за что сидел айзеншпис продюсер
17 лет тюрьмы, скандал со Сташевским, букет болезней. Обратная сторона успеха Юрия Айзеншписа
После освобождения из заключения музыкальный менеджер построил блестящую карьеру, хотя не всех подопечных считал действительно талантливыми. Так, Юрий Айзеншпис называл Диму Билана одаренным вокалистом, а вот Влада Сташевского — «продуктом шоу-бизнеса».
Юрий Айзеншпис доказал советскому обществу, что продюсер может сыграть ключевую роль в судьбе артиста. В конце 80-х шоумен разрекламировал группу «Кино», а после смерти Виктора Цоя стал первым, кто нарушил государственную монополию на производство пластинок и издал последние треки коллектива, заработав на релизе миллионы. Это не было дебютным бунтом музыкального менеджера против устоявшихся правил: в 24 его арестовали за контрабанду и незаконные валютные операции.
Тюрьма не сломила продюсера, ведь именно после освобождения он занялся раскруткой «Технологии» и Влада Сташевского. Последним проектом Айзеншписа стал перспективный Дима Билан, сотрудничество с которым продолжалось несколько лет.
15 июля Юрию Шмильевичу могло исполниться 76, но 15 лет назад его жизнь трагически оборвалась. Что же подкосило здоровье шоумена: тюрьма, тяжелые болезни или личные неудачи?
Как Фарцовщик угодил в тюрьму
У семьи Юрия Айзеншписа богатая история: далекие предки жили в Испании, отец, родившийся в Польше, сбежал от гонений нацистов в СССР и без ранений прошел всю войну. Мама, Мария Михайловна, служила в партизанском отряде в Речице, пока в 1944-м судьба не свела ее со Шмилем Айзеншписом на Белорусском вокзале Москвы.
После войны жизнь Шмиля Моисеевича и Марии Михайловны стала складываться благоприятно: влюбленных взяли на работу в Главное управление аэродромного строительства. Вплоть до начала 60-х супруги с сыном Юрием и дочкой Фаиной ютились в деревянном бараке, зато потом им дали квартиру в престижном районе Сокол.
Маленький Юра ходил в местную спортивную школу и увлеченно занимался легкой атлетикой, гандболом и волейболом. Юноша мог бы добиться больших успехов на этом поприще, если бы не полученная в 16 лет травма ноги. На смену физкультуре пришло новое хобби — музыка. Став студентом Московского экономико-статистического института, Айзеншпис вместе с друзьями создал рок-группу «Сокол».
«Я взял на себя организационные функции: доставал инструменты, делал концерты. Все происходило в условиях подполья, но мне удалось так раскрутить группу, что ее знали не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Более того, в западной прессе «Сокол» сравнивали с «Битлз», — рассказывал Юрий Шмильевич.
В то время в СССР еще не существовало понятия «продюсер», были директора, импресарио. Но ни то, ни другое Айзеншпису не подходило: он считал себя человеком творческим, к тому же страшным меломаном. «К 18 годам, несмотря на «железный занавес», сумел собрать огромную коллекцию очень редких винилов — около семи с половиной тысяч штук. Причем оригинальные записи, а не перепечатка. Поверьте, это было дорогое удовольствие: каждая пластинка стоила около 150 рублей — это зарплата советского инженера. Так что, в отличие от многих современных артистов, я об эволюции джаз-рок-поп музыки знаю очень много», — подчеркивал шоумен.
Айзеншпис был коммуникабельным человеком: заводил полезные знакомства в среде дипломатов, дружил с детьми послов Индии, Франции и Югославии. Занявшись перепродажей музыкальных дисков, парень почувствовал вкус денег и роскошной жизни. За пластинками последовали аппаратура, джинсы и шубы, затем золотые слитки и доллары.
В январе 1970-го райской жизни Айзеншписа пришел конец: его арестовали по 78-й и 88-й статьям Уголовного Кодекса за контрабанду и нарушение правил о валютных операциях. В квартире продюсера провели обыск и обнаружили 17865 долларов и 10 тысяч рублей. Шоумен загремел в тюрьму на 10 лет, а когда освободился — провернул крупную сделку по купле-продаже 50 тысяч фальшивых долларов и сел еще на семь лет.
По словам Юрия Шмильевича, позднее его оправдали по всем статьям, однако это не могло вернуть утраченные годы. «17 лет тюрьмы — слишком жестокое наказание за ошибки молодости. Хотя я не считаю это ошибками. Просто были другие законы, мы жили в таком государстве. Это сейчас съездить за границу и привезти то, что тебе понравилось — технику, одежду, валюту, — не преступление. Я все прошел: и маленькую камеру, где сидело еще человек 100 осужденных, и жидкую похлебку вместо еды, и. В общем, все».
Известные подопечные
Айзеншпис уверял, что легко вписался в тюремную иерархию, никогда не голодал и не бывал избитым. Гораздо тяжелее далась ему адаптация после освобождения из заключения. Юрию Шмильевичу стукнуло 42, и осознав, сколько времени потеряно и как изменился окружающий мир, он впал в глубокую депрессию.
«Ни семьи, ни денег, ничего, — вспоминал шоумен. — Друзья успели многого добиться в жизни: кто ушел в политику, кто стал бизнесменом, достиг больших высот. А я — без кола, без двора. В общем, депрессия привела к инфаркту».
Спасением для Айзеншписа стало знакомство с Виктором Цоем. Юрий Шмильевич как раз хотел вернуться к тому, чем занимался в молодости, — продюсированию рок-групп, и шанс выпал отличный. Сперва «Кино» было известно только в узких музыкальных кругах и клубах Ленинграда, а шоумен смог поднять старые связи и продвинуть проект в программах «Взгляд» и «Утренняя почта».
«При мне Виктор записал два альбома, при мне погиб. Я принимал непосредственное участие в организации похорон. И выполнил его желание — выпустил последний «Черный альбом» группы «Кино», — отмечал продюсер.
Пластинка принесла участникам коллектива и шоумену миллионы, и впоследствии хейтеры говорили, что Айзеншпис попросту нажился на смерти подопечного. Так или иначе, основатель российского музыкального менеджмента продолжил развивать карьеру. Вскоре он с нуля раскрутил группу «Технология», однако спустя год разругался и расстался с артистами.
Какое-то время Юрий Шмильевич сотрудничал с «Моральным кодексом» и Линдой. Непростые отношения сложились у наставника с Владом Сташевским. Буквально за год продюсер сделал начинающего артиста известным, но затем тот «поймал звезду»: контракт закончился, и Влад решил, что отныне не нуждается в помощи менеджера.
«У него были какие-то творческие потуги уже после меня. Но они оказались бесплодными. Это говорит о том, что для певца продюсер необходим. Даже для талантливого. Влад, к сожалению, готовый продукт шоу-бизнеса, искусственный артист», — комментировал ситуацию Айзеншпис.
Две премии «Овация» в категории «Лучший продюсер» подтверждали слова Юрия Шмильевича о роли грамотного менеджмента в раскрутке исполнителей. Пробиться к вершинам музыкального Олимпа он помог также Инге Дроздовой, Кате Лель, певице Саше. Именно Айзеншпис открыл миру Диму Билана, хотя увидеть его триумф не успел…
Что подкосило Айзеншписа?
В какой-то момент Юрию Шмильевичу все завидовали: несмотря на печальный опыт заключения, он смог построить блестящую карьеру и даже нашел любовь — в лице Елены Ковригиной. В 1993-м у пары родился сын Миша, что казалось продюсеру подарком судьбы. По слухам, отношения менеджера с Еленой спустя несколько лет дали трещину, но он сохранял дружбу с бывшей гражданской женой ради ребенка.
В последние годы главной проблемой Айзеншписа стали вовсе не сложности в общении с женщинами, а здоровье. Хотя продюсер настойчиво повторял, что тюрьма не повлияла на его самочувствие, это оказалось далеко от правды. Единственной болезнью, которую не скрывал музыкальный менеджер, был сахарный диабет.
«Я похудел не потому, что хотел постройнеть и стал придерживаться какой-то диеты. Это помогает мне бороться с диабетом», — говорил он в интервью.
Позднее выяснилось, что продюсер страдал от целого ряда заболеваний: цирроз печени, гепатит В и С. Незадолго до резкого ухудшения самочувствия шоумен сыграл темного мага в «Дневном дозоре», что впоследствии поклонники трактовали как одну из причин смерти.
Имело место проклятье мистической картины или нет, но осенью 2005-го Айзеншписа госпитализировали в московскую клинику с сильным желудочно-кишечным кровотечением. Доктора сделали все возможное, чтобы спасти продюсера, но вечером 20 сентября он скончался от инфаркта миокарда.
Ровно два дня не дожил Юрий Шмильевич до музыкальной премии MTV-2005, на которой его воспитанника Диму Билана признали лучшим исполнителем года. На сцену за наградой певец поднялся вместе с сыном Айзеншписа Мишей, и зал погрузился в оглушительную и горькую тишину…
«МЕДИЦИНА НЕ СМОГЛА МНЕ ПОМОЧЬ, И Я УВЛЕКСЯ МУЗЫКОЙ»
— Юрий Шмильевич, вы известный продюсер, но обывателю ваше имя ни о чем не говорит.
— Раз мне удалось развести вас на интервью, поговорим о слове «первый» в вашей жизни. Это правда, что вы первым в Союзе создали рок-группу, первым использовали западные технологии для раскрутки артиста, первым нарушили государственную монополию на издание пластинок?
— Все правда. В начале 60-х, когда я был еще студентом, мы с друзьями создали первую в Союзе рок-группу «Сокол». Все жили в районе метро «Сокол», вот и решили так назвать группу. Я взял на себя организационные функции: доставал инструменты, делал концерты. Все происходило в условиях подполья, но мне удалось так раскрутить группу, что ее знали не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Более того, в западной прессе «Сокол» сравнивали с «Битлз».
— Премудростям продюсерского мастерства у кого обучались?
Влад Сташевский стал одним из самых раскрученных продуктов российской эстрады |
— Почему творческий человек и страшный меломан поступил в экономический институт?
— Одно другому не мешает. Я получил специальность инженера-экономиста. Серьезно занимался легкой атлетикой, имел высокие достижения. Но получил серьезную травму мениска. Советская медицина не смогла мне помочь. Спорт пришлось оставить, и я увлекся музыкой: джаз, рок, поп. Любовь вылилась в коллекционирование музыкальных пластинок.
До триумфа своего последнего подопечного Димы Билана Юрий Шмильевич не дожил всего несколько дней |
— Как вы доставали коллекционные записи?
— Благодаря друзьям. Я общался с иностранными дипломатами.
— Неужели рядовой советский гражданин был на короткой ноге с иностранным дипкорпусом?
— Я был очень контактным человеком. Ну бывают такие инициативные люди, которые заводят нужные связи с нужными людьми. У меня было много друзей из числа детей послов. В то время очень хорошо знал сына посла Индии, дочь посла Франции, сына посла Югославии.
По тем временам такое знакомство было опасным занятием, поскольку было связано с куплей-продажей. В этом могли усмотреть криминал. И, в конце концов, усмотрели. Меня упрятали за решетку.
— Где сейчас ваша коллекция?
— Когда меня привлекли к уголовной ответственности, все конфисковали. Сегодня я восстановил коллекцию, только теперь уже не на винилах, а на компакт-дисках. Жаль, что первую коллекцию так и не удалось вернуть. Ведь сейчас музыкальные записи не такой эксклюзив как раньше, сегодня любую пластинку можно купить.
«В ТЮРЬМЕ Я СИДЕЛ С СЫНОМ НАЧАЛЬНИКА СЛЕДСТВЕННОГО ОТДЕЛА КГБ»
Из автобиографической книги Юрия Айзеншписа «Зажигающий звезды. Записки пионера шоу-бизнеса»: «Занимаясь куплей-продажей музыкальных дисков, я почувствовал вкус к деньгам и красивой жизни. Потом последовали джинсы, аппаратура, меха. Потом золото и валюта. Именно в 1965 году я впервые увидел и пощупал американские доллары.
. В 1969 году в Москве открылась контора Внешторгбанка СССР, где продавали золото в слитках. Почти каждый день для меня покупалось золото в этой удивительной конторе. Но самая трудоемкая работа состояла в приобретении максимально возможного количества валюты. И этим делом я занимался постоянно, денно и нощно.
— За что вас арестовали?
— Статья 88-я и 78-я Уголовного кодекса: «Контрабанда и нарушение правил валютных операций».
Юрий Айзеншпис был, безусловно, культовой фигурой современности и богатейшим представителем российского шоу-бизнеса |
— Как происходило задержание?
— Ну. (Очень долго молчит).
— Если не хотите рассказывать, можем сменить тему.
— Не то что не хочу, просто это разговор не одного часа. Меня взяли 7 января 1970-го. Мне тогда было 24 года. В квартире устроили обыск. Арестовали, отвезли в изолятор, осудили на 10 лет. Я отсидел, вышел на свободу, а через несколько недель провернул крупную операцию по купле-продаже 50 тысяч фальшивых долларов. Сел еще на семь лет.
— Почему друзья-дипломаты вам не помогли?
— Что значит «помогли»? Тогда общество было не столь коррумпировано. В тюрьме я сидел с сыном начальника следственного отдела КГБ. И таких примеров было много. Это сейчас за деньги можно закрыть уголовное дело. Тогда это было очень сложно.
— Что оказалось самым страшным в тот период?
Я все прошел: и маленькую камеру, где сидело еще человек 100 осужденных, и жидкую похлебку вместо еды, и. В общем, все. Знаете, в фильмах и книгах это очень приукрашено и искажено. А я на собственной шкуре испытал, пережил, прочувствовал. Потому что находился в тех местах не один или два года, а 17 лет и восемь месяцев.
— Неужели нельзя было подать прошение об амнистии?
— (Улыбается). Вы рассуждаете очень по-современному. Меня осудили по статьям, по которым амнистия не предполагалась. Я был государственным преступником. Все.
— Тюрьма не могла не отразиться на вашем здоровье.
— Пока находился в зоне, моя медицинская карточка была чистой. То есть здоровье было отменным. Хотя те, кто отсидел три-пять лет, обязательно приобретали профессиональные тюремные хвори: язву желудка, туберкулез, венерические или психические заболевания. Меня Бог миловал.
— Как вы вписались в тюремную иерархию?
— Нормально. У отсидевшего всегда остаются следы побоев на голове. Если остричь мою голову налысо, там не будет ни одного синяка, ни одного шрама. Потому что на зоне ни один волос не упал с моей головы. Это моя уникальность. Так я себя поставил.
«КОГДА ОСВОБОДИЛСЯ, ВПАЛ В ГЛУБОКУЮ ДЕПРЕССИЮ, КОТОРАЯ ПРИВЕЛА К ИНФАРКТУ»
— Извините за некорректный вопрос, но как здоровый мужчина обходился без женщин 18 лет?
— (Резко прерывает. Очень вызывающе). Да, вот так! За все время мне удалось. раза три. были такие контакты с женщинами. Это было очень опасно, потому что это были сотрудники. то есть сотрудницы, вольнонаемные. Если бы начальство узнало, ее бы уволили, меня бы перевели в другую зону. Обычно этим и кончалось.
Из книги Юрия Айзеншписа «Зажигающий звезды. «: «Когда Солженицын описывает кошмары советской действительности, я говорю: пожил бы он в тех условиях, в которых жил я. Он отбывал наказание среди осужденных по статьям в основном политическим. Я же сидел среди отпетых уголовников: каждый день льется кровь, каждый день беззаконие, беспредел. Но меня не тронули. Я коммуникабельный человек, адаптируюсь к любым условиям.
Рыдающий Сташевский на плече у Лолиты. Такого продюсера и покровителя у Влада, видимо, не будет уже никогда |
— Сегодня вы обеспеченный человек, занимающий достаточно высокое положение в обществе. Бывшие сокамерники не донимают?
— Вначале появлялись лица, будем так говорить, которые меня знали и обращались за помощью. Я им помогал. Обращались и те, кого не знал. Но им я отказывал, потому что не обязан был их выручать.
— После освобождения с вами отказывались сотрудничать из-за тюремного прошлого?
— Первое время к осужденным была определенная дискриминация. Но я этого не замечал, такие вещи открыто не делаются. Тем более тогда был разгар перестройки. И оказалось, что почти вся советская страна состоит из уголовников.
— А сегодня вы комплексуете из-за своего прошлого?
— Нет! Сидит же Ходорковский, сидят премьер-министры, президенты.
Знаете, в зоне я имел дружбу и отношения с людьми, тяжесть преступления которых вызывала ужас. Но ведь преступником становятся в силу определенных обстоятельств. Бывает, что человек не в силах собой управлять, совершает преступление в состоянии аффекта. Но это не падшие люди. Они просто случайно оступились. Поверьте, у многих осужденных человеческие качества куда выше, чем у политиков.
— Остались друзья с зоны?
— Да. Я до сих пор поддерживаю с ними отношения. Но их осталось очень мало, многие давно на том свете.
Знаете, я в своей жизни потерял достаточно большой отрезок времени. Это оставило след в моем сознании, но не сделало меня жестоким. Это особенность моей психики. В зоне были и опасные ситуации, но я их миновал. Это закалило мою волю. Вышел оттуда человеком, способным по-новому построить жизнь. Что я и сделал.
— Почему депрессия возникла после, а не во время заключения?
Хоронить Айзеншписа собрался весь эстрадный бомонд Москвы. На снимке: Борис Краснов, Юрий Антонов и другие |
Из книги Юрия Айзеншписа «Зажигающий звезды. «: «Мир, пока меня не было, изменился. Появилось новое поколение. Старые знакомые, может, меня не забыли, но я не знал, где их найти. Времени потеряно много. Ни денег, ни квартиры, ни семьи. Когда меня посадили, у меня была девушка. Что с ней произошло? Не знаю. Впервые я женился и стал отцом только в 47 лет.
Сейчас, когда у меня семья, с которой я хоть и не живу, сын, определенное положение в обществе, как-то не хочется заводить серьезные романы. Если настроение и желание позволяют, то почему бы не заняться вольным сексом?».
— В год освобождения вы стали продюсером Виктора Цоя и его группы «Кино». Неужели известных музыкантов не смутило ваше уголовное прошлое?
Я начал с того, что стал популяризировать «Кино». С помощью своих связей сумел продвинуть группу в популярную тогда программу «Взгляд», а потом в «Утреннюю почту». Ну и прессу потихоньку подключил.
«СТАШЕВСКИЙ БЫЛ ИСКУССТВЕННЫМ АРТИСТОМ»
— Ой. (Вздыхает). Меня многие об этом спрашивают. У него были какие-то творческие потуги уже после меня. Но они оказались бесплодными. Это говорит о том, что для артиста продюсер необходим. Даже для талантливого. Влад, к сожалению, продукт, в отличие от сегодняшних моих артистов.
— Что значит «продукт»?
— Это когда с помощью технологии я изготовил готовый продукт шоу-бизнеса. Грубо говоря, много лет назад я сделал с Владом Сташевским то, что сейчас делают на «Фабрике звезд». Он был искусственным артистом.
— Почему же вы вызвались с ним работать?
— Просто хотел доказать и себе, и окружающим значение продюсера. Когда наш контракт закончился, Влад почувствовал себя большой звездой. Подумал, что самостоятельно сможет дальше существовать в шоу-бизнесе. Вот и все.
— Сколько нужно денег, чтобы изготовить продукт шоу-бизнеса?
— В среднем от 700 тысяч до полутора миллионов долларов. Хотя есть артисты, в которых вложили пять миллионов долларов.
— Через какое время вложенные средства приносят прибыль?
P. S. За три дня до смерти у Юрия Айзеншписа случился сердечный приступ. Его госпитализировали. Продюсеру стало лучше, и он упросил врачей отпустить его домой: очень хотел поддержать Билана на церемонии награждения русской версии престижной музыкальной премии MTV-2005. Юрий Шмильевич не дожил до триумфа своего воспитанника ровно два дня. Он скончался на 61-м году жизни, а Билана признали «Лучшим исполнителем» и «Лучшим артистом» 2005 года. Дмитрий поднялся на сцену вместе с восьмилетним сыном Айзеншписа Мишей, и зал замер в минуте молчания.
За что сидел знаменитый продсер Юрий Айзеншпис
Этого человека называют первым музыкальным продюсером СССР и России. Это он на волне Перестройки представил зрителям первую культовую рок-группу «Кино», а затем опять же первым лишил государство монополии на издание пластинок и музыкальных альбомов.
Заметим, что его талант бизнесмена и организатора проявился гораздо раньше, только тогда подобная его деятельность подпадала под уголовные статьи. Так что в общей сложности будущий известный продюсер Юрий Айзеншпис отсидел за решёткой почти 17 лет.
Концертный директор
В 1961 году Юрий Айзеншпис, как и многие молодые люди, увлекался спортом и музыкой. Его родители, всю жизнь мыкавшиеся по московским баракам, наконец получили квартиру на Соколе. В этом столичном районе будущий продюсер и познакомился с участниками своей первой музыкальной группы. Молодые ребята так и назвали свою команду — «Сокол». Они окольными путями доставали пластинки с записями «импортных звёзд» — Элвиса Пресли, Билла Хейли, группы «Битлз», учили их композиции, а затем исполняли сами.
Поначалу «Сокол» выступал только в ближайшем кафе, изредка в районом Доме культуры и на танцплощадках. Но 20-летний Юрий Айзеншпис, решивший стать директором группы, уже тогда понимал, что заработать большие деньги можно только при условии, если легализуешься.
В 1966 году группа «Сокол» перешла под крыло Тульской областной филармонии и все её участники получили официальный статус, но уже в качестве ВИА «Серебряные струны». Теперь группа могла гастролировать по стране, записала свою единственную, хотя до сих пор всем известную, песню «Фильм, фильм» к мультфильму Фёдора Хитрука «Фильм, фильм, фильм». А затем успешный коллектив распался.
Юрий Айзеншпис поступил в Московский экономико-статистический институт, дела группы его уже интересовали мало, а через два года его и вовсе арестовали, как он думал, за незаконную коммерцию. Тогда на допросах молодой директор утверждал, что мечтал достать для ребят фирменную электрогитару. Именно поэтому за свои деньги он скупал в кассах ДК билеты на концерт по госцене, а затем продавал их на улице с наценкой. А то, что билеты распространялись как бы подпольно, прибавляло группе «шарма» и действовало как реклама. Вот только при обыске в квартире Айзеншписа были найдены 17 865 долларов и 10 000 рублей. Тогда Айзеншпис был осуждён за нарушение правил о валютных операциях и за контрабанду на 10 лет.
«Золотой» фарцовщик
Нарушение правил о валютных операциях было по другому случаю. Поступив в институт, Юрий Айзеншпис, ведомый своими коммерческими наклонностями, решил обратиться к другому своему юношескому увлечению — к спорту. Среди его друзей оставались ребята, которые теперь играли в футбол в команде «Динамо», выезжали заграницу на товарищеские матчи и получали чеки, которые в СССР можно было реализовать в единственном валютном магазине «Берёзка».
В те времена доллар на чёрном рынке, то есть с рук, стоил от 2 до 7,5 рублей. Юрий Айзеншпис сначала через «старых друзей», а потом и по собственным налаженным каналам скупал чеки, отоваривал их в «Берёзке», а затем приобретённый дефицитный товар сбывал в три дорого.
На вырученные рубли через администраторов и официантов гостиниц он покупал у иностранцев валюту, а затем снова чеки. Например, импортную шубу можно было приобрести в «Берёзке» за 50 долларов, а продать столичной кинозвезде за 500 рублей, закупить десяток радиоприемников «Панасоник» по 35 долларов, а в Одессе реализовать всю партию такому же барыге за 4000 рублей. Но этого было маловато.
В конце 1960-х годов Внешторгбанк начал продавать в Москве за валюту золото. На этой волне Юрий Айзеншпис и занялся золотой фарцовкой. Многие номенклатурные работники, особенно из Закавказских республик, имели большие и очень большие деньги, но им было не с руки светиться с валютой и вообще мелькать с таким количеством наличных в столице. А Айзеншпис покупал на доллары в отделении Внешторгбанка золотые слитки и продавал их кавказским партийным работникам (официально 1 килограмм золота стоил 1500 долларов).
Если он приобретал на стороне доллары по 5 рублей, то килограмм золота выходил у него по 7500 рублей. Ещё тысячу приходилось платить иностранному студенту, который имел право легально проводить операции с валютой, ведь у обычного гражданина СССР её и быть не должно было. А вот республиканскому партийному деятелю 1 килограмм золота Айзеншпис продавал уже за 20 000 рублей.
Навар был умопомрачительный, и многих фарцовщиков это действительно сводило с ума. Однажды один погоревший золотой делец из Армении, дабы облегчить свою учесть, сдал сотрудникам органов нескольких своих «коллег». Тогда, в застойном 1970 году, многие преступники, проходившие по «экономическим» статьям, «по первому разу» получили 5-8 лет колонии, но Юрию Айзеншпису присудили 10 лет строгого режима, да к тому же с конфискацией всего имущества, даже родительской квартиры.
С чистого листа
Через 7 лет бывший концертный директор вышел на свободу по УДО. От старых связей не осталось и следа, пришлось «коммерческую деятельность» начинать заново. Вместе с неким приятелем Юрий Айзеншпис решил «с рук» на Ленинских горах купить 4000 долларов. Вот только продавец принес фальшивки и за ним уже давно наблюдали сотрудники уголовного розыска. Так через 3 месяца свободы будущий известный продюсер снова оказался на скамье подсудимых. В итоге, к 8 годам лишения свободы по «валютной статье», ему добавили еще 3 года, которые ранее «скостили» за первый срок и отправили отбывать в Мордовию, в печально известную колонию Дубровлаг, имевшую неофициальное название «Мясорубка», потому что каждый день там по «неизвестным причинам» погибало по 3 — 5 человек.
Через семь лет он вышел на свободу по УДО. От старых связей не осталось и следа, пришлось организовывать «коммерческую деятельность» заново. Вместе с одним приятелем Юрий Айзеншпис купил на Ленинских горах с рук 4000 долларов. Вот только продавец давно находился под наблюдением сотрудников уголовного розыска и принёс фальшивки. Так через три месяца свободы будущий известный продюсер снова оказался на скамье подсудимых. В итоге к 8 годам лишения свободы по «валютной статье» ему добавили ещё 3 года, которые ранее скостили (когда он отбывал первый срок), и отправили в Мордовию в печально известную колонию Дубровлаг, имевшую неофициальное название «Мясорубка», потому что каждый день там по «неизвестным причинам» погибали 3-5 человек.
Под колпаком у КГБ
В 1985 году Юрий Айзеншпис снова вышел на свободу по УДО и вернулся в Москву. Теперь он действовал крайне осторожно. Через молодую москвичку, жену сотрудника арабской дипмиссии, Айзеншпис не только наладил безопасный канал покупки валюты, но и импортной одежды и электроники, поскольку араб занимался экспортом-импортом. Вот только за любым иностранцем в СССР всегда приглядывали сотрудники КГБ, и вскоре Юрий Айзеншпис оказался под колпаком.
Летом 1986 года, когда он разъезжал по столице на новых Жигулях, его остановили милиционеры. При досмотре машины оказалось, что в багажнике находятся несколько импортных аудиомагнитофонов и один супердефицитный видеомагнитофон с видеокассетами. Так с подачи сотрудников КГБ Юрий Айзеншпис угодил в следственный изолятор. Однако до суда дело не дошло, так как араб сумел вовремя покинуть СССР, а без главного фигуранта «громкое» спекулятивное дело вскоре развалилось. А затем и вовсе грянула Перестройка. Отсидев почти 1,5 года в СИЗО, Юрий Айзеншпис вышел на свободу и больше за решётку уже не возвращался.