за что отвечает цилиндр сцепления
Признаки неисправности главного цилиндра сцепления
Любой механизм должен иметь органы воздействия, а также управление. Не является в этом плане исключением сцепление автомобиля. Предназначенное для кратковременного разъединения трансмиссии и двигателя, оно является неотъемлемой частью любого транспортного средства, служит для обеспечения возможности управления машиной.
Для передачи воздействия от водителя на этот механизм на легковых автомобилях обычно используется гидравлический привод; одной из ответственных деталей подобного устройства является главный цилиндр сцепления.
Конструкция и принцип работы ГЦС
В принципе, конструкция главного цилиндра достаточно простая:
Работа гидропривода (неважно, относится это к системе сцепления, тормозной или любой другой) основана на том, что жидкость под давлением практически не сжимается, но при этом мгновенно передает усилие по системе патрубков до нужной точки.
Как работает сцепление
Рассмотрим принцип работы на примере классического однодискового сухого сцепления. Итак, чтобы включить его, водитель нажимает на соответствующую педаль. Усилия от нажатия передаются на рабочий цилиндр. Далее шток толкает вилку. Последняя воздействует на сам механизм сцепления. Подшипник начинает нажимать на лепестки нажимного диска, и они прогибаются в сторону маховика. Так коробка начинает независимо работать от двигателя.
Мотор работает вхолостую. В этот момент можно включить соответствующую передачу. Чтобы двигатель заново передал мощность на КПП и автомобиль продолжил движение, педаль отпускают. Под действием приводных элементов, диск снова соприкасается с маховиком. Чем плавней водитель отпускает педаль, тем мягче передается вращательный момент.
Этот узел ответственен за передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач. Если бы не необходимость периодически разъединять эти агрегаты, сцепление было бы не нужно. Отметим, что этот механизм присутствует только на автомобилях с механической трансмиссией. Если на машине установлена роботизированная коробка, то она тоже оснащается сцеплением, просто им управляют не вручную – эту функцию берёт на себя электроника.
В автомобилях с автоматической коробкой передач используется иной принцип взаимодействия с двигателем.
Упрощённо сцепление можно представить как механизм, состоящий из следующих узлов:
После нажатия водителем на педаль тросик передаёт усилие на штоки цилиндров и затем на вилку, которая посредством выжимного подшипника передаёт механическое усилие на лепестки нажимного диска, а они, в свою очередь, изгибаются к маховику. В результате ведомый диск теряет сцепление с ведущим, и двигатель начинает работать вхолостую, без нагрузки на колёса.
Технические характеристики
В характеристиках к главному цилиндру производители указывают такие параметры:
Эти характеристики можно учитывать как вспомогательную информацию при подборе главного цилиндра на свой автомобиль. Особое внимание автолюбители уделяют материалам изготовления: самым распространенным на сегодня является чугун и алюминий, также довольно много предложений цилиндров с полимерными корпусами. Стальные корпуса встречаются довольно редко, поскольку сталь сочетает в себе высокую цену и сложность обработки.
Регулировка
Итоговым этапом возвращения работоспособности системе служит регулировка механизма. Чтобы отрегулировать узел, необходимо обеспечить полный ход толкателя, составляющий примерно двадцать пять миллиметров. Нажав педаль до упора, измеряются показатели сцепления. Должный показатель свидетельствует о правильном выполнении ремонтных работ. Если показатель ниже нормы 25, стоит первым делом проверить наличие гидравлической жидкости, состояние воздушных систем.
Возникновение любой неисправности ПГУ служит причиной срочного ремонта. Различные модели Камаза могут иметь немного отличающиеся строением, функционалом системы ПГУ. Самыми простыми считаются механизмы, установленные на 5320 — самом ходовом виде тягача-полуприцепа среди российского грузового автопрома.
Поломки главного цилиндра сцепления
Простая конструкция и отсутствие сложной «начинки» делают главный цилиндр сцепления устойчивым к поломкам. Основной его враг – время, поскольку даже очень качественные детали изнашиваются от постоянных нагрузок (а нагрузка на сцепление при городском режиме движения на порядок выше, чем при дальних поездках).
Первое, что выходит из строя – резиновые детали. Это пыльники, которые надеваются на шток и защищают цилиндр от попадания в него абразивных частиц, а также уплотнительные манжеты, препятствующие вытеканию жидкости.
Слабым местом является и пружина внутри цилиндра, на которую ложится серьезная нагрузка. От работы и воздействия тормозной жидкости качество металла со временем ухудшается и пружина лопается (иногда разваливаясь на несколько частей).
Для замены износившихся частей продают специальные ремкомплекты ГЦС, в которых есть всё необходимое для обновления и дальнейшей эксплуатации цилиндра.
Если с эксплуатацией возникли проблемы (вовремя не заменили порванные уплотнители, неправильно установили, не меняли жидкость и т.д.), изнашивается зеркало цилиндра: появляются потертости и задиры на металле, коррозия, после чего главный цилиндр начинает устраивать автолюбителю различные «спецэффекты». В запущенных случаях никакой ремонт не поможет, только замена всей запчасти целиком.
Шум при выключении сцепления
В народе эту проблему называют «ведущим сцеплением». Причина неисправности может заключаться в неверно выставленных зазорах привода выключения сцепления. В таком случае его нужно отрегулировать в соответствии с заводскими параметрами. На отечественных авто часто возникают проблемы с педалью сцепления. Следует выставить ее свободный ход и проблема решится.
Возникают и другие неисправности сцепления. Так, при неполном его выключении коробится ведомый диск. Производитель допускает торцевое биение не более полмиллиметра. В противном случае его следует заменить на новый. При разборе корзины внимательно осматривают состояние диска. Последний не должен иметь неровности на фрикционных накладках и следы горения.
В редких случаях неисправности сцепления возникают из-за клина ступицы ведомого диска на шлице первичного вала КПП. Как решить данную проблему? Необходимо очистить шлицы и покрыть их специализированной смазкой (например, ЛСЦ-15). Если проблема ведущего сцепления не устранена, следует заменить ведомый диск или первичный вал в сборе на новый.
Эту проблему легко распознать. Но часто ей не уделяют должного внимания. Так, при нажатии на педаль машина перестает издавать характерный шелест. Но стоит ее слегка отпустить, как этот звук вновь возобновляется. Это говорит о том, что вышел из строя выжимной подшипник сцепления. Неисправности его могут быть связаны с отсутствием смазки, люфтом обоймы или естественным износом. Элемент неразборной и ремонту не подлежит. Выжимной подшипник меняется целиком на новый.
При покупке стоит убедиться в наличии смазки. А точнее в достаточном ее количестве, поскольку недобросовестные производители попросту не докладывают ее во внутрь. Это и является основной причиной преждевременного выхода из строя подшипника. Но также этому способствует влага. При пересечении бродов (если у вас внедорожник), нужно быть внимательным. Иначе вода попадет во все узлы сцепления, что существенно сократит их ресурс.
Если возникает шум при включении сцепления, значит, вышли из строя демпферные пружины или соскочила вилка. В редких случаях это поломка пластин, что соединяют с кожухом нажимной диск.
Обычно в таких случаях применяют термин «автомобиль ведёт». Это означает, что ведомый диск при нажатии педали отсоединяется от приводного вала мотора не полностью. В результате автомобиль при трогании с места и при переключении передач резко дёргается, хотя педаль выжимается так же плавно, как всегда.
Причины возникновения такой проблемы:
Как видим, определить поломку сцепления даже при наличии конкретного симптома не всегда просто, поскольку причин может быть несколько.
Признаки неисправности ГЦС
Когда с главным цилиндром начинаются проблемы, чаще всего они проявляются утечкой гидравлической жидкости. Когда педаль сцепления начинает плохо срабатывать, первым этапом диагностики будет визуальный осмотр: любые потеки на цилиндре и даже просто слегка увлажненные уплотнители – признак проблемы, требующей решения.
В основном при проблемах с цилиндром начинаются провалы или тугой ход педали сцепления, «залипание» педали в нижнем положении.
Еще одной проблемой ГЦС является засорение отверстий в крышке бачка. Для нормальной работы уровень в бачке цилиндра должен свободно повышаться и понижаться, а для этого в крышке предусмотрены вентиляционные отверстия. Если они забиваются грязью, гидропривод начинает работать с затруднениями: педаль становится более тугой и плохо возвращается в исходное положение.
Симптомы неисправностей сцепления
Как мы уже отмечали, многие водители при возникновении проблем со сцеплением понимают, что автомобиль начал вести себя странно, но зачастую свыкаются с этим, не предпринимая никаких активных действий. В результате незначительная поломка перерастает в серьёзную, приводя к ситуации, когда автомобиль становится обездвиженным.
Если знать основные признаки неисправности сцепления, можно избежать таких рисков, проведя своевременный ремонт самостоятельно или обратившись в ближайшую СТО или сервисный центр.
Итак, опишем основные признаки возможных неисправностей сцепления и конкретный узел, ответственный за «неправильное» поведение.
Пара слов о гидравлической жидкости
В гидроприводе сцепления обычно используется тормозная жидкость, обладающая набором характеристик, оптимально подходящих для данной задачи. Для работы системы важен в первую очередь достаточный уровень жидкости, определить который можно по бачку на главном цилиндре. Если по каким-то причинам тормозной жидкости меньше, ее доливают, не дожидаясь появления проблем.
При работе нужно помнить, что тормозная жидкость достаточно агрессивна к пластику, ткани, лакокрасочным покрытиям и даже коже. Так что работать с ней нужно аккуратно, а любые потеки и капли на деталях или кузове автомобиля сразу стирать чистой салфеткой. По этой же причине нужно следить за состоянием резиновых деталей, соприкасающихся с тормозной жидкостью: они могут очень быстро портиться и буквально усыхать под действием агрессивной химии, для которой не предназначены.
И, конечно, доливать тормозную жидкость в систему надо в чистом закрытом помещении (гараже или автомастерской), чтобы пыль не попала внутрь.
Интересное свойство тормозной жидкости – очень хорошее проникающее действие, благодаря чему она просачивается наружу по микроцарапинам на зеркале цилиндра или поршне, даже если заменить резиновые уплотнители. По этой причине в ремкомплект входит новый поршень, а царапины и потертости внутри цилиндра становятся однозначным показанием к замене всей детали.
Ремонтные работы
При провалах педали, чтобы избежать необоснованной разборки цилиндра стоит изначально прокачать систему и выгнать оттуда воздух, который мог попасть при снижении жидкости в бачке ниже минимально допустимого уровня. Если в принципе это не помогло, стоит приступать к ремонту. Для этого случая в продаже есть ремкомплект главного цилиндра сцепления, в комплекте которого, в зависимости от марки авто, находятся основные изнашивающиеся детали: манжеты, возвратная пружина, шток, стопорное кольцо и прочее.
Находится главный цилиндр под педалью сцепления. В зависимости от модели автомобиля демонтаж придется производить либо из моторного отсека, либо из салона авто, предварительно демонтировав обшивку пола в районе водителя. Произведя снятие главного цилиндра сцепления, начинаем его разборку, после которой требуется промыть все детали. При последующем осмотре, после разборки, стоит особо обратить внимание на корпус и на состояние штока и зеркала, если присутствуют видимые задиры, это может сигнализировать о появлении выработки в цилиндре или изношенности штока.
Вообще, опытные мастера рекомендуют поменять все детали, находящиеся в ремкомплекте, особенно, это касается манжетов.
Ремонтируя главный цилиндр сцепления, желательно придерживаться некоторых советов:
Если найдены неисправности, которые невозможно устранить находящимися в ремонтном комплекте запчастями, то нужна полная замена главного цилиндра сцепления.
Интересный факт: откуда песок в приводе сцепления?
Иногда автомеханики, ремонтирующие привод сцепления, видят в тормозной жидкости осадок, напоминающий мелкие песчинки. Взяться песку в таком количестве, вроде бы, неоткуда.
Причина появления осадка в том, что большинство марок тормозной жидкости неустойчивы к электровоздействию, и при попадании даже под очень низкое напряжение некоторые компоненты жидкости выпадают в осадок (кристаллизуются). Но откуда электричество в системе при исправной проводке?
Как оказалось, чугунный корпус цилиндра и алюминиевый поршень при присутствии тормозной жидкости создают маленький электрический потенциал, отчего и начинается кристаллизация элементов жидкости. По этой причине многие производители делают поршни из полимерных сплавов, обладающие, помимо нейтрального взаимодействия с металлом еще и уменьшенным воздействием на зеркало цилиндра. Второй вариант это латунный поршень, но цена такой детали может отпугнуть даже самого смелого покупателя.
Для более долгой службы всей системы гидропривода сцепления нет ничего лучше своевременной замены тормозной жидкости, ведь она тоже со временем вырабатывает антикоррозийные присадки и превращается в агрессивный окислитель. При регулярном ТО системе не повредит ни ежедневное стояние в пробках, ни чугунно-алюминиевые детали, ни другие нагрузки.
Ремонт деталей сцепления
Дефекты деталей сцепления и их устранение.
В сцеплении могут быть следующие дефекты: пробуксовка и неполное выключение дисков, износ накладок и самих дисков, коробление нажимного диска, риски и трещины на нем, ослабление креплений, потеря упругости пружин, износ втулок оси педали и др.
Полопалась феродо диска
Ремонт деталей сцеплений заключается в замене неисправных деталей новыми, правке их и заварке трещин. При толщине нажимного диска меньше номинальной величины, в дополнение к термоизоляционным шайбам под пружины можно устанавливать металлические проставки.
При замене изношенных фрикционных накладок их приклепывают к диску так, чтобы головки заклепок утопали в накладках не менее чем на 1-—1,5 мм. Ведомый диск с новыми накладками проверяют на биение, используя в качестве оправки ведущий вал коробки передач.
Выработка от промежуточного
Диски, имеющие круговые риски и задиры, выравнивают на плоскошлифовальном станке иногда с предварительной проточкой на токарном станке. При большом короблении и при наличии трещин диски заменяют новыми. Изношенные поверхности рычагов выключения наплавляют сталью при помощи газовой или электрической сварки, а затем обрабатывают по шаблону и закаливают.
Устройство цилиндра сцепления: немного теории для удачной практики
Вопросы, рассмотренные в материале:
К основным конструкционным элементам автомобилей относится и такой узел, как сцепление. Оно обеспечивает соединение КПП и двигателя, необходимое для движения авто. Кроме того, работа сцепления позволяет комфортно переключать скорости, исключая ударные нагрузки. Эксплуатация машин с неработающим сцеплением невозможна. Поломка этого узла может быть обусловлена рядом причин. Чтобы устранить такую неисправность, в большинстве случаев нужно знать устройство цилиндра сцепления, иметь опыт в области диагностики системы и разбираться в особенностях замены или ремонта механизма.
Система сцепления: устройство и функции
Сцепление является неотъемлемым элементом любого автомобиля, и принцип его действия примерно одинаков для всех марок машин. Этот узел обеспечивает включение\отключение передачи вращения от мотора к КПП, что является необходимым условием для переключения скоростей. В конструкции сцепления присутствует целый ряд элементов, для управления которыми нужны усилия, значительно превосходящие физические возможности отдельного человека.
Чтобы упростить управление данным узлом, в его конструкции был внедрен гидравлический привод. Благодаря такому решению водитель без особых усилий, выжимая педаль сцепления, может отключать передачу вращающего усилия от силового агрегата к КПП (такое отключение необходимо для остановки автомобиля и переключения скоростей во время движения).
Гидропривод также обеспечивает плавность включения/отключения скоростей КПП. К основным элементам такого привода относится главный цилиндр сцепления.
Привод сцепления основанный на гидравлике, которым комплектуются разные марки авто включает следующие детали:
Гидравлика сцепления принципиально не отличается от гидравлических приводов других систем автомобиля (к примеру, гидравлики тормозной системы). Принцип работы гидропривода основан на свойствах жидкости, которая практически не сжимается при высоком давлении, но эффективно передает усилие исполнительным элементам.
Устройство главного цилиндра сцепления
В различных моделях автомобилей представлено несколько основных разновидности главных цилиндров сцепления. Все они имеют схожую конструкцию и одинаковый принцип действия, но могут отличаться по виду и расположению расширительного бачка, а также по числу поршней и типу корпуса.
В зависимости от расположения и устройства бачка различают 3 вида главных цилиндров сцепления:
Устройство главного цилиндра первого типа чаще встречается на старых моделях автомобилей. В этом случае конструкция устройства размещается вертикально или под определенным углом таким образом, чтобы емкость находилась в верхней части цилиндра. При этом объем тормозной жидкости компенсируется из бачка, который вынесен за корпус цилиндра.
Второй и третий вариант конструкции главного цилиндра сцепления являются более современным видом устройства. Отличаются они расположением бачка. Во втором варианте он вынесен за пределы главного цилиндра и соединен с ним с помощью шланга. Третий вариант устройства цилиндров автомобильного сцепления предполагает расположение бачка на корпусе главного цилиндра сцепления (ГЦС).
Рекомендуем
Конструкция ГЦС может содержать 1 или 2 поршня. Если цилиндр оснащен одним поршнем, то, связанный с ним толкатель обеспечивает передачу усилия, возникающего при нажатии на педаль сцепления, непосредственно на тормозную жидкость. При наличии 2-х поршней они функционально разделяются на основной и промежуточный. В этом случае толкатель приводит в движение промежуточный поршень, который оказывает воздействие на основной, передающий усилие на рабочую жидкость гидравлического привода сцепления.
Еще один вариант устройства главного тормозного цилиндра сцепления отличается тем, что он соединен в единый корпус с главным цилиндром тормозной системы. Такие конструкции могут размещаться вертикально, горизонтально, либо под определенным углом.
Наиболее простое устройство у главных цилиндров сцепления, имеющих вынесенный бачок, который устанавливается на корпус детали. Такие ГЦС имеют литой корпус в форме цилиндра с проушинами для болтов крепления. На одном торце корпуса присутствует резьбовая пробка или пробка с встроенным штуцером, который подключается к трубопроводу гидравлического привода. В ГЦС, закрытых глухой пробкой, штуцер находится на боковой поверхности литого корпуса.
В средней части корпуса ГЦС может располагаться штуцер, обеспечивающий соединение с бачком или место для крепления бачка прямо на корпусе главного цилиндра сцепления. В точке, где устанавливается штуцер и находится место крепления расширительного бачка, имеется 2 технологических отверстия: впускное (компенсационное) и перепускное. Впускное отверстие имеет меньший размер в сравнении с перепускным. Располагаются данные технологические отверстия таким образом, чтобы при отпущенной педали сцепления впуск находился перед поршнем (со стороны контура гидропривода), а перепускное отверстие — после поршня.
Внутри корпуса главного цилиндра сцепления расположены поршень и толкатель. Последний элемент ГЦС соединен с педалью включения сцепления.
Корпус главного цилиндра в той части, где находится толкатель, имеет гофрированный защитный колпачок из специальной резины. В свободном состоянии педали возвратная пружина, которая встроена в корпус ГЦС, отводит в крайнее положение поршень цилиндра. В конструкции двухпоршневого главного цилиндра предусмотрено специальное уплотнительное кольцо, которое находится между последовательно расположенным промежуточным и основным поршнем. Двухпоршневое устройство способствует повышению герметичности гидравлического привода и, соответственно, увеличивает надежность системы.
Рассмотрим принцип действия главного цилиндра сцепления. При отпущенной педали возвратная пружина отводит поршень в крайнее положение. В этот момент давление в системе гидропривода сцепления равняется атмосферному, поскольку рабочая полость ГЦС соединена с расширительным бачком через впускное отверстие. Когда водитель выжимает педаль сцепления, поршень получает усилие и начинает сжимать рабочую жидкость в магистрали гидропривода. Перемещаясь, поршень закрывает впускное отверстие, что приводит к увеличению давления в контуре. При этом рабочая жидкость через перепускное отверстие перемещается за поршень с обратной стороны. Увеличение давления в магистрали гидропривода способствует дальнейшему перемещению поршня, который воздействует на вилку, выключающую сцепление. Вилка, в свою очередь, воздействует на выжимной подшипник и сцепление выключается. В этот момент водитель может переключить скорость.
Когда водитель отпускает педаль сцепления, поршень главного цилиндра возвращается в начальную позицию, давление в магистрали снижается и выключается сцепление двигателя с КПП. При перемещении поршня в первоначальное положение рабочая жидкость, которая находится за ним, выдавливается через перепускное отверстие. В результате происходит замедление движения поршня, что способствует плавному включению сцепления.
В результате нарушения герметичности магистрали из-за недостаточной плотности соединений или других дефектов может возникать протекание рабочей жидкости. В этом случае ее нужный объем жидкости восполняется из бачка через компенсационное отверстие в корпусе главного цилиндра. Кроме того, впускное отверстие позволяет сохранять стабильный объем рабочей жидкости в магистрали при ее температурном расширении/сжатии.
Устройство и принцип действия главного цилиндра сцепления с интегрированным резервуаром имеют свои особенности. В этом случае литой корпус располагается вертикально либо под определенным углом. Резервуар для рабочей жидкости в таком цилиндре находится в верхней части корпуса. Под ним находится подпружиненный поршень, а через резервуар проходит толкатель, который соединен с педалью сцепления. Резервуар может иметь отдельную пробку для долива рабочей жидкости, либо штуцер, соединенный с отдельно расположенным расширительным бачком.
В верхней части поршня главного цилиндра есть углубление, а вдоль всего поршня высверлено отверстие с небольшим диаметром, над которым располагается толкатель. Когда поршень отведен, между ним и толкателем остается небольшое расстояние, через которое в рабочий цилиндр поступает рабочая жидкость.
Рассмотрим принцип работы главного цилиндра сцепления с интегрированным резервуаром. Когда педаль в отпущенном состоянии, давление в магистрали рабочей жидкости равняется атмосферному, а сцепление находится в состоянии включено. При выжимании педали толкатель, перемещаясь вниз, закрывает отверстие в поршне, что обеспечивает герметичность системы. Толкатель, в свою очередь, давит на поршень, что способствует увеличению давления в магистрали, и рабочий цилиндр воздействует на вилку выключения сцепления. Когда водитель отпускает педаль сцепления, все процессы в системе гидравлического привода происходят в обратном порядке. Возможные протекания рабочей жидкости и ее температурные расширения компенсируются за счет отверстия в поршне.
Признаки и причины неисправности главного цилиндра сцепления
Даже простое устройство рабочего цилиндра сцепления не может служить гарантией от различных неисправностей, которые мешают ему эффективно выполнять свои функции:
При выявлении любых признаков неправильной работы главного цилиндра сцепления необходимо провести диагностику не только этого узла, но и всей системы. Устранение неисправностей на ранних стадиях позволяет ограничиться заменой отдельных деталей.
К наиболее существенным неисправностям относят дефекты поверхности цилиндра – задиры, царапины, коррозия и т. д. При их выявлении чаще всего приходится менять главный цилиндр сцепления в сборе.
Так как тормозная жидкость, используемая в гидроприводе сцепления, отличается хорошей проникающей способностью, то при появлении дефектов на поверхности главного цилиндра она будет быстро просачиваться даже через микрощели, поэтому установка новых уплотнителей не позволит устранить протекание.
Рекомендуем
В ремонтный набор главного тормозного цилиндра входят манжеты и рабочий поршень. Замена этих элементов не позволит устранить неисправность при наличии царапин на поверхности самого цилиндра сцепления. Учитывая это обстоятельство, следует периодически проводить проверку ГЦС, чтобы выявить неисправности на ранней стадии и не допустить критического износа детали. На появление дефектов в этом узле может указывать снижения уровня жидкости в расширительном бачке, вызванное ее протеканием.
При этом, начинает хуже ходить и сама педаль сцепления, а также становятся заметны нарушения при переключении скоростей, вызванные неправильной работой гидропривода сцепления. Из-за неисправности ГЦС педаль часто проваливается и ходит более туго.
При наличии описанных выше признаков следует внимательно осмотреть ГЦС на наличие протеканий, проверить уровень рабочей жидкости и ее качество. Наличие потеков на корпусе цилиндра или влажные пятна на манжетах указывают на отсутствие герметичности гидропривода сцепления.
Нарушения в работе ГЦС могут быть вызваны засоренностью вентиляционных отверстий крышки расширительного бачка. Устройство привода сцепления продумано таким образом, чтобы в нем поддерживался постоянный объем жидкости. При повышении давления в системе или при высоких температурах уровень рабочей жидкости увеличивается, а затем плавно снижается.
Для регулировки уровня жидкости в крышке расширительно бачка сцепления обустроены специальные отверстия. Если вентиляция гидропривода забита, то он начинает работать со сбоями. В этом случае педаль сцепления буде выжиматься достаточно туго, а ее возвращение в исходное положение будет замедляться.
Проверка и ремонт главного цилиндра сцепления
Так как ГЦС имеет не очень сложное устройство, то, при наличии минимальных навыков его можно отремонтировать самостоятельно, не обращаясь в автосервис. Время, затраченное на обслуживание этого узла, позволит обеспечить надежную работу сцепления и безотказную эксплуатацию транспортного средства.
Диагностика неисправностей главного цилиндра сцепления – простой и не очень трудоемкий процесс. Необходимо периодически осматривать устройство на предмет выявления протечек рабочей жидкости и для выявления видимых дефектов. В ходе проверки ГЦС нужно также проверить уровень рабочей жидкости в бачке.
Провести диагностику главного цилиндра самостоятельно можно за считанные минуты. Если узел имеет протекания, то они будут заметны невооруженным глазом, а в расширительном бачке снизится уровень рабочей жидкости сцепления. Чаще всего при таких неисправностях можно избежать замены всего устройства, так как перебрать ГЦС – задача, которая по силам большинству владельцев авто.
Если машина эксплуатируется в интенсивном режиме, то водителю следует обращать внимание на различные моменты работы сцепления, которые могут указывать на наличие проблем с главным цилиндром. К таким признакам эксперты относят:
Даже если вы обнаружили всего один симптом из описанного здесь перечня, нужно прекратить эксплуатацию авто и провести диагностику главного цилиндра сцепления с последующим устранением выявленных неисправностей.
Важно. Если проваливается педаль сцепления, прежде всего, необходимо выполнить прокачку гидропривода, чтобы удалить из магистрали воздух (он мог проникнуть в систему в результате того, что уровень жидкости в расширительном бачке снизился ниже минимально допустимого показателя). Если прокачка магистрали не помогла устранить неисправность, нужно приступать к разборке главного тормозного цилиндра. Для этого устройства можно приобрести ремонтный комплект ГЦС (в зависимости от модификации авто такой комплект может содержать уплотнители, шток, пружинный механизм, стопорное кольцо и другие изнашивающиеся элементы).
Как было отмечено ранее, ГЦС располагается снизу педали сцепления. В разных моделях авто снятие этого устройства может выполняться из подкапотного пространства или из салона автомобиля (в этом случае необходимо будет снять обшивку салона с пола в водительской зоне).
Для демонтажа главного цилиндра сцепления необходимо отвинтить крышку расширительного бачка и убрать прокладку из резины, которая защищает магистраль гидропривода от проникновения воздуха, а также способствует созданию избыточного давления. Затем, используя шприц, нужно убрать всю рабочую жидкость из расширительного бачка (это необходимо, чтобы предотвратить разбрызгивание тормозной жидкости в процессе демонтажа ГЦС).
Теперь необходимо установить место крепления главного цилиндра. Этот этап вызывает определенные сложности, так как добраться к этому месту во многих моделях автомобилей достаточно сложно. Обычно оно находится в салоне авто там, где ГЦС выходит в подкапотное пространство.
Для дальнейшей работы нужно приготовить заглушки, которыми можно будет заткнуть шланги, чтобы из них не вытекала рабочая жидкость. После этого можно отсоединять шланги от штуцеров, трубки от ГЦС и заглушить шлаги.
На следующем этапе переходим к отвинчиванию гаек крепления ГЦС к кузову авто. Нужно отметить, что эта процедура может вызвать некоторые сложности из-за затрудненного доступа.
Когда ГЦС будет снят и полностью разобран, нужно будет тщательно промыть и просушить все детали этого устройства, а затем оценить техническое состояние каждого элемента. Вначале проверяют целостность «зеркала» поршня, а также манжеты и уплотнители. Если на деталях главного цилиндра есть следы коррозии, их следует убрать с помощью мелкозернистой «наждачки». Если таких участков много, а на некоторых поверхностях присутствуют задиры, то это может указывать на несоответствие зазора между поверхностью корпуса ГЦС и поршнем.
Рекомендуем
Особенно тщательно следует проверить все уплотнительные элементы, и как показывает практический опыт, их целесообразно заменить на новые. Случается, что на манжетах нет видимых дефектов, но после повторной установки они начинают пропускать рабочую жидкость.
Квалифицированные механики советуют провести замену всех комплектующих ГЦС, представленных в ремонтном комплекте.
После замены нужных деталей и устранения обнаруженных неисправностей главный цилиндр собирают с соблюдением очередности сборки всех деталей.
Рекомендации по ремонту ГЦС:
Стоит отметить, что для выполнения операций по разборке ГЦС необходимо иметь представление об устройстве этого узла и минимальные навыки по слесарным работам. Если вы не соответствуете таким условиям, лучше обратиться к опытным специалистам или заменить главный цилиндр в сборе.
Как осуществляется прокачка системы сцепления
После ремонта или замены ГЦС всегда нужно прокачивать гидравлический привод сцепления. Эта процедура позволит устранить из магистрали пузырьки воздуха, мешающие нормальной работе сцепления. При проведении ремонтных работ воздух всегда попадает в магистраль гидропривода и создает проблемы в работе сцепления. Процесс прокачки занимает не так много времени и не вызывает особых сложностей. В автосервисах при замене тормозного цилиндра используются мощные вакуумные насосы, удаляющие воздух из магистрали, поэтому можно обойтись без прокачки привода сцепления.
Рекомендуем
Чтобы самостоятельно прокачать гидропривод сцепления, следует установить авто на яму или поднять на подъемнике – это упростит доступ к главному цилиндру. В расширительный бачок следует залить новую «тормозуху», а на штуцере закрепить прозрачную трубку, конец которой опускают в сосуд с тормозной жидкостью. Прокачка системы выполняется путем частого нажатия на педаль сцепления до тех пор, пока не прекратится выход воздуха через штуцер.
После прокачки остается закрутить штуцер и проверить работу сцепления автомобиля.
Может показаться, что процедура прокачки не является очень важной, но особенности устройства ГЦС не дают возможность нормально работать гидравлическому приводу сцепления при наличии воздуха в магистрали. Даже, если установлен новый главный цилиндр надежного производителя, то все равно из-за неправильной прокачки системы станут проявляться признаки неправильной работы сцепления.
Признаки неисправности в устройстве рабочего цилиндра сцепления
О том, что стоит готовиться к ремонту или замене рабочего цилиндра (РЦС) свидетельствуют следующие факторы:
Как починить рабочий цилиндр сцепления
Перед началом работ по разборке и ремонту РЦС необходимо приготовить коробку для складывания деталей устройства. Это избавит от неприятностей, связанный с утерей важного элемента. Затем нужно демонтировать рабочий цилиндр сцепления по следующей схеме:
Теперь необходимо подождать, пока из шланга полностью вытечет вся рабочая жидкость (предварительно, под шланг следует установить пустую емкость). Далее можно приступить к разборке РЦС по следующей схеме:
Этапы работ после разборки ГЦС:
Рекомендуем
Если ваш ремонт касался только РЦС, то все равно необходимо прокачать магистраль сцепления. Порядок выполнения такой работы описан ранее. После завершения всех работ нужно проверить надежность работы системы. Проследите, чтобы педаль нажималась плавно, а передачи переключались с первого раза и без проблем.