страх что самолет упадет
Как побороть аэрофобию: лайфхаки от бортпроводников и психологов
МОСКВА, 25 июл — РИА Новости, Ирина Овчинникова. Авиация считается самым безопасным видом транспорта, но тех, для кого взлеты и посадки — серьезное испытание, очень много.
Чем отличается аэрофобия от предполетного волнения и как побороть страх — в материале РИА Новости.
«Помню, мы попали в воздушные ямы, и все пассажиры или не отвлекались от просмотра фильма, или кричали «йу-ху!», как на американских горках, а я рыдала не переставая. Потом было очень стыдно», — вспоминает петербурженка Юлия Золотова, страдающая аэрофобией.
Фобия или волнение?
«Страх может проявляться по-разному: кто-то теребит волосы, потирает ладони и потеет, кто-то всего боится, бурно реагирует на происходящее в самолете, — рассказывает бортпроводник Алексей Коханистый. — У таких людей вызывают тревогу и массу вопросов звуки механизации крыла, работы двигателя, уборки шасси в первую очередь потому, что они не знают, все ли с ними в порядке».
По мнению Алексея, редко кто боится всего полета — обычно страшат взлет и посадка или турбулентность с воздушными ямами. На его памяти только один пассажир испытывал страх с начала и до конца рейса.
На вопрос, как отличить страх от обычного волнения, в одном из центров по лечению и изучению аэрофобии ответили, что если человек диагностировал у себя фобию, то почти наверняка он ею страдает.
Если же все ограничивается легким дискомфортом, не отравляет жизнь и не сказывается на свободе передвижения, следует говорить о предполетной тревожности.
Правда, некоторые пассажиры под предлогом фобии хотят улучшить условия перелета. «Например, просятся в бизнес-класс — мол, там больше места и воздуха, а после отказа скандалят. Конечно, это ненастоящие аэрофобы», — делится наблюдениями стюардесса Анастасия Куприевич.
Природа страха
«Аэрофобы боятся не только катастроф, но и высоты и замкнутого пространства, а самое главное — потери контроля над ситуацией», — поясняет Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья.
Эксперт рассказывает, что именно это делает аэрофобию парадоксальной: самолеты падают очень редко (и считаются самым безопасным видом транспорта), то есть риск погибнуть минимален, но страх от этого не уменьшается.
Часто аэрофобы бывают довольно подкованы в полетной тематике, сами знают все аргументы о безопасности, но не могут адекватно воспринимать их в моменты страха. А против предполетного волнения, по словам бортпроводников, информированность часто помогает.
«Ночные перелеты раньше вызывали больше опасений у пассажиров, чем дневные. Многие думали: «Как мы полетим? Ведь ничего же не видно!» — рассказывает Анастасия Куприевич. — Но сейчас подавляющее большинство пассажиров знают, что пилоты ориентируются на диспетчеров, работают с радаром, что есть автопилот, и волнуются меньше».
Лечить нельзя оставить
«Я долго избегала полетов, пыталась заглушить фобию. Дошло до того, что боялась всего: машин, поездов, высоты, лифтов, — признается управляющая рестораном Марина Разживина, победившая аэрофобию. — Потом начала работать над собой, приспосабливаться к ситуации. Садясь в самолет, говорила себе: назад дороги нет».
Марина советует больше читать об авиации и избегать информации об авиакатастрофах и их последствиях — чем часто увлекаются аэрофобы. Если самостоятельно справиться с проблемой не получается, обратитесь к специалистам.
В центре по лечению аэрофобии подтверждают, что страх сам не проходит почти никогда, а со временем только усугубляется. Но большинство из тех, кто к ним обращается, вылечиваются.
«Как же страшно теперь летать»: Как справиться с аэрофобией
41 погибший. Только 37 спасшихся пассажиров. Снова, год спустя после трагедии в кемеровской «Зимней вишне», беспощадный огонь похоронил десятки жизней. Кто-то летел по работе, кто-то – на рыбалку, кто-то – к родственникам – каждый из нас мог быть на их месте. Осознание этого факта пугает и порождает панический страх перед полётами.
Из-за недавних событий с Аэрофлотом, летать стало очень страшно
Из-за недавних событий с Аэрофлотом, летать стало очень страшно
Вот теперь мне и Аэрофлотом будет страшно летать.
Кому-то теперь страшно летать на «Суперджете», кому-то – «Аэрофлотом», кто-то просто боится подниматься в воздух на любом судне любой авиакомпании. Трагедии с самолётами пугают ещё и многочисленностью своих жертв – погибают часто все. И хотя вчера почти половине пассажиров всё-таки удалось спастись, даже 41 человек – потери огромные.
Самолёт – самый безопасный вид транспорта?
Обычно это первая фраза, которую приводят аэрофобам в качестве контраргумента. Да, в результате авиакатастрофы может погибнуть в один момент несколько десятков людей. Но самолёт всё равно – самый безопасный транспорт. Правда ли это и почему так получается?
Безопасность различных видов транспорта обычно вычисляют исходя из количества смертей на пройденное расстояние. Либо считают, какой процент всего пассажиропотока составляют летальные случаи. В итоге, действительно, самолёт получается одним из самых безопасных видов транспорта.
Вот, к примеру, статистика по США. The Washington Post, ссылаясь на исследования экономиста Яна Сэвиджа, в 2015 году привёл такие данные. Если считать по количеству пассажирских смертей на 1 миллиард пройденных миль, самым опасным транспортом окажется мотоцикл (212,57 смертей). Затем следуют автомобиль (7,28), паром (3,17), поезд (0,43), метро (0,24), автобус (0,11) и только потом самолёт (0,07). То есть самолёт оказывается самым безопасным. С другой стороны, скорость его значительно выше, и то расстояние, которое авиалайнер пролетит за час, автотранспорт может ехать целые сутки. И шансов попасть в аварию за целый день пути, соответственно, значительно больше, чем за час.
Можно попытаться сравнить различные виды транспорта по безопасности и другим способом: подсчитать количество аварий, погибших и пострадавших в них за один временной отрезок, например год. И взять не далёкие Соединённые Штаты Америки, а родную Россию. И тут уже картина не такая радостная для авиации.
Так, по данным Росстата, за 2017 год произошло происшествий: на внутреннем водном транспорте – 5, на железной дороге – 14, на воздушном транспорте – 39, на морском – 49, на автодороге – 169 400. Число погибших: внутренний водный транспорт – 2, ж/д – 3, морской транспорт – 6, авиация – 50, автотранспорт – 19 100. Число раненых: внутренний водный транспорт – нет, морской транспорт – 2, ж/д – 24, авиация – 29, автотранспорт – 215 400.
Тут самолёты – на втором месте по опасности, но даже здесь огромная разница с автотранспортом: человеческих жертв от последнего в сотни раз больше.
Но боимся мы почему-то именно авиации, аэрофобия гораздо больше на слуху, чем автофобия. И, проезжая массовое ДТП, мы не выходим из автобуса и не идём на работу пешком. А вот после авиакатастроф многие боятся лететь и пересаживаются на поезда.
Как преодолеть аэрофобию – советы психолога
В чём же причина такой стойкости аэрофобии и можно ли справиться с паническим страхом летать, подогреваемым новостями об очередной катастрофе?
Как отмечает клинический психолог Михаил Хорс, дело тут не в самолётах.
Сама аэрофобия является следствием страха потери контроля на самом деле. Аэрофоб не столько боится полёта как факта, он боится состояния, когда он не может повлиять на ситуацию. Чаще всего аэрофобы и в других ситуациях, когда они не могут на неё повлиять, тоже испытывают приступ паники или страха, не только в самолётах. Соответственно, работать здесь важно когнитивно, через принятие психологической позиции, что я могу не контролировать ситуацию, могу не влиять,
– рассказал Хорс в интервью Царьграду.
Психолог советует принять позицию, что не всё находится под нашим контролем, – иными словами, смириться. Смирению учит и христианство, и его очень недостаёт современному человеку. Не аэрофобия должна быть реакцией на трагедию в Шереметьево, а именно смирение с любой возможной своей судьбой.
Конечно, необходимо расследование причин катастрофы, шаги, предотвращающие последующие аварии. Но это дело соответствующих служб. А простому человеку стоит не разводить панику в соцсетях, не покрывать оскорблениями всех действующих лиц от пожарных до пассажиров со слишком большой ручной кладью, помешавших другим спастись, а вспомнить о своей неминуемой смерти – не в самолёте, так ещё где-нибудь. Как говорится, все там будем.
А погибшим вчера в результате возгорания «Суперждета» – Царствие Небесное.
«Первая ассоциация с самолетом — крушение». Психолог об аэрофобии и ее лечении
Аэрофобия встречается чаще других боязней — например, у каждого третьего американца авиарейс вызывает тревогу или страх. На практике люди редко придают серьезное значение этой проблеме: летают хорошо если пару раз в год, нервы лечат алкоголем и продолжают вздрагивать от звука выезжающих стоек шасси, вместо того чтобы путешествовать с удовольствием. Хорошая новость — боязнь полета легко исправить. Плохая — большинство людей уверены, что они попадают в крошечный процент «неизлечимых» и им ничто не поможет. Почему это не ваш случай и что мешает наслаждаться полетом, мы узнали у психолога Сергея Лагуна.
Содержание:
Эмоциональный мозг
— Фобия — это вообще нормально?
— Абсолютно. Вы не представляете, сколько нас окружает различных «фобов». При этом в остальном люди прекрасно живут, могут быть успешны и даже не признаются в своих страхах. Просто избегают определенных вещей и объясняют это себе здоровым опасением или нежеланием. Например, «просто не люблю летать».
Фобии сами по себе не говорят о проблеме с психикой. Наоборот: так работает наша система адаптации. Представьте человека, который ничего не боится — хотели бы таких коллег и близких?
Стесняться аэрофобии — как скрывать ангину или грипп. Мы же не думаем: «Мне горло болит, я слабый человек, никто не должен об этом узнать». А с аэрофобией люди уверены, что им светят «Новинки», их уволят, над ними посмеются. Все, конечно, неправда.
С точки зрения потери свободы, ограничения жизни фобия — это ненормально. С ней можно и нужно бороться.
— Страх полета чем-то отличается от других фобий по принципу действия? Допустим, в сравнении с боязнью высоты.
— Боязнь высоты у человека врожденная. Предпосылка есть, но в остальном она развивается по похожему с остальными фобиями сценарию. Существует система сохранения жизни, сигнализация об опасности — эмоциональный мозг, амигдала. Она действует по принципу «стимул — реакция». Если видим что-то и думаем об объекте или ситуации как об опасности, то амигдала запоминает такое восприятие, и в дальнейшем будет возникать соответствующая ассоциация.
Выделяется адреналин, запускаются стрессовые системы: накачиваются мышцы рук и ног, учащаются пульс и дыхание, расширяются зрачки, организм максимально мобилизован. Это нам дано природой для защиты: чтобы мы, скажем, от дикой собаки убежали.
Сама по себе реакция организма здоровая. Но при фобии она возникает на опасность, которой еще нет. Или даже на мысли о ситуации. Мы боимся там, где для страха причин нет.
— Аэрофобия развивается на фоне боязни высоты или это именно страх крушения самолета?
— Люди не раскладывают страх на составляющие и не ищут причину — просто боятся летать, и все. Но методы лечения разные. Если речь о клаустрофобии, то сперва нужно лечить ее. Боязнь высоты — здесь тоже другой механизм лечения. Панические атаки могут быть и в самолете, и в любом другом месте на земле.
Стереотипы и ассоциации
— Все же автокатастрофы случаются намного чаще, но от машин люди не отказываются. Что такого особенного в страхе перед самолетом?
— Да, машины каждый день попадают в аварии, но мы постоянно об этом читаем и привыкаем. А самолет, самый безопасный вид транспорта, вдруг падает. Это что-то из ряда вон выходящее: СМИ пишут трагичные новости, показывают страшные фотографии. В мозгу выстреливает: «Самолет — опасность».
Существуют даже совсем неявные ассоциации. Заходим в салон, видим испуганного пассажира — и все, тоже начинаем бояться. Или турбулентность — явление обыденное, но человеку оно незнакомо, и появляется страх.
Есть такой термин — эвристика восприятия. Речь о том, что первое приходит на ум, когда мы слышим или говорим о чем-либо. В случае с самолетами у многих людей первая ассоциация — крушение. Потому что СМИ не пишут про успешно выполненные рейсы, которых десятки тысяч в день. Ведь это совершенно обыденное явление: самолет поднялся в воздух, долетел до пункта назначения и приземлился.
Простой пример, как оно работает. Возьмем Андрея — ему 25 лет, живет в Минске, любит читать, дома у него все очень аккуратно по полочкам расставлено. Кем парень работает: библиотекарем или водителем маршрутки?
— Логично, что библиотекарем…
— Бережливость и тяга к книгам скорее присуща именно им.
— Вот, это и есть эвристика. Первой в уме возникает наиболее доступная информация. Она самая яркая, тревожная, ассоциативная, но не всегда правильная. Вы приписали атрибуты: человек любит читать, работает с книгами, аккуратно с ними обращается — ну точно библиотекарь. Такую ассоциацию мозг дает без напряга. А теперь давайте усложним ситуацию в плане аналитических затрат: сколько в Минске библиотек и маршруток? Кого среди 25-летних парней больше: библиотекарей или водителей? То же самое и с самолетами. Первая мысль — лайнеры падают, все опасно. Никто не думает об удачных рейсах. Получается, что мы боимся летать, хотя более вероятно то, что нас убьет упавшая с крыши дома сосулька.
В домике
— Одно дело — просто страх полета, а другое — боязнь рейса на старом самолете малоизвестной или «сомнительной» авиакомпании. Здесь тоже речь об аэрофобии или это рациональный страх?
— Это один из механизмов избегания проблемы: раз уж надо лететь, то выбираем дорогие авиалинии с современными лайнерами. Хотя разницы нет — ведь существуют международные нормы безопасности. Также есть защитное «охранное поведение», с помощью которого мы словно создаем безопасность: пьем алкоголь перед рейсом, цепко держимся за подлокотники, садимся на «счастливое» место, летим с определенным человеком («я путешествую только с мужем»). У амигдалы появляется ассоциация: «я спасся только потому, что выпил перед рейсом», «потому что летела с супругом» и так далее.
Мы лишь усиливаем заблуждение: признаем, что самолет опасен, но придумываем какой-то свой способ спасения. В других фобиях такое тоже бывает.
Некоторые люди уверены, что должны все контролировать. Им страшно от неизвестности: как летит самолет, что делают пилоты? Тогда они начинают сами все изучать, расспрашивать. На короткое время это помогает. Но в долгосрочной перспективе закрепляется глубинная уверенность: жизнь опасна, может произойти катастрофа, будущее неизвестно. Человек живет в постоянном страхе. И когда, в редких случаях, с ним или его близкими что-то происходит, карточный мир рушится — иллюзии безопасности уже нет.
Нужно видеть разницу между полезными переживаниями и пустыми. «Я попаду в аварию на машине» — это бесполезный страх. «Я поеду на незнакомой машине, она старая, давно не проходила техобслуживание, у нее барахлят тормоза» — здесь уже есть рациональное зерно. Но человек не умеет отличать одно от другого.
— Если часто летать, аэрофобия пройдет?
— Не всегда. Когда прибегаете к охранному поведению — пьете перед полетом, выбираете «счастливое» место, потому что только оно якобы гарантирует безопасность, — страх останется. Фобия лишь закрепится, и человек выработает ритуал. А если ничего не делать, то постепенно амигдала — система сигнализации — успокоится, человек привыкнет к полетам.
— Пассажир еще до полета находится в нервозной обстановке: сборы чемодана, страх опоздать в аэропорт или потерять документы, досмотр. Что делать для снижения стресса?
— Это относится к паническим расстройствам. Нормальная реакция на стресс — учащенный пульс, дыхание — воспринимается как опасность. Представьте: человек забегался, находится в незнакомом месте, ищет свой выход на посадку — при предрасположенности к панической атаке она как раз может проявиться в такой ситуации.
Первое лекарство — знание: «Все в порядке, просто я так реагирую на стресс, со мной ничего плохого не происходит». Второе — расслабление (можно найти методику Якобсона в интернете). И дыхание животом — вдох короче выдоха. Но самое правильное отношение к тревоге — принятие. Она переносима. Это просто какие-то процессы в организме, с ней не надо бороться. Тогда все пройдет легко и закончится быстрее.
Помощь при аэрофобии
— Как выглядит лечение?
— Аэрофобия — сугубо психологическая проблема. Используется когнитивно-поведенческая терапия — КПТ. В первую очередь работаем с когнитивными ошибками. Это всевозможные заблуждения о самолетах: «не взлетит», «упадет», «летать опасно». Разбираем мысли человека до полета, во время и после приземления. Скажем, стюардесса прошла по салону. Она, возможно, идет кофе делать, но у аэрофоба другой сигнал: «Куда она пошла? А зачем? Что-то наверняка случилось». Или какие-то непонятные звуки во время полета: когда выпускают либо убирают шасси, закрылки. Для пассажиров, как правило, все это непривычно, потому что мы редко летаем и не можем объяснить их.
Говорим про общие когнитивные искажения, катастрофизацию (когда человек додумывает самое страшное), непереносимость неизвестности, черно-белое мышление («полет прошел хорошо, только если не было ни одной непонятной мне ситуации»), перфекционизм.
Дальше применяем метод экспозиции. Человек описывает все свои страхи в порядке возрастания. Мы сперва в воображении, а потом и в жизни поэтапно проходим через них. Тревога усиливается, но беды не происходит. Нам нужно переучить амигдалу, убрать ассоциацию «опасность».
Еще важно очертить мотивацию: что хорошо и что плохо в избавлении от аэрофобии. С плюсами все ясно: путешествия, работа, отдых. В случае с минусами сложнее. Бывает неочевидная выгода от аэрофобии: допустим, «при полетах я буду вдали от близких». Это может помешать преодолению страха.
Финал лечения — пациент становится терапевтом для себя. Тогда мы меняемся ролями: я изображаю аэрофоба, и человек мне объясняет, что бояться нечего.
— Если уж совсем ничего не помогает от аэрофобии, что тогда?
— Многие пациенты уверены, что они именно из этой категории, хотя даже не начинали терапию. Нужно пробовать один вариант за другим. Вот когда все испытал и ничего не помогло — тогда уже остается только другой транспорт. Но это лазейка для аэрофоба, он сразу подумает: «Я точно неизлечим». Мозг будет хвататься за любую возможность ради оправдания своего страха.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Аэрофобия: Что Это? (Как Победить Страх Авиаперелетов)
Что такое аэрофобия? Это боязнь полётов. Причём не просто боязнь, а панический, иррациональный страх перед путешествиями на самолёте.
Казалось бы, всем известно, что самолёты являются самым безопасным видом транспорта. По статистике ВОЗ на 2020 год шанс попасть в ДТП со смертельным исходом у каждого из нас в 100 раз выше, чем вероятность стать жертвой авиакатастрофы. Но все эти факты просто вылетают из головы, как только аэрофоб приближается к трапу. Остаётся только дрожь в коленях и паника в глазах. С чем же связан такой жуткий страх перед авиаперелётами? Можно ли его лечить и как быстро побороть свою фобию?
Что такое аэрофобия?
Аэрофобия — это страх перед самолётами и полётами. Вообще, термин «аэрофобия» включает в себя страх перед полётами на любых летательных средствах, а для страха исключительно перед самолётами существует отдельный термин – авиафобия. Однако чаще всего употребляется именно слово «аэрофобия», так как оно объединяет в себе все фобии, касающиеся полётов.
Как и любая фобия, аэрофобия считается психическим расстройством. Поэтому для того, чтобы избавиться от этого недуга, большинство людей обращается к специалистам – психологам и психотерапевтам. Но это не значит, что страх летать на самолёте нельзя побороть самостоятельно. Здесь речь идёт скорее о скорости и комфорте лечения, а не о его эффективности в целом.
Разбирая вопрос, что такое аэрофобия, нельзя не рассказать о таком явлении, как навязчивый страх. Это совершенно иное, намного более тяжёлое психическое расстройство. Понять, от чего же вы страдаете, несложно. Если страх возникает непосредственно перед посадкой в самолёт, значит, это фобия. А вот паника при одной мысли о самолётах и всём, что с ними связано, является признаком навязчивого страха. В последнем случае лечить расстройство можно только под контролем врача.
Аэрофобы всячески стараются избегать полётов, что приносит в их жизнь массу неудобств. Например, при поездке в отпуск приходится выбирать места, до которых можно добраться на машине или поезде. Это автоматически исключает из списка курортов тропические острова и другие локации, до которых сложно добраться другим транспортом.
Неудобства, связанные с фобией, мешают аэрофобам не только отдыхать, но и летать работать за границу, ездить в командировки. Поэтому даже тем, кто летает очень редко, стоит задуматься над тем, как избавиться от этого недуга.
Что вызывает аэрофобию?
Любая фобия возникает по ряду индивидуальных причин, отличающихся у каждого человека. Опрос тысяч аэрофобов позволил проанализировать эти причины и назвать пять самых распространённых из них.
В соответствии с исследованиями, проведёнными компанией Boeing и психологом Гердом Гигеренцером из Института развития человеческого потенциала Макса Планка, самые распространённые причины аэрофобии:
- Осведомлённость о произошедших недавно авиакатастрофах и их причинах; Неудачный опыт полётов (попадание в зону повышенной турбулентности, жёсткая посадка, агрессивные пассажиры и т. д.); Боязнь оказаться без медицинской помощи во время полёта (особенно часто проявляется у людей с обострёнными хроническими заболеваниями – сердечной недостаточностью, язвой, сахарным диабетом); Наличие других фобий и прочих психических расстройств, усугубляющих страх полёта на самолёте; Недоверие к профессионализму членов экипажа, связанное с профессиональной деформацией или предрассудками (например, если пилот – женщина).
Кроме перечисленных причин, стоит также упомянуть особенности характера и генетических предрасположенностей аэрофобов. Исследователями было замечено, что склонность к развитию фобий есть у тех людей, чьи родственники страдали или страдают от тревожных расстройств.
Замечено, что страх перед полётами возникает у людей мнительных, неуверенных себе и легко поддающихся панике. В их случае нужно избавляться не от самой фобии, а от её причин, то есть обратиться к психотерапевту и заняться лечением своих психотравм.
Симптомы аэрофобии
Боязнь полётов на самолёте чаще всего возникает внезапно. Человек покупает билет, радуется предстоящему путешествию, строит планы. И тут, внезапно, его одолевает страх. Сначала он проявляется в виде лёгкого беспокойства. Возникают мысли о том, что с самолётом может что-то случиться. Особенно тревожно тем людям, которые узнали о недавней авиакатастрофе незадолго перед полётом.
По мере приближения даты вылета беспокойство перерастает в постоянную тревогу. Многие аэрофобы жалуются на кошмары перед предстоящем полётом. На фоне этого развивается депрессия либо просто ощущается хроническая усталость.
Отчётливый страх, перерастающий в панику, появляется уже в аэропорту. Аэрофобы с наиболее слабой нервной системой, спешат обменять билеты и отменить поездку. Более сильные духом люди ищут альтернативные способы заглушить тревогу. Они пьют успокоительные препараты, медитируют либо просто напиваются до состояния глубокого алкогольного опьянения.
Если описывать симптомы аэрофобии с научной точки зрения, их следует разделить на две группы. В первую группу входят вегетативные, то есть физиологические симптомы:
- Тошнота; Бледность; Головная боль; Приступы удушья; Тремор (дрожащие руки); Обильное потоотделение; Учащённое сердцебиение и дыхание.
В некоторых случаях аэрофобы испытывают боль в груди, похожую на сердечную боль, либо чувствуют частые позывы к мочеиспусканию.
Вторая группа симптомов аэрофобии включает в себя всё, что даёт моральную нагрузку на психику. К таким психическим симптомам относятся:
На фоне этих ощущений чаще всего формируется хроническая усталость и депрессия. Особенно сложно приходится тем людям, которые вынуждены часто летать либо страдают от запущенных форм расстройства.
Виды и стадии аэрофобии
Для того чтобы определиться с курсом лечения заболевания, нужно выявить его причины и понять, насколько всё серьёзно. Это касается любых болезней, в том числе психических расстройств.
Сочетанная аэрофобия представляет собой страх авиаперелётов, возникший из-за наличия у человека сопутствующих обсессивно-компульсивных расстройств. Помните о причинах аэрофобии, перечисленных выше? Сочетанная аэрофобия часто проявляется у людей с тревожным расстройством личности, неврозами, мнительным характером или просто истероидным типом личности. То есть, проще говоря, у большинства аэрофобов.
Независимо от вида фобии, она развивается одинаково у всех аэрофобов. Сначала появляется тревога, которую многие объясняют как «плохое предчувствие» или «интуицию». Немногим позже воображение начинает рисовать тревожные картины печального будущего – падающего или горящего самолёта, кричащих людей и т. д. Многие люди вспоминают кадры из фильмов об авиакатастрофах.
После описанных первых двух стадий развития аэрофобии фобия окончательно формируется. На этом этапе человек уже полностью подчиняется возникшему психическому расстройству, прямо и косвенно стараясь избегать полётов. Если же он всё-таки попадает в салон авиалайнера, наступает четвёртая стадия – паника.
Есть несколько проверенных способов борьбы с аэрофобией, которые помогут самостоятельно преодолеть свой страх перед полётами.
7 советов психолога, как не бояться летать на самолёте
Совет №1. Покупайте билеты на самые комфортные места.
На сайте авиакомпаний всегда можно найти схемы расположения кресел в самолёте. В вашу задачу входит приобрести билет на место, которое находится возле крыльев либо в передней части самолёта. Именно там полёт проходит с наибольшим комфортом.
При выборе места важно учитывать индивидуальные параметры своего тела. Полным и высоким людям комфортнее всего располагаться там, где есть простор для движений, то есть в первом ряду кресел.
Худший вариант – это места в хвостовой части. Там чувствительные люди сильнее всего ощущают тряску и развороты авиалайнера. Некоторых аэрофобов в этой части салона даже укачивает. Поэтому по возможности стоит избегать покупки билетов на такие места.
Совет №2. Избегайте дополнительных стрессов.
Предстоящий полёт – это уже достаточно сильный фактор тревоги. Не стоит усугублять своё состояние переживаниями по другим поводам.
Для начала подготовьтесь к полёту заранее. Соберите вещи и документы, сфотографируйте их на телефон. Это поможет быстро проверить, всё ли вы взяли, в случае возникновения сомнений. Если есть возможность взять с собой минимальное количество багажа, постарайтесь обойтись ручной кладью. Это поможет избежать очередей.
В аэропорт стоит приезжать заранее, предварительно распечатав посадочные талоны и пройдя онлайн-регистрацию. Желательно отдохнуть перед поездкой, выспаться и перекусить.
Совет №3. Наденьте удобную одежду и обувь.
Даже непродолжительный полёт стоит проводить в максимальном комфорте. Поэтому говоря о том, как избавиться от аэрофобии, нельзя не упомянуть о необходимости использования удобной одежды. Всё, что может жать, натирать или другим образом причинять дискомфорт, лучше не надевать. Это касается не только тесной одежды, но и обуви, украшений, аксессуаров.
Совет №4. Сообщите о своём страхе бортпроводнику.
Не стоит стесняться своего недуга и скрывать его от стюардесс. Их обучают тому, как преодолеть аэрофобию пассажиров. Поэтому предупредив девушек заранее, можно облегчить полёт и им, и себе. В случае приступа паники они сразу поймут, что происходит, и смогут быстро помочь.
Совет №5. Старайтесь летать с опытным компаньоном либо искать эффективные способы отвлечься.
Если есть возможность, желательно летать с надёжным человеком, который не боится полётов и может помочь преодолеть страх.
Если же компаньона нет, нужно найти способ отвлечься. Учёными доказано, что в состоянии сильного интереса все негативные эмоции и ощущения притупляются. Поэтому просмотр любимого сериала, прослушивание музыки или беседа с интересным попутчиком позволят победить аэрофобию. Главное – заранее подготовить интересный контент.
Совет №6. Не злоупотребляйте седативными препаратами и алкоголем.
Многие люди считают, что нашли ответ на вопрос, как бороться с аэрофобией перед полётом. Они заранее принимают невероятное количество успокоительного либо пьют спиртные напитки. Оба варианта не полезны и даже вредны. Седативные препараты могут дать неожиданные осложнения, а алкоголь – привести к алкогольной интоксикации, то есть отравлению.
Совет №7. Пейте больше воды и делайте дыхательные практики.
Не знаете, как успокоиться перед полётом на самолёте? Для начала глубоко вдохните воздух полной грудью. Вдыхайте ртом и выдыхайте через нос, медленно и ритмично. Такая дыхательная практика помогает успокоиться. В самом самолёте желательно пить побольше воды, можно заменить на сок или негазированный напиток.
Заключение
Лечение аэрофобии необходимо в том случае, когда она находится в запущенной стадии. Фобия, перетекающая в навязчивый страх, является поводом для обращения к психотерапевту. Такой специалист поможет избавиться не только от самой фобии, но и от её причин.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».