за что штрафуют мотоциклистов
ПДД для мотоциклистов в 2022 году
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения для водителей мотоциклов.
Сразу же хочу заметить, что в целом правила для мотоциклистов не сильно отличаются от правил для легковых автомобилей, поэтому ниже будут рассматриваться только их основные различия.
Напомню, что ранее на «ПДД Мастер» были рассмотрены правила для велосипедов и мопедов.
Какие транспортные средства относятся к мотоциклам?
В первую очередь рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения, в котором дается понятие мотоцикл:
Итак, к мотоциклам относятся двухколесные транспортные средства, которые обладают одной из следующих характеристик:
Примечание. Транспортное средство, у которого максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя не превышает 50 см 3 является мопедом с точки зрения ПДД.
Кроме того, к мотоциклам относятся трехколесные и четырехколесные транспортные средства, которые:
Водительское удостоверение для мотоцикла
Для управления мотоциклом подойдет водительское удостоверение одной из следующих категорий:
При этом правила дорожного движения для мотоциклов подкатегории А1 и категории А не различаются.
Пешеход, ведущий мотоцикл
Водитель мотоцикла, также как велосипедисты и мопедисты, может в любой момент стать пешеходом. Для этого ему достаточно слезть с мотоцикла, а сам мотоцикл повести рядом с собой.
Такой прием мотоциклисты могут использовать для своего удобства:
Например, мотоцикл едет по загородной автодороге, имеющей разделительную полосу. Он хочет повернуть налево (в деревню), однако поворот налево невозможен, т.к. разделительное ограждение проходит через перекресток. Поэтому мотоциклист вынужден проехать прямо и развернуться через несколько километров по специальной разворотной петле.
Кроме того, нужно помнить, что пешеход, ведущий мотоцикл, на проезжей части должен двигаться попутно потоку транспортных средств, т.е. по правой стороне дороги. Пункт 4.1 ПДД:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Обязателен ли шлем на мотоцикле?
Вопрос использования шлема на мотоцикле регламентируется пунктами 2.1 и 5.1 ПДД:
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
.
2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.
5.1. Пассажиры обязаны:
То есть при поездке на мотоцикле, шлем должен быть надет и на водителя, и на пассажиров. В том числе и на пассажиров, которые едут в коляске (люльке).
Скорость движения мотоциклов
Для мотоциклистов действуют точно такие же ограничения, как для легковых автомобилей:
Поворот налево и разворот
В отличие от мопедов, мотоциклы могут поворачивать налево и разворачиваться на любых дорогах (независимо от наличия трамвайных путей и количества полос движения).
Постановка мотоцикла на стоянку
Также как легковые автомобили, мотоциклы могут быть поставлены на стоянку на околотротуартной стоянке при наличии знака 6.4 с одной из следующих табличек:
Перевозка пассажиров на мотоцикле
Перевозить пассажиров на мотоцикле может только водитель, который имеет стаж 2 года или более по категории А или подкатегории А1.
Примечание. Данный факт никак не связан с тем, что водитель является начинающим.
Например, водитель имеет водительское удостоверение категории В в течение 20 лет, то есть начинающим с точки зрения ПДД он не является. Однако права на мотоцикл он получил недавно, поэтому перевозить пассажиров не может.
22.8. Запрещается перевозить людей:
Кроме того, пассажиров запрещается перевозить вне предусмотренных для этого мест.
Например, нельзя посадить пассажира на багажник.
Буксировка мотоциклов
Буксировка с участием двухколесных мотоциклов запрещена правилами.
Однако не запрещается буксировать мотоциклы с боковым прицепом (люлькой), трехколесные и четырехколесные мотоциклы:
Знак «Движение мотоциклов запрещено»
В ПДД имеется знак 3.5, который запрещает только движение мотоциклов:
Знак «Начинающий водитель» на мотоцикле
В 2022 году водитель, который имеет общий стаж менее 2-х лет, обязан устанавливать знак начинающий водитель на заднюю часть транспортного средства. Однако на мотоциклистов данное требование не распространяется:
Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки
Медицинская аптечка и знак аварийной остановки должны присутствовать только на мотоцикле с коляской.
Огнетушитель на мотоциклах не требуется.
Штрафы для мотоциклистов в 2022 году
Если описать ситуацию в целом, то на мотоциклистов накладываются точно такие же штрафы, как и на водителей автомобилей. Они подробно описаны в рубрике «Штрафы ГИБДД».
Тем не менее рассмотрим штрафы, которые вызывают больше всего вопросов у мотоциклистов:
Напомню, что в данной статье приведены пункты правил для мотоциклистов, которые отличаются от правил для водителей легковых автомобилей. Если Вас интересует ситуация, которая не рассмотрена выше, то значит в этой ситуации автомобилисты и мотоциклисты руководствуются одинаковыми правилами. Тем не менее если у Вас остались вопросы, то напишите их в комментариях к статье.
Могут ли мотоциклисты двигаться между рядов с разметкой и без? Штраф и кто виноват, если сбили?
Опасность мотоциклов компенсируется их удобством на дорогах – особенно, внутри городов. И наоборот. Однако, есть и законодательные тонкости в этом удобстве. В этой статье вы узнаете, что, на самом деле, далеко не всегда мотоциклисты могут ехать между рядами машин по ПДД. Мы также разберём наиболее насущные ситуации: какой размер штрафа за движение между рядов для водителей двухколёсных и что будет, если автомобиль собьёт мотоцикл между полос на дороге. И выясним всё о новом законе, про который одни говорят, что байкерам разрешили передвигаться в междурядье, а другие – что теперь это, наоборот, запрещено. Но давайте обо всём по порядку!
Почему мотоциклистам нельзя ездить между рядами в 2021 году?
И начнём мы сразу с самого сложного (пока мыслительная деятельность свежа). Ниже вы поймёте, что само понятие «езда между рядами» для такого транспортного средства, как мотоцикл, в принципе абсурдна. Впрочем, она не лишена практической реализации. Дело здесь в недопонимании терминов, согласно Правил дорожного движения. А именно этим нормативным актом руководствуются сотрудники ГИБДД и суды при назначении штрафа или иного административного и даже уголовного наказания и виновников в ДТП.
Различие ряда и полосы по ПДД
Итак, первое, что нам нужно знать – это то, что транспортные средства включают в себя практически любые устройства, которые перевозят людей (в том числе только водителя) и/или грузы. Так устанавливают ПДД. Всю тонкость этого понимания мы и узнаем сейчас.
А теперь переходим ещё к трём другим терминам:
Тем не менее, при отсутствии раскрытия самого термина есть всё же в Правилах пункт 9.1, который указывает, что на дороге количество полос определяется либо разметкой, либо, если она отсутствует, то самими водителями с учётом габаритов того, чем они управляют, а также необходимого бокового интервала.
И, наконец, 4-й термин для нас также не особо полезен – конкретных значений бокового интервала в сантиметрах или метрах в ПДД вы не найдёте. В этом случае пункт 9.10 оперирует прецедентным значением этого параметра, предписывая, что интервал должен быть таким, который обеспечит безопасность движения. Произошло ДТП из-за бокового интервала? Значит, он был недостаточным, а 9.10 нарушен. Не произошло? Значит, всё в пределах ПДД. Всё просто!
Таким образом, пока получаем главное: Правила не запрещают мотоциклистам ездить между рядов, так как их определения в ПДД не существует, а полоса фактически приравнивается к ряду только в случае движения по ней автомобилей. Однако, есть существенная разница между терминами «ряд» и «полоса» для движения при появлении на участке дороги мотоциклиста. И именно эта формальность практически делает большинство водителей мотоциклов нарушителями.
Запрет движения по разметке между полос
Если на данном участке дороги есть дорожная разметка: прерывистая, сплошная либо двойная сплошная, то ехать по ней между рядами мотоциклисту нельзя. Об этом говорит пункт 9.7 ПДД.
Единственное исключение, которое приводит эта же норма – это манёвр перестроения.
Тонкость движения в междурядье, если разметки нет
А в случае, если никаких линий на данной дороге не нарисовано, тогда всё немного сложнее. Но разобраться всё равно можно.
Движение в одной полосе мотоцикла с автомобилем
А теперь самое сложное – фактически ПДД и не запрещают даже при наличии прерывистой или сплошной разметки всунуться мотоциклисту в одну полосу с автомобилем. Да, при этом они образуют уже два ряда. Однако, никаких противоречий формально здесь быть не может, согласно предписаниям Правил.
Как итог, получаем вывод: мотоциклисту запрещается езда между рядами. Однако, это работает только в том случае, когда мотоцикл едет конкретно по линии разметки. Двухколёсному можно создавать новый ряд с учётом его габаритов на дороге без разметки, равно как не запрещено ехать в пределах одной полосы между линиями разметки с автомобилем.
Отобразим схематично, что можно, а что нельзя байкерам с учётом того, что мы теперь знаем о езде мотоциклистов между рядов как всей нашей темы:
Ситуации: слева – мотоциклу можно ехать в другой полосе; посередине – можно образовать второй ряд в одной полосе с автомобилем; справа – запрещено ехать между рядами по линии разметки.
Судебная практика о расстоянии между автомобилем и мотоциклом
Выше мы не раз упоминали такой важный параметр в динамике дорожного движения, как боковой интервал. А ещё указали, что в ПДД конкретных значений безопасности этого расстояния не указано.
Однако, и здесь не всё так просто! Дело в том, что есть целых 2 официальных акта, которые по сути имеют возможность указать боковой интервал в цифрах и имеют юридическую силу:
Итак, эксперты уже давно умеют высчитывать значение безопасного бокового интервала. И делают это при ДТП – собственно, именно при наличии прецедента нарушения пункта 9.10 ПДД это приобретает значение.
И формула расчёта напрямую зависит от скорости ТС и выглядит следующим образом:
где V1 и V2 – это скорости первого и второго транспортных средств.
Рассмотрим пример: легковой автомобиль движется со скоростью 60 км/ч, как его опережает мотоцикл «между рядами», едущий со скоростью 80 км/ч. В таком случае безопасный боковой интервал будет составлять: 9,7+0,005(60+80)=1,4 метра.
Заметьте, однако, ущербность данной формулы – здесь выглядит не всё так сложно, потому что разность в скорости составляет всего 20 км/ч. Но если бы мотоциклист ехал между рядов со скоростью уже 120 км/ч, то число безопасного бокового интервала увеличилось бы всего до 1,6 метров.
Соответственно, в общих случаях тот, кто влез в ряд (либо сделал попытку создать второй), того и могут признать виновником в случае ДТП при несоблюдении бокового интервала.
Но есть и другая методика расчёта. Заключается она просто в оценочном суждении безопасности интервала на основании личного убеждения суда путём объективного исследования всех доказательств. К слову, такие заумные слова прописаны в законе – статье 26.11 КоАП РФ.
Так вот, в одном из судебных решений суда Ленинградской области признано законным, когда мотоциклист влез в полосу автомобиля при следующих расстояниях:
Таким образом, 82 сантиметра суд признал безопасным боковым интервалом. При этом, скорость движения транспортных средств вовсе не учитывалась.
Какой штраф за междурядье в 2021 году?
Если же автомобиль не сбил мотоциклиста между рядами, но сотрудники ГИБДД увидели нарушение со стороны байкера, то штраф в этом случае будет положен по части 1 статьи 12.15 КоАП в размере 1 500 рублей.
Это общая норма наказания за любые нарушения правил расположения ТС на проезжей части. Более частные наказания предусмотрены другими частями этой же статьи, и езды между рядами там нет.
Новый закон о запрете или разрешении двигаться между рядов для мотоциклов
Кстати, уже давно ведутся разработки по ужесточению ответственности для мотоциклистов за междурядье и движение между автомобилями с небезопасным боковым интервалом. Так, один из последних проектов законов предлагает ужесточить наказание, введя отдельную норму для мотоциклов за это в виде:
Между тем, некоторые издания, далёкие от автозаконодательства, утверждают о том, что якобы «мотоциклистам хотят запретить двигаться между полос движения». Зная то, что вы уже прочитали выше, можно понять всю абсурдность данного утверждения. Ведь мотоциклистам итак нельзя ездить по полосам разметки, а помещаясь в один ряд с машинами, они могут, не нарушая ПДД, создать второй ряд в рамках одной полосы.
ГИБДД перечислила штрафы для владельцев мотоциклов и скутеров
Госавтоинспекция напомнила владельцам мотоциклов, мопедов и скутеров об административной ответственности за нарушения ПДД. В ведомстве подчеркнули, что такой транспорт становятся источником риска не только для самих байкеров, но и для других участников движения.
«Водители мопедов и мотоциклов привлекаются к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения на общих основаниях с водителями автомобилей», — объяснили в ведомстве.
Так, за управления мотоциклом или скутером водителем, которые не имеет на это право, предусмотрен штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб. (ч.1 ст.12.7 КоАП РФ). За езду на байке без шлема придется заплатить 1 тыс. руб. Это наказание касается и пассажиров двухколесного транспорта.
Наконец, если владелец мотоцикла посадит за руль человека, который не имеет соответствующей отметки в правах, он имеет все шансы быть оштрафованным на 30 тыс. руб. Причем все санкции применяются и в отношении несовершеннолетних водителей.
В ведомстве объяснили, что выезд на дорогу на мотоцикле, мопеде или скутере запрещен лицам, не достигшим 16 лет. В Госавтоинспекции пожаловались, что многие родители «не принимают во внимание это правило» при покупке двухколесного транспорта для своих детей.
Штрафы за езду на мотоцикле
В соответствии с Правилами дорожного движения, мототехника является полноценным средством передвижения. Это налагает на мотовладельцев гражданскую ответственность за безопасность перед другими участниками дорожного движения. Для наказания за нарушение техники эксплуатации и езды на мотоцикле разработана система штрафов.
Какие штрафы за езду на мотоцикле?
Порядок штрафов и категория наказания определяются видом правонарушения. В зависимости от этого, кроме денежного взыскания мотовладелец может быть ограничен в правах на вождение на определенный срок, а транспортное средство изъято и отправлено на штрафплощадку.
В отдельных случаях постановление может составляться дистанционно (например, при превышении скорости и фиксации данного факта камерами видеонаблюдения). В таком случае оповещение о штрафе приходит по почте. Также проверить штрафы ГИБДД можно по водительскому удостоверению на официальном портале.
За езду без категории А
Вождение мотоцикла может осуществляться исключительно по действующему водительскому удостоверению категории А, А1 или М, в соответствии с типом байка. За езду на мотоцикле без прав нарушителю предстоит столкнуться со штрафом. Размер взыскания зависит от серьёзности правонарушения.
Если у водителя просто нет водительского удостоверения при себе, сотрудник госавтоинспекции выпишет постановление на сумму 500 руб. Причём в некоторых случаях инспектор может ограничиться устным предупреждением. А если в короткое время кто-то сможет доставить водительское удостоверение, удастся полностью избежать наказания.
Если же водительского удостоверения нет совсем, нарушителя ждет серьёзное наказание. За езду без категории А водитель, никогда официально не изучавший теорию и практику вождения, будет оштрафован на сумму 5-15 тыс. руб. Штраф в размере 30 тыс. руб. или арест на 15 дней ожидает мотовладельца, который по каким-либо причинам был лишён водительских прав, но сел за управление мототранспортом снова.
За езду без шлема
Еще одним серьёзным проступком, за который водитель мотоцикла может получить штраф, является езда без шлема.
Шлем — одно из основных средств защиты мотоциклиста от травм при падении. Правилами дорожного движения определено наличие шлема не только у водителя мотоцикла, но и у пассажира.
За отсутствие шлема у водителя или пассажира, а также не застегнутую шлейку есть повод выписать штраф на 1 000 руб.
За перевозку пассажира без стажа
В апреле 2017 года в ПДД приняты нововведения, регламентирующие ограничения для водителей, не имеющих достаточного опыта вождения. За перевозку пассажира без стажа на мотоцикле водитель получит штраф в размере 500 руб. Стаж вождения должен составлять минимум 2 года.
За езду без номеров
Использование транспортного средства, не оснащенного госномером, относится к серьезным правонарушениям, поскольку в данном случае транспорт невозможно идентифицировать. За езду на мотоцикле без номеров правонарушитель облагается штрафом в размере 5 тыс. рублей или ограничением прав на срок от 1 до 3 месяцев.
За нечитаемые (сильно загрязненные) или неправильно закреплённые номера владелец байка будет оштрафован на 500 рублей либо получит предупреждение.
Ездить без номеров мотоциклисты вправе только первые десять суток после приобретения транспортного средства. В этот период они должны зарегистрировать и получить номерные знаки в ГИБДД.
За езду несовершеннолетнему
В соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения», самый ранний возраст, когда человек может получить право управлять транспортным средством, составляет 16 лет. В данном случае речь идет о правах категории М, дающих право управлять скутерами и мопедами.
Изучать теорию и практику на курсах вождения можно начать уже в подростковом возрасте, но получить права несовершеннолетнему не удастся — за езду на мотоцикле до указанного возраста будет выписан штраф. Причем поскольку юный правонарушитель не достиг совершеннолетия, оштрафован будут не он сам, а человек, передавший в его руки транспортное средство, а именно — собственник мотоцикла. Штраф довольно внушительный и составляет 30 тыс. руб.
За езду без страховки
Согласно Федеральному закону, собственники транспортных средств обязаны страховать свою гражданскую ответственность. Мотоцикл является механическим транспортным средством, поэтому наличие страховки на него обязательно. Штраф за отсутствие ОСАГО составляет 500 руб.
На какие мотоциклы не нужны права
Скутеры, мопеды
Спортбайки
Спортбайки — категория спортивных мотоциклов. Они имеют сложную конструкцию, большой вес и ими тяжело управлять. Поэтому чтобы сесть за руль такого транспортного средства, нужно быть опытным водителем и иметь права категории А. За езду на спортивном мотоцикле без прав данной категории можно получить штраф.
Круизеры
С коляской
Несмотря на то, что мотоциклы с коляской более устойчивы, чем двухколесные модели, управление ими требует особых навыков, позволяющих предотвратить переворачивание техники на поворотах, при разгонах и торможениях. Для вождения такого мототранспорта требуется наличие водительского удостоверения категории А.
Кроссовые
Кроссовые байки — особый вид двухколесной техники, предназначенный для занятий мотокроссом. Такие мотоциклы не оснащены осветительным оборудованием, а особая резина не обеспечивает достаточного сцепления с дорожным полотном.
Кросс-байки — единственный двухколесный транспорт, который можно эксплуатировать без прав. Но с учётом специфики транспортного средства использовать его на дорогах общего пользования запрещено. За езду на таком мотоцикле можно получить штраф. До треков кроссовые байки должны доставляться специальным транспортом.
Со скольки лет можно получить права?
Садиться за руль мотоцикла с V двигателя более 125 см 3 разрешено только с 18 лет.
RIDE IT! Блог: 10 причин, за что могут оштрафовать мотоциклиста
Законы надо уважать, особенно те из них, которые касаются безопасности движения. Где-то подсознательно это понимает каждый распоследний скутерист, но вот разочек нарушить, пока никто не видит… Ты уже давно научился ездить на мотоцикле и городские джунгли для тебя как 1, 2, 3… Тем не менее есть и совершенно нелепые ситуации, в которые может попасть каждый. Опираясь обеими ногами на опыт и на букву закона, постараемся избежать штрафов в одной из подобных ситуаций.
Обеими ногами “за”
Опасное вождение
Скользкий термин, согласитесь. Именно на основании так называемого опасного вождения (резкое перестроение, резкое торможение) теперь могут лишать прав и крепко штрафовать не только тех, кто создал аварийную ситуацию, но и тех, кто спокойно движется между рядами. Определённая логика в этом есть, поскольку скользкая разметка уже не раз показывала, на что она способна. Официально же Госавтоинспекция не ведёт подобной статистики и на чем основаны подобные обвинения – судить сложно. Штрафы при этом обещают быть более чем свирепые. В Министерстве по транспортным вопросам недавно предложили не просто лишать прав мотоциклистов, замеченных в езде между рядами, но и штрафовать их в размере стоимости мотоцикла. А вот во Франции, говорят, езда между рядами официально узаконена. Там, наверное, разметка не такая скользкая.
А голову ты не забыл? Страховка раз!
Крылатая фраза учителей начальных классов, которой их обучают с первого дня поступления в пединститут, может коснуться и мотоциклистов. Страховка. Её отсутствие или истекший срок действия в любом случае сделают тебя беднее минимум на 500 рублей в том случае, если она осталась дома. Если её нет вовсе (а проверить это можно за минуту), тогда штраф будет составлять 800 рублей.
Сезонная охота. Страховка два!
Ещё один повод расстаться с деньгами – забыть о сроке действия страхового полиса. Как правило, мотоциклисты покупают его на лето/осень. Страховка как бы покупается на год, но работает только несколько месяцев. К примеру, 31 мая выдался тёплый денёк и тебе захотелось прохватить по проспекту, но полис работает только с первого июня. В этом случае инспектор будет совершенно прав, требуя с тебя 500 рублей. Деньги небольшие, но приятного мало.
Страховка три! Два снаряда в одну воронку…
… падают, причём очень часто. Чтобы далеко не ходить, забудем ту же страховку дома. Тебя чинно благородно оштрафовали и ты поехал дальше, думая, что все позади. Дудки. Следующий же инспектор имеет полное право выписать тебе точно такой же штраф. Формально он прав. Он зафиксировал нарушение в новом месте, в другое время и квитанцией ты можешь махать, сколько угодно. Платить придётся. Или как-то там договориться…
Десятка за прямоток
Серьёзно. В Госдуму вносят поправку по поводу уровня шума, который издаёт твой мотоцикл. В законе не приводятся цифры, которые должны быть измерены с помощью специальной аппаратуры, но ты серьёзно веришь в её использование? Скорее всего, детектором шума будет Евдокия Игнатьевна с сорокалетним стажем заведующей детсадом, живущая в твоём квартале. Она же и напишет на тебя жалобу. Если поправку примут, штраф за нарушение нормы шума будет 10 тысяч рублей, а пока штрафуют на 500 – можно шуметь по дешёвке. А по ГОСТу можно шуметь до 100 Дб включительно безо всяких штрафов.
Обгоняй внимательно
Потому что с июля 2016 года за нарушение правил обгона можно лишиться 5 тысяч рублей. В Думе считают, что повышение санкций с 1,5 до 5 тысяч рублей снизит количество ДТП с участием мотоциклистов.
Номер протри и выровняй
Номер нечитаемый. Сказать тут нечего – для кого и простая азбука может быть нечитаемой. Но если даже твой номер идеально чистый, но на твоей Z800 жестянка с цифрами прикручена под седлом, ты нарываешься на 500 рублей штрафа.
Следи за шлемом
Немного о европейских штрафах…
Рукавицы надел? Надел, мама, надел. По личному опыту скажу, что по крайней мере, все французские байкеры вспоминают мамины ЦУ перед выездом, потому что за езду без перчаток во Франции ввели штраф – 65 евро. Французские полицейские объясняют это тем, что во время аварий мотоциклисты получают тяжёлые травмы рук и предплечий. Это касается не только мотоциклиста, но и его пассажира. Поэтому если ты отправился в путешествие по Европе и у тебя каждый евроцент на счету, всегда выезжай за пределы нашей страны в полном экипе. У нас же в стране подобные штрафы – пока лишь миф, но как гонщик говорю, что перчатки во время езды на мотоцикле – аксессуар обязательный. Даже не спорьте.
Вся подборка причин, за которые могут оштрафовать мотоциклиста – достаточно образная, но дельная. Если нарушаешь – всегда помни, во что это может тебе вылиться. Конечно, соблюдая ПДД беспрекословно, богаче мы не станем, но учитывая эти нюансы есть шанс хотя бы не лишиться тысячи-другой и потратить ее на тюнинг мотоцикла или отправить в свинью-копилку на второй. Одним словом, берегите себя на дорогах!