светская страна что это значит
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Полезное
Смотреть что такое «СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО» в других словарях:
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО, в конституционном праве государство (см. ГОСУДАРСТВО), в котором церковь отделена от государства, разграничены сферы их деятельности. В светском государстве не существует государственной или обязательной религии, признается… … Энциклопедический словарь
Светское государство — государство, свободное от какого либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность ее политических и правовых институтов, на систему государственного образования и… … Теория государства и права в схемах и определениях
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Юридический словарь
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Юридическая энциклопедия
Светское государство — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Энциклопедический словарь экономики и права
светское государство — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Большой юридический словарь
Светское государство — это конституционно правовая характеристика государства, которая включает в себя взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и церкви в дела государства, что находит выражение в четком разделении сфер компетенции и… … Большой юридический словарь
Светское общество — Светское государство государство, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью… … Википедия
Светское государство
Светское государство — государство, появившееся в результате отделения церкви, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.
Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками.
В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех конфессий равны перед законом.
Не полностью религия отделена от государства и в Израиле.
Сейчас важное значение имеет реализация принципа светскости, что предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Принцип светскости способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти.
В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: 1) наличие партнерства государства и религиозных организаций и 2) степень влияния религии на правовую систему государства. Данные критерии позволяют выделить 4 типа светских государств: преференциальный, эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни), контаминационный, идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями)[1].
Разные типы светских государств, существующие в современном мире, являются закономерным итогом развития общества. Формирование определенного типа светского государства обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями общественной динамики.
Российская Федерация – светское государство
Особенности светского государства
Российская федерация — светское государство. Таким государством признается такое, в котором государство и религия отделяются друг от друга.
Государство и органы государства отделены от церковных и религиозных объединений, не вмешиваются в их работу. В свою очередь последние не могут вторгаться в работу как государства, так и его органов.
Россия — светское государство, которое предполагает отсутствующую власть церкви над государственными органами. Для церкви в этом случае не допускается исполнение определенных функций государства, для государственных органов при этом отсутствует требование от государственных служащих обязательного вероисповедания. Страна и ее правление не признает юридическое значение церковных актов и правил религии в качестве правовых источников, которые обязательны для определенного человека. Также светское государство не должно заниматься финансированием расходов любых церковных организаций.
Россия как светское государство
Ст. 14 Конституции РФ признает нашу страну светским государством, поэтому данное положение можно считать определяющим в отношении государства к религии.
Если взять во внимание светскую природу нашей страны, то здесь религиозные объединения отделяются от государства. Это характеризуется тем, что, в первую очередь, никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной (государственной). Во-вторых, государство не имеет права возложить ни на одну религиозную организацию функции государства, вмешиваясь в их деятельность.
Таким образом, в основе отношений религии и государства в РФ лежит взаимное невмешательство.
Концепция светского государства получила развитие в прочих конституционных нормах, включая федеральные законы. Конституция РФ провозглашает равноправие и свободу разных вероисповеданий, религиозных направлений и конфессий (статьи 19 и 28). Федеральными законами дается гарантия свободы совести, невмешательства церквей, религиозных объединений в работу государства, местного самоуправления (и наоборот).
То, что РФ светское государство на практике не исключает возможности для предоставления льгот и оказания требуемой материальной помощи церквям и религиозным объединениям, включая цели обеспечения прав религиозных меньшинств. Тем не менее, законодательно должны быть даны гарантии равных прав для любых религиозных объединений в случае получения определенных льгот и материальной помощи.
Порядок и характер взаимоотношения религиозных объединений и государства с обществом определяет № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Статья 4 данного Закона конкретизирует конституционный принцип, который касается отделения религиозных организаций от государства. В нем определены отношения между государством и религиозными объединениями. Если придерживаться этого принципа, то РФ в качестве государства не должна:
Отделение любой религиозной организации от государства не должно повлечь за собой ограничения никаких прав участников этих организаций. Они могут в качестве граждан принимать участие вместе с другими в управлении делами страны, выборах, работе политических партий или движений и др.
При наличии просьб религиозных организаций определенные органы государственной власти в РФ имеют право на объявление религиозных праздников нерабочими (праздничными) днями на некоторых территориях. Так, в нашей стране такой нерабочий праздничный день признан 7 января (Рождество Христово).
Взаимоотношение между церковью и государством в РФ
Согласно статье 14 второй части Конституции РФ религиозные объединения имеют равенство перед законом. Данное положение необходимо рассматривать шире, чем его буквальное значение. Здесь предполагается равенство как отдельных объединений, так и религий в целом. Анализируя принцип равноправия невозможно избежать вопроса присутствия исторических и социальных условий развития религий в нашей стране. Православие является ведущей конфессией, что в России сложилось в ходе истории. Сегодня большая часть верующих людей в РФ – православные. Подобную особенность отмечает преамбула ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Преамбула отражает положение, что ФЗ был принят при условии действия РФ в качестве светского государства, где признается особое значение православия в истории страны, в ее становлении и развитии. Одновременно с этим необходимо уважение к другим христианским религиям, включая буддизм, ислам, иудаизм, поскольку они составляют неотъемлемый элемент исторического наследия народностей России.
В основе официальной позиции православной церкви, включая ее отдельных представителей, лежит то, что базовой составляющей отношений государства и церкви в светском государстве должна являться не концепция их противопоставления, а гармония и согласие.
С провозглашением отделения государства от церкви нельзя проводить политику конфессионального безразличия, где власть страны будет находиться в позиции атеизма. Концепция гармонии и согласия с государственной властью должна быть распространена на любую религию и конфессию, которые сотрудничают с ней ради интересов людей и соблюдают Конституцию и законы РФ.
Статья 14 Конституции Российской Федерации
Последняя редакция Статьи 14 Конституции РФ гласит:
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Комментарий к Ст. 14 КРФ
1. Определение России как светского государства означает: отсутствие законной церковной власти над органами государства и гражданами; отсутствие исполнения церковью, ее иерархами каких-либо государственных функций; отсутствие обязательного вероисповедания для государственных служащих; непризнание государством юридического значения церковных актов, религиозных правил и т.п. как источников права, обязательных для кого-либо; отказ государства от финансирования расходов какой-либо церкви и другие правила этого рода. Определив Россию как светское государство, Конституция тем самым устанавливает эти положения. Вместе с тем в понятие светского государства входит и ряд других его признаков, прямо указанных в нескольких статьях Конституции или вытекающих их этих статей. Прежде всего это установление ряда индивидуальных и коллективных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина: свобода совести и вероисповедания (ст. 28), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений (ч. 2 ст. 19), принадлежности к религиозным объединениям (ч. 2 ст. 14), запрещение разжигания религиозной розни (ч. 5 ст. 13), ненависти или вражды, пропаганды религиозного превосходства (ч. 2 ст. 29) и любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19), недопущение принуждения кого-либо к выражению своих религиозных убеждений или к отказу от них (ч. 3 ст. 29). Светскому характеру демократического государства, в котором человек, его права и свободы, в том числе свобода совести, являются высшей ценностью, признаваемой, соблюдаемой и защищаемой государством, не противоречит и право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой по религиозным мотивам (ч. 3 ст. 59).
Одно из важных требований к светскому государству выражает Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в ст. 18: «Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору». Государство должно само не подвергать никого такому принуждению и не позволять этого никому.
В некоторых других государствах, где, как и в России, светский характер государства сочетается с преобладанием одного из вероисповеданий среди верующих граждан, конституции фиксируют оба эти обстоятельства, однако не называя государство светским. Конституция Испании 1978 г. в ст. 16 гарантирует индивидам и их сообществам свободу идеологии, религии и культов без ограничений в их проявлениях, кроме ограничений, необходимых для охраняемого законом общественного порядка. Никто не должен заявлять о том, какой идеологии, религии или веры придерживается. Никакое вероисповедание не является государственным; публичные власти только принимают во внимание существующие вероисповедания и поддерживают отношения с католической церковью и прочими религиозными общинами.
Это происходит и в некоторых странах с преобладанием среди населения православных христиан. Так, Конституция Греции, демократически решая вопрос о свободе совести и равноправии религий, вместе с тем устанавливает: «Господствующей в Греции религией является религия восточноправославной церкви Христовой» (ст. 3). Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 13 Конституции Болгарии.
В ряде решений Европейского Суда по правам человека подчеркнуто, что если конституционное равноправие верующих граждан и религий соблюдается, то констатация количественного преобладания той или иной религии в Конституции этой страны не противоречит правам и свободам человека в данной сфере.
Есть и государства, где государственная религия господствует безраздельно. Таковы, например, некоторые мусульманские страны (Иран, Саудовская Аравия и др.).
Но даже там, где никакая религия не имеет юридического статуса государственной, официальной или хотя бы традиционной, иногда одна из существующих церквей нередко проявляет стремление создать для себя преобладающее правовое положение в общегосударственном или региональном масштабе, используя многовековую традицию части населения и полуофициальную поддержку властей.
Поэтому лидеры ряда других конфессий неоднократно заявляли в печати о том, что, по их мнению, высшие органы государственной власти РФ не всегда считаются с правами и законными интересами этих конфессий и ведут себя так, будто Россия только православная и только славянская страна, хотя не менее 20 процентов ее населения не славяне и даже традиционно не христиане.
По-видимому, со светским характером государства, свободой совести и вероисповедания, равноправием религий и церквей, как и с правом каждого «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой», свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения (ст. 28), не вполне согласуются попытки защищать только традиционные массовые религии от «зарубежной религиозной экспансии» и прозелитизма, для чего в условиях светского государства вряд ли имеются вероисповедные основания.
Иногда в связи с этим выдвигаются предположения о том, что в деятельности некоторых органов власти в России и РПЦ (МП) проявляется стремление к превращению этой Церкви в церковь государственную, явно противоречащее Конституции. Никакие устремления клерикального характера несовместимы со светским характером государства и конституционными правами человека и гражданина.
Но определенные формы взаимодействия между ними существуют. Государство в соответствии с законом охраняет индивидуальные и коллективные права и свободы верующих, законную деятельность их объединений. Последние имеют право участвовать в культурной и социальной жизни общества.
Эти общественные отношения еще до принятия Конституции РФ 1993 г. были урегулированы прежней Конституцией и Законом от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий» (Ведомости РСФСР. 1990. N 21. ст. 240). Согласно им, отделению религиозных объединений от светского государства противоречили: организация богослужений в государственных учреждениях и на государственных предприятиях, помещение в них предметов религиозной символики, государственное финансирование деятельности религиозных объединений, участие государственных должностных лиц в качестве таковых (а не в качестве частных лиц, обычных верующих) в религиозных церемониях, строительство храмов и т.п. за счет государственных средств, попытки сформировать какое-либо отношение к религии или преподавание религиозных дисциплин в государственных учебных заведениях. В частности, ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы» (СЗ РФ. 1995. N 31. ст. 2990) запретил государственным служащим использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры религиозных объединений. В негосударственных учреждениях, предприятиях, школах и т.п. все это возможно.
Тот же Закон конкретизировал конституционное положение о равенстве религиозных объединений в светском государстве перед законом. Ни одна религия, Церковь или иное религиозное объединение не имеют права пользоваться никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Поэтому любые проявления подобных тенденций были признаны незаконными.
В частности, в ст. 5 указанного ФЗ N 125-ФЗ установлено, что религиозные организации, действуя в соответствии с законодательством РФ и своими уставами, вправе создавать свои образовательные учреждения. А в государственных и муниципальных образовательных учреждениях их администрация получила право по просьбе родителей (или замещающих их лиц), с согласия детей, обучающихся в этих учреждениях, и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Религиозные группы такого права не получили.
Вместе с тем Закон препятствует созданию и деятельности тех религиозных объединений, которые причиняют вред здоровью граждан, побуждают их к незаконному отказу от исполнения их обязанностей или к противоправным действиям. С этой целью установлена обязательная ежегодная перерегистрация религиозных объединений в течение 15 лет после их образования; в это время им запрещено заниматься многими названными выше видами деятельности. Такое ограничение прав религиозных объединений, которые не были допущены в России воинственно-атеистическим коммунистическим партийно-государственным режимом, и признание тех организаций, которые по каким-то причинам были допущены этим режимом, вряд ли соответствует конституционным принципам ст. 14 в демократическом правовом обществе и светском государстве.
Конституционность этих мер против миссионерской деятельности и прозелитизма представляется весьма сомнительной.
В Определении от 13 апреля 2000 г. N 46-О (ВКС. 2000. N 4. С. 58-64). Конституционный Суд признал, что обжалованные НРРОИ положения ФЗ 1997 г. N 125-ФЗ прав НРРОИ не нарушают, как это следует из названного Постановления 1999 г. Но судья Конституционного Суда РФ Л.М. Жаркова выступила с особым мнением по этому Определению 1999 г., сделав убедительный, на наш взгляд, вывод о том, что обжалованные положения Закона 1997 г. носят дискриминационный характер, ограничивают свободу вероисповедания, нарушают конституционные принципы равенства граждан и религиозных организаций перед законом, равноправия граждан и соразмерности ограничения основных прав и свобод конституционно значимым целям и, таким образом, не соответствуют Конституции РФ, ее ст. 14 (ч. 2), 19 (ч. 1 и 2), 28 и 55 (ч. 3) и др. (ВКС. 1999. N 6. С. 33-36).
Кроме того, предусмотренное в ст. 14 и 28 Конституции (см. комм. к ст. 28) право каждого в светском государстве исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать религиозные и иные убеждения, иметь и распространять их и т.д. связано с установлением в ч. 4 ст. 29 Конституции России правом свободно иметь, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в данном случае о любых религиях. Ведь свободный выбор между любыми религиозными и нерелигиозными убеждениями, программами и т.п. невозможен без полной и свободной информации о них. Поэтому ограничения этой свободы вызывают серьезные сомнения и возражения, разумеется не относящиеся к преступным призывам и действиям, только маскируемым под распространение тех или иных убеждений.
Светское государство: понятие, признаки, типы и примеры
Общее представление об основных типах государственно-церковных отношений
Вопросы религии являются одними из самых сложных проблем, стоящих перед современными государствами. Религиозные вопросы, наряду с национальными и этническими, — это вопросы об идентичности нации, о духовно-нравственной жизни общества, которые не могут быть безразличны для государства.
Всем известным примеры из мировой истории, как религия может сплачивать и разъединять народы и нации. Поэтому практически любое государство уделяет вопросам государственно-церковных взаимоотношений особое место, как правило, закрепляя их основы на конституционном уровне.
В настоящее время выделяются 3 основные модели взаимодействия государства и религиозных объединений:
Между тем, такая классификация несколько схематична, поскольку с позиций точного основания деления все государства можно разделить только на два вида: светские и не светские.
Клерикализм в современном значении больше характеризует политическое направление, которое использует религию и церковь для усиления своего воздействия на общество.
Поэтому в современной типологии клерикальные государства относят к полу-светским и в целом рассматривают как разновидность светских государств, хотя не все авторы соглашаются с такой точкой зрения.
В русском языке слово «светский» означает нецерковный, мирской, гражданский. Синонимом «светского государства» является «секулярное государство».
В настоящее время во всем мире насчитывается около 200 государств, при этом более половины из них официально являются светскими, и их количество в последние 250 лет увеличивается.
Есть и обратная тенденция – из светского государства оно может превратиться в религиозное, хотя такие примеры единичны и как правило, представляют собой исключение из общих правил. Например, Иран до Исламской революции 1979 г. был секуляризованным имперским государством, замененным затем на Исламскую Республику.
Светское государство по праву связывается с демократическим государством, поскольку в нем религия является частным делом каждого человека и за индивидом сохраняется свобода выбора в данном вопросе.
Иногда можно встретить утверждение, что светское государство – это атеистическое государство. Однако это ошибочное утверждение. Светское государство не поддерживает ни религию, ни безбожие (атеизм), сохраняя нейтралитет в данном вопросе.
Признаки светского государства
Какое государство является светским и какие признаки позволяют отличить его от иных типов государств с позиции государственно-церковных отношений, – это вопрос права.
При этом, в юридической науке представлен широкий плюрализм мнений на то, какие характеристики позволяют идентифицировать государство как светское.
Следует учитывать, что разработанные в правоведении теоретические признаки светского государства и реально существующие современные светские государства — это часто несовпадающие понятия.
Реальная жизнь дает такое разнообразие типов современных государств, что многие из них, даже официально провозгласив себя светскими, в то же время не вписываются в общепринятые теоретические конструкции светского государства.
В связи с этим, с позиции государствоведения иногда затруднительно дать ответ, является ли данное государство светским. Например, Аргентина является светским государством, но законодательно установлено, что «федеральное правительство поддерживает римско-католическую апостольскую религию». Аналогичная ситуация в Армении – хотя Конституция формально отделяет церковь от государства, однако Армянская Апостольская церковь официально является национальной церковью.
Этот список стран можно продолжать – Финляндия, Грузия, Канада, Израиль, Ирландия, Норвегия, Румыния, Турция и т.д. считаются светскими государствами, но отдельные законодательные положения, касающиеся государственно-церковных отношений, вызывают двусмысленность и неоднозначность в вопросах точной характеристики данных государств.
Чтобы проще понять сущность светского государства, важно понимать, что в нем Государство и Церковь – это два автономных образования, основные разграничения между которыми основываются на 3 аспектах:
Выделяемые в теории те или иные признаки светского государства основываются на трех вышеуказанных аспектах разграничения.
Итак, к основным характеристикам светского государства относятся:
Таким образом, светское государство – это государство, в котором с институциональной, функциональной и идеологической точек зрения государство и церковь выступают как автономные образования, они отделены и относительно независимы друг от друга, при этом гарантируются основные демократические права и свободы граждан и организаций в духовной сфере.
Основные типы светских государств
В зависимости от взаимоотношений между государством и церковью выделяются несколько основных типов светских государств:
1. Эквипотенциальный тип (от латин. «аequus» — равный) – государство позиционирует себя максимально внерелигиозно, стремится дистанцироваться и изолироваться от церкви и различных религиозных институтов. К иным признакам эквипотенциального светского государства относятся:
Эквипотенциальная модель характерна для современной Японии, КНР, Южной Кореи и США (только отчасти).
2. Преференциальный тип (лат. «praeferentia» — предпочтительный, преимущественный) – характеризует «мягкий» режим отделения религиозных объединений от государства.
В преференциальных светских государствах в силу исторической обусловленности выделяется одна (реже несколько, например, в Германии две — лютеранство и католицизм) религии, которым предоставляется льготный режим существования и деятельности.
Закрепление подобного статуса за определенной религией возможно официально, например, на конституционном уровне, либо неофициально, в силу сложившихся традиций. Например, в Конституции Дании официальная церковь, которая пользуется поддержкой государства, — это Евангелическо-лютеранская церковь (ст. 4), ее устав устанавливается законом.
Нужно обратить внимание на принципиальное положение о том, что законодатель использует термин «государственная религия», но не «общеобязательная». Таким образом, государство поддерживает определенную религию в силу, как правило, исторических традиций, но не навязывает ее гражданскому обществу как единственно возможную, сохраняя для граждан свободу совести и вероисповедания.
3. Контаминационный тип (лат. «contaminatio» — смешение, соединение) — границы между светской и религиозной системами в таком государстве размыты. Религиозное право оказывает влияние на правовую систему государства.
Несмотря на то, что конституции контаминационных стран закрепили отделение религиозных объединений от государства, на практике они играют важную роль, фактически являясь государственной религией. Например, в Лаосе, Шри-Ланке, Таиланде, Монголии такой религией является буддизм, в Индии и Непале — индуизм. Такая модель характерна и для государств так называемого исламского мира.
4. Идентификационный тип (лат. «identifico» — отождествление) — расширенное сотрудничество государства с несколькими религиозными объединениями на основе партнерства.
Отличие данного типа от преференциального заключается в том, что здесь более жесткое отделение государства от религиозных объединений, сотрудничество государства происходит с несколькими религиозными объединениями без ярко выраженного предпочтения, граждане сами активно заявляют свою религиозную идентичность.
Идентификационная модель наиболее подходит для многонациональных государств, которые имеют зачастую печальный опыт гонений на религию, в связи с чем исторические традиции бывают частично утеряны или реконструированы (Россия, Франция, Украина и др.).
Таким образом, несмотря на большое разнообразие типов и подтипов светских государств, во всех из них императивно установлен принцип отделения церкви от государства, который является основополагающим для характеристики светского государства.
В целом, жизнь показывает, что в реальной жизни не существует в абсолютном чистом виде светского государства.
Современная российская практика также демонстрирует отход от конституционных принципов светскости государства. Например, в обновленной в 2020 году Конституции Российской Федерации появилось положение о том, что Россия в целях сохранения государственного единства чтит память предков, сохраняя и веру в Бога (ч. 2 ст. 67.1).
Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.