за что осудили серебренникова
Что стоит за арестом Кирилла Серебренникова?
Изображая репрессии
На прошлой неделе по обвинению в нецелевом расходовании финансовых средств был задержан и помещён под домашний арест режиссёр Кирилл Серебренников. Ареста деятеля культуры такого уровня в постсоветской России ещё не случалось. Лауреат премии Каннского кинофестиваля, Гран-при Римского кинофестиваля, номинант Гран-при Венецианского кинофестиваля – это лишь малая часть заслуженных наград художественного руководителя «Гоголь-центра» Серебренникова. Общественность не верит в виновность режиссёра, считая дело политически мотивированным. В чём же заключается подоплёка этого театрально-криминального скандала?
Алексей МАКАРКИН, первый вице-президент Центра политических технологий
– С приближением президентских выборов в России обостряются дискуссии о том, какова должна быть политика в культурной сфере. Они далеко выходят за корпоративные рамки, так как связаны не только с отраслевой тематикой, но и с путями развития страны. Это следствие событий 2014 года, когда присоединение Крыма и консервативная волна создали у наиболее антизападно настроенной части общества завышенные ожидания. Но новых территориальных приращений не последовало, проект «Новороссия» заглох. Не произошло и смены элиты, для которой включённость в глобальный мир является существенной ценностью. В связи с этим перенос премьеры «Нуреева» в Большом театре выглядит попыткой компенсации. Во-первых, в балете ярко выражена тема сексуальных меньшинств, во-вторых, его постановщиком является Кирилл Серебренников, критикующий политику российской власти. Кстати, сторонниками скорейшего выхода «Нуреева» на сцену стали некоторые из членов попечительского совета театра – в том числе Александр Жуков, Ольга Голодец, Роман Абрамович, Виктор Вексельберг, Андрей Костин, Алексей Мордашов.
Культурный выбор нельзя отделять от политического – сторонники модернистского «мейнстрима», как правило, заинтересованы в нормализации отношений с Западом, тогда как приверженцы традиционализма занимают антизападную позицию.
Дело против Серебренникова возбуждено по ч. 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере), которая предполагает до 10 лет лишения свободы. Ещё в конце мая в театре и в квартире Серебренникова прошли обыски. Вскоре по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере были арестованы генеральный директор созданной при театре «Седьмой студии» Юрий Итин и главный бухгалтер Нина Масляева. Первого отправили под домашний арест, вторую – в СИЗО. Ещё через месяц был арестован бывший генеральный продюсер «Седьмой студии» и бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский.
Правозащитники и либеральные политики бурно осудили арест Серебренникова. Творческая интеллигенция более резка в своих определениях, говоря о покушении на свободу творчества и о расправе с инакомыслящим, свободомыслящим мастером. Известный режиссёр Павел Бардин назвал происходящее «очередной победой насилия над культурой». Другой маститый режиссёр – Павел Лунгин – отметил: «Нет никакой необходимости в аресте. Кирилл никуда не уезжает, он работает и ходит на все допросы, пишет объяснения. Мне кажется, что это какая-то мстительная жестокость».
В то же время другая часть внесистемной оппозиции не поддерживает волну возмущения, отворачиваясь от Серебренникова. Ему ставится в вину, например, то, что он отказался подписать письмо в защиту осуждённого на 20 лет лишения свободы режиссёра Олега Сенцова, которого обвинили в подготовке терактов в Крыму. То письмо, которое подписали многие знаменитые режиссёры и актёры – Анджей Вайда, Вим Вендерс, Кшиштоф Занусси, Аки Каурисмяки, Джонни Депп и другие. Да и вообще Серебренникову, мол, было позволено больше, чем другим, именно за то, что он не был оппозиционером, а сотрудничал с властью. Так что же стало причиной репрессий по отношению к знаменитому режиссёру?
В городах Каталонии развернулись акции протеста после ареста рэпера Пабло Аселя. Ранее его приговорили к девяти месяцам заключения из-за содержания текстов его песен.
Никакой подоплёки нет, это чисто криминальная история
По версии следствия, руководство «Гоголь-центра» производило «обналичивание денежных средств», выделенных на театральный проект «Платформа». Сумма ущерба по уголовному делу составила 68 млн рублей. Подробные показания по этому поводу дала бухгалтер Масляева, сразу же согласившаяся дать следствию нужные показания. Масляева заявила, что по распоряжению руководства «вносила ложные данные в финансовые отчётности». По мнению правоохранительных органов, договоры «Седьмой студии» на закупку бумаги, подарочных наборов, алкоголя были липовыми, а в фиктивном документообороте было замешано 160 фирм-«помоек». Тендеры же, дескать, на подрядные работы для театра общей суммой почти в 5 млн рублей выигрывали компании, учредителем которых являлся сам Серебренников.
В то же время даже сами следователи признают, что все эти деньги не были присвоены режиссёром для личных нужд. Ему вменяют лишь нецелевое расходование средств. Дело в том, что деньги из Министерства культуры, выделяемые на тот или иной проект, остаются на счету в казначействе и могут быть потрачены только (!) по окончании работ. А нужны они, как правило, ещё до этого – в процессе подготовки. Вот и приходится получать их обходным путём, создавая фирмы-однодневки для обналичивания их фиктивными актами работ. Знающие люди подтвердят, что многие театры, да и вообще бизнес-структуры, вынуждены поступать именно так. Но закон, как говорится, есть закон.
Серебренников поплатился за политическую и творческую смелость
Кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин считает: «Доказательства неубедительны, дело выглядит абсолютно сфабрикованным. Речь идёт, конечно, о репрессивных мерах, о запугивании. Не случайно арестован – и таким жестоким образом – именно тот человек, который был крайне независим, который отказывался от самого распространённого в России вида цензуры – самоцензуры».
«Гоголь-центр» является одной из самых остросоциальных, острополитических театральных площадок в столице. Например, там несколько сезонов подряд шла пьеса «(М)ученик». Поставленный по ней Серебренниковым и с тем же набором актёров недавний фильм «Ученик» – антиклерикальный и антитоталитарный, обличающий ханжество и трусость в обществе – заслуженно получил приз на Каннском кинофестивале. Кроме того, уже несколько лет в МХТ идёт спектакль «Лес» в осовремененной постановке Серебренникова – политически смелый и открыто бросающий обвинения в адрес российской власти. Спектакль, где главный герой своим стилем, дикцией и жестами напоминает президента. А недавний скандал с балетом «Нуреев», премьера которого была отменена по прямому распоряжению министра культуры Владимира Мединского из-за «гей-пропаганды»? Поводов «закрыть» Серебренникова явно хватает.
Серебренников стал жертвой войны кремлёвских кланов
В 2011 году Серебренников поставил в МХТ пьесу «Околоноля», обличающую российский политический мир – беспринципный и продажный. Автором пьесы значился некий Натан Дубовицкий, однако в творческой и политической тусовке уверенно называли имя настоящего автора – Владислава Суркова, тогдашнего замглавы президентской администрации. Сурков, по некоторым данным, мог опекать эпатажного и мятежного режиссёра. Видимо, поэтому Серебренников отказался подписать публичное письмо в защиту Сенцова, хотя в социальных сетях, как и многие его коллеги, высказался против его ареста. Возможно, не хотел терять политическую «крышу», ведь Сурков был одним из авторов присоединения Крыма к России.
Эта «крыша» в лице Суркова давала Серебренникову возможность творить с той степенью политической остроты, что не могут себе позволить другие российские театральные режиссёры. Но именно эта «крыша» и стала, возможно, причиной нынешнего ареста. Атака на клан Суркова, то есть на «системных либералов», со стороны «консерваторов-силовиков» продолжается. А мораль сей басни в отношении режиссёра такова: нельзя заигрывать с властью – близость к ней опаляет крылья.
Серебренников получил условный срок. Что важно знать о его деле
Мещанский суд Москвы приговорил худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова и других фигурантов дела к условному сроку в три года и штрафу в 800 тыс. руб. по делу АНО «Седьмая студия». Такое решение приняла судья Олеся Менделеева, передает корреспондент РБК.
Бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский получил два года условно и штраф в 200 тыс. руб., экс-гендиректор организации Юрий Итин — три года условно и штраф в 200 тыс. руб., директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) и бывшая глава департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры Софья Апфельбаум — получила штраф в 100 тыс. руб., но суд освободил от его уплаты из-за истечения давности.
Суд признал фигурантов дела виновными в хищении 129 млн руб. из госсубсидии и удовлетворил гражданский иск Минкультуры к Малобродскому, Итину и Серебренникову на 129 млн руб. К Апфельбаум иск был оставлен без удовлетворения. В рамках иска берлинскую квартиру Серебренникова и машину Toyota, автомобиль Малобродского Skoda, имущество Итина, включая принадлежащие его теще украшения Tiffany, суд оставил под арестом до удовлетворения имущественных взысканий.
Также суд запретил Итину и Малобродскому три года занимать административно-хозяйственные должности в государственных учреждениях культуры. На Серебренникова запрет не распространяется, следует из решения суда.
Суд переквалифицировал обвинение Софье Апфельбаум по ч. 1 ст. 293 Уголовного кодекса (халатность), которая предусматривает наказание на срок до трех месяцев. Это преступление небольшой тяжести, срок давности по которому, согласно ст. 78 УК, не превышает двух лет и уже истек. Ранее Апфельбаум обвиняли по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере), которое предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы. Апфельбаум «имела реальную возможность должным образом исполнить свои обязанности, обладала высоким уровнем профессиональной подготовки и большим опытом, но отнеслась к своей задаче небрежно, что повлекло ущерб для госбюджета», констатировала судья во время оглашения приговора. Переквалификацию обвинения Апфельбаум судья обосновала отсутствием доказательств умысла и участия в преступной группе.
Деньги, как говорится в приговоре, начали расхищаться руководителями «Седьмой студии» сразу после того, как они получили субсидию. Как полагает суд, это подтверждает, что они составляли преступную группу, созданную именно в этих целях.
Судья во время оглашения мотивировочной части решения заявила, что находит доказательства гособвинения убедительными. По ее словам, они полностью подтверждают как вину Серебренникова, Малобродского и Итина в мошенничестве, так и Апфельбаум в халатности. Никаких существенных процессуальных нарушений следствие и гособвинение не допустили. Экспертиза, на которой основано обвинение, заслуживает доверия, выполнена квалифицированными специалистами, сомневаться в ее качестве оснований нет, заявила судья. «Суд не усматривает предвзятости со стороны правоохранительных органов», — сказала она.
Экспертизу, которая была сделана на первом процессе «Седьмой студии», результат которой был благоприятен для обвиняемых, судья объявляет недопустимым доказательством. Так, ее авторы Марина Андрейкина и Видмантас Силюнас «высказывали заинтересованность в определенном исходе дела», говорится в тексте приговора. В частности, специалист по экономике культуры Андрейкина выступала в защиту Серебренникова в своих публикациях, огласила судья решение.
В то же время все фигуранты дела характеризуются исключительно с положительной стороны, ранее не судимы, сказала судья. Все это суд считает смягчающим обстоятельством.
С чего все начиналось
В течение следующих трех лет «Седьмая студия» получила из бюджета (по госконтракту и в качестве субсидии) около 216 млн руб. и провела, по данным Серебренникова, более 340 мероприятий. По мнению экс-министра культуры Александра Авдеева, общая сумма господдержки была сравнима с бюджетом одного спектакля Большого театра.
На чем строилось обвинение
Обвинение в его итоговой версии строится прежде всего на показаниях Нины Масляевой — ранее судимой экс-главбуха «Седьмой студии». Она утверждала, что руководители «Седьмой студии» завышали финансовый план, обналичивали госсубсидию через подставные фирмы, а наличными пользовались в том числе нецелевым образом. Апфельбаум же со стороны Минкультуры попустительствовала этому.
Помимо Масляевой, обвинительные показания на процессе давали мелкие предприниматели, привлеченные в качестве обнальщиков за 8–12%, а также сотрудники бухгалтерии и кадров «Седьмой студии». При этом одна из них в суде заявила, что дала показания под давлением следователя СКР Александра Лаврова. От своих показаний, связанных с ролью Апфельбаум в деле, в суде отреклись и три сотрудницы Минкультуры из числа свидетелей обвинения. Показания свидетелей обвинения судья во время оглашения решения 26 июня нашла логичными, последовательными, согласующимися между собой. Она подчеркнула, что свидетели давали их «без какого-либо принуждения», а заявления сотрудниц Минкультуры о давлении следователя во время допроса суд объявил голословными, указав, что они были введены в заблуждение и обмануты обвиняемыми.
Другими доказательствами вины Серебренникова и его коллег гособвинитель Михаил Резниченко назвал данные финансовой экспертизы, проведенной по настоянию представителя прокуратуры (взамен исследования, результаты которого были в пользу обвиняемых). Прокурор аргументировал вину фигурантов дела и плохим состоянием отчетности «Седьмой студии», большая часть которой была уничтожена.
Детали дела «Седьмой студии»
Рояль за 5 млн руб. — его приобретение для спектакля было, по версии обвинения, примером неоправданных расходов бюджетных денег. Сейчас инструмент арестован.
«Сон в летнюю ночь» — спектакль «Платформы», который, по одной из первоначальных версий следствия, был заявлен в смете, но не поставлен. В интернете много публикаций, подтверждающих, что спектакль существовал на самом деле. Однако, как выразился в суде представитель прокуратуры, «сама по себе газетная заметка не подтверждает, что мероприятие проводилось». После передачи дела из московского СК в центральный аппарат следствие ушло от версии о фальсификации спектакля.
Медицинский центр «Намасте» был основан Масляевой в период работы в «Седьмой студии» совместно с одним из обнальщиков, Валерием Педченко и, по ее признанию, давно прогорел. Защита обвиняемых намекала, что он мог существовать на средства, выведенные Масляевой из «Седьмой студии». Другому фиктивному контрагенту «Седьмой студии», Валерию Синельникову, Масляева одолжила 1 млн руб. на покупку машины.
Инфаркт Малобродского случился во время заседания суда, на котором рассматривалось повторное ходатайство следователя Лаврова о переводе Малобродского из СИЗО под домашний арест. Суд оставил его под стражей; обвиняемый почувствовал себя плохо и был госпитализирован. Через несколько дней следователь своим собственным постановлением освободил Малобродского под подписку о невыезде, для этого обращения в суд не требовалось.
Исправленный протокол допроса свидетеля обвинения Ларисы Войкиной. Адвокаты обнаружили в деле две разные версии этого документа, причем итоговая содержала более уверенные указания на виновность руководства «Седьмой студии». Впоследствии СКР списал это на ошибку.
Генеральское звание было присвоено следователю СКР Александру Лаврову в конце прошлого года, вскоре после того, как дело «Седьмой студии» повторно дошло до суда.
Что говорила защита
Госфинансы «Седьмой студии» действительно проводились через обнальные схемы, а черная бухгалтерия была уничтожена, указывали обвиняемые. Но о хищениях речи не было, указывали они. «Я не хочу никого убедить, что обналичивание денежных средств — это хорошо. Но для меня нет сомнений, что все обналиченные деньги строго учитывались в кассе «Седьмой студии» и выдавались строго на проекты», — говорил Серебренников до начала судебного процесса.
На скамье подсудимых не было людей, ответственных за серые схемы и беспорядок в отчетности, настаивала защита. Так, Серебренников пояснял, что отвечал только за художественную, а не за финансовую часть работы «Седьмой студии». А Малобродский проработал в организации совсем недолго и уволился, по его словам, до того, как в «Седьмой студии» появились наличные сомнительного происхождения.
Ответственной за нарушения подсудимые называли Масляеву, которую в свое время руководство «Седьмой студии» уличило в хищении нескольких миллионов рублей и уволило. Плохое состояние бухгалтерии, которое привело к уничтожению большей части бумаг, было также результатом работы Масляевой, подчеркивали обвиняемые.
Во время оглашения приговора 26 июня судья указала, что во время процесса также были допрошены свидетели защиты, давшие Серебренникову и его коллегам положительные характеристики. Это в том числе композитор Александр Маноцков, актеры Игорь Костолевский, Виктория Исакова и Никита Кукушкин, кинокритик Марина Давыдова. Но никаких сведений, проливающих свет на существо дела, они не сообщили, сказала судья.
Как дело чуть не развалилось
Судебный процесс, который завершился в пятницу, — второй в деле: первый кончился возвратом дела в прокуратуру для устранения грубых нарушений. Такое решение в сентябре 2019 года приняла судья Ирина Аккуратова. Это произошло после того, как назначенная судом комплексная экспертиза пришла к выводу, что проект, подобный «Платформе», требовал гораздо больших затрат, нежели госсубсидия в 216 млн руб. По мнению защиты, это сводило на нет подозрения в хищениях.
Возвращая дело, Аккуратова указывала, что в обвинительном заключении слишком мало конкретики: неясно, «в чем выразились противоправные действия обвиняемых», какие именно мероприятия не были проведены, какие финансовые документы не соответствовали действительности. К тому же заявленная сумма хищений расходилась с суммой отдельных якобы преступных операций. Такие формулировки, скорее всего, указывают на то, что повторно дело до суда не дойдет и можно говорить о его «тихих похоронах», рассуждали тогда опрошенные РБК эксперты.
Однако спустя два месяца дело дошло до суда снова. По настоянию гособвинителя судья Олеся Менделеева назначила новую экспертизу, выводы которой оказались менее благосклонными к обвиняемым.
В чем проблема с господдержкой культуры
Дело «Седьмой студии» высветило несовершенство порядка госфинансирования в сфере культуры, из-за которого получатели субсидий во многих случаях вынуждены совершать нарушения. Так, Союз театральных деятелей России заявлял, что система финансирования театральных проектов создает «непреодолимые препятствия» для творчества: театры вынуждены составлять планы-графики на годы вперед, что противоречит здравому смыслу.
Во многих случаях финансирование, согласно закону, выделяется постфактум, в порядке компенсации за уже выполненные работы (так было и в случае «Седьмой студии»). Это побуждает менеджеров культурных организаций составлять фиктивные отчеты о еще не выполненных работах, чтобы получить деньги на решение реальных задач, рассуждали собеседники РБК. Кроме того, специфика театра такова: «чтобы купить реквизит на блошином рынке, нужна наличка», говорил РБК адвокат Итина Юрий Лысенко.
«Законодательство устроено психологически так, что оно предполагает, что любой работник и руководитель — это преступник, казнокрад, коррупционер. Мы должны ежедневно доказывать обратное, и это мешает нам оставаться художниками», — говорил РБК один из театральных руководителей.
Бывший министр культуры Владимир Мединский, при котором начиналось дело «Седьмой студии», с таким мнением согласен не был и настаивал, что порядок госфинансирования искусства из-за случая с Серебренниковым менять не стоит.
«Другие бы за это получили 5–7 лет махом»: почему отпустили Кирилла Серебренникова?
Сегодня Мещанский районный суд вынес условные сроки Кириллу Серебренникову и его партнерам по театральному делу за хищение 129 млн рублей. Неожиданно мягкий приговор вызвал ликование либеральной общественности — у зала суда режиссера встречали сотни людей. О том, что думают о решении суда коллеги Серебренникова из Татарстана, — в материале «БИЗНЕС Online».
По решению судьи Олеси Менделеевой, режиссеру Кириллу Серебренникову назначено лишение свободы сроком 3 года условно
условный ПРИГОВОР и штраф
Сегодня Мещанский районный суд Москвы объявил приговор по делу «Седьмой студии». По решению судьи Олеси Менделеевой, режиссеру Кириллу Серебренникову назначено лишение свободы сроком 3 года условно. Столько же получил бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин, к 2 годам условного наказания приговорили бывшего генерального продюсера студии Алексея Малобродского.
Экс-сотруднице Минкульта Софье Апфельбаум назначено наказание в виде штрафа в 100 тыс. рублей. По решению суда ее освободили от наказания в связи с истечением срока давности. Серебренникову, Итину и Малобродскому запрещено занимать должности в госучреждениях культуры в течение 3 лет.
Менделеева также постановила иск минкульта к подсудимым удовлетворить, взыскать солидарно с Серебренникова, Итина и Малобродского 128,9 млн рублей. Апфельбаум решено освободить от уплаты иска.
Адвокаты объявили о намерении обжаловать приговор.
Поддержать подсудимых к зданию пришли несколько сотен человек
«На наших глазах совершается история одной ужасной мерзости»
Поддержать подсудимых к зданию пришли несколько сотен человек. При этом далеко не все из собравшихся были в масках и перчатках. Среди группы поддержки были замечены актрисы Юлия Ауг и Виктория Исакова, журналист Михаил Зыгарь, музыкант Роман Билык, исполнивший роль Майка Науменко в фильме Серебренникова «Лето». Среди деятелей культуры стало хорошим тоном не только прийти поддержать режиссера, но и призвать к этому своих поклонников. Так, репер Oxxxymiron пригласил 2 млн своих подписчиков в «Инстаграме» прийти на приговор Серебренникову и попросил их быть «полностью защищенными», чтобы не заразиться коронавирусом. Сам музыкант пришел к зданию суда в красных очках, маске и перчатках. Литературный критик и поэт Дмитрий Быков последовал его примеру. «На наших глазах совершается не история театра, даже не история России, а просто история одной ужасной мерзости. И надо понять, можем ли мы ей противостоять или нет, можем ли мы вообще хоть чему-то противостоять», — убеждал рэпер своих подписчиков прийти поддержать подсудимого режиссера.
Серебренников пришел в суд без вещей. Толпа встретила его бурными аплодисментами. В зале суда под щелчки фотокамер он заявил, что рассчитывает на оправдательный приговор. В зал помимо родственников подсудимых пропустили актрису Юлию Пересильд и актера Анатолия Белого.
Репер Oxxxymiron пригласил 2 млн своих подписчиков в «Инстаграме» прийти на приговор Серебренникову и попросил их быть «полностью защищенными», чтобы не заразиться коронавирусом
Приговор Менделеева начала зачитывать в 11:00. Места для слушателей в зале были размечены на скамейках: там, где сидеть запрещено, стоял крест из скотча — так обозначалась социальная дистанция. Надежды Серебренникова на оправдание не подтвердились — судья объявил обвинительный приговор.
Во время чтения приговора в СМИ появились комментарии пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. «Безусловно, дело Серебренникова является поводом тщательно проанализировать то, как осуществляется расходование государственных средств в учреждениях культуры, чтобы сократить возможную коррупциогенность. Это функция министерства культуры», — заявил он.
Глава министерства культуры РФ Ольга Любимова заявила, что в деле «Седьмой студии» ведомство — потерпевшая сторона. «Безусловно, мы в курсе того, как проходил судебный процесс, конечно, видим и широкий общественный резонанс, — цитирует министра ИА „Интерфакс“. — Нет никакого смысла делать популистские заявления и подменять собой вышестоящую судебную инстанцию, давая оценку законности приговора суда». Любимова заключила: «[Минкультуры совместно с культурным сообществом теперь] прорабатывает системные меры, которые должны исключить подобного рода трагические сюжеты, когда художник и творец соприкасается с деньгами, сметами, чтобы подобные ситуации не воспроизводились в нашей сфере культуры в дальнейшем».
Дмитрий Быков: «На наших глазах совершается не история театра, даже не история России, а просто история одной ужасной мерзости»
«ТЕАТРАЛЬНОЕ» ДЕЛО на 129 миллионов
Так называемое дело «Седьмой студии» о многомиллионных хищениях бюджетных средств было возбуждено еще в 2015 году, но широкую огласку оно получило только в 2017 году. Согласно фабуле дела, в период между 2011 и 2014 годами министерство культуры России выделяло около 216 млн рублей на развитие современного искусства. Для реализации поставленной задачи Серебренников организовал проект под названием «Платформа», призванный объединить в себе музыку, медиа, танец и театр. Проект реализовала созданная в 2012 году АНО «Седьмая студия», в которую вошли студенты школы-студии МХАТ, продюсеры Малобродский, Итин и Екатерина Воронова, бухгалтерией занималась Нина Масляева.
В начале 2017 году представитель минкультуры заявил, что из выделенных бюджетных двух сотен миллионов рублей на «Платформу» израсходовали только 16 миллионов, хотя несколько лет Серебренников ставил спектакли на разных площадках, сначала в театре «Винзавод», потом в своем «Гоголь-центре». После заявления минкультуры дело «Седьмой студии» перешло в активную фазу, последовали обыски и задержания. Правоохранители в качестве подозреваемых задержали Итина, Малобродского и Масляеву — всех отправили под домашний арест. По делу проходила и Воронова, которая успела покинуть Россию и сейчас объявлена в международный розыск.
Все задержанные отрицали свою вину, пока главбух Масляева не дала признательные показания против Серебренникова. С ее слов, за все время по приказам Итина, Малобродского и Вороновой за ежемесячное вознаграждение в 150 тыс. рублей она вывела на счета фирм-однодневок не менее 100 млн рублей. Выведенные деньги якобы обналичивались и делились. В министерство же сдавали поддельные отчеты с завышенными сметами проведенных мероприятий. За признание вины дело в отношении Масляевой выделили в особое производство. Режиссера, обвиненного в мошенничестве и организации преступного мошенничества, задержали в мае 2017 года во время съемок картины «Лето» в Санкт-Петербурге. В октябре того же года задержали Апфельбаум, которая подписала от имени минкульта РФ соглашение о выделении «Седьмой студии» более 214 млн рублей, а позже, полагает следствие, помогала согласовывать поддельные отчеты в министерстве. Никто из остальных задержанных, включая Серебренникова, своей вины не признал, назвав происходящее абсурдом.
Кирилл Серебренников пришел в суд без вещей. Толпа встретила его бурными аплодисментами
Следствие завершилось в сентябре 2018 года, дело направили в суд 2 октября, через две недели начался процесс. Серебренникова, Итина, Апфельбаум отпустили из-под домашнего ареста в апреле 2019 года, им изменили меру пресечения на подписку о невыезде.
Судебное разбирательство потребовало проведения трех экспертиз по делу: финансовой, оценочной и искусствоведческой. Последняя дала положительную оценку «Платформе», назвав ее значительным культурным явлением, но две другие экспертизы оказались проблемными из-за недостатка документации для их проведения. Утверждалось, что после начавшихся задержаний в «Седьмой студии» уничтожили часть документов. В конечном итоге одна экспертиза пришла к заключению, что минкульту причинен материальный ущерб в 133 млн рублей, другая, напротив, рассудила, что минкульт остается еще «должен» театралам, так как деньги они сэкономили, мероприятия на самом деле стоили гораздо дороже. После такой неоднозначной оценки суд вернул дело в прокуратуру, но данное решение потом отменили. Экспертиза, проведенная центром при минюсте России при участии театрального критика Ольги Королевой и замдиректора МХАТ им. Горького Елены Баженовой, установила, что окончательный материальный ущерб по делу оценивается почти в 129 млн рублей.
Несмотря на то, что адвокаты считают, что экспертиза проводилась со множеством нарушений, именно эта сумма легла в основу гражданского иска минкульта РФ к подсудимым. С претензиями следствия и иска адвокаты были также не согласны. Например, защита Итина и Малобродского утверждала, что в деле нет доказательств того, что обналиченные деньги направлялись не на развитие театра. Серебренников заявлял, что бухгалтерия велась из рук вон плохо и сам он никогда ею не занимался, а его адвокат подчеркивал, что его клиента очерняет «группа Масляевой».
В начале этой недели прошли прения по делу «Седьмой студии». Гособвинение просило удовлетворить иск минкульта, а также реальные сроки для Серебренникова — 6 лет колонии и 800 тыс. рублей штрафа, для Итина и Апфельбаум — 4 года и 200 тыс., для Малобродского — 5 лет и 300 тысяч. Вместо последнего слова режиссер прочитал стихи Иосифа Бродского «Конец прекрасной эпохи».
Расследование и судебное рассмотрение дела «Седьмой студии» сопровождались небывалым общественным резонансом. Впрочем, президент РФ Владимир Путин не увидел в разбирательстве ни давления, ни цензуры, но отметил, что расследование может иметь отношение к «недостаточно проработанной законодательной регламентации хозяйственной деятельности» театров. На тот момент министр культуры РФ Владимир Мединский также заверял, что дело «не заказное». Отечественные и зарубежные деятели культуры постоянно выступали в поддержку Серебренникова и других подсудимых, писались петиции, письма, проводились акции. 20 июня опубликовали открытое письмо в адрес министра культуры РФ Ольги Любимовой с просьбой «дистанцироваться от обвинения» и выступить с новым подходом. Под обращением подписалось более 3 тыс. человек, в том числе Чулпан Хаматова, Юрий Бутусов, Марина Брусникина, Данила Козловский и многие другие. До этого в поддержку Серебренникова неоднократно выступали режиссеры Андрей Звягинцев, Павел Лунгин, писатель Владимир Сорокин, актеры Федор Бондарчук, Константин Райкин, Евгений Миронов, Елизавета Боярская, Константин Хабенский, ведущий Андрей Малахов и многие-многие другие.
«Я всегда своим клиентам говорю: прежде чем воровать, стоит посоветоваться с юристами»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали, что изменится после приговора по делу «Седьмой студии».
Александр Славутский — художественный руководитель, директор Казанского академического русского Большого драматического театра им. Качалова:
— Это прекрасно, что такие условные сроки вынесены. Если человек совершил правонарушение, он должен нести ответственность. Никто же не подвергает сомнению талант Серебренникова или какие-то другие качества. Судят его за финансовые нарушения. Тут я не вижу криминала. Серебренникову дали театр, выкинули с работы народного артиста Сергея Яшина. Дали огромные деньги на то, чтобы перестроить театр. Он ставит спектакли в той эстетике, которая ему интересна. Всем ли она интересна? Нет. Но у него есть свои зрители.
Я этих ребят всех очень хорошо знаю. Кирилла знал, когда он был еще совсем молодым. Приходил ко мне в Ростове в театр, предлагал свои услуги, попробовал что-то поставить. Юру Итина очень хорошо знаю. Когда мы организовывали курс в ГИТИСе, мои ребята учились, он там помогал нам. Потом он был директором ярославского театра. Они приезжали к нам, у нас работали. Они все неглупые люди. Лешу Малобродского знаю. Когда он еще был молодым театроведом, приезжал ко мне в Забайкалье, смотрел спектакли.
Главное — то, как они относились к своей работе. Если у них там были нарушения, значит, надо иметь соответствующие доказательства. Говорить о том, что все отчеты были уничтожены, разве правильно? Я рад, что дело вообще закончилось условными сроками. Их не отправили на поселение. Либеральная часть нашей интеллигенции очень любит визжать и кричать. Сравнивать Кирилла с Мейерхольдом, которому ногти вырывали и били по пяткам пожилого человека. Ну зачем демагогией заниматься? Вот это самое противное и мерзкое. Было понятно, что этим кончится. Единственное, наша правоохранительная система очень долгая, тяжеловесная. Это можно было быстрее и безболезненнее сделать. Если дали столько денег, почему же не потребовали своевременного отчета? Человек, если проворовался, должен сидеть в тюрьме.
Константин Калачев — руководитель Политической экспертной группы:
— Еще накануне я дал прогноз, что Серебренникова приговорят к условному сроку. Я понимаю логику этого процесса. Было ясно, что режиссера не оправдают, что реальное наказание ему давать не придется. Ошибся я только в одном — я думал, что один из его подельников получит маленький, но реальный срок. Но все они тоже получили условный срок.
С одной стороны, нам показали, что неприкосновенных вроде как нет. С другой, мягкость приговора, по мнению многих обывателей, которые не очень даже знакомы с творчеством Серебренникова, вызовет негодование. Мол, смотрите, как у нас деятелей культуры отмазывают — укради бутылку пива в магазине и получишь реальный срок. Клин между большинством и богемой был из-за этого. А так еще больше увеличили пропасть. Вполне ожидаемо.
Наверное, участники дела будут обжаловать приговор. Не берусь комментировать его с точки зрения «правильно» или «неправильно». Могу только сказать, что у людей, работающих с бюджетными деньгами, иногда могут возникнуть проблемы буквально на ровном месте. Вот почему многие стараются с ними не работать, и я в их числе.
Нияз Игламов — театральный критик:
— Я не согласен с условным сроком, считаю, что эти люди не виноваты ни в чем совершенно. Радует, что, по крайней мере, они не сидят в тюрьме. Исходя из того, что получилось, лучше так, чем что-то еще. Это не рассорит власть с творческой элитой. Не все, конечно, но в целом элита прилизана. Надеюсь, что люди, которые занимаются театральными проектами, будут более тщательно изучать бухгалтерию. Никаких других последствий нет. И это не приговор российскому искусству. Нельзя свести все театральное искусство к фигуре одного лишь Кирилла Серебренникова, которого я бесконечно уважаю. Российская театральная культура очень многообразна, включает в себя массу всего. Дело в том, что этим приговором всем просто плюнули в душу.
Владимир Гусев — адвокат:
— Если при таких обвинениях назначаются условные сроки наказания, значит, следствие не добыло тех безусловных доказательств того, в чем их обвиняют. У общества должны возникнуть вопросы и к следствию, и к экспертам по делу. Потому что если доказано, что они совершили мошеннические действия на те суммы, которые им вменяли, и суд посчитал их доказанными, то это чересчур мягкое наказание. Оно не может быть объективным и соразмерным тому, что произошло.
Отождествлять деятелей культуры, уголовное наказание и какой-то месседж обществу от власти не стоит. Если уж актер сел за руль пьяным, то не важно, актер он, сантехник или столяр. Все должны нести одинаковое наказание. То же самое, если человек совершил хищение, но он деятель культуры или науки, искусства или чего угодно, он должен быть наказан в соответствии с законом при наличии неоспоримых доказательств. Я не считаю, что власть какие-то дает обществу месседжи. Наоборот, власть показывает, что, несмотря на твои заслуги в искусстве или культуре, ты будешь отвечать за преступление. Неотвратимость наказание должна быть в адрес любого человека, даже заслуженного.
Александр Коган — адвокат:
— Я не знаю дело, но могу сразу сказать, что еще два года назад абсолютно верно предсказал исход. Мой приятель считал, что фигурантов из «Седьмой студии» посадят, но мое мнение, что приговор будет таким, что и волки будут сыты, и овцы целы. После приговора участники процесса, конечно, будут его обжаловать, но все оставят без изменения. Другие бы люди за то же самое преступление по 5–7 лет получили махом. По факту гора родила мышь.
И не надо искать каких-то сигналов. Нам говорят, что все так живут и они вынуждены это делать. Но что значит «вынуждены»? Они обналом занимались? Занимались, и это доказано. Тогда не занимайтесь обналом. Нам же объясняли, что какой-то плотник просил заплатить наличкой — откуда Малобродский должен был ее взять? И они идут в обнальные фирму. «Нас поставили в такие условия», — говорят они нам. Но, ребята, вы же понимаете, что это уже преступление. Тогда не ставьте спектакль или хотя бы идите к юристам, которые объяснят, как правильно поступить. Я же всегда своим клиентам говорю, что, прежде чем воровать, стоит посоветоваться с юристами.
А Серебряников, я согласен, творец, и в эти финансы не лез. Но он подписывал же документы, а незнание закона не освобождает от ответственности.