще три часа не могли уснуть – разговаривали.
Александр Чаленко
— Ему понравилась ваша идея, снять его в фильме?
Кирилл Ненашев
— Изначально, еще до того, как он меня увидел в реальности, Костя позитивно отнесся к этой идее. Не потому, что он вдруг загорелся желанием сняться в фильме, а просто ему по кайфу было пребывать в движе.
Ступе вообще не очень нравилось последнее время в Орле — он не раз говорил об этом – не нравился весь тот круговорот событий, все эти круги Ада. Hellraiser (Восставший из Ада), как он любил говорить, вспоминая любимый сериал. В Орле все его знали и относились может и не как к звезде, но как к известной незаурядной личности. Поэтому каждый с ним хотел выпить. Косте было достаточно сложно этому противостоять, сколько лет зависимостей все же.
А ему в тот период уже хотелось акцентировать свое внимание только на музыке, на творчестве. Ступа хотел оставаться в трезвом уме, и поэтому он хотел оттуда вырваться.
Второй раз, когда он ко мне приезжал, это были уже незапланированные съемки. Костя позвонил и спросил: можно ли у меня пожить перед концертами, чтобы не было никаких соблазнов, и чтобы посвятить все время подготовке. Я, естественно, согласился. Он приехал и посвятил себя репетициям. Когда мы встречались со знакомыми, которые достаточно настойчиво предлагали ему выпить, то Костя даже обижался на это. Он говорил: я не хочу пить, я приехал заниматься музыкой.
Александр Чаленко
— А где он спал в вашей квартире?
Кирилл Ненашев
— Я купил надувной матрас, и он на нем спал. У меня одна кровать.
Александр Чаленко
— Юра Карпиков рассказывал мне историю, как Костя увел у вас тысячу рублей на выпивку, а потом вернул с гонорара, который получил за концерт в клубе. Что это была за история?
Кирилл Ненашев
— Дурацкая история. Это было перед концертом в московском клубе «Мьюз» в 2016 году, на который Юра его позвал выступить. Мы пили вино. Я, Костя и Никита Фещенко, оператор первой части фильма. Когда допили, Косте захотелось продолжения. Мы говорим, что завтра концерт, поэтому не будем больше пить. Тогда Костя под предлогом того, что у него кончились сигареты, вышел в магазин. Пришел, будит нас, говорит: я вам подарков принес — вино и сигареты.
Тут я понял, что что-то не так, потому что у Кости были деньги только себе на сигареты. Опять же из-за своей широкой души он спалился. Мог бы никому ничего не покупать, может быть, это и не заметили бы. А так сразу стало понятно, откуда у него деньги. Потом на утро, когда он пришел в себя, извинился. Сразу же после получения небольшого гонорара с концерта — 3-4 тысячи рублей – все мне отдал. А концерт отлично прошел.
Александр Чаленко
— А вы с ним не говорили о его детстве, о том, как он сидел в тюрьме?
Кирилл Ненашев
— Конечно, говорили мы с ним про детство, но это никак не ложилось в фильм. Эпизод о детстве отдельно лежит на канале фильма на YouTube. Он так и называется «Про детство». Костя очень любил какие-то детали подмечать. Рассказывал, как они на горке катались на железных листах. Потом уходит в сторону и спрашивает: а у тебя было в детстве такое, что ты чувствовал, что то или иное место — это плохое место.
Я не сразу понял, а он продолжает: когда ты ребенок, ты чувствуешь, что это плохое место, а потом такого уже нет, что-то мы теряем с возрастом. Мы набираемся житейского опыта, все эти учебники, школа и прочее, делают из нас толпу, организуют определенный социум, которым легче управлять. Вся эта система ломает нашу индивидуальность.
Потом Ступа посмеялся и говорит: кото-то сломался, а кто-то устоял, видимо, себя подразумевая под тем, кого не сломали. И в Косте очень много было от не дающего себя сломать подростка. В этом были и плюсы, потому что он был очень открытым, но были и минусы, потому что ему было сложно себя контролировать.
Александр Чаленко
Кирилл Ненашев
— Про тюрьму он не очень любил рассказывать. Говорил, что в тюрьме было плохо, и, конечно, ему на воле нравилось больше. Не рад он был тому, что там оказывался. Про тюрьму была забавная история. Он же сидел не очень длинные сроки, кроме последнего раза в 4,5 года. В общей сложности у него 9 лет стажа за 4 ходки вышло.
Последний раз он сидел в Мордовии. Есть ролик на YouTube, где он рассказывает, как он сыграл на концерте на зоне песни «Хорош тот мент, который мертв», «Чем Ирина, чем Марина, лучше доза героина» и еще подобные им. Больше ему после этого выступать не давали. Он рассказывал, что постоянно пытался в клубе находиться, играть на гитаре, тянуло его именно к этому.
Была интересная история, во время независимой премьеры фильма о Косте в кинотеатре «Космос» на ВДНХ. Позвали людей, которые донатили на фильм, и в открытом доступе билеты продавались, и пришел мужчина, который с Костей сидел в Мордовии. Рассказал, что Костя говорил всем на зоне, что он рок-н-ролльщик. Зэки думали: что за бред, вроде вменяемый мужик, а ходит и говорит, что рок-н-ролльщик какой-то.
А тут смотрит – фильм про Ступу в кинотеатрах показывают. Пришел, посмотрел и, оказывается, Ступа и правда рок-н-ролльщик. Костя всегда и везде был рок-н-рольщиком. Опять же, еще с детства он так решил, его свобода – это быть рок-н-ролльщиком. И он им был. И в горе, и в радости. Вот в чем его феномен.
Кстати, говорил, что по-настоящему страшно в дурдоме. Причем гораздо страшнее, чем в тюрьме, потому что ты постоянно окружен сумасшедшими. Во-первых, абсолютно не с кем нормально поговорить. Во-вторых, не знаешь, когда выйдешь. В-третьих, в какой-то момент начинает казаться, что ты сам сходишь с ума.
Александр Чаленко
— Он чувствовал себя, значит, свободным человеком?
Кирилл Ненашев
— Костя говорил, что не существует абсолютной свободы на земле. Но всегда к ней стремился. Его свобода – это рок-н-ролл, и Костя никогда от этого не отступался, что бы с ним не происходило. Он в любых обстоятельствах оставался таким.
Говорят, что наркомания и алкоголизм – это когда человек себя теряет. У Кости на протяжении всей жизни были эти пороки, а себя он не потерял. Осознание своей рок-н-рольной судьбы он пронес через всю жизнь, и умер, как рок-н-ролльщик. Перед самой смертью он много чего успел сделать: сочинил несколько новых песен, записал альбом «Электричество» с Юрой Карпиковым, переписал композицию «Смерть», которую еще в школе сочинил, акустический альбом записать успел. Ну и проехал со своим первым и последним концертным туром… и ушел.
Наверное, он единственный в России настоящий рок-н-рольщик. Он и в чисто музыкальном плане выделяется. Это мой субъективный взгляд – я ведь не музыкант. У нас всё тянется с Серебряного века, романсы, шансон, барды, пресловутый русский рок. На первый план выходит текст, а музыка вторична. Костя несмотря на то, что у него тексты тоже были достаточно глубокие, музыке предавал большое значение. Ориентировался в этом плане на западную музыкальную рок-культуру.
Александр Чаленко
— Он не рассказывал, почему у него такой приплюснутый нос?
Кирилл Ненашев
— Рассказывал, но не всё. Костя же человек-легенда, что было на самом деле узнать было не просто, думаю, он и сам не все помнил в точности. Вообще ему ломали нос не один раз.
Впервые это произошло еще в детстве во втором классе, кажется. Он играл в хоккей, и ему попала в нос шайба. Потом лет в 16-17 он его себе вправил, но недолго проходил с вправленным носом, ему его скоро опять сломали. При каких обстоятельствах он уже не рассказывал. Не хотелось ему об этом говорить. В драке, наверное.
Александр Чаленко
— А какой у него был рост?
Кирилл Ненашев
— Небольшой. У меня 1 м 79 см, а он был ниже меня. Он и роста был небольшого, и телосложением не очень, но при этом был достаточно бескомпромиссный, что сказалось на его внешности и на сломанном неоднократно носе.
Александр Чаленко
— Он когда-нибудь говорил о своих женщинах. Они у него были, учитывая его болезни, сроки и внешность?
Кирилл Ненашев
— Интерес со стороны женщин к себе он не потерял, даже несмотря на внешность. Это была какая-то поразительная штука. У него была внутренняя харизма — очень сильная, наверное, поэтому. Даже несмотря на свой внешний вид он действительно нравился женщинам. Это было видно. Причем абсолютно разным — и молодым, и постарше.
Была одна история. Мы с ним постоянно ходили в небольшой магазин у дома. Там была продавщица средних лет, было видно, что Ступа ей понравился. Ну понравился и понравился. Он с ней болтал еще постоянно, да и тогда перед концертом, когда деньги увел, он у нее в магазине тусовался, как я догадываюсь.
Потом после его смерти захожу туда, она спрашивает: а где мужчина, который постоянно ходил с вами, такой страшненький? Отвечаю: он умер. У нее был невероятный шок из-за этого – она схватилась за голову. Это был последний раз, когда я видел ее в этом магазине. В общем, женщины его любили, и на концертах ему цветы дарили.
Сам Костя женщинами не хвалился. Не было у него такого бахвальства. Мне он только про одну женщину рассказывал, ее звали Ольга. Мы, кстати, вместе с ней были на кладбище, когда навещали могилу Кости после показа фильма в Орле. Костя ее выделял. Помню, с 8 марта очень важно было ему ее поздравить в последний свой приезд ко мне. Причем они с Ольгой были знакомы еще со школы. У них были теплые отношения, которые Ступа пронес через всю жизнь.
Александр Чаленко
— Часто ли Костя говорил о смерти с таким букетом заболеваний, который был у него? Если бы он не умер, то какая бы у него была судьба?
Кирилл Ненашев
— Тема смерти вплывала у него на протяжении всего его творчества. Даже композиция «Смерть» которую он переписывал непосредственно перед смертью, была написана им еще в школе.
Смерть и жизнь его еще интересовали как феномен, он мог на все происходящее и даже будущее со стороны посмотреть, как наблюдатель. Ступа любил Ницше почитать, с которого вообще новое восприятие человека в мире началось, тот же Сартр из экзистенциалистов ему нравился.
Последняя книга, которую он прочитал, были «Американские боги» Нила Геймана. Очень она его впечатлила. Он даже песню написал под впечатлением — «Секрет». В книге все тоже крутится вокруг смерти, но на самом деле это история про вечную жизнь богов, нужно только что бы о них помнили и им поклонялись. Я бы даже сказал история победы над смертью.
На бытовом уровне, Ступа безусловно понимал, что у него много болезней, что у него ВИЧ уже 18 лет. Он планировал прожить еще два года. Два года себе еще давал. Думаю, многое бы ему удалось сделать, если бы было это время, как раз он себя в руки взял, написал бы еще песни и поездил бы с концертами. Мы бы все его выступления сняли. Но это все сослагательное наклонение, а история сослагательных наклонений, как говорится, не терпит.
С момента смерти растет его популярность. Ступа это заслужил. Костя становится легендой. Я со своей стороны и Юра со своей сделаем все, чтобы о нем узнало, как можно больше людей. Цель фильма «Ступа» отчасти в этом. Я хочу, чтобы творчество Кости жило. Как он сам говорил: только забвение дает истинную гибель.
Александр Чаленко
— Он никогда не говорил, что хотел бы поехать за границу и пообщаться с какими-нибудь рок-н-ролльными знаменитостями?
Кирилл Ненашев
— Я его не спрашивал. Костя никогда не был за границей. Он себе отдавал отчет, что уже никогда туда не попадет. Наверное, понимая это, и не мечтал. Хотя, конечно, ему было бы интересно.
Александр Чаленко
— А у вас никогда не было желание написать сценарий художественного фильма о Ступине?
Кирилл Ненашев
— Да, были такие мысли, но мы сейчас фильмом «Ступа» занимаемся. У нас его нет даже в свободном доступе. Пока только в онлайн кинотеатре Nonfiction. Из-за коронавируса показы отменились в ряде городов, все отложилось. Пока что я думаю снять второй документальный фильм о Косте. Уже в более классических тонах.
Я обычно снимаю течение жизни, здесь и сейчас. Но возможно придется немного отойти от своих принципов, если снимать еще один фильм о Ступе, сейчас думаю над концепцией и художественным решением.
Драматургически я хочу больше сделать акцент на молодые годы Кости, его становление и развитие. На те же 90-е, пообщаться с соратником Ступы по его группе «Ночная трость» Ростиславом Тереховым, например, который сейчас пишет альбом памяти Кости, который будет называться «Звезда». Два трека уже готовы.
Хочу снять и других людей, которые знали Ступу в молодые годы. А вот потом попробовать сделать игровой фильм о Ступе. В первую очередь о его становлении, о школе, о развале Советского Союза, о 90-х. Ступа, как и другие люди его поколения, жил в условии рушащихся миров, и это история не только о нем, а обо всем поколении, сформированном в условиях пограничных ситуаций, я начал с этого, что меня такие ситуации и состояния привлекают, к тому же эти истории мало отрефлексированы в нашем обществе.
Да, у меня есть желание снять что-то игровое в своей жизни, но при этом у меня нет амбиций, что обязательно я должен быть режиссером именно этого фильма. Главное, чтобы память о Косте жила.
Александр Чаленко
— А вы смогли бы сами снять?
Кирилл Ненашев
— Нужно пробовать. К тому же у соавтора сценария и режиссера монтажа «Ступы» Алисой Павловской есть замечательный опыт съемок, в том числе и игрового кино. У нее был, в том числе и фильм про ВИЧ и наркотики. Надо начать писать сценарий и двигаться в этом направлении. А там, может, кто-то подключится. Так что такие мысли у меня есть. Будем двигаться в этом направлении шаг за шагом и популяризировать творчество Кости.
Наш проект осуществляется на общественных началах и нуждается в помощи наших читателей. Будем благодарны за помощь проекту:
Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)