стратегический консалтинг что это такое простыми словами
Стратегический консалтинг что это такое простыми словами
Когда ничего не умеешь делать, начни обучать других. Знакомая фраза.
Консалтинг – что это такое простыми словами: вся правда
Когда ничего не умеешь делать, начни обучать других. Знакомая фраза? Сегодня мы разберем такую животрепещущую тему, как консалтинг – что это такое простыми словами. Статья для тех, кто ничего в этом не понимает, но очень хочет попробовать себя как в роли заказчика, так и в роли того, кто подобные услуги предоставляет.
Эту статью можно условно разделить на 2 части. В первой мы разберем на молекулы все то, что связано с консалтингом, чтобы у вас больше не было никаких вопросов по теме. Во второй же части мы плавно перейдем к конкретным действиям для того, чтобы вы стали действительно успешным в этой сфере.
Если вы студент и зашли почитать статью для того, чтобы написать очередной никому не нужный реферат, курсовую или, того и гляди, целую дипломную работу, то спешу вас огорчить: данный разбор заточен исключительно с практической стороны. Теории здесь мало, следовательно можете смело закрыть вкладку).
Ну а для тех, кто продолжил чтение, мы рассмотрим следующие темы:
Но прежде чем раскрыть все свои секреты мы, как обычно познакомимся с базовыми терминами в этой сфере.
Что такое консалтинг и почему это популярно?
Если вы спросите лично у меня, что же такое консалтинг, то я отвечу вот этими строками:
А если еще проще, то это ничто иное как консультирование. Именно так и переводится это слово на русский язык. При этом важно понимать, что такое консультирование не обязательно связано с бизнесом.
К примеру, если мальчик Петя приходит в гости к девочке Тане, чтобы та помогла ему в решении домашнего задания по алгебре, то это также считается консалтингом. Другое дело, что ввиду общего информационного шума обычный интернет пользователь подразумевает под консалтингом нечто, связанное именно с предоставлением бизнес услуг.
Но это далеко не так. Такой вид деятельности, как консалтинг, подразумевает применение в различных нишах. Дальше мы разберемся почему большинство из тех, кто занимается консалтингом, не достигают успеха на этом поприще.
Кстати, тех, кто предоставляет такого рода консультации, называют не иначе как консалтерами. То есть наша девочка Таня из примера – типичный консалтер, которых на рынке труда очень много.
К слову, если вы только собираетесь зарабатывать в этой нише, то не слушайте россказни всяких гуру и экспертов, что дескать эта ниша свободна и конкуренты отсутствуют как таковые. Сейчас консультантов очень много: достаточно сходить на двухнедельные курсы по консалтингу – и, вуаля, ты уже специалист.
Естественно, что о качестве такой подготовки говорить не приходится, и вывод из этого один: консультантов много, но качественных консультантов – мало. Ваша задача либо стать качественным востребованным специалистом, либо, если у вас есть бизнес задачи, обратиться именно к такому консультанту.
Почему же ниша консалтинга сейчас на пике популярности?
Бытует мнение, что это очень легкий вид заработка. Ведь действительно: просто сидишь, говоришь что нужно делать и получаешь за это деньги. Но это огромное заблуждение и немного ниже мы разберем почему.
Не в последнюю очередь такой популяризации консалтинг обязан всяческим он-лайн курсам. Так что привет, инфобизнес ).
Теперь давайте разбираться когда, где и с какой целью нужны консультации? Постараемся смоделировать такие ситуации на основе того практического опыта, который есть у меня лично и у моей команды.
Когда нужны консалтинговые услуги?
Странно, но многие люди ставят подобный вопрос, не понимая какие именно задачи может решить качественный консалтинговый сервис. Попробуем разъяснить для каких целей нужен консалтинг простыми словами.
Представим себе, что вы нейрохирург высокого уровня и делаете операции на спинном мозге. Но тут произошла такая ситуация, что в подобной операции нуждаетесь лично вы. С одной стороны – вы специалист своего дела и можете все сделать самостоятельно, но с другой – делать операцию самому себе, мягко говоря, неудобно). Вот тут и требуется свежий взгляд со стороны.
Другой пример. Очень часто практикующие психологи приходят на консультацию к другим психологам, потому что иногда совет со стороны решает намного больше, чем внутренняя работа человека над своим поведением.
Давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения ведения бизнеса. Если вы находитесь внутри процессов длительное время, то взгляд на текущую ситуацию может немного “замылиться” и вы не увидите отдельные ошибки.
Вот и получается, что каким бы специалистом вы не были, периодически, раз в 3 месяца, рекомендуется прибегать к помощи сторонних профессионалов для решения тактических и стратегических задач. Моя личная рекомендация – не нужно ждать, когда у вас образуется критическая ситуация. Нужно на год вперед запланировать консультационные услуги.
В общем, консалтинговые услуги помогут в решении следующих задач:
Основные этапы консалтинга в любой нише:
Мы уже договорились, что консалтинг – это не обязательно то, что связано с бизнесом. И сейчас разберемся почему это так.
Виды консалтинга
Для начала следует понять, что консультация может быть по поводу любой проблемы, которая возникает у человека в любом виде его деятельности. Например у вас проблема: вы не можете сбросить вес до той отметки, которая вам нужна. Вы идете к специалисту по похудению и проводите с ним консультацию.
Да, это тоже консалтинг. И он никак не связан с бизнесом. Ведь консультации мы можем получить у кого угодно: у стоматолога, косметолога, тренера по фитнесу, юриста, слесаря на СТО.
Поэтому мы поделим весь консалтинг на два типа: тот который связан с ведением бизнеса, и тот, который относится к любому другому виду деятельности.
Договариваемся, что дальше будем уделять внимание только первому типу.
И здесь я бы действительно мог подсобить студентам, которые пишут дипломные работы или рефераты и перечислить все то, что можно найти на других сайтах. Но поскольку я обещал этого не делать, дам только общую структуру видов консультационных услуг на сегодняшний день.
Как продается консалтинг
Чем полезна градация консалтинга приведенная выше? Во-первых, она очень проста: вы никогда не запутаетесь в том, какой именно вид консультационных услуг вам нужен в конкретной нише.
Во-вторых, такая структура дает понимание того, за что вы будете платить, если заказываете услугу, либо получать деньги, в случае предоставления консультационных услуг. Очевидно, что в первом варианте цена будет самой низкой, а в третьем – самой высокой.
В-третьих, она дает понимание того, какой вид консалтинга нужен именно вам в данный момент. И тут все зависит от того, какой ресурс будет платиться за решение проблемы: время или деньги. Например, вы только выходите на рынок и ограничены своим бюджетом, что вполне нормально для начинающих бизнесменов. Тогда вашим вариантом будет номер один.
И самое главное – вы всегда будете знать кто за что несет ответственность…
В чем отличие консалтинга от других бизнес услуг?
Вернее ее полное осознание клиентом. В случае коучинга, ответственность всегда лежит на клиенте и коуч не может ничего советовать или рекомендовать, так как клиент должен все сделать сам. В консалтинге все намного сложнее. Вернее проще).
Обычно принято считать, что раз консалтер говорит клиенту что делать, то и ответственность на нем. В большинстве случаев это действительно так.
Но давайте разберемся кто за что несет ответственность относительно той структуры, которую мы рассмотрели чуть выше.
В первом случае, если консультант предоставляет лучшую рабочую методику для клиента и клиент внедряет ее самостоятельно, то на ком тогда будет основная ответственность? Правильно, исключительно на клиенте.
Во втором случае, когда консалтер говорит клиенту что делать, а тот, в свою очередь, самостоятельно все внедряет, под чутким контролем консультанта, то на ком будет ответственность в таком случае? Правильно, исключительно на клиенте. Вне зависимости от того, идет ли проверка составленного плана или нет, в любом случае делать или не делать решает именно клиент.
Ну и в третьем случае, когда клиент готов заплатить деньги за результат, а консалтер внедряет все самостоятельно, либо со своей командой, кто несет ответственность за конечный результат? Все верно – тот, кто внедряет пошаговый план.
И здесь у меня 2 совета. Первый – если вы заказываете консалтинг, то будьте готовы заплатить деньгами или своим личным вовлечением в процесс внедрения.
И второй совет: если вы хотите стать действительно успешным консультантом, то должны понимать, что чем больше вы берете на себя ответственности, тем выше будет ваш заработок.
Когда в Yourselfbranding мы придумали именно такую градацию ответственности, то многим нашим клиентам стало понятно за что они действительно платят деньги и на какой гарантированный результат они могут рассчитывать. Я уверен, что эта схема вам обязательно пригодится, в тех случаях, если вы захотите заказать услуги консалтинга, или стать топовым консультантом.
Главная проблема в бизнес консалтинге
Если вы внимательно прочитали всю предыдущую информацию, то понять что такое бизнес консалтинг вам не составит особого труда. Поэтому в этом разделе хочется поговорить о некоторых тонкостях консультирования в бизнесе и о том, почему одни консультанты зарабатывают много, а другие годами топчутся на месте без особых успехов.
Принято считать, что консалтинг могут себе позволить лишь крупные корпорации с огромными бюджетами. Это далеко не так. Все чаще и чаще к подобной услуге прибегают представители среднего и малого бизнеса. Это приводит к постоянному росту спроса на данную услугу.
В большинстве случаев владельцы малого и среднего бизнеса приходят на консультацию со следующими запросами:
Вот и получается, что на рынке консалтинга появляются фирмы, которые помогают оптимизировать бизнес-процессы, сделать более эффективным персонал, повысить продажи и так далее. Вроде бы эти проблемы достаточно типичны и легко решаемы, но проблема здесь в следующем: в них нет измеримых целей.
Другими словами, если вы вдруг захотите стать успешным консультантом, то вы не сможете им стать просто оптимизируя бизнес-процессы. Все “топовые” консалтинговые компании работают на результат.
К примеру вы хотите работать в сегменте поиска клиентов. Ниша хорошая, хотя и немного перенасыщенная. Если вы напишите на визитке, что являетесь экспертом по привлечению клиентов, то это гарантировано не будет работать. Но если вы напишите, что помогаете создавать дополнительные каналы притока клиентов в любой бизнес с гарантией результата под ключ, то к вам выстроится очередь из тех владельцев бизнеса, у которых есть такая проблема.
Если вы хотите быть классным консультантом, то продавайте содержание и измеримый результат для своих клиентов. И будет вам счастье). Все тоже самое верно и в том случае, если вы хотите купить услугу консалтинга. Обязательно покупайте результат, а не обобщенные обещания.
Теперь пройдемся по самим бизнес консультантам.
Распространенные мифы о консультантах
Что первое приходит на ум? То, что это люди, которые одеты в модный костюм, желательно иметь при себе очки, дорогие аксессуары в виде часов и запонок. Обязательно должны ездить на дорогой машине. В общем они должны иметь все атрибуты “успешного успеха при себе”.
Но, с другой стороны, наличие таких социальных доказательств никак не говорит о качестве самого консультанта как специалиста. Более того, в современном мире появился термин “новые богатые”. Это те люди, которые ценность своего личного времени ставят намного выше, чем дорогие “игрушки”.
Еще лет 10 назад бизнес-тренер, руки которого по локоть “забиты” татуировками, казался инородным телом в бизнес тусовке. Сейчас это не то, чтобы норма, но общество гораздо более лояльно относится к проявлению таких индивидуальных черт.
Так что же важнее – внешний вид или навыки консалтера? Помните пословицу о том, что встречают по одёжке, а провожают по уму? Мое личное мнение таково: если на вас будет плохая одёжка, то вас могут попросту не встретить. Но не более того.
Обычно консультанты стараются показать как можно больше различных графиков, презентаций, употребить как можно больше всяческих терминов и атрибутов на английском языке. Как правило делается это для того, чтобы еще больше подчеркнуть свою важность перед клиентом.
Но мне кажется, что главный залог успеха – это простота в общении. Чем меньше непонятных для клиента терминов, тем лучше. Тем более если вы будете продавать исключительно результат, которого можете добиться. Люди бизнеса любят конкретику и они ее постоянно измеряют: в людях, часах, килограммах, деньгах.
В том случае, если вы заказываете консалтинг, то насторожиться нужно в тех случаях, если консультант:
Призываем вас прислушаться к этим сигналам при заключении сделки. Добавьте свои “тревожные сигналы” в комментариях под статьей и мы обязательно обсудим их вместе.
Дальше идут обещанные советы для будущих успешных “советников”, но прочитать этот раздел будет полезно и собственникам бизнеса.
В чем могут быть трудности, если вы решили стать консалтером?
Самая главная трудность – просто стартовать. А после того, как вы начали продвигаться к своей цели, понять, что уровень доверия к вам, как к эксперту, на первых порах будет достаточно низким и с этим ничего не поделаешь.
Со временем у вас появятся свои кейсы и определенный опыт проделанной работы. К этому моменту вам станет значительно легче. По своему опыту могу сказать, что первые два года такой работы – самые сложные.
Еще одна трудность – вам будет казаться, что у вас недостаточно знаний. Как ни странно – знаний нужно немного. Их должно быть ровным столько, сколько требуется для того, чтобы можно было выполнить свою работу. Естественно вы должны постоянно развиваться – читать нужную тематическую литературу, особенно ту, которая выходит на английском языке, знать все тренды и уметь прогнозировать их развитие.
Например я очень спокойно отнесся к появлению чат-ботов в мессенджерах, так как понимал, что это только дополнительный способ донесения своего предложения на рынке и не более.
Ну а теперь я раскрою действительно великий секрет, который помог мне совершить значительный скачок в развитии своих качеств консалтера. Помните мы уже говорили с вами о том, что если вы хотите стать успешным консультантом, то должны гарантировать результат своим гонораром? Так вот: это нужно не для того, чтобы лучше продавать свои услуги в качестве “советника”. Такое обещание нужно в первую очередь именно для вас! Не забывайте об этом!
Ну а второй секрет, как быстро стартовать в качестве консультанта, я раскрою только тогда, когда эта статья наберет 100 лайков и репостов. Поэтому комментируйте данный материал и делитесь им со своими друзьями в социальных сетях.
Что такое стратегический консалтинг? Анализ рынка стратегических услуг
Стратегический консалтинг – особый вид управленческого консалтинга, связанный со стратегическими вопросами развития бизнеса, организаций и органов государственного управления.
Стратегический консалтинг – проектная или постоянная работа внешних по отношению к клиенту исполнителей (стратегических консультантов), направленная на анализ тенденций, формирование целей, поиск возможностей, идентификацию угроз, разработку комплексного плана мероприятий по достижению целей (стратегии развития), а также внедрение систем стратегического управления.
На самом деле внедрение систем стратегического управления находится на стыке операционного и стратегического консалтинга, поэтому в нашем анализе отрасли мы немного затронем и операционный консалтинг. Начнем с рынка так называемых «стратегов». Хотя стратегический консалтинг, как рынок, не очень велик, к нему можно в полной мере отнести поговорку «мал золотник, да дорог».
Любому человеку, обладающему стратегическим мышлением и управлению компанией, необходимо знать и понимать, что такое стратегический консалтинг и кто является на нём основными игроками. Данная статья поможет вам разобраться в такой сложной отрасли, как стратегический консалтинг, и выбрать наиболее подходящую для ваших задач услугу или их комбинацию.
Экспресс-тест качества системы управления компании
Без детального анализа сложно разобраться в секторах консалтинговых услуг, здесь редко встречаются типовые продукты или услуги. При этом слово «стратегия» стало таким модным, что не включают в перечень своих услуг какую-либо разновидность стратегического консалтинга только самые флегматичные компании. Поэтому мы сейчас проясним для вас некоторые особенности отрасли.
Понятно, что стратегию развития организации, могут создавать не только сотрудники компании, но и внешние исполнители. Обычно это происходит тогда, когда в компании недостаточно соответствующих компетенций у высшего руководства или они слишком заняты другими «более важными» делами. В этом случае организация приглашает консультантов, которые, при всех их достоинствах, до момента начала работы знают о вашей компании не больше, чем написано на вашем сайте.
Почему существует стратегический консалтинг?
Вопрос, стоит ли привлекать консультантов к разработке стратегии, мы раскрыли в специальной статье, поэтому оставим на время консультантов и обратим внимание на внутренних разработчиков стратегии, т.е. тех, кто будет заниматься разработкой стратегии самостоятельно. Это наиболее опытные сотрудники, которые лучше остальных знают рынки, возможности и угрозы, тонкости развития компании, состав компетенций и состояние взаимоотношений с клиентами и поставщиками.
Проблема в том, что в стратегии сталкивается множество интересов. На утверждённые стратегические планы значительно влияют групповое мышление и политические альянсы внутри организации. Это снижает объективность анализа и стратегических решений. Доходит до прямого противодействия перспективным проектам, угрожающим положению некоторых руководителей.
Это снижает доверие к самостоятельно разработанной стратегии, если разработка силами компании проводится без широкого внутрикорпоративного диалога. Это происходит, когда стратегию создает одно подразделение или команда, состоящая из людей со схожими, а порой и зависимыми мнениями и мышлением.
Поэтому внутренний проект разработки стратегии может в результате выдать не самую объективный стратегический план. Он в буквальном смысле может основываться не на будущем, а на прошлых наработках организации и даже препятствовать выходу на новые рынки и использованию новых возможностей. Почему? Потому, что влиятельным группам в компании это может быть невыгодно.
В таких случаях целесообразно включать в команду по разработке стратегии внешних консультантов. Но нужно понимать, что внешним исполнителям часто не хватает не только вовлечения во внутреннюю жизнь компании и ответственности за реализацию разработанной стратегии. Консультанты могут быть ангажированы одной из политических сил внутри вашей организации.
Есть альтернатива, сочетающая в себе внутреннюю разработку и внешний методический надзор – специальная проектно-образовательная программа по разработке стратегии развития. Такой подход не только поможет создать наиболее взвешенную и сбалансированную стратегию, но и повысить квалификацию вашей команды, а также распознать и исключить ангажированные стратегические решения.
Состав этой программы включает различные опции, которые вы можете посмотреть ниже:
Бесплатный онлайн-курс по стратегическому менеджменту и планированию [4 часа]
Экспресс-практикум по бизнес моделированию (включает шаблон бизнес-модели)
Практический курс по разработке стратегии развития организации [60 часов]
Стратегический консалтинг: какие услуги существуют на рынке?
Написать в услугах слова «стратегия развития бизнеса» может любой, гораздо важнее понять, что авторы этих строк в них вкладывают.
Обычно имеется в виду, что в результате оказания услуги клиент получает подробное долгосрочное видение будущего своей организации. Но есть один нюанс: не все вкладывают в это понятие и разработку путей достижения будущей модели работы компании. А это совсем разные вещи.
Также нужно иметь в виду, что никто из стратегических консультантов не будет заниматься реализацией разработанной ими стратегии развития. Такая работа предусматривает практически полное погружение в операционную деятельность клиента, но это только видимая часть айсберга.
Реализация новой стратегии может потребовать коренной перестройки компании, подходов к работе, а то и глубокого изменения корпоративной культуры. Вот где у большинства компаний возникают реальные проблемы реализации стратегии. Никакой разумный консультант не возьмёт на себя такую ответственность. И правильно сделает.
Поэтому основными услугами рынка стратегического консалтинга являются следующие:
Разберём эти услуги ниже, а сейчас остановимся на том, как они формируют облик рынка. Именно такие услуги являются признаком, по которому компанию можно отнести к отрасли стратегического консалтинга.
Нужно отметить, что есть ещё один вид услуг, который можно отнести к стратегическому консалтингу, но который стоит несколько особняком – разработка бизнес-моделей. Дело в том, что на этом много не заработаешь, поэтому крупные компании обычно не предлагают такие услуги. Тем не менее, бизнес-модель – это один из столпов любой компании и её разработка является одним из важнейших этапов разработки стратегии. Состав нашей проектно-образовательной программы по разработке моделей бизнеса вы можете посмотреть ниже.
Экспресс-практикум по бизнес моделированию (включает шаблон бизнес-модели)
Скачать шаблон бизнес-модели Рыцева в PowerPoint с примерами для самостоятельной работы
Кого можно исключить из списка «стратегов»?
Мы не включаем в стратегический консалтинг услуги по бизнес-планированию. Дело в том, что бизнес-план в современном смысле – это документ, который к стратегии развития организации имеет опосредованное отношение. Данный подход к планированию может быть применен к новым проектам или компаниям, для которых нужно определить финансовые показатели с точки зрения окупаемости инвестиций. Т.е. бизнес-план, фактически, является расширенным финансовым планом.
Поэтому бизнес-план гораздо менее обширный документ, чем стратегия развития. Довольно большой объем услуг по бизнес-планированию оказывает консультационная группа СПЛАН.
Бывает и так, что компании занимаются узкоспециализированным направлением (например, внедрением информационных систем), которое связано со стратегическими процессами. Это может быть внедрение программного обеспечения для эксплуатации систем показателей и мониторинга реализации стратегии.
Такие услуги, например, оказывают компании АйТи или Инталев (ссылки на компании в конце статьи). В данном случае основная специализация компаний, скорее, информационные технологии, а не стратегический консалтинг. Поэтому мы их тоже исключаем из отрасли и переходим к глобальным игрокам рынка.
Стратегический консалтинг и глобальные игроки этого рынка
Комплексные услуги в области стратегического развития организаций оказывают не так уж много международных и российских компаний. Это, в первую очередь, авторитетные международные компании (список компаний и ссылки на их сайты см. в конце статьи), например, McKinsey & Company, PwC (PriceWaterhouseCoopers), EY (Ernst & Young), Bain & Company, Boston Consulting Group, A.T. Kearney, Deloitte и другие.
Надо понимать, что состав игроков по разным причинам периодически меняется. Так, например, довольно большую компанию, как они сами называют «сеть фирм» BOOZ & Company, в 2014 году приобрела PriceWaterhouseCoopers. На её основе было создано целое направление деятельности под новым названием Strategy& (StrategyAnd).
Данное событие сопровождалось упоминанием о расширении перечня услуг и полном цикле обслуживания клиентов от разработки стратегий до их реализации (мы уже знаем, что реализацией стратегии вам придётся заниматься самостоятельно).
Героем другого известного случая резких рыночных изменений стала компания Monitor Group – в 2012 году она прекратила деятельность и отдельные направления бизнеса были поглощены конкурентами.
Упомянутые выше компании оказывали и оказывают практически полный спектр услуг стратегического консалтинга. Делают они это не просто так, а потому, что умеют собрать хороших специалистов в свои команды и обеспечить преемственность и совершенствование предыдущих наработок.
Но существуют и проблемы, которые заключаются не только в том, что рассмотренные компании обычно занимаются только крупными и дорогими проектами стоимостью сотни тысяч, а то и миллионы долларов. Глобальный масштаб этих компаний также накладывает свои особенности на взаимопонимание консультанта и заказчика.
Есть также ещё одна проблема, которую мы проанализировали отдельно. Когда компания заказывает разработку стратегии у консультантов, то они делегирует очень важную функцию управления. Мы рекомендуем внедрять методы разработки стратегии и обучать сотрудников, чтобы повысить качество управления и конкурентоспособность компании.
Внешний стратегический консалтинг и погружение в проблемы клиента
Часто консультанты не рассматривают проблемы клиента достаточно глубоко, не понимают местную специфику и, в результате, клиент вместо стратегии получает «сферического коня в вакууме» (что-то непонятное и неприменимое на практике) или советы, как минимум, не полностью учитывающие многослойность любой организации, специфику и динамику этих слоев.
Наши методологии учитывают необходимую научную базу реализации стратегических изменений, часть этой информации вы можете увидеть на слайде ниже и понять, почему стратегические консультанты не берутся за реализацию стратегии.
Как вы уже догадались, они просто не смогут провести провести все необходимые изменения во всех этих взаимосвязанных слоях. Этим вам придётся заняться самостоятельно. Подробнее о слоях организации вы можете узнать в специальном уроке, посвящённом разработке и реализации стратегии в нашем курсе по по разработке стратегии компаний.
так что вряд ли какая-либо компания, которой вы поручили разработать вашу стратегию, может взять на себя ответственность за её реализацию и дать какие-либо гарантии этого. Вернее, взять такую ответственность они могут, но управлять рисками такой сложной задачи нет.
Поэтому для современных консультантов это будет в большой степени вероятностный подход «на удачу», когда компания может включить в договор так называемый success fee или дополнительную премию в случае успеха. Это вполне понятно, т.к. основные рычаги реализации стратегии всё же находятся у менеджмента и сотрудников компании, а не консультанта.
Тем не менее, правильно разработанная стратегия значительно облегчает задачу реализации целей. Правильная разработка стратегии достигается применением правильной методологии.
Стратегический консалтинг в России
Перейдем теперь к российским компаниям. Пожалуй, самым известным представителем российских стратегов является компания SPG (Strategy Partners Group). Данная компания не избежала проблем в кризисы, и в определенный момент в её капитал вошел Сбербанк, чем собственно спас её от турбулентности рынка.
За работой этой компании мы следили на примере проекта по разработке стратегии развития Омской области. С применением OSINT (Open Source Intelligence) были получены очень интересные выводы о предпосылках и механике выполнения этого проекта, влиянии заинтересованных лиц и предприятий на разработку стратегии. Эта информация представлена в наших курсах по разработке и реализации стратегий.
Данный пример показывает особенности не только одной стороны рынка стратегических консультаций, но и другой, клиентской, стороны. Что они понимают под стратегией развития, в каких целях они разрабатываются, в чьих интересах и тому подобные вопросы. В общем это был пример политического конфликта, одну из сторон которого и представляли консультанты.
Что касается других крупных российских участников отрасли стратегического консалтинга, то к их числу можно отнести компании РБС (Развитие бизнес-систем) и РОЭЛ Консалтинг.
Нужно отметить и такую парадоксальную особенность российского рынка стратегического консалтинга, как его большую чувствительность к кризисным явлениям в обслуживаемых им отраслях. Проблема в том, что первое, на чем начинает экономить российский бизнес, так это на своем развитии. Удивительно, но это факт!
Хотя здравый смысл подсказывает, что нужно делать наоборот, далеко не у всех есть воля и средства, которые можно выделить для подключения дополнительных интеллектуальных ресурсов к вопросам долгосрочного развития.
Это накладывает свой отпечаток на структуру российского консалтингового рынка. Поэтому на нём редко можно встретить компанию, которая полностью специализируется на оказании услуг в области стратегии развития организаций.
Дорожная карта проекта по разработке стратегии компании (SCRUM-доска/чек-лист)
Классификация методов стратегического анализа: инфографика для офиса
Пример аудита системы стратегического управления по результатам анкетирования
Стратегический консалтинг: анализ и классификация услуг
Перейдем теперь от описания участников рынка к тому, чем же всё-таки они занимаются, и насколько стратегический консалтинг и его авторы отличаются от пресловутого филина-стратега из анекдота про мышей. Вопрос этот не простой. Анекдоты на пустом месте не появляются.
Попробуем разобраться. Почти все услуги в области стратегического консалтинга можно свести к следующему небольшому списку:
Эту совокупность можно классифицировать по нескольким признакам, которые помогут нам понять суть услуг и их полезность для той или иной ситуации и организации.
Стратегический консалтинг: классификация услуг по степени участия клиента
Не секрет, что разные консалтинговые проекты предусматривают разную степень участия сотрудников клиента в работе проектной группы. Попробуем разобраться, от чего это зависит и на что влияет.
Низкая степень участия клиента
Бывают проекты, степень участия клиента в которых довольно ограничена. Результат в данном случае практически полностью зависит от консультанта. Как правило, это работы, связанные с первоначальным обследованием предприятия или рынка, когда консультанты изучают ситуацию самостоятельно, сводя роль клиента к интервью или анкетированию.
Сюда попадает и такая услуга, как аудит системы управления, в ходе которой консультант, благодаря имеющимся наработкам и методикам, может указать на проблемные места в системе управления клиента. Часто именно эти проблемы вынуждают организации обращаться к стратегическим консультантам.
В нашей программе есть специальный курс, в котором мы раскрываем детальные методики проведения аудита системы стратегического управления, после прохождения которого вы можете проводить такой аудит самостоятельно. Так вы сможете стать одним из участников рынка стратегического консалтинга.
В эту же категорию попадают услуги по непосредственной разработке стратегии компании силами консультанта. Мы считаем, что это самый худший вариант использования консультантов. Таким образом они оказывают «медвежью услугу» клиенту, практически обрекая его на то, что стратегия будет иметь низкий уровень понимания сотрудниками и низкую поддержку при её реализации.
С другой стороны, такие проекты могут иметь небольшую стоимость и результаты таких работ могут быть строительным материалом для создания уже более проработанной стратегии собственной разработки.
В этот же раздел можно отнести и обучение разработке стратегий и стратегическому управлению.
Надо отметить, что стратегическое управление – междисциплинарная область знаний, поэтому объем информации весьма значителен. Тонкость состоит в том, чтобы соединить вместе теорию и практику, адаптировать важные положения и особенности стратегических теорий и концепций на язык практикующих менеджеров, отразить их в функциях, структурах и процессах управления. Далеко не все это умеют и могут.
Высокая степень участия клиента
Высокая степень участия клиента возникает тогда, когда в проекте активно участвуют владельцы и руководители компаний, а иногда и все уровни управления. К этой категории можно отнести любые проекты, когда консультант принимает на себя роль организатора и фасилитатора тех или иных стратегических мероприятий и процессов.
Именно таким образом, например, проходят стратегические сессии, когда консультант берет на себя ответственность за то, чтобы стратегическое мероприятие шло в соответствии с определенной методологией. Также консультант несет ответственность за оформление стратегии. Часто такие проекты называют формализацией стратегии.
В эту же категорию также попадают проекты разработки систем показателей и внедрения ИТ-систем. Риск таких проектов достаточно велик. Здесь от консультантов зависит лишь часть результата. Многое зависит от степени развития стратегических компетенций сотрудников клиента, от того, насколько хорошо консультанты и руководители бизнеса понимают друг друга.
Если такой проект предварить этапами обучения и подготовительной методологической фазой, то вероятность успеха достаточно высока. В принципе, и при обычной разработке стратегии у клиента остаются соответствующие подходы, но проблема в том, что акцент делается не на воспроизводстве этих управленческих процедур в будущем, т.е. на превращении их в устойчивые управленческие рутины, а на получении сиюминутного результата в виде стратегических решений. Это плохо.
Поэтому стал появляться новый вид услуг – внедрение стратегического управления, которое направлено именно на создание и закрепление в ДНК компании таких управленческих практик, которые делают возможным самостоятельное создание высококачественных стратегий и их своевременную актуализацию (обновление).
Рекомендуем также обратить внимание на проектно-трансформационную программу по улучшению систем управления компаний, состав которой вы можете видеть ниже.