за что отвечает владелец продукта
Product owner в банке – кто это и что он умеет
Продакт оунер. Владелец продукта. Продуктолог. PO.
Должность, которую часто считают синонимом «Менеджера проекта», благо ряд задач и обязанностей довольно схожи.
О том, кто такой продакт в понимании Альфа-Банка, что это за человек, что он умеет делать и как относится к своей команде, нам рассказал VDavydov Владимир Давыдов, руководитель по развитию цифровых каналов и продуктов Блока “Массовый бизнес”
Продакт должен быть предпринимателем, должен гореть тем, что делает, для него работа над продуктом – это не просто работа по найму, за которую он получает деньги пару раз в месяц. Продукт — это неотъемлемая часть его жизни, без преувеличения можно назвать его детищем. Он горит своим делом, болеет за команду, всегда хочет быть лучшим. Всегда. Везде. Во всем.
Это уникальный человек — он сочетает в себе несочетаемые вещи, он является адвокатом Клиента, бизнесменом, который постоянно думает о доходе, заботливым, но строгим лидером для своей команды, и, если хотите, евангелистом продукта и бренда работодателя в целом.
Вот кто такой продакт и какими компетенциями он должен обладать:
Качества продакта
Профессиональные навыки и умения product owner’a тесно связаны с циклом создания продукта.
— Умение проводить качественные и количественные исследования. Продакт исследует все и везде. Клиентов, рынок, бизнес, новинки, мировой опыт и лучшие практики, находит точки роста, придумывает новые решения, которые помогают людям решать свои задачи.
Ключевая ценность этого навыка — уметь находить то, что действительно нужно людям, на что действительно будет спрос, понимать, какую ценность этот потенциальный продукт или фича принесут бизнесу.
— Метрики (их, наверное, тоже можно отнести к исследовательской части). Это вообще основа основ продуктовой работы. Любой владелец продукта должен уметь построить дерево метрик — надо точно понимать, как любое изменение в продукте влияет на достижение основной цели бизнеса. Продакт должен понимать кроссвлияние метрик, должен постоянно анализировать данные, понимать причины взлетов и падений любого показателя, уметь влиять на поведение каждой метрики.
— Формирование и проверка гипотезы. Логичным итогом какого-либо исследования является набор продуктовых гипотез. А что надо делать с гипотезами? Правильно – проверять. Быстро, с пониманием критериев успеха. Чтобы что-то сделать хорошо, надо знать, что именно ты вообще делаешь, и каковы критерии этого «Хорошо». Если гипотеза подтвердила свою состоятельность, нужно суметь быстро довести ее до ума.
— Работа с командой. Создание продукта. Мы тут все agile-евангелисты и выбрали для себя фреймворк скрама как, на наш взгляд, самую эффективную методологию, позволяющую быстро доставлять ценность до потребителей. Поэтому у нас достаточно стандартный набор артефактов — dsm, pbr, sprint planing, demo, retro…
Постоянная работа с командой в таком режиме позволяет проникнуться единым видением продукта, пониманием ценностей, сплотиться для достижения общих целей и, как следствие, показать сверхрезультат как с точки зрения скорости, так и качества.
— Вывод продукта на рынок. Это большая работа, которая подразумевает под собой полный скоуп подготовительных работ — от скриптов для телефонного центра до дизайна внешних коммуникаций. Почему об этом тоже болит голова у продакта? Да потому, что никто лучше продакта не знает свой продукт, и никто, кроме продакта, не может построить коммуникацию лучше. Продакт понимает, кому, что и как сказать, чтобы продукт купили.
— Стейкхолдер-менеджмент. Стейкхолдер – это любой человек в банке, кто может оказать влияние на твой продукт. От ТОП-менеджера до сотрудника, осуществляющего сопровождение. По этому пункту можно отдельную статью написать 🙂 Главное правило – разделите стейкхолдеров на кластеры, сформируйте у каждой группы ожидания, а потом управляйте ими. Управляйте на постоянной основе.
Например, для ТОП-менеджеров ожидания будут про конкретный Value для бизнеса – скажите об этом Value и рассказывайте на постоянной основе о прогрессе.
Для коллег, которые что-то хотят сделать с вашим продуктом, должен быть прозрачный, общедоступный беклог с понятной моделью приоритезации. Тогда каждый будет понимать, почему его “хотелка” 100500-я в очереди, а не первая.
Для сотрудников сопровождения ожиданием будет уведомление о планируемом релизе не позднее 3-х дней до открытия на Клиента, с предварительным обучающим мероприятием — не забывайте об этом.
Ответственность продакта
Продакт — бизнесмен, который зарабатывает деньги. Все вопросы, вся ответственность, принятие решений, бюджет, стратегия, подбор людей — все это на нем.
Сейчас мы пропагандируем именно такой подход — это очередной виток эволюции. Мы прошли довольно большой путь в формировании продуктового института (Альфа-Банк первым в России начал применять гибкие методологии разработки Agile, прим. редакции).
Цифра VS Банк
Одно дело, когда мы говорили о продактах в подразделении цифровых продуктов. Там все несколько проще — ребята по факту отвечали только за фронтовую часть в рамках продукта. Чтобы клиенту было удобно и понятно, чтобы все работало. После реализации собирали метрики, влияли на конечный результат лишь оптимизацией воронок, а не переработкой продукта. Хотя по факту, продукт могли не покупать, потому что ставка по кредиту высокая или слишком жесткая скоринг-модель.
Сейчас, когда мы говорим о продакт оунере на уровне Банка, все сложнее — продакт отвечает за свой продукт от начала и до конца. Управляет всеми расходами по нему, определяет условия предоставления продукта, он полностью отвечает за PnL и имеет все необходимые полномочия, чтобы нести эту ответственность. Ребята имеют полноценные кросс-функциональные команды, которые могут решить абсолютно любую задачу в банке.
Цели у всей команды единые (бизнесовые). Продакт определяет цели бизнеса, которые автоматически становятся его личными и целями команды. Команда должна разделять эти цели, люди должны быть заряжены на результат. Каждый член команды каждый день должен задавать себе вопрос — то, что я делаю, влияет на достижение цели? Это важно.
Я продвигаю позицию, когда продакт полностью доверяет своей команде и не лезет к гораздо более компетентным людям с советами по тестированию-дизайну-разработке. Продакт должен заниматься бизнесом.
Это вопрос ответственности.
Есть специалист по тестированию — поэтому за все ошибки, которые возникают в ходе работы с продуктом, отвечает он. Продакт не должен проводить тестирование.
Если клиент не нашел какую-то кнопку (или она неудобно расположена) — это проблема дизайнера, его зона ответственности.
Ответственность за каждый косяк в рамках компетенции лежит на том, кто этой компетенцией владеет внутри команды. В противном случае всегда можно сказать продакту “ну ты же видел… ну ты же сам смотрел” — при таком подходе напрочь убивается чувство собственной ответственности за то, что ты делаешь. Этого нельзя допускать.
Но нельзя забывать — при таком подходе голова продакта находится в руках команды, потому что итоговый спрос за результат все равно с PO. Это формирует команду. На мой взгляд. Настоящую команду.
Черный список качеств
Выше я описал качества, которые считаю важными для продакта. Но есть и те, которые (на мой взгляд) ставят на продакте крест. По крайней мере, для меня во время собеседований.
— Отношение к своей команде как к рабочей силе, как к ресурсу
Продакты в Альфа-Банке — люди, формирующие каждый свою команду спецназа. Команду людей, где каждый готов прикрыть друг друга. Это именно команда, а не шестеренки в механизме.
— Не видит разницы между лидером и руководителем
По мне — продакт не должен хотеть быть руководителем. Он должен быть лидером. Руководитель — руководит людьми, лидер — ведет людей за собой. В этом ключевая разница.
— Не разделяет рабочую культуру
Это важно. Мы стараемся подбирать людей так, чтобы уровень рабочей культуры у них был примерно один. Чтобы им было комфортно работать друг с другом. Если тебе дискомфортно работать с коллегами, общаться с ними и вообще приходить в офис — работать будет, прямо скажем, сложно.
— Отсутствие логического мышления
В принципе, это грустно вообще для любой работы. Но для продакта — критично. Он устанавливает метрики и анализирует их. Он должен понимать, как работа команды влияет на бизнес в целом. Должен понимать и отслеживать все взаимосвязи. Если это не про него, значит, он не очень понимает, что делает, зачем и как — это тупик.
Продакты в Альфе
У продактов почти нулевая текучка. Если человек близок нам по духу, если разделяет нашу культуру — он приходит не для того, чтобы поработать, попробовать запустить проект и уйти.
Он запускает проект, следит за его развитием. Это его собственный маленький бизнес, за который он отвечает. И расстаться с ним не так уж просто:)
У меня часто спрашивают — как стать продактом, ведь на них не учат? Ну, во-первых, учат, а во-вторых — главное желание. Вообще, студенты и начинающие PO — это особая каста. По-настоящему сумасшедшие люди, без страха в глазах, без опыта падений. Это безграничный потенциал — за ними будущее. Я верю в таких людей, они близки нам по духу, и они искренне хотят делать крутые продукты.
Конечно, я не дам вчерашнему студенту кусок живого бизнеса или целый продукт. Но я помогу ему вырасти внутри компании, и через год-другой все получится.
У нас уже есть успешные примеры, когда человек пришел в банк на стажировку, а сейчас он полноценный продакт в банке, причем занимается довольно важным продуктом Альфы.
На сегодняшний день у меня около десятка продактов, у каждого из них — по паре команд.
Но завтра таких человек может стать 20. Мы большой банк, у нас много продуктов и мы всегда смотрим в будущее. Вакансии PO открыты и сейчас, если вам близки наши подходы и вы хотите попробовать себя в роли продакта – дерзайте.
Кто такой Владелец Продукта
В статье о Скраме мы выяснили, что вместе с Командой работает Владелец Продукта. Это лидер, который управляет разработкой и отвечает за результат.
Давайте посмотрим на настоящего Владельца Продукта: кто он, что делает и как им стать.
Кто такой Владелец Продукта
В статье о Скраме мы выяснили, что вместе с Командой работает Владелец Продукта. Это лидер, который управляет…
Владелец Продукта — предприниматель
Владелец Продукта обладает качествами предпринимателя, он знает бизнес, умеет мотивировать людей, не боится ошибаться и получать обратную связь. Владелец Продукта — это мини-СЕО.
Помимо бизнеса, Владелец Продукта знает производство и пользователей.
Бизнес. Владелец Продукта следит за ситуацией на рынке и оценивает показатели Продукта.
Производство. Владелец Продукта знает, как создают Продукт, какими инструментами пользуется Команда. Это помогает говорить им на одном языке.
Пользователи. Владелец Продукта знает, для кого и зачем создаёт Продукт. Он постоянно взаимодействует с пользователями, чтобы понять, что делать дальше.
Яркий пример настоящего Владельца Продукта — Стив Джобс. Он обладал волей и полномочиями, чтобы делать продукты такими, какими их видел. Джобс принимал решения самостоятельно, не признавая чужого вмешательства.
Владелец Продукта управляет разработкой
Владелец Продукта — капитан корабля, он принимает стратегические решения по Продукту.
Определяет, каким будет Продукт. Владелец Продукта обладает нужными знаниями, чтобы воплотить задумку в жизнь.
Создаёт и меняет Бэклог Продукта. Выпустить Продукт сразу со всеми функциями невозможно, поэтому Владелец Продукта режет свою идею на кусочки и расставляет их по важности. Так получается Бэклог, из него Команда берёт задания и создаёт Продукт за несколько подходов.
Благодаря Бэклогу Команда понимает, над чем она будет работать дальше, в каком направлении развивается Продукт. Создавать и менять Бэклог может только Владелец Продукта.
Собирает Команду. Владелец Продукта собирает Команду с навыками для выпуска Продукта. Его задача — обеспечивать Команду ресурсами и убирать бюрократические препятствия.
Владелец Продукта не указывает Команде и не контролирует сотрудников. Ему важен результат. Во время Спринта он ежедневно отвечает на вопросы, чтобы помочь Команде справиться с работой.
Самостоятельно распоряжается бюджетом. У Владельца Продукта есть определённая сумма на создание Продукта, которую он тратит по своему усмотрению, например, для найма ещё одного специалиста в Команду, покупки оборудования или выплаты бонусов.
Отвечает за показатели и может остановить разработку, если Продукт приносит убытки. В этом случае Команда берётся за новый Продукт или распределяется по другим командам компании.
В Скраме на один Продукт один Владелец Продукта. Это необходимо, чтобы Владелец Продукта смог принять решение, не тратя время на согласование. Отсутствие бюрократии позволяет компании быстро адаптироваться под требования рынка.
Фейковый Владелец Продукта
Не обладает видением Продукта.
Делегирует другим работу с Бэклогом.
Диктует Команде, что и как делать.
Контролирует ход работы.
Не взаимодействует с пользователями.
Не использует метрики для оценки Продукта.
Продолжает разработку Продукта, даже если он убыточен.
Вынужден запрашивать бюджет на нужды Команды и отчитываться, на что его потратил.
Не умеет формулировать и проверять гипотезы.
Настоящий Владелец Продукта
Составляет Бэклог Продукта.
Договаривается с Командой о сроках и объёмах.
Не вмешивается в работу Команды, но всегда на связи.
Регулярно общается с пользователями.
Анализирует обратную связь и меняет направление разработки при необходимости.
Думает, как доставить клиентам больше ценности и сократить издержки.
Распоряжается бюджетом по своему усмотрению.
Владельцем Продукта может стать любой
Владельцем Продукта может стать любой член Команды или даже человек со стороны. Главное — качества предпринимателя.
Бывший руководитель. Обычно Владельцем Продукта становится один из бывших руководителей, потому что у него есть необходимые знания о бизнесе, производстве и взаимодействии с пользователями. Но ему придётся отбросить старые установки и научиться аджайловому образу мышления.
Сотрудник. Бывает другой вариант, когда сотрудник Команды изучает бизнес и становится Владельцем Продукта. Это занимает больше времени, но разделить ценности Аджайла сотруднику иногда проще.
Эксперт со стороны. Когда бывшие руководители не хотят работать по Скраму, а сотруднику не хватает знаний, чтобы стать во главе, приглашают эксперта со стороны. Ему понадобится время, чтобы вникнуть в специфику Продукта, но это быстрее, чем выращивать Владельца Продукта самим.
Владелец Продукта в Скраме — предприниматель и мини-СЕО, способный быстро принимать решения и отвечать за результат. От того, насколько Владелец Продукта наделён полномочиями и свободой действий, зависит успех Команды и компании.
Записаться на тренинг
Статьи хороши для знакомства с ролью Владельца Продукта. Чтобы обстоятельно в ней разобраться, приходите на углублённый тренинг.
Мы рассказываем о задаче и ответственности Владельца Продукта и объясняем, как на этой позиции приносить компании больше пользы.
Тренинг подходит предпринимателям, менеджерам и Скрам-мастерам.
Product Owner vs Product Manager или Product Owner/Product Manager
Кто прав? Единого ответа нет. Сфера ИТ стремительно развивается, компании расширяются, создаются новые проекты, которые требуют новых подходов. Появляются “многостаночники”: девопсы, фулстек-разработчики, технические проджект-менеджеры. Все это зачастую приводит к путанице, когда HR-команда не может четко сформулировать, кто же им собственно нужен, и появляются вакансии, которые включают в себя набор обязанностей “от всех по чуть-чуть”.
Сделав сравнение Project Manager и Product Manager, я получила вопрос:
“А в чем тогда разница между Product Owner (владелец продукта) и Product Manager (менеджер продукта)?”
Давайте разбираться вместе!
Product Manager не привязан к какой-то определенной модели, методологии или фреймворку.
Менеджер продукта отвечает за общее видение продукта и его соответствие требованиям рынка; он контролирует процесс создания, общается с целевой аудиторией и разрабатывает маркетинговую стратегию для запуска, после которого постоянно оценивает актуальность продукта и, при необходимости, совершенствует его.
Владелец продукта отвечает за “достижение максимальной ценности продукта”. Он работает с командой, владеет минимальными техническими знаниями для лучшего понимания задач, решает, что и в какой последовательности будет реализовано из беклога, общается с пользователями на разных этапах для сбора обратной связи.
На этапе зарождения продакт-менеджмента скорость развития рынка и выпуска продуктов была совсем другой. Продакт-менеджер разрабатывал видение продукта и передавал его на реализацию проджект-менеджеру. В 1980-х, когда рынок стал меняться быстрее, продукты к моменту их выхода могли потерять свою актуальность. Появился Scrum со своей ролью владельца продукта, который чувствует, “куда ветер дует” относительно его бизнеса, и вносит необходимые изменения в беклог, постоянно держа руку на пульсе и корректируя приоритеты.
“визионера, который ведет идеи новых продуктов от первоначального концепта до запуска “созревшего” продукта”.
Примеры вакансий и более подробное их описание можно посмотреть FB Product Manager и Sr. Product Manager от Amazon. В Google помимо более 600+ запросов на эту должность, есть своя обучающая программа “Google Associate Product Manager Program”.
А что же с требованиями к этим должностям? Какими эти позиции видят рекрутеры?
Требования к Product Manager:
Умение анализировать рынок и продукцию конкурентов, выявлять болевые точки и проблемы потенциальных пользователей для понимания возможных зон развития.
Понимание, как превращать потребности клиента в готовый продукт.
Опыт в проведении тестов (к примеру, A/B, A/A) и навыки анализа больших объемов информации.
Знание принципов UX/UI дизайна и инструментов для прототипирования.
Опыт в создании плана развития продукта или отдельных функций и отслеживание его выполнения.
Умение работать в постоянно-меняющейся окружающей среде и сбор необходимых аналитических данных для “процветания” продукта в этих условиях.
Понимание процессов разработки продукта, зон ответственности команды и навыки общения с заказчиками и потенциальными пользователями.
Требования к Product Owner
Опыт работы в Scrum и понимание гибких методологий и фреймворков в целом.
Организационные, аналитические и коммуникационные навыки.
Умение находить ключевые проблемы и возможности разрабатываемого продукта.
Способность правильно приоритизировать деятельность (как свою, так и команды) для успешной работы над проектом.
Умение анализировать, КАК думают потенциальные пользователи, ЧЕГО они хотят, КАК себя ведут с целью дальнейшего “превращения” этой информации в функции и услуги.
Способность “предсказывать” тренды в будущем, основываясь на имеющихся данных.
Опыт в оптимизации продукта через А/В тестирование.
Умение разбивать весь объем работы на отдельные задачи для дальнейшей презентации их стейкхолдерам и членам команды.
Опыт написания технической документации.
И если требования более-менее отличаются, то обязанности очень подобны.
Обязанности Product Manager:
Находить и анализировать возможности рынка и потребности ЦА для создания концепта продукта и стратегии его разработки.
Общение с клиентами напрямую.
Создание плана разработки, контроль его выполнения и написание документации.
Сотрудничество со стейкхолдерами, проджект-менеджерами и командой для общего понимания, каким образом создаваемый вами продукт будет соответствовать требованиям клиентов.
Написание high-view требований и детализация их с командой.
Создание пути клиента “от А до Я”, чтобы впечатления пользователей были максимально положительными на всех этапах взаимодействия с продуктом.
Мониторинг метрик, создание и проверка гипотез.
Помощь при выведении продукта на рынок и дальнейшая его поддержка.
Обязанности Product Owner:
Анализировать рынок и потребности клиентов, понимать их ожидания и психологию.
Собирать обратную связь как от стейкхолдеров, так и от конечных пользователей.
Быть “клеем” для команд аналитиков, дизайнеров, разработчиков и поддержки, чтобы происходила эффективная коллаборация между ними.
Определять объем работ для разработчиков и формировать беклог.
Управлять релизами, ставить задачи команде.
Участвовать в демонстрациях и ретроспективах.
Создавать техническую документацию (пользовательские истории, видение, руководство для пользователей и т.д.) и четкие достижимые спецификации, чтобы команда выпускала ключевые функции вовремя и с максимальной ценностью для рынка.
Создавать рекомендации для маркетинговых стратегий с целью привлечения и удержания пользователей.
Формировать дорожную карту продукта.
Контролировать создание продукта от идеи до поставки заказчику.
Кто такой Product Owner, чем занимается и как отличается от project-менеджера
В scrum-команде есть несколько основных ролей. Одна из них — Product Owner. Рассказываем, кто это и чем занимается.
Product Owner, или «владелец продукта» знает всё о потребностях и болях пользователя, возможностях команды, видит их точки соприкосновения на благо всего проекта.
Как не путать с менеджером проекта
Менеджер проекта и Product Owner — это не одно и то же. Менеджер проекта — руководитель: он распределяет задачи и нагрузку, проверяет и снова руководит процессом.
А владелец продукта больше про сам продукт. Он видит, каким должен быть результат, и знает, как команда будет его добиваться. Контролируя каждый этап, он корректирует курс и говорит, что делать дальше. У них похожие функции, но есть и отличия.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.
Product Owner | Руководитель проекта |
---|---|
ключевая роль в гибких методологиях | должность вне зависимости от методологии |
не управляет командой, а направляет и работает вместе с ней | по большей части руководит |
отвечает за продукт | отвечает за продукт |
Функции Product Owner ближе к работе, которую выполняет Product Manager. Чтобы научиться и стать профессионалом в этой области, обратите внимание на практический курс «Управление продуктом» от Skillbox.
Роли продуктового менеджера и владельца продукта часто объединяют в вакансиях.
Роль Product Owner
в scrum-команде
Напомним, что Scrum — методология гибкой разработки программного обеспечения. Она основана на Agile-манифесте.
Scrum-команда — это владелец продукта, scrum-мастер и разработчики. В заказной разработке — еще клиент, пользователи и стейкхолдеры.
Чем занимается
Product Owner
Product Owner выполняет часть функций руководителя проекта, менеджера продукта и маркетолога. Он не управляет, а направляет команду, чтобы вместе прийти к желанному результату. У него есть власть и ответственность.
Product Owner отвечает за продукт на всех этапах его создания:
По Scrum владелец продукта — это роль одного человека из команды. Но компании, которые используют фреймворк, адаптируют его под свои потребности. Поэтому бывает, что один человек выполняет сразу несколько ролей. Например, менеджер проекта в заказной разработке — это и scrum-мастер, и Product Owner. Это противоречит scrum-гиду, но вполне допустимо, если система работает и приносит нужный результат.
Кто будет выполнять роль владельца продукта, зависит от проекта. Это может быть человек из команды, сотрудник заказчика или он сам, если, например, проект — сайт для его компании. Владельцев продукта часто нанимают на проект со стороны и обучают внутри команды.
Что важно для владельца продукта
Обязанности владельца продукта зависят от типа проекта. Вот что для вас важно, если вы — Product Owner.
Вы всегда представляете, как будет выглядеть продукт в итоге, и способны объяснить это другим. Важно сделать так, чтобы все в команде поняли задачи одинаково.
Вы должны убедиться, что продукт будет ценен для пользователя. Не важно, какие методы вы будете применять для этого.
Вам придется слушать предложения команды, оценивать их и заносить в общий список задач и требований. Вы отвечаете за содержание бэклога и за изменения в нем.
Только вы выбираете порядок, в котором команда будет работать. Всегда точно знаете, какие функции появятся у продукта первыми, а что можно дорабатывать потом. Задачи на каждый спринт тоже планируете вы.
Вам важно, что получается после каждой итерации. Вы проверяете качество продукта в конце спринта, и, если что-то идет не так, знаете, как это изменить. Прогресс продукта — это ваш личный прогресс.
Именно вы следите, чтобы общение команды было продуктивным. Вам важно, чтобы все, кто создаёт продукт, могли обмениваться идеями и легко понимали друг друга. От этого зависит общий результат.
Заключение
Мы рассказали, кто такой Product Owner и чем он занимается. Если у вас остались вопросы или вы хотите подробнее разобраться в Scrum и Agile, советуем почитать и посмотреть:
Чтобы быть владельцем продукта, нужно уметь работать по Agile-методологиям. Разбираться в маркетинге, юзабилити, разработке и управлении, а главное — понимать жизненный цикл продукта.