святая ложь что это
Святая ложь (Ложь во спасение)
и (значение фразеологизма) — ложь, оправданная необходимостью, с благой целью.
Это выражение буквальный перевод латинского Pia fraus (пиа фраўс). Выражение применил Овидий в рассказе о дочери Лигда («Метаморфозы», IX, 711). Лигд сказал своей беременной супруге, что она обязана родить мальчика. Если же та родит дочь, то он убьет младенца. Беременная Телетуза увидела во сне богиню, вдохновившую её, и когда родилась девочка, ради спасения выдала её за мальчика:
«705 Выпало: дочь родилась, а отец и не ведал об этом.
Девочку вскармливать мать отдает, объявив, что родился
Мальчик. Поверили все. Лишь кормилица знает про тайну.
Клятвы снимает отец и дает ему дедово имя,
Ифис — так звали того. Мать рада: то имя подходит
710 И для мужчин и для женщин; никто заподозрить не может.
Так незаметно обман покрывается ложью невинной«.
Девочка получила имя Ифис и её растили как мальчика, пока она не достигла совершеннолетия. К Ифис была посватана невеста, в которую та, считая себя мужчиной, влюбилась. Тогда её мать обратилась к богине, и та обратила Ифис в настоящего мужчину.
Близка по смыслу русская пословица — Сладкая ложь лучше горькой правды.
Фраза «Ложь во спасение» из Библии, но применяемое значение этого выражение расходится со смыслом этой фразы в Библии. Так, в старославянском тексте Библии сказано (Ветхий завет, Псалтырь, псалом 32, ст. 17): «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». Русский синодальный перевод этой фразы: «Ненадежен конь во спасение, не избавит великою силою своею».
Как видим, эта цитата из Библии не оправдывает ложь, но в речи фраза «ложь во спасение» означает оправданную ложь.
В словарях
Примеры
«Похождения бравого солдата Швейка» (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 – 1971)), ч. 4, гл. 1:
«С той поры, когда его звали к генералу Финку, он несколько раз пытался отречься от всяческих земных наслаждений, ссылаясь на больной желудок. Он верил, что это ложь во спасение и что она избавит его душу от мук ада.»
«— Про какую это вы тетю говорили давеча? Что еще за тетя?
— Это ложь во спасение, — рассмеялась Ариадна. — Они не должны знать, что я без спутницы»
«Скажи ты ей, что ты ее любишь, за жену свою считаешь! Успокой ты ее ради Христа! Мишенька! Ложь бывает во спасение.»
Что такое святая ложь и в чём её святость?
Благочестивый обман, святая ложь, ложь во спасение (лат. pia fraus; итал. santo inganno[1]) — морально-теологическая концепция о допустимости сознательного обмана для «вящей славы Божьей» и спасения души [2].
Согласно этой концепции высшая цель компенсирует грех обмана во имя победы над более тяжким грехом неверия. Понятие встречается в трудах некоторых католических авторов и работах светских авторов на тему истории церкви.
По утверждению советского «Атеистического словаря» 1986 года издания благочестивый обман используется [2] для фабрикации чудес, реликвий, подделок исторических документов, нарушений тайн исповеди и т. д.
705 Выпало: дочь родилась, а отец и не ведал об этом.
Девочку вскармливать мать отдает, объявив, что родился
Мальчик. Поверили все. Лишь кормилица знает про тайну.
Клятвы снимает отец и дает ему дедово имя,
Ифис — так звали того. Мать рада: то имя подходит
710 И для мужчин и для женщин; никто заподозрить не может.
Так незаметно обман покрывается ложью невинной[3].
Ребенок получил имя Ифис и её растили как мальчика, пока она не достигла совершеннолетия и ей не была посватана невеста, в которую Ифис искренне, считая себя мужчиной, влюбилась. Тогда её мать взмолилась явившейся к ней перед родами богине, и та обратила Ифис в настоящего мужчину, и история разрешилась благополучно.
Собственно, что было ложью вчера, может стать правдой завтра и наоборот.
Или обмануть кого-то, считая, что если этот человек узнает правду, то будет ещё хуже?
Поэтому в апостольском учении и записано четко и не противоречиво: НЕ БУДЬ ЛЖЕЦОМ!
«Святая Ложь»- это Ложь Света.
Ложь- это Жало, Светлой части Бога, Ра. Мысль.
Истина- это Тина, Темная часть Бога, Ум. Пена.
Может ли быть ложь «святой»?
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»
Заповеди Божьи
Много вопросов возникает, когда размышляешь над заповедями Божьими.
Например, одна наша читательница спросила: «Читая историю про повивальных бабок (Исх. 1:15-21) и про блудницу Раав из 2-ой главы Иисуса Навина, я прихожу к выводу, что Бог поощрял ложь. А когда люди укрывали евреев от нацистов во время войны, был ли такой обман грехом в Божьих глазах? Вряд ли. Значит Бог «святую ложь» допускает?» Давайте вместе поразмышляем над этим.
«Святая ложь» – довольно интересное выражение, потому что никто точно не знает, где проходит граница между «несвятой» и «святой» ложью. Где грань, которую нельзя переступить? И бывает ли вообще ложь «святой»?
Те люди, которые оболгали Христа и предали Его на распятие, тоже думали, что делают благое дело, сохраняя единство и чистоту иудейской веры. Иисус Христос предостерегает Своих последователей «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он [тем] служит Богу» (Ин. 16:2).
Мы все склонны ошибаться, многое ставим под сомнение. Но всякий раз, когда человек сам определяет для себя границы дозволенного (нарушая заповеди Божьи) – это приводит к печальным последствиям. Именно потому Господь дал нам «вернейшее пророческое слово» (2 Пет. 1:19), которое четко определяет правильность или ложность пути. Так что давайте и в этом вопросе обратимся за ответом к Библии.
И что же она говорит? Ярчайший пример для всех христиан – наш Господь Иисус Христос. О Нем сказано: «Не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:9). Иисус Христос никогда не говорил неправды. Он лучше всех знал, что именно ложью были совращены Адам и Ева, ложью треть ангелов пала. Он знал, что отец всякой лжи – дьявол (Ин. 8:44).
Но как же быть, если дело касается чужой жизни?
Архивы КГБ сохранили протоколы допросов священников, арестованных за антисоветскую деятельность. Этих священников пытались заставить свидетельствовать против прихожан. Как должен был поступить истинный слуга Божий? С чистой совестью засадить человека в тюрьму или солгать?
Согрешить против Господа и лгать священники не могли, и ответ чаще всего был следующим: «Да. Я знаю этого человека, но говорить о нем отказываюсь по своим религиозным убеждениям». И чаще всего свои убеждения им приходилось скреплять своею же кровью, потому что многих из них за такой ответ расстреляли. Цена верности Богу очень высока.
Библейские истории
А теперь почитаем библейские истории, о которых упоминается в вопросе читательницы. «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.
Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы… оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают.
За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их» (Исх. 1:15-21).
Разве эта история говорит о том, что Бог благоволит ко лжи? Конечно, нет. Господь благословлял повивальных бабок за то, что те, рискуя собственной жизнью, отказывались убивать детей.
Вот еще один библейский пример: история про женщину по имени Раав, которая спасла двух разведчиков из народа Божьего: «И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон.
[Два юноши] пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там. И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю. Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, ибо они пришли высмотреть всю землю.
Но женщина взяла двух человек тех, и скрыла их, и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их.
А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле. Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам; итак поклянитесь мне Господом что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак, что вы сохраните в живых всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти.
Эти люди сказали ей:…когда же Господь предаст нам землю, мы окажем тебе милость и истину» (И. Нав. 2:1-15).
Кажется, что ложь в этой истории помогла Раав спасти свою жизнь и жизнь своих родственников. Но это не так. Бог спасает Раав не за ложь, а за веру. Бог призывает нас восхищаться не ложью и хитростью Раав-блудницы, а ее верой в непобедимого Бога Израилева. Бог приглашает восхищаться делами веры – тем, что эта женщина, рискуя своей жизнью, спасла жизни воинов Божьих.
Если мы делаем вывод, что Раав лгала, потому Бог ее спас, то можно пойти дальше и сделать еще один вывод: если Раав была блудницей, а Бог ее спас, следовательно, Господь одобряет блуд. Такая логика очень опасна. В Слове Божьем описано много различных деяний людей, но это вовсе не означает, что Господь одобряет эти действия.
Итак, перечислим некоторые библейские тексты, которые говорят об отношении Бога ко лжи: «Ты погубишь говорящих ложь» (Пс. 5:7); «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь» (Прит. 6:16-19); «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется» (Прит. 19:5); «Всякая ложь не от истины» (1 Ин. 2:21); «Посему, отвергнув ложь, говорите истину» (Еф. 4:25); «И не войдет в него (Царство Небесное) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21:27).
Картина становится ясной: «Всякая неправда есть грех» (1 Ин. 5:17). Но как же поступить, если кажется, что нужно сознательно солгать? Это именно тот случай, когда необходимо быть «мудрыми, как змеи и простыми, как голуби» (Матф. 10:16). В Слове Божьем есть чудесное обетование: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матф. 10:19-20).
Как ложь влияет на здоровье
В исследованиях ложь связывают с повышенным риском развития рака, ожирением, тревожностью, депрессией, зависимостью, неудовлетворенностью работой и плохими отношениями.
Ложь и ваше здоровье
Главным образом ложь отрицательно влияет на здоровье из-за того, что повышает уровень стресса. Ложь приводит как к чрезмерному физическому напряжению, так и к эмоциональному. Так как одна ложь ведет к другой, вы вынуждены следовать невротизирующему циклу лжи, за которым все сложнее уследить. Длительное воздействие стресса может привести к серьезным проблемам со здоровьем, что уменьшает продолжительность жизни. Ложь также способна привести к:
Депрессии и тревожности
Когда люди лгут, чтобы избежать эмоций и проблем, одна и та же проблема продолжает возникать и ситуация ухудшается. Тогда приходится прилагать еще больше эмоциональных усилий. Это часто ведет к депрессии и тревожности.
Ухудшению отношений
Ложь негативно влияет на отношения из-за того, что подрывает доверие. Без доверия нет близости. Ложь увеличивает расстояние между людьми, и иногда необратимо.
Разрушению самооценки
Сложно чувствовать себя хорошим, когда вы живете во лжи. Вначале кажется, что лгать легко, но потом совесть начинает мучить и подрывает эмоциональное здоровье.
Запомни!
1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.
(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.
(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.
(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.
− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.
− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.
− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.
− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.
(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».
(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.
(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят.
(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.
(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.
− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!
(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
Вот о каких ошибках я говорю.
Что такое святая ложь? Само по себе это словосочетание звучит довольно противоречиво и является оксюмороном |
Советский писатель повествует о некоем Иване Семенюте, которого «незаслуженно оклеветали и лишили работы» |
Главный герой повествования четыре раза в год навещает мать и врёт ей про свою службу и жизнь. |
Честно говоря, я такое понятие, как святая ложь, когда читал этот рассказ, слышал впервые. |
Здесь уместнее глагол совершенного вида: услышал.
Итак, Денис, у вас есть наджная перспектива получить достойный балл засочинение, если сумеете сделать речь более чистой, без «красивостей» и неточностей. Видно, что вы над этим работаете, стало лучше, но пока они еще очень мешают. Старайтесь!
Существует ли святая ложь?
Дети советской эпохи могут вспомнить слова из известной песни Аллы Пугачёвой: «Святая ложь! Пусть даже ты свята, твоя мне надоела доброта! Я тебе не верю». Бывает ли на самом деле святая ложь? И вообще, может ли святость быть совместима с ложью, которая применяется в благих целях?
Ложь и Закон Божий
Девятая заповедь Божьего Закона гласит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16). Эта заповедь имеет непосредственное отношение к поведению в суде. Но это не означает, что в других случаях обман допустим. Библия также говорит: «Удаляйся от неправды…» (Исход 23:7). Священное Писание учит сохранять дистанцию между собой и всякой ложью.
Тем, кто живёт в согласии с Божьим Законом, чужда любая неправда. Исследователь Альтерман, комментируя вышеупомянутые слова Библии, отмечает: «Ложь дестабилизирует отношения и дискредитирует идею святости». Использование неправды с целью исказить действительность или скрыть истинное положение вещей является грехом и неизбежно, рано или поздно, приводит к плачевным последствиям.
Ложь во имя спасения жизни
Но как быть в тех весьма редких случаях, когда чья-то жизнь зависит от наших слов? Как поступить? Сказать правду и подвергнуть человека смерти или обмануть, тем самым согрешить, но спасти жизнь? Но где гарантия того, что вашей лжи поверят? Почему-то большинство лжецов убеждено в положительном исходе своих лукавых действий. Если их принципы универсальны, то они должны работать всегда, но это не так.
Оправдывая ложь, некоторые христиане вспоминают библейскую историю о блуднице Раав, которая укрыла у себя дома израильских лазутчиков и спасла им жизнь, обманув искавших их воинов (см. Иисуса Навина 2:3–5). Они делают следующий вывод: «Если явного осуждения обмана Раав в Библии нет, значит, в исключительных ситуациях ложь допускается. К тому же, в послании Иакова поступок Раав отмечен как положительный: «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путём?» (Иакова 2:25). Не стоит торопиться с выводами. Да, Раав спасла жизнь лазутчикам. Но означает ли это, что Бог не мог о них позаботиться? Он ли в уста этой язычницы вложил неправду, чтобы спасти Своих детей? Неужели Праведный Бог использует грех во благо? Так мыслить — значит неправильно понимать Писание. Иаков говорит о ВЕРЕ блудницы, точнее о том, каким образом она её проявила, опуская пикантный момент с ложью. Вопреки языческим суевериям, она продемонстрировала веру в Единого, Уникального и Истинного Бога Яхвэ. Тем не менее, вера в Бога не даёт права грешить.
К сожалению, многие верующие люди, оказавшись в стеснённых обстоятельствах, прибегают ко лжи как единственному выходу. И всё же, стоит больше доверять Богу, чем своим предположениям. Ведь Он ради Своих послушных детей, как и раньше, готов творить историю.
Священное Писание не даёт права для особых ситуаций в оправдание лжи. Всех, кто прибегает к её помощи, Библия считает беззаконниками: «Слова уст его — неправда и лукавство» (Псалом 35:4).
Святость и ложь
По своей сути, с библейской позиции словосочетание «святая ложь» весьма противоречиво: ложь есть грех, а святость — это характеристика безгрешного Бога. Ложь и святость абсолютно несовместимы. Ведь святость выражала себя через идеи чистоты и отделённости. Также несовместимы Бог и дьявол. Именно дьявола Иисус Христос назвал отцом лжи: «Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он — лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44). Следовательно, всякий прибегающий ко лжи, независимо от обстоятельств, обретает дьявольское вдохновение, как проводник лжи, из её источника. Поэтому святой лжи не существует. Надо признать, что святость и обман сосуществуют в одном мире, но это лишь временное явление. К счастью, союз святости и лжи во имя «благих целей» не находит поддержки у Всевышнего.
Что делать?
Как же быть? В припеве песни Аллы Пугачёвой, которая упоминалась в самом начале, сказано:
«Мне правда горькая сказала: “Не робей!”,
и стала я от этих слов ещё сильней.
И потому, не надо ложью помогать.
Не надо лгать, не надо лгать!»
Апостол Павел писал: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Ефесянам 4:25), ведь «сеющему правду — награда верная» (Притчи 11:18).
Владимир Лукин, газета «АКЦЕНТ»,
печатается с сокращениями