стратагемы это что такое
Стратагема
Стратагема, или стратегема (древнегреч. στρατήγημα — военная хитрость, кит. 計 палл. цзи) — хитроумный план, оригинальный путь к достижению военных, гражданских, политических, экономических или личных целей.
Хотя термин «стратегема» использовался ещё в Древней Греции, широкую известность в Западной Европе он приобрёл благодаря книге древнеримского автора Секста Юлия Фронтина «Стратегемы» («STRATEGEMATA») и книге древнеримского писателя македонского происхождения Полиэна с таким же названием на греческом языке.
В настоящее время стали широко известны 36 древнекитайских военных хитростей, по отношению к которым чаще употребляется написание «стратагема» (в то время как для древнеримских и древнегреческих приёмов, описанных Фронтином и Полиэном, традиционно принято написание «стратегема»).
«Стратагемы подобны невидимым ножам, которые спрятаны в человеческом мозгу и сверкают, только когда их вздумаешь применить. Тот, кто умеет применять стратагемы, всегда удержит инициативу в своих руках». «Хитрость в бою — 36 стратагем» (Тайбэй, 1985)
Содержание
История
Стратегемы в древней Греции
В трудах Геродота, Фукидида, Ксенофонта и других древнегреческих авторов содержится немало примеров военных и военно-дипломатических хитростей. В них уже используется термин «стратегема». Но неизвестно ни одной древнегреческой книги, написанной до покорения Греции римлянами, целиком посвящённой стратегемам. Греческие авторы больше интересовались стратегией (примерами служат книги Ксенофонта «О командовании конницей» и Онасандра «Стратегикос»).
Стратегемы в древнем Риме
Впервые в Риме собрал известные ему стратегемы в одну книгу Секст Юлий Фронтин. Он собрал различные примеры из древнегреческих источников, из истории Пунических и гражданских войн, добавил известные ему случаи из тех войн, где ему лично приходилось участвовать.
Труд Фронтина «Стратегемы» представляет собой упорядоченный сборник тактических и психологических приёмов, использованных в конкретных случаях древними и современными автору правителями и военачальниками. Причём эти приёмы не были обдуманы заранее в ходе стратегического планирования, а были применены из-за внезапно возникших неблагоприятных обстоятельств, с целью избежать их или даже обернуть себе на пользу. Фронтин старался классифицировать стратегемы, похожие по замыслу случаи он ставил рядом.
Во 2 веке римский писатель македонского происхождения Полиэн написал книгу на греческом языке «Стратегемы». В отличие от Фронтина, Полиэн не был полководцем, а лишь использовал сведения других авторов. Зато его произведение обладает литературным стилем, к тому же он использовал больше не дошедших до нас источников. Полиэн группировал примеры не по замыслу, а по полководцам. Полиэн писал:
Мне, по крайней мере, кажется, что это советует и Гомер, ведь всякий раз, как он произносит: «обманом иль силою», по-другому не предписывает, нежели уловками или стратегемами, пользоваться против врагов; если же ты в этом слабее — вот тогда стоит рискнуть военной силой
Использование стратагем в древнем Китае
Стратагема подобна алгоритму, она организует последовательность действий. Стратагемы составляли не только полководцы. Политические учителя и наставники царей были искусны и в управлении гражданским обществом, и в дипломатии.
Все, что требовало выигрыша в политической борьбе, нуждалось, по их убеждению, в стратагемном оснащении. Дипломатические стратагемы представляли собой нацеленные на решение крупной внешнеполитической задачи планы, рассчитанные на длительный период и отвечающие национальным и государственным интересам. В дипломатии понятие стратагемности раскрывается как сумма целенаправленных дипломатических и военных мероприятий, рассчитанных на реализацию долговременного стратегического плана, обеспечивающего решение кардинальных задач внешней политики государства. Будучи нацеленной на реализацию стратагемы, стратагемная дипломатия черпала средства и методы не в принципах, нормах и обычаях международного права, а в теории военного искусства, носящей тотальный характер и утверждающей, что цель оправдывает средства.
Но с помощью стратагем наносились и тактические удары. Широко известна, например, стратагема «Убить чужим ножом», с помощью которой устранялся опасный персонаж в лагере противника.
Структура стратагемы
Необходимые условия для составления и успешной реализации стратагем: умение рассчитывать ходы и предвидеть их последствия, знание психологических особенностей тех, против кого нацелен план и упорство автора плана в реализации стратагемы.
Важным компонентом для создания стратагемы является высокий уровень информированности о действиях противника. Для получения информации в древнем Китае широко использовались многочисленные методы разведки, и шпионаж.
В основе Китайского Искусства Стратагем лежит дух высказывания китайского мыслителя Хун Цзычэна: «Сердце, которое хочет нанести вред другим, не подлежит прощению, но сердце, заботящееся о других, совершенно необходимо».
Стратагемы на Западе
Первым западным деятелем, который когда-либо упомянул, применительно к Китаю, термин «стратагема», был русский дипломат начала XVIII в. С. Л. Владиславиче-Рагузинский. Это — открытие профессора B. C. Мясникова, который, таким образом, может считаться пионером китаеведческих стратагемных исследований на Западе.
Хотя справедливости ради, стоит сказать, что Китай, по-видимому, является далеко не единственным местом в мире, где стратагемы когда-либо были использованы и применяемы.
Стратагемы и психология
36 стратагем: тонкое искусство войны
Что для вас означает слово «хитрый»? Какие ассоциации возникают: исключительно положительные или связанные с обманом? Считаете ли вы данное качество необходимым для жизни или не хотите себя с ним ассоциировать?
Именно отношение к такой черте характера как хитрость отличает восточных людей от западных.
Восточная философия во все времена славилась мудрым и осознанным подходом к любым процессам и явлениям. И именно здесь – на Востоке – зародилось искусство войны, обучающее не прямым и разрушительным стратегиям, а хитрым и грамотным уловкам, способным запутать врага и отобрать у него победу.
Одним из самых главных трактатов, посвященных мудрости, стал трактат «36 стратагем», который впоследствии лег в основу не только военных, политических и дипломатических, но и управленческих и человеческих отношений.
Что такое стратагема?
«36 стратагем» – китайское эссе, описывающее уловки и нестандартные приемы, используемые чаще всего в военных кампаниях. Данный трактат представляет собой набор самых тонких и не всегда логичных стратегий, разработанных в древнем Китае за последние три тысячелетия и охватывающих области политики, дипломатии, шпионажа и деловых операций.
Стратагема (от греческого слова «stratagema» – военные хитрости и уловки) – это стратегический прием, военная хитрость, уловка или трюк, решающие в основном краткосрочные и сиюминутные задачи. Стратагемы уходят корнями глубоко в древность и берут начало в Китае, известном всему миру своими мудрыми и великими полководцами.
Как известно, восточная и западная философии очень сильно разнятся. В Китае, например, с самых древних времен культивируется искусство хитрости, в то время как европейцы негативно относятся к данному качеству, ассоциируя его исключительно с обманом и ложью [Т. А. Шамгунова, 2006].
Китайцы определяют мудрого человека как хитрого, и для обозначения этих двух характеристик используют один иероглиф. Хитрость для них не обман, а черта, с помощь которой можно достичь большего при наименьших потерях. И именно хитрости и уловки легли в основу «36 стратагем».
Основная цель данного трактата описана в итоговом его разделе: «В войне много вопросов, таких как усиление вооруженных сил, выбор офицеров, планирование войн и так далее. Мы, безусловно, можем следовать некоторым стандартам. Но когда действительно случится война, будет бесконечное количество вариаций, сюрпризов и неопределенностей. 36 стратагем можно будет испробовать, чтобы справиться со всем этим, когда бы вы ни оказались в выгодном или невыгодном положении» [The TRIZ Journal, 2010].
По мнениям исследователей-синологов (синология – отрасль науки, занимающаяся изучением экономики, истории, политики, языка и истории древнего и современного Китая), авторами трактата были китайские полководцы, прославившиеся своим стратегическим мышлением и многочисленными победами в военных кампаниях.
Одним из главных авторов 36 стратагем был генерал Ван Цзиньцзе, служивший Южной Ци со времен первого императора династии Гао.
Название «36 стратагем» впервые было упомянуто в «Книге Южной Ци», в ее седьмом биографическом томе «Биография Ван Цзинцзы», который представляет собой историю китайской династии Южной Ци и охватывает период с 479 по 502 год нашей эры [The TRIZ Journal, 2010].
Вероятно, Ван не имел в виду никаких тридцати шести конкретных уловок. Скорее всего, их связь с военными стратегиями и тактиками появилась позже.
В предисловии к трактату говорится: «Шесть умножить на шесть равно тридцать шесть, расчеты производят тактику, а тактика – больше расчетов. На основе этой корреляционной связи разрабатываются уловки и стратегии. Стратегии никогда нельзя прописать без корректировок: жесткое применение теории приведет к провалу» [The TRIZ Journal, 2010].
Единственная существующая известная бумажная копия, описывающая исходные 36 стратагем, была обнаружена в 1941 году. Хотя эта книга была напечатана неизвестным автором, считается, что ее первоначальная версия была написана во времена династии Мин или династии Цин [The TRIZ Journal, 2010].
Стратагемы часто ошибочно называют стратегиями, хотя это не совсем правильно. Стратагема – это уловка или хитрость, направленная на достижение краткосрочной цели, а стратегия является долгосрочным планом или схемой.
Исходный текст «36 стратагем» выполнен в лаконичном стиле, характерном для классического китайского языка. Каждая пословица сопровождается коротким комментарием, состоящим из одного или двух предложений и объясняющим, как та или иная мысль применима к военной тактике.
Стратагемы известны в Китае настолько, что пронизывают всю культуру этого государства: детей с ранних лет учат тому, что это такое и как их можно применить в жизни.
Некоторые исследователи-синологи полагают, что стратагемы настолько прочно вошли в китайскую культуру и историю, что стали частью коллективного бессознательного. Они упоминаются везде: в детских стихотворениях, мыльных операх, песнях и рассказах [Forbes, 2017].
Трактат разделен на предисловие, шесть глав, содержащих по шесть стратагем в каждой, и неполное послесловие. Первые три раздела описывают стратегии поведения при выигрышном положении, следующие три раздела дают рекомендации на случай попадания в ситуацию, близкую к провалу:
Несмотря на данное разделение, целью каждой группы стратагем являлось желание запутать врага и сбить его с толку, чтобы победить любой ценой. При этом важно понимать, что ни одна из них не гарантировала победу на все сто процентов.
Давайте познакомимся с каждой группой поближе.
Стратагемы победоносных сражений
В данном разделе говорится о тактиках, способных обернуть ситуацию в вашу пользу. Например, напасть на врага в самый сложный для него период или заставить его сосредоточить свои силы в другом месте, а затем атаковать позицию, которая будет слабо защищена.
Среди советов по установлению превосходства можно встретить также предложение замаскировать свои истинные намерения фальшивой целью, пока они не будут достигнуты, или сделать «грязную работу» чужими руками.
Стратагемы сражений при равновесии сил
Данные стратагемы предлагают использовать уловки, заставляющие противника поверить в то, что случилось что-то существенное, хотя на самом деле ничего подобного не произошло, или наоборот. Цель данных хитростей – пустить врагу пыль в глаза и убедить его в вашем над ним моральном и физическом превосходстве, даже если это не является правдой.
В этом же блоке рассматриваются тактики, позволяющие при минимальных затратах и потерях выйти победителем из любого сражения. Например, отложить выход на поле битвы до тех пор, пока все остальные участники не выбьются из сил, а затем выйти и, пользуясь, превосходством, победить. Или же напасть на врага, предварительно усыпив его бдительность.
Стратагемы наступательных сражений
Стратагемы, относящиеся к этому разделу, предлагают атаковать соперника, используя нестандартные методы, например:
Суть данных стратагем нападать на оппонента, применяя как можно более нестандартные подходы. Чем необычнее будет выбранная тактика, тем больше шансов, что враг не сможет ее вовремя раскусить.
Стратагемы сражений с несколькими участниками
Эта подборка необходима для ситуаций, когда преимущество оказалось на стороне противника, или же при примерно одинаковых силах, но ничего из предпринятых действий не привело к победе.
В таких случаях рекомендуется внести еще больше хаоса, чтобы окончательно дезориентировать врага. Можно использовать уловки, создающие путаницу или вброс ложной информации. Можно впутывать других участников в текущий конфликт, приобретая значимых по силе союзников из далеких государств. Можно вмешаться в конфликт двух сторон и повлиять на него, подкупив одну из них.
Именно эти хитрости позволяют перевернуть ход событий и заставить врагов бояться вас.
Стратагемы битвы совместно с третьей стороной
Авторы стратагем не гнушаются нарушать данные врагу обещания и условия, чтобы добиться желаемой цели, про что подробно говорится в данном разделе. Изменение стандартов, привычных схем и шаблонов поведения у одной стороны возможно также с помощью привлечения союзника.
Нарушать боевые порядки противника, вмешиваться в его методы действий, менять правила, которым они привыкли следовать, идти вразрез с их стандартной подготовкой – все это рекомендуется делать самостоятельно или при помощи третьей стороны.
Стратагемы рекомендуют притвориться глупым или сумасшедшим, чтобы скрыть от противника истинные намерения и мотивы.
Некоторые хитрости из этого раздела предлагают с помощью приманок и уловок заманить врага в опасную местность, а затем перерезать ему возможности к бегству и все пути сообщения.
Стратагемы проигрышных сражений
В ситуациях, близких к провалу, необходимо сделать последний рывок, чтобы изменить ход событий и переиграть ситуацию, о чем сказано в данных стратагемах:
В сложных ситуациях рекомендуется применять сразу несколько хитростей, используемых одновременно или одну за другой. Но не стоит при этом все планы держать в единой схеме, потому что если по каким-либо причинам нарушается одна стратегия, все остальные может постигнуть та же участь [Forbes, 2017].
Главный принцип, связывающий все стратагемы – цель оправдывает средства. Данная тактика была обусловлена непрерывными войнами, когда вопросы морали и нравственности были далеко не приоритетными.
Однако в случае, если ни одна из представленных стратагем не помогает, необходимо отступать. Именно так можно избежать больших потерь. Следует отступить, чтобы начать сражаться в другой день, подготовившись гораздо лучше. Самая известная из уловок увековечена в форме китайской идиомы: «Из тридцати шести уловок лучше всего бежать» [Forbes, 2017].
Изучение «36 стратагем»
Большой вклад в изучение трактата «36 стратагем» внес швейцарский синолог и юрист Харенс фон Зимер. В предисловии к своей книге «Стратагемы» он пишет: «К общечеловеческим чертам китайцев относится, без сомнения, и хитрость. За то время, что китайцы, не стесненные христианскими и иными западными предубеждениями, тысячелетиями исследовали хитрость, они выявили кое-что общечеловеческое. Итог китайского исследования хитрости – 36 стратагем, который имеет общечеловеческое значение. Он не знает ни пространственных, ни временных границ, не связан ни с системой общественного устройства, ни с национальной принадлежностью» [П. Мрдуляш, 2015].
Ученый предложил собственную классификацию стратагем:
Помимо условного разделения трактата на 6 частей исследователь дополнительно классифицировал все 36 стратагем по 3 группам: стратагемы обмана, стратагемы присутствия и смешанные стратагемы.
Данная классификация принадлежит исключительно Харенсу фон Зимеру, в то время как в Китае стратагемы разделялись на две группы: наступательные (применяемые при сильном положении) и оборонительные (используемые при слабых позициях).
Польза «36 стратагем»
По мнению ученого, владение информацией о существующих стратагемах и умение применять их на практике помогало китайцам не только уберечься от чужих уловок, но и понять суть происходящего, найти взаимосвязь с другими случаями такого же рода и овладеть более высоким искусством общения.
Европейцы же в данном трактате видели лишь конкретные проявления хитрости, не замечая при этом общего в однотипных уловках и не сопоставляя их с аналогичными примерами из истории и художественной литературы [The TRIZ Journal, 2010].
В Китае стратагемы с древнейших времен играли важную роль. В течение столетий вновь и вновь возникали идиоматические выражения, образные, метафорические обороты, объясняющие что такое стратагемы. Эти обороты оттачивались среди народа и создавались авторами сочинений по военной теории, философии, истории и литературе.
В настоящее время большинство исследователей трактует стратагемы исключительно как короткие высказывания или поговорки, ссылающиеся на тот или иной стратегический принцип. Однако стратагемы следует рассматривать не только как уловки или алгоритмы для достижения поставленных целей; стоит присмотреться и к их более глубокому смыслу. Применение стратагем стало частью философии восточных управляющих и бизнесменов. Харро фон Зенгер в своей работе неоднократно подчеркивал, что «в повседневной жизни представители Запада постоянно являются жертвами стратагем» [Т. А. Шамгунова, 2006].
«36 стратагем» легли в основу не только воинского искусства и политики, но и в менеджмент и обычную жизнь. В любой сложной ситуации китайцы обращаются к данному трактату, желая найти ответ на волнующий их вопрос. Это и неудивительно, ведь применение правильной тактики позволит найти решение в самых сложных и запутанных ситуациях, особенно, когда проверенные действия не дают результата [Т. А. Шамгунова, 2006].
Многие исследователи замечают поразительное сходство между 36 стратагемами и изобретательскими принципами Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Обе концепции стремятся найти решение сложных проблем, которые максимизируют общую выгоду при минимизации затрат и вредных побочных эффектов [The TRIZ Journal, 2010].
Чтобы лучше разобраться в данной теме, предлагаем вам пройти нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике», цель которой научить вас использовать творческие способности для нестандартного решения любых ситуаций. Ведь именно взгляд на проблему под другим углом часто позволяет найти выход из любой, даже самой запутанной головоломки.
«36 стратагем» стали популярными еще и потому, что знание возможных хитростей и уловок необходимо, поскольку позволяет защититься от применения этих же хитростей против вас.
Исторические примеры использования «36 стратагем»
Некоторые из этих уловок могут быть знакомы нам по их применению в спорте и современной военной стратегии, в то время как другие относительно неизвестны на Западе [Forbes, 2017].
Существует два режима использования стратагемы:
Хотя умение грамотно использовать стратагемы очень важно, опыт в стратагемах был необходим для обнаружения уловок, используемых другими, чтобы не навредить себе. История полна примеров применения подобных военных хитростей и ловушек для достижения главной цели – победы [Forbes, 2017].
Так, например, во время Второй мировой войны Адольф Гитлер использовал первую стратагему «Обмануть императора, чтобы переплыть море», предлагающую повторять обман так часто, чтобы противники полагали, что следующий ход – тоже обман.
Разведка Германии активно распространяла дезинформацию о запланированной дате вторжения во Францию. В запланированный день ничего не произошло. Этот трюк повторялся много раз, и в конце концов французские вооруженные силы привыкли к ложной информации и считали все данные о планируемых вторжениях немецких войск обманом. В конце концов Германия, усыпив бдительность врага многочисленными взбросами ложных сведений, молниеносно вторглась во Францию в один из таких запланированных дней, практически сразу завоевав ее.
Другая стратагема «Убить чужим ножом» предлагает сделать «грязную работу» чужими руками. В 1936 году Иосиф Сталин начал подвергать сомнению преданность своих самых лучших советников и генералов. Причина заключалась в том, что Гитлер составил список самых опасных генералов в России и создал фальшивый отчет о том, что они продают российскую информацию Германии.
Российские шпионы получили вброс ложных данных от немецких агентов о том, что данные генералы ведут двойную игру. По приказу Сталина 8 человек были арестованы и после недолгого судебного разбирательства признаны виновными в государственной измене и казнены в течение 12 часов [Родина, 2015].
Наглядным пособием для изучения стратагемы «Поднять шум на востоке – напасть на западе» является пример с войсками Наполеона. В 1798 году французский главнокомандующий планировал вторжение в Египет, но для переброски его сухопутных войск в это государство ему необходимо было пройти через превосходящий его по численности британский флот.
Оценив свои шансы на победу, Наполеон решил избежать прямого столкновения во время транспортировки, т.к. поражение здесь стоило бы многих жизней, о чем сообщил своему флоту, базировавшемуся на Средиземном море. Французский император решил, что они должны объединиться с флотом на севере и атаковать Ирландию.
В результате этого известия командующий британским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон разместил свои военно-морские силы на западе Средиземного моря, чтобы не допустить продвижения французского флота на север. Воспользовавшись ситуацией, Наполеон быстро приказал своему средиземноморскому флоту перебросить наземные войска в Египет.
К тому времени как Горацио узнал о планах Наполеона, прошло около трех недель, а большая французская армия собралась в Египте. Хотя французский средиземноморский флот был в конечном итоге уничтожен в битве на Ниле, Наполеон смог завоевать Египет своими наземными войсками [ПостНаука, 2017].
В 1944 году союзники застроили Потемкинские деревни надувными макетами танков, военной техники и самолетов, создав иллюзию силы, которой в действительности не существовало. Точно так же они нарисовали иллюзорные следы транспортных средств на полях, заставляя тем самым немецкие войска поверить в сосредоточения войск там, где их не было. Данный маневр является наглядным примером стратагемы «Извлечь нечто из ничего», направленной на внушение противнику мысли о его слабости.
Стратагема «Наблюдать за огнем с противоположного берега» рекомендует отложить выход на поле битвы до тех пор, пока все остальные участники сражения не устанут, сражаясь между собой. Данная стратегия легла в основу всей внешней политики Соединенных Штатов Америки во время урегулирования сложных международных конфликтов еще со времен Первой мировой войны.
Интересным является и тот факт, что хитрости, описанные в трактате, применяются не только в военных действиях или политике. Так, например, владельцы казино используют подобные схемы для привлечения потенциальных игроков в свои заведения, предлагая небольшие вознаграждения, такие как комплиментарный ужин или бесплатный номер в отеле. В конце концов казино обычно получают гораздо больше, чем они изначально отдавали, в виде проигрышей в азартных играх игроков во время их пребывания. Это наглядно демонстрирует тактику поведения, описанную в стратагеме «Пожертвовать сливой чтобы спасти персик».
И перед тем как подвести итог, предлагаем вам проверить, насколько хорошо вы разобрались в материале статьи:
Заключение
В Китае за несколько столетий до нашей эры разработка стратегических планов вошла в практику и стала своего рода искусством, обогащаясь многими поколениями. Знание древних стратагем, составление хитроумных планов стало для китайского народа традицией не только политической сферы, касающейся дипломатии или войны, но и повседневной жизни.
На первый взгляд может показаться, что все 36 стратагем звучат довольно цинично и прагматично. Однако, если отбросить стереотипное мышление, можно увидеть, что данные хитрости содержат в себе много ценной информации, применимой и в реальной жизни.
Как китайские стратагемы помогают в работе
Если смотреть на работу тимлида с этой точки зрения, то важно стратегическое планирование и позиционная работа внутри команды и за ее пределами. При этом не стоит забывать и о тактике. Неожиданно, но планировать стратегию и реагировать тактически помогает знание древнекитайских стратагем.
Алексей Золотых (zolotyh) — тимлид в Infobip. Алексей использует в своей работе правила ведения войны древнего Китая. Из статьи на основе его доклада на Saint TeamLead 2019, вы узнаете, как стратагемы помогают в жизни тимлида: как помириться с разработчиком внутри команды, как завоевать авторитет среди коллег, как отстоять свое мнение, зачем жертвовать сливой, ругать акацию, прикидываться безумным и бить по траве.
Стратагемы
Стратагема — это просчитанная последовательность действий, направленная на решение конкретной задачи.
Это правила, стратегические ходы и тактические приемы для достижения разных целей. Стратагемы использовалась в военных действиях. В основном, о них рассказывается в книгах «Тридцать шесть стратагем» и «Искусство войны», которые приписывают Сунь-цзы. Этот китайский стратег и мыслитель жил примерно за 500 лет до нашей эры. Но понятие «стратагема» живет в культуре Китая уже 3 000 лет, поэтому можно считать, что автор трактатов — весь китайский народ.
Но возникает вопрос — мы же тимлиды, причем здесь война? Мы не воюем, ни с кем не деремся и не захватываем, зачем нам стратагемы?
Система сдержек и противовесов
В книге Рея Далио «Принципы» есть важная мысль: любая компания или команда это система сдержек и противовесов. Компания — это замороженные конфликты и конфронтации.
Объясню на примере. В компании «Абстракт» работает два отдела: тестировщиков (QA) и разработчиков. Цель разработчиков — как можно быстрее добраться до продакшн и выпустить продукт к сроку, потому что у них на это KPI. У тестировщиков другие приоритеты: им важно найти как можно больше багов, потому что у них KPI на качество. Два абстрактных отдела в абстрактной компании постоянно вступают друг с другом в абстрактные конфликты и конфронтации.
Похожая ситуация между HR и владельцами компаний. Упрощенно, цель HR — нанять как можно больше людей. Но для этого придется раздуть бюджет, потому что нынче люди в IT дорогие. Владельцы компаний хотят нанять людей подешевле. Опять конфликт и противостояние.
Конфликты в компаниях между разными отделами, сотрудниками, командами, руководством и подчиненными происходят постоянно в формате митингов, диалогов и обсуждений. Их можно рассматривать как некое военное противостояние, и советы о ведении войны как раз будут полезны.
Давайте рассмотрим те стратагемы, которые могут применить тимлиды. Стратагемы написаны поэтическим языком, и это не случайно, так их легко запомнить.
Полководец медлит, потому что разглядывает победу
Нужно готовиться к каждому митингу. Кажется, здесь появляется Капитан Очевидность, но нет, подождите…
«Выигрывает вовсе не тот, кто умеет играть по всем правилам. Выигрывает тот, кто умеет отказаться в нужный момент от всех правил, навязать игре свои правила, неизвестные противнику, а когда понадобится — отказаться и от них». Это объяснение стратагемы из одной книги о них. Если применить к IT, то здесь говорится, что тот, кто устанавливает правила в начале митинга в нем и побеждает.
В 2017 году я выступал на конференции. Одна из целей моего выступления была «продать» аудитории язык Dart. Это довольно странный ЯП, не мейнстримный, но я его очень люблю. Понятно, что публика на конференции к нему не готова, поэтому я придумал «военную хитрость».
Я позвал на сцену «жюри» из трех человек, чтобы они озвучивали определенные характеристики JavaScript, TypeScript и Dart и сравнили эти три языка. Но я сам задал формат соревнования и сам придумал правила. Как ведущий и главный на сцене, я говорил:
— По моим оценкам в TypeScript типизация на 5 баллов из 10, в JavaScript ее вообще нет, а в Dart на 10 из 10.
Кто, кроме Чака Норриса, все равно выберет TypeScript при таких доводах? Это не логично, никто не хочет быть «не как все». Поэтому у жюри просто не было возможности выбрать победителя иначе, чем в том формате, который я задал. Предсказуемо в этом «сражении» победил Dart, потому что я подготовился.
В покое ожидать утомленного врага
Отличная стратагема, которую проиллюстрируют две истории.
«Давайте все перепишем на. »
Как у тимлида, у меня есть относительная свобода в выборе технологий, поэтому ко мне часто приходят мои сокомандники (я не употребляю слово «подчиненные», считаю, что это неправильно). Обычно они говорят что-то такое:
— Давай выкинем TypeScript и перепишем все на Flow!
Или:
— Есть классная штука — GraphQL. Ты про нее делал доклад и за нее агитируешь. Давай внедрим!
Из этой ситуации я вышел очень просто:
— GraphQL мне действительно нравится. Но давай ты напишешь план внедрения на полгода с учетом двух десятков сервисов, которые у нас уже внедрены, а потом сделаешь доклад об этом?
У нас есть формат Fridays для презентаций. Как ни странно, он проходит по средам, потому что в пятницу загружать коллег чем-то новым не очень хорошо.
Если человек ответственен, замотивирован и уверен, что прав, то, скорее всего, доведет проект до конца. Но если он просто хочет поговорить и поспорить, то даже смотреть в эту сторону не будет: придется с кем-то коммуницировать, искать, готовить презентацию, поработать дополнительно.
Так я убиваю двух зайцев:
«Мне лень писать, давай голосом»
Этот лайфхак мне подсказал хороший друг. Представьте, что вам приходит pull request и нужно провести ревью, найти какие-то ошибки. Вы понимаете, что в этом pull request корень зла сидит глубоко: разработчик абсолютно не понимает, что он делает, поэтому все пишет неправильно, и вы об этом сообщаете. Разработчик не согласен (ожидаемо), приходит к вам и говорит: «Слушай, мне лень писать, давай обсудим так».
Не соглашайтесь на это! Если к вам приходят поговорить, то «поговорить» — это бесплатно. Можно говорить час, и вам это ничего не стоит. У нас вся переписка ведется на английском языке, а когда приходится отвечать, то иногда быстрее переделать, чем лезть в Google Translate. Споров становится меньше: человек уже утомлен, ему не интересно бороться.
Пожертвовать сливой, чтобы спасти персик
Бывают ситуации, когда можно отдать что-то небольшое взамен главного. Поэтому, перед началом переговоров важно понять, что для нас главное, а что второстепенное.
На переговоры приходим с подготовленной позицией.
Scrum головного мозга
В Infobip есть два условных мнения: одни говорят, что Scrum и Agile — это круто, а другие предлагают писать больше кода и меньше болтать. На совещаниях вторая позиция выражается в том, что человек берет с собой ноутбук и утыкается в него — от него ничего не добьешься.
В этом случае мы общаемся с сотрудником:
— Давай поступим так: можешь вообще не приходить на Scrum-митинг, но обязан знать результаты. Но если все-таки пришел, убирай ноутбук и работай с нами.
Человек понимает, что если он пропустит встречу, то придется наверстывать, а его мнение никто не узнает. Я пожертвовал присутствием сотрудника, а это бьет по самолюбию и в итоге он все равно приходит. Проблема решена.
Указывая на тутовое дерево, ругать акацию
У Григория Бакунова есть хороший доклад, в котором он высказал мысль, что любой разработчик находится в творческом процессе свойственном детям от 5 до 7. По его словам, любому разработчику от 5 до 7 лет (условно), и с ним нужно разговаривать как с ребенком.
У меня есть сын, ему почти полтора года. Я читаю специализированные книги о воспитании и уходе за детьми. В одной из книг я узнал, как «обмануть» маленького человечка, чтобы он ел кашку: рассказать сказку о том, что есть желудок, и он чувствует себя плохо, когда ротик не дает ему кашку, и все это на примере какого-нибудь мальчика.
Как это применить на разработчиках? Раньше, когда хотел дать кому-то фидбэк, то говорил это напрямую:
— Олег, ты здесь и здесь не прав. Чтобы завтра все было лучше, делай так и так.
В большинстве случаев это подрывает самооценку: человек оправдывается и говорит, почему прав или почему не мог поступить иначе. Теперь я захожу с другой стороны:
— Представь, что ты тимлид и у тебя есть такая ситуация. Что будешь делать?
Я ставлю его на свое место и спрашиваю, что бы он сделал в этой ситуации. Самолюбие разработчика в порядке, а он вживается в роль тимлида и сам ищет пути решения проблемы.
Прикидываться безумным, сохраняя рассудок
Задавать вопросы — это нормально.
В одной из моих предыдущих компаний работал человек на достаточно высоком посту VP of engineering (CTO). Он все время повторял:
— Я в ваших технических штуках не понимаю, объясните русским языком.
Или:
— Это приведет к запутыванию кода. А чем это нам грозит? Почему? Как?
У CTO таких как я еще 30 человек. Единственный способ понимать, что происходит — расспрашивать снова и снова.
Когда на ваш «глупый» вопрос человек отвечает простыми словами, то вы понимаете, где в его логике пробелы. В это время вы задаете уточняющие вопросы и находите, где что-то идет не так: недосказанность между аргументами, потенциальные проблемы, которые могут потом выстрелить. Поэтому не бойтесь задавать глупые вопросы.
Если вам кажется, что так вы потеряете свой «авторитет» и «профессиональное лицо», то вспомните Ричарда Фейнмана. Это лауреат Нобелевской премии, соавтор теории квантовой электродинамики, один из разработчиков атомной бомбы, художник и взломщик сейфов. В 60-х Фейнман вел свои лекции в Caltech, которые позже выпустили в виде трех томов «Фейнмановских лекций по физике». До сих пор это одно из самых понятных и популярных объяснений физических явлений от механики до квантовой физики.
По регалиям кажется, что это солидный и серьезный человек. Но все наоборот, он как раз не боялся выглядеть несуразно. Одна из особенностей Фейнмана — живой ум и самоирония. Он постоянно задавал глупые вопросы, не пытался выглядеть «несолидно» и стремился объяснять сложные вещи простыми словами. Одна из его цитат: «Если вы квантовый физик и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребенку чем вы занимаетесь, вы шарлатан».
Если Нобелевским лауреатам можно выглядеть глупо, то нам тем более.
Заманить на крышу и убрать лестницу
Я столкнулся в команде с проблемой: есть большая фича, которая займет неопределенное количество времени. Меня постоянно спрашивают менеджеры, когда фича будет закончена, а разработчики не знают «когда», потому что не могут определить требования. В какой-то момент я сказал:
— Стоп! Что нужно, чтобы понять сроки?
— Это, это и то.
— Тогда проведем митинг 1 октября. Давайте к этому времени поймем, успеваем мы или нет.
— Но как же? Может ураган начаться, не прийти автобус, кто-то заболеет – как мы это все учтем?
— Ага, и Годзилла нападет… Давайте упростим задачу: решим, что мы ничего не найдем, а если найдем, то просто об этом скажем руководству. Но к 1 октября это должно быть сделано.
Самое важное, я спросил у каждого, согласен ли он с датой 1 октября. Если не согласен, то предлагал придумать другую дату, обосновать и сказать об этом наверх. Кратко стратагема описывается одной фразой.
Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти
Дайте возможность сохранить лицо
Я пришел тимлидом в уже сложившуюся команду. Естественно, первое, что я решил сделать — это «продать» свой авторитет.
На одном из код-ревью я сильно поспорил с одним разработчиком об архитектуре. Я решил разобраться кто прав, а кто нет: спросил у всех лидеров индустрии объективное мнение о коде, о котором мы спорили. Все, у кого я интересовался оценкой, подтвердили, что я был прав.
Все эти результаты я выложил своему «сопернику» в надежде, что он осознает свою ошибку, и все уляжется. Но все вышло иначе. Мой оппонент понял, что теряет авторитет. Теперь его не интересует продукт и все равно, кто прав, а кто нет — важно сохранить лицо. После этого каждое мое решение встречало резкий отпор. Разработчик не думал о проекте, он думал о том, как показать, что он умнее. Все закончилось болезненным переводом человека в другую команду (увольнением). Я был прав, но не дал человеку сохранить лицо. До сих пор жалею об этом.
Дайте противнику возможность выйти из ситуации достойно.
Даже если вы полностью правы — оппонент должен сохранить свое достоинство. Если вы наступите на мозоль, то приобретете врага.
Сайт как помидор
Еще один забавный пример услышал в лекции Людвига Быстроновского, арт-директора студии Лебедева. Представьте дизайнера, который предлагает сделать сайт как помидор. Непонятно, как это будет выглядеть, а главное зачем? Но дизайнеру нравится и он продвигает свою «идею» только потому, что он ее придумал.
С такими идеями, конечно, соглашаться не стоит. Возвращайте человека на землю:
— Я понимаю, что ты отличный дизайнер, но эта идея — не ты, она сейчас не работает.
Это тот же принцип сохранения лица, но в том случае, когда человек ассоциирует свое решение с собой. Это тоже нужно учитывать и с этим работать.
К сожалению, подобное бывает не только в творческой среде. Я встречал случаи, когда разработчики ассоциировали себя с GraphQL или с MongoDB, например. Старайтесь разделять идеи и человека, я на этом уже обжегся.
Бить по траве, чтобы вспугнуть змею
Когда вы получаете большой долгосрочный проект, я советую реализовывать MVP: минимальный проект со всеми фишками, проблемами, багами, который помогает адекватно оценивать сроки. Если простой MVP строить условные 2 недели, то понятно, что произойдет дальше.
Это хороший совет и он работает везде. Сейчас я противник иного подхода, уже на этом набил себе мозоль. Пусть лучше разработчик сделает MVP и что-то конкретное по коду, чем будет работать над большим проектом как-то иначе.
Бегство — лучшая стратагема
Уйти от конфликта — не проигрыш.
Как говорил Сунь-цзы, есть три варианта.
«Сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего. Лучшее из лучшего — покорить чужую армию, не сражаясь».
Все, о чем шла речь в статье до последней стратагемы, это манипуляции. С ними не всем хочется связываться, но знать о них нужно по двум причинам: иногда манипуляции все-таки приходится применять в работе, к сожалению, и всегда лучше знать, когда вас используют, чем не знать.
Старайтесь меньше конфликтовать и не позволяйте собой манипулировать.
На этой позитивной ноте, напоминаю, что заявку на доклад на следующую конференцию для тимлидов можно подать до конца недели, то есть 22 декабря. А еще через неделю мы волевым усилием из сотни (подозреваю, что к тому времени будет еще больше) заявок выберем спикеров февральской TeamLead Conf, чтобы вы перестали сомневаться в необходимости приобрести билет на конференцию.