священная война что это значит
Священная война
Смотреть что такое «Священная война» в других словарях:
Священная война — Название и слова из песни (1941), написанной композитором Александром Александровым на стихи поэта Василия Ивановича Лебедева Кумача (1898 1949). Фраза символ Великой Отечественной войны. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.:… … Словарь крылатых слов и выражений
Священная война — У этого термина существуют и другие значения, см. Священная война (значения). Начало песни[1] Композитор: А. Александров Слова: В. Лебедев Кумач 1 Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой.… … Википедия
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА — Патриотическая песня А.В. Александрова на стихи В.И. Лебедева Кумача. Написана в июне 1941 г., через три дня после начала Великой Отечественной войны*. Утром 24 июня на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи В.И … Лингвострановедческий словарь
Священная война (зачения) — Священная война Священная война (песня) Священные войны в Древней Греции См. также Религиозные войны … Википедия
Священная война (Краков) — Священная война польск. Święta Wojna 92 матча с 1906 года … Википедия
Священная война (значения) — Священная война (песня) патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» Религиозные войны … Википедия
Священная война (песня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Священная война (значения). Начало песни[1] Композитор: А. Александров Слова: В. Лебедев Кумач 1 Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмн … Википедия
Священная война (355-346) — Третья Священная война Македония к 336 до н. э. Дата около 356 346 до н. э. Место Греция … Википедия
Священная война (355—346 до н. э.) — Третья Священная война Македония к 336 до н. э. Дата около 356 346 до н. э. Место Греция … Википедия
Священная война Эллады — Священные войны в древней Греции были связаны с существованием амфиктионийского союза, имевшего религиозный характер и заключавшего некоторые зародыши международного греческого права: все члены его давали клятву охранять неприкосновенность… … Википедия
Почему «Священная война»?
Испокон веку, когда на наш народ обрушиваются несчастья: засухи, наводнения, эпидемии или нашествия иноплеменников, это в первую очередь воспринимается как наказание за грехи и служит поводом к покаянию, к сугубой молитве и исправлению жизни. Так было всегда. Так было и в ту страшную войну.
Наказание Божие… Здесь надо правильно понимать. Бог не творит зла, Бог благ и благость его простирается на всех людей. Но быть причастником этого добра, этого блага или отвергнуть его – это лежит уже в области человеческой свободы, личного выбора. И вот, когда большинство в народе отрекается от веры, от Бога, — душами этих людей овладевает иной дух, который именуется «человекоубийцей искони» и тогда, после первой эйфории упоения грехом, валятся на головы несчастных людей неизмеримые и страшные несчастья и беды. Но случается это не потому, что Бог так захотел, а потому, что люди сами себя наказали, отвернувшись от действительного блага и доверившись обманчивой и призрачной мечте.
Вот так случилось с нашим народом, когда он попрал духовные основы собственной жизни. Начавшаяся же война – эта великая беда, стала серьёзным поводом к покаянию и возвращению к вере. Знаете, как говорят: «на войне атеистов не бывает». И действительно в самых мучительных, тупиковых обстоятельствах, когда надежда на себя, на власть или идею – все эти надежды превращаются в ничто и жизнь человека так очевидно зависит от одного только Бога – всякий человек естественным образом обращается к Нему с молитвой.
Фото: Николай Сотсков, photosight.ru
И, думается, на полях сражений… в блокадном Ленинграде… в оккупации… в тяжких трудах в тылу – во всех этих невыносимых и мучительных обстоятельствах оживала в народе вера и молитвы возносились от многих и многих сердец, и жизнь народа подспудно, исподволь преображалась, возвращаясь к духовным истокам.
Внешне это преображение нашло выражение в восстановление церковной жизни, в открытие храмов, в возвращении из тюрем и ссылок священников.
Так отступление от Бога, повлекшее за собой страшное пленение злу, повело наш народ по трудному и тернистому пути опытного познания добра и зла, по пути, который неизбежно выпадает всякому, кто не желает быть послушным Богу, а хочет «попытать счастья» на стороне.
И именно вера, обретаемая в сокровенных тайниках сердца, многим помогла пережить все те непостижимые ужасы, которые принесла в нашу жизнь безбожная власть, а затем и страшная война…
Мне вспоминается случай…
Как-то я соборовал женщину, и она рассказала мне о смерти своего отца. Он родился в Сибири, был крещён, но отлучён, как и большинство его соотечественников от православной веры, от жизни церковной. Впрочем, старался жить по совести, честно… Он воевал, пережил все ужасы той войны, тяготы окопной жизни, был ранен… но о вере, об отношении к Богу никогда и ни с кем не заговаривал. Даже с родными.
И вот, уже на склоне лет он тяжело заболел. Состояние его становилось всё хуже и хуже, так что он уже и не вставал. И вдруг однажды – рассказывает его дочь, — отец поднялся, сел на кровати, достал из кармана рубашки фотографию покойной жены, поцеловал её, неспешно перекрестился, сказал: «Пора!», лёг и умер…
И вот эта кончина, её необычность… так потрясла дочь, что она и несколько лет спустя вспоминала этот случай с такими словами: «Я, понимаете, и подумать не могла… не догадывалась никогда, что он верующий. »
Мне почему-то думается, что эта скупость в выражении веры в прежнем поколении, в поколении, пережившем войну – она очень многого стоит. За этой малостью стоит очень многое, в то время, как у нас наоборот – за всем нашим «суетным благочестием», к сожалению, часто стоит мизерный личный опыт и цена наших, вроде бы правильный поступков и слов остаётся такой же мизерной.
Вот удивительно, непостижимо… Многие из тех, кто уже, казалось, окончательно был пленён «счастливой придумкой» коммунизма, вдруг осознали со всей очевидностью, что это именно придумка и не более. Как будто ветер подул и сдёрнул завесу тумана, обнаружив отрадную в своей неподкупности правду: мир не таков, каким его представляют полит-агитки, он глубже и в основании его лежит вечное общение Бога со своими пусть даже заблудшими, но всё же любимыми детьми.
И пусть многие так и не открыли другим это произошедшее в душе изменение, так и таили в глубине сердца это открытие до конца… но победа внешняя над врагом, ознаменовала, как мне кажется вот эту внутреннюю, главную победу правды над ложью, света над тьмой, жизни над смертью.
Послевоенное ощущение, очень сильное, которое помнят все жившие в то время – это ощущение именно жизни… иной, глубинной, подлинной, высокой, простирающейся даже за грань земного бытия. Вот почему все эти поминовения о погибших, все эти рассказы ветеранов и воспоминания о Войне – вот почему они дышали и дышат вечностью, живой реальностью, большей, чем можно объяснить с точки зрения узкой идеологии. Этой вечностью, правдой вечности и жили люди в послевоенное время. И это было по-настоящему важно. Это новое, глубинное измерение жизни и было главной победой в той войне.
Но теперь мы эту глубину теряем. Снова идём по пути мельчания и упоения ложной идеей. Только на этот раз эта идея земного рая не коллективна, а «индивидуальна». Но манит она и влечёт и губит не в меньшем охвате и масштабе, чем та – прежняя. И так же как тогда — нам непременно нужно эту прелесть, это обольщение преодолеть и вопрос только в том, сделаем ли мы это сознательно, как повзрослевший и умудрённый трагическим опытом народ или снова Господь поведёт нас путём великих страданий, которые есть последнее, крайнее средство очищения, исправления упрямой и своенравной души.
Та война была священной именно потому, что она смахнула как пыль с души всё наносное и обнажила её вечную, исконную суть. И можно с уверенностью сказать, что многие из тех, кто пережили ту войну, пережили истинный и личный опыт богопознания и в глубине души носили, хранили его как высшую правду, как высшую ценность жизни.
Фото: sosnovaketrin, photosight.ru
Бесчувствие подлинного значения той победы – вот беда нынешнего поколения и преодолевать эту беду можно только методом кропотливой реставрации. Знаете, когда древняя икона превращается за века в чёрную доску, все мы понимаем, что нужна ювелирная, тончайшая работа, многое терпение, многое время, для того, чтобы было явлено прежнее величие образа в его первозданной красоте. Так было некогда и с Троицей Рублёва.
Вот так и сейчас, в отношении потемневшей души народа – нужно время кропотливых трудов, чтобы очистить богозданный лик от копоти и греховных наслоений последних десятилетий. Но если эта работа будет совершаться, то она обязательно принесёт плоды и эти плоды будут радостны и светлы.
Наша война продолжается. Это война «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Она идёт и мы все, верующие, призваны в этой войне участвовать. И единственный залог Победы в этой войне – это возвращение к духовным, нравственным истокам нашей жизни. К истокам святой православной веры.
Та Победа, которую мы празднуем сегодня – это не апогей, не высшая точка, о которой можно вспоминать с беспечностью – это только веха на пути к главной победе, которая уже свершилась в мире, но причастником которой нам всем ещё предстоит стать. Так что почивать на лаврах могут разве что ветераны, а нам надлежит продолжить их дело, чтобы и самим стать победителями.
Царство небесное всем, победившим в той войне, обретшим и сохранившим веру! Царствие им небесное и вечный покой. А нам да дарует Господь их молитвами силы и решимость стоять за Божью правду до победного, святого конца!
Священная война
Священная война
Название и слова из песни (1941), написанной композитором Александром Александровым на стихи поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача (1898-1949).
Фраза-символ Великой Отечественной войны.
Смотреть что такое «Священная война» в других словарях:
Священная война — У этого термина существуют и другие значения, см. Священная война (значения). Начало песни[1] Композитор: А. Александров Слова: В. Лебедев Кумач 1 Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой.… … Википедия
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА — Патриотическая песня А.В. Александрова на стихи В.И. Лебедева Кумача. Написана в июне 1941 г., через три дня после начала Великой Отечественной войны*. Утром 24 июня на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи В.И … Лингвострановедческий словарь
Священная война — ♦ (ENG holy war) война, санкционированная религией. Часто С. в. носили религиозный характер, их цель состояла в защите или распространении веры. Идея С. в., как этически необоснованная, оспаривается теми, кто не считает, что применение… … Вестминстерский словарь теологических терминов
Священная война (зачения) — Священная война Священная война (песня) Священные войны в Древней Греции См. также Религиозные войны … Википедия
Священная война (Краков) — Священная война польск. Święta Wojna 92 матча с 1906 года … Википедия
Священная война (значения) — Священная война (песня) патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» Религиозные войны … Википедия
Священная война (песня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Священная война (значения). Начало песни[1] Композитор: А. Александров Слова: В. Лебедев Кумач 1 Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмн … Википедия
Священная война (355-346) — Третья Священная война Македония к 336 до н. э. Дата около 356 346 до н. э. Место Греция … Википедия
Священная война (355—346 до н. э.) — Третья Священная война Македония к 336 до н. э. Дата около 356 346 до н. э. Место Греция … Википедия
Священная война Эллады — Священные войны в древней Греции были связаны с существованием амфиктионийского союза, имевшего религиозный характер и заключавшего некоторые зародыши международного греческого права: все члены его давали клятву охранять неприкосновенность… … Википедия
Бейся, песня: как «Священная война» помогла стране победить
В чем тайна гимна защиты Отечества, текст которого 79 лет назад опубликовали «Известия»
На газетной передовице эти несколько строф заняли небольшую колонку справа, внизу. Тогда вряд ли можно было предположить, что вскоре из этого текста родится песня, которая станет настоящим символом подвига советского народа и борьбы против захватчика.
«Эта песня поддерживала наш дух»
В газете стихи прочитал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Александров. И в тот же день положил их на музыку. Еще день заняли репетиции, а уже 26 июня коллектив исполнил «Священную войну» на Белорусском вокзале, с которого советские солдаты отправлялись на фронт.
Успех был невероятным. Музыканты повторяли номер снова и снова, слушатели — рыдали. Вскоре призыв «Вставай, страна огромная…» зазвучал по радио и дошел до каждого дома и до каждого сердца огромной страны.
— На фронт приезжали ансамбли, в том числе заводские. Завод имени Лихачева, где я работал, тоже посылал такие бригады самодеятельности. «Священная война» всегда была в их репертуаре. Эта песня поддерживала наш дух, вдохновляла на боевые подвиги. После таких концертов было уже совсем другое настроение, — поделился с «Известиями» ветеран войны Сергей Колонин.
На фронте «Вставай, страна огромная…» пели артисты и простые солдаты, аккомпанируя себе на баяне. Под ее звуки всё новые и новые эшелоны отправлялись на передовую, а в тылу свершались трудовые подвиги, без которых победа была бы невозможна. И, конечно, эта музыка и эти стихи побуждали множество мальчишек стать добровольцами и внести свой вклад в разгром фашистов.
— «Священную войну» мы слушали по радио, пели сами. Она мобилизующе действовала на советский народ, — вспоминает первый зампредседателя Московского городского совета ветеранов Расим Акчурин.
— Даже сейчас, когда звучит эта песня, у меня от ее величия пробегает мороз по коже. А тогда мы, пацаны, под впечатлением от нее, под влиянием патриотических чувств пытались убежать на фронт. Забирались в эшелоны и ехали. Конечно, нас, как правило, находили и ссаживали через несколько остановок, отправляли в милицию. Но какую силу эта песня имела! Она действительно подняла наш народ на защиту своей Родины.
«Произведение, созданное на высшем уровне»
Музыка «Священный войны» проста и лаконична — всего 16 тактов (не считая одного такта вступления), причем четыре последних почти в точности повторяют первые. Тема закольцована. Но в этой простоте — невероятная внутренняя сила. После краткого куплета сдержанная мелодия, как пружина, «расжимается» в припеве, охватывает более широкий диапазон, а скорбный минор сменяется вдохновляющим мажором.
Необычна и ее ритмическая сторона. На это в беседе с «Известиями» обратил внимание легендарный композитор, народный артист России Александр Зацепин, только что вылечившийся от коронавируса, а в детстве заставший войну.
Сильная доля в музыке менялась, а шаг был ровный, — рассказал Александр Зацепин. — Это произведение, созданное на высшем уровне. Проникновенная мелодия Александрова, патриотические стихи Лебедева-Кумача и, конечно, хоровое исполнение — всё вместе вызывало какие-то неподдельные эмоции. Хотелось выпрямиться и подпевать.
Как и «Марсельеза», родившаяся за одну ночь из-под пера инженера Руже де Лиля, «Священная война» — плод гениального озарения. Но, в отличие от француза, Александров имел консерваторское образование, и почва для появления одной из двух его самых знаменитых мелодий (вторая — гимн СССР, ныне российский) была подготовлена.
Еще в 1938 году он написал «Песню о Климе Ворошилове» — сходство между двумя композициями слышится сразу. Однако прославление маршала моментально выветривается из головы, а вот «Священную войну» после прослушивания уже не забыть.
Объяснить секрет воздействия этой музыки невозможно, считает председатель правления Союза композиторов, народный артист России Рашид Калимуллин.
— Песня имеет потрясающую внутреннюю энергетику. Дрожь берет, когда ее слышишь. Какими средствами композитор добился этого — тайна. Вроде простые аккорды — а сила неимоверная, — поделился с «Известиями» Рашид Калимуллин. — Она действует на людей и поныне. Ровно за месяц до Дня Победы я, сидя на самоизоляции, объявил на своей страничке в Facebook флэшмоб: сыграл «Священную войну» на баяне и предложил своим друзьям тоже поделиться такими записями. Отклик был потрясающий. Эта музыка не устаревает.
История песен о войне, так или иначе связанных с нашей газетой, получила продолжение в 1965 году, вспоминает ведущий исторического клуба «Известий» Станислав Сергеев. Журналист — известинец Владимир Курасов написал стихотворение под названием «Последний солдат», где были такие строки: «Наверное, там даже холмика нет, / Быть может, там выращен сад, / Где встретился с пулей в прошедшей войне / Последний, последний убитый солдат».
Эти стихи прочёл композитор Арно Бабаджанян. Он никогда не писал музыкальное сопровождение к готовым словам — обычно искал текст к уже созданной музыке. Но стихи журналиста «Известий» настолько запали ему в душу, что он изменил своему правилу и быстро написал одноимённую песню. Она мгновенно стала популярной, ее исполняли лучшие артисты, в том числе Георг Отс и Муслим Магомаев. Включил ее в свои концерты и легендарный Хор им. Александрова.
Слова Василий Лебедев-Кумач, музыка Александра Александрова
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!
Над текстом работали:
Сергей Уваров, Валерия Нодельман, Зоя Игумнова, Марина Иванова
Возникновение понятия Священная война.
Евгения Генина
Радомысл Волков
Евгения Евгения
Ислам призывает к убийству, у них это по корану
Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду.Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный.
— Аят Меча, Коран, 9:5
(Коран, сура 5):
37(33). Действительно, воздаяние тех, которые воюют c Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены y них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них — позор в ближайшей жизни, a в последней для них — великоенаказание.
А в христианстве где вы видели призыв к убийству? Он есть?
То, что люди убивают других под прикрытием освобождения Гроба Господня- это бандитизм, и к христианскому учению отношения не имеет.
Евгения, как у вас пальцы такое печатают, как вы можете сравнивать ислам и христианство, тем более все таки речь идет о католицизме, а не о православии! Или вам все одним цветом?!
Евгения Генина
Василий Вл.
Евгения Генина
Василий Вл.
По свидетельству очевидцев сами франки были поражены тем кошмаром, который они же устроили (когда «кровь людей лилась до узд конских»).
Это по Вашему тоже было «делом неподобающим христианам» и «уподоблением муслимам» ?
Евгения Генина
Это по Вашему тоже было «делом неподобающим христианам» и «уподоблением муслимам» ?
Евгения Генина
Василий Вл.
Юлия Православная
Супер Модератор
ВСЕ НЕ тАК ПРОСТО. Давайте проследим хронологию до первого крестового похода.
Очень важно проследить временной период от начала «миротворческой» деятельности Мухаммада до 1 (!) крестового похода. Почувствуйте временной промежуток и насыщенность событиями:
463 года (. ) со дня смерти Мухаммеда до начала первого освободительного крестового похода.
Gil, M. A History of Palestine, 634-1099 (Cambridge: Cambridge University Press, 1992)
Гил в книге «История Палестины, 634-1099» упоминает следующие события:
• В начале восьмого века семьдесят христианских пилигримов из Малой Асии были казнены правителем Цесарии, за исключением семерых, которые приняли ислам.
• Вскоре после этого шестьдесят пилигримов, также из Малой Асии, были распяты в Иерусалиме
• В конце восмього века мусульмане атаковали монастырь Святого Феодосия около Вифлиема, вырезали монахов и разрушили две церкви неподалеку
• В 796 мусульмане сожгли живьем двадцать монахов из монастыря Мар Сабы
• В 809 году были многочисленные атаки на множество церквей, женских и мужских монастырей в и вокруг Иерусалима. Были многочисленные случаи изнасилований и убийств
• Такие атаки возобновились в 813
• В 923 году в Вербное Воскресенье была новая война жестокости. Церкви были разрушены, многие погибли.
Согласно сирийскому историку 12го века аль-Азми в 1093 году мусульмане Палестины не давали возможности христианским пилигримам пройти в Иерусалим. Он также предполагал что рассказы выживших вернувшихся домой пилигримов послужили причиной организации Крестовых Походов. Говоря о выживших аль-Азми ясно утверждает что там было массовое убийство многих из них.
Runciman, Sir Steven, A History of the Crusades (Cambridge: Cambridge University Press, 1951), vo1 p35
(в онлайне можно прочесть здесь:
http://books.google.com/books?id=uDj9sNezWzEC&pg=..,+Sir+Steven,+A+History+of+the+Crusades&cd=1#v=onepage&q=haikim&f=false)
Хаким – шестой фатимидский халиф Египта, который взял контроль над Святой Землей “приказал сжечь или конфисковать все христианские церкви (в результате около тридцати тысяч было сожжено или разграблено».
Biddle, Martin, The Tomb of Christ (Thrupp, UK: Sutton Publishing, 1999), p.72
Согласно арабскому хроникеру одинадцатого века Яхье ибн Саиду из Антиохии, Хаким приказал Яруку, правителю Палестины “уничтожить церковь (Гроба Господня), снять ее символы и избавиться от всех следов и напоминаний о ней”. Сын Ярука с двумя сотоварищами “забрал себе все внутреннее убранство и разрушил церковь до основания, за исключением того, что невозможно было разрушить… (и они) сильно старались разрушить гробницу и уничтожить все ее следы, и он фактически разбил и уничтожил большую ее часть”.
Атаки на пилигримов
Анналы Баварского монастыря в Нидерлатаике, написаны между 1073 и 1076гг.
В этих анналах описывается упомянутое выше паломничество епископа Гюнтера из Бамберга. Количество пилигримов – 7000. Погибо две трети, то есть более 4500.
Вот отрывок из этой летописи:
“Оставшись на несколько дней в Латакии они вышли встретить большое количество тех, кто возвращался из Иерусалима. Эти люди рассказали о смерти многих своих компаньонов и о трагедиях, которые им пришлось пережить и показывали свои еще кровоточащие раны. Они громко утверждали, что никто не може пройти этим путем, поскольку жестокая раса Арабов контролировала всю территорию жажда человеческой крови”
Об этом же событии упоминается в хронике написанной вскоре после 1077 гда монахом Ламбертом. Вот отрывок из этой хроники, описывающий атаку арабов на пилигримов:
“Варвары, которые вышли из своих городов и полей чтобы увидеть этих людей были движимы великой надеждой и жаждой наживы. Когда пилигримы были на небольшом расстоянии от Рамы, в Страстную Пятницу около третьего часа дня они были атакованы марадерствующими арабами. Эти арабы, узнавли о приближении этих людей и атаковали их вооруженной толпой для того чтобы ограбить.
Многие христиане думая что они должны полагаться на свою религию и поддержку и спасение, доверли свою защиту Богу, а не оружию когда они отбывали в дальние края. В результате этой атаки они были повержены со многими ранами и ограблены. Среди них был Вильям – архиепископ из Триера, чья рука была практически парализована от ран. Он был оставлен голым и полумертвым.
Другие христиане отбивались как могли бросая камни – которых было достаточно благодаря местой природе – не для того, чтобы отвести беду, но скорее как отчаяная мера ради избежания грозящей смерти”.
Изнасилование настоятельницы монастыря
Из жизни Епископа Альтманна из Пассау
“Во время этого паломничества случилось незабываемое событие, которое я приведу как пример для того, чтобы те, кто упрямо противится совету мудрых получили это ужасающее предупреждение.
Одной из паломниц была благородная аббатиса, привлекательная внешне и очень духовная. Вопреки хорошим советам она оставила попечение сестер и отправилась в паломничество, которое было связано с опасностью. Она была поймана язычниками, которые насиловали ее на виду у всех, пока она не умерла. Это событие вызвало возмущение всех христиан”.