студия вкуса пятерочка что это
«Пятерочка» открыла первую «Студию вкуса»
Компания X5 Retail Group объявила о запуске первой дегустационной кухни торговой сети «Пятерочка».
Фото: Depositphotos.com
Компания X5 Retail Group, крупнейший по объему выручки продуктовый ритейлер на российском рынке, объявила о запуске первой дегустационной кухни торговой сети «Пятерочка». Проект, созданный для тестирования продукции собственных торговых марок и выбора товаров поставщиков, называется «Студия вкуса».
Ранее торговая сеть «Пятерочка» проводила дегустации товаров на непрофильных площадках. «Студия вкуса» объединила в одном пространстве все процессы, связанные с проведением дегустаций – это зал, кухня и депозитарий для хранения образцов-эталонов для регулярных тестов стабильности качества продукции.
В компании подчеркнули, что новая «Студия вкуса» позволяет эффективно планировать процесс дегустации и оперативно фиксировать все договоренности с поставщиками, а правильно выстроенный процесс даёт возможность выдерживать серьёзную экспертизу качества всей продукции собственных торговых марок.
Подписывайтесь на email-рассылку Моллы, каналы в Facebook, Telegram и Дзен.
Подробнее про Пятерочка;
Источник: Моллы.Ru. Фото: X5 Retail Group.
В Москве открылась «Пятёрочка #Налету» с автоматизированными покупками и зоной коворкинга
Москва, 05 июля 2021 г. – Торговая сеть «Пятёрочка» открыла новый концепт магазина с полностью автоматизированной системой покупок #Налету. Вторая «цифровая» «Пятёрочка» расположена в Москве по адресу Ходынский бульвар, д.2. На основе обратной связи гостей и результатов пилота новая #Налету объединила «зеленый» дизайн, мини-коворкинг, передовые технологии и особенный ассортимент, сформированный по принципу «готовые решения и продукты на один день».
#Налету расположилась сразу на двух этажах: с торговым залом на первом уровне и зоной отдыха и коворкинга на втором. Look&Feel нового магазина отличается от первой точки, открытой для гостей в октябре 2020 года: сделан акцент на близость к природе, свежесть и комфортную атмосферу. На потолке и стенах размещаются панно с живой растительностью, создающие ощущение прохлады, чистоты и естественности. В торговом зале установлены объёмные цифровые панели, демонстрирующие информационные ролики и видео с изображениями природы. В дизайне интерьера преемственным является оформление стен и пола традиционными бело-серыми паттернами «Пятёрочки». Всё это призвано создавать особенное настроение: формат быстрых покупок без лишних контактов даёт возможность гостю немного расслабиться и погрузиться из шумной улицы мегаполиса в оазис комфорта и спокойствия. Зона коворкинга на втором этаже оформлена в стиле лофт, где могут отдыхать и работать до 14 человек, она оборудована бесплатным WiFi, розетками и зарядками.
Магазин торговой площадью
100 кв. м работает круглосуточно. Ассортимент насчитывает порядка 1200 наименований товаров, он сформирован на основе анализа наиболее востребованных позиций в потребительской корзине покупателей первой «Пятёрочки #Налету». Особый акцент сделан на готовые решения и продукты на каждый день.
В соответствии с растущим спросом на выпечку в магазине установлена собственная пекарня, которая производит около 30 наименований свежих хлебобулочных изделий ежедневно. Кофемашина #Налету готовит до 13 видов напитков, включая чай, молочный коктейль, айс латте. Свежесваренный кофе стал одним из самых популярных продуктов в первой «Пятёрочке #Налету»: около 30% гостей приобретают его регулярно. Также в магазине есть аппарат для приготовления апельсинового фреша и генератор льда, с помощью которого можно охладить напиток или взять с собой в термопакете для использования дома.
Как и первый магазин, новая #Налету работает по принципу «умного дома»: на основе архитектуры IoT (интернета вещей) за происходящим в зале наблюдают 15 камер, полки оснащены электронными ценниками. Покупки в магазине совершаются самостоятельно, без кассиров, однако в магазине предусмотрены сотрудники для коммуникации с гостями, а также для контроля за свежестью товаров. В магазине размещен постамат 5Post, где можно будет получать свои заказы.
Магазин работает для покупателей с соблюдением всех норм безопасности, здесь проводится регулярная обработка поверхностей и дезинфекция. При входе гость может обработать руки санитайзером, допуск в помещение осуществляется только в маске.
В рамках пилота планируется дальнейшее развитие проекта, совершенствование концепции и открытие следующего магазина в локации с более высоким трафиком и деловой активностью. Продолжится доработка товарной матрицы для создания оптимального ассортимента и формирование тренда новой культуры потребления, в том числе за счёт увеличения доли готовых решений для питания на один день.
«Пятёрочка» открыла дегустационную кухню
Ранее торговая сеть проводила дегустации на непрофильных площадках, что могло снижать точность оценок. «Студия вкуса» объединила в одном пространстве все процессы, связанные с проведением дегустаций – это зал, кухня и депозитарий для хранения образцов-эталонов для регулярных тестов стабильности качества продукции каждого поставщика на протяжении всего времени присутствия продукта на полке.
Каждая зона оснащена в соответствии с самыми строгими требованиями и международными стандартами, которые базируются на принципах ХАССП, регламентирующих требования к безопасности производства пищевой продукции.
Так, система технологической вентиляции позволяет создать необходимую температуру в каждой кухонной зоне и очищать воздух от любых загрязнений, а система обратноосмотической фильтрации подводит чистую питьевую воду в зону кухни и к дегустационным кабинам.
Установленное в «Студии вкуса» профессиональное оборудование даёт возможность проводить любые виды термической обработки продукции: пароконвектомат – для выпекания, тушения и запекания; индукционная плита – для обжаривания и варки; фритюрница, микроволновая печь и макароноварка – для одновременного приготовления нескольких порций макарон, пельменей, вареников и других блюд.
Для горячих напитков установлены бойлеры. А с помощью кофейного аппарата и кофемолки можно протестировать как зерновой, так и молотый кофе с раздельной подачей образцов.
Зал поделен на 3 секции: конференц-зона, где проходят встречи и общение с поставщиками, зона приготовления напитков и непосредственно дегустационная зона, где созданы комфортные условия для проведения слепого тестирования.
Для этого обустроены 6 изолированных кабин с раковинами и подачей чистой воды. Это обеспечивает возможность проведения независимого индивидуального теста каждым дегустатором. Дегустационная комиссия в составе от 8 до 16 экспертов проводит полноценную непредвзятую, основанную на методике «слепого тестирования», оценку образцов по каждому пункту анкеты на основании личного субъективного предпочтения «Нравится/Не нравится».
Оценивается не только внешний вид, запах и вкус образцов, но и такие показатели, как консистенция, цвет, интенсивность, плотность, прозрачность, насыщенность, форма. Дегустационные анкеты разрабатываются при участии независимых экспертов в пищевых технологиях с учётом специфики продукта, способа его приготовления и употребления.
Устройство «Студии вкуса» позволяет не только эффективно планировать процесс дегустации продукции и своевременно готовить образцы, но и оперативно фиксировать все договоренности с поставщиками. Правильно выстроенный и организованный дегустационный процесс даёт возможность выдерживать серьёзную экспертизу качества всей продукции собственных торговых марок и выбирать только лучших производителей.
Директор департамента собственных торговых марок торговой сети «Пятёрочка» Леонид Виленский прокомментировал: «Мы построили дегустационную кухню, используя лучшие мировые практики, современные разработки и технологии. Уверен, что новые условия позволят постоянно держать высокий стандарт качества продуктов собственных торговых марок «Пятёрочки». Это ещё один шаг к завоеванию доверия наших гостей и укреплению лидерских позиций нашей сети».
Михаил Ярцев: «Новая категория покупателей – «экономные взрослые», которые переходят в «Пятёрочку» из других форматов»
Покупатели вернулись к прежней, допандемийной, модели поведения – приходят в магазин часто и покупают в прежних объемах. Но кое-что все-таки изменилось – возрос интерес к кассам самообслуживания, сервисам, а у людей увеличилась потребность в общении. «Пятёрочка» не только соответствует этим трендам, но и задает новые. Как это происходит, рассказал Михаил Ярцев, директор по маркетингу «Пятёрочки», в пресс-центре Retail.ru на конференции X5 Dialog 2021.
– Как изменился портрет покупателя «Пятёрочки» за последний год? Каких покупателей стало больше?
– Безусловно, на изменение поведения покупателей повлиял экономический тренд последних двух лет. В результате мы видим все больше людей, для которых подходит определение «экономные взрослые». При этом мы понимаем, что те, кто стремится оптимизировать свои расходы, выбирают именно «Пятёрочку», потому что мы умеем хорошо работать именно с этим сегментом покупателей. Происходит перетекание к нам клиентов из других форматов, и для нас это, безусловно, положительный фактор.
Еще один тренд последнего года – значительный рост количества покупателей, пользующихся кассами самообслуживания.
В целом же модель потребительского поведения вернулась к 2019 году, сейчас мы видим, что люди приходят к нам так же часто, как и раньше, а средний чек прирастает. Еще год назад было иначе – в 2020 году сильно вырос средний чек, но при этом сократилась частота покупки. Тогда мы много говорили о том, что мир не будет прежним. В некоторых аспектах это, безусловно, так, но если говорить о потребительском поведении, то мы возвращаемся к привычным трендам.
– В июне у вас прошло обновление в условиях карты лояльности «Выручай-карта». Можно ли уже оценить первые результаты этих изменений?
– В августе вы запустили пилотный проект по созданию центров местного сообщества. Концепция предполагает, что в торговых точках сети будут внедряться различные активности для гостей, направленные на укрепление культуры добрососедства и взаимопомощи с фокусом на развитие и здоровье детей. Есть ли уже первые результаты? Как покупатели реагируют на эту идею?
– Да, мы стартовали с пяти магазинов, а сейчас в пилотную группу входит уже 50 торговых точек. За прошедшее время мы реализовали более 300 различных инициатив, связанных с культурными, экологическими и социальными проектами, с поддержанием здорового образа жизни. Мы высаживали кедры, проводили фотовыставки, строили с детьми объекты для бездомных животных и т.п. Сейчас мы работаем в Москве, Екатеринбурге, Краснодаре. Как оказалось, люди очень активно вовлекаются в подобные проекты – уже более тысячи человек приняли участие в различных инициативах местного сообщества. Опросы населения показывают, что более 70% жителей нравится идея местных сообществ, а 67% ответили, что они готовы вовлекаться в эти проекты. Есть большая поддержка и со стороны сотрудников магазинов – более 90% из них подтвердили, что видят пользу инициатив местных сообществ.
– А кто является генератором этих инициатив?
– Здесь двухстороннее движение – и с нашей стороны, и со стороны местного населения. Когда мы начинаем подобные проекты, то проводим полноценное исследование, общаемся с местными жителями, выясняем их ожидания. Всегда должна существовать полноценная обратная связь. Очень часто «Пятёрочка» оказывается единственной точкой притяжения местного населения в населенных пунктах, где культурная и досуговая инфраструктура просто отсутствует. И в этом случае проект местных сообществ начинает выполнять важную культурную и социальную миссию.
– На какие маркетинговые инструменты вы советовали бы обратить снимание вашим поставщикам с учетом трендов уходящего года?
– Я бы в первую очередь рекомендовал обратить внимание на инструменты управления потребительской ценностью. То, что называется Customer Value Management – CVM. Это один из самых эффективных инструментов по персонализации промо, когда мы можем решить задачу повышения розничного товарооборота, не снижая нашу маржинальность.
Также существует большое количество продуктов по формированию обратной связи, которые позволяют нам и нашим партнерам быть более эффективными. Например, мы недавно запустили интересный проект единой системы управления медиа. Это, по сути, диджитализация поверхностей внутри наших магазинов. Мы понимаем, что indoor-реклама обладает очень сильным эффектом, влияющим на продажи. И в рамках пилотного проекта покрыли уже 100% площадей магазинов в Новосибирске и Санкт-Петербурге. Мы активно призываем поставщиков участвовать в нашем пилоте, так как очень хорошо видим, как цифровые решения, которые позволяют коммуницировать с нашими покупателями внутри магазина, увеличивают количество покупок. В целом диджитал-инструменты продвижения и дистрибуции продуктов имеют очень хорошие перспективы. И в Х5 сделали огромный шаг вперед в их развитии. Я имею в виду в том числе и DMP-платформу, которая позволяет повышать эффективность рекламы, применяя наши накопленные данные. Призываем партнеров использовать ее возможности.
– Вы не раз упоминали про обратную связь. Расскажите подробнее, как она реализуется.
– Мы работаем с обратной связью по очень широкому спектру направлений. Мы сами инициируем ее развитие, например, через «шпионский клуб» – сервис мобильного приложения, объединяющий «тайных покупателей». Мы собираем огромное количество информации – более 50 миллионов оценок по нашим товарам в месяц и более миллиона обращений в месяц через иные точки контакта. На каждое обращение мы реагируем, и за последний год сократили скорость реакции в два раза по более чем 80% обращений наших гостей. Все это позволяет нам как проводить системные улучшения, так и исправлять конкретные недостатки, которые возникают в нашей работе.
– Вы регулярно проводите NPS-опросы своих покупателей. Какими результатами вы можете поделиться?
– У нас есть два трекера: внешний замер, который реализуется силами привлеченного агентства, и внутренний – на основе наших опросов. Мы ежемесячно анализируем более 400 тыс. анкет по базе держателей нашей карты лояльности. Собираем информацию через разные каналы – смс, e-mail, push-уведомления, звонки через роботизированные сервисы. Анализ результатов показывает, что мы развиваемся с опережением и наращиваем лояльность к нашему бренду и нашей сети.
Во внутреннем трекере последние месяцы мы видим относительно стабильный тренд. Это классическая ситуация второго и третьего квартала. Подобная стабильность позволяет нам сделать определенные выводы для следующего рывка. Также мы выявляем большое количество точечных проблем и всегда возвращаемся к нашим гостям, которые дают нам низкие оценки. В целом, весь этот внушительный массив данных позволяет нам решать важные задачи: во-первых, оценивать наши стратегические и тактические изменения (например, новый концепт «Пятёрочки», где NPS оказался примерно в полтора-два раза выше, чем у магазинов старого формата). Во-вторых, мы оцениваем точки контакта, ведь NPS – это лишь вершина айсберга, за которым кроется более 200 различных вопросов достаточно высокого уровня детализации, вплоть до того, считаете ли вы магазин чистым. Это позволяет очень тонко подходить к оптимизации бизнес-процессов в сети. И, в-третьих, целеполагание, позволяющее каждому конкретному подразделению становиться лучше на основе четко сформулированных целей.
Посмотрите видео с Михаилом Ярцевым:
«Пятёрочка #налету»: первый магазин Х5 без кассиров
23 октября X5 Retail Group представила первый магазин с полностью автоматизированной системой покупок. «Пятёрочка #налету» открылась в Москве на бульваре Веласкеса, 2, в ЖК «Испанские кварталы» (метро «Прокшино»). Почему «налету» и как магазин стал альтернативой холодильнику – подробности в нашем фоторепортаже.
«Пятёрочка #налету» открылась внутри жилого квартала в Новой Москве, который находится за МКАД и довольно далеко от центра столицы. Почему было выбрано именно это место, объяснил Сергей Гончаров, генеральный директор торговой сети «Пятёрочка»: «Здесь много молодых жителей и тех, кто хорошо разбирается в новых технологиях. Мы хотели протестировать ассортимент именно на определенной группе посетителей и выбрали локацию в жилом районе, на проходной улице, рядом с зоной отдыха. Следующую точку такого формата мы планируем запустить в Краснодаре – самом быстрорастущем городе-миллионнике. В целом, до конца года откроем еще 2–3 «Пятёрочки #налету». Тиражирование формата во многом будет зависеть от результатов пилотного проекта. Но наши ожидания достаточно оптимистичны. Изучение рынка недвижимости в стране и покупательского опыта позволяет предположить, что у такого формата достаточно хорошие перспективы. Небольших помещений в хороших локациях достаточно много».
Площадь магазина – чуть более 80 метров. За происходящим в торговом зале наблюдают 32 камеры. Системы видеоаналитики позволяют отслеживать, сколько товара берется с полок, как ведут себя гости. Система самообучается и со временем сможет делать персональные предложения постоянным посетителям.
Чтобы войти в магазин и сделать покупки, необходимо установить мобильное приложение «Пятёрочка #налету» и зарегистрироваться с помощью Х5 ID. Система формирует динамический QR-код, при сканировании которого покупатель может попасть в торговый зал.
Выбрав товары, покупатель может самостоятельно отсканировать их и оплатить при помощи мобильного приложения или воспользоваться кассой самообслуживания. За покупки начисляются баллы программы лояльности сети «Пятёрочка».
Выйти из магазина – проще, чем войти. Для этого нужно снова воспользоваться приложением либо помахать рукой перед тепловым датчиком у выхода – и дверь откроется. В магазине все сделано так, чтобы минимизировать количество контактов и касаний: покупатель может выбрать нужные товары, оплатить их при помощи собственного смартфона и выйти.
Инвестиции в запуск проекта ритейлер не раскрывает. Большинство технологий, реализованных в магазине, являются собственными разработками X5 Retail Group. По словам руководителей сети, это позволило существенно снизить стоимость запуска точки.
«Мы знакомились с опытом роботизированного магазина Amazon Go (США), который использует технологию весовых полок. Это более дорогая и сложная в использовании технология. Мы применили другое решение, которое ближе к китайским аналогам. Более года технология пилотировалась в офисе компании, где ее могли тестировать сотрудники. В мире существует много подобных разработок, большая часть которых не окупается. Наша задача была создать и внедрить доступную технологию, которая была бы эффективна и надежна», – рассказал исполнительный директор «Пятёрочки» Эмиль Багиров.
В ассортименте – 900 наиболее популярных позиций (нет табака и алкоголя, поскольку предполагается самообслуживание). Цены – те же, что и в традиционных магазинах «Пятёрочка». Особое внимание уделяется свежим продуктам, кулинарии, напиткам, снекам, еде навынос. Но есть и необходимые позиции товаров для дома и бытовой химии. Время работы – с 7 до 24 часов – также позволяет сделать покупки ранним утром и поздним вечером, когда другие магазины закрыты.
Магазин устроен по принципу «умного дома»: на основе архитектуры IoT (интернета вещей) действует система специальных датчиков, которые могут контролировать вход, выход, нахождение покупателей в объекте, освещение, обеспечивают физическую безопасность. Ценники в магазине – электронные, благодаря чему информацию о стоимости продуктов можно загружать дистанционно. В приложении доступны специальный чат поддержки и горячая линия.
В ближайшее время в мобильном приложении появится функция, позволяющая отслеживать и регулировать количество покупателей в зале. Пока этим будет заниматься сотрудник магазина, который также выдает гостям средства индивидуальной защиты. Тот же сотрудник занимается выкладкой и консультирует посетителей. Помимо этого, люди будут привлекаться для уборки помещения.
В магазине есть уголок, где можно сварить свежий кофе (от 49 рублей за чашку) и приготовить свежевыжатый апельсиновый сок. Еще одна молодежная фишка – автомат для печати изображений на пенке капучино: фото или картинку для печати можно загрузить в автомат при помощи все того же мобильного приложения. При всей компактности в магазине нашлось место даже для туалета.
«Мы изучали стиль потребления современной молодежи, проектировали магазин и планировали ассортимент таким образом, чтобы соответствовать образу жизни миллениалов и представителей поколения Z, – рассказал Сергей Гончаров. – Имея такой магазин в доме, можно спуститься и быстро приобрести свежие товары. Необходимость забивать холодильник впрок пропадает».
«Пятёрочка #налету» фактически может быть альтернативой холодильнику. В целом магазин рассчитан на широкую аудиторию и придется по вкусу всем, кто умеет пользоваться смартфоном.