стойка опоры моста что это
Опора моста в мостовой конструкции
Проектный институт ТРАНССТРОЙПРОЕКТ специализируется на проектировании транспортных сооружений. Выполняет расчет опор для моста с гарантией долговечности и надёжности. Разрабатывает проектную документацию на опоры (КЖ) точно в срок.
Наиболее трудоемкий и ответственный процесс в строительстве мостов – возведение его опор. Но выбор правильного типа опор и технологий их возведения производится еще на стадии проектирования мостового сооружения.
Опоры мостового сооружения воспринимают на себя постоянные и временные нагрузки и передают их основанию. Неправильные расчеты нагрузок могут привести к воздействию больших усилий на сооружение, чем оно может выдержать, что приведет к нарушению его эксплуатации.
Именно проектировщик решает первоначальную задачу надежности и долговечности проектируемой конструкции, принимая во внимание условия местности будущего строительства, параллельно оптимизируя его стоимость и трудозатраты посредством выбора наилучших технических решений.
В этой статье мы расскажем, какие опоры существуют и из чего приходится выбирать проектировщику, чтобы создать надежный объект, который прослужит не один десяток лет.
Конструкция опоры
Для начала, необходимо понимать, из чего состоит опора моста. Её составляющими чаще всего являются три части:
Типы опор
По способу изготовления
По расположению
Для возведения любого моста необходимо два типа опор:
Устои также подразделяются на обсыпные, имеющие конус насыпи, входящий в длину пролета, и необсыпные, где насыпь находится в пределах длины устоя.
По типу мостовой конструкции тела и фундамента опоры
Массивные опоры. Чаще используются при строительстве мостов, находящихся в сложных условиях: например, через крупные реки, реки с агрессивными водами или ледоходом, так как обладают наибольшей прочностью к дополнительным внешним нагрузкам.
Облегченные опоры. Имеют несколько разновидностей:
Столбчатые опоры. Опоры в виде отдельных столбов – оболочек, частично заполненных бетоном, объединенных сверху ригелем. При хороших свойствах грунта, тело опоры служит одновременно и её фундаментом.
Свайные опоры. Железобетонные опоры в виде свай, забитых в грунт и объединенных сверху железобетонной насадкой. Бывают с как ростверком, так и без.
Проектирование опор
При проектировании опор необходимо руководствоваться основными принципами, которые позволят сделать правильный выбор:
Как мы смогли убедиться, задача грамотного выбора типа опор для каждого конкретного случая очень не проста. Специалисты проектного института ТРАНССТРОЙПРОЕКТ имеют широкий опыт проектирования мостовых сооружений. Все выбранные нами опоры грамотно рассчитаны на нагрузки и наилучшим образом подходят к каждому конкретному сооружению, обеспечивая его надежность и гарантируя долговечность.
Типы опор мостовых сооружений
Классификатор опор мостовых сооружений при обследовании
Типы опор мостовых сооружений встречающихся при обследовании автодорожных мостов на территории Свердловской области, Челябинской области и на всей территории Российской Федерации.
Опора мостового сооружения – это основной несущий элемент конструкции, который посредством опирания поддерживает пролетное строение и является связующим звеном при передаче нагрузок от пролетного строения на основание опор.
По способу реализации надфундаментной части опор различаются:
– сборно-монолитные (центральная часть опоры выполнена из монолитного бетона, железобетона, бутобетона, облицовочная часть выполнена из блоков. Содержание бетона более 50%).
– сборные (изготавливаются из блоков, которые укладывают с перевязкой вертикальных швов, пространство между блоков обычно заполняют бетонным раствором. Содержание бетона обычно не превышает 20%);
– монолитные (изготавливаются из следующих материалов: бетон, железобетон, бутобетон, камень);
Для постройки любого моста или путепровода необходимо два вида опор:
Устои – крайние опоры мостового сооружения, на которые опираются пролетные строения мостового сооружения.
Промежуточные опоры – располагаются между смежными пролетными строениями и передают нагрузку от них на фундаментную часть.
Устои конструктивно бывают обсыпные, включающие в себя конус насыпи и необсыпные, где насыпь располагается по длине устоя.
Схема необсыпного устоя представлена на рисунке 1.
1 – обратная стенка, 2 – шкафная стенка, 3 – подферменная плита,
4 – передняя стенка, 5 – фундамент опоры.
Рисунок 1 – Схема необсыпного устоя мостового сооружения (путепровода).
Общий вид обсыпного устоя представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – общий вид не обсыпного устоя.
Схема обсыпного устоя представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – схема обсыпного устоя.
Общий вид обсыпного устоя представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 – общий вид обсыпного устоя.
Промежуточные опоры подразделяются на:
– сборные опоры (свайная однорядная, свайная двурядная, опора стенка, массивная со столбчатой надстройкой);
– сборно-монолитные опоры (телескопическая, одностолбчатая, безростверковая из оболочек);
Свайные однорядные и двурядные опоры – применяются в тех случаях, когда рельеф допускает забивку свай.
Общий вид свайной однорядной опоры представлен на рисунке 5.
Рисунок 5 – свайная однорядная опора
Общий вид опоры стенки представлен на рисунке 6.
Схема массивной опоры со столбчатой надростройкой представлен на рисунке 7.
Рисунок 7 – массивная опора со столбчатой надстройкой.
Схема телескопической опоры со представлен на рисунке 8.
Рисунок 8 – телескопическая опора.
Общий вид одностолбчатой опоры со представлен на рисунке 9.
Рисунок 9 – одностолбчатая опора.
Схема монолитной опоры со представлен на рисунке 10.
Рисунок 10 – монолитная опора.
Фундаменты опор мостовых сооружений бывают следующих типов:
– массивный на естественном основании (мелкого заложения до 4 – 5 м);
– ленточный (мелкого заложения 2 – 3 м);
– свайный (глубокого заложения 6 – 12 м);
– столбы, оболочки, буровые сваи (глубокого заложения 12 – 50 м);
– опускные колодцы – кессоны (глубокого заложения до 50 м).
Свайный фундамент в свою очередь бывает:
– с низким свайным ростверком (подошва фундамента ниже поверхности грунта или лежит на грунте);
– с высоким свайным ростверком (подошва фундаменты выше поверхности грунта).
ООО «Строительные технологии» выполняют весь комплекс работ по обследованию технического состояния и испытаниям опор мостов и путепроводов, а так же определение глубины заложения фундаментов.
Роль мостовых опор в конструкции
Роль мостовых опор в конструкции
При возведении мостов наиболее трудоемким и ответственным этапом работ является монтаж его опорных конструкций. От качества выполнения работ прямо зависит безопасность эксплуатации и долговечность самого моста.
О важности работы проектировщика
Выбор типа и метода монтажа мостовых опор проводится еще на этапе проектирования всей конструкции в целом. Основное назначение опор – принятие и распределение статических и динамических нагрузок по основанию моста. Если предельные величины этих нагрузок были рассчитаны неправильно, то в ходе эксплуатации конструкция может разрушиться, или же ее дальнейшее использование станет экономически нецелесообразным из-за необходимости дорогостоящей реконструкции.
Таким образом, от опыта, знаний и квалификации проектировщика прямо зависит долговечность и безопасность готового сооружения. Он обязательно должен принимать во внимание особенности местности, где ведется строительство, умея соотносить их с экономической целесообразностью использования конкретной методики строительства или свай определенной модели.
Эта статья рассказывает об основных особенностях мостовых опор, которые обязательно должны учитываться в ходе проектирования для возведения действительно качественной и надежной конструкции.
Конструктивные особенности опор
Для понимания важности и конструктивных особенностей всего моста нужно знать об особенностях самих опор. Каждая из них делится ровно на три составные части:
Нужно понимать, что в случае с некоторыми видами опор их тело может одновременно являться и основанием конструкции.
Существующие типы мостовых опор
По методике изготовления все опоры можно поделить на следующие типы:
Классификация опор по их расположению
В этом случае существует два основных типа изделий:
Классификация по разновидностям тела и фундамента
Как правило, в конструкции используются стандартные массивные основания. Без них не обойтись при строительстве сооружений, эксплуатирующихся в сложных и особо сложных условиях: перекинутых через крупные реки, через реки в регионах, отличающихся массовым и «агрессивным» ледоходом. Эта модель отличается наиболее выраженными прочностными характеристиками и отличается высокой долговечностью.
Кроме них, могут использоваться облегченные опоры, которые также подразделяются на несколько разновидностей:
Особенности проектирования опор
В ходе проектирования в обязательном порядке должны учитываться следующие факторы:
Опоры мостов. Характеристика
Геологический разрез определяет выбор типа оснований и фундаментов для промежуточных: русловых и пойменных и крайних – береговых опор.
Опоры моста являются ответственными сооружениями, которые должны отвечать требованиям прочности, устойчивости, надежности. Основное назначение опор заключается в передаче нагрузки от опорных частей и(или) подферменных площадок пролетных строений на грунты основания. Разделение опор на береговые и промежуточные производится по условиям эксплуатации, передачи нагрузок и расположению. Промежуточные опоры чаще всего располагаются в зоне переменного уровня воды и подвергаются воздействию не только вертикальных, но и горизонтальных нагрузок, в том числе ледохода и навала судов. Береговые опоры в большинстве своем располагаются на суходоле и сопрягаются с конусами подходных насыпей. Поэтому на береговые опоры, кроме вертикальных нагрузок, действуют значительные горизонтальные силы от давления грунта.
В плане тело опор имеет различное очертание: прямоугольное, с закругленными или заостренными боковыми гранями, круглое (рис. 2.3)
Рис. 2.3.1. Типы сечений тела опоры: а – прямоугольное; б – закругленное; в – заостренное; г – круглое; А оп – размер вдоль оси моста; Воп – размер поперек оси моста; dоп – диаметр
При проектировании на выбор формы тела опоры большое значение оказывают классность реки и интенсивность ледохода. Опоры, возводимые на суходоле, как правило, применяются прямоугольного сечения в плане. Опоры, располагаемые в русловой части, должны обеспечивать пропуск паводков (высоких вод) под мостом без подмыва (размыва) грунта основания и иметь закругление (заострение) боковых граней.
В современных условиях применяются опоры массивные и облегченные, монолитные, сборно-монолитные и сборные. При сооружении средних мостов предпочтение отдается сборно-монолитным и сборным конструкциям.
Массивные сборно-монолитные опоры применяются при наличии на реке ледохода. Они состоят из контурных бетонных или железобетонных блоков, служащих облицовкой, и монолитного бетона заполнения (прил. 2, рис. 1 и прил. 3, рис. 1). Контурные блоки облицовки должны иметь толщину и высоту не менее 40 см, но чаще всего применяются высотой 70 см или 100 см. Блоки имеют анкеровку в бетон заполнения преимущественно арматурными выпусками. Располагаются контурные блоки горизонтальными рядами с перевязкой или без перевязки швов. Стыки между блоками толщиной 10–15 мм заполняются бетоном ядра сечения опоры с расшивкой цементно-песчаным раствором с наружной стороны.
Массивные сборно-монолитные опоры проектируются, как правило, на фундаментах глубокого заложения (сваях, сваях-оболочках, буронабивных или буроопускных столбах).
В современных условиях широкое распространение получили безростверковые опоры (рис. 2.3.2)
В зависимости от местных производственных условий, опоры сооружают:
• сборными из изготовленных на полигонах и заводах элементов (столбов, стоек, ригелей и пр.);
• сборно-монолитными, выполняемые частично из сборных элементов, частично из монолитного бетона или железобетона;
• монолитными, бетонируемыми на месте в стационарной, щитовой скользящей и другой опалубке.
Рис. 2.3.2. Безростверковые опоры: а – промежуточная; б – береговая;
1 – монолитная насадка; 2 – свая-оболочка; 3 – монолитный бетон; 4 – подводный бетон; 5 – буронабивной столб; 6 – продольная арматура; 7 – надфундаментная стойка; 8 – шкафной блок; 9 – уровень сезонного промерзания грунта; 10 – металлический кожух
Для мостов применяется монолитная насадка, размеры которой в плане определяются в зависимости от расположения опорных частей, количества и размещения свай (столбов, оболочек), а высота должна быть не менее 0.7 м
Буронабивные столбы проектируются диаметром 0,8–1,0 м и состоят из двух элементов: надфундаментной стойки и вертикального столба, объединенных с помощью водонепроницаемого металлического кожуха или бетона омоноличивания [7]. Наибольшее применение получили три типа буронабивных столбов: первый – с диаметрами буронабивного столба d1= 1,5 м и сборной стойки d2 =1,35 м; второй – d1=1,5 м и d2 = 0,8 м; третий – d1 = 1,2 м и d2 = 0,6 м. Для безростверковых опор буронабивные столбы проектируются при условии, что бурение скважин и подводное бетонирование осуществляется с применением извлекаемых обсадных труб [7]. Буронабивной столб сооружается устройством в грунте скважины с креплением стенок обсадными трубами, установкой в нее арматурного каркаса и заполнением бетонной смесью способом вертикально перемещающейся трубы или под давлением бетононасосами.
Буроопускные столбы проектируются диаметром 0,6–0,8 м. Железобетонные столбы заводского изготовления длиной от 6 до 15 м (с шагом 1 м) устанавливаются в предварительно пробуренные скважины диаметром 0,8–1,0 м с последующим заполнением пазух вокруг столба цементно-песчаным раствором. Находят применение также столбы с уширенной пятой, основные параметры которой приведены в [7].
Безростверковые опоры состоят из одной-двух вертикальных или наклонно погруженных свай (столбов, оболочек). Размеры поперечного сечения и длину свай назначают по результатам расчета несущей способности фундаментов с учетом действующих нагрузок, геологических, гидрологических условий, глубины сезонного промерзания грунтов, общего и местного размывов дна русла, особенностей технологии их возведения.
Последовательность разработки конструкции промежуточной или береговой опоры заключается в следующем: выбирают тип конструкции, назначают геометрические параметры элементов (опорных площадок, подферменной плиты, насадки (ригеля), тела опоры, свай, свай-оболочек, буронабивных или буроопускных столбов), осуществляют расчет фундамента и уточняют первоначальные размеры опоры.
Основные размеры опор следует назначать с соблюдением принципов модульности и унификации в строительстве, а также возможности использования при монтаже и перевозке строительных кранов и имеющихся транспортных средств, рекомендуется ознакомиться с типовыми проектами автодорожных опор: 3.503.1-90, 3.503.1-76, 3.503-49, 3.503-51, 3.503.1-53, 3.503.1-57, 3.503.1-60, 3.501-61, 3.503.1-69, 3.503.1-79, 3.503.1-92, 3.503.1-94, 3.503.1-100 унифиц, 3.503.1-102, 3.503.1-104, 3.503.1-105, 3.503.1-109.93.
Береговые опоры.
Важным конструктивным элементом продольной схемы моста является береговые опоры которые предназначены для опирания на них крайних пролётных строений, для удержания насыпей подходов от обрушения и сопряжения конструкции моста с подходами.
Существует большое разнообразие конструктивных форм береговых опор. Они подразделяются на два типа: обсыпные, когда конус насыпи выходит за переднюю стенку, уменьшая живое сечение русла; необсыпные, когда конус подходной насыпи не выходит за переднюю грань и фундамент (рис. 2.3.3).
Рис. 2.3.3. Береговые опоры: а – необсыпные; б – обсыпные;
1 – шкафная стенка; 2 – подферменная плита; 3 – передняя стенка; 4 – фундамент; 5 – пролетное строение; 6 – шкафной блок; 7 – плита насадка; 8 – свая-оболочка; 9 – подходная насыпь; Н – высота насыпи
Необсыпные устои применяются преимущественно при высоте насыпи Н 6 м в средних или больших мостах.
Крутизна откосов выполняется в соответствии с техническими условиями, их значения приведены в табл. 2.3.2.
Вид устоя | Высота насыпи h | Крутизна откоса т |
Необсыпной | До 6м 6. 12м Более 12 м | 1:1,25 1:1,5 1:1,75 |
Обсыпной | — | 1:1,5 |
При пролётных строениях малой длины обычно применяют облегчённые сборные обсыпные устои.
Для пролётов 12. 15 м применяют обсыпные свайные однорядные или двухрядные устои (рис. 2.11,а).
Для пролётных строений длиной 18. 33 м и при высоте опоры менее 6 м применяют свайные козловые устои с вертикальными и наклонными сваями (рис. 2.11,6).
Глубина забивки свай не менее 4 м.
Рис. 2.3.4. Облегченные конструкции устоев:
а-свайные(одно, двухрядные), б-свайный козловый
Обсыпные стоечные устои и козловые стоечныеприменяют при длине пролётных строений до 33 м и при высоте насыпи до 12 м (рис. 2.3.5)
Рис. 2.3.5. Вид обсыпных устоев:
а-стоечный, б-козловый стоечный
В балочных мостах применяют массивные обсыпные устои, в которых конус заходит в крайний пролёт моста. Конус насыпи должен проходить ниже подферменной площадки на 0,5. 0,75 м.
Рис. 2.3.6. Массивный обсыпной устой
В зависимости от высоты подходной насыпи Н и длины пролетного строения ln применяются монолитные, сборно-монолитные и сборные устои. При выборе береговых опор моста следует отдавать предпочтение использованию типовых конструкций, а также соблюдению условий индустриальности. Кроме того, надо помнить о соблюдении условий, связанных с дальностью перевозки сборных элементов от полигона или МЖБК до места расположения моста. Экономически выгодной считается дальность транспортировки элементов железнодорожным транспортом – 2,0 тыс. км, речным – 1,5 тыс. км, автомобильным – до 200 км.
Минимальная ширина береговых опор(устоев) рис.2.3.4.
Рис. 2.3.7. Назначение размеров в верхней части устоя
При закругленном конце подферменной плиты а1=в1.
Высота шкафной стенки hш устоев от уровня подферменной плиты складывается из строительной высоты пролётного строения, считая от низа балок на опоре h до отметки проезжей части, высоты опорных частей hoр„ и высоты выступающей площадки (подферменника) hподф.
Чтобы вода не задерживалась на ригеле, её поверхности, за исключением площадок для установки опорных частей, придают уклоны (сточный треугольник) от середины к краям не менее 1:10. Во избежание образования потёков на поверхности опоры устраивают карнизы со свесами не менее 10 см, на нижней поверхности которых делают специальную канавку-слезник.
Пойменные опоры, расположенные в эстакадной части моста (при незначительных глубинах воды), в зоне редкого затопления или на сухом месте, проектируют облегченного типа.
В малых и средних мостах, при грунтах, допускающих забивку свай, при отсутствии или слабом ледоходе применяют свайные опоры. Они просты по конструкции и экономичны.
Глубина забивки свай в грунт должна быть не менее 4 м.
Промежуточные опоры.
При выборе типа промежуточных опор необходимо проанализировать геологические, гидрологические, климатические и другие местные условия района проектирования моста.
В конструкции промежуточной опоры обычно различают следующие части: подферменную плиту, оголовок (ригель), тело опоры и фундамент. На подферменную плиту непосредственно передаётся опорное давление от пролётного строения. Размеры подферменной плиты определяются условиями расположения опорных частей [мит].
Некоторые параметры опор назначают методом последовательных приближений исходя из требований эксплуатации. К таким параметрам относятся: отметка низа опоры, положение обреза фундамента; минимальные размеры конструкции опоры и фундамента подробно рассмотрены в [метод Драновский, костерин, кирилов, справочник Г.И швецов]
В соответствии с рис. 2.3.4 можно определить отметку низа опоры и отметку верха опоры, необходимые для составления схемы моста
а) | б) |
Рис. 2.3.3. Назначение отметок опоры: а-низа опоры; б-верха опоры
Размеры в плане подферменной плиты для мостов балочной системы назначают, исходя из числа балок пролётного строения и расстояний между ними, размещения опорных частей, размеров в плане их опорных листов, из условия безопасного удаления опорных частей от граней подферменных плит.
При проектировании промежуточных опор определяют минимально требуемые размеры исходя из геометрических показателей пролетных строений, опирающихся на опору (ln + lр), опорных частей аоч, bоч, опорных площадок с1, подферменной плиты с2, с3 (рис. 2.3.5.).
Рис. 2.3.5. Схема опоры для определения минимальных размеров: а – вид вдоль оси моста; б – вид поперек оси моста; Аоп, Воп – размеры опоры вдоль и поперек оси моста; К – расстояния между осями главных балок пролетного строения; аоч, bоч – размеры опорной части вдоль и поперек оси моста.
Минимальный требуемый размер опоры вдоль оси моста Аоп, м,
определяется из выражения
где аоч – продольный размер опорной части (прил. 1, табл. 1); с1 – расстояние между торцами опорной части и опорной площадки, с2 – расстояние между торцами опорной площадки и подферменной плиты, е-расстояние между торцами подферменных плит.
Минимально требуемый размер опоры поперек оси моста Воп, м, определяется по формуле:
где К – расстояние между осями крайних главных балок пролетного строения; bоч – поперечный размер опорной части (прил. 1, табл. 1); с3 – поперечный размер подферменника от опорной площадки (рис. 2.6, б).
| |
Рис. 2.3.5. Пример подферменной площадки опоры под разрезные пролётные строения: а – вид с боку; б – вид с верху |
Высота подферменной плиты составляет 0,10–0,40 м.
В настоящее время для средних мостов с пролетными строениями длиной до 33 м рекомендуется отдавать предпочтение опорам на сваях-оболочках, буронабивных или буроопускных столбах.
При разработке безростверковых опор под цельноперевозимые железобетонные пролетные строения железнодорожных мостов предпочтение отдается типовым проектам столбов, но допускается их проектировать индивидуально с учетом местных условий и возможностей строительных организаций. Тип свайных элементов безростверковых опор выбирается с учетом использования прочностных свойств материала свай при минимальной стоимости работ по их возведению.
В мостах через реки со слабым ледоходом, если грунтовые условия не позволяют забить сваи, устраивают стоечные опоры (рис. 2.8,5).
рис.2.3.6.Промежуточные опоры облегченной конструкции:
а-свайные(одно,двухрядные); б-стоечная; в-столбчатая.
При пролётах до 33 м при отсутствии или малой интенсивности ледохода применяют сборные столбчатые опоры (рис. 2.3,6 в)
При больших пролётах, а также при значительных ледоходах применяют массивные опоры (быки).
Они могут быть сборными из сплошных бетонных блоков, сборно-монолитными из пустотелых бетонных или железобетонных контурных блоков, заполняемых бетоном, и монолитные.
Монолитные сплошные быки в настоящее время применяются редко. Сборные и сборно-монолитные быки делают с вертикальными гранями.
При большой высоте промежуточных опор под пролётные строения длиной 18. 33 м применяются быки с облегчённой верхней частью(рис. 2.9,а).
Нижняя часть опоры в пределах колебаний уровней воды делается массивной сборной, сборно-монолитной или монолитной конструкцией. Верхняя часть опоры выполняется в виде рамной надстройки, состоящей из стоек и ригеля, на который через подферменники опираются балки пролётного строения.
Под пролётные строения до 33 м наиболее часто применяются массивные опоры (рис. 2.9,б).
| |
рис.2.3.7. Сборномонолитные промежуточные опоры:
а- с облегченной верхней частью, б- массивная
В исходных данных на курсовое проектирование указывается вид подстилающего грунта, характеристики которого служат основой определения параметров фундамента.
На постоянно действующих водотоках при отсутствии ледохода возможно применение столбов и свай-оболочек для безростверковых опор. При наличии ледохода необходимо предусматривать специальные защитные устройства (металлические кожухи).
Материал элементов опоры определяется с учетом климатических условий района проектирования моста.
На листе формата А3 вычерчивается разработанная конструкция промежуточной опоры с видами вдоль, поперек оси моста.
Глубина заложения и требуемое количество свай, столбов или оболочек определяются на основании эскизного анализа различных вариантов по затратам материалов и проверяются по приближенным расчетам по прочности грунтового основания.
После определения минимально требуемых размеров ригеля (насадки) безростверковой опоры (рис. 2.3.2) первоначально принимают количество железобетонных столбов – 4, оболочек – 2.
Размещение их в монолитной плите осуществляется с соблюдением следующих условий (см. рис. 2.3.8): расстояние от столба до грани плиты должно быть не менее 0,25 м, а в свету между столбами – не менее 1,0 м. Если подобранные ранее размеры Аоп и Воп не удовлетворяют условию размещения свай, столбов, оболочек в плите насадке, то они корректируются.
Рис. 2.3.8. Схема размещения свай в плите.
Необходимое количество свай, столбов, оболочек в плите определяют по условию их размещения.
Далее определяется первоначальная глубина заложения свай (столбов, оболочек) в грунт основания hз (рис. 2.3.9.).
При определении длины сваи (столба, оболочки) учитывается глубина общего hпр и местного размыва hмр, а также заделка в грунт не менее 4 м.
Рис. 2.3.9. Схема опоры для определения глубины заложения сваи (столба, оболочки): ВМГ – граница вечномерзлого грунта; СКГ – граница скального грунта
Нижний конец свай следует заглублять в прочные грунты не менее 1,0 м, прорезая более слабые напластования грунтов. Анкеровка столбов или оболочек в вечномерзлые грунты должна осуществляться на глубину не менее 2,5–3,0 м, а в скальные – не менее 2,5 м.