стимпанк в литературе что это
Как написать книгу в стимпанк-стиле: в иную реальность романа на всех парах
Стимпанк в литературе – особый жанр фэнтези, переносящий читателя в миры, где правят паровые машины. Персонажи стимпанка – неординарные личности, противостоящие талантливым злодеям. Антураж – фантастические механизмы и цепеллины, шестеренки и клепки, а еще – механические пауки и другие железные твари, управляемые человеком. Материал KnigaStudio.ru поможет авторам фэнтези расширить границы жанра и даст ориентиры для путешествия в мире ретрофутуризма.
Эстетика паровых машин
Место действия
В сумерках лондонского тумана мерцают огни фонарей, по набережной Темзы шагает клепаный робот из жести. В глазнице монстра сидит лохматый профессор, в глазах его – дикий ужас, руки дрожат, лихорадочно дергая за какие-то рычаги. Еще мгновение, и огромный паук-птицеед из сверкающего металла настигнет несчастного. Одна надежда на высокоскоростной цепеллин, несущий спасение – он уже близко, над Тауэрским мостом, но стрелки хронометра неумолимы…
Герои жанра стимпанк: выбираем персонажей
— Сумасшедший ученый или философ.
Редкий сюжет стимпанка обходится без ученых – взлохмаченного профессора или красавца с милыми странностями, жизнь которых посвящена безумным изобретениям. Стимпанк-ученые воплощают в жизнь фантастические техно-идеи, периодически что-нибудь взрывая.
— Механик – золотые руки.
Немногословен, брутален и с виду туповат, но способен починить что угодно, включая паровую машину времени.
— Исследователи миров и пространств.
Люди-мечтатели, смельчаки с авантюрным складом характера. Готовы отправиться хоть к ядовитым змеям в прерию на паровозе, лишь бы найти себе приключений на задний бампер.
— Революционер-бунтарь.
Противник системы, чья цель – изменить ход истории. Чтобы построить лучший мир, им требуется разрушить старый.
Сюжетные ходы
Как придумать фантастические механизмы
! Самое главное – ваш механизм должен стать мощным двигателем сюжета, той самой точкой опоры, которая перевернет мир. Детальное описание возможностей железного монстра или сверхскоростной машины должно быть захватывающим и максимально подробным.
Топ-10 книг жанра стимпанк
Топ-10 книг жанра стимпанк.
Подборка 10 книг 10 авторов в стиле стимпанк, которые могут понравится и взрослым и детям. Для тех, кто не знает, что такое стимпанк, поясню:
«Мерцающий свет газовых рожков, шипящих по стенам уютного увешанного картинами кабинета, озарял этот механизм по всей его длине, придавая ему зыбкий маслянистый блеск. За пышными гардинами больших окон царствовал насыщенный холерой лондонский туман: густые клубы раскручивались и расползались наподобие византийских заговоров. Тоскливый бесприютный перестук копыт упряжки лошадей, влекущих последний омнибус линии Уимблдон – Мертон – Тутинг, доносился в кабинет едва-едва, усиливая ощущение приятной уединенности от всего мира».
Стимпанк — это направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, которая в совершенстве освоила механику и технологию паровых машин. Стимпанк подразумевает под собой альтернативный вариант развития человечества с ярко выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века). Для стимпанка характерны черты раннего капитализма проявляющиеся повсеместно начиная от городских пейзажей и заканчивая контрастным социальным расслоением. Так же в произведениях стимпанка возможно наличие в большей или меньшей степени доли элементов фэнтези.
1. “Машина времени» и «Война миров» Герберта Уэллса.
Герберт Уэллс для уже многих поколений читателей является классиком фантастических романов, он в свою очередь оказал немаловажное влияние на развитие жанра научной фантастики в ХХ веке в целом.
В романах Уэллса “Машина времени» и «Война миров” плоды прогресса человечества, а именно научные открытия и технические достижения оборачиваются против людей. Читателям предстоит узнать, что прячется в пещере морлоков и поработят ли марсиане жителей Земли. По книге «Война миров» в 2005 году снят одноименный фильм.
2. “Золотой компас”. Филип Пулман.
Филип Пулман один из самых популярных авторов у любителей жанров стимапнк. Книга “Золотой компас” рассчитана на все возрасты читателей, ее даже можно назвать сказкой, которую с удовольствием читают взрослые.
Здесь повествуется о девочке Лире и ее деймоне Пантелеймоне, которых история забрасывает на Север. Где придется встретиться лицом к лицу с бронированными медведями, ведьмами и учеными, которые проводят эксперименты о содержании которых даже говорить страшно. В 2007 году был снят фильм по книге для семейного просмотра “Золотой компас”.
3. “Стимпанк”. Пол Ди Филиппо.
Веселая книга в стиле альтернативной научной фантастики для людей которые хотят посмеяться, хорошо знают или любят историю Англии и США. Книга написана явно не для любителей серьезной литературы, скорее для тех кто любит книги в жанре “вынос мозга”. В книге вы прочитаете про самку тритона на престоле Англии, про нашествие лавкрафтовских монстров в США и про путешествие между мирами и даже попадете в “мир иной”.
4. “Двадцать тысяч лье под водой”. Жюль Верн.
Роман “Двадцать тысяч лье под водой” — классика фантастики и стимпанка, прочитать его надо даже тем кто не является любителем подобных жанров для обогащения своего культурного багажа. Этот роман Жюль Верна захватывает неожиданным сюжетом, опасными приключениями в морских глубинах и заинтересовывает личностью загадочного капитана Немо.
5. “Машина различий” Уильям Гибсон, Брюc Стерлинг.
В произведении Гибсона и Стерлинга смешались два течения стим и кибер панки, хотя авторы так и не считают. В книге описывается мир, который мог возникнуть если бы компьютер изобрели в первой половине XIX века. В романе смешались альтернативная история и типичные черты традиционного английского романа: детективный сюжет и разнообразные социальные типы, а так же наряду с вымышленными персонажами действуют исторические лица.
6. “Пересмешник”. Алексей Пехов.
Вместе с книгой русского писателя “Пересмешник” вы попадете в Рапгар в столицу цивилизованного мира, в город тысячи народов, во вселенную пара и магии. Рапгар королевство в котором спокойно живут бок о бок люди и страшные чудовища. Столица соткана из множества историй о любви, о ненависти и приключениях.
7. “Бегемот”. Скотт Вестерфельд.
8. “Вокзал потерянных снов”. Чайна Мьевиль.
Действия романа разворачиваются в мегаполисе Нью-Кробюзон в котором бок о бок живут люди и диковинные животные: жукоголовые хепри, русалки, водянные, люди-кактусы. Каждый житель мегаполиса занят своим делом: хепри ваяют статуи из цветной слюны, рецидивисты продают сонную дурь, милиция бережет порядок города. Все действия книги крутятся вокруг главного героя ученого Айзека Дан дер Гримнебулин и его возлюбленной жукоголовой Лин, вместе их ждут удивительные и не менее опасные приключения.
9. “Никогде”. Нил Гейман.
Никто не знает, но под улицами Лондона существует мир о котором люди сверху даже не подозревают. В нем настоящей силой является слово. Этот мир полон опасностей, населен он святыми и монстрами, убийцами и ангелами. Сюда сложно попасть, но если захочется, то нужно просто открыть дверь.
10. “Ходячий замок”. Диана Уинн Джонс.
Одна из самых популярных книг в стиле стимпанк. По ее книге знаменитый японский мультипликатор Хаяо Миядзаки снял одноименный анимационный фильм.
Главная героиня Софи живет в сказочной стране, где мифические персонажи обычное дело, здесь есть и ведьмы и русалки, и говрящие собаки. Коварная болотная ведьма обрушивает на Софи ужасное проклятье и главной героини ничего не остается как попросить помощи у чародея Хоулу, котрый живет в диковинном, ходячем, паровом замке.
Стимпанк — субкультура, стиль искусства или жанр литературы?
Стимпанк (steampunk; от английских слов steam — «пар» и punk — «нехороший») — стиль в искусстве, для которого характерно художественное описание вымышленного общества людей, основанного на доведенных до совершенства технологиях паровых машин и механизмов. Помимо этого, стимпанк является наиболее известной разновидностью популярного жанра научной фантастики — киберпанка, а также литературным течением, культурным движением и даже особой субкультурой.
Стимпанк чаще всего отображает откровенно циничный и пессимистичный взгляд на жизнь людей. Наряду с этим, нередко используются пародийные и комедийные мотивы, высмеивающие жадность, тщеславие, разврат и социальное расслоение общества.
Основные разновидности стимпанка
Стимпанк — это чрезвычайно популярный жанр и стиль, проявления которого можно обнаружить в самых разных сферах массовой культуры:
Многие приверженцы стимпанка ведут активный образ жизни и всячески содействуют дальнейшей популяризации своего увлечения. Они организуют интересные тематические фестивали и выставки в разных уголках Земли. Эти мероприятия проводятся с грандиозным размахом, привлекают внимание СМИ и миллионов людей.
В мировой культуре принято различать два основных вида стимпанка:
Существует также разделение стимпанка на несколько основных поджанров, в том числе:
Благодаря активной популяризации идей стимпанка представленный выше список поджанров постоянно пополняется новыми вариантами. Во многих из них можно обнаружить черты не только стимпанка, но и других производных киберпанка.
Характерные черты стимпанка
К наиболее характерным и легко узнаваемым чертам стимпанка по праву можно отнести:
В среде сторонников стимпанка огромной популярностью пользуются идеи стилизации современных предметов быта под викторианскую эпоху. Для реализации своих оригинальных замыслов фанаты изменяют внешний вид самых разнообразных устройств и приспособлений. Их украшают шестеренками и рычагами, вентилями и кожей, полированными деревянными и металлическими элементами. Владельцы таких предметов получают прекрасную возможность открыто выразить свою приверженность стилю стимпанк.
История развития стимпанка
История стимпанка не отличается большой продолжительностью, автором оригинального термина steampunk по праву считается Кевин Уэйн Джетер (Kevin Wayne Jeter). Американский писатель-фантаст впервые использовал слово «стимпанк» в письме в редакцию журнала Locus в апреле 1987 года. Он придумал этот термин для описания жанра своего произведения — романа «Ночь Морлоков», действия которого происходят в стилизованном под викторианскую эпоху вымышленном мире.
С легкой руки Кевина название сначала прижилось в литературной среде. Но уже спустя 3 года, после выхода в свет романа «Дифференциальный исчислитель», написанного Уильямом Гибсоном (William Gibson) и Брюсом Стерлингом (Bruce Sterling), стимпанк начал быстро приобретать популярность среди фанатов жанра и значительно расширил сферу своего использования.
С середины 1990-х начала формироваться субкультура стимпанка, в прокате появились кинофильмы на эту тематику, в том числе «Дикий, дикий запад» и «Лига выдающихся джентльменов». Буквально за одно десятилетие сформировалась многомиллионная армия фанатов стимпанка:
В наши дни спимпанк по праву считается полноправным жанром и стилем мировой культуры, у которого в разных уголках Земли есть миллионы активных фанатов.
На портале Very Important Lot каждый посетитель может принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести шедевры антиквариата в стиле стимпанк. Здесь же можно напрямую соответствующие купить картины у современных художников.
Стимпанк: что это такое
Стимпанк — жанр фантастики о мирах, где паровые машины и другие ретро-технологии не исчезли, а достигли высочайшего развития
Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением. И неважно, что действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете. Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодаря комиксам, ролевым играм, телесериалам и аниме.
Лучшие фильмы, книги и прочее в жанре стимпанк
Стимпанк: книги. 10 лучших и главных
Всё лучшее, что написано о дирижаблях, паровозах, леди и джентльменах.
5 главных комиксов стимпанка
Капитан Немо, Никола Тесла, доктор Джекилл и девушка с паровой рукой.
Стимпанк-музыка. 5 главных групп
Стимпанк — не музыкальный стиль. Но он объединяет множество отличных музыкантов, которые вдохновляет романтика парового века.
Стимпанк: игры. 10 лучших и главных
От стратегий и старых RPG до плутовских симуляторов и интерактивного кино. А также немного дизельпанка.
Лучшие настольные игры стимпанка
Пять ярких и разнообразных настолок, использующий различные элементы стимпанковской атрибутики.
Стимпанк: фильмы и аниме. 10 лучших и главных
Аниме Миядзаки, безумство французов, комедии американцев и забытый шедевр из Чехии.
Многие представляют себе стимпанк именно таким.
Не кипятитесь, панки!
Первый вопрос, который здесь может возникнуть, — а почему, собственно, «панк»? Как и в случае с киберпанком (см. «МФ» №6, февраль 2004), вторая часть названия означает лишь то, что произведения этого поджанра фантастики основаны на «панковских» идеях в их самом общем понимании.
Иначе говоря, слово «панк» в таких случаях подразумевает не злобных хулиганов с разноцветными волосами и татуировками «Анархия» на лбу, а персонажей — ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам, и ставящих себя выше любых государственных или общественных институтов.
«Машина различий» Гибсона и Стерлинга: одна из первых книг, названных стимпанком.
Термин «стимпанк» впервые употребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценариям своего «старшего брата» с механическим переносом действия в реальность, где хозяйничают паровые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина — все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. «Панковское» отношение главных героев к окружающей действительности сохранялось без каких-либо существенных изменений.
Я был бы рад, если бы на нее (книгу «Машина различий» — «МФ») не навешивали ярлыки. Я слышал разговоры про какой-то «стимпанк», но не думаю, что это приживется.
Первые стимпанковские произведения были манифестом социально-философского пессимизма и в этом смысле ничем не отличались от киберпанка. Чаще всего история разворачивалась в какой-либо не слишком благополучной «альтернативной» вселенной (равнозначной Европе или США 19 века).
Антиутопия украшалась стилистикой нуара, к ней добавлялись выразительные и общепонятные мотивы бульварной фантастики (пронырливые детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы) — и новый жанр готов! Позднее в стимпанк влились более позитивные элементы — романтическое очарование науки, утопизм, эстетика «старой доброй Англии». Именно таким мы знаем его теперь.
На всех парах
С «панком» мы разобрались — но как быть с паром? В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях. Уровень развития науки в стимпанке традиционно ориентируется на викторианскую эпоху. Прежде всего, здесь следует упомянуть обширное использование энергии пара — это и дало название всему жанру.
Эолипил. Герон построил его как игрушку, не собираясь применять на практике.
Строго говоря, энергия пара была покорена не британцами, а греками. Еще в 1 веке нашей эры Герон Александрийский создал эолипил («шар Эола» — бога ветра) — вращающийся под давлением пара металлический шар.
Совпадение это или нет, но за 700 лет до этого в той же Греции (на острове Коринф) был построен так называемый «диолкос» — вырубленные в известняке параллельные колеи для транспортировки судов посуху (прообраз современной железной дороги). Данные изобретения никак не были связаны друг с другом, однако вполне можно утверждать, что греки имели теоретическую возможность разработать паровой железнодорожный транспорт почти на 2000 лет раньше, чем подобное произошло. Именно это обстоятельство делает правомерным существование «архаичных» разновидностей стимпанка.
Кто создал паровой двигатель, решить сложно. В разное время над ним (с переменным успехом) работали Томас Сэйвери (1698), Томас Ньюкомен (1712) и Джеймс Ватт. Последний и вошел в историю как «изобретатель» паровой машины (он запатентовал ее в 1769 году), однако на самом деле он просто усовершенствовал устройства, созданные до него. Отдельно следует упомянуть русского крепостного механика Ивана Ползунова — он создал паровую машину в 1764 году, причем, в отличие от Ватта, делал ее с нуля, не имея перед глазами действующих образцов.
Если определять стимпанк как период активного применения паровых машин, то его началом будет 1707 год, когда французский физик Дени Папин сконструировал первую лодку с паровым двигателем. О ней известно очень мало — речные паромщики быстро почуяли конкуренцию и сломали аппарат.
Пароход «Клермонт». Первая «ласточка» парового флота.
Что касается «сухопутных» паровых машин, то пальму первенства здесь следует отдать Николя Жозефу Куньо (1725—1804). Именно он в 1769 году догадался поставить паровой котел на тележку, чтобы возить тяжелые пушки. Его «fardier a vapeur» (паровая телега) могла перевозить груз весом в четыре тонны и развивала скорость до 4 километров в час. В 1771 году «паровая телега» Куньо случайно врезалась в стену. Это был первое в мире дорожно-транспортное происшествие с участием «автомобиля».
Английский изобретатель Ричард Тревитик (1771—1833) продолжил дело Куньо и в 1801 году представил на суд публике «Пыхтящего Дьявола» — первый компактный паровой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, а два года спустя — более удачный «Лондонский паровой экипаж».
В 1804 году Тревитик создает первый в мире паровоз, который работал всего несколько лет (он быстро приводил рельсы в негодность, так как был слишком тяжел для путей, рассчитанных на небольшие вагоны с «лошадиным приводом»).
Паровозы и пароходы не только «приблизили» друг к другу города и континенты. Их мощь в то время казалась невероятной. Всего за сотню лет наука сделала такой скачок вперед, что люди, в молодости ездившие на лошадях и даже не мечтавшие увидеть другие страны, теперь могли повторить путешествие Магеллана всего за несколько месяцев. Казалось, будто для человечества больше не осталось преград.
Паромобили требовали времени на разогрев, имели плохую динамику разгона, но на протяженных участках могли достигать скорости свыше 150 км/ч. Например, автомобиль Stanley Steamer в 1906 году разогнался до 205,5 км/ч.
Но паровой двигатель царил на планете лишь чуть более 150 лет. К концу Второй мировой войны он безвозвратно уступил лидерство двигателям внутреннего сгорания. Стимпанк не состоялся, причем это было неизбежно. Почему? Причины здесь чисто практические.
Да, у паровых двигателей есть свои преимущества. Они неразборчивы к источнику тепла и могут вырабатывать механическую энергию практически на любом топливе. Еще одно преимущество паровых двигателей — нечувствительность к перепадам давления. Это обнаружилось лишь тогда, когда паровозы на высокогорных рейсах сменились тепловозами. При подъеме на значительную высоту последние резко теряли мощность. Сегодня в горах Швейцарии и Австрии до сих пор ходят паровозы.
Однако у паровых двигателей есть один — самый главный — недостаток, перечеркивающий все достоинства. Их коэффициент полезного действия (КПД) равен всего 5%, в то время как двигатели внутреннего сгорания работают при 25% эффективности. Именно поэтому в начале 20 века паровые двигатели проиграли соревнование с дизельными — они неэкономно расходовали тепло, были слишком тяжелы (непригодны для установки на летательных аппаратах) и не могли обеспечить высокую мощность при значительном уменьшении размеров.
Это интересно
Лайнер «Королева Елизавета», построенный в 1938 году, был самым крупным пароходом в мире.
В 1800 году Роберт Фултон создал для Наполеона Бонапарта первую в мире полноценную подводную лодку — «Наутилус».
В честь одного из главных конструкторов первой паровой машины названа единица мощности во всех областях физики и техники.
Абсолютный рекорд скорости для паровозов был поставлен локомотивом «Дикая утка» серии LNER Class A4 (своими обтекаемыми формами он больше напоминал современные японские супер-поезда). 3 июля 1938 года он развил 201,2 километров в час.
Машины стимпанка — «Наутилус» Фултона и «Дикая утка».
Виктория и её эпоха
Королева Виктория — «бабушка» стимпанка.
Откуда взялся?
Стимпанк появился не на пустом месте. «Дедушкой» жанра именуют Жюля Верна (статью о нем читайте в разделе «Книжный ряд»), чьи «20 тысяч лье под водой», «Робур-завоеватель», «Паровой дом» оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи — Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля. Именно поэтому западные критики относят избранное творчество этих авторов к «классическому» стимпанку.
Следующая ступенька — «прото-стимпанк», авторы которого, современные фантасты, эстетики ради стилизовались под классиков 19 века. Здесь выделяются «Бомба королевы Виктории» Рональда Кларка, «Машина пространства» Кристофера Приста, «Врата Анубиса» Тима Пауэрса, «Гомункулус» Джеймса Блейлока, «Ночь Морлока» Кевина Уэйна Джетера и «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!» Гарри Гаррисона. Стоит отметить и написанный в традициях Жюля Верна цикл Майкла Муркока про Освальда Бастейбла.
В последнее время стимпанк трактуют предельно широко, понимая под ним любой вариант размещения современных (псевдосовременных) технологий в прошлом — от каменного века до викторианской эпохи. Все то, что сейчас называют «стимпанком», можно условно поделить на две большие категории: альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк и фэнтези-стимпанк.
Альтернативно-исторический стимпанк
Такой стимпанк стилизуется под мир 19 — начала 20 веков и сознательно противопоставлен кибернетическому настоящему и будущему. Часто героями АИ-стимпанка становятся реальные исторические лица либо литературные персонажи классиков той эпохи.
Наиболее характерны авторские стилизации под Англию правления королевы Виктории и ее преемника Эдуарда. Знаковое произведение, после которого стимпанк из курьеза превратился в явление, — роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (1992). Это фактически манифест стимпанка, имевший для него такое же значение как «Нейромант» Гибсона для киберпанка. В нем фигурируют такие знаковые вещи, как разностная машина Бэббиджа, превратившаяся в суперкомпьютер, прогрессивные технологии связи, присваивание всем подданным Британской империи уникального цифрового индекса, «машинные» вирусы на перфокартах и глобальные политические интриги. Забавно, что именно ведущие авторы киберпанка, решив описать Англию 19 века, где Чарльзу Бэббиджу удалось построить прото-компьютер, как бы походя вдохнули жизнь в новое фантастическое направление. В итоге — киберпанк давно мертв, зато стимпанк цветет и пахнет…
Образчиком АИ-стимпанка служат комиксы Алана Мура и Кевина О’Нила о Лиге выдающихся джентльменов, а также одноименная экранизация Стивена Норрингтона. Перед нами — альтернативная Англия 1898 года, покой которой охраняют знаменитые герои классических литературных произведений вроде Человека-невидимки и следопыта Алана Куотермейна. Их противники также традиционны — преступное сообщество доктора Фу-Манчу, марсиане Уэллса, мегаломаньяк профессор Мориарти. Антураж паропанка отлично передан в цикле детской фантастики Лемони Сникетта «33 несчастья» и особенно в одноименном фильме Брэда Сильберлинга.
«Лига выдающихся джентльменов». В комиксе были все персонажи викторианской эпохи — от профессора Мориарти до доктора Моро.
Паровые технологии в АИ-стимпанке могут преобладать благодаря естественному ходу событий или внедряться насильственным путем. Например, в мире ролевой игры Space: 1889 (пародия на сериал Space: 1999) великий изобретатель Томас Эдисон открыл новые свойства эфира, благодаря которым удалось построить паровые эфир-флайеры, способные преодолевать космическое пространство. А после того, как на Марсе был найден особый лишайник с антигравитационными свойствами, небеса над Землей и ее планетарными колониями заполонили гигантские дирижабли.
Герой комикса «Замечательные миры Финнеаса Фаддла», изобретя в 1902 году машину времени, тут же бросился внедрять паровые технологии и викторианскую мораль в разных эпохах — древнем Египте, Индии, средневековой Европе. Это вызвало хроноклазм и изменило историю.
Еще одна модель АИ-стимпанка — стилизация под Америку периода покорения Дикого Запада. Большую популярность завоевал телесериал Wild Wild West, послуживший основой красивого, но излишне помпезного кинофильма Барри Зонненфельда и нескольких серий комиксов. Лихой стрелок Джим Уэст и новатор-технарь Артемиус Гордон выполняют задания президента США, постоянно сталкиваясь с властолюбивыми и алчными негодяями.
Фильм «Дикий дикий запад» основан на старом телесериале.
Чуть менее известны телесериалы «Приключения Бриско Каунти-младшего» и «Легенда». Крутой маршал Каунти гоняется за преступниками, пересекаясь с чокнутыми изобретателями, которые то реактивный паровоз построят, то супербомбу измыслят. А в «Легенде» автор грошовых книжек Эрнест Пратт вместе с умником Бартоком в 1876 году ведет борьбу с разными злодеями, для чего применяют кучу паровых гаджетов. Стилистика вестерн-стимпанка использована и в третьей части киноцикла «Назад в будущее».
Фантастический вестерн «Назад в будущее 3». Плакат этого фильма впервые в истории был нарисован на компьютере.
В литературе вестерн-стимпанк распространен меньше — в основном это новеллизации вышеупомянутых сериалов и фильмов. Наиболее заметное самостоятельное произведение — тетралогия Джеймса Своллоу о стрелке Габриеле Тайлере, который вместе с индейским шаманом Пять Перьев противостоит злодею Безликому.
Из других популярных произведений традиционного АИ-стимпанка стоит упомянуть «Анти-Лед» Стивена Бакстера, «Адские машины» Кевина Джетера, серии комиксов «Приключения Лютера Аркрайта» и «Тайные приключения Жюля Верна» (экранизирован как телесериал в 2002), ролевые игры Forgotten Futures и GURPS Steampunk.
В России к традиционному АИ-стимпанку можно отнести «Владычицу морей» Сергея Синякина. С фэнтези-паропанком граничит «Не время для драконов» Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, хотя это все же больше авантюрно-героическое технофэнтези. Главный герой романа, москвич Виктор, попадает в магический Серединный Мир, где властвуют стихии двух других миров — магия Мира Перерожденных и технология Мира Изнанки. Компания «Новый русский сериал» работает над экранизацией этой книги (фильм обещают выпустить в 2007 году), а студия Arise делает по ее мотивам компьютерную ролевую игру.
Забавно, что западные источники в качестве образца «русского стимпанка» называют… фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»! Есть же там здоровенная паровая машина для рубки леса, никогда не существовавшая в реальности!
Фэнтезийный стимпанк
Второе магистральное течение — фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление во многом граничит с технофэнтези.
Самый знаменитый автор «парового» фэнтези — британец Чайна Мьевилль, придумавший странный город Нью-Кробизон. Пожалуй, Мьевилль ближе всех приблизился к классическому киберпанку. Его герои — часто люди вне закона, вне морали — обитают в странном мегаполисе, напоминающем бэтменовский Готэм-сити. Техника в Нью-Кробизоне экзотическая, и чистым стимпанком цикл назвать нельзя. Впрочем, «чистого» паропанка почти никто и не сочиняет…
Нью-Кробюзон Чайны Мьевиля: не столько паровой, сколько безумный.
В романе Полы Волски «Великий Эллипс» показан мир, напоминающий Европу начала 20 века, где имеется магия, адепты которой тщетно пытаются противостоять напору науки. Героиня, бесстрашная путешественница Люсиль участвует в гонке «Большой Эллипс» — явная отсылка к Жюлю Верну. Любопытный мир романов Терезы Эджертон «Луна гоблина» и «Машина гномов» населяют традиционные волшебные расы. Паровые технологии давно стали привычной деталью пейзажа, и промышленная революция вот-вот должна вызвать мощный социальный взрыв…
«Арканум» — пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.
Среди подобных произведений можно упомянуть аниме Vision of Escaflowne (1996), комиксы Ironwolf, серию компьютерных игр Thief, создавших жанр «stealth-shooter» (условно — «скрытные стрелялки»), некоторые из консольных игр Final Fantasy, а также знаменитую ролевую игру Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (от компании Troika Games, 2001) — гремучую смесь фэнтези и стимпанка, где главный герой должен выбрать магический или технологический путь развития.
«Арканум» — пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.
Говоря о настольных ролевых играх, следует назвать Castle Falkenstein, разработанную компанией R. Talsorian Games и позднее адаптированную под систему GURPS. В 1994 году эта игра получила престижную премию Origin. Кроме того, к фэнтези-стимпанку можно отнести Эберрон — новую официальную вселенную Dungeons & Dragons.
Другие лики парового фэнтези: фильмы «Эдвард Руки-Ножницы», «Ван Хельсинг» и «Видок», роман «Элайзабел Крэй и Темное Братство» Криса Вудинга… Эти произведения принадлежат к разным направлениям, объединяют их лишь миры, где магия и мистика сосуществуют с альтернативной техникой.
Признаки стимпанка
У стимпанка есть характерные черты, признаки и «фишки», которые отличают его от других фантастических направлений. Перво-наперво — внешний стиль и атмосфера. Стимпанк — это Конан Дойль и Диккенс в мире паровых машин. Джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах беспечно фланируют в паромобилях по брусчатым мостовым, которые освещены газовыми рожками. А рядом — изможденные фабричные рабочие, обитающие в гнилых трущобах и вынужденные вкалывать по 20 часов в сутки, чтобы заработать на кусок хлеба. Отсюда типичные черты раннего паропанка — подчеркнутая антиутопичность с элементами нуара и готики.
Характерный признак стимпанка — паровые технологии. Средства передвижения: дирижабль, паровоз, пароход, паробус, паромобиль, паролет — все сделано из листового металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов. Механизмы покрыты маслом и сажей, извергают дым, пар, искры, они грохочут, лязгают, свистят, а при перегреве — взрываются. Оружие: громоздкие револьверы Лефоше, массивные автоматы Томпсона и пулеметы Гатлинга, чудовищные дредноуты, артиллерийские орудия и бомбы. Информационные технологии: телеграф, пневмопочта, старомодные телефоны.
Сохранившийся фрагмент «разностной машины» Бэббиджа.
Это не значит, что в стимпанке отсутствуют точные, компактные устройства. В роли своеобразной «микроэлектроники» выступают различные механические устройства — пружины, комбинации шестеренок, валики, барабаны, цепи, гирьки. Действие стимпанковских приборов также может быть основано на сложных химических реакциях или даже электроэнергии (только тогда, когда она не применяется в двигателях, иначе это будет уже не стимпанк) — например, знаменитые устройства Теслы, о которых мы рассказывали в апреле 2005 года («МФ» №20).
В стимпанке возможен даже искусственный интеллект — продвинутые вычислительные машины Чарльза Бэббиджа («дифференциальный вычислитель», или «разностная машина»). Тот же Бэббидж спроектировал механический принтер (набивавший результат вычислений разностной машины на перфокарты) и пытался разработать универсальную «аналитическую машину» — по сути, обычный компьютер, только механический.
Типичные персонажи стимпанка — пришельцы из викторианской эпохи, точнее, современного представления о ней. Безумные ученые и инженеры, как Виктор Франкенштейн и Робур-Завоеватель… Гениальные преступники и чудовищные маньяки, подобные профессору Мориарти и Джеку-Потрошителю… Бесстрашные путешественники и первопроходцы вроде Филеаса Фогга и Алана Куотермейна… Хитроумные сыщики — Шерлок Холмс, Нат Пинкертон…
Чудаки-ученые — типичные персонажи стимпанка (кадр из фильма «Город потерянных детей»).
Впрочем, к стимпанку часто относят произведения, в которых паровых технологий нет вовсе. Внимание авторов акцентируется на атмосфере, внешнем антураже, подчеркнутой эстетике викторианской эпохи и нео-готики — таков «атмосферный стимпанк». Фильмы «Молодой Шерлок Холмс» и «Город потерянных детей», романы «Машина лорда Кельвина» Джеймса Блейлока и «Вервольф в Лондоне» Брайана Стейблфорда — всё это примеры атмосферного стимпанка.
Стимпанк как образ жизни
Эстетика стимпанка оказалось настолько притягательна, что привела к рождению субкультуры с появлением собственной моды, дизайна, даже музыки. Движение стимпанков, особо популярное в Японии и известное также как «нео-викторианство», объединяет эстетические принципы викторианской эпохи с пристрастием к современным технологиям.
Стимпанк-мода — синтез стилистики готов, панков и «индастриал» с некоторыми элементами викторианства. У женщин — подвязки, корсеты, юбки с рюшами. У мужчин — крупные, грубые металлические заклепки на одежде, ботинки на высоких каблуках с огромными застежками. Музыкальный стимпанк — атмосферные мелодии, заставляющие слушателя почувствовать себя в конце 19 века.
Таймпанк: не совсем жанры
Обложка книги GURPS Steampunk.
Доминирование паровой технологии в мирах таймпанка не обязательно: движительной техносилой может быть что угодно, от големов до динозавров.
Стоунпанк (stonepunk) моделирует мир, стоящий на технологическом уровне каменного века. Самый яркий пример — мультсериал и фильм «Флинтстоуны», пародия на современный американский быт с переносом его в доисторические времена.
Сандалпанк (sandalpunk) изображает мир эпохи Античности, где произошел технологический анахронизм — использование невозможных в реальности научных открытий. В итоге возникает будущее, где древнегреческая или древнеримская цивилизации не разрушились, а благополучно существуют и поныне. Так, паровой двигатель, придуманный Героном Александрийским, обрел реальное воплощение, в корне изменив ход истории («Другие песни» поляка Яцека Дукая).
Миддлпанк (middlepunk) — все то же самое, но с началом века пара в Средневековье.
Клокпанк (clockpunk) вдохновляется эпохой Возрождения и Барокко. Название происходит от использования часовых механизмов, которые в клокпанке обычно заменяют паровые машины. Например, в романе Поля Макоули «Ангел Паскаля» Леонардо Да Винчи устроил индустриальную революцию на 400 лет раньше положенного срока. Другими примерами клокпанка можно считать некоторые романы из «Плоского мира» Терри Пратчетта, цикл «Эпоха безумия» Грегори Киза, комиксы Нила Геймана «1602».
Реальная либо оставшаяся только в проекте техника в ретрофутуристических вселенных может воплотиться в традициях гигантомании: огромные винтовые самолеты, трансконтинентальные дирижабли, гигантские дизельные роботы, чудовищного вида механизмы. Это ответвление ретро-футуризма известно как дизельпанк (dieselpunk). Термин появился при создании компьютерной РПГ Children of the Sun. Наиболее яркие образчики дизельпанка — аниме «Изгнанник» (см. «МФ» №18, февраль 2005) и фильм «Небесный капитан и Мир Будущего». Подробно о дизельпанке мы писали в декабре 2004 («МФ» №16).
Стимпанк и подобные ему стили относятся к эстетическому направлению ретрофутуризм (retro-futurism) — изображению миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. В одних мирах технологическое развитие принимает особо гротескный характер. Например, возникают абсолютно безумные, невозможные средства передвижения вроде космических парусников из диснеевского мультфильма «Планета сокровищ» или летающего острова из аниме «Небесный остров Лапута». К ярким образчикам ретрофутуризма относятся также цикл Филипа Рива о Живых машинах, роман Теодора Джадсона «Война Фитцпатрика», комикс Neotopia.
Реальная техника дизельпанка
Многобашенные танки, паровые подлодки, летающие авианосцы… Думаете, до такого только фантасты могли додуматься?