строительство последней мили в электроэнергетике что это
Последняя миля в электроэнергетике
Понятие «последняя миля» в электроэнергетике России появилось в 2006 году как результат реформы в сфере энергетики. Помимо прочих результатов названной реформы, произошло распределение электрических сетей между федеральной и региональными компаниями: магистральные электросети (с напряжением от 110 кВ) попали в распоряжение Федеральной сетевой компании (ФСК ЕЭС), а распределительные сети отошли соответствующим Межрегиональным распределительным сетевым компаниям (МРСК). В итоге рядовые потребители платили за энергию и ФСК, и МРСК, но в этой схеме было небольшое упущение: ряд крупных потребителей в итоге вышли на прямые договоры с ФСК, что снизило их собственные затраты на электроэнергию, но привело к увеличению тарифной нагрузки на прочих потребителей. Для ликвидации сложившегося дисбаланса законом № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» и были введены так называемые договоры «последней мили» в электроэнергетике. Согласно данным договорам, ФСК передает в аренду межрегиональным сетевым компаниям небольшие участки магистральных сетей или иные объекты электросетевого хозяйства (подстанции, распределительные пункты и т.п.). Как результат – прямые договоры с ФСК для корпораций стали недоступными. По словам действующего министра энергетики Сергея Шматко, механизм «последней мили» в электроэнергетике был разработан во избежание скачкообразных изменений тарифов в энергетике регионов и увеличения нагрузки на конечных потребителей. Договоры «последней мили» в электроэнергетике были введены в качестве временной меры – до утверждения новой политики тарифообразования в рамках реформирования Единой энергосистемы России.
При этом многие эксперты называют «последнюю милю» в электроэнергетике узаконенным пиратством и говорят о непродуманности и неэффективности подобного подхода. По сути, «последняя миля» в электроэнергетике — это форма скрытого налога на промышленность. По некоторым данным, доля дополнительной нагрузки крупных предприятий составляет на сегодня порядка 30% их затрат на электричество. Не случайно в стране начались судебные разбирательства о признании незаконными договоров «последней мили» в электроэнергетике, и о взыскании с МРСК неосновательного обогащения. Например, компании «Русал» в начале 2010 года удалось оспорить порядка 800 миллионов рублей, выплаченных Красноярским алюминиевым заводом в пользу МРСК Сибири в условиях действия договора «последней мили» в электроэнергетике. На возмещение свыше 9 млрд. рублей, уплаченных МРСК Центра, претендует и «Новолипецкий металлургический комбинат», и это далеко не единичные случаи.
Согласно Концепции экономического развития России на период до 2020 года, договоры «последней мили» в электроэнергетике должны функционировать до 2014 года, после чего данный механизм перекрестного субсидирования прекратит свое действие, и тарифы на электроэнергию для населения достигнут рыночного уровня. Понятно, что в случае отказа от механизма «последней мили» в электроэнергетике, недополученные МРСК средства будут распределены по мелким потребителям, и это может привести к резкому росту тарифов, особенно в случае, если в регионе высокая доля крупных потребителей. Поэтому параллельно с этим планируется реализация механизма адресной поддержки малоимущих групп населения, однако, как отмечает председатель комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов, конкретные методы социальной защиты на данный момент не проработаны. Остается рассчитывать, что данному вопросу еще будет уделено внимание в ближайшие два года, пока последняя миля в электроэнергетике еще действует.
Последняя миля для застройщика
Законодательство о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения претерпело несколько стадий (парадигм) в вопросе о том кто, как и за какие деньги строит сети ресурсоснабжения необходимые для подключения объектов капитального строительства.
Первая стадия, доставшаяся по наследству из советского прошлого, предполагала, что задачи обеспечения строительства сетей от существующих сетей до объектов капительного строительства (в профессиональном сообществе «последняя миля») или иных объектов которые строились по стране задачи самих предприятий, а не энергокомпаний.
Объяснять предпосылки и причины, почему «последнюю милю» всегда строили застройщики, думаю, не стоит.
На указанной стадии был выявлен глубокий недостаток такой ситуации, который с появлением рыночных отношений и укрепления институтов частной собственности стал очевиден.
Появилась проблема «лоскутного одеяла» в инженерных сетях, то есть множество частных собственников сетей на определенной территории, которая требовала учитывать их интересы. Ее решения, вырабатываемые органами власти и местного самоуправления, не совсем соответствовали требованиям гражданского и антимонопольного законодательства (понуждение застройщиков дарить казне, специальным контролируемым организациями или ресурсоснабжающим организациям построенные застройщиками объекты).
В итоге мы решили проблему лоскутных одеял, но усилили позиции субъектов естественных монополий, указанных выше, настолько, что это привело на практике к нескончаемым и неконтролируемым злоупотреблениям, вызванным не только аппетитами организаций-монополистов, но и их сотрудников.
А наблюдать приходится следующее, субъект естественной монополии строит «последнюю милю» медленнее, дороже,если не касаться льготных плат, да еще и не факт что построит.
Конечно, можно сказать, что застройщик имеет право предъявить убытки за нарушение договора на подключение, но этот подход не решает задачи повышения инвестиционной привлекательности нашей экономики и повышения доступности инфраструктуры.
Таким образом, профессиональное сообщество донесло указанный вопрос до Правительства РФ, которое наделено в настоящий момента неограниченной компетенцией по регулирования вопросов договорных отношение не только в сфере подключения, но и всего ресурсоснабжения в принципе.
Ответ на вызов о необходимости нахождения баланса между двумя парадигмами Правительством был найден. Стоит отметить, что пальма первенства в этом вопросе на сей раз принадлежит не электроэнергетике, которая обычно первая на себе испытывает новеллы законодательства.
Первой в решении вопроса стала теплоэнергетика.
С 19.07.2018 в ней применяются Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения (утв. Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N 787)
В силу п. 34 Правил:
2. В таком случае исполнитель заключает с застройщиком договор в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. В указанный договор должны быть в том числе включены положения, предусматривающие:
обязанность застройщика согласовать с исполнителем проектную документацию;
обязанность застройщика передать исполнителю в собственность созданный в результате проведения работ, определенных договором, объект теплоснабжения;
обязанность исполнителя принять созданный в результате проведения работ, определенных договором, объект теплоснабжения и оформить на такой объект право собственности в установленном порядке.
Конечно, норма ставит ряд вопросов, когда застройщик обязан реализовать указанное право, можно ли указанную норму применить к уже заключённым договорам, как и в какие сроки дается согласование, можно ли его не дать, безвозмездно ли передается построенная сеть в собственность теплоснабжающей или теплосетевой организации, в рамках какой договорной конструкции осуществляется передача и оформления права на сеть?
Однако это точно шаг вперед в ускорении и оптимизации процесса подключения, да и вопросы в принципе разрешимы, и, возможно, хорошо, что они остаются, давая простор для поиска наиболее выгодного варианта условий договора.
Прекращение использования правовой конструкции «последняя миля» // Анализ изменений федерального закона
«Последняя миля»
Магистральные электросети в России принадлежат Федеральной сетевой компании (ОАО «ФСК ЕЭС»). Эта компания продает электроэнергию по сравнительно низким оптовым тарифам. Розничной продажей электроэнергии занимаются различные межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), продающие электроэнергию по существенно более высоким розничным тарифам.
Следует отметить, что с помощью этой правовой конструкции удавалось предоставлять ряду потребителей (населению) электроэнергию по ценам ниже экономически обоснованных за счет других потребителей (хозяйствующих субъектов), для которых установленные тарифы на электроэнергию были значительно выше экономически обоснованных.
Однако себестоимость продукции, произведенной компанией, которая платит за электроэнергию по более высокому тарифу, оказывается выше, чем могла бы быть, поскольку издержки производителей в этой части просто перекладываются на покупателей продукции. Таким образом, экономический и социальный эффект от использования «последней мили» для населения нивелируется.
Несмотря на критику перекрестного субсидирования с применением договоров аренды «последней мили», ВАС РФ подобную правовую конструкцию оценил как соответствующую требованиям российского законодательства. Так, в Постановлении от 12.03.2013 N 12435/12 по делу N А76-10850/2011 Президиум ВАС РФ признал законность получения МРСК повышенного тарифа на электроэнергию, поскольку услуги потребителю были оказаны в полном объеме.
В последнее время суды отмечают, что МРСК владеет объектами «последней мили» на законных основаниях, а денежные средства по повышенному тарифу уплачиваются потребителем в качестве встречного предоставления за получаемую энергию. В связи с этим потребители, по мнению арбитражных судов, не могут говорить о неосновательном обогащении, а также указывать на то, что электроэнергия подается непосредственно ФСК, а МРСК владеет арендованными участками сети высокого напряжения лишь формально.
— Определение ВАС РФ от 18.10.2013 N ВАС-14032/13 по делу N А40-116750/11-58-728;
— Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 13083/08 по делу N А40-40559/07-91-375;
— Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2008 N 16070/07 по делу N А76-33041/2006-9-739/174;
— Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2013 по делу N А40-116750/11-58-728.
Примечательно, что до появления указанного Постановления Президиума ВАС РФ судебная практика по этому вопросу была противоречивой и суды часто обязывали МРСК вернуть полученные от потребителей суммы по розничному тарифу за электроэнергию, как неосновательное обогащение.
— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 N 09АП-9666/2012 по делу N А40-60340/11-9-515. Отметим, что в данном судебном акте суд так оценил практику передачи в аренду отдельных объектов электросетевого хозяйства: «Все элементы, выступающие предметом аренды, являются технологически взаимосвязанными, и самостоятельное функционирование их невозможно, переданное в аренду имущество в целях передачи электрической энергии не отвечает признакам самостоятельной вещи, поскольку ячейки, разъединители, трансформаторы являются конструктивными элементами подстанции и согласно статье 607 ГК РФ не могут использоваться (как самостоятельный объект) отдельно от иного оборудования подстанции»;
— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 по делу N А33-2631/2011.
Использование правовой конструкции «последней мили» прекращается с 1 января 2014 г. (п. 5 ст. 8 Закона об электроэнергетике, Законом N 308-ФЗ предусматривается возможность использования механизма «последней мили» для отдельных субъектов РФ (п. 7 ст. 8 Закона об электроэнергетике):
— Республики Марий Эл;
— Ямало-Ненецкого автономного округа.
В этих регионах перекрестное субсидирование с использованием механизма «последней мили» может продолжаться, но лишь в отношении тех объектов электросетевого хозяйства, которые уже были переданы в аренду МРСК на 1 сентября 2013 г. Окончательно эта практика в перечисленных субъектах РФ должна быть прекращена к 1 июля 2017 г. (п. 9 ст. 8 Закона об электроэнергетике).
Действие «последней мили» еще более длительное время сохранится для недавно (после 1 января 2007 г.) подключенных к сети потребителей в следующих субъектах РФ (п. 8 ст. 8 Закона об электроэнергетике):
— Еврейской автономной области.
Полностью эта практика в указанных субъектах РФ должна быть прекращена лишь к 1 июля 2029 г. (п. 9 ст. 8 Закона об электроэнергетике).
Необходимость проведения этой реформы была обоснована в «>Распоряжении Правительства РФ от 03.04.2013 N 511-р «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации».
Напоминаем, что от механизма перекрестного субсидирования планировалось отказаться еще в 2011 г., но его действие было продлено до 2014 г. (п. 5 ст. 8 Закона об электроэнергии в различных редакциях).
Строительство последней мили в электроэнергетике что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 сентября 2020 г. № 828/20 «О внесении изменений в Методические указания по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденные приказом ФСТ России от 11 сентября 2014 г. N 215-э/1”
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2020 г. N 246 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 11, ст. 1550), приказываю:
1. Внести в Методические указания по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденные приказом ФСТ России от 11 сентября 2014 г. N 215-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2014 г., регистрационный N 34297), с изменениями, внесенными приказом ФАС России от 11 января 2018 г. N 26/18 (зарегистрирован Минюстом России 15 июня 2018 г., регистрационный N 51354), изменения согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель | И.Ю. Артемьев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 сентября 2020 г.
Приложение
к приказу ФАС России
от 10.09.2020 № 828/20
Изменения в Методические указания по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденные приказом ФСТ России от 11 сентября 2014 г. N 215-э/1
2. В пункте 4 Методических указаний:
а) подпункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
б) в подпункте 4 слова «определяемые согласно приложению 3 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям,» исключить.
3. В пункте 7 Методических указаний слова «и расходы по мероприятиям «последней мили» заменить словами «, расходы по мероприятиям «последней мили» и расходы на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности)».
4. В приложении N 1 к Методическим указаниям:
N п/п | Показатели | Фактические данные за предыдущий период регулирования | Расчетные (фактические) данные за предыдущий период регулирования | Плановые показатели на следующий период регулирования | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ставка платы (руб. /кВт, руб./км, руб./шт., рублей за точку учета) | мощность, длина линий, количество (кВт, км, шт., точек учета) | расходы на строительство объекта, на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (тыс. руб.) | стандарт, тариф, ставка (руб./кВт, руб./км, руб./шт., рублей за точку учета) | мощность, длина линий, количество (кВт, км, шт., точек учета) | расходы на строительство объекта, на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (тыс. руб.) | стандарт, тариф, ставка (руб. /кВт, руб./км, руб./шт., рублей за точку учета) | мощность, длина линий, количество (кВт, км, шт., точек учета) | расходы на строительство объекта, на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии(тыс. руб.) |
2. | Расходы по мероприятиям «последней мили», связанные с осуществлением технологического присоединения | X | X | X | X | X | X |
---|
2. | Расходы по мероприятиям «последней мили» и расходы на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии, связанные с осуществлением технологического присоединения | X | X | X | X | X | X |
---|
6.j.k.l | Трансформаторная мощность до 25 кВА включительно (1 = 1), от 25 до 100 кВА включительно (1 = 2), от 100 до 250 кВА включительно (1 = 3), от 250 до 500 кВА (1 = 4), от 500 до 900 кВА включительно (1 = 5), свыше 1000 кВА (1 = 6) | ст. 5 / ст. 4 * 1000 | ст. 6 * ст. 7 / 1000 | ст. 9* ст. 10/ 1000 |
---|
6.j.k.l | Трансформаторная мощность до 25 кВА включительно (1=1), от 25 до 100 кВА включительно (1 = 2), от 100 до 250 кВА включительно (1 = 3), от 250 до 400 кВА (1 = 4), от 420 до 1000 кВА включительно (1 = 5), свыше 1000 кВА (1 = 6) | ст. 5 / ст. 4 * 1000 | ст. 6 * ст. 7 / 1000 | ст. 9* ст. 10/ 1000 |
---|
7.j.k.l | Трансформаторная мощность до 25 кВА включительно (1 = 1), от 25 до 100 кВА включительно (1 = 2), от 100 до 250 кВА включительно (1 = 3), от 250 до 500 кВА (1 = 4), от 500 до 900 кВА включительно (1 = 5), свыше 1000 кВА (1 = 6) | ст. 5 / ст. 4 * 1000 | ст. 6 * ст. 7 / 1000 | ст. 9 * ст. 10/ 1000 |
---|
7.j.k.l | Трансформаторная мощность до 25 кВА включительно (1 = 1), от 25 до 100 кВА включительно (1 = 2), от 100 до 250 кВА включительно (1 = 3), от 250 до 400 кВА (1 = 4), от 420 до 1000 кВА включительно (1 = 5), свыше 1000 кВА (1 = 6) | ст. 5 / ст. 4 * 1000 | ст. 6 * ст. 7 / 1000 | ст. 9* ст. 10/ 1000 |
---|
д) дополнить новыми строками следующего содержания
8(1). | Обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) | |||
---|---|---|---|---|
8(1).j | однофазный (j = l), трехфазный (j = 2) | |||
8(1).j.k | прямого включения (k=1), полукосвенного включения (k=2), косвенного включения (k=3) | ст. 5 / ст. 4 * 1000 | ст. 6 * ст. 7 /1000 | ст. 9* ст. 10/ 1000 |
9.2 | Плановое количество договоров на осуществление технологическое присоединение к электрическим сетям (плановое количество членов объединений (организаций), указанных в п. 9 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 (зарегистрирован Минюстом России 19.10.2017, регистрационный N 48609) (шт.) | X | X | X | X | X | X |
---|
9.2 | Плановое количество договоров на осуществление технологическое присоединение к электрическим сетям (плановое количество членов объединений (организаций), земельных участков, расположенных на территории садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ), указанных в п. 9 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 (зарегистрировано в Минюстом России 19.10.2017, регистрационный N 48609), с изменениями, внесенными приказами ФАС России от 1 апреля 2020 года N 348/20 (зарегистрирован Минюстом России 17 июня 2020 года, регистрационный N 58683) и от 22 июня 2020 года N 560/20 (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2020 года, регистрационный N 59062) (шт.) | X | X | X | X | X | X |
---|
1) в абзаце втором пункта 1 и пункте 2 слова «и длины линий» заменить словами «, длины линий и количества точек учета электрической энергии (мощности)»;
2) в первом предложении пункта 4 после слов «количество членов объединений (организаций),» дополнить словами «земельных участков на территории садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ,»;
3) в пункте 5 слова «и длины линий» заменить словами «, длины линий и количества точек учета электрической энергии (мощности)».
5. В приложении N 3 к Методическим указаниям:
5.j.k.l | Трансформаторная мощность до 25 кВА включительно (l = 1), от 25 до 100 кВА включительно (l = 2), от 100 до 250 кВА включительно (l = 3), от 250 до 500 кВА (l = 4), от 500 до 900 кВА включительно (l = 5), свыше 1000 кВА (l = 6) | ст. 5 / ст. 4* 1000 | ст. 6 * ст. 7 / 1000 | ст. 9 * ст. 10 / 1000 |
---|
5.j.k.l | Трансформаторная мощность до 25 кВА включительно (l = 1), от 25 до 100 кВА включительно (l = 2), от 100 до 250 кВА включительно (l = 3), от 250 до 400 кВА (l = 4), от 420 до 1000 кВА включительно (l = 5), свыше 1000 кВА (l = 6) | ст. 5 / ст. 4 * 1000 | ст. 6 * ст. 7 / 1000 | ст. 9 * ст. 10/ 1000 |
---|
6.j.k.l | Трансформаторная мощность до 25 кВА включительно (l = 1), от 25 до 100 кВ А включительно (l = 2), от 100 до 250 кВА включительно (l = 3), от 250 до 500 кВА (l = 4), от 500 до 900 кВА включительно (l = 5), свыше 1000 кВА (l = 6) | ст. 5 / ст. 4 * 1000 | ст. 6 * ст. 7 / 1000 | ст. 9 * ст. 10 / 1000 |
---|
6.j.k.l | Трансформаторная мощность до 25 кВА включительно (l = 1), от 25 до 100 кВА включительно (l = 2), от 100 до 250 кВА включительно (l = 3), от 250 до 400 кВА (l = 4), от 420 до 1000 кВА включительно (l = 5), свыше 1000 кВА (l = 6) | ст. 5 / ст. 4 * 1000 | ст. 6 * ст. 7 / 1000 | ст. 9 * ст. 10 / 1000 |
---|
12.j.k.l | Трансформаторная мощность до 25 кВА включительно (l = 1), от 25 до 100 кВА включительно (l = 2), от 100 до 250 кВА включительно (l = 3), от 250 до 500 кВА (l = 4), от 500 до 900 кВА включительно (l = 5), свыше 1000 кВА (l = 6) | ст. 5 / ст. 4 * 1000 | ст. 6 * ст. 7 / 1000 | ст. 9 * ст. 10 / 1000 |
---|
12.j.k.l | Трансформаторная мощность до 25 кВА включительно (l = 1), от 25 до 100 кВА включительно (l = 2), от 100 до 250 кВА включительно (l = 3), от 250 до 400 кВА (l = 4), от 420 до 1000 кВА включительно (l = 5), свыше 1000 кВА (l = 6) | ст. 5 / ст. 4 * 1000 | ст. 6 * ст. 7 / 1000 | ст. 9 * ст. 10/ 1000 |
---|
13.j.k.l | Трансформаторная мощность до 25 кВА включительно (l = 1), от 25 до 100 кВА включительно (l = 2), от 100 до 250 кВА включительно (l = 3), от 250 до 500 кВА (l = 4), от 500 до 900 кВА включительно (l = 5), свыше 1000 кВА (l = 6) | ст. 5 / ст. 4 * 1000 | ст. 6 * ст. 7 / 1000 | ст. 9 * ст. 10 / 1000 |
---|
13.j.k.l | Трансформаторная мощность до 25 кВА включительно (l = 1), от 25 до 100 кВА включительно (l = 2), от 100 до 250 кВА включительно (l = 3), от 250 до 400 кВА (l = 4), от 420 до 1000 кВА включительно (l = 5), свыше 1000 кВА (l = 6) | ст. 5 / ст. 4 * 1000 | ст. 6 * ст. 7 / 1000 | ст. 9 * ст. 10/ 1000 |
---|
Обзор документа
ФАС уточнила порядок расчета выпадающих доходов, связанных с технологическим присоединением к электросетям.
Часть поправок связана с введением стандартизированных тарифных ставок на обеспечение средствами коммерческого учета электроэнергии (мощности).
- строительство по васту это что
- строительство промышленное и гражданское строительство что это такое