за что отвечает аэропорт
Как устроена работа аэропортов?
Работа аэропорта изнутри похожа на жизнь города-государства. Руководство определяет стратегическое направление, а небольшие зоны, как административные единицы, ведают повседневными делами. Их забота – связи с общественностью, человеческие ресурсы, финансовые и юридические обязанности. На страже порядка стоят полицейские, безопасности – пожарные. И целые команды берегут чистоту и обеспечивают провиант. «Гастроном» тоже есть. Разные элементы механизма складываются в потрясающе стройную систему, где все работает для того, чтоб поднять тебя с земли и вернуть обратно целым(-ой), невредимым(-ой) и довольным(-ой). Что делать в аэропорту, ты уже знаешь, теперь для особо любопытных рассказываем, как все устроено.
Рабочий день самолета
1. Приземление
2. Высадка пассажиров
3. Уборка мусора, опорожнение уборных
4. Разгрузка багажа
5. Разгрузка фрахта
6. Заправка самолета
7. транзитная проверка (проверка внешнего состояния и основных узлов самолета)
8. Загрузка фрахта
9. Загрузка багажа
10. Загрузка еды и напитков
11. Обеспечение водой
12. Посадка пассажиров
13. Вылет
Действия в любой точке аэропорта можно определить в одну из двух категорий:
1. Услуги для авиаперевозок. Это все, что происходит за гейтом – перед ангаром, на рулежной дорожке, взлетно-посадочной полосе или в отделе технического обслуживания, ремонта и эксплуатации. Каждый подобный сервис обслуживает работу самолета: Управление Воздушным Движением (ATC), радионавигация, освещение, буксировка, заправка, очищение от обледенения, операции с багажом и прочее.
2. Другие услуги (не для авиаперевозок). Действия «на земле»: управление пассажирами, парковка, duty-free, выдача багажа и т. д.
На какие зоны разделен аэропорт?
Аэродром и приаэродромная территория
Тут происходят взлеты, посадки, руления, стоянки и обслуживание воздушных судов. Составные части аэродрома – летное поле, взлетно-посадочная полоса, перрон, где происходит разгрузка самолета (в том числе и высадка пассажиров) и лоцируются кратковременные стоянки и разгрузка. И места стоянки – специальные участки для технического обслуживания и длительной стоянки воздушного судна. А приаэродромной территорией называется пространство, над которым в воздухе маневрируют самолеты.
Служебно-техническая территория (СТТ)
Здесь проходит обслуживание пассажиров, обработка грузов и почты, техобслуживание и топливообеспечение самолетов. Здесь же работает административный персонал.
На СТТ аэропорта размещены вспомогательные здания (склады, база аэродромной службы и др.) и отдельные сооружения УВД, Управления Воздушным Движением, – радионавигации, посадки, служб очистки и водозабора. Служебно-техническая территория заведует всем, что в аэропорте попадает в поле зрения обычного пассажира. Частично она функционирует как бизнес-центр, управляет местным общепитом, зонами отдыха и другими видами неавиационной деятельности, которая, однако, обеспечивает тебе комфортные перелеты.
Из чего состоит аэровокзал?
1. Зона до контроля (Pre-Security)
1. Входной контроль
Пункт факультативный. Входной контроль – самая непридирчивая проверка, с которой сталкиваешься в здании аэровокзала. Здесь располагаются первые багажные ленты и рентген-аппараты. Эта формальность обеспечивает безопасность на территории аэропорта.
2. Розничные магазины и рестораны
Забыл(-а) накупить сувениров? Не любишь обедать на борту самолета? Еще до прохождения контроля в здании аэровокзала можно потратиться и наесться. В небольших магазинах кроме памятных подарков и продуктов обычно продают некоторые мелочи, которые внезапно могут понадобиться во время прохождения контроля. Например, баночки для жидкостей объемом 100 мл (если вдруг везешь это в ручной клади).
3. Стойка регистрации и сдачи багажа
Зарегистрированные пассажиры распределяются системой по своим рейсам в списке, который составляется до конца чекина. Одновременно делится и багаж по соответствующим ярлыкам. Сейчас это все чаще происходит автоматически: онлайн-системы самостоятельно, исключая всякую ручную работу, отправляют багаж на нужный рейс в одно и то же время.
2. Зона после контроля (Post Security)
1. Зоны таможенного и пограничного контроля (для рейсов за границу)
Как и на наземных пограничных пунктах, для выезда за пределы государства нужно пройти паспортный контроль. Обычно окошки разделяются на «Для граждан страны N» (For N citizens) и «Для всех паспортов» (All passports, All nationalities). Процедура стандартная. В зоне таможенного контроля, если нужно, декларируешь свое имущество. Если необходимости для бюрократичных мук нет – проходишь через зеленый коридор (Nothing to declare). Если таможенная декларация нужна, направляйся по красному коридору (Goods to declare).
2. Зона предполетного досмотра (Security check)
После регистрации, сдачи багажа и, возможно, паспортного и таможенного контроля каждый пассажир осматривается вместе с ручной кладью. Любые отклонения от правил страны или просто язык тела могут потребовать тщательного изучения и вторичного скрининга. Обувь даже с небольшим каблуком меняй на бахилы, снимай часы, ремни и украшения и вытряхивай из карманов всю металлическую мелочь. Именно здесь у тебя могут конфисковать слишком большую банку песто или французский голубой сыр, который не вписывается в заданные параметры провоза. Каждый человек, проходящий предполетный досмотр, был занесен в список при регистрации. Этот документ, манифест, важен не только чтоб пассажиры не растерялись: он дает данные о коэффициенте загрузки и является важным элементом в следственной цепочке, если что-то пойдет не так.
3. Зона вылета: комната ожидания, лаундж, рестораны, duty-free
Между предполетным досмотром и вылетом тебя ждет встреча с залом ожидания. В зоне вылета созданы все условия, чтоб до начала путешествия (т.е. сигнала о начале посадки) или во время пересадки ты не успел(-а) предаться хандре. Пространство генерирует рай ретейлинга, каким только он мог бы быть: duty-free магазины, количество которых ограничивает разве что размер терминала, рестораны и лаундж-зоны. Когда начинается посадка, именно оттуда, от нужного гейта, тебя транспортируют в самолет – пешком, по рукаву или на автобусе.
4. Зона прилета: паспортный контроль, возврат багажа, таможенный контроль
Какие типы авиакомпаний бывают и какие обязанности у их представителей
Покупая билет на самолет в агентстве или в турфирме, люди слышат знакомые слова, однако их значения не всегда им известны. Продавец и покупатель разговаривают как бы на разных языках, не до конца понимая друг друга.
Эта статья восполнит пробелы в знаниях и расставит все точки над «i». Вы узнаете, в чем отличие авиалиний от авиакомпаний, какие бывают авиакомпании, что такое «лоу-кост» и по каким вопросам можно обращаться к представителям этих организаций.
Разбираемся в понятиях
С самого начала стоит определиться: что такое и чем отличаются «авиалинии» и «авиакомпании».
Авиалиния — это «воздушный коридор» определенной ширины, по которому летают самолеты и вертолеты. Полеты происходят по заранее определенным направлениям — маршрутам. Чтобы избежать происшествий, созданы специальные наземные службы, которые координируют действия пилотов, находящихся в воздухе: аэродромы, службы управления воздушным движением, радиомаяки, метеослужбы.
Существует два основных типа авиалиний:
Авиакомпания — это транспортная организация, которая перевозит людей и грузы. Авиакомпании действуют на основании лицензий, выданных государственными органами.
Справка. Несмотря на очевидные различия этих понятий, «авиалиния» и «авиакомпания» часто используются как синонимы в наименованиях компаний-авиаперевозчиков, например, «Уральские авиалинии».
Магистральные авиакомпании
В теории авиации используется много различных классификации авиакомпаний.
Например, для разграничения перевозчиков по дальности и направлениям полетов их условно делят на магистральные, региональные и местные.
Само словосочетание «магистральные перевозки» означает перемещение людей или транспортировку грузов на большие расстояния.
Магистральные авиакомпании выполняют международные и внутренние перевозки на расстояние более 3 000 км. К ним относятся трансатлантические, трансазиатские, панамериканские и другие межконтинентальные и межрегиональные авиаперевозки.
Перелеты могут быть дальнемагистральными (преодолевающими более 6 000 км) или среднемагистральными (покрывающими расстояния от 3 до 6 тыс. км).
Самолеты региональных (ближнемагистральных) авиакомпаний могут пролетать не более 3 000 км, как правило, внутри страны или через несколько стран. Примером могут служить перевозки между скандинавскими странами, внутриевропейские, внутриафриканские перевозки.
Местные перевозки совершаются внутри одного региона, как правило, небольшими компаниями на авиалиниях, протяженностью не более 1 000 км.
Бюджетные авиакомпании
В начале 90-х годов прошлого века была разработана новая бизнес-модель организации пассажирских перевозок — по максимально дешевым билетам, но без каких-либо излишеств. Компании, применившие такой подход, зарабатывают за счет продажи дополнительных услуг и низких затрат на обслуживание рейсов.
Система была названа «low cost — low fare» («низкие расходы — низкие тарифы»). В русском языке используют синонимы: лоукостер, дискаунтер, бюджетная авиакомпания.
Впервые систему «low-cost» опробовал американский авиаперевозчик «SouthwestAirlines» — сегодня один из самых крупных и успешных в мире.
Концепции бюджетных перевозок постоянно совершенствуются. Выделяются различные подходы к дискаунт-перевозкам:
Реестр авиакомпаний
Информация о пилотируемых гражданских воздушных судах и их собственниках вносится в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации. Необходимость этой процедуры определена Воздушным кодексом РФ.
После внесения записи в реестр воздушному судну присваивается государственный номер и выдается Свидетельство о регистрации. Только после получения свидетельства воздушное судно допускается к полетам.
Обязанность по ведению реестра возложена на Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация).
Представитель авиакомпании
При возникновении внештатных ситуаций пассажиры обращаются за помощью к представителям авиационных компаний. Но работа представителя заключается не только в решении проблем клиентов.
Итак, представительство авиакомпании — это подразделение, расположенное вне места ее нахождения. Функции представителя могут выполнять как юридические, так и физические лица на основании заключенных договоров.
Может пригодиться! Если авиакомпания не имеет постоянного представителя, его функции выполняет командир воздушного судна. Права и обязанности командира как представителя авиакомпании определяются в руководстве по производству полетов авиакомпании.
Представитель авиакомпании — относительно новая профессия в российской авиации. Она появилась в 90-х годах двадцатого столетия с развитием коммерческих взаимоотношений между авиакомпаниями и сопутствующими структурами.
Обязанностей у представителя авиакомпании намного больше, чем представляет себе рядовой пассажир.
Главные задачи — организация встречи, отправки людей в аэропорту, информирование пассажиров об условиях перевозок самолетами компании. Действия представителей авиакомпаний подчинены специальным Правилам обслуживания пассажиров при нестандартных ситуациях.
Согласно должностным инструкциям, представитель занимается:
Также командир воздушного судна и представитель авиакомпании имеют право принимать меры для предотвращения нарушений и передавать нарушителя сотрудникам правоохранительных органов.
В каких случаях нужно обращаться к представителю авиакомпании
Иногда в аэропорту или во время полета возникают непредвиденные ситуации: задержка рейса, опоздание на пересадку и тому подобное. Во всех подобных случаях стоит обращаться к представителям авиакомпаний — они помогут получить компенсации, положенные по закону.
Задержка рейса
В случае задержки рейса права всех пассажиров одинаковы. Совершенно не важно, какой рейс: чартерный или регулярный, выполняется национальным перевозчиком или компанией-лоукостером.
Все права регулируются законами о защите прав потребителей и отраслевыми правовыми актами: Федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс — в России, регламент EC № 261/2004 — в Европе. На международных рейсах действуют Варшавская и Монреальская конвенции.
Согласно приказу Минтранса России от 28.06.2007 № 82 об общих правилах воздушных перевозок, при задержке рейса пассажиры имеют право получить от авиакомпании:
Пассажирам с детьми до 7 лет перевозчик должен обеспечить возможность пребывания в комнате матери и ребенка.
Кроме того, при переносе рейса можно получить компенсацию:
Компенсацию выплачивают, если рейс задержан по вине авиакомпании: по причине поломки или позднего прибытия самолета. Если вылет был задержан из-за нелетной погоды, компенсация не полагается.
При задержке рейса представитель авиакомпании обязан:
Все эти возможности пассажирам регулярных и чартерных рейсов должна предоставить авиакомпания, даже в том случае, если чартерный рейс полностью выкуплен туроператором. На туроператора не перекладывается ответственность за обслуживание пассажиров в аэропорту и на борту самолета.
Опоздание на стыковочный рейс
Эта неприятность может возникнуть по разным причинам: задержка предыдущего рейса или опоздание по собственной вине — не рассчитали время переезда из одного аэропорта в другой или просто увлеклись покупками.
Начнем с опоздания на следующий рейс по своей вине. В этой ситуации никто никому ничего не должен. Однако можно позвонить представителю авиакомпании и попытаться вежливо договориться о замене билета. В редких случаях представители идут навстречу и могут пересадить опоздавшего на другой борт. Все зависит от умения вести переговоры.
Если у опоздания была документально подтвержденная причина (несчастный случай, получение неотложной медицинской помощи), представитель должен помочь перебронировать посадочный талон на ближайший свободный рейс.
Теперь рассмотрим опоздание на стыковочный рейс по вине авиакомпании:
Заключение
В пути могут возникнуть разные непредвиденные ситуации. Искать выход из них можно по-разному: одни скандалят, другие пытаются договориться по-хорошему, третьи знают свои права и ссылаются на нормы права. В большинстве случаев получить информацию или решить вопрос можно только с представителем авиакомпании.
Его обязанность — сделать полет клиента максимально комфортным и по возможности беспроблемным. К большому сожалению, не все представители хорошо справляются со своей работой. Но тут ничего не поделаешь — человеческий фактор.
Город в городе: как устроен пассажирский аэропорт
Площадь аэропорта Король Фахд в Саудовской Аравии – 780 км². Это в 7 раз больше площади Парижа – 80 кварталов французской столицы умещаются на 105 км². И на 25 км² больше площади Гамбурга (755 км²).
Аэропорты можно сравнить с городами не только по площади. Во многих отношениях современный воздушный порт организован как город. Там тоже есть администрация, бюджет, службы, которые следят за безопасностью и порядком. Рассмотрим устройство аэропорта чуть подробнее.
От чего зависит устройство аэропорта
От его размера. Большинство из нас под аэропортом подразумевают огромный комплекс с ангарами, терминалами, командно-диспетчерскими пунктами и взлетно-посадочными полосами с рабочим режимом 24/7. Но не все аэропорты отвечают этим стандартам.
Маленькие аэропорты
Аэропортом называют и куцую полоску асфальта среди травы и грязи, которую используют не больше двух-трех часов в день. Эти взлетно-посадочные полосы часто служат только одному или двум пилотам. Такие аэропорты могут не иметь никаких других структур, кроме взлетно-посадочной полосы (ВПП).
Региональные аэропорты
Организуют перелеты по одной стране, без международных рейсов. Часто региональные аэропорты обслуживают не только гражданскую авиацию, но и военную.
В региональных аэропортах инфраструктура более развитая. Она включает ангары, радиовышки, средства для обучения пилотов, системы наблюдения за погодой. Такие объекты иногда располагают комнатами отдыха для пилотов, торговыми площадками, конференц-залами, топливохранилищем.
Полный перечень объектов зависит от трафика и назначения аэропорта.
В ангарах региональных аэропортов обычно размещаются самолеты с вместимостью до 200 человек.
Международные аэропорты
Организуют региональные и международные рейсы. Инфраструктура международных аэропортов дополняется магазинами беспошлинной торговли, станциями техобслуживания, транспортной системой внутри терминалов, зонами таможенного контроля.
Взлетно-посадочные полосы и ангары таких аэропортов обслуживают самолеты разной вместимости. От частных — менее 50 человек на борту, до Airbus A380 — 853 пассажиров.
Взлетно-посадочная полоса
В региональных аэропортах может быть всего одна взлетно-посадочная полоса. В международных — от двух до семи. Длина ВПП зависит от веса самолетов. Например, для взлета Boeing 747 или Airbus A380 требуется ВПП длиной 3300 м. А для взлета воздушных судов вместимостью до 20 пассажиров достаточно 914 м.
Рулежные дорожки
Помимо взлетно-посадочных полос аэропорт оборудован рулежными дорожками. Они связывают между собой все строения аэропорта: терминалы, ангары, стоянки, станции техобслуживания. Их используют для перемещения самолетов на взлетно-посадочную полосу или к месту стоянки.
Светосигнальная система
Во всех международных аэропортах одинаковая схема освещения. С помощью сигнальных огней пилоты могут отличать взлетно-посадочные полосы от шоссе ночью или в условиях низкой видимости. Маячковые огни, которые мигают зеленым и белым цветом, указывают на гражданский аэропорт. Зеленые огни отмечают порог или начало взлетно-посадочной полосы. Красные огни сигнализируют о конце полосы. Белые или желтые огни определяют края ВПП. Синие огни отличают рулежные дорожки от взлетно-посадочных полос.
Как устроен аэропорт: терминалы
В терминалах располагаются представительства авиакомпаний и службы, которые отвечают за организацию пассажирских перевозок, безопасность, багаж, пограничный, иммиграционный и таможенный контроль. Здесь же работают рестораны и магазины.
Количество терминалов и общая площадь аэровокзальной зоны зависят от трафика аэропорта.
Терминальный комплекс в аэропорту Хартсфилд-Джексон в американской Атланте занимает 230 000 м². В него входят внутренний и международный терминалы, 207 ворот к посадке/высадке пассажиров, семь конференц-залов, 90 магазинов и 56 пунктов обслуживания, где пассажиры получают необходимые услуги — от полировки ботинок до подключения к интернету.
Обычно авиакомпании арендуют в аэропорту гейты. Но иногда они строят отдельные терминалы. Как, например, авиакомпания Emirates в Международном аэропорту Дубай. Помимо залов ожидания и выходов к самолетам, терминал Emirates предлагает 11 000 м2 торговых площадей, три спа-центра, два сада Дзен.
Бортовое питание
Еду для пассажиров самолетов готовят за пределами аэропорта. Ее доставляют на грузовике и загружают на борт. Ежедневно в один крупный аэропорт кейтеры поставляют тысячи обедов. Например, три поставщика питания каждый день обеспечивают аэропорт Гонконга 158 000 обедов.
Система топливного обеспечения
Во время рейса из лондонского Хитроу до малазийского Куала-Лумпур Джамбо Джет расходует около 127 000 литров топлива. Поэтому оживленные международные аэропорты продают миллионы топлива каждый день. В некоторых аэропортах для транспортировки топлива из хранилища до самолета используют автоцистерны. В других топливо перекачивают через подземные трубы непосредственно к терминалам.
Система безопасности
Пассажиры внутренних рейсов проходят паспортный контроль и контроль безопасности. Пассажиры международных рейсов проходят таможенный контроль, контроль безопасности и паспортный контроль.
Аэропорты ищут запрещенные предметы с помощью комбинаций программного обеспечения и технологий скрининга— компьютерной томографии, рентгеновских аппаратов и систем обнаружения взрывных следов. При необходимости пассажиров подвергают личному досмотру или сканированию всего тела.
Крупные аэропорты дополняют систему безопасности службами пожарной охраны и станциями скорой медпомощи.
Как устроен наземный транспорт в аэропорту
Система наземного транспорта обеспечивает прибытие пассажиров в аэропорт и транспортировку из воздушного порта в город.
Обычно система наземного транспорта включает:
Большие аэропорты оборудованы внутренней трансферной системой. Она включает в себя траволаторы, мини-автомобили, автоматические поезда или автобусы.
Внутренняя трансферная система помогает пассажирам быстрее попадать из одного терминала в другой или к воротам терминала.
Бюджет
Аэропорты — это огромные предприятия. Аэропорт Денвера в США стоит около 5 миллиардов долларов. Расходы на его обслуживание составляют 160 миллионов долларов в год. В то же время ежегодный доход государства от аэропорта — 22,3 миллиарда долларов.
Аэропорты, как правило, владеют всеми объектами на своей территории. Они сдают их в аренду авиакомпаниям, розничным магазинам, поставщикам услуг. Еще несколько статей доходов воздушных портов занимают сборы и налоги на авиабилеты и услуги — топливо, паркинг. Большинство аэропортов являются самообеспечивающимися предприятиями.
Персонал
Около 90 процентов сотрудников аэропортов работают на частные компании: авиакомпании, подрядчики, арендаторы. Остальные 10 процентов работают на аэропорт: администраторы, обслуживающий персонал, служба безопасности.