страфонтены в малом театре что это такое

Малый императорский. Как устроен один из старейших театров Москвы

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

История Малого театра начинается примерно в одно время с Московским университетом, Академией художеств и первыми московскими гимназиями. Это был период правления императрицы Елизаветы Петровны, совпавший с приходом в Россию идей Просвещения. Начав с создания костюмов для кадет, которые разыгрывали при дворе пьесы, в 1756 году она подписала указ о создании русского государственного профессионального театра. Тогда же в Московском университете появилась собственная труппа, состоящая из студентов. Вскоре в ее состав стали входить не только актеры, но и певцы, танцовщики и музыканты.

В 1766 году взошедшая на престол Екатерина II доверила дирекцию (антрепризу) труппы любителю театра и сочинителю Николаю Титову. Спустя три года его сменили итальянские антрепренеры Бельмонти и Чинти. Талантливые театральные деятели получили разрешение работать в Москве в течение пяти лет. После смерти Бельмонти за театр разгорелась борьба.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

В 1776 году театром заинтересовался губернский прокурор князь Петр Урусов. В то время труппа давала представления в пристройке к дому графа Воронцова на Знаменке. Но Урусов построил для труппы собственное здание, фасад которого выходил на улицу Петровку (ныне — Театральная площадь). Вскоре в здании произошел пожар, Урусов потерпел серьезные убытки и передал дело английскому антрепренеру Майклу Меддоксу. Интересно, что тот приехал в Россию как преподаватель математики, но постепенно заинтересовался театром. Меддокс обещал построить новое здание полностью за свой счет, и к 1780 году оно было уже готово.

В 1806-м театр вошел в систему императорских театров. Однако его, казалось, преследовал злой рок: незадолго до этого в здании снова случился пожар. Артистам пришлось выступать на других площадках. В 1816 году был объявлен конкурс на возведение нового здания на этом же месте.

В 1818-м молодой купец Василий Варгин скупил участки земли по соседству. Там он построил дом с концертным залом и галереей с магазинами. Ему предложили сдать здание в аренду театру, Варгин согласился. Особняк перестроили быстро, всего за два месяца. Вскоре труппа Московского императорского театра стала играть там.

Публика была разнообразной: состоятельные зрители арендовали удобные ложи на весь сезон, самые бедные довольствовались стоячими местами на галерке — билет туда стоил недорого. Показывали водевили, оперы-буфф, оперетты. Аплодисменты не одобрялись.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

Здание Малого: вчера

Изначально названия Большого и Малого театров писали со строчных букв — просто обозначали размеры зданий. Долгое время оба императорских театра соединял подземный переход, по которому артисты могли беспрепятственно передвигаться. Особенно это было удобно, если в один вечер артист должен был играть на двух площадках. Если спектакль драматической труппы, обосновавшейся в малом театре, больше подходил для сцены большого, то представление давали там, и наоборот. Часто можно было услышать: «Сегодня малый играет в большом».

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

Сейчас сцена Малого театра параллельна партеру, а раньше была расположена под наклоном к залу — для лучшего обзора. Из декораций были только расписной задний занавес и падуги, скрывавшие механизмы верхней части сцены. В антракте зал освещала огромная люстра со свечами, которая во время спектакля поднималась на специальный чердак.

В 1840-м к основному зданию пристроили новый зрительный зал и новую сцену, которые действуют и сегодня, а старые переделали под закулисные помещения.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

В 1900 году актер, режиссер и реформатор отечественного театра Александр Ленский побывал в Германии. Увидев на одной из сцен в Германии поворотный круг, он загорелся идеей поставить такой же в Малом. Ему отказали: по предварительным подсчетам, стоимость работ была сравнима с годовым бюджетом всех императорских театров. Тогда Ленский переизобрел механизм, заручившись поддержкой опытного декоратора Карла Вальца. Механизм сохранялся до 1940 года.

В театре были две особенные ложи — портальная и центральная. До революции их занимали члены царской семьи, а потом — главные партийные деятели. С 1949-го по 1980-е годы купить туда билеты могли абсолютно все желающие. Сейчас нет: центральную ложу используют под светозвуковое оборудование, а портальную — только для высокопоставленных гостей.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

Здание Малого: сегодня

В 2014 году театр закрылся на реконструкцию. До этого масштабные изменения в здании происходили в 1940-е под руководством архитектора Александра Великанова. Его чертежи использовали и во время новой реконструкции — с поправкой на сегодняшние требования. В партере раздвинули ряды — мест стало меньше, зато появилась возможность установить кресла для зрителей с ограниченными возможностями здоровья. У театра появилось еще одно помещение — новое Щепкинское фойе, в котором сейчас проходят концерты, музыкальные вечера и выставки.

Художественный руководитель Юрий Соломин попросил не убирать с потолка зрительного зала деревянную деку — она создает хорошую акустику. Не стали менять и цветовое решение самого зала, выполненное в красно-бело-золотых тонах. Сохранилась также суфлерская будка (Малый театр — один из нескольких в Москве, где все еще есть суфлеры).

На своих местах остались четыре скульптуры русских классиков — Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя и Александра Грибоедова, установленные в фойе в 1949 году. Их произведения чаще всего можно увидеть на сцене Малого.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такоестрафонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такоестрафонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такоестрафонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такоестрафонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такоестрафонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такоестрафонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

Эскадрилья Малого театра

Еще во время войны у театра появился филиал — здание на Большой Ордынке. Первый спектакль — «На бойком месте» по пьесе Островского — показали 1 января 1944 года. Филиал работает и сегодня, часть спектаклей показывают там.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

Дом Островского, Щепкина, Мочалова

Малый театр неофициально называют Домом Островского. Здесь поставили все 48 пьес драматурга. Сам Александр Николаевич часто приходил на репетиции, дружил с артистами, помогал им советами. Памятник Островскому около театра открыли 90 лет назад. Его создатель — знаменитый скульптор Николай Андреев.

Именно Островский в свое время произвел настоящую театральную реформу. Благодаря ему появилось понятие «актерский ансамбль»: говоря о Катерине из «Грозы», мы говорим и о Кабанихе, и о Тихоне, потому что ни одного из героев пьесы невозможно рассматривать вне контекста. И в спектакле на передний план выходит уже не актер-одиночка, а несколько артистов. К тому же он был убежден: актер должен полностью перевоплотиться. Новаторские идеи драматурга впоследствии развил Константин Станиславский. Взгляды Островского разделяли и его современники. Например, один из ведущих актеров Малого Михаил Щепкин был с ним абсолютно согласен: чтобы сыграть правдоподобно, нужно стать своим персонажем.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

Щепкин — бывший крепостной актер. Вольную он получил, служа в Полтавском театре. Тогда ему было 33 года. В Малом он играл Фамусова («Горе от ума»), Городничего («Ревизор»), Барона («Скупой рыцарь»). Многие зрители специально шли посмотреть на его игру. Он был первым, кто заговорил о необходимости актерской школы: одного энтузиазма недостаточно и, чтобы выходить на сцену, нужно образование. Поэтому театральное училище при Малом театре носит его имя.

В Щепкинском фойе театра есть портрет Михаила Семеновича, написанный Ильей Репиным. В октябре 1917 года, когда в здание ворвался отряд красногвардейцев, картина была исколота штыком. Отреставрированный портрет сегодня хранится под стеклом.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

Еще одна из центральных фигур Малого театра — актер Павел Мочалов, который дебютировал здесь в 1817-м. В Щепкинском фойе есть и его портрет — Мочалов изображен в роли барона Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние». Многие критики писали: несмотря на то что он очень талантливый артист, вдохновение на сцене могло на него так и не снизойти. Но, если отдельная сцена была ему близка, он тут же включался в процесс, и тут начиналось самое интересное. Зрители говорили, что его игра становилась настолько гениальной, что за нее ему можно было простить все что угодно. Он был любимцем публики, играл главные роли в «Гамлете», «Севильском цирюльнике», «Доне Карлосе» и других спектаклях, билеты на которые порой было очень сложно достать.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

После революции директором театра стал Александр Южин. Когда он был молодым провинциальным актером, то по пути в Петербург решил заехать в Москву — специально, чтобы побывать в Малом. Сев на самое дешевое место на галерке и дождавшись начала спектакля, Южин был поражен уровнем актерской игры. Никакого гримасничанья, с публикой не заигрывают — ее как будто не замечают. Научиться играть, не играя, стало мечтой молодого актера. Через несколько лет Южин дебютировал на сцене Малого в роли Чацкого в первой московский постановке «Горя от ума» по комедии Александра Грибоедова, а вскоре стал ведущим артистом.

В разные годы театром руководили Илья Судаков, Пров Садовский, Константин Зубов, Михаил Царев, Евгений Симонов, Борис Равенских. Народный артист СССР Юрий Соломин занял должность художественного руководителя Малого театра в 1988 году. Сюда он пришел в 1957-м, сразу после окончания Щепкинского училища, а в апреле 2019-го Министр культуры России Владимир Мединский подписал с ним бессрочный трудовой договор.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

Что посмотреть

Сейчас в Малом большая часть репертуара — классика, но так было не всегда. До советского времени там чаще показывали спектакли, рассчитанные на самую непритязательную публику: водевили, мелодрамы, комедии.

«Горе от ума» — визитная карточка театра. Это тот самый спектакль, в котором играл Александр Южин. Премьера состоялась в 1831 году, и комедия до сих пор не выходит из репертуара. Роль Фамусова в постановке Сергея Женовача исполняет сам Юрий Соломин. В спектакле использована музыка Михаила Глинки, Сергея Рахманинова и Александра Даргомыжского.

Постановки Малого театра неоднократно удостаивались премии «Золотая маска». В 2004 году ею наградили спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» — за лучший актерский ансамбль. Пьесу Островского поставил Сергей Женовач. Главные роли исполнили Виктор Низовой, Евгения Глушенко, Людмила Полякова и Сергей Кагаков.

«Последняя жертва» — еще один спектакль по произведению Островского (постановка Владимира Драгунова). В 2006-м Василий Бочкарев, сыгравший купца Флора Прибыткова, получил за эту работу «Золотую маску». Его партнерами на сцене были Людмила Титова, Борис Клюев и Александр Ермаков.

Последнюю пьесу Мольера, комедию «Мнимый больной», в 2005 году перенес на сцену Сергей Женовач. Спустя два года ее наградили «Золотой маской» в номинации «Спектакль большой формы».

Все эти постановки можно будет увидеть и в следующем сезоне.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такоестрафонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такоестрафонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такоестрафонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такоестрафонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

Статья подготовлена по материалам Малого театра.

Источник

Театральная шпаргалка

Дорогие друзья! Вы, конечно же, знаете, что для продуктивной работы надо уметь отдыхать. Одним из приятных и культурных способов отдыха давно считается посещение театра. Но за первыми же дверями, в вестибюле, мы попадаем в мир полный тайн и загадок. В прямом смысле слова. Нас захватывает поток незнакомых, а часто и непонятных слов: фойе, администратор, партер, бельэтаж… Что же делать? Где найти администратора? Куда лучше взять билет: в партер или бельэтаж? Где найти фойе? Давайте попробуем разобраться.

Начнем с начала. Что такое театр?

Театр (греч. Θέατρον – основное значение – место для зрелищ, затем – зрелище, от θεάομαι – смотрю, вижу) – форма исполнительского искусства.

Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т.д. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.

При этом актером не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на людей, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем. Через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. Основные работники театра: режиссеры, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, балетмейстеры, художники, рабочие сцены. Но о них чуть позже.

Открыв первые входные двери, мы попадаем в вестибюль.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

В кассах можно приобрести билет на нынешний спектакль или на будущие представления театра. В случае отмены спектакля здесь же можно будет сдать билет или узнать, когда будет дан отмененный спектакль.Там же располагается и окно администратора.

Администратор – член коллектива театра, отвечающий за организационную сторону и ежедневную работу кассиров, билетеров и др. персонала театра, часто также за предоставление бесплатных или льготных билетов на и во время конкретного спектакля; отвечающий за соблюдение правил и техники безопасности во время нахождения зрителей в театре. Пройдя во вторые двери, вы попадаете в театральное фойе.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

Фойе, нескл., ср. Помещение в театре (кинотеатре, цирке) для пребывания зрителей перед началом спектакля, сеанса, представления, а также для отдыха публики во время антракта. Из фойе первого этажа вы сможете попасть в гардероб.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

Гардероб – комната или специально отведенное пространство во входном вестибюле, где зрители могут оставить верхнюю одежду, головные уборы, зонты (и пр.) на хранение во время спектакля. Если здание театра содержит несколько этажей, то фойе будет присутствовать на каждом из них.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

И вот вы входите в зал. Перед вами сцена и ряды кресел, которые «расходятся» от нее рядами и ярусами. Как же разобраться, куда идти? С одной стороны, вам всегда помогут администраторы по залу. С другой стороны вот наши подсказки: ряды кресел, которые расположены ближе всего к сцене, называются партер, следом за ним идет амфитеатр, вокруг них и слегка выше располагаются ложи и бельэтаж, над ними ярусами идет балкон.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

Партер (фр. рarterre– на земле) – нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Родоначальником партера была скамья для сенаторов в театрах Древнего Рима. В XVII веке, после появления ярусного театрального здания, видоизменился и партер, приняв более современный вид. Партер предназначался для низшего сословия, поэтому долгое время не имел сидячих мест – зрителям партера приходилось смотреть спектакль стоя. Места для сидения в партере появились в начале XVII века в частных закрытых театрах Англии. Тогда сидячие места расставлялись по мере надобности. В настоящее время места чаще всего располагаются рядами, которые повышаются от сцены к амфитеатру и параллельны краю сцены. Места разделены проходами для выхода из партера.

страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть фото страфонтены в малом театре что это такое. Смотреть картинку страфонтены в малом театре что это такое. Картинка про страфонтены в малом театре что это такое. Фото страфонтены в малом театре что это такое

Амфитеатр – это места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.

Ложа – это обособленное, в виде небольшого внутреннего балкона, помещение в зрительном зале, предназначенное для нескольких зрителей. Ложи, как правило, расположены по сторонам и сзади партера, на ярусах, а также по боковым сторонам просцениума или примыкают к оркестровой яме (такие ложи носят название «бенуар»). Характеризуется недостаточным обзором сцены; иногда используется для осветительной аппаратуры.

Бельэтаж – места в зрительном зале, как правило, расположенные полукругом или по кривой линии, сзади и выше партера и амфитеатра. Иногда рассматриваются как балкон первого яруса театра.

Балкон – это места для зрителей, расположенные выше партера, в различных ярусах зрительного зала. Примечание: часто в англоязычной литературе под словом «balcony» подразумевается балкон первого яруса. Вы заняли свое место и замерли в ожидании спектакля…

Определения представленных терминов взяты с сайтов:

Источник

Не выпустить дух театра

С чего начинается театр? Говорят, что с вешалки. Но может быть со стен, крыши, зрительного зала и грим уборных? А может, все-таки, с его духа? В Малом театре существует поверье, в которое свято верит его художественный руководитель Юлий Соломин: если разобрать крышу здания, то дух непременно покинет этот храм искусства. «Я уверена в том, что наши великие «старики» оставили здесь свою энергетику, свои биополя и свою преданность театру», — воспоминала в своих мемуарах Татьяна Панкова, прожившая 94 года и прослужившая Малому всю свою жизнь. По-настоящему почувствовать дух театра можно в его закулисье – в тайном для зрителя месте. Мы заглянули туда с главным архитектором Малого театра Натальей Буровой. Здание, находящееся сейчас на реконструкции и выглядящее несколько разобранным, показалось нам еще более таинственным.

Вечная перестройка

Для начала нашего путешествия по волшебным закоулкам театра, мы выйдем на улицу, так мы сможем представить, как изначально выглядело здание. Осип Бове задумывал театральную площадь в форме квадрата – на каждом ее углу стояли одинаковые корпуса, состоящие из двух резолитов (выступающих частей) с промежутком. Сейчас эту симметрию уже невозможно увидеть, со временем она пропала – здесь появилась станция метро и прочие здания… Малый театр изначально был малым в буквальном смысле слова — весь целиком, вместе со зрительным залом и закулисными помещениями умещался там, где теперь находится сцена. А представлял он собой небольшую прямоугольную часть, которая находилась напротив сегодняшнего «Метрополя», дверей и окон там вообще не было. Вместо этого там располагались арки, за которыми находился пассаж, куда непосредственно въезжали кареты. Эти арки можно увидеть и сейчас, зайдя через двери. В 1821 году купец Варгин по выигранному тендеру, как сейчас бы сказали, пристроил к театру новый корпус – свой жилой дом. Итак, въехав в арку со стороны Театрального проезда и зайдя внутрь дома, посетители попадали в небольшое фойе, дальше в зал, и потом – на сцену. Длина здания составляли всего 118 метров, такой она осталась и по сей день. А в 1848 году архитектор Тон в доме Варгина сделал артистическую, а сцену развернул в другую сторону. Таким образом, зрительный зал стал больше и принял практически тот же объем, который мы можем видеть и сейчас.

В 1872 году к театру был пристоен декорационный сарай – место, где хранились декорации. Таким образом, была довершена симметричная композиция, которую задумал Бове. Следующая крупная переделка здания происходила в 1949 году: на месте старого сквозного проезда внутреннего двора построен новый главный вестибюль театра с гардеробом на 500 мест и входами с Театральной площади и Неглинной улицы. Смежное с новым вестибюлем так называемое нижнее фойе значительно реконструировано, заново отделано Щепкинское фойе и лестницы, ведущие в него. Значительной перепланировке подвергся кассовый вестибюль театра, получивший новый лепной декор. В подвале под зрительным залом был устроен буфет. По эскизам и чертежам архитектора-художника Великанова была выполнена заново орнаментальная роспись плафона и мебель зрительного зала.

В декорационном сарае разместился административный корпус. Работники Малого театра сейчас, как раньше страдают от одного неудобства – входя внутрь через служебный подъезд, попасть на зрительскую часть можно только через все здание, мимо грим-уборных. А для того, чтобы попасть в отдел капитального строительства, который расположен во внутреннем дворе наверху, нужно пройти по зрительской зоне, потом под сценой и только опять пройдя зрительскую зону, оказаться у ОКСа. Прямо-таки, проходной двор…

Борьба с рекой

Под землей

Подземный переход, вход в который начинался под полом в начале гардероба, давно закрыли. Однако сейчас при реконструкции было решено увеличить площадь остальных подземных пространств за счет заглушенного старого неработающего коллектора. (Новый коллектор в наше время проходит по Неглинке) В дополнительном пространстве разместиться коммуникационный коридор, который будет соединять все зоны театра, как с помощью лифтов, так и лестниц. Таким образом, работникам Малого станет намного легче попасть из одного конца здания в другое. Подземное пространство подарит театру возможность совершенствовать технологические возможности. Здесь будет размещено оборудование для понижения пожароопасности, для современной вентиляции воздуха в театре.

Откуда появляются декорации?

А вот одно тайное место в театре – на уровне третьего этажа есть монтировочная мастерская, слесарный и столярный цеха. Из-за пожароопасности и материалоемкости эти мастерские сейчас переносят в другое помещение Малого театра, которое расположено в Нагатино. На территории складов там будет создана производственно-складская зона.

Занавес!

Для истинных театралов попасть за кулисы – значит оказаться в святая-святых храма искусства. Тот, кто хоть однажды побывал здесь, уж точно не забудет особенный запах кулис – как в прямом, так и в переносном смысле. Мало кто знает, что на сцене Малого театра до сих пор сохранилась суфлерская будка! Наталья Бурова однажды стала свидетельницей того, как работает суфлер. Произошло это так – на репетицию спектакля «Филомена Мартурано» не смог прийти задействованный там Юрий Соломин. Тем не менее, его реплики почему-то звучали откуда-то снизу. Слушая эмоциональный диалог героя Соломина, Наталья Бурова сначала подумала, что ее озвучивает актер. Ан, нет – то был профессиональный суфлер-женщина…

Театр начинается с гардероба

Ложи блещут!

Наконец мы попали в зрительный зал, мы в ложе! Таким его мало кому удается обычно увидеть – пол здесь уже частично разобран, стулья стоят в невпопад… От непривычной темноты это место кажется таинственным, потустороннем. Но вот для нас специально включает свет инженер электроснабжения Олег Коняев, и Наталья Бурова продолжает свой рассказ: «Количество мест в зале будет уменьшено на один ряд, за этого увеличится расстояние между креслами. А уклон кресел поднимется на 20 сантиметров, так зрителям, сидящим дальше шестого ряда, будет лучше видно действие. Бельэтаж также уменьшится на один, но комфортность за счет этого здесь улучшится. Золотая лепнина, украшающая стены зала, будет обновлена, но так аккуратно, чтобы эта красота не выглядела новоделом, все должно выглядеть благородно и по-старому. Страфонтен – приставные с боку кресла, места на которые раньше не продавались, отныне станет продаваемым».

Подняв голову к потолку, мы видим уникальную роспись. Не поверите: она сделана на ткани, которая прилажена к дереву! Этот рисунок был сделан в 1949 году, а в царское время он был совершенно другой. Глядя на него сейчас, изображение кажется объемным.

Особенное место в зрительном зале – директорская ложа, обычному посетителю вход туда заказан. Посещают директорскую ложу исключительно «высокие» гости, а войти в нее можно сразу с улицы, со стороны памятника Островскому. Внутри ложи – потрясающей красоты интерьер: он выполнен в стиле классицизма с барочными элементами. А что будет с гербом Советского Союза, который по-прежнему висит высоко над сценой? Пока никто об этом не знает. Логично было бы предположить, что его все-таки заменят гербом России. Уникальный занавес, созданный в 1949 году из шелкового бархата, оказывается, не может быть восстановлен. Такой вердикт вынесли специалисты института, занимающего реставрацией старых тканей. Они предложили сделать новый – из материала, пропитанного противопожарной жидкостью и потом вышить его. Именно так и поступили с занавесом Большого театра. Попытка вернуть старым тканям первоначальный цвет в Большом театре, как признают профессионалы, не удалась. За счет химической обработки у занавесной ткани меняется преломление света и у зрителя пропадает ощущение старины. Безусловно, восстановление старых и старинных тканей – занятие дорогостоящее, этим занимается единственная в стране организация, она так и называется – «Старинные ткани».

Виктория КАЙТУКОВА
Фото Даниила КАЛАЧЕВА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *