световозвращатели дорожные что это
Световозвращатели дорожные что это
Дороги автомобильные общего пользования
Automobile roads of general use. Road retroreflectors. Technical requirements
Дата введения 2015-07-01
с правом досрочного применения
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» Министерства транспорта Российской Федерации (ФГУП «РОСДОРНИИ»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 февраля 2015 г. N 107-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32866-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.
ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 4, 2016 год; поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2017 год
Поправки внесены изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на дорожные световозвращатели, вновь устанавливаемые на автомобильных дорогах, дорожных сооружениях, предназначенные для повышения безопасности дорожного движения и улучшения зрительного ориентирования участников дорожного движения, и устанавливает технические требования к ним.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2084-77 Бензины автомобильные. Технические условия
ГОСТ 7376-89 Картон гофрированный. Общие технические условия
ГОСТ 7721-89 Источники света для измерения цвета. Типы. Технические требования. Маркировка
ГОСТ 8273-75 Бумага оберточная. Технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 32839-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Методы контроля
ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования
ГОСТ 33129-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Методы контроля
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дорожный световозвращатель (катафот); КД: Светосигнальное устройство со световозвращающим элементом (элементами) и элементами крепления, служащее для обозначения направления движения или местонахождения препятствия на дороге в темное время суток.
3.2 световозвращающий элемент: Часть дорожного световозвращателя с оптическими элементами (элементом), возвращающими свет.
3.3 световозвращающий элемент пленочного типа: Часть дорожного световозвращателя, изготовленная из световозвращающих пленок с очень высокой интенсивностью световозвращения, имеющих оптические элементы в виде системы микропризм.
3.4 световозвращающий элемент призматического типа: Часть дорожного световозвращателя, изготовленная из пластины, имеющей оптические элементы в виде системы призм.
3.5 световозвращающий элемент сферического типа: Часть дорожного световозвращателя, имеющая оптические элементы из отдельных сфер или изготовленная из пластины, имеющей оптические элементы в виде системы сфер.
3.6 оптический элемент: Оптическая система, отражающая падающий на нее свет в направлении, близком к направлению его падения.
3.7 рабочая поверхность оптического элемента: Поверхность оптического элемента, обеспечивающая эффект световозвращения.
4 Классификация световозвращателей
4.2 По размещению световозвращающих элементов на корпусе световозвращатели подразделяют на:
4.3 Световозвращающие элементы по типу (R) применяемых для их изготовления оптических элементов подразделяют на:
4.4 Пример условного обозначения световозвращателя для разделения транспортных потоков белого одностороннего с пленочным световозвращающим элементом белого цвета для заказа продукции и информации на маркировке.
5 Технические требования
5.1 Требования к конструкции
5.1.1 Назначение, форма и цвет световозвращателей указаны в таблице А.1 (приложение А).
5.1.2 Размеры корпусов световозвращателей и световозвращающих элементов должны соответствовать указанным на рисунках Б.1-Б.6 (приложение Б).
Световозвращатели изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технической документации организации-изготовителя.
Допускается, не уменьшая размеры оптических элементов, указанных на рисунках Б.1-Б.6 (приложение Б), использование отличных от указанных в таблице А.1 (приложение А) форм световозвращателей.
5.1.3 Рабочие поверхности оптических световозвращающих элементов должны быть изолированы от воздействия внешней среды с помощью корпуса или защитного покрытия.
Допускается проникновение воды или водяных паров не более чем на 1 мм по краям световозвращающего элемента типа R1.
5.1.4 Наружная поверхность световозвращателя и рабочая поверхность оптического элемента должна быть гладкой, без механических повреждений, заусенцев, искривлений, следов коррозии, обеспечивающей удаление с нее пыли и грязи во время мойки.
5.1.5 Световозвращатели типа КД4 изготавливают из материала, имеющего отражающие свойства, или из иного материала, который покрывают отражающим покрытием с такими же отражающими свойствами.
5.1.6 Для крепления световозвращателей типов КД1 и КД2 к элементам обустройства дорог предусматривают отверстия для шурупов или болтов, обеспечивающих их надежное удержание на элементах обустройства дорог во время мойки с применением средств механизации работ и защиту от возможного хищения.
5.1.7 Световозвращающие элементы типа R1 световозвращателей типов КД1 и КД2 допускается наклеивать непосредственно на элементы обустройства дорог.
Клеевой слой световозвращающего элемента типа R1 должен обеспечивать прочность сцепления (адгезию пленки к корпусу световозвращателя или дорожного сигнального столбика) при испытании по ГОСТ 32839.
5.1.8 Световозвращатели типа КД3 крепят на дорожное покрытие с помощью клея. Для улучшения сцепления поверхности корпуса световозвращателя типа КД3 с дорожным покрытием, его нижняя сторона может иметь рифление.
5.1.9 Металлические и пластмассовые световозвращатели типа КД3, в случаях их использования на участках дорог с уборкой снега плужными снегоочистителями с металлическими ножами, должны иметь анкер.
В световозвращателях типа КД3 допускается наличие отверстий для крепления световозвращателя к дорожному покрытию с помощью шурупов.
5.1.10 Световозвращатели типа КД4 должны иметь поверхность, располагаемую ниже уровня проезжей части (рисунок Б.4, приложение Б), предусматривающую его надежное закрепление с помощью клея в дорожное покрытие.
5.1.11 Световозвращатели типа КД5 крепят к элементу секции дорожного ограждения с помощью болтов таким образом, чтобы световозвращатель и элементы его крепления не выступали за внешние габариты балки ограждения.
5.1.12 Конструкция световозвращателей типа КД6 должна предусматривать возможность его крепления к ограждению так, чтобы нижний край световозвращателя возвышался над верхним краем балки ограждения на (100±10) мм таким образом, чтобы световозвращатель не выступал за внешние габариты балки ограждения, а элементы его крепления находились с внутренней стороны балки.
5.2 Фотометрические требования
5.2.1 Удельный коэффициент световозвращения световозвращающих элементов типа R1 световозвращателей типов КД1, КД2, КД5 и КД6 должен соответствовать требованиям, предъявляемым к световозвращающим материалам III класса по ГОСТ 32945 при углах наблюдения 12′, 20′, 2°.
Допускается использование световозвращающих материалов других классов при их соответствии требованиям ГОСТ 32945.
5.2.2 Удельный коэффициент световозвращения световозвращающего элемента типов R2 и R3 световозвращателей типов КД1, КД2, КД5 и КД6 при освещении его источником света типа А по ГОСТ 7721 [(2856±50) К], должен быть не менее значений, указанных в таблице 1.
Что такое световозвращатели? И для чего они нужны?
Что такое световозвращатели? и для чего они нужны? Эти вопросы в последнее время очень часто стали задавать и взрослые, и дети.
Световозвращающие элементы (световозвращатели) – это элементы, изготовленные из специальных материалов, обладающих способностью возвращать луч света обратно к источнику.
По статистике наезд на пешехода – один из самых распространенных видов дорожно-транспортных происшествий. Основная доля наездов со смертельным исходом приходится на темное время суток, когда водитель не в состоянии увидеть вышедших на проезжую часть людей. Световозвращающие элементы повышают видимость пешеходов на неосвещенной дороге и значительно снижают риск возникновения дорожно-транспортных происшествий с их участием.
При движении с ближним светом фар водитель автомобиля способен увидеть пешехода на дороге на расстоянии 25-50 метров. Если пешеход применяет световозвращатель, то это расстояние увеличивается до 150-200 метров. А при движении автомобиля с дальним светом фар дистанция, на которой пешеход становится виден, с применением световозвращателей увеличивается со 100 метров до 350 метров. Это даёт водителю 15-25 секунд для принятия решения.
Присутствие световозвращающих элементов как у взрослых, так и у детей, в том числе на верхней одежде, поможет значительно снизить дорожно-транспортный травматизм среди пешеходов. По оценкам норвежских исследователей, использование различного рода элементов из материалов со световозвращающим эффектом позволит снизить количество ДТП с пешеходами в темное время суток на 30-70%, в сумерки – на 15%.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1197 с 1 июля 2015 года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации (далее – Правила).
Согласно новой редакции Правил с 1 июля 2015 года, при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Ответственность за данное нарушение Правил дорожного движения предусматривает, согласно Кодекса об административных правонарушений, предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД ОМВД России
Световозвращатели дорожные и на автомобиле, что они обозначают
Здравствуйте, дорогие друзья! Во многих ситуациях наличие на машине или на дороге световозвращательных элементов спасало жизнь, и уберегло здоровье миллионов людей. Потому световозвращатели дорожные являются важным элементом безопасности.
Сегодня поговорим о том, что это такое, зачем они нужны на дорогах, на авто и просто у пешеходов. Основная тема будет затрагивать именно дорожные элементы со световозвращающим эффектом, поскольку они активнее всего регламентируются законом и к ним предъявляются повышенные требования.
Ключевые требования прописаны в ГОСТ Р 50971-2011. Из материала вы узнаете, какими бывают направляющие и информирующие флуоресцентные устройства, для каких целей устанавливаются изделия типа RPM-290-W и какое отношение к световозвращателям имеют обычные пешеходы.
Что они делают на автомобилях и о чем должны знать пешеходы
Начнем с того, что световозвращатель или просто катафот является неотъемлемым компонентом легковых и грузовых автомобилей, мототехники и даже обычных велосипедов.
Замена катализатора на пламегаситель: какие последствия могут быть
По правилам и ГОСТам на подобные транспортные средства, в том числе и на авто, устанавливаются элементы со световозвращающим эффектом. Необходимо это для того, чтобы четко обозначить габариты транспортного средства в условиях плохой видимости или в ночное время суток, а также своевременно проинформировать водителя позади и приближении к другому транспортному средству. Поскольку иногда могут не работать стоп-сигналы и габаритные фонари, обычные катафоты, не требующие подключения к электросети машины, помогают избежать аварий и столкновений.
С этим, думаю, все предельно понятно. Каждый производитель авто с завода обязательно устанавливает на машину элементы со световозвращающим эффектом. Они могут быть реализованы по-разному, но суть остается одна.
Теперь переходим к пешеходам, раз уж разобрались с катафотами на автомобиле.
Далеко не все знают, и это плохо, что соответствующим Постановлением правительства были внесены изменения в закон о Правилах дорожного движения. Они начали действовать с лета 2015 года.
О чем же говорят эти нововведения? Тут все довольно понятно, просто и логично.
Так автомобилист сможет вовремя заметить человек на обочине, избежав наезда и столкновения с ним.
Дорожные световозвращатели
Теперь поговорим про виды, общие технические требования и правила применения световозвращателей на дорогах, а также затронем тему их разновидностей.
Багажник на крышу на авто: какой выбрать
На автомобильных дорогах с повышенным уровнем опасности, чтобы разделить полосы и проинформировать водителей, устанавливаются ограждения, столбики и пр. Но они могут быть практически незаметными ночью и в плохую погоду. Это вынуждает принимать дополнительные меры, способствующие отражению света фар от дорожных знаков и ограждений. Статистика наглядно доказывает, что применение световозвращателей позволило существенно снизить аварийность и уменьшить количество несчастных случаев на дорогах, вызванных именно поздней реакцией на дорожную ситуацию.
Каждый производитель обязуется придерживаться установленных стандартов при изготовлении катафот. Какой именно ГОСТ за это все отвечает, вы уже знаете.
Теперь стоит рассказать о том, какими они бывают, где и для каких целей применяются, и что еще нужно знать автомобилистам.
Дорожные световозвращатели делят на несколько разновидностей.
К таковым можно отнести следующие разновидности, классифицируемые по ГОСТу:
Не переживайте, теперь про все направляющие устройства расскажу детальнее, дабы вы поняли, о чем идет речь и как расшифровать то или иное обозначение.
Коротко о главном
Действующий ГОСТ четко регламентирует какие технические нюансы как высота, ширина, размер, прочность и прочие характеристики дорожных световозвращателей.
Существует целый ряд технических требований. Их предъявляют к:
В этом случае вдаваться в подробности точно не стоит. Просто не имеет никакого смысла.
А вот с классификацией катафот, используемых на дорогах, лучше разобраться.
КД, как вы понимаете, это катафот дорожный.
Но если изучить каталоги производителей, вы не увидите там просто продукцию с обозначениями типа КД5. Обычно они представлены в виде КД5-К1, КД4-Ж2, КД5-БК2, КД6-Б1 и пр.
Буквы Б, К и Ж означают, что цвет световозвращающих элементов соответственно белый (Б), красный (К) или же желтый (Ж). После Б, К и Ж стоит цифра. Бывает только 1 или 2. 1 подразумевает, что катафот односторонний, а 2 указывает на двустороннюю конструкцию.
Думаю, с этим мы разобрались. Ничего особо сложного нет. Тут главное, чтобы катафоты применялись там, где они действительно нужны. Световозвращатели выступают очень полезным элементом, непосредственно влияющим на безопасность дорожного движения. Так что советую каждому водителю купить жилет со световозвращающими элементами, а жителям придорожных домов обзавестись одеждой с соответствующими нашивками.
Спасибо всем, кто нас читает, оставляет комментарии и задает вопросы.
Подписывайтесь, рассказывайте о нашем проекте своим друзьям, и не забывайте к нам возвращаться!
Дай знать о себе: световозвращатели на дорогах
В Финляндии красят оленям рога световозвращающей краской, чтобы уберечь животных и водителей от опасности в темное время суток. И уж если олени не против «засветиться», то наличие световозвращателей на остальных участниках дорожного движения должно быть самим собой разумеющимся правилом. Так пешеходы, велосипедисты и водители могут раньше заявить о своем присутствии на дороге и избежать аварии. Почему нельзя пренебрегать световозвращателями, как их правильно выбрать и что нужно иметь при себе, оказавшись на обочине, читайте в материале «Известий».
На ощупь на колесах
Водителю автомобиля нужно по меньшей две секунды на то, чтобы его мозг и тело отреагировали на появление пешехода на дороге. Если машина движется на скорости 90 км/ч, за одну секунду она проедет 25 м. Пока человек среагирует на появление препятствия на темной дороге, авто преодолеет дистанцию как минимум 50 м. Такие подсчеты приводят ученые. А в случае если у водителя нет возможности вырулить на соседнюю полосу или уйти на обочину, нужно еще заложить дополнительные время и расстояние для торможения.
Неудивительно, что в темное время суток учащается число ДТП, а последствия их становятся серьезнее. Самым опасным из года в год оказывается отрезок с пяти до восьми вечера, когда люди массово возвращаются с работы. Летом в это время еще вовсю светит солнце, а вот длинной русской зимой и пешеходы, и водители оказываются в условиях плохой видимости.
В ночные часы аварийность и смертность повышаются из-за того, что на опустевших дорогах водители начинают позволять себе лишнее — значительно превышают скорость, экспериментируют с маневрами и «играют в шашки», перестраиваясь из ряда в ряд.
По данным статистики аварийности Госавтоинспекции, в темное время суток случаются автоаварии с самыми тяжелыми последствиями. По словам замначальника ГУОБДД МВД России генерал-майора полиции Владимира Кузина, больше всего ДТП приходится на время с 17 до 23 часов, а с 17 до 3 ночи — больше всего жертв и пострадавших. По данным за 9 месяцев 2018 года, в темное время суток на дорогах страны произошло почти 34,2 тыс. ДТП, в которых погибли более 5,6 тыс. человек, еще свыше 43 тыс. пострадали.
Спасительный жилет
Итак, представим пустую дорогу в темное время суток. Скорее всего, водитель едет с работы домой уставший. С учетом этого две секунды на реакцию, о которых говорят ученые, могут превратиться и в три, и в четыре. И это если не брать в расчет, например, привычный для российской действительности гололед. Даже это не единственная проблема: водитель может попросту не разглядеть в темноте пешехода, велосипедиста или животное, из-за чего не успеет снизить скорость или затормозить.
Снизить риски просто — использовать световозвращающие элементы. Знакомые всем примеры — серебристые полоски на ярко-желтых и оранжевых жилетах сотрудников спасательных служб и отрасли ЖКХ. Или красные и белые, переливающиеся на свету элементы на велосипедах — катафоты.
С 2015 года световозвращающими элементами должны иметь в наличии пешеходы: такое требование содержится в правилах дорожного движения для тех, кто передвигается по обочине или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. В городах пешеходы могут сами решать, надевать световозвращатели или нет, а вот за городской чертой это обязательный пункт.
Три года назад Правительство рассматривало проект поправок в ПДД, который обязал бы всех пешеходов носить на одежде световозвращающие элементы в темное время суток. Инициатива была отклонена. Вместе с тем были приняты поправки, согласно которым водители в случае вынужденной остановки или ДТП в темное время суток, во время тумана или при любых других условиях ограниченной видимости должны надевать куртку, жилет или жилет-накидку со световозвращающим материалом. В Госавтоинспекции МВД России подчеркивали, что на дорогах гибнет всё больше водителей, вышедших из машины по тем или иным причинам в темное время суток. За полгода 2017 года, например, произошло почти 70 таких происшествий — на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Новая норма начала действовать в марте 2018 года. Нашлись противники нововведений, однако Верховный суд признал их законными.
В настоящее время обсуждается предложение обязать носить световозвращающие элементы одних из самых скоростных участников дорожного движения — мотоциклистов. Система может быть аналогичной грузовикам, на которых делают контурную световозвращающую маркировку.
В Мосгордуме в прошлом году озадачились безопасностью на дорогах братьев наших меньших и предложили надевать светововзвращатели на собак во время вечерних и ночных прогулок. «Это поможет уберечь животных от попадания под автомобиль на слабо освещенных улицах. К тому же это поможет сделать собаку более заметной в парках и скверах, чтобы их лучше видели велосипедисты и другие граждане», — отмечала глава комиссии по экологической политике городского парламента Зоя Зотова.
Блюди ГОСТ
Обязать учитывать наличие световозвращателей могут производителей детских товаров. С таким предложением в марте выступил депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. «Необходимо разработать обязательные, а не рекомендательные стандарты для каждой группы товаров: школьная одежда, детская, спортивная и туристическая», — считает парламентарий. Да, продукция подорожает, но безопасность детей — дороже любых денег. Похожие стандарты три года назад предлагал ввести Союз пешеходов.
С 2002 года уже существует ГОСТ «Световозвращающие элементы детской и подростковой одежды», однако он необязателен к исполнению. По данным Росстандарта, там содержатся «примеры размещения сигнальных элементов из световозвращающих материалов на верхней одежде и изделиях, дополняющих одежду, а также рисунки образцов съемных сигнальных элементов».
В апреле прошлого года Росстандарт установил общие требования для световозвращающих элементов — ГОСТ Р 57422-2017. До этого были прописаны стандарты только для детской одежды. Новым документов были установлены требования для изделий, которые используются и пешеходами, и велосипедистами, и мотоциклистами, и водителям мопедов. Речь идет о подвесках, повязках, браслетах, брелоках, шевронах и других световозвращателях. Например, подвесное световозвращающее изделие должно быть площадью «не менее 25 кв. см. на каждую сторону».
Водителям, вышедшим из машины на дорогу в темное время суток, нужно надевать верхнюю одежду, подходящую под ГОСТа 12.4.281-2014. А это значит, что на куртке или жилете должны быть две световозвращающие полосы, опоясывающие торс, на расстоянии не менее 50 мм друг от друга. Такие же полосы, только чуть меньшей ширины, должны быть и на плечах. Допускаются также другие «комплектации»: например, одна широкая горизонтальная полоса на торсе, по две — на плечах. Оказавшиеся на обочине ночью пешеходы могут взять фонарик или наклейки — им жилеты надевать необязательно.
Однако за отсутствие каких-либо световозвращающих элементов на пешеходах при переходе дороги и движении по обочине или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости вне населенных пунктов им будет грозить предупреждение или штраф 500 рублей. За отсутствие на водителе жилета штрафа не полагается. Похожее правило действует во многих европейских странах: надеть световозвращающую одежду должны вышедшие из авто из-за поломки или ДТП водители в Венгрии и Австрии. В Румынии это правило распространяется на тех, кто за рулем грузовиков, а в Германии — на задействованных в коммерческих перевозках.
Для дела и радости
Первую световозвращающую пленку для дорожных знаков изобрела американская компания 3М в 1939 году. Вскоре ту же технологию стали использовать при производстве одежды сотрудников дорожных служб и аэропортов. К 1970-му производителям удалось создать пленку с большим коэффициентом световозвращения — близкую к тому, что мы знаем сейчас. Световозвращатели на сегодняшний день могут отражать свет фар на расстоянии свыше 300 м даже при сильных осадках.
«Человек даже в одежде черного цвета, но имеющий световозвращающий элемент размером с большой палец руки, виден с более дальнего расстояния, чем человек, полностью одетый в белое. А риск быть сбитым транспортным средством в темноте снижается в восемь раз», — отмечали в Госавтоинспекции.
Водителям световозвращающие жилеты нужно приобрести самостоятельно. Пока в базовой комплектации с авто они не предусмотрено, хотя в некоторых салонах после введения нового требования не исключали, что будут выдавать их бесплатно. Да и так затраты на него посильны — в среднем он стоит порядка 300 рублей.
Световозвращающие элементы для детей — брелоки и нашивки — продаются в том числе в канцелярских магазинах, где есть всё необходимое для школьников. И в виде машинок, и в виде смайликов, котиков и других милых зверей. Альтернативна — световозвращающие наклейки и термостикеры, которые легко фиксируются на ткани с помощью утюга. Они продаются самых разных форм и размеров, в том числе есть производители, которые делают их по индивидуальным эскизам. Эксперты подчеркивают, что нашивка, наклейка или стикер должны занимать площадь не менее 10 кв. см. И обязательно с каждой из сторон. Лучше всего видны на дороге световозвращатели желтого (предпочтительнее лимонный) и белого цветов. А вот их форма особо значения не имеет.
Световозвращающие элементы сейчас используются и как декоративный элемент, в первую очередь в спортивной одежде. И эту тенденцию нужно сохранять, уверены специалисты. Зампредседателя Общественного совета при Министерстве транспорта РФ, президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре предложила привлекать известных модельеров к дизайну одежды со световозвращателями. «Модные пуховики, в которых снимаются все звезды, реально не пострадают от того, что там будут эти полосы. Вообще от ношения световозвращающих элементов вряд ли кто-то пострадает, скорее наоборот, так что появление их на уличной зимней одежде, особенно для детей, вопрос первостепенной важности», — отметила она.
Ничто не мешает сделать световозвращающие лампасы на штанах или, например, шнурки. Тем более сейчас подобные элементы популярны среди подростков, а значит, привить к ним привычку будет проще. Тем более что нашивка, браслет или брелок — доступный всем способ добавить индивидуальности и яркости.
При выборе световозвращателей важно обращать внимание на то, из чего они сделаны. В первую очередь — если речь идет о детях, которые, по мнению Натальи Агре, всегда и везде должны носить световозвращающие элементы на одежде и рюкзаке. В составе не должно быть фталатов, которые накапливаются в организме и приносят ему вред.
Заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин отмечает, что для родителей совсем маленьких детей очень важный пункт — выбор коляски, которая также обязательно должна быть отмечена световозвращателями. Производители уже используют их как элемент дизайна, например, обрамляя колеса светящимися лентами — по типу тех, что используют велосипедисты.
Помимо давно известных катафотов, велосипедистам рекомендуют использовать дополнительные световозвращающие элементы. «Это могут быть и жилет, и ремень, специальные накладки на спицы или, например, люминесцентные ленты на колеса, напоминающие новогодние гирлянды», — говорит Владимир Кузин.
Еще одна уязвимая группа участников дорожного движения — пожилые люди. Зачастую они более рассеяны, а потому им сложнее быстро оценить обстановку — Госавтоинспекция рекомендует озаботиться наличием световозвращателей на одежде родных и близких подарить им специальные нашивки.
Заместитель главы российской Госавтоинспекции подчеркивает, что обзавестись световозвращающими элементами, которые могут стать и приятным украшением, не составляет никакого труда. Так все участники дорожного движения станут заметнее, а значит, проявят уважение другу к другу и уберегут от опасности.