за что отвечает руководитель предприятия
Должностная инструкция директора предприятия
Должностная инструкция директора предприятия – это важный документ, в котором освещен круг обязанностей, ответственность и права.
Образец должностной инструкции директора предприятия
Наименование организации (предприятия)
Реквизиты
Общие положения
Требования к объему знаний
Для исполнения обязанностей в строгом соответствии с законодательными нормами и стандартами, принятыми на предприятии, директор должен обладать знаниями в области права. Необходимо знать такие нормативные акты, как:
Относительно работы конкретного предприятия, которым он руководит, он должен знать:
При работе директор опирается на правила и нормы, предписанные:
Должностные обязанности директора
Руководитель предприятия для реализации своего функционала выполняет следующие действия:
Проводит работу, направленную на обеспечение:
В обязанность директора предприятия входит также анализ финансового рынка на предмет поиска максимально выгодных предложений по депозитам и приобретению акций и других ценных бумаг (в особенности высоколиквидных государственных акций и пр.). Все операции по депозитным счетам, договорам о кредитовании и финансировании, ценным бумагам также находятся под его контролем.
Права
Руководитель организации, предприятия наделяется правом:
Ответственность
На директора возлагается ответственность в случаях:
За все проступки, упущения и недочеты лицо, занимающее пост директора, несет наказание, предусмотренное сводами законов страны.
Инструкция составлена юридическим отделом предприятия, подпись руководителя отдела ___________.
С инструкцией ознакомлен _________________.
Пояснения к инструкции
Инструкция – важный документ, который регламентирует деятельность руководителя предприятия.
Важно! Подробно описанные обязанности директора, его права и ответственность служат гарантом отсутствия конфликтных ситуациях в спорных вопросах.
Инструкция не имеет четко установленной формы, а также регламентированного содержания. Составители документа опираются на квалификационные справочники и типовые образцы. Каждая организация может составить собственную инструкцию, соответствующую специфике своей структуры и направления деятельности.
Приведенный образец состоит из 4 частей, при необходимости количество разделов увеличивается.
Часть 1
Называется «Общие положения», включает в себя четко расписанные требования к кандидату на должность:
В понятие «знания» входит знакомство с нормативными актами, регулирующими трудовые отношения, экспертная финансовая грамотность, управление и другие аспекты информации, необходимые для руководящей должности.
Часть 2
В этом разделе четко и многосторонне сформулированы все аспекты выполнения функционала руководителя. Списки могут быть разными для каждого предприятия, но все вероятные сферы приложения сил директора должны быть освещены.
Это важно! Директор принимает решения, за которые несет полную ответственность перед законом и учредителем.
Его деятельность направлена, прежде всего, на организацию производства, которое будет выпускать конкурентоспособный товар, востребованный у потребителя, соответствующий отечественным и мировым стандартам.
Кроме этого, директор несет ответственность за выполнение обязательств перед:
Поэтому важно правильно определить сферу его деятельности, регламентировать соответствующей ответственностью и правами.
Часть 3
Директор наделяется правами и полномочиями, которые позволяют ему полноценно выполнять представительские и руководящие функции.
Часть 4
В заключительном (при включении дополнительных частей предпоследнем) разделе перечисляются нарушения и проступки, за которые директор может быть наказан.
Важно! Все вероятные санкции в отношении руководителя, действия и наказания должны проводиться строго в рамках законодательства, соответствующего характеру проступка.
Ключевые обязанности руководителя по организации эффективного управления
В работе руководителя любого уровня можно выделить такие функции, как:
1. Обязанность «Организация выполнения»
Мы должны провести декомпозицию нашей задачи до уровня простейших рабочих заданий, при этом учесть целый ряд условий — от уровня квалификации подчиненных до приоритетности конкретной задачи в рамках общего поля.
Нам также необходимо определиться с приоритетами, оптимальной последовательностью выполнения работ, выстроить график и отметить на нем как необходимые места контроля, так и точки для принятия решения об уточнении дальнейшего хода работ. Возможно, характер задачи предполагает уместность оценки внутренних/внешних рисков и разработку соответствующих профилактических либо реактивных мероприятий.
Все эти процедуры должны быть согласованы как с содержанием самой задачи, так и со сроками ее выполнения. В противном случае после быстрого старта участники начинают спотыкаться о неучтенные препятствия, что резко замедляет ход выполнения задачи. Недостаток планирования в этой области также может привести к тому, что часть важных составляющих не исполняется вовсе или о них вспоминают в последний момент. В итоге задачи решаются долго, дорого и некачественно.
Если же поступать не так, как принято, а так, как правильно, то время, затраченное на организацию выполнения, многократно окупается управляемостью процесса, оптимальностью использования ресурсов структуры и качеством самой работы.
Если у вас нет времени на качественную организацию работы, то вы находитесь в очередной «самозатягивающейся петле», пытаясь сделать за счет скорости то, что следует решать посредством изменения подхода. Конечно, для этого вначале потребуется инвестировать дополнительное время, которого и так не хватает. Но иначе этот замкнутый на первый взгляд круг никак не разорвать.
Хорошо организованная работа выполняется быстро, интенсивно и… незаметно. В свою очередь, крики и суета свидетельствуют скорее не об энтузиазме подчиненных, а о низком качестве управления.
2. Обязанность «Распределение обязанностей»
Кроме того, нельзя обязывать, не оговаривая права. Те или иные полномочия оговорены в должностных инструкциях, но полномочия конкретного сотрудника в рамках выполнения актуального задания в стандартном регламенте содержаться не могут. Не стоит также надеяться на то, что подчиненный, взяв за основу перечень своих служебных обязанностей, самостоятельно определит набор своих полномочий в рамках конкретной работы.
Вывод: если вы не уделили достаточного внимания постановке задачи и организации выполнения, то у вас практически нет шансов адекватно распределить работу между подчиненными. Попадая в эту ситуацию, руководитель интуитивно выбирает одну из двух моделей.
3. Обязанность «Обеспечение взаимодействия»
Ранее распределенные полномочия не могут учитывать неизвестное, а право самостоятельно решать вновь возникающие вопросы может быть делегировано только проверенным и надежным. Поэтому сотрудникам необходим периодический контакт с руководителем.
Кроме того, вашим подчиненным необходимо взаимодействовать со своими коллегами на «горизонтальном» уровне как внутри своей структуры, так и с выходом на другие подразделения.
Если ваши подчиненные обладают высоким уровнем исполнительской дисциплины задача несколько упрощается. По завершении процесса распределения обязанностей достаточно договориться о том, что при столкновении с любым препятствием и/или неожиданным фактором они немедленно сигнализируют об этом вам. Но и об этом надо не забыть договориться.
Также необходимо помнить о том, что любую работу необходимо контролировать — даже ту, при выполнении которой изначально не возникает неожиданностей и не требуется совместных действий. Если же руководитель склонен этим пренебрегать, то конечный или промежуточный результат может попросту отсутствовать, даже по самым объективным причинам. Методы и интенсивность контроля зависят от квалификации и дисциплинированности подчиненных, а кроме того — от характеристик поставленной задачи.
4. Обязанность «Выстраивание межличностных взаимоотношений»
Почему же у нас зачастую возникает подобная иллюзия? Считается, что если сотрудники находятся между собой в хороших отношениях, то они легко будут общаться по рабочим вопросам, спокойно и конструктивно договариваться по спорным моментам, в коллективе не будет ссор и сплетен, всем будет приятно и радостно работать, люди будут меньше уставать, и никто не захочет увольняться. Однако в коллективах, где складывается подобный стиль отношений, неизбежно возникают дополнительные факторы:
Руководитель обязан уметь поддерживать в коллективе должный баланс между сотрудничеством и соперничеством. Межличностные взаимоотношения — не данность, а управляемая субстанция; понятия же «хорошо» и «плохо» достаточно условны. Весь вопрос в рейтинге ваших собственных или же корпоративных критериев, при отсутствии которых вы будете использовать собственные.
5. Обязанность «Анализ результатов»
Человеческая психика устроена таким образом, что он всегда подсознательно стремится избежать нежелательного понижения самооценки и потому склонен приписывать огрехи различным внешним причинам. Любые же результаты представляются оптимальными и единственно возможными. В связи с этим рекомендуем вам заниматься анализом промежуточных и конечных результатов на регулярной основе, запланировав это как обязательную процедуру. Такая привычка хотя иногда и портит настроение, но существенно повышает эффективность управления.
6. Обязанность руководителя «Аудит эффективности процессов»
Так, если руководитель обнаруживает, что система мотивации не способствует качественному выполнению поставленных задач, то он должен либо организовать разработку конкретных предложений по изменению ситуации, либо привлечь необходимый для этого внешний ресурс.
Если руководитель сам не использует какой-либо управленческий инструмент, то его подчиненные с высокой вероятностью также этого делать не будут. Если вы сами не пользуетесь управленческой технологией, то контроль ее использования подчиненными будет требовать дополнительных усилий и, скорее всего, постепенно сойдет на нет. Без постоянного контроля технология, вероятнее всего, применяться не будет, а будет только создаваться видимость ее использования.
Выполнение аудита эффективности процессов — не хобби, а обязанность. Результатами его выполнения должны стать перечни объектов анализа, описания методик оценки и возможности ознакомиться с результатами.
Об особенностях практического применения
В единицу времени человек может эффективно заниматься только одной работой. Тот, кто старается одновременно выполнить несколько важных дел, ничего толком не сделает. Поэтому выполнение управленческих обязанностей должно включаться в рабочий график руководителя под соответствующим названием. В рабочий график управленческие обязанности следует включать не просто наравне с прочими делами, а с учетом того, что именно эта область ответственности должна быть приоритетной. Научитесь выделять время в соответствии с приоритетами, чтобы слова с делами не расходились.
Руководитель отвечает за то, чтобы эти действия выполнялись на регулярной основе, состав же участников и их роли — вопрос ситуационный.
Сами ли вы собираетесь детально проработать задачу, после чего сообщить о ней подчиненным, либо собираетесь привлечь их к активному участию в разработке? Может быть, участие будет ограничено сбором данных по сформулированным вами вопросам? Все это можете определить только вы сами. Вы отвечаете за то, чтобы обязанности полноценно исполнялись, каким же ресурсом — вопрос не принципиальный.
Кроме того, вам необходимо учитывать и то, что все обязанности в процессе их исполнения соединены незримой цепочкой обратной связи. В процессе организации выполнения может выясниться, что сама задача требует дополнительного осмысления, а может быть, и переформулирования. Такое часто бывает, например, из-за нехватки ресурсов, чего на стадии постановки задачи не всегда возможно предвидеть.
Исправление ошибок в учете
Защита при налоговых проверках
Договоры для бухгалтера
Выдаем удостоверение о повышении квалификации ( заносится в госсреестр). Программы соответствуют профстандарту «Бухгалтер».
Главный или финансовый? Какие бывают директора
Сотрудники на должностях с одинаковыми названиями могут заниматься разными задачами. В первой компании человека, отвечающего за стратегию бренда, называют директором по маркетингу, во второй — идейным вдохновителем, а в третьей стратегия бренда — задача генерального директора. Чтобы понять, какой директор чем занимается, мы изучили вакансии и спросили самих директоров.
Генеральный директор
Генеральный директор — главный в компании, он подчиняется только владельцу бизнеса. Иногда сам владелец становится генеральным директором в своей компании, а иногда на эту должность нанимают сотрудника или зовут ИП.
Обязанности. Стратегическое управление бизнесом и командой, ведение переговоров с партнерами и инвесторами, организация эффективной работы команды.
Навыки. Список обязательных требований и навыков зависит от задач компании. Задачи генерального директора, нанятого, чтобы вывести на новый рынок натуральный шампунь, будут отличаться от задач директора мясокомбината. Но есть и общие навыки:
Еще генеральный директор может отвечать за маркетинг компании и формирование команды.
Зарплата на Хедхантере: от 60 000 ₽ до 800 000 ₽
Вакансий в России: 559
Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»
Моя должность называется генеральный директор, и я отвечаю за четыре направления:
Стратегия. Чем мы занимаемся, на чём специализируемся, как относимся и общаемся с пациентами, какие у нас цены и какие способы реабилитации используем — это мои вопросы. Еще я занимаюсь связями в медицинском сообществе: с кем дружим, кому доверяем.
Я часто общаюсь с пациентами, иногда сама принимаю звонки, чтобы понять, насколько наши услуги релевантны запросам звонящих. Если есть запрос, но услуги нет, я анализирую, можем ли мы начать это делать и что для этого нужно.
Патернализм — традиционная модель отношений между врачом и пациентов, при которой пациент выступает пассивным субъектом, полностью полагается на врача и не принимает решений о процессе лечения.
Культура. Отвечаю за всё, что касается внешней и внутренней культуры. Я борюсь с патернализмом и веду внутренний тренинг о партнерском подходе между пациентами, врачами и сотрудниками. От культуры коммуникации зависит, насколько жизнеспособна компания в долгосрочном периоде. А мы хотим, чтобы клиника «Три сестры» стала компанией-легендой.
Культура коммуникации важна и для успеха реабилитации. К примеру, мы можем думать, что пациенту важно научиться пересаживаться из кровати в коляску и доезжать до ванны. Если будем его мотивировать тем, что он сам сможет ходить в душ, не факт, что это его замотивирует. А вот вопрос, как ему вернуться на работу, может стать сильной мотивацией.
Врач не может точно знать, чего хочет пациент. Поэтому нужно выявить запрос пациента, а для этого услышать другого человека. Слышать людей — уникальный навык, который часто отсутствует. Мы учимся слушать пациентов и вместе с ними принимать решения, потому что это повышает клинический результат реабилитации.
Команда. Я сама провожу интервью почти со всеми сотрудниками. Узнаю, зачем они пришли, что хотят от работы, о чём мечтают. Затем участвую в разработке программы обучения и оценке навыков новых сотрудников.
Кадрового директора у нас нет, каждый руководитель сам решает эти вопросы. Но есть инструменты — рекрутеры, внутренние тренеры.
Названия должностей вторичны. Важнее люди и их роль в команде. Есть сотрудники, которые сильно влияют на компанию, но они не называются директорами. Я часто замечаю, что чем проще человек говорит о себе — например, я просто медсестра, я просто инженер, — тем сильнее он влияет на судьбу компании. Название — это статусная вещь, которая нужна, чтобы решать вопросы с налоговой и проверяющими.
Финансовый директор
Финансовый директор отвечает за деньги компании: сколько есть, на что тратятся, сколько налогов нужно заплатить. Занимается финансовым планированием и бюджетированием.
Обязанности. Управлять финансами компании, создать и поддерживать систему показателей, которая помогает менеджерам принимать решения. Взаимодействовать с налоговой, банками и контролирующими органами по всем бухгалтерским вопросам.
Навыки. В некоторых вакансиях от финансового директора хотят амбициозности, бесконечной жажды развития, улучшения себя и мира, но в целом требования к навыкам такие:
Зарплата на Хедхантере: от 65 000 ₽ до 1 000 000 ₽
Вакансий в России: 402
Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»
В нашей клинике финансовый директор отвечает за безопасность компании в отношениях с налоговой и за соблюдение законов — это базовая обязанность. Вторая часть работы связана с финансовыми показателями.
У нас есть ресторан, который обеспечивает питание сотрудников и пациентов. Задача финансового директора — создать для ресторана такую систему, чтобы мы могли видеть, сколько продуктов тратим каждый день и на какую сумму.
Условно: бюджет на день — 700 рублей, сегодня потратила 1000 рублей; если мы видим этот показатель, можем скорректировать завтрашнее меню, чтобы сэкономить 300 рублей.
Или наоборот: идет пост, все берут что-то овощное, значит, к Пасхе мы можем позволить себе более дорогие продукты. Если повар видит этот показатель каждый день, он может сразу регулировать затраты.
Задача финансового директора — настроить показатели для каждого руководителя так, чтобы было видно, какая сейчас ситуация и как на нее повлиять. Например, уменьшить расходы, увеличить порции, нанять или уволить помощника.
Финансовый директор обеспечивает систему показателей, чтобы другие принимали решения. Но принимать решения он не должен. Может задавать вопросы, предлагать что-то, но конечное решение остается за руководителями направлений.
Например, старшая медсестра отвечает за медикаменты, у нас финансовый директор не может сказать ей, что вот эти лекарства мы не будем покупать. Но он может задать вопросы: а в скольких аптеках мы смотрели цену, какие у нас запасы?
Исполнительный или операционный директор
Исполнительный, операционный или управляющий директор — это заместитель генерального директора. Может замещать его в компании в целом или в одном филиале, подразделении.
Обязанности. Следить за финансами, логистикой, производством, закупками компании, управлять сотрудниками и создавать комфортную рабочую обстановку. Готовить отчеты для генерального директора или совета директоров.
Навыки. От исполнительного директора требуется знать специфику бизнеса, например, его могут нанять для запуска бетонного завода, тогда он должен разбираться в бетонных нюансах. А вот для работы в интернет-магазине нужно изучить специфику электронной коммерции. В целом понадобятся такие навыки:
Зарплата на Хедхантере: от 85 000 ₽ до 500 000 ₽
Вакансий в России: 376
Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»
У нас операционный директор — это заместитель генерального по всем возможным вопросам. Наша операционный директор раньше работала в гостиничном бизнесе, поэтому она в большей степени отвечает за номерной фонд клиники: как бронируют номера, как готовят к заезду и выезду, отвечает за чистоту и безопасность.
Например, есть запрос на двухместный номер, а у нас остались только одноместные. Что делать? Этот вопрос решает операционный директор.
Еще на ней много маркетинговых задач: как измеряем эффективность, какие показатели оцениваем и что можно настроить по-другому. Еще она общается с пациентами, контролирует агентство интернет-маркетинга и налаживает контакты с благотворительными фондами: узнаёт, как можно сотрудничать, какие есть особенности учета и сбора документов у каждого из фондов.
Производственный директор
Производственный директор, или директор по производству — это сотрудник с профильным образованием и навыками управленца. Например, производственный директор на нефтеперерабатывающем заводе должен знать технологии переработки нефти и газа, на молочном заводе — технологии производства молока.
Обязанности. Контролирует сотрудников, оборудование, повышает эффективность производства и обеспечивает бесперебойную работу.
Навыки. Нужны профильные навыки, которые зависят от отрасли, и общие управленческие:
Зарплата на Хедхантере: от 75 000 ₽ до 800 000 ₽
Вакансий в России: 295
Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»
Мы — клиника, поэтому у нас не производственный директор, а медицинский. Обычно в клиниках есть главный врач, но в нашем его нет, а есть два органа: медицинское управление и медицинский директор.
Задачи медицинского директора меняются каждый год. В этом году его задача — отладить систему внутреннего обучения. У нас есть свои эксперты, и мы решили сделать внутреннюю школу, чтобы все сотрудники могли повышать уровень знаний. Медицинский директор должен развить школу, разработать программу обучения и систему оценки результатов.
В позапрошлом году у медицинского директора была другая задача — открыть детское направление, решить, какая команда будет работать, какие методы реабилитации будем использовать и как общаться с родителями.
До этого — разработать систему оценки качества, чтобы понимать, хорошо мы работаем или нет. В медицине много субъективного, а мы пытаемся оцифровать показатели.
Еще он помогает с медицинской стратегией — это определение направлений, которыми мы занимаемся: с какими диагнозами принимаем на реабилитацию, какие методики помощи используем.
Директор по развитию
Директор по развитию — это стратег, который делает так, чтобы компания зарабатывала больше. Он может вывести товар на новые рынки, найти крупных корпоративных клиентов, повысить эффективность продвижения или выступать на конференциях, чтобы заинтересовать инвесторов. Главное — двигать компанию вперед.
Обязанности. Стратегическое развитие, оценка эффективности работы компании, выявление потребностей клиентов и создание продуктов для их удовлетворения.
Навыки. Умение убеждать и брать на себя ответственность за результат, и кроме того:
Зарплата на Хэдхантере: от 115 000 ₽ до 3 000 000 ₽
Вакансий в России: 509
Арт-директор
Арт-директоры бывают двух видов: первые работают с дизайном, а вторые организуют праздники, концерты, мероприятия. Первые чаще всего встречаются в веб-студиях, дизайнерских бюро, а вторые — в ресторанах, ночных клубах, торговых центрах и рекламных агентствах.
Обязанности. Разработка креативной и визуальной концепции продуктов и проектов. Контроль и развитие команды: дизайнеров, менеджеров, художников, модельеров.
Навыки. Конечно, креативность! А кроме нее:
Зарплата на Хедхантере: от 55 000 ₽ до 250 000 ₽
Вакансий в России: 126
Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»
У нас арт-директор отвечает за визуальное единство клиники, сайта, рекламы и журнала.
Директор по продажам
Директор по продажам, он же коммерческий директор, занимается продажами: составляет план продаж и обеспечивает его выполнение. Для этого он управляет командой менеджеров по продажам и сотрудничает с отделом маркетинга.
Обязанности. Увеличивать объемы продаж, привлекать новых и удерживать существующих клиентов, участвовать в ценообразовании.
Навыки. Директор по продажам не покрывается холодным потом, когда нужно сделать холодный звонок, а еще умеет:
Зарплата на Хедхантере: от 90 000 ₽ до 1 000 000 ₽
Вакансий в России: 442
Рассказывает Леонид Клименко, эксперт по построению отделов продаж
Директор по продажам — это управленец, а не лучший продавец.
Некоторые ошибочно ставят на должность директора по продажам того, кто продает больше всех в отделе. Так они лишаются лучшего продавца и получают плохого управленца. Директора по продажам, выросшего из менеджера, нужно заранее готовить: пару месяцев давать ему мелкие управленческие задачи, смотреть на результат и помогать.
Менеджер по продажам — ремесленник, он умеет делать руками, а директор — это управленец, и его задача в том, чтобы организовать результат руками других.
Айти-директор
Айти-директор отвечает за автоматизацию бизнес-процессов, защиту информации и внедрение технологий в производственные процессы. Еще он управляет командой айти-специалистов.
Обязанности. Искать и внедрять айти-инструменты, которые помогут компании работать эффективнее и зарабатывать больше.
Навыки. Главный навык — уверенно пользоваться ПК, а еще:
Зарплата на Хедхантере: от 100 000 ₽ до 1 000 000 ₽
Вакансий в России: 96
Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»
В нашей клинике переплетено много отраслей: медицина, гостиничный бизнес, ресторан. Наш айти-директор помогает автоматизировать процессы в каждом направлении и соединять их в общую систему.
У нас есть программы с бронированием, учетом обращений, историями болезней, расписанием дня пациентов и врачей, расходами продуктов в ресторане. Мы брали готовые программы и адаптировали под себя: привлекали к этому процессу врачей, чтобы вшить в программу медицинские протоколы, защищающие от ошибок. Айти-директор учитывает и техническую часть программы, и поведенческую, то есть делает интерфейс таким, чтобы людям было проще поменять свои привычки и работать с новой программой.
Айти-директор управляет командой, которая отвечает за техническую реализацию, а он сам больше аналитик. Разбирается:
Без этого невозможно создать хорошую айти-систему.
Региональный директор
Региональный директор — это что-то между генеральным и исполнительным директором, которого отправили работать в другой регион, город или страну. Иногда его называют территориальным директором. Он может совмещать функции кадрового, финансового и производственного директоров.
Обязанности. Управлять бизнесом на вверенной территории.
Навыки. Кроме умения быстро проходить акклиматизацию, региональному директору понадобятся такие навыки:
Зарплата на Хэдхантере: от 55 000 ₽ до 400 000 ₽
Вакансий в России: 803
Директор по маркетингу
Директор по маркетингу, рекламе и продвижению делает так, чтобы о компании знали все, любили ее, покупали товары и оставляли заявки на сайте. Для этого он постоянно экспериментирует с маркетинговыми инструментами, каналами продвижения и просит поиграться со шрифтами.
Обязанности. Обеспечить узнаваемость бренда, увеличить количество заявок, продаж или клиентов.
Навыки. Директор по маркетингу сочетает в себе креативность и аналитическое мышление, он должен:
Зарплата на Хедхантере: от 115 000 ₽ до 3 000 000 ₽
Вакансий в России: 306
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ