свадебный организатор с чего начать
Организатор свадеб Организатор свадеб анонимно рассказала The Village о выездных регистрациях, стоимости торжества и традиционных русских забавах
Кто может стать организатором свадеб
В России учебных учреждений для организаторов свадеб пока не существует. В этот бизнес обычно попадают двумя путями: либо человек приходит из крупного ивент-агентства, либо после собственной свадьбы. Правда, несколько наших коллег из разных сфер свадебного бизнеса уже запустили целое отделение на базе университета для тех, кто хочет организовывать торжества для молодоженов.
Мы с моей нынешней начальницей познакомились, когда мне было 15: я работала промоутером в её компании, мы подружились, а потом после собственной свадьбы она решила открыть своё агентство и позвала меня туда работать.
Наша работа требует быстрого принятий решений. Всегда всё идёт не совсем так, как планировалось. Форс-мажоры в нашем деле называются рабочими моментами. Ты должен быть максимально ответственным, собранным и готовым ко всему.
Менеджер подбирает ресторан, ведущего, активности, составляет меню, рассадку и прочее. В зависимости от агентства, он может быть один или ему помогает координатор. Но на свадьбе обязательно присутствуют несколько координаторов, которые следят за каждой точкой, где происходит какое-то действие – встретить гостей, накормить подрядчиков, следить за рассадкой, помогать на фотосесссии и так далее.
О тенденциях
В последнее время молодожёны расписываются в загсе в один день, а саму церемонию проводят в другой. В загсе конвейер и никакой атмосферы волшебства нет. Кроме того, трудно расписывать план празднования, если ты привязан к часу регистрации. Когда молодожёны хотят в один день и расписаться, и отметить, мы обычно их отговариваем. Конечно, большая часть свадеб в наше время проходят по западному образцу. В России бизнес организаторов свадеб существует около 15 лет, а в США — целых 80. Неудивительно, что зачастую молодые копируют западные традиции: делают выездную регистрацию, дают друг другу клятвы, одевают подружек невесты в одинаковые платья, бросают букеты и подвязки.
Официальную регистрацию на выезде в принципе устроить можно, но это очень сложно и дорого. Сотрудникам загса необходимо вывозить особый лист из учреждения, а это по идее запрещено (некоторым, правда, удаётся договориться через знакомых и большие деньги). Но в большинстве случаев на выездных регистрациях проходит как бы ненастоящая церемония с приглашённым регистратором. Несмотря на то, что все понимают бутафорию, это самый трогательный момент свадьбы. Невесты и гости обычно рыдают именно тогда.
Однажды молодожёны отмечали свадьбу спустя год после официальной регистрации, их родители об этом не знали. Чтобы родители не задавали лишних вопросов и не обижались, что их не позвали в загс, нам пришлось в фотошопе подделывать свидетельство. Поменяли дату на ту, когда отмечали свадьбу.
Когда молодожёны хотят в один день
и расписаться,
и отметить, мы обычно
их отговариваем
Такое копирование Запада объясняется тем, что все молодожёны боятся стандартной русской свадьбы: с караваями, выкупами, дурацкими конкурсами и драками. Однако к классической европейской свадьбе всегда добавляется традиционной российский элемент — застолье. В Европе и США никто столько не сидит за столом, а у нас большую часть праздника проводят за салатами. Поэтому для нас важно придумать занятие гостям: различные мастер-классы и конкурсы. Как ни странно, всем взрослым людям дико нравится работать руками и все с большой радостью уносят сувениры своего же собственного изготовления домой. Например, они могут делать пасту, украшения, разукрашивать футболки, делать десерты, скручивать сигары и многое другое. Кстати, это тоже одна из западных традиций – дарить гостям небольшие подарки, комплименты. Здесь мы совмещаем подарок и интересное занятие.
Последние годы все очень любят устраивать розыгрыши на свадьбах. Однажды мы привезли гостей очень презентабельного вида в придорожную шашлычную. Для них там был организован фуршет, встречал настоящий тамада, в общей сложности они провели в кафе порядка 40 минут. Даже по видео было видно, в каком все были ужасе. Люди не могли понять, как пара их уровня могла выбрать подобное заведение для столь важного торжества. Впрочем, потом мы их всё-таки отвезли в нормальный ресторан на настоящую свадьбу. Розыгрыш все оценили. Другой случай был, как на выездную регистрацию мы позвали актрису — типичную тётушку из загса. Она путала имена молодожёнов, хамила им, а в конце швырнула папку и начала танцевать вместе с женихом и невестой. Гости были в восторге, а вот родители не очень поняли: мама невесты подошла ко мне после этого и попросила номер загса, чтобы позвонить им и пожаловаться на сотрудника.
Свадебные агентства
Все свадебные агентства обычно делятся на три группы в зависимости от финансовых возможностей клиента: первая группа берётся за свадьбы до одного миллиона рублей, вторая — от одного до двух-трёх миллионов и третья — от трёх миллионов и выше. Некоторые продают уже готовые сценарии-пакеты, например свадьба в русском стиле. Там уже прописаны ведущие, музыканты и все активности.
Зарплата у организаторов свадьбы обычно состоит из двух частей: оклада и процентов. В среднем по рынку ставка составляет 50 тысяч рублей, к ней прибавляется 10 % от стоимости торжества. В результате у агента среднего уровня зарплата составляет около 100 тысяч рублей. Конечно, у начинающих компаний будут не такие деньги, впрочем, как и у гигантов.
Лучшая реклама в нашем деле — сарафанное радио: кто-то был на свадьбе, которую мы делали, кто-то — просто слышал от нас от подруги. Бывает, что нас советуют рестораны. Жених с невестой приходят бронировать зал для торжества и спрашивают у сотрудников про агентства. Как-то к нам пришла пара, которой нас посоветовали в двух понравившихся им ресторанах, — они решили, что это судьба.
Работа с клиентами
Организация свадьбы занимает, как правило, от трёх месяцев до года. Бывает, конечно, что люди приходят за месяц до торжества, но такое случается редко. Все понимают, что всё-таки необходимо бронировать ресторан, ведущего, продумывать сам праздник. Каждое торжество должно быть индивидуальным. Копировать уже прошедшую свадьбу — это верный путь заработать себе плохую репутацию.
Обычно к нам приходят те, кто уже был на одной из свадеб, которую мы делали. Некоторые хотят роскошную свадьбу, которая бы запомнилась гостям на годы, другие — скромное торжество. Наша задача — сделать любую свадьбу, даже с самым скромным бюджетом, особенной. К нам часто приходят и говорят: «Мы были в том году на свадьбе друзей, которую вы организовывали. Мы хотим такую же». Приходится объяснять, что точь-в-точь свадьбы мы не делаем. Менеджер проектов тщательно изучает пару, узнаёт об их интересах, увлечениях и пытается брать из этого тематику. Например, однажды мы выяснили, что невеста знает китайский в совершенстве и позвали на торжество старого китайца, который писал на тарелочках пожелания для гостей — все были в восторге.
Часто от выбора свадебного платья зависит весь сценарий свадьбы. Бывает, что невеста увидела какой-то наряд, влюбилась в него — и под него полностью переделывается вся тематика.
Вообще варианты торжества зависят только от финансовых возможностей клиента. Мы начинаем планировать праздник, когда узнаем, сколько человек готов потратить: исходя из этого мы предлагаем ведущих, музыкантов и различные активности. Как-то молодожёны, например, покидали свадьбу на воздушном шаре — это удовольствие не из дешёвых, конечно. Однако совершенно не означает, что если свадьба недорогая, то она будет скучной. Интересное торжество можно сделать за любые деньги.
Вообще варианты торжества зависят только от финансовых возможностей клиента
Главная задача организатора свадьбы — сделать так, чтобы невеста не волновалась. Невеста не должна знать, что оператор не может приехать и что в ресторане через полчаса полностью выключится свет. Решать такие задачи — моя работа.
За месяцы работы над свадьбой невеста так привыкает к организатору, что часто расстаёмся мы уже близкими подругами. Во время подготовки свадьбы общение невесты и менеджера идёт 24 часа в сутки. Должно возникнуть полное доверие. Некоторые девушки после свадьбы плачут и говорят: «Как же я без тебя дальше?»
Бывают, конечно, и трудные клиенты. Им ничего не нравится, они хотят делать всё по-своему. В таких случаях ты вызываешь их на разговор и объясняешь: «Если мы вам не подходим, то давайте мы вам посоветуем другие хорошие агентства». У нашей компании за пять лет работы было всего два таких случая. Расстраиваться не стоит: без налаженного контакта с парой вся работа коту под хвост.
Часто в работу пытаются вмешаться родители. Они не понимают, почему не они
занимаются организацией свадьбы собственных детей. Ведь эта традиция, когда родители устраивали свадьбы, готовили салаты, контролировали все в день мероприятия, держалась десятилетиями. В таких случаях с ними нужно беседовать и всегда держать в курсе происходящего. В итоге в день свадьбы они знают максимум деталей, расслабляются и отдыхают на празднике детей. И в конце всегда подходят с благодарностями.
Как проходит современная свадьба
Обычно мы советуем молодожёнам провести накануне свадьбы ночь в отеле. Во-первых, там не будет никаких бытовых забот вроде приготовления завтрака или оперативной уборки, во-вторых, там нет родственников, которые в волнительный день могут только раздражать.
Часов в 8 утра молодые просыпаются и начинают собираться. После этого их везут на свадебную фотосессию. Она длится около четырёх часов. После неё жениха и невесту везут в ресторан, где их уже ждут гости. Проходит выездная регистрация и начинается застолье с конкурсами, мастер-классами, выступлениями музыкантов и всем остальным. В идеале все эти локации находятся в одном месте. Например, в загородном отеле.
О трудностях на свадьбе
Самое важное, что требуется от жениха и невесты – это их хорошее настроение и
расслабленность в день свадьбы. Ведь настроение гостей – это зеркало, которое отражает настроение праздника. И если молодоженам весело и они хотят танцевать, в след за ними на танцпол выйдут 80 % гостей. И наоборот. Тогда уже никакая шоу-программа не поможет.
Но помимо этого, конечно, у молодоженов есть работа, с которой мы не в силах им помочь. Например, только они знают, как лучше рассадить своих гостей. И это одна из самых ответственных задач, потому что от нее зависит, насколько всем будет комфортно. Пары нам часто объясняют, что на торжестве будут, например, разведённые родители и они не должны пересекаться, но и сидеть им нужно в равной удалённости от молодожёнов.
Бывает, что на свадьбу приходят и бывшие: их тоже нельзя особо «светить». Часто пара просит кому-нибудь особо не наливать, потому что знает, что у человека с этим проблемы. Тогда мы предупреждаем сразу официанта, чтобы он определённого гостя обходил стороной или наливал ему неполный бокал.
Бывает, что кто-нибудь из подружек придёт на свадьбу в белом: помимо того, что это дурной тон, так они и не оберутся подшучиваний со стороны ведущего. В таких случаях мы всячески прячем девушку: её не пускают на передний план на фотографиях, сажают подальше, не зовут на конкурсы и стараются особо не показывать.
Очень часто свадьбы проводят в отеле в подмосковном городе Лобня. Там есть жуткий переезд, у которого всегда пробка. Из-за этого у наших коллег однажды гости опоздали на свадьбу на четыре часа. У нас был жуткий случай, когда свадьба была тоже в Подмосковье в ресторанчике, в один момент к нам подошёл сотрудник кафе и сообщил, что сейчас во всём заведении минут на 40 выключат свет: электрогенератору нужно передохнуть. Мы, конечно, заранее о таком не знали. Пришлось быстро организовывать гостей идти на природу на фотосессию. Никто о произошедшем не догадался, и даже невеста обо всём узнала только после свадьбы.
Мы всегда объясняем молодожёнам, что на свадьбе может случиться что угодно: дождь, пробка, ремонт дороги, выключение электричества. Ведь далеко не всё зависит от нас. Поэтому самое важное в свадьбе — это хорошее настроение жениха и невесты. Без него любой, даже самый весёлый, праздник пройдёт плохо.
Часто пара просит кому-нибудь особо не наливать, потому что знает, что у человека проблемы с алкоголем
Стать свадебным организатором
И ходить на праздник как на работу
Год назад Люба вышла замуж. Ей понравилось организовывать свою свадьбу, и она бросила работу юристом, чтобы стать свадебным организатором.
Я расспросил ее о карьере, работе, деньгах и трудностях.
Зачем нужен свадебный организатор
Организатор — такая «точка сборки» свадьбы. Он делает так, чтобы все нужное на свадьбу приехало, все хорошо провели время, а потом уехали по домам, а не в больницы.
Свадьба — большое событие: в нем участвуют артисты, повара и официанты, кондитеры, флористы, декораторы, водители, пиротехники, охранники, каскадеры, кареты, кони, ряженые, врачи и бойцы спецназа. Сначала нужно разыскать их, подобрать, синхронизировать, договориться о ценах, утвердить с каждым концепцию, составить общую программу и договориться с площадкой, на которой все это будет происходить. А еще нужно сделать так, чтобы все это нравилось невесте, жениху и их родителям.
Потом площадка в последний момент откажет, клоуны заболеют, кони взбрыкнут, а у кондитера собака съест товар. Тогда всю работу нужно проделать заново за два дня до свадьбы.
В день свадьбы нужно убедиться, что все приехали на нужную площадку (а не в такой же ресторан на другом конце города); проверить качество установки декораций, чтобы никого не убило; осмотреть цветы; проверить уровень дизеля в генераторе; разогнать тучи; дать нашатыря свекрови; успокоить десантника со стороны жениха и выслать вертолет за невестой, потому что в городе пробки и она никак не может выехать из дома.
Эту работу могут выполнить и сами молодожены — но тогда они берут на себя организацию большого проекта и решение проблем на месте. Не смертельно, но приятного мало. Жених весь день свадьбы раздает исполнителям конверты с гонорарами, невеста ругается с флористом, а ледяная скульптура лебедя стоит в пробке на другом конце города.
Если свадьба большая или молодожены не хотят заморачиваться, они обращаются к организатору. Он готовит свадьбу заранее и контролирует обстановку в день свадьбы. Молодожены просто приходят на праздник, а организатор координирует подрядчиков, всем платит и решает проблемы.
Рынок
Одни организаторы работают сами по себе и получают клиентов через знакомых. Другие открывают агентства, в которых работают несколько организаторов. Некоторые агентства специализируются на свадьбах, другие занимаются любыми праздниками: хоть юбилеями, хоть утренниками.
Отдельно от агентств на рынке работают подрядчики: декораторы, флористы, кондитеры, рестораны и кейтеринг, артисты и ведущие, фотографы и операторы. Есть фирмы, которые организуют логистику или просто дают в аренду транспорт. Еще есть те, кто поставляет свет и звук, организует уборку, безопасность, проводит флешмобы или профессионально занимается пиротехникой. Как правило, все эти подрядчики одновременно обслуживают весь рынок ивента: и концерты, и свадьбы, и фотосессии, и что угодно.
Одна из задач организатора — собрать вокруг себя надежных подрядчиков и быстро предъявлять их клиентам. Например, если жених должен въехать на церемонию на коне, то у организатора должен быть подрядчик, который договорится с конем.
Хороший организатор знает, кто из ведущих пьет и как сильно; какой стилист подойдет какой невесте; сколько стоят бумажные розочки у разных декораторов; к кому из фотографов идти за утонченными фотоисториями, а кто даст качественную невесту на ладошке. Организатор — это такой проводник на рынке праздников: он знает, кто сколько стоит, как с кем договариваться и кого с кем можно сочетать.
Учеба
Почти все известные агентства проводят собственные курсы свадебных организаторов. Так они делятся с новичками опытом, помогают набрать базу подрядчиков и присматривают себе кадры. Можно обойтись и без этих курсов, потому что опыт и базу можно наработать и своими силами. Дипломы и формальное образование для этой работы не нужны.
Учебные программы бывают разные: месячные, недельные и даже двухдневные интенсивы в выходные. Цена зависит от города, известности свадебного агентства и продолжительности обучения, обычно она колеблется от 20 до 45 тысяч рублей.
Люба решила не торопиться и разобраться в теме основательно, поэтому пошла на 30-дневные курсы свадебных организаторов за 30 000 рублей.
стоили курсы свадебных организаторов
Теоретические занятия шли каждый день по несколько часов. На них рассказывали, как организовать свадьбу летом, зимой или осенью; что делать, если нужно подготовить выездную регистрацию; как избежать основных ошибок и найти надежных специалистов к себе в команду. В конце всем участникам выдали готовые сценарии для разговора с клиентами и подрядчиками, а еще шаблоны договоров и других документов.
Потом началась практика в качестве помощника свадебного организатора. Люба встречала гостей, искала потерявшихся артистов, бегала с вазами для цветов, следила, чтобы официанты вовремя выносили горячее, — делала самую тяжелую работу. Все это было частью обучения, поэтому она трудилась бесплатно. Так Люба смогла увидеть процесс изнутри.
На практике Люба показала себя хорошо, и ей сразу предложили место в агентстве по аренде оборудования и свадебных площадок. На работе она ежедневно общалась с людьми, которые пытаются организовать свою свадьбу. Так ей удалось найти первых клиентов и в ее портфолио появились успешные проекты. Этого оказалось достаточно, чтобы включилось сарафанное радио.
общая сумма, которую Люба потратила на обучение
Можно было, конечно, всего этого не делать и просто начать работать самостоятельно. Но как говорит Люба, такие курсы — это еще относительно простой способ войти в индустрию. Своими силами это было бы сделать тяжелее.
Деньги
За год работы Люба провела 15 свадеб с бюджетами от 200 тысяч до 1 млн рублей. Свадьбу на миллион она готовила 6 месяцев и получила за нее 250 тысяч. Такая сумма сложилась из двух частей: гонорара от молодоженов и комиссии от подрядчиков.
заработала Люба за организацию свадьбы, общий бюджет которой — 1 млн рублей
Комиссия с подрядчиков — основа заработка организатора. Размер зависит от региона и умения вести переговоры, но в среднем это 10% от заработка подрядчика. По сути, это благодарность специалиста за то, что организатор зовет его на свои мероприятия. Конечно, клиенты могут найти подрядчиков и сами, но, не ориентируясь на рынке, легко нарваться на непрофессионалов и испортить себе праздник.
Необходимые навыки
Снаружи свадьба — это кружева, крем и рюшки. Изнутри — ярость, пот, кровь и трехэтажные маты. Вот что должно быть в сердце и голове хорошего свадебного организатора.
Организаторские способности. Считается, что работа в свадебном бизнесе для творческих людей. Люба убеждена, что организатора это касается в последнюю очередь. В первую очередь свадьба — это логистика, документы, сметы и решение проблем.
Предусмотрительность. Свадебный организатор обязан помнить обо всех мелочах и предугадывать любые форс-мажоры. Если Люба готовит свадьбу на открытом воздухе, она обязательно держит под рукой зонты, пледы и тепловые пушки. Если молодые захотят сыграть свадьбу в «красивые» даты, например 08.08.2018, она всеми силами постарается их отговорить. В такие дни площадки, фотографы и ведущие многократно задирают ценник, а в загсе творится кромешный ад.
Однажды Люба готовила свадьбу в престижном яхт-клубе. Неожиданно оказалось, что нигде поблизости нет мусорных баков и мешки просто сваливают горой на заднем дворе. Чтобы гости свадьбы случайно не набрели на такую пирамиду, Любе пришлось срочно размещать заказ на «Ю-ду» и самой платить 2000 Р за вывоз мусора.
Дисциплина и многозадачность. Обычную свадьбу без экзотических деталей опытный организатор может подготовить за неделю. На мероприятия сложнее приходится тратить несколько месяцев. Одновременно Люба ведет до пяти проектов: пока одни заказчики изучают смету, с другими она выбирает площадку, а между делом бронирует декораторов и кейтеринг для третьего проекта.
Внимание к деталям. Организатор должен лично проверить, правильно ли расставлены столы в банкетном зале, не бросается ли в глаза оборудование, одет ли диджей по дресс-коду и даже все ли лампочки горят в люстрах. Детали решают: создают ощущение праздника или тянут мероприятие на дно.
Любовь к людям. С молодоженами придется общаться в течение нескольких месяцев, внимательно выслушивая их пожелания. Скорее всего, за это время невеста успеет пару раз полностью поменять концепцию и обвинить во всем организатора. С этим нужно просто смириться: свадьба — большой стресс для молодоженов. Люба говорит, что к концу проекта клиенты становятся настолько родными, что она больше, чем гонорару, радуется их довольным улыбкам, когда они видят, что все получилось как задумано.
Крепкие нервы. Обычно в день торжества даже самый четкий план разваливается: ведущий в последнюю минуту откажется работать, артисты опоздают на три часа, а водитель автобуса напьется. Организатор должен внушать молодоженам чувство спокойствия и безопасности, даже если за сценой пьяные официанты устроили дуэль на горящих шампурах.
Минусы профессии
В профессию свадебного организатора войти легко, но так же легко в ней и разочароваться. Лучше заранее знать, с чем придется столкнуться.
Сезонность. Высокий сезон начинается в мае и длится до конца сентября. В эти месяцы свадебный организатор работает без остановки: все выходные расписаны под проведение свадеб, а в рабочие дни нужно успеть доделать последние приготовления.
Голодный месяц — ноябрь, когда уже лежит снег, но для красивой зимней свадьбы его еще мало. В этот период спасают новогодние корпоративы. В феврале и марте наступает Великий пост — многие стараются не проводить масштабных мероприятий с застольями. Обычно в это время свадебные организаторы устраивают себе отпуск и уезжают к морю.
Ответственность. Результат работы фотографа — красивые фотографии, кондитера — вкусный торт. Люба отвечает за свадьбу целиком. Если подводит фотограф или кондитер, претензии будут к организатору: ведь это она привела этих специалистов, а значит, отвечает за результат.
Пьяные гости. Правильно рассчитать необходимое количество алкоголя тоже задача свадебного организатора. Но как ни старайся, всегда найдутся гости, которые перебрали. Любе часто приходится усмирять взрослых солидных людей, которые кидаются мебелью и ломают аппаратуру.
Пьяные ВИП-гости. Свадьба — дело недешевое, и среди клиентов попадаются дети богатых и влиятельных родителей. Сами дети еще ничего, но вот с родителями и их гостями могут быть трудности. На свадьбе можно встретить пьяного сотрудника МВД, пьяного бандита и пьяного судью. Все трое, в силу статуса и служебной необходимости, могут быть вооружены.
Рутина. Красочное представление длится всего 10% рабочего времени. Остальные 90% занимает ежедневная рутина и стресс: постоянные пересчеты и оптимизация сметы, переговоры с клиентами, подрядчиками и площадками. Раньше Люба была юристом и не вылезала из зала суда, но даже тогда не работала с бумагами так много.
Ненормированный график. Чем ближе свадьба, тем больше проблем, которые нужно оперативно решать, поэтому последние недели организатор на связи с клиентами круглосуточно. В день торжества Люба уходит с площадки последней, когда демонтировали все оборудование и уехала даже уборщица. После каждого проекта она тратит несколько дней, чтобы отоспаться и прийти в себя.
Раньше, стремясь заработать побольше, Люба проводила по две свадьбы подряд, например в пятницу и субботу. Вернувшись домой в два ночи, она еще доделывала последние детали для следующего проекта. На сон оставалось два-три часа, потому что в шесть утра нужно было снова быть на площадке. В таком режиме на второй день она выглядела как выжатый лимон и ничего не соображала. Чтобы не портить репутацию, Люба решила, что на одни выходные будет брать только одну свадьбу.
Никакой стабильности. Обычная проблема фрилансера или хозяина собственного бизнеса: никогда нельзя быть уверенным, получишь ли новые заказы и сколько в итоге заработаешь.
Как я самостоятельно организовала свадьбу за 830 000 ₽
И сохранила нервные клетки
Мне сделали предложение в октябре 2018 года.
Эйфория длилась примерно неделю. Дальше в голове появились назойливые вопросы. Будем отмечать или просто распишемся и поедем в путешествие? Когда нужно подавать заявление в загс? Сколько вообще это может стоить и потянем ли мы?
Хорошо все обдумав и справившись с внезапной паникой, мы решили: хотим свадьбу. Я не стала брать организатора, не хотелось платить сторонним людям за то, что могу сделать сама.
Оглядываясь назад, понимаю, что поступила правильно. Благодаря грамотному планированию я сделала классную свадьбу без лишних переживаний, не отвлекаясь от двух работ и одного ремонта.
В статье расскажу, как мне это удалось.
Потратили на свадьбу — 829 890 Р
Услуги подрядчиков и мелкие расходы | 283 600 Р |
Банкет на 40 человек | 258 640 Р |
Аренда мини-отеля на 24 часа | 142 800 Р |
Наряды и кольца | 123 000 Р |
Макияж, прическа, барбершоп | 21 500 Р |
Госпошлина за регистрацию брака | 350 Р |
Мой план подготовки к свадьбе
Я понятия не имела, что нужно для подготовки, кроме платья, колец и банкета. И просто загуглила: вбила в поисковик «список вещей и дел для свадьбы». Получила множество пунктов, часть из которых уже совершенно устарели. Никто из моих знакомых не готовил сценарии выкупа, не покупал запасной букет и замочек для мостов.
Зато все эти списки помогли определиться с тем, что важно для меня. Вот так выглядел мой свадебный чек-лист:
Мы не привязывались к дате и площадке, поэтому сначала подали заявление, а потом стали искать место, где провести праздник. Но если вам важно пожениться в конкретный день, особенно если это «красивая дата» или летний день, то советую сначала договориться с площадкой. То же самое — если хотите провести торжество в популярном ресторане или отеле.
Бюджет — самый первый и важный этап при подготовке свадьбы. От этого зависит буквально все: формат, количество гостей, площадка и платье невесты.
Нам бюджет помогли сформировать родители. Мы установили предел суммы, которую готовы потратить на праздник, — 1 млн рублей. Договорились, что вкладывать будем равные доли своих накоплений: треть от нас, треть от моих родителей и треть от родителей мужа.
На этом шаге нужно определиться с загсом и датой регистрации.
При выборе дня икс лучше ориентироваться не на красивые цифры, а на время, которое вы готовы потратить на подготовку. Дата регистрации — это удобная точка обратного отсчета для вашего планирования.
Мы очень хотели пожениться в августе и заявление подали сильно заранее — в начале ноября. Мысль, что на подготовку у меня есть еще десять месяцев, очень меня успокаивала. Конкретная дата нам была не важна.
Мы сразу решили, что праздник будем устраивать не в день регистрации, а позже: я хотела наслаждаться своей свадьбой, а не нервничать из-за застрявшего в пробке авто с женихом. Поэтому в загс мы пошли за день до вечеринки: в спокойном темпе встретились с родителями в совершенно пустом загсе, расписались и уехали высыпаться перед свадебным торжеством.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Количество гостей может здорово повлиять на бюджет свадьбы. Могу посоветовать одно: не думайте, что кто-то на вас обидится, если не получит приглашения. Свадьба — не день рождения. Приглашайте только самых близких и дорогих для вас людей.
В Москве и Подмосковье много, а точнее, очень много площадок для проведения свадьбы. Из них только несколько десятков полностью устроили меня с точки зрения цены, качества и расположения.
Мы выбирали между двумя форматами вечеринки — в модном ресторане или на закрытой территории мини-отеля. Я сразу склонялась ко второму варианту. Хотелось провести целый день в красивом месте с близкими друзьями и родными, никуда не спешить и не отвлекаться на посторонних. Сначала мне казалось, что красивые загородные площадки для нас слишком дороги. Но когда я стала узнавать цены, то была приятно удивлена: выяснилось, что это вполне вписывается в наш бюджет. Так что в рестораны я даже не звонила.
Как ни удивительно, найти отель для свадьбы мне помогло то, что обычно ужасно раздражает: контекстная реклама. Кстати, она же выручала на протяжении всей подготовки. Вот как все получилось: я вбивала в поисковики словосочетания вроде «площадка для свадьбы», «места для свадьбы» и так далее. И уже через пару дней в ленте инстаграма стали появляться рекламные посты.
Одна такая реклама меня заинтересовала. Это был мини-отель в Подмосковье в 30 км от Мкада. Я перешла в профиль, полистала фотографии и поняла, что влюбилась в это место. Тогда я изучила описание услуг и цены на сайте, позвонила и договорилась о дате просмотра.
Вживую отель оказался еще лучше. Территория была очень зеленая, с прудом и удобными шатрами. Нас подкупило, что мини-отель будет закрыт под наш праздник — можно веселиться в кругу своих. Аренда обошлась в 88 200 Р в сутки, в эту цену входил деревянный дом на 20 человек и отдельный номер для жениха с невестой. За доплату 10 500 Р мы арендовали номера еще на 10 человек. Отдельно оплатили шатер для банкета и гирлянды для декора.
Большинство гостей оставались в отеле на ночь, поэтому приехали на своих авто и подхватили тех, у которых машины нет. Три-четыре гостя добирались на такси.
Зона регистрации в отеле. Стулья мы арендовали отдельно, найти их нам помогли декораторы. Подробнее — дальше. Источник: инстаграм площадки
Дам несколько советов по поиску площадки. Главный — не торопитесь сразу заключать договор. Стоит сравнить несколько вариантов — возможно, по соседству вас ждет площадка лучше.
С другой стороны, затягивать тоже не советую. Такие места, как у нас, разбирают быстро. Мы заключили договор с нашей площадкой в середине ноября — и на тот момент многие субботы июля уже были заняты.
Аренда площадки на 24 часа — 142 800 Р
Территория мини-отеля на сутки, домик для молодоженов и дом для гостей | 88 200 Р |
Шатер банкета | 21 600 Р |
Тепловые пушки | 15 000 Р |
Дополнительные номера для гостей | 10 500 Р |
Гирлянды для банкета, которые предоставил отель | 7500 Р |
Подрядчики на свадьбе — это ведущий, фотограф, декораторы, иногда и другие специалисты: например, некоторые пары заказывают танцоров, музыкантов и даже фокусников.
Я была на свадьбах, где ведущий отпускал оскорбительные шутки в адрес гостей, а видеографы присылали памятные ролики с расфокусом и заваленным горизонтом. Чтобы такого не случилось, я рекомендую не экономить на фотографе, видеографе и особенно ведущем.
Где искать подрядчиков. Я пользовалась тремя способами:
Опыт знакомых помог мне найти фотографа. В процессе подготовки к свадьбе я вспомнила, что какое-то время назад лайкала в инстаграме свадебные фото моей одногруппницы — безумно красивые. Я нашла этого фотографа, изучила портфолио на сайте и убедилась, что его стиль и цены мне подходят.
Соцсетями я пользовалась в основном для того, чтобы сравнить предложения. Делала так: открывала в инстаграме странички популярных салонов свадебных платьев и переходила в раздел «отмеченные фото». Обычно там можно найти работы фотографов, видеографов и других подрядчиков: они отмечают на своих работах магазины, где собрали образ невесты. Правда, я в итоге осталась с уже найденными подрядчиками — сильнее них никто не зацепил.
С помощью свадебных агрегаторов я нашла ведущего и декораторов. Такие сайты похожи по своей функциональности: там есть списки организаций и подрядчиков, справочная информация, отзывы клиентов.
Ведущий. Это один из главных людей на свадьбе. Если он не будет подходить вам по характеру, манере работы или общей концепции, скорее всего, вы расстроитесь в день праздника. Чтобы не прогадать, рекомендую общаться с кандидатами лично: видеовизитка на сайте бывает обманчива.
В итоге мы нашли идеального ведущего, который прекрасно подготовился и задал тон всему празднику. Наш ведущий хорошо знал наши с мужем истории и изучил гостей еще до праздника — для этого мы заранее написали подробные анкеты на каждого. Многие гости даже подумали, что это наш давний хороший друг, столько он про нас знал.
Все развлечения были необычными и даже близко не похожими на конкурс «попади карандашом в бутылку». Каждый интерактив был связан с нами и гостями, поэтому всем было интересно. Например, в формате викторины гости угадывали детали нашей истории отношений, которых никто не знал.
попросил наш ведущий за восемь часов работы
А еще нам бесплатно оформили велком-зону и предоставили стильные диспенсеры под лимонад. Сказали, что это потому, что наша пара им понравилась. Возможно, так говорят всем. Но было приятно.
Хорошие декораторы обязательно попросят вас съездить на площадку, чтобы посмотреть помещение и спланировать оформление. Мы приезжали с нашими подрядчиками за три месяца до свадьбы. Они осмотрели все помещения, составили план и прикинули, сколько времени может понадобиться на дорогу и монтаж украшений. Исключение — если подрядчики работали на этой площадке не один раз и хорошо знают все нюансы.
- свадебный организатор для чего
- свадебный переполох это что такое