строительство школ по концессии что это такое
Будто банковский кредит: как горвласти объясняют схему строительства школ в концессию
Горсовет Калининграда утвердил перечень объектов, которые предлагается построить в концессию. Подобное происходит не впервые, но до этого в списке не появлялись школы — сейчас же их там 4. Примерно год назад стало известно, что по-другому школы в России теперь возводить не будут (точнее, федеральный центр даст денег только на таких условиях). Какова схема выплат, за счет чего будет зарабатывать концессионер и что это будет стоить муниципалитету, журналистам рассказал замглавы администрации Игорь Шлыков:
— [Горсоветом для заключения концессионных соглашений] утверждено 4 [будущие] школы: по ул. Благовещенской, Ульяны Громовой, Левитана, Борзова. Школа на Левитана уже прошла конкурсный отбор предварительный Министерства просвещения Российской Федерации, будет софинансирование на участие в этой концессии от федерального бюджета, областного и местного бюджетов. И сейчас мы проводим консультации с одним из предполагаемых инвесторов, это Тринадцатая управляющая (на самом деле концессионная — прим. «Нового Калининграда») компания «Просвещение», которая заявилась на эту концессию. Мы обсуждаем параметры примерные технического задания, в ближайшие дни, до конца этой недели, если быть точнее, мы вывесим на федеральном сайте torgi.gov.ru это техническое задание, и в случае если появятся другие участники, то пройдут конкурсные процедуры, и тот, кто предложит лучшие условия, соответственно, зайдет на концессию по школе Левитана. Другие три объекта у нас будут до 31 января 2022 года поданы на третий этап отбора в Министерство просвещения Российской Федерации, надеемся, там также появятся желающие поучаствовать в реализации концессионного соглашения на строительство школ. Если [других] участников не будет, то мы заключим договор с инвестором, который заявился — это по Левитана. По остальным будем ждать.
По школам срок концессионного соглашения — 15 лет. За период работы концессионера возврат инвестиций происходит, и плюс он извлекает доход из своей деятельности. В концессии участвует банк, соответственно, проценты банку идут, потому что это заемные средства — вот в концессии по Левитана участвует «Сбербанк» на сегодняшний день, предварительно заявившийся. Когда пройдет конкурс и если появятся какие-то другие участники, то, соответственно, возможно будет другой какой-то банк. То есть это плюс проценты, конечно.
Просто муниципалитету на такой срок никто займы не дает — вы знаете, займы для нас гораздо короче, в данном случае мы приобретаем вдолгую хорошую инвестиционную составляющую: школа строится за 2-3 года, в зависимости от размера школы, от готовности территории, и дальше мы ее эксплуатируем и деньги возвращаем в отложенном периоде. Это как банковский кредит, только более длительный для нас. Данная форма в Российской Федерации работает, но не сказать, что она стоит «на потоке» — она для нашего города в том числе еще такая новая довольно. Но подобная форма возможна, более того, Министерство просвещения Российской Федерации именно так транслирует нашу работу в части строительства школ. Вот 4 образовательных объекта идут по этому пути.
Концессионер делает все сам [включая проектирование]. Мы как концендент пишем техническое задание, [. ] он разрабатывает, как это обычно делается, проект, мы этот проект согласовываем, дальше концессионер ищет фирму, которая будет заниматься строительством школы (и остальных объектов то же самое). Это его работа. Наша задача, администрации города, — это согласование всех технических условий и параметров. А дальше — приемка в муниципальную собственность по истечении срока концессионного соглашения. Расходы гарантийные также ложатся на плечи концессионера.
Перечень объектов, которые мы вынесли на Городской совет депутатов и, соответственно, который был утвержден, — не окончательный и не является «пресекающим». То есть может появиться любая городская территория, свободная от прав третьих лиц, которую можно предложить инвесторам, либо инвестор сам захочет каким-то образом эту территорию благоустроить и реновировать. Один из объектов — это как раз объект благоустройства, это улица Эпроновская. Кто там бывал, видел, что сейчас там часть набережной в запущенном состоянии, торчат старые сваи из воды. Вот есть один из инвесторов, который хотел бы вложить деньги в очистные сооружения, в ливневую канализацию (у нас так называется предмет концессии), сделал благоустройство, там планируются какие-то малые архитектурные формы, велодорожка небольшая, соответственно, скамеечки, урны и такая променадная часть. Мы обсуждаем сейчас предварительные условия концессии с этим инвестором, и также это будет вывешено на публичные торги — если появятся [другие] желающие, будут проведены торги. И еще одна территория — Парк ветеранов. Это большая территория, 11,5 гектаров, стоимость реализации объекта — примерно 500 млн рублей, то есть это дорогая для нас территория, хотели бы тоже найти инвестора. Пока такого нет. То, что этот перечень публикуется на сайте — как ориентир, куда власти города хотят двигаться в части поиска инвесторов.
Что касается школ, инвестор, который заходит туда, становится оператором или управляющей компанией, так более привычно говорить. Управляющей компанией, которая будет управлять школой и получать, соответственно, за свою работу вознаграждение. Это уже будет его доход. То есть первое — возврат инвестиций от муниципалитета, субъекта и Федерации частями будет идти в течение определенного времени и [второе] — его доход как управляющей компании на объекте. Те, кто живет в многоквартирных домах, тоже нанимают управляющую компанию и управляют не сами, хотя и такая форма возможна, а через управляющую компанию. В данном случае, если самым простым языком говорить, у нас появляется управляющая компания, которая управляет этим объектом.
По парку аналогичная история — то есть концессионер может создавать какой-то объект, который в последующем он имеет право приоритетного оформления в свою собственность, но саму территорию он отдает обратно муниципалитету, она не становится его собственностью. Он ее благоустраивает, она открыта для посещения всеми гражданами — это касается и парка, и набережной, о которых я сказал. Но он может поставить какое-то небольшое кафе или какой-то другой объект, с помощью которого он будет извлекать доход.
Ранее «Новый Калининград» подробно рассказывал о механизме строительства школ в концессию в России, в том числе о том, что компания «Просвещение» связана с другом детства президента Владимира Путина — Аркадием Ротенбергом. При этом, как считают эксперты, концессия является удобным способом, с одной стороны — обходить законодательство о госзакупках, с другой — оттеснить от «жирных» господрядов (каждая школа обходится не менее чем в миллиард рублей) местные строительные компании.
Записала Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар / Новый Калининград
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter
Строительство школ по концессии: в чем выгода инвесторов и Сбербанка?
Лента новостей
Все новости »
В России нашли новый способ решить проблему нехватки учебных учреждений. Их предлагается строить по концессии. Застройщику предлагается вложить 30% стоимости проекта, на оставшиеся 70% ему выделят кредит
Новые школы в России хотят строить по концессии. Так предполагается решить проблему их нехватки. Инвесторам предложат вложить в строительство школ 30% стоимости проекта. На оставшиеся 70% Сбербанк выделит застройщику кредит, а залогом будет право на концессию — дальнейшее использование объекта с возможностью получения коммерческой выгоды. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на представителей Сбербанка и двоих не названных банкиров.
Похожую схему применяют в строительстве дорог. Но на последних можно заработать, сделав участки дороги платными. Здания школ коммерческого использования не предполагают. Поэтому государство будет в дальнейшем компенсировать расходы инвестора на строительство школы — выплачивать фиксированную сумму из бюджета.
Правда, в какие сроки застройщик получит компенсацию, пока неясно, говорит генеральный директор ассоциации «Мегапир», председатель Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ Александр Каньшин:
— Реализация подобных проектов инфраструктурных с использованием коробочной концессии это хорошая, правильная и логичная попытка перенять западный опыт. На Западе уже достаточно давно сложилась практика, когда государство, инвестор и банк договариваются о том, что будет реализовываться девелоперский проект по строительству каких-то районов, микрорайонов. И кредит на строительство инфраструктуры, в частности детских садов, школ будет выдаваться банком. При этом государство, по заранее оговоренному графику в последующем затраты инвестора на строительство инфраструктуры, будет погашать за счет налогов, которые будут идти от этого микрорайона, от конгломерата, скажем так, жилищного. Попытка применить этот инструмент аналогичная и правильная. Другое дело, что здесь возникает ряд проблем. В Сургуте пробуют применять подобные схемы. Инвестор, у него нет четкой картины, в какие сроки он вернет свои средства от строительства детского сада и школы. Нет сложившейся четкой практики, нет сложившейся программы, механизма возврата.
— Как можно в дальнейшем школы использовать по концессии? Можно как-то заработать? Если нет, в чем тогда смысл?
— Как раз-таки школа и детский сад — это не те объекты, на которых можно заработать. Это сделать можно за счет эксплуатации микрорайона, тем самым покрыть вот эти расходы. Обычно концессионная схема предусматривает, что часть средств возвращает государство от налогов. Части налогов, которые идут от этого микрорайона.
Сбербанк также еще не определился со ставкой для кредитов под концессионное строительство школ. Но выглядит достаточно привлекательно для всех трех сторон. И, прежде всего, для банка, говорит главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик Владимир Шевченко.
Владимир Шевченко главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик «Но если в бюджете заложена еще сумма на компенсацию расходов по процентам, то строительной организации все равно. Если заложено, то он все получит — свой фронт работ, займет своих рабочих, иначе это бессмысленно. То есть получается, нагрузку несет бюджет. Процентные платежи кто-то должен заплатить Сбербанку, чтобы ему стало выгодно. Единственный, кто может заплатить, — это бюджет. У строителей же, мягко говоря, спрос-то потихоньку обнуляется, их нужно занять чем-то. Вот придумали в Москве, чтобы строители не разбежались и не разорились, занять их реновацией. Сейчас займут еще школами, чтобы пережить трудные времена. И школы получат, и Сбербанк заработает, и строители не разорятся — прекрасная схема. Выигрывают все. Государство получает школы, строители — подряд, занимают сами себя, а Сбербанк — проценты по кредиту. Народ получает образовательные учреждения.
Запрос от инвесторов уже есть на 12 таких проектов общей стоимостью 12 млрд рублей, говорят представители Сбербанка. В схеме заинтересованы и региональные власти. В Ханты-Мансийском автономном округе в инвестиционную программу включено более 50 школ, в Новосибирской и Свердловской областях — по четыре и шесть пилотных проектов соответственно.
Правила федерального субсидирования создания школ распространили на концессии
9 марта 2021 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2021 № 247 «О внесении изменений в приложение № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования»». Данным постановлением внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [1](«Правила»).
Правила регулируют порядок предоставления федеральных субсидий в бюджеты субъектов РФ в целях создания дополнительных мест в общеобразовательных организациях в рамках региональных программ. Средства могут направляться в рамках проектов по созданию (реконструкции) или приобретению объектов образования в региональную (муниципальную) собственность, которые реализуются после 1 января 2020 г.
При этом под объектом образования понимается здание (пристройка к зданию), строение, сооружение или их комплекс, оснащенные всем необходимым для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Объект образования может входить в состав многофункционального комплекса, который может включать в себя объекты различных уровней/подвидов образования, объекты спортивной и социальной инфраструктуры.
Новая редакция Правил напрямую предусматривает концессионное соглашение в качестве возможной модели реализации проектов в отношении объектов образования наряду с государственным контрактом.
Для получения федерального субсидирования на реализацию проекта по модели концессионного соглашения необходимо соблюсти определенные условия:
Порядок определения размера субсидии устанавливается Правилами исходя из способа финансирования концессии публичной стороной (капитальный грант или плата концедента). Формула расчета при использовании капитального гранта учитывает расчетный размер вложений, соотношение платежа от концедента к расчетному объему вложений исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ, а также уровень софинансирования расходов концедента. Формула расчета при использовании платы концедента предусматривает расчет размера субсидии исходя из размера платы концедента и уровня софинансирования расходов с учетом бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Срок софинансирования проекта за счет федеральной субсидии не может превышать 15 лет.
Полагаем, что подробные требования к содержанию концессионных соглашений, установленные Правилами, позволят упростить процедуру их согласования и будут способствовать привлечению внешнего финансирования в проекты, финансируемые с участием федеральных средств.
Дополнительно Минпросвещения России будет разработан порядок проведения отбора проектов, претендующих на получение финансовой поддержки. Также министерством будет подготовлен проект решения Правительства РФ об определении концессионеров, с которыми субъекты РФ, муниципальные образования могут заключить концессионные соглашения без проведения конкурса.
[1] Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.
Строим школы по концессии. Кабала или благо?
7 августа 2019 года в Москве зарегистрировано ООО «Первая концессионная компания «Просвещение» – дочернее предприятие ООО «Просвещение». Месяц спустя, 11 сентября, пресс-служба правительства Нижегородской области анонсировала заключение концессионного соглашения для строительства образовательного центра – комплекса на 4 тыс. 550 мест, состоящего из трех учебных корпусов в Нижнем Новгороде и центра дополнительного образования в г.о.г. Бор. В распространенном пресс-релизе указывалось, что автором концепции центра выступает ГК «Просвещение» при участии министерства имущественных и земельных отношений и министерства образования, науки и молодежной политики региона.
«Это первая частная инициатива в сфере образования на основе концессии, которая поступила в наш регион, где частный инвестор вкладывает свои средства в образовательный проект. Мы всячески будем поддерживать его реализацию», – цитировала пресс-служба министра имущественных и земельных отношений Сергея Баринова.
«Новый проект станет консолидирующим для жителей Нижегородской области. В основе концепции легла идея школы полного дня, где дети могут быть заняты с утра до самого вечера. Подготовленная программа обеспечит школьников индивидуальными образовательными маршрутами, даст доступ к возможностям современной предпрофессиональной подготовки и дополнительного образования. Плановый объем инвестиций в проект составит почти семь миллиардов рублей», – заявил в свою очередь вице-президент ГК «Просвещение» Алексей Шаповалов.
22 января 2020 года было объявлено о подписании вышеописанного соглашения.
«Такого в Нижнем Новгороде не было никогда. В стране таких концессий тоже нет. Это прорыв в этой сфере», – выразил уверенность губернатор Глеб Никитин.
Однако помимо пафосной риторики в публичном доступе оценка эффективности данного соглашения на сайте правительства обнародована не была. Детали соглашения широкой публике не раскрывались, как это происходит с концессиями в Нижегородской области всегда. Пришлось задавать региональному правительству вопросы, уточняя и проверяя неофициальную информацию.
Удалось узнать, что фактически четыре объекта (три школы на 1500 и 1100 мест плюс центр дополнительного образования, в который планируется переоборудовать лагерь отдыха) стоимостью 6 млрд 136 млн руб. обойдутся бюджету за 15 лет, что будет действовать соглашение, более чем в 13 млрд руб. – в такую сумму оценивается «гарантированная выручка» концессионера. При этом собственных средств тот не вкладывает.
Согласно приложениям к проекту концессионного соглашения, копия которых есть в распоряжении «Козы», Нижегородская область взяла на себя следующе финансовые обязательства. Во-первых, выплатить концессионеру капитальный грант в размере 2 млрд 27 млн руб. – в целях возмещения до ввода в эксплуатацию части затрат на проектирование, строительство и оснащение объектов. Кроме того, предусмотрены так называемый «инвестиционный платеж» в размере 4 млрд 109 млн руб. – в целях возмещения после ввода в эксплуатацию объектов фактических затрат концессионера, а также возмещение затрат на уплату процентов по договору займа в размере 3 млрд 635 млн руб. Плюс 840 млн 632 тыс. – ежегодный платеж бюджета концессионеру. И даже – возмещение «недополученных доходов концессионера» в размере не менее 477 млн 60 тыс. руб. (при необходимости).
Почему бы правительству Нижегородской области не взять кредит – хотя бы те же 2 млрд руб., которые оно должно выплатить концессионеру до 2021 года, чтобы министерство образования могло стать заказчиком строительства школы без участия ГК «Просвещение», спросила «Коза». В министерстве имущества, отвечая на запрос, пояснили, что, если брать кредит на строительство школ, возникает три якобы проблемных аспекта. Первое: произойдет удорожание строительства более чем на один млрд руб. в связи с необходимостью выплаты НДС. Второе: ежегодные выплаты процентов составят более 750 млн руб. (при ставке 7%). И третье: федеральный закон о контрактной системе диктует, что средства должны быть привлечены уже в 2020 году.
«Это серьёзная нагрузка на бюджет региона», – подчеркнули в министерстве.
Между тем доктор экономических наук, магистр юриспруденции и специалист по закупкам Анатолий Вифлеемский назвал кабалой для нижегородцев именно концессионное соглашение. Он обратил внимание на совсем свежую закупку – строительство школы на 1500 мест в Богородском районе. Начальная (максимальная) цена контракта указана в размере чуть более 751 млн руб. По информации министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области, в 2019 году снижение начальной цены контрактов по результатам проведенных торгов составило в среднем 8,8 % (по состоявшимся торгам). Таким образом, оценочная стоимость строительства школы на 1500 мест не превышает 700 млн руб. Следовательно, три школы на 4 тыс. 100 мест будут стоить бюджету не дороже 2 млрд руб. – это как раз размер капитального гранта, который требуется выплатить по концессионному соглашению из регионального бюджета в 2020 и 2021 годах.
«Таким образом, концессионное соглашение влечет за собой прямые убытки Нижегородской области в размере 11,5 миллиардов рублей, которые Нижегородская область заплатит, получив три школы, – отмечает господин Вифлеемский. – При этом на эту сумму можно было бы построить еще 18 школ. Вместо этого 11,5 миллиардов рублей становятся выручкой «инвестора»».
По мнению собеседника «Козы», следует также говорить о юридической ничтожности заключенного соглашения. Так, правовым основанием для его заключения является закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», согласно которому не допускается полное возмещение затрат концессионера на строительство за его счет.
«Законодателем императивно закреплено две возможных модели финансирования создания имущества, являющегося объектом концессионного соглашения: полностью за счет концессионера или за счет концессионера при частичном финансировании концедентом. То есть закон о концессионных соглашениях не допускает финансирование создания имущества, являющегося объектом концессионного соглашения, полностью за счет бюджета. Между тем заключенное концессионное соглашение предусматривает возмещение затрат концессионера на создание (реконструкцию) и эксплуатацию объекта концессионного соглашения в полном объеме за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации», – обращает внимание он, добавляя, что в силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
Еще один аналитик, на условиях анонимности комментируя соглашение правительства с ООО «Первая концессионная компания «Просвещение», назвал его аферой. Но красивой.
Справка
19 июля 2017 года газета «Ведомости» сообщила, что из состава акционеров компании «Просвещение» вышел миллиардер Аркадий Ротенберг – некогда государственное издательство было приватизировано в 2012 года и планировало провести IPO. Однако Аркадий Ротенберг находится под санкциями США, что могло создать проблемы.
Издательство «Просвещение» – крупнейший игрок на рынке учебной литературы. В 2016 году его выручка выросла на 15% – до 12,7 млрд руб., чистая прибыль – на 30% до 4,4 млрд руб. Большую часть выручки получает от госконтрактов, в частности от закупок школами учебников издательства, входящих в единый федеральный перечень учебников.
Поддержите наше СМИ любой посильной для вас суммой – один раз, или оформив подписку с помощью онлайн-кассы. Став подписчиком KozaPress, вы будете поддерживать стабильную работу издания, внося личный вклад в защиту свободы слова.
«Большая перемена»: ВЭБ.РФ позвали в школы Татарстана с концессией
Новая структура госкорпорации — «ПроШкола» — поможет построить в Татарстане 14 школ стоимостью 23 млрд рублей
Татарстан попробует справиться с острой нехваткой общеобразовательных школ в крупных городах при помощи механизма государственно-частного партнерства с ВЭБ.РФ и «Сбером». Как стало известно «Реальному времени», Министерство образования и науки РТ подало заявку на прохождение в конкурсном отборе Минпросвещения РФ на строительство 14 новых школ. Если заявка будет одобрена, правительство Татарстана сможет растянуть бюджетные расходы на строительство новых образовательных учреждений на 15-летний срок. Объем необходимых инвестиций оценивается почти в 23 млрд рублей.
Бум школьного строительства
Правительство Татарстана нашло нестандартный способ преодоления дефицита общеобразовательных учреждений в крупных городах республики. Министерство образования и науки РТ решило пойти по пути заключения концессионных соглашений с федеральным оператором «ПроШкола» (миноритарным акционером является ВЭБ.РФ).
— Сейчас мы подали заявку на строительство 14 школ за счет новой формы концессионного соглашения. Концессионером выступит федеральный оператор «ПроШкола»», — подтвердил информацию «Реальному времени» источник, близкий к правительству республики.
По его словам, механизм государственно-частного партнерства даст шанс не отставать с вводом образовательной инфраструктуры в условиях нарастающего количества детей, идущих в школу. И это отчасти разгрузит переполненные школы в больших городах.
Министерство образования и науки РТ решило пойти на пути заключения концессионных соглашений с федеральным оператором «ПроШкола» (миноритарным акционером является ВЭБ.РФ). Фото: вэб.рф
— Образовательная инфраструктура испытывает демографический шок. Особенно в начальных классах Казани, где учатся по 30—35 детей, — рассказывает собеседник «Реального времени». — Конечно, есть немало федеральных госпрограмм по строительству школ, но все равно большой объем капитальных вложений республике приходится брать себя. К примеру, в этом году было построено и введено в эксплуатацию семь новых общеобразовательных школ (еще две в процессе завершения строительства). Однако федеральное софинансирование было выделено только по двум школам.
По некоторым оценкам, из республиканского бюджета пришлось экстренно выделять около 10 млрд рублей.
— Действительно, ВЭБ.РФ вместе с оператором «ПроШкола» принимает участие в переговорах с правительством Татарстана, Минстроем и Минобразования республики относительно потенциальных проектов создания школьных объектов на территории республики, — подтвердили информацию «Реальному времени» в пресс-службе ВЭБ.РФ. — В республике высокая потребность создания новых школ. Мы уверены, что при тщательной проработке проекта «ПроШкола» обеспечит их подготовку к следующему отбору, который проводит Минпросвещения РФ.
ВЭБ.РФ пропишут в пригороде Казани?
В каких именно городах республики и в какие сроки планируется строить «концессионные» школы до завершения переговоров информация не раскрывается. Но тут, что называется, к гадалке не ходи. Острейший дефицит школьных мест испытывают микрорайоны новой застройки в Казани и ее пригородные территории.
— Заявку нужно детально проработать, выйти на конкурсный отбор Минпросвещения РФ, после чего предстоит заключить концессионные соглашения, — поясняет причину секретности собеседник «Реального времени».
Ожидается, что федеральный оператор «ПроШкола» построит и оснастит школы за счет собственных и заемных средств крупных частных инвесторов. Фото: kzn.ru
Ожидается, что федеральный оператор «ПроШкола» построит и оснастит школы за счет собственных и заемных средств крупных частных инвесторов — ВЭБ.РФ и Сбербанка. Как говорится на сайте оператора, концессия рассчитана на 15 лет, то есть школы-новостройки переходят в его владение на весь этот срок. Стандартные условия соглашений предусматривают, что регион-концедент должен возместить затраты на строительство и эксплуатацию школ, а федеральный бюджет направит ему субсидию на покрытие этих затрат.
Какие именно финансовые параметры закладываются между тремя участниками проекта, пока также неясно. Но очевидно, что расходы на содержание концессионных школ будут включены в норматив содержания общеобразовательных учреждений Татарстана (в него входят затраты на содержание здания и коммунальные платежи), которые подлежат согласованию с парламентом республики.
Депутаты Госсовета о загруженности школ: скоро букв в алфавите не хватит
Пока значения этих нормативов не выносились на публичное обсуждение парламентариев, но еще есть достаточно времени до конца года. Пока же Министерство образования РТ обнародовало другую составляющую «школьных бюджетов» — нормативы на содержание школьников. Накануне члены бюджетного комитета Госсовета РТ одобрили индексацию нормативов финансового обеспечения детей в школах и детских садах. Расходы были проиндексированы в пределах инфляции — с ростом на 5%. Так, норматив на одного ученика городской общеобразовательной школы составит от 48 до 54 тысяч рублей в год (без питания), а сельской — от 67 до 73 тысяч рублей.
— Скажите по-простому, что-то будет меняться в нормативах на 2022 год? Чем они будут отличаться от нормативов на 2019/2021 годы?, — настойчиво интересовался глава бюджетного комитета Леонид Якунин, — Только индексация в 5%, и все?
Накануне члены бюджетного комитета Госсовета РТ одобрили индексацию нормативов финансового обеспечения детей в школах и детских садах. Фото: gossov.tatarstan.ru
— Проблема с местами в школах так остро стоит, — поднял наболевший вопрос депутат Госсовета РТ Фадбир Сафин. — Знаю, что в школе в ЖК «Соловьиная роща» на первые классы скоро букв алфавита не хватит. Сейчас первые классы работают в две смены, так как очень стесненные условия. По 30—35 человек в классе!
В ответ руководство Министерства образования и науки РТ объяснило, что в этом году количество школьников выросло на 17,8 тыс. человек и «демографический фактор» продолжает перегружать систему образования.
— К сожалению, это связано с переездом семей в крупные города. И возникает перегрузка во всех школах крупных городов. Конечно, нужно успевать строить новые школы. Но вопрос одним годом не решить. Строительство одной школы обходится в 1,6 млрд рублей. Для этого нужно, чтобы создалась такая демографическая ситуация. Без нее нет оснований строить школу, — отметили в руководстве Министерства образования и науки РТ.