за что отвечает индивидуальный предприниматель
Права и обязанности индивидуальных предпринимателей
Для понимания правового статуса такого субъекта правоотношений, как индивидуальный предприниматель, необходимо знать, какими правами они обладают и какие обязанности выполняют в соответствии с действующим законодательством. Учтите, что ИП выступает в разных качествах: налогоплательщика, работодателя, участника договоров и сделок. Специфика правового статуса ИП во многом определяется тем, что гражданин, являясь физическим лицом, осуществляет предпринимательство без создания и регистрации организации (юридического лица).
Индивидуальный предприниматель как гражданин
Разумеется, у этих прав есть границы, злоупотребление ими недопустимо.
В то же время есть и обязанности:
ИП как налогоплательщик
В качестве налогоплательщика гражданин, прошедший регистрацию особого статуса, получает право запрашивать информацию у представителей контролирующих государственных органов, применять выбранную систему налогообложения, в том числе спецрежимы с упрощенной системой расчета и уплаты налогов, обжаловать решения, действия и бездействия налоговиков, участвовать в проверках, привлекать представителя, на предоставление налоговых льгот и применение справедливого налогообложения и т. д.
Таким образом, и здесь список прав и обязанностей остается открытым, многое зависит от выбранного вида деятельности. Полностью обязанности индивидуального предпринимателя перед налоговой определяются конкретной ситуацией. Например, при регистрации статуса он предоставляет в ФНС заявление по форме 21001, выбрав специализацию (перечислить коды ОКВЭД — перечень планируемых видов деятельности), платит госпошлину. Для этого необходимо обратиться с документами лично, по почте или через личный кабинет на сайте ФНС.
Как участник хозяйственных отношений
Теперь обратимся к тому, какие права и обязанности имеют индивидуальные предприниматели в качестве контрагента. В большей мере правомочия и обязательства здесь определяются контрактом, соглашением между сторонами. Но есть и общий список. Например, получение лицензии на осуществление некоторых видов деятельности обязательно, в ряде случаев требуется вступление в саморегулируемые организации с уплатой взносов. Выполнение взятых на себя обязательств — императивное условие, установленное в Гражданском кодексе, а право на прибыль и выбор контрагентов следует из самой сути свободного предпринимательства.
Индивидуальный предприниматель как работодатель
Прежде всего, в Трудовом кодексе указано, что входит в обязанности ИП в качестве работодателя. Но этим документом трудовое законодательство не исчерпывается. Гражданин, зарегистрировавший статус ИП, вправе нанимать работников или не нанимать, заключать контракты, разрабатывать должностные инструкции, иные внутренние документы, требовать их соблюдения и т. д. При этом за предоставленные трудовые услуги он обязан:
Список не является исчерпывающим, приведены лишь базовые обязательства.
Непосредственно связанные со статусом индивидуального предпринимателя
Существуют и обязанности, вытекающие из приобретения статуса индивидуального предпринимателя: открытие расчетного счета для уплаты налогов, сдача отчетности, уплата страховых взносов за себя и т. д. Гражданин свободно выбирает вид деятельности, определяет сегмент рынка, заключает различные сделки и договоры, но обязан все операции оформлять документально, со всех доходов уплачивать установленные налоги и сборы, соблюдать права потребителей, охранять конфиденциальность информации.
Ответственность индивидуального предпринимателя
ИП, как и обычный человек, в случае нарушения закона несет административную и уголовную ответственность. Главное отличие этого статуса состоит в порядке несения гражданской и материальной ответственности. В отличие от юридического лица, индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом.
Чем отличаются ИП и ООО?
Если вы выбираете между ИП и ООО, эта статья для вас. Мы собрали всё, что об это знаем, в наглядные таблицы. Это поможет сделать выбор.
Как зарегистрировать и сколько стоит
Процедура регистрации для ИП и ООО разная. Проще открыть ИП. Нужно всего четыре документа и три дня.
Регистрация ИП за час
ИП. Чтобы стать ИП, нужно:
Чтобы отдать документы налоговой, нужно приехать в налоговую по месту прописки или отправить почтой четыре документа:
Налоговая оформит ИП за три дня и отдаст документы. Предпринимателя регистрируют по домашней прописке.
После этого предпринимателю нужно открывать расчетный счет.
ИП может работать без печати, но лучше ее заказать. Без печати не получится оформлять бланки строгой отчетности, например квитанцию клиенту. Иногда другие компании отказываются работать с ИП без печати, потому что считают его ненадежным.
ООО. ООО зарегистрировать сложнее. По срокам то же самое, как с ИП — три дня, но процедура сложнее и документов больше:
За четыре месяца с момента регистрации нужно открыть счет компании в банке и внести уставной капитал. Каждый участник общества переводит сумму своей доли. Эти деньги лежат на счету всё время работы компании.
Минимальный уставной капитал — 10 000 ₽. У банков, страховых компаний и производителей есть свои требования к уставному капиталу.
ООО для работы нужны расчетный счет и печать.
Пакет документов для регистрации
квитанция об оплате госпошлины
Нотариально заверенное заявление,
протокол общего собрания,
квитанция об оплате госпошлины,
подтверждение юридического адреса
От 10 000 ₽, разделен на доли между участниками
По юридическому адресу: в арендуемом помещении или дома
Кто и чем отвечает по долгам
Во время работы у компании могут возникнуть долги перед поставщиками, недоимки по налогам или неустойки перед клиентом. И тут важно, чем и как ИП и ООО будут отвечать.
ИП. По закону ИП — физлицо, который занимается бизнесом и получает прибыль.
Ходят слухи, что у ИП за долги отнимают имущество: квартиру, машину или одежду. Например, задолжал предприниматель поставщику за муку и сливки, а денег нет. Значит, придется отдать машину. Но это не так.
ИП правда отвечает личным имуществом. Но поставщики не могут прийти и отнять имущество. Если есть долги, вопрос сначала решают на переговорах, а потом поставщик может подать в суд. Суд может решить погасить долги личным имуществом, но точно не получится забрать:
Если ИП купил недвижимость и вещи раньше, чем занялся бизнесом, их всё равно могут отнять в счет долга.
Поставщики могут предъявлять претензии по долгам три года после того, как ИП закрылся. То есть предприниматель уже не работает, а на него всё равно могут подать в суд.
ООО. Это юрлицо, компания. Люди, которые регистрируют ООО, считаются учредителями. Как только зарегистрировали, становятся участниками. По сути одни и те же люди, но термины разные.
Среди участников могут быть физические лица и другие компании — до пятидесяти собственников. Они делают вклады в уставный капитал — имущество компании.
Считается, что ООО отвечает по долгам только уставным капиталом, а личные деньги, имущество, квартиры директоров и участников ни при чём. Например, вложили два участника по пять тысяч, а долгов — на миллион, всё равно отвечать будут своими пятью тысячами. Формально это так.
Открывает сам предприниматель
Отвечает личным имуществом
Отвечает уставным капиталом
Единственное жилье, одежда, оборудование для работы, деньги в пределах прожиточного минимум
Субсидиарная ответственность директора и участников во время банкротства, если они действовали недобросовестно
Можно ли работать без сотрудников
За сотрудников приходится платить страховые взносы, это плюс тридцать процентов к зарплате из прибыли компании. Но если бизнес первый, часто предприниматель работает один. В ИП можно не оформлять себя сотрудником и ничего не доплачивать.
ИП. Предприниматель может работать сам или нанять сотрудников. Чтобы работать самому, не надо оформлять никаких бумаг. Зарегистрировал ИП и работаешь.
Собственникам: платить ли себе зарплату?
ООО. В ООО работать без сотрудников нельзя. Даже если в ООО только один собственник и он же директор, он же будет и сотрудником. Ему нужно платить себе минимальную зарплату, переводить взносы в Пенсионный фонд и фонды медицинского и социального страхования, отчитываться перед налоговой.
Алексей открывает ООО «Всё сам». В компании он один. Поэтому подписывает трудовой договор от имени генерального директора и от своего — как работник.
Назначает себе зарплату не ниже МРОТ. В Москве это 18 742 ₽.
Каждый месяц с зарплаты платит 6463 ₽ на страховые взносы, сдает отчетность в налоговую и страховые фонды.
Работать в ООО одному — дополнительные траты.
Может работать без сотрудников
Без сотрудников нельзя
Обязательно оформлять как сотрудника
Сколько сотрудников можно нанять
ИП и ООО могут нанимать столько сотрудников, сколько им нужно. Ограничений нет. Но от количества сотрудников зависит, на какой системе налогообложения сможет работать предприниматель.
ИП. Количество сотрудников влияет на налоги:
Как оформить сотрудника в ИП за шесть шагов
ООО. Число сотрудников не ограничено. Если в компании меньше пятнадцати человек, компания может вести упрощенную процедуру оформления сотрудников. Там меньше бумаг.
Правила оформления сотрудников
До 15 человек — упрощенная система оформления
До 15 человек — упрощенная система оформления
Как влияет на налоги
До 15 человек — может работать на упрощенке и на патенте
Сколько платить налогов
ИП и ООО по-разному считают налоги.
ИП. Пока открыто ИП, предприниматели платят:
Эту сумму придется платить, даже если ИП не работает.
ИП может работать на двух основных системах налогообложения: упрощенке и общей системе. К основным системам предприниматель по желанию может выбрать дополнительную систему: единый налог на вмененный доход или патент. Можно открыть ИП на упрощенке с патентом или без, но нельзя открыть только на патенте.
ООО. Компании не платят фиксированные взносы, только налоги на своей системе налогообложения, а взносы — за сотрудников, сумма зависит от оклада.
ООО можно поставить на паузу. Если работа не ведется и нет работников, налоги платить не надо, а ООО можно не закрывать.
Системы налогообложений для ООО такие же как для ИП: упрощенка, общая система, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.
Основные: общая система, упрощенка
Дополнительные: ЕНВД и патент
Общая система, упрощенка, ЕНВД и ЕСХН
Платит за себя и сотрудников фиксированные суммы, при остановке деятельности — тоже
Платит только за сотрудников, при остановке деятельности, без имущества и сотрудников — не платит
Как вести учет и какие сдавать отчеты
Бухучет — информация о материальном состоянии компании: имуществе, долгах, займах. Для ИП и ООО есть общее правило: если работают на упрощенке — вести бухгалтерский учет не нужно.
ИП. Предприниматель на упрощенке и сдает декларацию раз в год, на вмененке — каждый квартал. ИП на общем режиме ежегодно сдает декларацию 3-НДФЛ и дополнительно отчитывается по НДС. На патенте отчетность не нужна.
ООО. Компания на упрощенке и сдает декларацию в налоговую раз в год. На вмененке — декларация раз в квартал. На общей системе — ежеквартальные отчеты по НДС и налогу на прибыль. На всех формах налогообложения ООО отчитывается по налогу на имущество раз в квартал.
Не нужен на упрощенке, патенте и ЕНВД
Нужен на всех системах, кроме упрощенки
Декларация на всех системах, кроме патента. На общем режиме нужен отчет по НДС
Сдает на всех системах, дополнительно отчитывается по налогу на имущество
Как пользоваться деньгами со счёта
Главная разница между ИП и ООО в том, как выводить деньги со счёта. У ИП с этим всё сильно проще, поэтому предприниматели часто не открывают ООО, а до последнего работают на ИП.
ИП. Все деньги, которые пришли на счет ИП — его деньги. И он может их использовать, как угодно: выплатить зарплату сотрудникам, оплатить детсад для ребенка или купить кефир в магазине. Если он платит налоги и взносы, налоговую не касается, как он тратит остальные деньги.
ООО. Деньги, которые приходят на счета, — деньги компании. Их нельзя просто так снять со счета. Деньги можно платить как зарплату сотрудникам, дивиденды — участникам или оплачивать расходы компании.
ООО «Счастье» работает на упрощенке 6% и получает доход.
За год компания заработала 10 млн ₽.
На компанию ушло 4,4 млн ₽.
Осталось 5 млн рублей, эти деньги участники хотят вывести себе как дивиденды.
Они платят с них налог 13% — 650 000 ₽. Чистыми получают 4,35 млн ₽.
Как пользуется деньгами на счету
Может снять со счёта, сколько хочет. Все деньги на счету — его личные деньги
Не может просто снять со счёта. Участник должен вывести деньги как дивиденды и заплатить за это налоги.
Какие штрафы за нарушения
ИП. Штрафы для предпринимателей обычно в несколько раз ниже, чем в ООО. При повторном нарушении ИП оштрафуют снова, но деятельность не остановят.
ООО. Для ООО за нарушения строгие меры. От штрафа может пострадать компания, директор, а деятельность на время могут приостановить. Штрафы выше, чем у ИП, иногда это сотни тысяч рублей:
За нарушения директора могут дисквалифицировать. Вот некоторые случаи:
Компания за год продала товары на два миллиона рублей. Сотрудники работали без кассы. Компанию поймали и назначили штраф. На следующий год директор снова не поставил кассу. Его могут дисквалифицировать на два года.
Компания наняла бухгалтера, но не стала заключать с ним трудовой договор. Это выяснилось при налоговой проверке, и компания получила штраф. В следующий раз за это нарушение директора дисквалифицируют на срок до трех лет.
ООО разместило рекламу в неположенном месте. Компании пришел штраф, но она его не оплатила и рекламу не сняла. Директора могут дисквалифицировать до трех лет.
В десятки раз меньше, чем у ООО. Например:
работа без кассы —
10 000 ₽;
работа с сотрудником без договора —
1000—5000 ₽;
размещение наружной рекламы без согласования —
30 000-50 000 ₽;
недобросовестная реклама —
4000-20 000 ₽;
неуведомление ФМС о найме мигранта —
5000-7000 ₽.
В десятки раз больше, чем у ИП. Например:
работа без кассы —
30 000 ₽;
работа с сотрудником без договора —
100 000-300 000 ₽;
размещение наружной рекламы без согласования —
500 000-1 000 000 ₽;
недобросовестная реклама —
100 000-500 000 ₽;
неуведомление ФМС о найме мигранта —
400 000-1 000 000 ₽.
При повторном нарушении
Возможна дисквалификация директора и приостановка работы компании
Чем нельзя заниматься
Какую деятельность нельзя вести
Производить и продавать алкоголь;
ремонтировать и утилизировать вооружение, торговать боеприпасами, хранить и использовать взрывчатку;
открывать банки, инвестиционные фонды
Может вести любую деятельность, которая указана в ОКВЭД
Нужна, если это предусмотрено по виду деятельности
Нужна, если это предусмотрено по виду деятельности
Как закрыть
ИП. Чтобы закрыть ИП, в среднем понадобится месяц. План такой:
Это кратко. Мы описали подробно процедуру в другой статье.
Как закрыть ИП и не платить
ООО. Чтобы закрыть ООО, в лучшем случае понадобится четыре месяца. Процедура такая:
Госпошлина — 800 ₽. В процессе ликвидации могут быть дополнительные расходы: на публикацию в Вестнике государственной регистрации, нотариуса, услуги юристов.
Теоретически участники компании могут закрыть ООО сами. Но в реальности придется заполнять много документов и учитывать формальности, поэтому обычно обращаются к юристу.
Проблема ликвидации ООО в том, что в любой момент налоговая может остановить процедуру и устроить проверку. Она хочет убедиться, что компания закрывается не для того, чтобы скрыть недоплату налогов. В этом случае ликвидация может затянуться на полгода или год. Зависит от того, найдет налоговая нарушения или нет.
Рискованные способы ликвидировать компанию
Чтобы не проходить всю процедуру ликвидации и не нарваться на проверку, иногда участники пытаются решить вопрос другим способом. Например, бросают или продают компанию. Это рискованно и опять грозит проверками, только более жесткими.
Чем грозит неверный выбор между ИП и ООО: не только риски и ответственность
Перед тем, как начать свое дело, каждый будущий предприниматель задает себе вопрос: ИП или ООО? Давайте поговорим об ограниченной и неограниченной ответственности. Не в общем и целом, а в контексте выбора между регистрацией юрлица и ИП.
Очевидно, что при создании юрлица мы решаем две ключевые задачи:
Казалось бы, ООО в случае создания коммерческой, т. е. ставящей целью извлечение прибыли компании есть идеальный вариант.
Однако не всё так просто, если бизнес создается одним участником или второго партнера надо скрыть.
Отовсюду мы слышим: индивидуальный предприниматель отвечает за свое дело всем своим личным имуществом!
Понятное дело, что вляпаться можно по незнанию, но на что тогда бесчисленное количество Интернет-ресурсов, рассказывающих о том, как надо и как не надо вести свои дела практически во всех отраслях предпринимательского знания и во всех допустимых для МСП видах деятельности?
Да, статус ИП никак не дает защиты имущества.
Как минимум, в юрлице добраться до имущества физлица сложнее чисто организационно: сначала надо пощипать имущество ООО, а лишь потом, если не найдется у него что щипать, руки правосудия доберутся до имущества физлица-бенефициара, если к тому времени будет что с него брать.
Про то, что большие компании не очень любят работать с ИП мы не будем говорить, ибо объяснение этому абсурду я искренне не знаю где найти, но ограничение на занятие некоторыми видами деятельности говорит не в пользу выбора статуса ИП, хотя не существенную роль играет при выборе организационно-правовой формы ведения бизнеса.
Напомню, что ИП — это статус физлица, который не работает на кого-то, а зарабатывает на свою жизнь сам (хотя допускается и работать на дядю, и быть в статусе ИП).
Статья 24 ГК РФ прямо указывает на то, что физлицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. При этом участник ООО по обязательствам своего юрлица в соответствии со статьей 87 ГК РФ не отвечает и несёт риск убытков в пределах своей доли.
А если рассматривать деятельность ООО в контексте закона о банкротстве, то уже несколько лет владельцы и руководители компаний ходят под тенью этого закона в части субсидиарной ответственности, которая долгое время была лишь фразой в федеральном законе об ООО.
Думаю, на фоне пандемических каникул и новостей, приходящих с полей битвы с вирусом, многие заметили, что суммы административных штрафов в последнее время, мягко говоря, подросли.
Во многих случаях при наступлении административной ответственности ИП несут такую ответственность как физлица, а где-то ИП выделен в отдельную категорию нарушителей.
Примеров тому много, но вот один: за работу без кассы штраф для ИП не меньше 10 тыс., а для юрлиц уже минимальный порог будет 30 тыс. рублей.
Есть виды нарушений, когда размеры штрафов для ИП и ООО будут одинаковыми. Ярким примером такого равенства является нарушение законодательства о приеме на работу иностранца. Там для всех штраф будет до 800 тыс. рублей.
По уголовной ответственности интересное деление и его легко запомнить: на ИП распространяется статья 198 УК РФ, на юрлиц — 199, и суммы, с которых начинают уголовное преследование за неуплату налогов у этих двух статусов разные.
Еще отмечу, что наша любимая статистика говорит о том, что средний размер доначислений по выездным проверкам за 2019 год по юрлицам составил 40 млн. руб., а для ИП всего 4,6 млн. руб.
Выводы
Подводя итог, скажу еще вот что (это из личного опыта и опыта клиентов, друзей, партнеров):
Первое: в жизни людей бывают разные ситуации и если у вас как у ИП есть имущество, сотрудники, какие-то серьезные активы для ведения бизнеса, то в случае возникновения каких-то сложностей во взаимоотношениях с наследниками или супругами существование бизнеса будет поставлено под угрозу.
А в нынешних условиях оставлять своих близких людей без источника дохода это не самый лучший шаг, разве что вы это делаете осознанно.
Второе: если сегодня вы не планируете заводить никакие партнерские отношения, то завтра у вас что-то где-то зачешется, а в один миг переобуться в ООО может не получиться.
А там, кстати, с недавних пор законодателем был введен интересный институт защиты прав и интересов владельцев — корпоративный договор.
Как видите, выбор между ИП и ООО это не только про степень ответственности перед кредиторами и риски ответить за все, что вы делаете, своим имуществом.
И напоследок замечу, что в половине мозговых штурмов для стартеров, которые мне довелось провести за последние 3 года, мои гости уходили с противоположным первоначальному выводом о том, что выбирать в качестве организационно-правовой формы бизнеса.
У меня нет задачи убедить. Я лишь показываю все возможные подводные камни, которые на поверхности не видны. Выбор в любом случае за вами.
ФНС: когда нужно регистрировать ИП и как сэкономить на налогах
В России много спорных моментов по поводу предпринимательства. Часто эти споры превращаются в судебные разбирательства. По их итогам формируется судебная практика. Потом государство смотрит на эту практику и как-то ее комментирует. Это и произошло. Недавно ФНС выпустила большой обзор практики и высказала свое мнение по всяким спорным налогово-предпринимательским вопросам.
Распоряжение имуществом — это еще не бизнес
Проблема. Если вы сдаете в аренду квартиру, машину или бензопилу, это еще не значит, что вы предприниматель и обязаны регистрироваться. Но в какой-то момент налоговая может посчитать такую деятельность бизнесом и начислить налоги.
Если вам кто-то говорит, что при аренде квартиры нужно обязательно оформлять ИП, не спешите. Потом могут быть проблемы с вычетами, и потери окажутся больше экономии на налогах.
У предпринимательской деятельности есть конкретные признаки
Проблема. Бизнес — это не только когда вы оформили ИП или открыли ООО. Предпринимателем можно считаться и без соответствующей регистрации. Ориентироваться нужно на признаки, которые описаны в гражданском кодексе: они там не очень четкие, но налоговая будет искать именно их.
Что говорит ФНС. Чтобы деятельность считалась предпринимательской, нужно найти все признаки из статьи 2 ГК РФ.
Деятельность самостоятельная. Человек делает что-то сам. Или нанимает для этого людей, но тоже по своему решению и своей инициативе. Предприниматель ищет клиентов, закупает товары, вкладывается в рекламу, заключает договоры с поставщиками, берет кредиты.
Например, бухгалтер обслуживает десять клиентов по договору оказания услуг, оформляет документы на регистрацию фирм и лично консультирует по налогам за деньги. А вот если бухгалтер работает в одной компании по трудовому договору, а в другой — по совместительству, при этом в компании есть пять других бухгалтеров и главбух, который их контролирует, это уже не бизнес.
Ее осуществляют на свой риск. Ответственность перекладывать не на кого. Если предприниматель прогорит, то потеряет свои деньги. Если нарушит закон — сам будет возмещать ущерб и платить неустойку.
Например, водитель сделал сайт и ищет клиентов на трансфер в аэропорты. Если клиентов нет, он ничего не зарабатывает. Попадет в аварию — заплатит за ремонт из своего кармана. Когда клиент не платит или отказывается от поездки, это убыток самого водителя.
Доход поступает систематически. Это не разовая услуга или периодические заказы, а что-то постоянное. И эта деятельность помогает регулярно получать прибыль.
Например, кондитер печет по три торта в день в течение двух лет. Клиенты приходят из соцсетей, на кухне есть постоянный запас муки, масла и яиц для больших объемов выпечки. Это единственный доход, а торты приносят 30 тысяч рублей каждый месяц.
Другое дело, если девушка испекла торт по просьбе знакомых — ей заплатили за него 2000 рублей. Через полгода к ней обратились по рекомендации и она опять испекла торт — за 5000 рублей. У нее нет сайта, она не закупает продукты оптом и не дает рекламу в соцсетях. Это не систематическая деятельность.
Все три признака должны совпадать. Одной самостоятельной деятельности мало, она должна быть на свой риск и с систематической прибылью.
Налоговая учтет цель покупки имущества, его назначение и характеристики
Проблема. В нормативных актах нет других признаков предпринимательства, а те, что есть, описаны размыто. Но налоговая и суды установили свои критерии, по которым ищут бизнес и доначисляют налоги.
Что говорит ФНС. Вот какие признаки дополнительно будет искать налоговая, чтобы признать деятельность предпринимательством:
Если найдутся такие признаки, налоговая захочет, чтобы гражданин зарегистрировался как ИП, выбрал подходящий режим налогообложения, сдавал отчеты и платил налоги и взносы как предприниматель. Если он при этом будет на упрощенке, вычет при продаже имущества ему не дадут. А после проверки начислят налоги по общей системе, а не как на льготном режиме. Чем это грозит, расскажем дальше.
Примеры из судебной практики в пользу налоговой:
Если имущество раньше использовалось в бизнесе, при продаже могут не дать вычет
Проблема. Если сдавать недвижимость как ИП, это может быть даже выгодно: придется платить 6% налогов с арендной платы, а не 13%. Проблемы появятся, когда собственник решит продать эту недвижимость. Он захочет получить вычет, например в сумме расходов на покупку или в связи со сроком владения. Тогда НДФЛ с продажи можно уменьшить или вообще не платить.
Но тут приходит налоговая и говорит: «Вы сдавали эту недвижимость как ИП на УСН, имущественный вычет вам не положен». И доначисляет сотни тысяч рублей. Собственники приходят в ужас: недвижимость давно продана, деньги потрачены, а теперь нужно заплатить в бюджет 500 тысяч рублей или больше.
Что говорит ФНС. Вычет при продаже недвижимости можно применять, только если имущество не использовали для бизнеса. Это много раз подтверждал Конституционный суд:
Если купить нежилое помещение, пять лет сдавать его под магазин, а потом продать, придется заплатить налоги без учета имущественного вычета — например 6% со всей суммы продажи. Но ФНС будет учитывать и выводы Верховного суда в той истории, когда ИП честно подавал декларацию 3-НДФЛ и платил налог по ставке 13%. Ему попытались доначислить 6% с продажи, но суд не разрешил: сказал налоговой, что сами виноваты и надо было раньше предъявлять претензии. Мы рассказывали об этой истории: неплохой прием для тех, кто хочет воспользоваться вычетом при продаже.
Предпринимательскую деятельность должна доказывать налоговая, а не собственник.
Вычет с учетом минимального срока владения дадут даже на имущество, которое использовали в бизнесе. Но не на всё
Раньше. Одного только использования в предпринимательской деятельности хватало, чтобы отказать в вычете при продаже. Рисковали даже владельцы машин, сдававшие их в аренду для такси. И владельцы квартир, которые размещали там хостелы или сдавали их посуточно. Это уже предпринимательская деятельность, и при продаже имущества нельзя было уменьшить доходы на расходы или учесть минимальный срок владения.
С 2019 года. Вычет с учетом минимального срока владения можно применить, даже если недвижимость или машину использовали в бизнесе. Это касается таких видов имущества: