за что хвалят сотрудника
За что следует хвалить и награждать подчиненных?
Награда — это испытанное средство. Она поднимает сотрудника с самого низа и превращает его в гордость компании. Награждать и очень выгодно, и очень приятно.
Большинство компаний поняли, что некоторые сотрудники работают усерднее и с большей отдачей за моральное поощрение, чем за материальное вознаграждение. Конечно, хорошая зарплата — не последний стимул, но сегодня одних денег недостаточно. Многие сотрудники ожидают большего. Поощрение за окончание работы или за хорошую работу, становится все важнее.
За что следует хвалить и награждать подчиненных?
Основной повод — это законченная работа. Каждому приятно, когда его ценят, когда отмечают качество его работы и ее значение для компании. Те времена, когда люди работали только за зарплату, прошли безвозвратно. Сегодняшний работник надеется на признательность компании за постоянную хорошую работу.
Конечно, и сегодня еще многие ходят на работу только из-за денег, но лучшие работники, те, кто пустил корни, и верой и правдой служат компании в течение многих лет, это обычно те, кто получает за свою хорошую работу моральное поощрение. Для них работа стала источником благосостояния и морального удовлетворения, поэтому они остаются в своей компании так долго.
На вопрос о том, почему нужно поощрять сотрудников, есть старый, но верный ответ, ставший уже пословицей: «О фирме судят по тому, как она относится к своим сотрудникам». По всей стране осталось немало компаний, где моральное поощрение еще не стало нормой. Но земля слухами полнится, и такие фирмы известны. Их отличительная черта — высокая текучесть кадров. Невнимательность к человеку может обернуться потерей не только авторитета фирмы, но и потерей прибыли. Некоторые работники признаются, что сменили несколько фирм в поисках справедливого и гуманного отношения.
Похвала — это признание
Похвала — это недвусмысленное выражение признания. Сейчас в жизни столько проблем и поводов для беспокойства, что все больше и больше людей стремятся найти опору в сознании, что их признают и принимают. Это признание так же важно для нас, как пища.
Давно известно, что мужчина или женщина, которые не получают признания дома, ищут его где-то еще. А некоторым поощрение нужно гораздо сильнее, чем другим.
Помните, что в человеке что-то происходит, когда окружающие показывают им доверие, признание и поощрение.
Похвала — это еще и движущая сила
Есть ли на свете менеджер, который не пользуется похвалой по несколько раз на день? Своевременная и искренняя похвала стимулирует повышение производительности труда. Опыты показали, что даже растения отзываются на добрые слова, ускоряя свой рост.
Жажда похвалы — основное человеческое желание
Работая с людьми, вы должны помнить, что жажда похвалы — одна из 25 сильнейших потребностей человека. Ясно, что все хотят, чтобы их хвалили. Даже просто зная это, вы не упустите шанс подбодрить или похвалить сотрудника, который этого заслуживает. Подчиненный будет благодарен за признание своего вклада и постарается стать лучшим работником фирмы.
Даже заслуженные работники, которые за долгие годы доказали свои превосходные качества, нуждаются в поощрении, хотя бы изредка. Каждый из нас подчас впадает в депрессию. Страх перед этим состоянием может превратить отличного работника в человека, бродящего во тьме. Ваша похвала может прозвучать как раз в тот момент, когда человеку нужна поддержка. Тот, кто хочет добиться успеха, должен всеми способами избегать тоски. А похвала гонит тоску прочь.
Поощрение — кому, когда, за что?
– Хвалите своих подчиненных каждый раз, когда они этого заслуживают.
– Ищите повод для похвалы, используйте любой случай выразить признательность сотруднику, который работает качественно, охотно и с увлечением.
– Пользуйтесь каждой возможностью похвалить сотрудника перед лицом коллег и на рабочих собраниях.
– Устное поощрение можно подтвердить письмом или грамотой.
– Если кто-то высказал идею или предложение, заслуживающее внимания, не забудьте поощрить этого человека. Некоторые компании в таких случаях кроме устной похвалы, выплачивают и денежное вознаграждение.
Способ руководства, при котором широко используется похвала, более гармоничный и позволяет добиться большего. Сотрудники, которых часто хвалят, запоминают это и стараются лучше выполнить задания менеджера, который дает им понять, что ценит их.
За что поощрять сотрудников, чтобы не потерять лучших
В менеджменте не должно быть союза «или», он всегда заставляет делать выбор между крайностями. Он раскрашивает систему управления в черно-белый цвет, упрощает сложные вещи до их полного вырождения и зачастую приводит менеджмент в состояние ультимативной войны. Или ты за красных, или ты за белых. Или ты с нами, или ты против нас. Обычно корпоративный мир не черно-белый, а серенький — с тонами и переходами, пиками и провалами. Проще говоря, мир бизнес-управления не теоретичен, а совершенно реален — и потому противоречив и неоднозначен.
Процесс или результат
Дискуссии о том, надо ли мотивировать людей на процесс или на результат, бессмысленны из-за неверной постановки вопроса. Внутри любого процесса есть проектная составляющая, предполагающая достижение результата. И наоборот — в каждом проекте есть процессы (например, документооборот, который цикличен, зануден и требует конвейерной аккуратности). Поэтому нужно мотивировать людей и на процесс, и на результат. Но в зависимости от специфики деятельности сотрудника доля одного из этих двух видов мотивирования будет больше.
Мотивация только на процесс довольно быстро вырождается в необходимость оплачивать производственную усталость персонала, а только на результат — в риски выгорания наиболее активных сотрудников и демотивацию всех остальных, которым высокие результаты не светят. Например, если вы хотите повысить результаты работы своих маркетологов, то вам нужно часть их мотивации привязать к эффективному процессу (количество и стоимость рекламных кампаний, непревышение бюджета маркетинга, корректность рыночного и конкурентного анализа и пр.). А другую часть — к результату (количество новых клиентов, качественная лидогенерация, конверсия и др.). Если оставить только ту часть, что связана с процессом, то маркетинг будет гордо рапортовать, что фотообоями вашего бренда оклеен весь город, причем в краткие сроки и за небольшие деньги. И будет полным составом ждать премий. Но удалось ли ему выполнить главную задачу — поддержать продажи — или же он просто красиво потратил деньги компании на яркие картинки, будет не ясно без включения мотивации на результат. Если же обращать внимание только на последний вид, маркетинг быстро скиснет. Потому что от момента проведения рекламной акции до реальной покупки пройдет немало времени. И сотрудникам еще надо будет доказать, что рост продаж связан именно с их действиями.
Для эффективного управления необходимы оба варианта мотивации. Процессная составляющая будет сообщать маркетингу «мы видим, что ты очень стараешься причинить нам добро», а часть, привязанная к результату, покажет, удалось ли его причинить.
Деньги на ветер
Мотивировать сотрудников, привязав их размер дохода к результатам и эффективности труда, проще всего. Призывы же перестать поощрять за результат и начать «целовать намерения» — это снова про милую сердцу HR-ов, коучей и мотивационных спикеров лояльность, вовлеченность и приверженность. Мол, поощряй людей за сам факт попытки нанести тебе прибыль — и она последует.
Взрослые люди не «заражаются» внутренним смыслом, если им транслирует его кто-то извне. Мотивация устроена как клавиши на аккордеоне — эти кнопки находятся внутри человека и отзываются певучими нотами вовлеченности в ответ на внешнее воздействие только в том случае, если в кнопку попали. Если она вообще там есть. К тому же клавиши у всех разные.
Отсюда хронический разговор автопилота с автоответчиком в большинстве мотивационных усилий. Исследования показывают, что своевременная обратная связь от руководителя к сотруднику работает лучше, чем затратные игровые корпоративы по вовлеченности, где все шумно и весело отдыхают за счет компании, почему-то называя эти истории «стратсессией». Эти исследования проводились в Великобритании, но та статистика, которая мне попадалась в ходе проектов на российских предприятиях, показывала, что тренды общие. Цифры могут немного расходиться, однако в целом более половины работающих по найму полагали, что их вовлеченность и эффективность сильно бы выросла, если бы босс показал, что заметил их усилия. Не оплатил, а просто заметил.
Выполнять обещания
Демотивированность сотрудников гарантированно вырастет, если компания оплатит и проведет пресловутую «стратсессию», где все радостно накреативят, а потом вернутся к операционной деятельности — и ничего, ровным счетом ничего не изменится в регламентах, процедурах, параметрах оценки и пр. Особенно если это было обещано.
Нарушение обязательств со стороны руководства компании по отношению к персоналу — по выплатам гонораров, организации допуска к важной управленческой информации, предоставлению отпуска в оговоренное время — это действия, которые большая часть компаний ежедневно практикует и которые гарантированно снижают вовлеченность и мотивированность до полного обнуления. Кризис доверия и уважения — главная причина ухода хороших сотрудников и несчастья оставшихся лояльных работников, которые не особо востребованы рынком.
Несмотря на вложения компании в ДМС-программы, уровень здоровья сотрудников снижается. И не из-за некомпетентности врачей, а от хронического стресса. Александр Штульман, генеральный директор компании «Корпоративное здоровье», на выступлении в Ассоциации менеджеров в марте привел печальную статистику: согласно данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), 21% сотрудников не способны испытывать удовлетворенность от работы из-за производственного стресса. Лечение депрессии обходится миру в сотни миллиардов долларов, а нарушение ментального здоровья (неврозы, тревожные расстройства) — чуть ли не ведущая причина снижения темпов экономического роста в развитых странах.
Тревожный сотрудник просто не способен испытывать удовлетворенность от результатов своего труда, от смысла деятельности — сколько бы компания ни вкладывала в программы псевдородительской заботы. Об этом и говорит японский профессор медицины Сайто Саторо, который давно занимается исследованием влияния стресса на работоспособность. Он утверждает, что необходимость вести себя «нормально» в производственных условиях, независимо от реальных чувств, довольно быстро приводит к полному эмоциональному истощению. Наш мир постепенно захватывает волна хикикомори (закукливание человека внутри собственного жилища, уход в виртуал и полный отказ от общения с реальным миром) — это следствие давления среды на индивида, предписывания ему обязательных для выполнения стандартов поведения в корпорации, в обществе, считает профессор.
Идеальный менеджер
Искусственность постоянной радости и счастья как стандарта поведения мало кем осознается как проблема. Наоборот — испытывать печаль и разочарование считается не нормой. Вот и создаются прибыльные «школы счастья», загоняющие проблему глобальной тревожности вглубь общества, а не способствующие ее снятию. На словах признавая тот факт, что стресс повышает тревожность людей и увеличивает их ощущение несчастья, горе-тренеры и «продавцы счастья» не стремятся убрать причину, предпочитая работать с симптомом. Насильственно надеть на человека улыбку, создать для него краткий эффект радостной эйфории — это отнюдь не означает снять или хотя бы снизить испытываемый каждым из людей производственный и информационный стресс.
Любой дипломированный психолог знает, что краткий момент радости можно вызвать простыми действиями практически в каждом. Но вот обеспечить устойчивость положительной эмоции не только мало возможно, но и откровенно вредно. От радости и счастья как самоцели, оказывается, тоже можно устать. Если в корпорации ощущение себя вовлеченным, осознанным, счастливым и успешным становится внутренней нормой, которую активно «внедряют», то эффект может оказаться не тем, на который рассчитывали. Постоянный подогрев эмоций приведет к выгоранию — и сотрудник не только не будет чувствовать радость от смысла своего труда, но и перестанет вообще что-либо чувствовать. И все попытки его мотивировать будут настолько же безуспешны, как и желание нащупать пульс на протезе.
В корпорации люди должны быть разные — успешные и не очень, вовлеченные и «так себе», мотивированные и на процесс, и на результат, веселые и грустные, гениальные и обычные — потому что бизнес отражает мир вокруг. А мир — разный. И жизнь всегда богаче наших представлений о ней.
Похвала как способ мотивации: зачем хвалить себя и своих сотрудников
В России сотрудников чаще принято ругать. А вот похвала за хорошо выполненную работу в корпоративной культуре отечественных компаний приживается сложно. И даже если начальник понимает, что поощрение будет полезно, теплые слова в адрес сотрудника он может произнести с трудом. Почему?
Руководители чаще всего воспринимают хорошую работу как нечто само собой разумеющееся, ведь это работа, и хорошо выполненная работа — обязанность по трудовому договору. Зачем хвалить за то, что человек и так обязан делать, и делать хорошо. А за это ему платят зарплату. Если очень хорошо идут дела, то, может быть, и премию можно дать. Именно денежное вознаграждение признается как самое действенное средство мотивации сотрудников. Однако, умение хвалить сотрудников может оказаться для компании гораздо более эффективным инструментом, чем денежная мотивация.
Ранее мы уже писали о нашем коммуникативном тренажере iTopica. Осознав актуальность проблемы, мы решили сделать отдельный курс по прокачке навыка “хваления”. А помогает нам в этом тренер, автор курсов по личному развитию и коммуникации, доцент факультета психологии Сибирского независимого института Людмила Семенова.
Мы не хвалим друг друга. Мало того, нам сложно похвалить даже самих себя. У каждого из нас бывают моменты тотального самобичевания. А моменты, когда мы целенаправленно хвалим себя за сделанную работу?
Почему у нас люди привыкли больше критиковать себя и друг друга, чем хвалить?
Обратимся к нашей истории. После войны люди восстанавливали разрушенное хозяйство, было трудно, все были заняты элементарным выживанием. Наша страна понесла самые большие людские потери, выживали вместе, поддерживая друг друга делом, а не словом. И традиционно возникло убеждение: хочешь поддержать — поддержи делом.
Как росли дети в этот период времени, какие привычки они впитали с самого рождения? Стране были нужны рабочие руки, мужчин осталось мало. Поэтому это были руки женщин и детей. Послеродовой отпуск был всего 56 дней, а потом женщины возвращались к работе. Для ребенка это означало нехватку важных тактильных стимулов. Мама не носила его в слинге, как это делают сейчас. Одна няня на 30-40 детей — это не то же самое, что мама на одного ребенка.
В первую очередь здесь идет речь о том, как человек, ребенок, чувствует себя в безопасности. Это базовая потребность каждого человека. Первоначально эту потребность эмбриона удовлетворяет мама: даёт пищу, тепло, поддержку. После рождения и в течение жизни функции безопасности начинают выполнять другие люди, в другой форме и сам человек. И вот это поколение людей выросло с физической нехваткой безопасности и поддержки. Они ищут одобрения, которое недополучили в детстве, а поскольку в культуре это не принято, не находят его.
Кроме культурных особенностей есть еще установка, опасение: «Если я буду тебя хвалить, ты зазнаешься. А зазнайка всегда страдает в коллективе». Другое формируется по привычке: если родители гоняли, а я вырос нормальным, то так и нужно относиться к детям.
Негативный опыт очень сильно влияет на нас. Знакомая многим ситуация: молодой специалист старательно делал работу. Вот он с волнением показывает результат на собрании, а руководитель говорит, что это, мягко говоря, ерунда. Противный осадок надолго останется у новичка. А особо восприимчивые люди могут вообще перестать заниматься своим делом.
Человек многое делает сам, не ожидая, когда кто-нибудь сделает это за него. Мы сами ходим, говорим, едим и выполняем другие необходимые нам дела. Но когда дело доходит до поддержки, то мы хотим получить ее от других, например, от родителей, в качестве знака принятия ими нас как своих детей.
Признание — такая же нужная часть для социального выживания, как еда для физического функционирования. И мы можем давать признание и поддержку сами себе.
Каков он, человек с высокой самооценкой и уверенностью в себе, который может спокойно выслушать любые критические замечания? Это человек с чувством абсолютной значимости своей жизни для мира, социума, семьи. Именно такой человек чувствует себя в безопасности в обществе.
Если такому человеку сказать, что у него пятно на штанах, он поблагодарит, отряхнется и пойдет дальше. А другой — провалится от стыда.
Привычку хвалить себя можно осознанно выработать. Когда мы делаем какой-то шаг, неважно, большой или маленький, соразмерно этому шагу нужно сказать «Да, я это сделал хорошо». Таким образом наращивается и крепнет оболочка уверенности, безопасности.
Мы движемся к самодостаточности и адекватности восприятия. Сначала мы транслируем это себе, потом кому-то еще. Так мы проверяем свои успехи на адекватность.
Когда мы сами себя хвалим, говорим себе комплименты, одобряем свои действия, это работает как насос, который накачивает человека энергией.
В коммуникациях всегда лидируют люди с большим количеством энергии. Если гнобить себя, недооценивать, все каналы энергетической проводимости закроются, и просто нечего будет дать ни себе, ни людям. Ваш внутренний сосуд опустошается.
Есть утверждение «Окружающие относятся к вам так же, как вы сами относитесь к себе». И это правда.
Если вы осознаете, кто вы, что вы можете, трезво оцениваете себя, являетесь экспертом в своей области, то у вас есть внутренняя энергия. Если вы себя уважаете, вы это транслируете другим людям. Их зеркальные нейроны, в свою очередь, помогают адекватно воспринимать ваше поведение.
Уверенный в себе человек признает как свои сильные стороны, так и слабые. Самовлюбленность — это внутренний конфликт, при котором мы убеждаем себя, что мы в чем-то хороши, но осознаем, что это, на самом деле, не так. Окружающие это бессознательно считывают.Если мы будем демонстрировать излишнюю любовь к себе, нам обязательно дадут об этом знать.
В вашей работе совершенно точно есть моменты, которые вам нравятся. Неважно, что именно, но это есть у каждого человека: будь то соблюдение сроков, выполнение плана или что-то ещё. Просто скажите себе, что вы это сделали хорошо.
Нельзя себя хвалить там, где нет внутреннего ресурса на это. Это действительно сложно. Похвала состоит из двух аспектов:
Когда мы хвалим других, наши мышцы учатся произносить добрые слова. Помните советский фильм про Хоттабыча? Там у мальчика Гоги под воздействием магии вместо бранных слов изо рта доносился собачий лай. У многих людей и без волшебства так случается: даже когда они хотят сказать что-то хорошее, на выходе получается критика. Например, руководитель понимает, что сотрудник проделал большой объем работы, но еще есть что исправить. Можно было так и сказать: «Вижу, что ты хорошо поработал. У меня есть еще несколько пожеланий». А по факту получается обидное «Переделывай».
Хвалить себя сложно. Чтобы начать прививать привычку, хвалите других. Когда мы видим, что кто-то делает свое дело хорошо, нам не так трудно сказать об этом. Когда мы хвалим другого человека, происходит обмен положительной энергией.
Если есть блок для похвалы людям, можно делать это с природой, неодушевленными объектами. Похвалите розы, за то, что они красиво цветут, или их чудесный запах; книгу, за то, что она интересная. Вам ничего не стоит это сказать, а привычка будет прививаться. Чем крепче будет привычка, тем больше будет энергии прокачиваться и тренировать ваши энергетические каналы.
Есть принцип «Куда внимание, туда энергия». Согласно ему, человек, который сосредоточен на грязи, будет всюду видеть грязь. Человек, который видит хорошее, будет окружен хорошим.
Рекрутинговая компания HAYS в 2018 году провела исследование факторов, которые выступают мотиваторами и демотиваторами в работе сотрудников российских компаний.
64% сотрудников ответили, что могут быть демотивированы недружелюбной корпоративной культурой,
При этом в том, что касается мотивации:
Для 60% опрошенных оказалась важна личность руководителя,
По этим данным вы можете убедиться, насколько доброе отношение важно для поддержания рабочей атмосферы. Похвала не заменяет премии. Деньги обеспечивают нам комфортную жизнь. Но это лишь часть безопасности. Когда мы чувствуем себя в рабочем коллективе комфортно, имеем хорошие отношения с коллегами, безопасность становится максимальной.
Человеку важно знать, что он вносит вклад в общее дело, несет ценность для проекта. Мало кто хочет работать просто для того, чтобы работать.
Похвала — это признание вклада человека, признание того, что его работа важна для общего дела. Это не значит, что его нужно бесконечно хвалить просто так.
Но как определить, за что стоит хвалить подчиненных? Понятно, что сотрудники разные. Какая-то часть работы выполняется лучше, какая-то хуже. За счет поддержки определенных сотрудников формируется производственный ритм, чтобы все делалось в срок и с нужным качеством. Одобрением можно этого добиться.
Хвалить сотрудника нужно за те положительные качества, которые он регулярно проявляет и которые стоят в приоритете для организации. Это может быть оперативность, самостоятельность, пунктуальность.
У многих руководителей наблюдается недостаточная личная прокачанность, они могут быть грубыми. Из-за этого происходит текучка кадров, а в самом коллективе царит токсичная атмосфера. В стабильных компаниях сформированы человеческие принципы.
Чего нельзя требовать и за что нельзя хвалить сотрудников, если вы хотите, чтобы они хорошо работали
Уже давно сформулировал для себя этот подход. Возможно, он очевиден, но хуже от этого не становится.
Сначала сами пункты.
Никогда не требуйте и не хвалите сотрудников за:
Обратите внимание, что речь не только про «не хвалите», но и про «не требуйте».
С удивлением недавно обнаружил, что до сих пор большое количество компаний требуют строгий дресс-код для всех сотрудников (даже тех, кто не вылезает из офиса и не видится с клиентами) и следит, чтобы люди приходили в 9:00.
Опустим те ситуации, где они (форма и строгое время прихода) действительно необходимы, потому что их можно пересчитать по пальцам: машинист электропоезда в метро, врач скорой помощи, сотрудники полиции и т.п.
А теперь почему так? Ведь хорошо, когда сотрудник не опаздывает и ходит в офис не в рваных джинсах?
Дело в том, что у людей очень развито чувство самозащиты. Мы все считаем себя молодцами и хорошими работниками. А даже когда понимаем, что не все получается, ищем за что бы себя похвалить и как оправдаться.
Мозг не очень хочет признавать себя плохим (человеком/сотрудником/родителем) и включает защитные механизмы.
Так вот, если в вашей компании (отделе/коллективе) есть требование приходить ровно в 9:00, то даже самый слабый член команды будет думать, что он уже немного, да молодец. Ведь хоть с чем-то справляется.
Понимаете? В его голове всегда будет «но зато я никогда не опаздываю»!
Если я проваливаю все сроки, подвожу команду, не выполняю план (какие есть еще критерии успеха на работе?), но прихожу чуть раньше, ухожу позже и выбрит всегда идеально — я точно буду считать себя молодцом.
Этот эффект сильно усугубляется, если вы еще и похвалите человека за что-то из этого списка. Стоит однажды сказать про такого Васю в присутствии Пети, что Вася молодец, потому что никогда не опаздывает, не то что ты, Петя — все, считайте, что Васю вы потеряли.
Не требуйте приходить в 9:00. Требуйте выполнять план/хорошо и вовремя делать задачи.
Если речь, конечно, не про магазин или офис банка, где двери для клиентов должны открыться в 9:00 и опаздывать нельзя по логичным причинам. И даже в этой ситуации не хвалите тех, кто вовремя приходит. Это как хвалить за то, что человек вообще пришел на работу или поел. Вы снижаете их планку самооценки до самого дна.
Зачем мне стараться и лезть вон из кожи, если я и так молодец?
И с остальными пунктами такая же история.
Вот с задержками на работе вообще больная тема. Нет, я не из тех, кто говорит: «эффективный сотрудник не задерживается, а если вы задерживаетесь — значит плохо работаете».
Иногда работы столько, что все успеть может только бездельник! А кто-то просто работает медленно — его право.
НО! Совсем другое дело за это хвалить! Тут начнет работать такой же алгоритм: «я могу всегда задерживаться, иногда даже специально, чтобы в случае чего сказать, что я бедный и несчастный, тут работаю как проклятый».
Нет. Так нельзя. Если сотрудник задержался и благодаря этому выполнил задачу в срок — молодец за выполнение задачи в срок.
Если задержался, но задача все равно провалена — не молодец, разбор ситуации, наказание, разговор — как вы там намекаете сотруднику, что надо стараться лучше?
Логика простая — мне какое дело, сколько он на работе. Задачу-то не выполнил!
Если вы следите за приходом сотрудников, за их временем, одеждой — вы ставите себя в роль и на уровень воспитателя детского сада. А сотрудников — в роль детей. А детям можно хулиганить, плохо себя вести и капризничать. И это вы им разрешили.
Недавно читал статью, что хвалить надо не за результат, а за процесс. Статья оказалась очень популярной и сейчас может возникнуть вопрос — не противоречат ли мои идеи такому подходу?
Нет. Не противоречат. Просто, если вы решили хвалить людей за процесс, то ищите те моменты процесса, которые влияют на результат. Вот за них и хвалите. А все, что на эффективность не влияет — исключаем.
На самом деле статья не про похвалу, а про то, что надо и что нельзя требовать от сотрудников.
Не требуйте того, что не влияет на результат и вам не придется тратить кучу лишнего времени на то, чтобы сотрудники были с вами на одной волне.
Мне совершенно без разницы в чем одета моя команда и во сколько они приходят/уходят с работы. Я не слежу кто сколько обедает.
Все знают, что надо делать и понимают свою роль. Все чувствуют правильные моменты, когда — молодцы, а когда — нет.
Никто не станет считать себя молодцом за то, что не опаздывает, если при этом сорваны сроки по проекту.